Конституция германской империи 1871 г кратко

Обновлено: 15.05.2024

По форме государственного устройства Германия становилась федерацией. Она состояла из 25 государственных образований (4 королевств, 6 великих герцогств, 4 герцогств, 8 княжеств, 3 вольных городов) и имперской провинции Эльзас-Лотарингии, аннексированной от Франции. Все члены федерации располагали своими законодательными и исполнительными органами власти.

По форме правления Германия стала конституционной монархией . Германским императором - кайзером - был провозглашен король Пруссии Вильгельм I. Социальную базу новой империи составило высшее прусское дворянство - юнкерство в союзе с крупной буржуазией. Законодательная власть по конституции вверялась парламенту, состоявшему из двух палат .


Верхняя палата - Союзный совет (бундесрат) - состоял из представителей государств, входящих в состав союза. Они назначались правительствами союзных государств, а нормы представительства определялись самой конституцией. Из 58 голосов в союзном совете 17 принадлежало Пруссии, 6 - Баварии, по 4 - Саксонии и Вюртенбергу, по 3 – Бадену и Гессену, остальным членам союза по 1 голосу (ст. 6).

Кроме законодательных полномочий верхняя палата обладала и рядом исполнительных функций. Она назначала некоторых имперских чиновников, издавала общие административные распоряжения и инструкции для исполнения законов, принимала решение об экзекуции (принуждении) отдельных членов союза к соблюдению конституционных обязанностей. Во главе исполнительной власти стоял император, который осуществлял президентство в империи и являлся главой государства.

Он обладал весьма широкой компетенцией:
• назначал и увольнял должностных лиц империи, включая председателя союзного совета - канцлера (ст. 15, 18);
• имел право законодательной инициативы, опубликовывал законы и осуществлял контроль за их исполнением (ст. 17);
• выступал представителем империи в международных отношениях (заключал мир, подписывал международные договора, с согласия союзного совета объявлял войну, аккредитовал и принимал послов (ст.11);
• являлся главой вооруженных сил (ст.63, 64);
• мог контролировать деятельность парламента, т.к. имел право созывать, открывать, отсрочивать, закрывать союзный совет и рейхстаг, а так же с согласия верхней палаты досрочно распускать нижнюю (ст. 12,24).
Особое место в системе исполнительной власти принадлежало канцлеру . Он назначался императором и был ответственен только перед ним. Канцлер был единственным общеимперским министром и обладал обширными полномочиями .
Все постановления и распоряжения императора требовали его подписи. Он председательствовал в Союзном совете и руководил его постоянными комитетами.

Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король, он был волен приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный ему закон, касающийся конституции, финансов и военного дела. Император был связан контрасигнатурой канцлера, которого он же был волен назначать и смещать по своему усмотрению.

Таким образом, исходя из конституции 1871 г., государственная власть в Германской империи должна была основываться на принципе разделения властей и представительном правлении. Однако отсутствие системы сдержек и противовесов, наличие ряда юридических несообразностей (например, император был связан контрасигнатурой канцлера, которого сам назначал и имел право сместить и др.) делало демократизацию власти невозможной и вело к формированию режима, при котором правительство во главе с императором доминировало над парламентом.

В итоге Франко-Прусской войны 1870 – 1871 гг. выдвинула на первое место Пруссию. Именно она базой нового федеративного Северогерманского союза и собирателем германских земель.

После пленения при Седане французской армии во главе с Наполеоном III южногерманские земли приступили к переговорам с Пруссией о вхождении в Северогерманский союз. 23 ноября 1870 г. Северогерманский союз заключил соглашение с Баварией. 25 ноября членом союза стал Вюртемберг.

Решением Рейхстага Северогерманского союза от 10 декабря 1870 г. с подачи канцлера Отто фон Бисмарка Северогерманский союз превратился в Германскую империю; глава Северогерманского союза стал императором Германии.

Новый закон

Образование Германской империи обусловило необходимость принятия нового основного закона государства, который должен был учитывать союз с примкнувшими княжествами. Идея создания закона принадлежала О. фон Бисмарку, ставшему первым канцлером империи.

21 марта 1871 г. на заседании Германского рейхстага началось обсуждение проекта, а уже 16 апреля конституцию приняли. Это была модифицированная версия основного закона ликвидированного Северогерманского союза.

Структура закона

Структурно Конституция Германии 1871 г. включала:

- преамбулу, в которой закреплялся союз территорий и образование Германской империи.

- в I отделе закреплялись территория государства и ее субъекты;

- во II отделе разграничивались полномочия между федерацией и ее землями;

- в III отделе устанавливался правовой статус Бундесрата;

- IV отдел содержал положения о полномочиях президента – императора;

- V отдел закреплял положение Рейхстага;

- VI отдел касался таможни и торговли;

- в VII отделе говорилось о положении железных дорог;

- в VIII отделе – о почте и телеграфе;

- IX отдел закреплял нормы о флоте и мореплавании;

- в X отделе утверждался статус консульств и представительств империи за границей;

- в XI отделе закреплялись нормы, раскрывающие военное дело;

- XII отдел касался вопросов финансов государства;

- XIII отдел – Устав о конфликтах и наказаниях.

Новая Германия по Конституции 1871 г.

Новая конституция закрепляла верховенство федеральных законов над законами субъектов империи. Вводилось распределение компетенций на ведение империи и совместное ведение империи и ее субъектов.

Согласно конституции утверждалась конституционная дуалистическая монархия: свою власть монарх делил с парламентом, его полномочия четко закреплялись в конституции. Император был президентом Союза, представлял объединенное государство на международной арене, мог объявлять войну и заключать мир и союзы. Но свои действия он должен был согласовывать с Бундесратом как представителем интересов всех субъектов. Император – глава исполнительной власти, назначал должностных лиц империи и канцлера. Он же созывал и распускал Союзный совет и Рейхстаг, мог разрабатывать и публиковать имперские законы и надзирать за их исполнением. Первым императором нового государства стал Вильгельм I.

Законодательную власть представлял парламент из двух палат: Рейхстага (парламент) и Бундесрата (союзный совет, представительный орган субъектов федерации).

Исполнительная власть была представлена императором, который имел право назначения имперского канцлера и должностных лиц государства. Но на практике реальная власть сосредоточилась в руках канцлера, который руководил заседаниями Бундесрата и его работой. Имел право решающего голоса на заседаниях Бундесрата при равенстве голосов его членов.




Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь правом канцлера на контрасигнатуру. Но при подписании военных приказов, объявлении войны, заключении мира, в вопросах командования армией и флотом император не был связан контрасигнатурой канцлера. Канцлер также должен был ежегодно представлять Союзному совету и рейхстагу отчет о расходах (XII, 72), но сместить его с должности мог только император, что превращало эту ответственность в функцию.

Но, тем не менее, статья 20 конституции декретировала введение всеобщего мужского избирательного права, хотя сам Бисмарк относился к всеобщему голосованию как институту вредному и опасному. Всеобщее избирательное право было продиктовано чисто политическими, точнее внешнеполитическими, обстоятельствами: необходимо было лишить аргументов те европейские державы, которые усматривали в насильственном объединении Германии нарушение исконной воли объединенных народов.

Досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней – бундесрата, и это не единожды делалось.

Функции имперского правительства были весьма широкими. «Надзору со стороны империи и ее законодательству подлежат следующие предметы:

1) Определения, касающиеся свободы переселения, отношений к месту рождения и к месту жительства, права гражданства, паспортов, полиции, иностранцев, а также касающиеся ремесла и страхования, сверх того определения о колонизации и о переселении в иностранные, негерманские земли.

2) Законодательство таможенное и торговое и установление налогов, необходимых для нужд империи.

3) Определение системы мер, весов и монет, а также основные положения о выпуске бумажных денег, гарантированных движимыми или недвижимыми ценностями.

4) Общие определения в банках.

5) Патенты на изобретения.

6) Охрана авторской собственности.

7) Организация общей защиты германской торговли за границей, германского мореплавания и распределение общего консульского представительства, установленного на счет империи.

10) Почта и телеграф.

13) Общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство.

14) Армия и военный флот в империи.

На долю же местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов, получавших преимущества перед законами областническими.

Итак, по своему социально-политическому содержанию конституция 1871 г. была выражением компромисса, установившегося в ходе развития страны, между феодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германским капиталом.

В создавшейся ситуации не могло быть и речи о ликвидации все еще полуфеодального землевладения и некоторых иных пережитков феодализма вообще, включая городскую промышленность и ремесло.

Заключение

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать выводы, что конец эпохи наполеоновских войн в Европе был ознаменован созданием нового объединения германских государств, правовой основой которого стал Союзный акт 1815 г., принятый на Венском конгрессе державами-победительницами. Они боялись возникновения в сердце Европы единого сильного немецкого государства, но были заинтересованы в создании некоего конфедеративного форпоста у границ беспокойной Франции.

В Германский союз кроме Австрии и Пруссии вошли еще 35 суверенных монархий (впоследствии - 32) - королевств, княжеств, герцогств и 4 вольных города, между которыми не существовало ни крепких экономических связей, ни единого законодательства, ни общих финансов или дипломатических служб. Союзный акт 1815 г. предписывал не только форму отношений между немецкими государствами, но и будущее внутреннее устройство этих государств на основе сословно-представительных конституций. С 1816 по 1847 гг. в большинстве германских государств были приняты, во исполнение решения Союзного акта 1815 г., первые конституции, в основном в форме октроированных хартий.

Необходимость создания единого государства стала особенно очевидна в середине XIX в. в связи с завершением промышленного переворота, который в отличие от Англии и Франции начался в Германии задолго до революции в условиях политической раздробленности, при сохранении феодального уклада в значительной части немецкой деревни.

Главным достоинством Конституции 1849 г., внесшей значительный вклад в историю развития германского конституционализма, явилась разработка правовых основ такой модели федерального государства, которая, как представляется, в наибольшей мере соответствовала и учитывала исторические, политические, социальные условия и задачи, стоящие перед объединенной Германией того времени. Конституция вместе с введениемединого гражданства предусмотрела необходимость создания единого правового пространства, закрепив право и обязанность империи "издавать общие уложения гражданского, торгового, вексельного и уголовного права".

При этом утверждался конституционный принцип любой федеративной формы государственного единства - имперские (общефедеральные) законы стоят выше законов отдельных государств, если за ними точно не оговорено их подчиненное значение.

Кроме того, созданию единой Конституции Германской империи предшествовали важные внешнеполитические события (война с Францией), которые завершили процесс объединения Германии и обусловили необходимость создания Конституции Германской империи, как основного нормативно-правового акта нового государства на карте Европы.

Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь правом канцлера на контрасигнатуру. Но при подписании военных приказов, объявлении войны, заключении мира, в вопросах командования армией и флотом император не был связан контрасигнатурой канцлера. Канцлер также должен был ежегодно представлять Союзному совету и рейхстагу отчет о расходах (XII, 72), но сместить его с должности мог только император, что превращало эту ответственность в функцию.

Но, тем не менее, статья 20 конституции декретировала введение всеобщего мужского избирательного права, хотя сам Бисмарк относился к всеобщему голосованию как институту вредному и опасному. Всеобщее избирательное право было продиктовано чисто политическими, точнее внешнеполитическими, обстоятельствами: необходимо было лишить аргументов те европейские державы, которые усматривали в насильственном объединении Германии нарушение исконной воли объединенных народов.

Досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней – бундесрата, и это не единожды делалось.

Функции имперского правительства были весьма широкими. «Надзору со стороны империи и ее законодательству подлежат следующие предметы:

1) Определения, касающиеся свободы переселения, отношений к месту рождения и к месту жительства, права гражданства, паспортов, полиции, иностранцев, а также касающиеся ремесла и страхования, сверх того определения о колонизации и о переселении в иностранные, негерманские земли.

2) Законодательство таможенное и торговое и установление налогов, необходимых для нужд империи.

3) Определение системы мер, весов и монет, а также основные положения о выпуске бумажных денег, гарантированных движимыми или недвижимыми ценностями.

4) Общие определения в банках.

5) Патенты на изобретения.

6) Охрана авторской собственности.

7) Организация общей защиты германской торговли за границей, германского мореплавания и распределение общего консульского представительства, установленного на счет империи.

10) Почта и телеграф.

13) Общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство.

14) Армия и военный флот в империи.

На долю же местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов, получавших преимущества перед законами областническими.

Итак, по своему социально-политическому содержанию конституция 1871 г. была выражением компромисса, установившегося в ходе развития страны, между феодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германским капиталом.

В создавшейся ситуации не могло быть и речи о ликвидации все еще полуфеодального землевладения и некоторых иных пережитков феодализма вообще, включая городскую промышленность и ремесло.

Заключение

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать выводы, что конец эпохи наполеоновских войн в Европе был ознаменован созданием нового объединения германских государств, правовой основой которого стал Союзный акт 1815 г., принятый на Венском конгрессе державами-победительницами. Они боялись возникновения в сердце Европы единого сильного немецкого государства, но были заинтересованы в создании некоего конфедеративного форпоста у границ беспокойной Франции.

В Германский союз кроме Австрии и Пруссии вошли еще 35 суверенных монархий (впоследствии - 32) - королевств, княжеств, герцогств и 4 вольных города, между которыми не существовало ни крепких экономических связей, ни единого законодательства, ни общих финансов или дипломатических служб. Союзный акт 1815 г. предписывал не только форму отношений между немецкими государствами, но и будущее внутреннее устройство этих государств на основе сословно-представительных конституций. С 1816 по 1847 гг. в большинстве германских государств были приняты, во исполнение решения Союзного акта 1815 г., первые конституции, в основном в форме октроированных хартий.

Необходимость создания единого государства стала особенно очевидна в середине XIX в. в связи с завершением промышленного переворота, который в отличие от Англии и Франции начался в Германии задолго до революции в условиях политической раздробленности, при сохранении феодального уклада в значительной части немецкой деревни.

Главным достоинством Конституции 1849 г., внесшей значительный вклад в историю развития германского конституционализма, явилась разработка правовых основ такой модели федерального государства, которая, как представляется, в наибольшей мере соответствовала и учитывала исторические, политические, социальные условия и задачи, стоящие перед объединенной Германией того времени. Конституция вместе с введениемединого гражданства предусмотрела необходимость создания единого правового пространства, закрепив право и обязанность империи "издавать общие уложения гражданского, торгового, вексельного и уголовного права".

При этом утверждался конституционный принцип любой федеративной формы государственного единства - имперские (общефедеральные) законы стоят выше законов отдельных государств, если за ними точно не оговорено их подчиненное значение.

Кроме того, созданию единой Конституции Германской империи предшествовали важные внешнеполитические события (война с Францией), которые завершили процесс объединения Германии и обусловили необходимость создания Конституции Германской империи, как основного нормативно-правового акта нового государства на карте Европы.

18 января 1871 г. Северогерманский союз, состоявший из 22 немецких государств под председательством прусского короля, был преобразован в Германскую империю. Король Пруссии был провозглашен императором Вильгельмом I. В марте 1871 г. начал свою работу первый германский рейхстаг, а 14 апреля он принял Конституцию нового государственного образования.

Представительство государств, вошедших в состав Союза, обеспечивалось в Союзном совете (бундесрате).

Президентство в Союзе принадлежало королю Пруссии, который получал титул германского императора. Он представлял империю в международных делах, включая право на заключение международных союзов и соглашений, право объявлять войну и заключать мир; получал возможность контролировать представительные органы, обладал правом созыва, отсрочивания и закрытия Союзного совета и рейхстага; имел законодательные полномочия и право надзора за исполнением законов; издавал имеющие силу закона постановления и распоряжения; мог объявлять военное положение на любой территории империи; как глава исполнительной власти назначал и увольнял имперских должностных лиц.

Важное место в государственном механизме Германии занял канцлер.

Законодательными органами являлись бундесрат (Союзный совет) и рейхстаг. Бундесрат занял положение верхней палаты парламента: он имел право издавать административные распоряжения во исполнение законодательства, обладал правом конституционного контроля. Рейхстаг – нижняя палата – был органом общенационального представительства, но его компетенция ограничивалась правом бундесрата и императора не утверждать решения рейхстага.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало

100. Парижская коммуна 1871 г

100. Парижская коммуна 1871 г В 1870 г. Франция оказалась втянутой в войну с Пруссией. Поражение и капитуляция французской армии ускорили падение Второй империи. Известия о военной катастрофе под Седаном и о пленении императора вызвали в начале сентября 1870 г. революционный

110. Система управления Германской империей в конце XIX в.

Переверзев Павел Николаевич (1871–1944), судебный деятель

Переверзев Павел Николаевич (1871–1944), судебный деятель * * *Родился в дворянской семье. Образование получил на юридическом факультете С.-Петербургского университета, после окончания которого служил в Министерстве юстиции на различных должностях. В 1901 вступил в сословие

§ 69. Образование Второй Германской империи

§ 69. Образование Второй Германской империи Объединение Германии Поражение объединительных тенденций в революции 1848 года и укрепление политической реакции в большинстве германских государств первоначально вернули Германию к уровню прежних внутренних

Конституция 1871 года

Конституция 1871 года Организация новой империи была закреплена в конституции, принятой учредительным райхстагом 22 апреля 1871 г.; с 4 мая того же года она вступила в силу. Союз государств был юридически преобразован в империю, не переставая быть особо организованным

3. Ликвидация германской агентуры и крах иранской политики Третьего рейха

3. Ликвидация германской агентуры и крах иранской политики Третьего рейха С наступлением 1943 г. изменились задачи, которые приходилось решать нацистам в Иране. Если в 1941–1942 гг. германская активность в основном была направлена на подготовку благоприятных условий для

§ 4. Парижская коммуна 1871 г.

§ 4. Парижская коммуна 1871 г. Крепнущие патриотические настроения во Франции, лозунги защиты отечества все чаще стали сопровождаться требованиями революционного переустройства общества. Этому способствовала деятельность французской секции I Интернационала и

§ 5. Третья республика во Франции (1871–1900 гг.)

§ 5. Третья республика во Франции (1871–1900 гг.) Утверждение Третьей республики. Политическая обстановка во Франции после падения Коммуны характеризовалась не только жестоким террором по отношению к коммунарам, но и усилением реакции по всем направлениям. Во многих

§ 2. Конституция и государственный строй Германской империи

§ 2. Конституция и государственный строй Германской империи Конституция Германской империи 1871 г. В 1871 г. была принята Конституция Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза, а также учла договоры с южногерманскими

Читайте также: