Декоративно прикладное искусство древней руси кратко

Обновлено: 18.05.2024

Прикладное искусство Ки­евской Руси отличается большим разнообразием, высоким техни­ческим мастерством, совершенством художественного вкуса. В этом отношении показательны многочисленные произведения ювелир­ного искусства, которые находят в большом числе во время архео­логических раскопок: это серьги, подвески, гривны, браслеты. Они выполнены из серебра или золота с применением скани и зерни, техник, известных еще древним славянам. Тонкие крученые прово­лочки или крошечные зерна напаивали на основу, создавая причуд­ливые орнаменты. Уже в IX в. появилась на Руси техника чернения изделий из серебра. При этом обычно фон покрывался чернью, а само изображение делалось выпуклым.

Большого мастерства достигли киевские мастера в изготовлении изделий из эмали. Техника эмали была заимствована в Византии. Искусство эмали было чрезвычайно популярным — русские худож­ники киевского периода достигли высочайшего технического уров­ня в изготовлении перегородчатой эмали. Расстояния между тонкими золотыми перегородками заполняли яркой стекловидной массой, окрашенной окисью металлов в разные цвета— эмалью, которая при обжиге затвердевала. Многочисленные маленькие эма­левые образки могли иметь самостоятельное значение или украшать оклады (переплеты) книг.

В кладах, найденных в Рязани в 1822 г. и в Киеве в 1889 г., обнаружено несколько замечательных ювелирных изделий из золота и эмали, датируемых двенадцатым столетием. Расцвет этого вида прикладного искусства свидетельствует о высокой художественной зрелости киевской культуры.

Высоко было развито в Киевской Руси и искусство вышивки, хотя до нас дошло совсем немного ее образцов. И в монастырях, и в княжеских дворцах обучались искусные вышивальщицы, а кня­гини особо покровительствовали этому искусству, распространение которого, однако, ни и коем случае не ограничивалось княжескими палатами. Почти каждая хозяйка и в городах, и в деревнях была знакома, по крайней мере, с азами вышивания, которое можно считать видом народного искусства в самом широком смысле этого слова.

XII—XIII в.— период расцвета новгородского прикладного ис­кусства. Характерный орнамент, напоминающий плетение из ре­мней, который использовался для заставок и инициалов многочисленных рукописных книг этого времени, имеет аналогии и в украшении изделий из металла. В художественном отношении особенно примечательны две дарохранительницы из ризницы Со­фийского собора. Это своего рода модели храмов. Большой сион украшен рельефными фигурами двенадцати апостолов. Они отли­чаются легкими и стройными пропорциями, тонкой проработкой деталей. Рельефы другой манеры мы видим на потирах — сосудах для причастия. Ручки украшены гроздьями винограда. Для рельефов типична известная плоскостность. Фигуры святых большеголовы, коренасты и напоминают о новгородской иконописи демократи­ческого направления. В надписи на поддоне одного из них указано имя мастера — Коста, на другом — Братила. Как можно опреде­лить по характеру начертания букв, сосуды выполнены в первой половине XII в. Как и Киев, Новгород славился искусством перегородчатой эмали. Об этом можно судить по маленьким иконкам оклада Мстиславова евангелия XII в., хранящегося в Историческом музее (9).

Разнообразие орнаментальных форм характерно для всех изде­лий русского прикладного искусства. Оно проявляется в украшении рукописей, вышивках, эмалях, в резьбе по дереву, изделиях из кости и т. д. Оно повлияло не только на искусство высших классов, но и на народное искусство, так как эти традиции сохранились в народ­ном творчестве и в более поздние периоды.

Татаро-монгольское нашествие 1237—1241 гг. застигло Киев­скую Русь цветущей державой. Однако постоянные междоусобицы уже подточили ее могущество. В 30-е гг. XIII в. Киевская Русь начала распадаться на мелкие княжества. В 1223 г. на реке Калке произошло первое сражение русских войск с татаро-монгольской ордой, закон­чившееся их полным разгромом. Зимой 1237 г. войска Батыя, внука Чингисхана, вторглись в рязанские земли, а в 1240 г. пал Киев. Захват русских земель проходил в упорной и кровопролитной борьбе. Батый, первоначально вынашивавший планы покорения Европы, не смог двинуться на Запад, ослабленный этой борьбой. Кочевники обосновались на Нижней Волге, назвав свое государство Золотой Ордой. Русские княжества стали их вассалами. За этими скупыми фактами стоит многолетняя трагедия нашего народа, завершение самого древнего периода нашей государственности, прекращение блестящего культурного расцвета Киевской Руси. Монголо-татарские нашествия внезапно прервали тот блестящий расцвет искусства, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре киевского государства и Владимиро-Суздальского кня­жества. Хотя северные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, но и здесь в период усиления угрозы набегов художественная жизнь замерла (9).

Выдающееся развитие на Руси в домонгольское время получило художественное ремесло. В русских городах работали ремесленники более 100 специальностей.

Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ремесел относится кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное распространение получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XII–XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины X в. широко развивается изготовление кирпича, многоцветной керамики, обработка кожи и дерева.

Народное прикладное искусство являлось основой для дальнейшего развития архитектуры, живописи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3.8. Скифские ремесла и прикладное искусство

§ 5. Прикладное искусство

§ 5. Прикладное искусство В XIV в. возрождаются и набирают силы различные отрасли прикладного искусства. Это — украшение жилищ (изб, теремов) деревянной резьбой, роспись глиняной посуды, изготовление окладов рукописных книг, миниатюр к их текстам и др. Правда, многое не

Прикладное искусство

Прикладное искусство Развитие государства, рост благосостояния придворной аристократии требовали изготовления все большего количества предметов роскоши. В связи с этим мощный толчок получило развитие прикладного искусства. Достигается совершенство техники

Сёгунат Токугава. Прикладное искусство

Сёгунат Токугава. Прикладное искусство Городское население не могло позволить себе роскоши использовать в быту посуду из драгоценных металлов, как это было распространено у правящего слоя. В связи с этим наступает новый период расцвета керамического ремесла. Первые

Китайское прикладное искусство

7. Декоративно-прикладное искусство

7. Декоративно-прикладное искусство Выдающееся развитие на Руси в домонгольское время получило художественное ремесло. В русских городах работали ремесленники более 100 специальностей.Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом

5. Декоративно-прикладное искусство

5. Декоративно-прикладное искусство Рост городов и городских посадов, развитие ремесла способствовали дальнейшему развитию в XVI в. декоративно-прикладного искусства, главным центром которого стала Москва. Лучшие ремесленники объединялись в царских и митрополичьих

7. Прикладное искусство

7. Прикладное искусство В XVII в. продолжался начавшийся в предыдущем столетии расцвет прикладного искусства, главным центром которого являлись мастерские Московского Кремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына и другие палаты). В них работали собранные со всей

§ 5. Прикладное искусство

§ 5. Прикладное искусство В XIV в. возрождаются и набирают силы различные отаслн прикладного искусства. Это – украшение жилищ (изб, теремов) деревянной резьбой, роспись глиняной посуды, изготовление окладов рукописных книг, миниатюр к их текстам и др. Правда, многое не

8. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство

6. Архитектура, скульптура. Декоративно-прикладное искусство

6. Архитектура, скульптура. Декоративно-прикладное искусство В Японии начиная с V в. строились буддийские храмы. Открытые для обозрения, они служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим

3. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

3. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Архитектура. С образованием Древнерусского государства одной из главных проблем была защита страны от нападений внешних врагов. Постоянная угроза со стороны кочевых народов Степи — печенегов, а позже — половцев требовала

Прикладное искусство

Глава 7 Междисциплинарность и прикладное значение устной истории

Глава 7 Междисциплинарность и прикладное значение устной истории Устная история в контексте междисциплинарного взаимодействия Известный историк, методолог исторической науки М. Блок писал: «Любая наука, взятая изолированно, представляет лишь некий фрагмент всеобщего

Искусство Древней Руси представляет собой важную часть культурного наследия всех восточнославянских народов. Многочисленные произведения искусства Древней Руси — результат творчества огромного количества художников, живших на территории современных Украины, Беларуси и России в период с IX до первой трети XIII веков. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь небольшое количество работ старинных мастеров.

Искусство Древней Руси сочетает в себе традиции сразу нескольких соседних культур. Помимо славянских корней в нем отчетливо прослеживается влияние византийских и балканских мастеров, живших на территории древнерусского государства в течение нескольких столетий.

Искусство Древней Руси. Височные кольца вятичей, XII век

Основные периоды искусства Древней Руси

Искусство Древней Руси развивалось на протяжении четырехсот лет: от периода создания мощного централизованного государства в середине IX века до монголо-татарского нашествия в конце первой трети XIII века. За это время произошли огромные изменения не только в политической, но и в культурной жизни восточных славян.

Искусство Древней Руси. Софийский собор в Новгороде, XI век

Современными историками принято разделять искусство Древней Руси на два основных периода: дохристианский и христианский. Дохристианский период продлился чуть более ста лет — с момента образования Киевской Руси под предводительством первого летописного князя Рюрика до официального принятия Христианства в 988 году. В это время в искусстве преобладали древние местные культурные традиции, сформировавшиеся в течение многих веков на основе языческих верований восточнославянских племен.

Искусство Древней Руси. Золотые ворота в Киеве (современная реконструкция), XI век

После Крещения Руси Владимиром начался христианский период истории государства, для которого было характерно внедрение новых культурных традиций во все сферы искусства. В эпоху расцвета древнерусского княжества сюда устремились не только христианские миссионеры, но и многочисленные мастера из разных уголков Византийской империи, в том числе из ее столицы — Константинополя, а также греческих и анатолийских земель.

Искусство Древней Руси. Икона святых Петра и Павла, XI век

Особенности искусства Древней Руси

Искусство Древней Руси, главным образом, включает в себя шедевры, созданные умелыми художниками и ремесленниками в сферах:

Искусство Древней Руси. Ювелирные украшения из Вищинского клада, начало XIII века

Помимо этого, большую историческую ценность представляют собой уникальные предметы многих разновидностей декоративно-прикладного искусства (шитья, ткачества, резьбы по камню, художественной обработки металла, плетения и керамики).

Искусство Древней Руси. Фреска в нише северной стены церкви Бориса и Глеба в Кидекше, XII век

Архитектура Древней Руси дохристианского периода до наших дней практически не сохранилась, так как все здания в те времена строились из древесины. Только с принятием христианства появилось каменное зодчество. Первой исторической постройкой, возведенной из камня, историки признают Десятинную церковь в Киеве, созданную приглашенными из Византии мастерами.

Искусство Древней Руси. Киевский Софийский собор, XI век

В последующие два столетия на территории Руси было построено большое количество каменных храмов, в том числе и всемирно известные шедевры архитектуры:

  • Софийский собор, Золотые ворота и комплекс зданий Киево-Печерского монастыря в Киеве;
  • Софийский собор в Великом Новгороде;
  • Успенский собор во Владимире;
  • Рождественский собор в Суздале;
  • Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Искусство Древней Руси. Церковь Покрова на Нерли, XII век

Для архитектуры Древней Руси характерно преобладание крестово-купольной планировки при строительстве храмов. Деревянные оконные рамы мастера украшали витражами, а стены возводили из квадратного кирпича и натурального камня. Для защиты зданий от влажности и перепадов температуры использовалась известняковая штукатурка.

Деревянная и каменная скульптура была широко распространена на Руси в дохристианский период. Основным объектом творчества древних мастеров были идолы — истуканы, изображающие различных божеств языческого пантеона. После принятия христианства эти памятники древнего искусства были повсеместно уничтожены в рамках борьбы с идолопоклонством.

Искусство Древней Руси. Збручский идол, X век

В связи с тем, что в Византийской империи начала второго тысячелетия нашей эры скульптура переживала очевидный упадок, в христианской Киевской Руси эта сфера искусства практически не развивалась. Исключение составляли лишь небольшие рельефы, которые на плитах из известняка создавали мастера для украшения храмов.

Зато живопись в Киевской Руси на протяжении X-XIII столетий переживала подлинный расцвет. Приезжие византийские мастера щедро поделились с местными художниками уникальными секретами создания икон и фресковых росписей. Изображения с ликами святых и сценами из священных текстов украшали интерьеры соборов, а деревянные иконы были важной составляющей не только убранства храмов, но и множества религиозных ритуалов.

Значительных успехов древнерусские художники добились и в сфере мозаики, из кусочков разноцветного стекла (смальты) они выкладывали красочные настенные, напольные и потолочные панно в церквях по византийскому образцу. Но трудоемкое мозаичное искусство в начале XII века было почти полностью вытеснено более легкой в исполнении техникой художественной отделки — фресковой росписью.

С начала XI столетия ведет свой отсчет искусство создания русских летописей — одной из разновидностей книжной миниатюры. Центрами этого ремесла были монастыри, княжеские дворы и места проживания церковных иерархов. Помимо текстов писцы украшали пергаменты всевозможными узорами и цветными иллюстрациями. Наряду с историческими летописями древние мастера также изготавливали уникальные документы на темы:

  • священных христианских текстов;
  • былинных сюжетов;
  • фольклорных народных произведений.

Древнерусская земля также славилась своими ювелирными изделиями. Местные умельцы мастерски владели различными техниками художественной обработки металлов, изготавливали предметы роскоши для знати, праздничную домашнюю утварь, украшения для одежды, а также нательные кресты и миниатюрные образки. К числу уникальных ювелирных изделий местных мастеров можно по праву причислить колты — женские украшения для головных уборов в виде полых металлических подвесок.

Искусство Древней Руси. Колты с изображениями птиц по сторонам древа жизни и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов XII век

Искусство Древней Руси сегодня вызывает огромный интерес у историков и коллекционеров. На арт-аукционах шедевры декоративно-прикладного и изобразительного искусства продаются за огромные деньги, а найденные в ходе археологических раскопок уникальные артефакты той эпохи, украшают экспозиции лучших музеев мира.

Русское декоративно-прикладное искусство

Палитра русских росписей чрезвычайно богата. Вот некоторые из них: Мезенская, Похлов-Майданская, Пижемская, Гуслицкая, Ракульская, Шекснинская золоченка, Хохломская, Борецкая, Петербургская, Городецкая, Жостовская, Гжельская, Великоустюжская чернь, Владимирская, Волховская, Вятская, Карельская, Кемеровская, Киевская, Курская, Липецкая, Онежская, Пермогорская, Петриковская, Полховско-Майданская, Пучужская, Тагильская, Урало-Сибирская, Шенкурская.

1956, 6 июня, Отмена платы за обучение в старших классах средней школы, в средних специальных и высших учебных заведениях.

Атласов Владимир Васильевич, Ок. 1661/1664 – 1711, Поход Владимира Атласова и его отряда закончился присоединением Камчатки к России. За это ему присвоили чин казачьего головы и выдали награду в размере 100 рублей.

Читайте также: