Модель конфликта модель самореализации модель согласованности кратко

Обновлено: 28.06.2024

4. Литература

ЛИТЕРАТУРА
Мадди С. Теории личности: сравнительный
анализ. – СПб.: Речь, 2002. – 539 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб,
1997. – 608 с.
Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Личность. Теории,
упражнения, эксперименты. – СПб.: праймЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного
человекознания. - СПб.: Питер, 2000.

5. Основные цели современной психологии личности

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
ЛИЧНОСТИ
- объяснить с позиций науки, почему люди ведут себя
так, а не иначе.
— помогать людям получать большее удовлетворение
от жизни, преодолевая жизненные трудности и
открывая в себе все лучшее, на что они способны.

6. 1. Понятие о личности в психологии

Проблема личности является одной из центральных в
различных отраслях психологии:
общая психология исследует психические свойства и
отношения личности,
дифференциальная психология исследует
индивидуальные особенности и различия между
людьми,
социальная психология исследует межличностные
связи, статус и роли личности в различных общностях,
все отрасли прикладной психологии исследуют
конкретные виды деятельности человека. Б.Г. Ананьев

Хотя в настоящее время нет общепринятого
единственного определения личности, тем не
менее, в большинстве теоретических
определений личность рассматривается как
общая идея индивидуальных различий, как
гипотетическая структура, как процесс
развития на протяжении жизни, а также как
сущность, объясняющая стабильные формы
поведения.

В большинстве определений подчеркивается
значение индивидуальности, или
индивидуальных различий.
В личности представлены такие особые
качества, благодаря которым данный человек
отличается от всех остальных людей.

В большинстве определений личность
предстает в виде некоей гипотетической
структуры или организации.
Поведение индивидуума, доступное
непосредственному наблюдению,
рассматривается как организованное
личностью.
Другими словами, личность — абстракция,
основанная на выводах, полученных в
результате наблюдения за поведением
человека.

- В большинстве определений подчеркивается
важность рассмотрения личности в
соотношении с жизненной историей
индивидуума или перспективами развития.
Личность формируется в результате влияния
внутренних и внешних факторов, включая
генетическую и биологическую
предрасположенность, социальный опыт и
меняющиеся обстоятельства окружающей
среды.

15. 3. Теории личности

Теория — это система взаимосвязанных идей,
построений и принципов, цель которой объяснение определенных наблюдений над
реальностью.
Теории личности — это тщательно
выверенные умозаключения или гипотезы о
том, что представляют собой люди, как они
себя ведут и почему они поступают именно
так, а не иначе.

16. 3.1. Компоненты теории личности

1. Структура личности
2. Мотивация
3. Развитие личности
4. Психопатология
5. Психическое здоровье
6. Изменение личности с помощью
терапевтического воздействия

1. Структура личности описывает
относительно неизменные характеристики,
которые люди демонстрируют в различных
обстоятельствах и в разное время – черты
или совокупность черт (импульсивность, честность,
чувствительность и робость).
2. Мотивация - объяснение, почему люди
поступают так, а не иначе.

3. Развитие личности - как мотивация личности
меняются в течение жизни. Объяснение этих
изменений является ключевым компонентом
в теории личности.
4. Психопатология - объяснение причин того,
почему некоторые люди оказываются не в
состоянии приспособиться к требованиям
общества и эффективно функционировать в
нем. Этиология — изучение и объяснение причин
ненормального функционирования — является центральной
темой этого компонента теории личности.

5. Психическое здоровье - критерии оценки
здоровой личности, что именно входит в
понятие здорового образа жизни.
6. Изменение личности с помощью
терапевтического воздействия - как помогать
людям уменьшать проявления недостаточно
адаптивного поведения и достигать
позитивных личностных изменений.

20. 3.2. Теории личности: модели конфликта, модели самореализации и модели согласованности (по Сальваторе Мадди)

№ Категории
теорий
личности
1
2
3
Представители Что
Источники
теорий
представляет движущих сил
собой жизнь, личности
согласно
теории

21. 1. Модель конфликта

В модели конфликта предполагается, что
личность постоянно и неизбежно находится
между двумя сильными, но
противоположными друг другу влияниями.
Жизнь в соответствии с этой моделью
представляет собой в лучшем случае
компромисс, который реализуется в
динамическом балансе этих двух движущих
сил, а в худшем – обреченную на провал
попытку отвергнуть существование одной из
них.

Существуют две версии модели конфликта.
1. В психосоциальной версии источник одной из
этих сил кроется в самом человеке, тогда как
источник второй – в группах или обществе
(З.Фрейд).
2. В интрапсихической версии обе движущие силы
возникают внутри самой личности независимо от
того, рассматривается ли она как индивидуальная
или как социальная сущность (О.Ранк).
Две эти силы изначально антагонистичны друг другу,
и в обеих версиях конфликтной модели считается,
что изменить эти силы невозможно.

23. Напротив, модель самореализации

предполагает, что существует лишь одна ведущая
сила, и источник этой силы кроется в самой
личности.
В соответствии с данной моделью жизнь – это все
возрастающее выражение этой движущей силы.
Хотя и в этой модели существование конфликтов
рассматривается как вполне возможное явление,
эти конфликты не являются ни необходимыми, ни
бесконечными.
Когда тот или иной конфликт имеет место, он
означает, что в жизни человека произошла какаято досадная ошибка.

Как и у модели конфликта, у модели
самореализации также существует две
версии.
1.В соответствии с версией актуализации
движущая сила представляет собой некую
генетическую программу, определяющую
специальные способности личности. И в этом
случае полная, успешная жизнь представляет
собой процесс реализации этих способностей
(К.Роджерс, А.Маслоу).

2.В версии совершенствования, напротив,
акцент делается не столько на генетически
заложенных способностях, сколько на
идеалах того, какая жизнь может считаться
красивой, превосходной и наполненной
смыслом (А.Адлер, Г.Олпорт, Э.Фромм).
Движущая сила стимулирует стремление
человека к достижению определенных
идеалов совершенства независимо от его
способностей и слабых мест.

26. В модели согласованности

не делается акцент на том, сколько существует
движущих сил и приводят ли они к конфликту.
главным является влияние обратной связи из
внешнего мира, которое определяет личность.
Если обратная связь согласуется с ожиданиями
человека или с тем, что ему привычно, личность
находится в состоянии покоя.
Если же имеет место расхождение между обратной
связью, с одной стороны, и ожиданием или
привычкой – с другой, человек будет чувствовать
давление, в результате которого появится стремление
к устранению неудовлетворительного положения
вещей.

Жизнь в соответствии с моделью согласованности
понимается как попытка поддержать
согласованность.
В то время как в модели конфликта (З.Фрейд)
конфликт продолжителен, неизбежен, его
содержание предопределено, он может быть сведен
к минимуму, однако принципиально неустраним,
в модели согласованности конфликта вполне можно
избежать, и его содержание может касаться
совершенно разных аспектов жизнедеятельности
человека.

Модель согласованности также имеет две версии.
1. В версии когнитивного диссонанса те аспекты
личности, в отношении которых может иметь место
несогласованность, когнитивны по своей природе.
(Дж.Келли, Л.Фестингер, Д.МакКлеланд).
2. Напротив, в версии активации акцент делается
на согласованности либо рассогласованности между
привычной для человека степенью физического
напряжения или активации, и той, что существует в
настоящий момент (Д.Фиске, С.Мадди).

29. Выводы.

1. Теории личности выполняют две основные
функции: первая — объяснять наблюдаемые
взаимосвязанные события; вторая —
прогнозировать события и связи, которые до сих
пор не изучались.
2. Теории личности фокусируются на шести
самостоятельных аспектах поведения человека:
структура, мотивация, развитие, психопатология,
психическое здоровье и изменение поведения
посредством терапевтического воздействия.

3.Теории личности основываются на
определенных положениях о природе
человека. Различия во взглядах
персонологов на эти положения составляют
принципиальную основу для различения
соответствующих теорий.
4.Теории личности можно разделить на 3
категории: модели конфликта, модели
самореализации и модели согласованности


Категории теорий Представи Что представляет
личности
тели
собой жизнь,
теорий
согласно теории
Источники
движущих сил
личности
1
Модель конфликта
Психосоциальная
версия
2
3
З.Фрейд,
Г.Мюррей,
Э.Эриксон,
Г.Салливан
------------------------------ ---------------------Интрапсихическая
О.Ранк
версия
Модель
К.Роджерс,
самореализации
А.Маслоу
Версия актуализации
--------------------------- -----------------------------А. Адлер,
Версия
Г. Олпорт,
совершенствования
Э.Фромм
компромисс, который
реализуется в
динамическом
балансе двух
движущих сил,
влияющих на
человека
Это все
возрастающее
выражение одной
ведущей движущей
силы, источник
которой – в самой
личности
1- в человеке
2- в группах или
обществе
Модель
Д.Келли,
согласованности
Д.МакВерсия когнитивного Клеланд
диссонанса
Это попытка
поддержать
согласованность
между ожиданиями
Рассогласование
когнитивных аспектов
(идеи, ожидания)
-----------------------------
--------------------------Обе внутри самой
личности
Генетическая
программа
-----------------------------------Идеалы того, какая
жизнь может считаться
достойной

Мадди С. - Теории личности. Сравнительный анализ.-2002

«Психология - странная наука. Стоит задуматься над ее проблемами, как сразу все становится неясным.

Один из самых авторитетных западных учебников по психологии личности, где представлено и проанализировано большое количество теорий личности (в том числе и подход самого автора, до сих пор практически неизвестный в России), описаны экспериментальные исследования в русле этих теорий.

Книга представляет интерес как для профессиональных психологов и студентов, специализирующихся в области психологии, так и для всех, кого занимают вопросы психологии личности.

Автор сопоставляет разные подходы и обсуждает, насколько каждая теория экспериментально обоснована. Именно поэтому его книга не только не устарела, но, наоборот, сквозь призму десятилетий стала выглядеть классической. Даже хороший знаток книг, посвященных теориям личности, найдет в этой работе много неожиданного и интересного. Книга С. Мадди будет полезна студентам-психологам, которые, к сожалению, не всегда интересуются результатами экспериментальных исследований, а уж если с чем-либо из экспериментатики познакомились, то принимают полученные данные без всякой критики, как истину в последней инстанции. С. Мадди научит их быть и внимательными, и критичными. Впрочем, данная книга будет полезна и самому большому кругу читателей, которых проблемы личности не оставляет равнодушными.

Перевод с англ. - СПб.: Речь, 2002.

Количество страниц: 539.

К настоящему времени база для нашего анализа существующих теорий личности уже заложена. Мы знаем, что теория того или иного автора отражает его интерес в определении и понимании того, как люди проживают свои жизни. Для того чтобы обеспечить максимально полный анализ, он должен исследовать, чем люди похожи друг на друга и в чем они различаются. Выявление различий между людьми формирует основу для анализа периферии личности, в котором делается акцент на определение типов и базовых, нередуцируемых характеристик личности. Выявление сходства между людьми лежит в основе рассуждений о ядре личности, где основное внимание уделяется идентификации характеристик и тенденций, которые определяют человеческую природу и проявляются во всех аспектах существования.

В этой и трех последующих главах я предложу вашему вниманию точки зрения на ядро личности, сформулированные рядом персонологов. Как вы знаете, я вовсе не претендую на то, что предложенный мною перечень персонологов полон, было бы вернее сказать, что он репрезентативен, поскольку отражает различные направления психологии личности. Анализируя ядро личности, мы задаем себе вопрос: каковы основные свойства и долговременные стремления человека. Ядерные тенденции и характеристики по своей природе представляют собой очень высокий уровень обобщенности, и нам не следует ожидать, что их влияние будет заметно в каком-то отдельном маленьком сегменте поведения. Но если мы анализируем совокупность таких элементов, мы можем постичь выраженную в них общую направленность жизни, и это уже будет анализ ядерных характеристик личности. Те части теорий личности, в которых не рассматривается ядро личности, касаются преимущественно различий между людьми, и о них речь пойдет в главах 6-10, когда мы обратимся к периферии личности.

Интенсивно исследуя и используя различные теории личности, я пришел к выводу, что наименьшее количество категорий, на которые имеет смысл разделить все теории, равняется трем. Мы можем передать сущность этих трех категорий, определив их следующим образом: модель конфликта, модель самореализации и модель согласованности. В модели конфликта предполагается, что личность постоянно и неизбежно находится между двумя сильными, но противоположными друг другу влияниями. Жизнь в соответствии с этой моделью необходимым образом представляет собой в лучшем случае компромисс, который реализуется в динамическом балансе этих двух движущих сил, а в худшем – обреченную на провал попытку отвергнуть существование одной из них. Существуют две версии модели конфликта. В психосоциальной версии источник одной из этих сил кроется в самом человеке, тогда как источник второй – в группах или обществе. В интрапсихической версии обе движущие силы возникают внутри самой личности независимо от того, рассматривается ли она как индивидуальная или как социальная сущность. Поскольку две эти силы изначально антагонистичны друг другу, в обеих версиях конфликтной модели делается акцент на их непосредственном содержании; считается, что изменить эти силы невозможно.

Напротив, модель самореализации предполагает, что существует лишь одна ведущая сила, и источник этой силы кроется в самой личности. В соответствии с данной моделью жизнь – это все возрастающее выражение движущей силы. Хотя и в этой модели существование конфликтов рассматривается как вполне возможное явление, эти конфликты не являются ни необходимыми, ни бесконечными. Когда тот или иной конфликт имеет место, он означает, что в жизни человека произошла какая-то досадная ошибка. Как и у модели конфликта, у модели реализации также существует две версии. В соответствии с версией актуализации движущая сила представляет собой некую генетическую программу, детерминирующую специальные способности личности. И в этом случае полная, успешная жизнь представляет собой процесс реализации этих способностей. В версии совершенствования, напротив, акцент делается не столько на генетически заложенных способностях, сколько на идеалах того, какая жизнь может считаться красивой, превосходной и наполненной смыслом. Движущая сила стимулирует стремление к достижению определенных человеком идеалов совершенства независимо от того, влечет ли это использование заложенных в человеке способностей, и независимо от того, каковы его слабые места. В обеих версиях модели реализации явно или неявно предполагается, что содержание движущей силы фиксировано и оно может быть определено.

В модели согласованности не делается акцент на том, сколько существует движущих сил и приводят ли они к конфликту. Скорее, главным является влияние обратной связи из внешнего мира, которое определяет личность. Если обратная связь согласуется с ожиданиями человека или с тем, что ему привычно, личность находится в состоянии покоя. Если же имеет место расхождение между обратной связью, с одной стороны, и ожиданием или привычкой – с другой, человек будет чувствовать давление, в результате которого появится стремление к устранению неудовлетворительного положения вещей. Жизнь в соответствии с этой моделью понимается как попытка поддержать согласованность. Конфликт в модели конфликта продолжителен, неизбежен, его содержание предопределено, он может быть сведен к минимуму, однако принципиально неустраним; несогласованности в модели согласованности вполне можно избежать, и ее содержание может касаться совершенно разных аспектов жизнедеятельности человека. В противоположность модели реализации в модели согласованности не делается акцент на существовании каких-либо врожденных способностей или приобретенных идеалов, которые направляли бы жизнь человека. Модель согласованности также имеет две версии. В версии когнитивного диссонанса те аспекты личности, в отношении которых может (но не обязательно) иметь место несогласованность, когнитивны по своей природе. Так, может существовать рассогласование между двумя идеями или между ожиданием и восприятием того, что произошло в действительности. Напротив, в версии активации акцент делается на согласованности либо несогласованности между той степенью физического напряжения или активации, которая является привычной для личности, и той, что существует в настоящий момент.

Я попытался быть предельно ясным и кратким, представляя вашему вниманию эти три модели и их версии. В мои планы не входило убедить вас в их важности и целесообразности для анализа существующих ныне теорий личности. Я просто хотел довести их до вашего сведения, чтобы вы имели о них представление, читая эту и последующие восемь глав. Если предложенный мной подход пока не вызвал у вас особого энтузиазма, может быть, причина кроется в том, что мы еще не перешли к непосредственному рассмотрению теорий, к сравнению сходства и различий между ними. И я убежден, что, как только мы начнем это делать, вы обнаружите, что большая часть обсуждаемых нами теорий будет являть собой яркие, отчетливые примеры той или иной модели. Кроме того, я не думаю, что смысл этих теорий вовсе не будет искажен вследствие того, что мы отнесем их к той или иной модели н версии. Но, может быть, я и ошибаюсь. Конечно, вы встретите несколько теорий, которые будет не так просто отнести к какой-то из моделей, скорее, их следует считать своего рода модификацией. И наконец, я уверен в том, что, используя такую классификационную систему, я предлагаю вашему вниманию некую эвристическую схему, которая будет служить вам стимулом для размышлений о сущности предложенных теорий личности, пока вы будете читать следующие главы. Область теорий личности на данном этапе столь хаотична, что любая попытка построения классификации для организации поля должна только приветствоваться.

По определению С. Мадди “Личность – это постоянный набор характеристик, которые определяют общее и различное в психологическом поведении (мысли, чувства и действия) различных людей. Она имеет продолжительность во времени и является тем, что не может быть понято только как результат исключительно социальных и поведенческих влияний данного момента”. Уже из этого определения понятно, что личность, как динамически формируемая и самоорганизующаяся система, не может быть проанализирована и детерминирована в рамках какого-то единого, универсального подхода. Не удивительно, что теорий и моделей объясняющих разнообразие личностных черт и динамику их развития такое множество, что из одних только обзорных работ по теориям личности и ее развития (персонологии) можно составить внушительную библиографию. Данное исследование, не претендуя на всеобщность предлагает краткий и систематизированный по общности подходов обзор, основных (общепринятых в персонологии) моделей идентификации и анализа развития личности. В основе данного обзора — монография Сальвадора Мадди Теории личности.

Ключевым фактором систематизации различных теорий личности является в данном обзоре относительная важность бессознательных детерминант поведения в противоположность важности сознательных детерминант. В качестве основных рассматриваются три группы моделей личности:

  1. Конфликтные (психоаналитические) и когнитивные модели развития личности, основанные на природном стремлении человека к гомеостазу (психологическому комфорту)
  2. Гуманистические модели развития личности, основанные природном стремлении человека к актуализации своего душевного и биологического потенциала (самоактуализации)
  3. Бихевиаристические модели формирования личности, исходящие из кибернетических моделей самоорганизации сложных систем, и основанные, главным образом, на анализе и интерпретации эмпирических исследований по схеме сигнал (ситуативный жизненный контекст) — отклик (поведение).

1. Конфликтные (стремящиеся к гомеостазу) психоаналитические модели

Общая формула конфликтной модели развития личности:

стремление максимизировать удовлетворение своих инстинктов, минимизируя при этом наказание и вину.

1.1 Биологическая модель З. Фрейда
1.2 Биологическая модель Г.Мюррея с элементами самореализации

Отличительной особенностью этой модели является то, что Ид, хотя и содержит эгоистические инстинкты, также включает и другие мотивационные тенденции, которые не находятся в столь сильной оппозиции социальному окружению — потребность в любви и достижении. Они осознанны и являются базовыми мотивирующими тенденциями, свойственными организму, а не вторичными (каковыми они являются по Фрейду), основанными на эгоистических инстинктах и модифицированными посредством научения и защиты. Конфликты же подсознательны и потому на уровне сознания искажены.

1.3 Конфликтная модель баланса страхов О.Ранка
1.4 Конфликтная модель баланса автономии и интеграции Бейкана — Ангъяла

2. Гуманистические (стремящиеся к росту) психоаналитические модели

Общая формула гуманистической модели развития личности:

тенденция ядра личности человека в том, чтобы актуализировать свои потенциальные возможности

2.1. Модель реализации генетического проекта К. Роджерса
2.2. Модель иерархии потребностей А. Маслоу

Концепция А. Маслоу в целом совпадает с моделью К.Роджерса, но включает существенные расширения. Автор выделил дополнительную тенденцию в ядре личности — стремление удовлетворить потребности, обеспечивающие физическое и психологическое выживание. При этом тенденция к самоактуализации у него начинает проявляться в виде потребности, только после удовлетворения дефицитарных потребностей – выживание, еда, размножение, безопасность, забота, самоуважение. Таким образом, психологическая программа роста, заложенная в человеке имеет форму иерархии потребностей. На каждом шаге удовлетворения потребностей человек получает удовлетворение, которое меняет форму: от соматического до психологического удовольствия. Причем, чем выше – тем острее! Проблема теории А. Маслоу в том. что в ней нет ясного разграничения между природными (врожденными) потребностями (механизмами роста) и приобретенными уже после рождения (воспитанными) мотивами роста. Кроме того, предполагается однонаправленная цепочка потребностей снизу-вверх. Позже Грейвз в своей спиральной динамике роста показал, что для человека свойственны возвраты от мета к дефицитарным потребностям. Но, однажды достигнутые духовные стремления уже не могут оказаться слабее дефицитарных.

2.3. Модель сознательного следования идеалу А.Адлера

Модель Адлера представляет собой вариант концепции совершенствования с проявлением идеализма, в то время как вариант самоактуализации – проявление гуманизма. Стремление к превосходству или совершенству А.Адлер считал базовым в ядре любой личности . Оно в частности выражается в жажде власти, обладания, победы, успеха и т.п. Достижение превосходства либо совершенства, однако, – это вопрос не столько выражения потенциальных возможностей, сколько достижения завершенности (финализмов или идеалов). А.Адлер полагает, что все люди стремятся к повышению, а не к снижению внутреннего психологического напряжения. Для доказательства этого положения он делает ссылки на попытки быть лучшим, на физический рост и на значительное направленное вверх побуждение, идущее от минуса к плюсу. Все это по мнению автора в значительной мере предполагает возрастание сложности, усилий и энергии. В частности, он разрабатывал идею о том, что люди пытаются скомпенсировать неполноценность органов ( слепой певец, чемпион поборовший рак и т.п.). Для него чувства неполноценности имеют первостепенную значимость– это основная мотивация стремления к превосходству. А.Адлер перенес акцент в содержании тенденции ядра с сексуальности на агрессивность. Человеку присуще как индивидуальное, так и общественное, т.е. его поведение не является защитным изначально. А.Адлер определил 2 стиля жизни: конструктивный (если с детства ребенка поощряли) и деструктивный (если нет). Первый стиль определяется в терминах сотрудничества и движения к совершенству. Деструктивный – соперничество и зависть.

2.4. Модель преодоления механистичности Г. Олпорта
2.5. Модель реализации человеческой природы Э.Фромма

Автор различает животную (биохимические и физиологические основы и механизмы, служащие целям физического выживания) и человеческую (проприативное существование) природу . Позиция Э.Фромма больше всего напоминает взгляды Г.Олпорта, но в отличие от него, Фромм не фокусируется никак на животном начале. Животное неотделимо от Природы. У него нет опыта раздельности. Тогда как базовым свойством человеческой природы является ее способность познавать саму себя и объекты, отличные от нее. Положительной стороной такого отделения является свобода, а отрицательной – отчуждение. Первое приводит к вершинам творчества, второе к сумасшествию. Бегство от свободы – страх жизни, реактивное существование, конформизм.. Наоборот, действие в соответствии с человеческой природой ведет к продуктивности и к жизни, не обремененной защитами. Но он не рассматривает продуктивность в свете приспособленности к обществу, как это делается в теориях конфликта. Здесь продуктивный человек мог бы приспособиться к обществу, только если бы общество было конструктивным и здоровым. А если оно таковым не является, продуктивный человек не может приспособиться – на это способен лишь конформист, отклоняющийся от своей человеческой сущности. Вина за искажение человеческой природы по Фромму лежит на обществе. Но в отличие от З.Фрейда он не придает первостепенного значения обществу в развитии личности. В больном, авторитарном обществе у человека меньше шансов проявить свою человечность .Вообще Э.Фромм в меньшей степени социальный психолог, т.к. считает, что самореализация (реализация своей человеческой природы) это главным образом индивидуальная задача. Общество не способствующее этому патологично. Характеристиками ядра личности по Фромму являются потребности:

Удовлетворяя эти потребности ядро личности формирует систему взглядов, т.е. модель реальности и своего места в мире

3. Когнитивные модели самоорганизаци

Общая формула когнитивной модели развития личности:

тенденция развития личности — минимизация когнитивного диссонанса (рассогласования ожидаемого и результата)

3.1. Модель согласованности Д. А. Келли и Л. Фестингера
3.2 Модель избегания негативных эмоций Д. С. Макклелланда

Автор утверждает, что полного совпадения реальных событий с их прогнозом не бывает. При этом от связывает небольшие расхождения между ожиданиями и реальными событиями с генерацией положительных эмоций, и наоборот. Его позиция – это вариант модели согласованности, где тенденцию ядра личности можно сформулировать как минимизацию больших расхождений между ожиданиями и событиями и в то же время максимизацию маленьких расхождений между ожиданиями и событиями. Иными словами полностью предсказуемая жизнь — слишком скучна, а непредсказуемая — слишком страшна. Врожденными он считает стремления избегать негативных переживаний и стремиться к позитивным. Достигается требуемый компромисс по Маккелланду путем обучения на своих ошибках.

4. Бихевиористические модели научения

Общая формула бихевиористической модели формирования личности:

тенденция развития личности — адекватное реагирование на мотивирующие стимулы

4.2. Модель социального подкрепления А.Бандуры

Режим подкрепления с вариативным соотношением (ВС). В этом режиме организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного числа реакций. Возможно, наиболее драматической иллюстрацией поведения человека, находящегося под контролем режима ВС, является захватывающая азартная игра.

4.3. Нейрофизилогическая трехфакторная модель личности Айзенка

Эта модель опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях. В поведении личности выделяются три уровня реактивности. На низшем уровне учитываются только изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком); на втором уровне — часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, т.е. стереотипные реакции, диагностируемые как поверхностные черты; на третьем уровне обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые, содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка; наконец, на четвертом уровне реактивности содержательно определенные комплексы уже могут быть объединены в факторы или типы (личности), не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.,), но основанные на биологических характеристиках. На этом уровне Айзенк выделяет три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью центральной нервной системы, что свидетельствует о их статусе черт темперамента.

В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провел для доказательства своей теории, чаще всего вместе со специалистами в соответствующих областях, была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т.д. Так, в частности, показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз, который наблюдается у лиц холерического темперамента (нестабильные экстраверты) и невроз навязчивых состояний — у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты).

4.4. Многофакторная модель динамических черт Р.Б. Кеттелла

Подход Кеттела основан на модели суб-системы динамических черт характера, в которой отклики системы (поведение человека) статистически увязываются с предопределенными сигналами (жизненными обстоятельствами). Практически многофакторная модель личности строится в предопределенном базисе признаков (факторов) с использованием точных эмпирических методов исследования (психологических тестов). Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Р. Кеттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта – наиболее важное у Кеттела понятие. Центральным для Кеттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Р. Кеттел считает исходные черты более важными, чем поверхностные.

Читайте также: