Бетховен идеи просвещения кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свобода в музыке Людвига ван Бетховена принимает множество, часто пересекающихся форм. Героическая свобода в "Sinfonia Eroica" (1803), свобода от политического гнета в Эгмонте (1810), художественная свобода и новаторство в Девятой симфонии (1824).

Музыка Бетховена и сегодня остается глубоко связанной с истинным гуманизмом, в основе которого лежат принципы свободы и самоопределения.

Музыка композитора выросла из эпохи европейского Просвещения, в которой человеческий разум и "я" были в центре познания. Немецкий философ Иммануил Кант понимал под просвещением способность использовать свое понимание без руководства кого-то другого. Просвещение достигается тогда, когда мы имеем свободу полагаться на наши интеллектуальные способности, чтобы определить, как нам жить. Этот процесс внутреннего закона, основанного на разуме, для Канта эквивалентен принципу свободы воли.

Современник Канта Георг Гегель был также философом свободы, автономии, разума и воли. Гегель, как и Кант, понимал свободную личность как человека, который осознанно делает выбор через действие воли, управляемой разумом. Гегель добавляет еще одно измерение социальной свободы, которое он воспринимает как актуализацию свободной воли. В своей "Феноменологии духа" (1807) Гегель описывает свободу как "высшую судьбу человеческого духа".

Музыка как воля

Чтобы понять, как музыка Бетховена передаёт эту философию свободы, мы должны задуматься о любопытном процессе, посредством которого музыка Бетховена стала звучать как движение самой воли.

Для немецкого философа Артура Шопенгауэра бетховенские симфонии были прямым отображением воли, "истинной и совершенной картиной природы мира, которая катится в . бесчисленных формах".


Воля Шопенгауэра опирается на понимание Аристотелем анима (духа или разума) как анимационного или движущего принципа. Как объясняет музыковед Даниэль Чуа, эта аристотелевская идея воли как самодвижения является ключом к музыкальной мысли 19-ого века. И свобода, и воля понимались как движение - и ни одна музыка не вызывала это лучше, чем музыка Бетховена. Своим драматическим движением симфонии Бетховена, в частности, демонстрировали волю, воплощающую его свободу и раскрывающую его судьбу.

Вслед за Шопенгауэром композитор Вагнер размышлял о музыке Бетховена как о выражении воли в своем сочинении 1870 года. Он обращается к поздним квартетам, восхваляя квартет до-диез минор (опус 131) как "танец всего мира". В "Рождении трагедии" (1872) философ Ницше аналогичным образом воспринимает музыку Бетховена как выражение воли.

Неудивительно, что композитор, сумевший запечатлеть в звуке саму сущность человеческой свободы, сам окажется в образе своей музыки и мифологизируется как освободитель. В течение своей жизни и после Бетховен был признан как прометеевский деятель - творческий и дерзкий новатор, освобождающий музыку от условностей.

Различные писатели предлагали вариации на эту тему. Вагнер описывает Бетховена как Колумба, исследует море музыки и делает новые открытия в Девятой симфонии. К 20 веку Бетховен был известен как "человек, освободивший музыку", как описано в названии исследования 1929 года американского биографа и музыканта Роберта Шауффлера.

Свобода как радость

Хор симфонии также отмечает встречу мира с его создателем, который "несомненно живёт среди звезд". Этот образ часто ассоциируется с февральской записной книжкой Бетховена 1820 года:

Другими словами, стихотворение Шиллера предлагает Бетховену образ воли как человеческой, так и трансцендентной. Радость здесь - это осознание морали как свободы.

Свобода воли остаётся в центре музыки Бетховена. И вот, спустя 250 лет после рождения Бетховена, его музыка продолжает предлагать слушателям свободу, которая переживается или перекликается в глубине их сокровенной сущности. Музыка Бетховена - это звук человеческой свободы, в основе которой лежит свобода разума, духа или сознания.

Мне кажется, вопрос сформулирован не очень удачно. Для эпохи Просвещения Бетховен действительно ничего не мог сделать, но просветительские идеалы все-таки заняли важнейшее место в его творчестве:
Например, идея гармонии человека и природы ярко воплотилась в симфонии № 6 "Пасторальной", в сонате № 21 До-мажор.
Жанр "оперы спасения", рожденной в эпоху Великой французской революции, и её идеалы справедливого общественного устройства нашел отражение в единственной опере Бетховена "Фиделио".
Образы гармонии человеческих взаимоотношений в планетарных масштабах, идея братства миллионов - в симфонии № 9 Ре мажор.
Идеи борьбы личности в самых различных аспектах - в сонатах, увертюрах и симфониях. Так симфония № 3 отразила идеи революционной борьбы и пронизана интонациями французских революционных песен и маршей, симфония № 5 - борьба человека с роковыми обстоятельствами, судьбой, симфония № 9 - борьба человечества, имеющая своей целью - объединение всех людей планеты. Героическая тематика затронула все жанры, в том числе и симфоническую увертюру (Эгмонт, Кориолан, Прометей и др. )
Бетховен творил на стыке двух эпох, поэтому его творчество воплотило не только классические но и романтические черты.











Как и его современники, Бетховен был истинным ребёнком эпохи Просвещения, и понятие свободы всегда в той или иной форме проникало в его творчество. Но знаменитый композитор также был настроен пренебречь условностями. Не из желания шокировать, а из потребности иметь свободу, чтобы защитить свою художественную целостность. О том, как Людвиг, потеряв слух, сумел обрести мировое признание и славу – далее в статье.

Краткая биография

Людвиг родился в Бонне, Германия, в 1770 году. Он вырос в семье придворных музыкантов, однако знаменитый композитор никогда не вспоминал о своём детстве с нежностью. В отличие от отца Вольфганга Амадея Моцарта, который таскал своего маленького вундеркинда по всей Европе, чтобы выступать, отец Бетховена, Иоганн ван Бетховен, часто проявлял скорее зависть, чем гордость. Хотя Иоганн действительно наставлял своего сына в ранние годы, он был яростным алкоголиком, и его невероятно непредсказуемые перепады настроения приводили маленького ребёнка в замешательство.

Несмотря на то, что Людвига не так поощряли и поддерживали, как его культового предшественника, он продемонстрировал сопоставимый уровень мастерства, так что его также легко можно было назвать вундеркиндом. Будущий композитор находил утешение в своей музыке. В возрасте тринадцати лет он получил свою первую работу в качестве помощника придворного органиста. Он изучал Моцарта, Франца Йозефа Гайдна и Иоганна Себастьяна Баха. Бетховену, должно быть, нравилась мысль о продолжении традиций таких выдающихся композиторов, поскольку в нежном возрасте одиннадцати лет он уже написал серию так называемых курфюрстенских сонат.

Слева напрво: Тереза Брунсвик, верный друг и ученица Бетховена. \ Дом, где родился композитор.

Какой бы успокаивающей ни была его музыка, семейная жизнь Людвига продолжала беспокоить его. Его мать умерла от чахотки, когда ему было семнадцать лет, а алкоголизм его отца неуклонно усугублялся. В возрасте девятнадцати лет Людвиг взял на себя ответственность и заменил своего отца на посту главы семьи. Пройдёт совсем немного времени, и его талант приведёт его в музыкальную столицу Европы, открыв пред молодым музыкантом новые возможности и перспективы.

Музыкальная карьера

Слева направо: Бетховен в тридцать лет. \ Фото: Портрет Людвига ван Бетховена, работа Кристиана Хорнемана, 1803 год.

Бетховен в тридцать лет. \ Фото: Портрет Людвига ван Бетховена, работа Кристиана Хорнемана, 1803 год.

В 1792 году он отправился в Вену, чтобы учиться у Гайдна. Вскоре после встречи с Йозефом упрямый композитор столкнулся лицом к лицу со своим учителем и выразил желание освободиться от общепринятых музыкальных формул, которым он должен был следовать. Моцарт умер всего годом ранее, в 1791 году, и его смерть только усилила его растущее влияние, установив эталон того, какой должна быть современная музыка.

Но Людвиг хотел следовать своим собственным путём, и эти непредсказуемые и неизведанные музыкальные порывы выделили его среди других как свежее и оригинальное звучание. В своей фортепианной сонате № 1 фа минор 1795 года, соч. 2, № 1, он достиг контраста не за счёт смены клавиш, как его современники, а за счёт экспериментов с изменением скорости, повторения и резких переходов от мягкого к громкому. Это стало общей темой в его музыке. В том же году его фортепианное трио до минор дебютировало с зажигательным финалом, полным срочности, хаоса и резких повторений. Фердинанд Рис, ученик Бетховена, сказал о премьере:

Случай в теплице. \ Фото: amebaownd.com.

Страсти не раз вспыхивали между двумя культовыми композиторами. Несомненно, Людвиг чётко заявил о том, кем он является и что из себя представляет. Людвиг родился в то время, когда менялся интеллектуальный и социальный ландшафт Европы. Во Франции Эпоха Просвещения, как известно, нашла свой несколько ужасный апофеоз во Французской революции. Феодальная система была упразднена, французской монархии пришёл конец, а католическая церковь была лишена своей политической власти. Но идеалы добродетели, разума, свободы и прогресса также нашли своё уникальное выражение в других европейских странах.

Слева направо: Бетховен за работой дома. \ Ференц Лист.

Бетховен как руководитель выступления квартета Разумовского из неизвестной газеты, основанного на картине Августа Боркмана, 1880-1890 годы. \ Фото: uberpanache.com.

Бетховен как руководитель выступления квартета Разумовского из неизвестной газеты, основанного на картине Августа Боркмана, 1880-1890 годы.

Молодой Бетховен, играющий перед Моцартом. \ Фото: horizonmusicacademy.

Наполеон поддерживал революционные принципы и в значительной степени чтил социальные перемены, произошедшие во Франции в эпоху Просвещения. Однако он отказался от некоторых из этих ценностей, когда объявил себя императором Франции. Людвиг назвал Наполеона не более чем тираном и немедленно изменил название своего произведения на Sinfonia Eroica.

Когда зритель смотрит на произведения Бетховена, он видит человека, который не боится занимать сильную политическую позицию, и у него возникает ощущение, что знаменитый композитор был одновременно художественным лидером и сторонником социальных перемен. Но когда зритель смотрит на его сонаты, которые представляют собой более частную форму его музыкального самовыражения, он видит, что Людвиг также обнажил свою внутреннюю борьбу и душу.

Личная жизнь и наследие

Слева направо: Бетховен сочиняет Шестую симфонию. \ Графиня Юлия Гвиччарди, которой композитор посвятил Лунную сонату.

Бетховен сочиняет Шестую симфонию. \ Графиня Юлия Гвиччарди, которой композитор посвятил Лунную сонату.

Знаменитый композитор много раз влюблялся за свою жизнь, но ни одна из этих любовных историй не имела счастливого конца. Всего через несколько лет, проведённых в Вене, он стал известен своим мастерством пианиста-виртуоза. Людвиг стал хедлайнером конкурсов импровизации - мероприятия, на котором два пианиста соревновались, импровизируя на определённую мелодию. Экспрессия и талант Бетховена заставили аристократических дам просить уроков музыки у музыкального мастера. Но как только их увлечение угасало и перед ними садился невысокий, сварливый мужчина с довольно неопрятной внешностью, большинство женщин быстро чувствовали, что их увлечение композитором проходит.

Веймарский двор муз, Шиллер читает в суде в Тифурт, Теобальд фон Ор, 1860 год. \ google.com.

Слева направо: Император Иосиф II со статуей Марса, работа Антона фон Марона, 1775 год. \ Франц Йозеф Гайдн, Джон Хоппнер, 1792-1792 годы.

Слева направо: Император Иосиф II со статуей Марса, работа Антона фон Марона, 1775 год. \ Франц Йозеф Гайдн, Джон Хоппнер, 1792-1792 годы.

Великий композитор Людвиг ван Бетховен. \ Фото: serenademagazine.com.


Несмотря на свои многочисленные достижения, Людвиг, пожалуй, наиболее известен как глухой композитор. Он впервые заметил признаки потери слуха в возрасте двадцати восьми лет. По мере того, как его состояние прогрессировало, а попытки лечения не помогали, знаменитый композитор ненадолго задумался о смерти. К 1802 году Людвиг удалился в сельскую местность, окружающую Хайлигенштадт. Находясь там, он создал так называемое Завещание Хайлигенштадта, письмо, адресованное своим братьям, в котором он рассказал о своём отчаянии из-за того, что оглох, о своём желании исполнить своё предназначение музыканта и о своих размышлениях о самоубийстве. Однако письмо так и не было отправлено. Точно неизвестно, что стало причиной потери слуха композитора. Существуют теории, которые варьируются от тифа до отравления свинцом и сифилиса. Хотя его болезнь только усугублялась, и Людвиг почти полностью потерял слух к сорока годам, это не помешало ему создать некоторые из своих самых знаковых произведений. Он не оглох в одночасье, и первые три десятилетия своей жизни композитор провёл, создавая сонаты, симфонии и струнные квартеты. Поэтому он точно понимал, как инструменты будут взаимодействовать друг с другом, и мог идентифицировать звук по его вибрации.

Похороны Бетховена. \ Фото: pl.wikipedia.org.

Могила Бетховена на центральном кладбище Вены, Австрия. \ Фото: google.com.


Людвиг был классическим примером измученного музыканта, просвещённого мыслителя и хранителя моральных ценностей. Столкнувшись с потерей слуха, он говорил о своей творческой судьбе, а не о том, чтобы заниматься музыкой ради достатка. Своими невероятными композициями и сильной волей к творчеству, несмотря на личные проблемы, Людвиг вдохновил многих музыкантов, поэтов, художников и кинематографистов.
_____________________________________________

© 2009-2010 Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

Идеи французских просветителей и художественная культура Франции.

Музыка, кроме эстетических целей и задач, имеет ряд социальных функций: познавательную, воспитательную, организующую, развлекательную и др. Нам необходимо рассмотреть, какое правовое значение вкладывал в содержание своей музыки Бетховен, отражая важнейшее событие конца XVIII в. – Великую французскую революцию 1789 г., правовые идеи которой сыграли важнейшую роль в становлении нового правового государства, буржуазного права и правосудия, в становлении демократических прав и свобод человека и гражданина. Для этого следует рассмотреть особенности культуры второй половины XVIII века и, в частности, правовой культуры.

Мы уже говорили, что XV – XVII вв. стали переломными в ходе исторического развития европейской цивилизации, показали общее значение музыки Баха как одного из важнейших философско-музыкальных мировоззрений на меняющийся мир, жизнь, деятельность общества и человека.

Во второй половине XVIII в. европейская цивилизация подошла к одному из грандиозных событий, решительно изменивших дальнейший ход ее истории. Речь идет о Великой французской революции 1789 г. Все предыдущие социальные буржуазные революции имели свое отечество и заключались в нем: Нидерландская (1566 – 1603), Английская (1640 – 1660), Американская (1775 – 1787).

Великая французская революция вышла за пределы своего отечества и стала достоянием всего человечества. Этому факту имеется объяснение. Весь XVIII век в истории Франции представляет собой непрерывный процесс социальных потрясений, которые охватывали различные местности: несколько деревень, городов, провинций и порой всю территорию Франции. Это было проявлением протеста против феодальных порядков, произвола, насилия, прав и привилегий дворянства и духовенства. В ходе не прекращающейся на протяжении целого столетия борьбы французы приобрели важнейший опыт ее ведения, создали единую идеологию и программу революционных действий. Именно во Франции и возникло великое движение просветителей, разработавших основные идеи, направленные на переустройство общественного и государственного строя, права и правосудия. Движение французских просветителей создало новую идеологию буржуазного общества, основанную на принципах демократических прав и свобод. Их идеи, изложенные доступным для самых широких масс населения языком, стали предметом всеобщего обсуждения. Это были идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитет и разделения властей.

Музыка Франции в период революции1789 г.

Создателем музыкального стиля революции считается французский симфонист Ф. Госсек (1734 – 1829). Он в своих произведениях воплотил героический дух великого общественного переворота.

Формирование мировоззрения Л. ван Бетховена.

Ах! Все вперед, все вперед, все вперед

Все мы повторяем без конца сегодня:

Ах! Все вперед, все вперед, все вперед!

Кто бы ни роптал, все на лад пойдет,

Наши враги повержены во прах,

Мы же поем о новых временах,

Ах! Все вперед, все вперед, все вперед,

Если будет злоба душить господ,

Ах! Все вперед, все вперед, все вперед!

Дружно захохочет в ответ народ.

По философской глубине, демократической направленности, смелости, новаторству Бетховен не имеет себе равных в музыкальном искусстве Европы прошлых лет. В творчестве композитора запечатлелись великое пробуждение народов, героика и драматизм революционной эпохи. Обращаясь ко всему человечеству, музыка Бетховена была смелым вызовом эстетике феодального общества. Его мировоззрение формировалось под воздействием правовых идей французских просветителей ставших достоянием всего человечества, как, впрочем, в дальнейшем и музыка самого Бетховена – и особенно целостный цикл из девяти симфоний.

Симфонизм как метод художественного мышления Бетховена.

Перемены затронули все стороны общественных отношений, изменилось мировоззрение и мироощущение человека. Подобных социальных трансформаций еще не испытывало человечество, выразить их можно было лишь соединив чувства, эмоции, разум, наглядность образов, речи и т. д., что подвластно только художественной силе музыки. Музыка – искусство движения, ритма, пауз и интервалов, интонаций и мелодики, искусство динамичного, вечно меняющегося звука. Лишь музыка обладает возможностями изображения объема, линии, пространства и времени и способна воспроизвести движение жизни от ее зарождения и до смерти.

Гераклит Эфесский говорил, что тайная и явная гармонии образуют некое единство. Однако тайная гармония раскрывается в звуках, создающих гармонии явные (Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1, с. 192).

Пятая симфония и Гражданский кодекс 1804 г.

Картинами массовых народных празднеств, времен французской революции наполнено еще одно произведение Бетховена – Седьмая симфония. Ее жизнерадостная энергичная музыка пронизана танцевальными и маршевыми ритмами грандиозных народных массовых плясок.

Неукротимым революционным духом пронизано и последнее великое произведение Бетховена – Девятая симфония. В ней нашла воплощение страстная вера композитора в путь человечества через страдания и борьбу к грядущей победе и счастью людей.

Выводы.

Творчество Бетховена – одна из вершин мировой художественной культуры. В музыкальном творчестве Бетховен воплотил передовые правовые идеи его времени, проложил для композиторов, идущих за ним, дорогу в будущее (Глинка, Чайковский). Вот почему так высоко ценили и ценят Бетховена виднейшие представители передовой общественной мысли: писатели, художники, композиторы, общественно-политические деятели. Искусство Бетховена – страстное и целеустремленное – до наших дней сохраняет свое властное, эмоциональное воздействие. Музыка его произведений звучит грозным приговором современным темным силам социального зла. Неудивительно, что звучание музыки Бетховена нередко связывается в наши дни с большими общественными событиями.

Темы для повторения материала:

В 2020 году весь просвещённый мир, особенно деятели культуры и искусства, отмечает 250 лет со дня рождения величайшего немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Время Бетховена – это Великая революция во Франции 1789 года, наполеоновские войны, духовный переворот в философии, связанный с именем И. Канта, передовые идеи немецкого Просвещения. Композиторский гений Бетховена не мог не отразить напряжённость социальных коллизий, бурный драматизм того времени, острейшее противоборство общественных сил, стоящих по разные стороны баррикад. Ведь он был свидетелем великих потрясений, коренным образом изменивших ход мировой истории.

Фортепианная музыка – один из наиболее обширных и плодотворных пластов бетховенского искусства: тридцать две сонаты (не считая шести ранних боннских сонатин), пять концертов , многочисленные вариации, две фантазии (для фортепиано, хора и оркестра и для фортепиано соло), циклы багателей, три рондо, мелкие пьесы. Каждое творение является уникальным и справедливо принадлежит к числу музыкальных шедевров.

Однако не только мужественность и героичность определяет дух бетховенских произведений. Образный строй многогранен – радость восприятия природы, философия созерцательного раздумья, лирические медитации. Глубоко проникая в сферу человеческих чувств, раскрывая мир внутренней, эмоциональной жизни человека, Бетховен рисует героя, способного стихийность чувств подчинить требованиям рассудка.

Смирнова Наталья Михайловна,
профессор кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, кандидат искусствоведения, Заслуженный работник высшей школы РФ

Другие статьи про композиторов на нашем канале:

Кроме этого, есть лекции по творчеству Брамса, Листа, Шопена, Шумана и много тестов по музыке разного уровня сложности. Перейти на Эрудит.Онлайн .

Читайте также: