Лоббизм в сша кратко

Обновлено: 02.07.2024

КРАТКАЯ СПРАВКА О ЛОББИЗМЕ В США

Арег Галстян

Институт лоббизма в США необходимо рассматривать как серьезную политическую деятельность различного рода групп давления, ставящих своей целью добиться от правительства страны принятия выгодных для себя законодательных актов по вопросам внутренней или внешней политики. По результатам данного исследования можно отметить, что лоббизм стал полноценным политическим институтом и одним из самых распространенных элементов в жизни американского общества. В этой связи важно отметить, что под воздействием различных политических, экономических и социальных факторов институт лоббизма в США претерпевал существенные изменения. Правовая институционализация на федеральном уровне превратила лоббизм в быстрорастущую и динамично развивающуюся политическую индустрию. Главным субъектом лоббистской деятельности стал Конгресс, где на сегодняшний день каждый из законодателей представляет интересы как минимум пяти организаций из различных сфер. Столь высокий уровень вовлеченности в лоббистскую деятельность объясняется фактором нехватки финансирования для избирательных кампаний.

Организации или группы, стремящиеся влиять на политические решения, учитывают то обстоятельство, что действующие конгрессмены и кандидаты вынуждены искать деньги на проведение своих избирательных кампаний. Исходя из этого, подавляющее большинство американских политиков готовы использовать финансовые ресурсы отдельных личностей и организаций в обмен на лоббирование их интересов в различных органах власти. Другой особенностью лоббизма в США является его доступность для внутренних и внешних игроков. Современный американский лоббизм разделяется на два типа: direct lobbying (прямой) и firm lobbying (непрямой). Первый тип подразумевает прямой доступ лица или организации к высокопоставленным чиновникам в Конгрессе и Белом доме. Как правило, это наиболее крупные внутренние группы, представленные транснациональными корпорациями, общественными объединениями (врачи, пенсионеры, юристы) и этническими общинами. В свою очередь, непрямой лоббизм обеспечивает доступ к американскому политическому процессу для иностранных государств, компаний и частных лиц через фирму – посредника. Особенно влиятельной лоббистской прослойкой являются этнические организации, имеющие широкие возможности для продвижения своих интересов. Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что влияние этнической группы на американскую внешнюю политику основано на плюралистическом характере американской демократии и политической культуры, значительной роли Конгресса в создании внешней политики, на американской избирательной системе и на таких чертах американской политической системы, как отсутствие жесткой партийной дисциплины.

Хотя американская политическая и социальная структуры благоприятны для этнических групп, оказание эффективного влияния возможно только тогда, когда группы имеют высокоорганизованные политические объединения, которые в состоянии организовать и направлять деятельность всей группы для достижения единой цели. Это включает в себя создание альянсов и противостояние противникам с помощью различных методов убеждения, установление связи с политиками и госаппаратом, чтобы доставлять и получать информацию, контроль процессов принятия решений.

Важным вопросом является проблема предотвращения таких действий без нарушения основных демократических прав отдельных лиц и групп. Наиболее вероятным решением проблемы может быть распространение осведомленности о проблеме в обществе. Это может быть не простой задачей, особенно в тех случаях, когда общественность не заинтересована в вопросах внешней политики. Эту точку зрения разделяют американские ученые Йосси Шейн и Томас Амбросио, считающие, что деятельность этнического лобби не несет в себе угрозы интересам большинства. Напротив, они выдвигают тезис о том, что этнические общины, являясь носителями двух цивилизационных кодов, выступают в роли моста для выхода США во внешний мир. Но в этом вопросе важно подчеркнуть, что даже само наличие принципа различия между законными и незаконными требованиями этнической группы крайне важно, так как подобный принцип обеспечил бы всех, кто вовлечен во внешнюю политику, критериями отбора и анализа, которые будут использоваться при оценке различных случаев.

Источники и литература

[1] The Federal Regulation of Lobbying Act: adopted in 1946: administered by of the United States Department of Justice. – Washington, DC, 1946; Lobbying Disclosure Act: Public Law 104-65, 104th Congress: adopted in 1995 and administered by of the United States Department of Justice. Washington, DC, 1995; The Honest Leadership and Open Government Act of 2007: Public Law 110-81, 121, Stat. 735: enacted September 14,2007. – Washington, DC, 2007.

[2] Hamilton A., Madison J., Jay J. The Federalist Papers. New York, NY, 1982.

[3] Huntington S. Who Are We? The Challenges to America's National Identity. Boston, MA, 2004; Robbins B. Cosmopolitics: Thinking and Feeling Beyond the Nation. Minneapolis, MN, 1998; Smith T. Foreign Attachments: The Power of Ethnic Groups in the Making of American Foreign Policy. Cambridge. MA, 2005.

Содержание

Возникновение лоббизма

Лоббизм в Соединенных Штатах возник одновременно с самим государством, а демократическая система управления способствовала его быстрому развитию. Например, частые выборы всегда означали зависимость политиков от общественного мнения, а система сдержек и противовесов диктовала необходимость постоянного диалога между различными ветвями власти. Таким образом, в стране появился целый слой профессиональных политиков, которому требовалось знать потребности своих избирателей, а при необходимости — и механизмы воздействия на своих коллег в рамках закона.

Юридическим фундаментом для лоббистской деятельности в Соединенных Штатах служит первая поправка к Конституции, которая, помимо религиозных свобод, гарантирует право на свободу слова и возможность обращения к Конгрессу.

Другим фактором, который способствовал развитию лоббизма, стало появление могущественных корпораций. Крупный бизнес не стеснялся использовать как незаконные методы, включая подкуп, так и вполне легальные — спонсирование политиков, общественных организаций и прессы. Конгрессмены, сенаторы, судьи и высокопоставленные чиновники к началу XX века были опутаны сетью различных лоббистских структур. Во время президентской предвыборной кампании 1912 года ее будущий победитель Вудро Вильсон заявил, что правительство США является не более чем прислужником групп влияния, лишенным собственной воли.

Примерно тогда же зависимость органов власти от крупного бизнеса стала предметом резкой критики со стороны общества. Успех демократа Вильсона на выборах 1912 года был непосредственно связан с его обещаниями положить конец коррупции и всевластию монополий.

Image:Вудро_Вильсон_президент_США_1913-1921.jpg

Президент Вудро Вильсон возглавлял США с 1913 по 1921 годы. Фото: AP

Лоббирование в здравоохранении

Лоббизм в Европе

Хроника

2022: Совкомбанк нанял американских лоббистов на фоне готовящихся санкций в США

Как стало известно в начале февраля 2022 года, Совкомбанк нанял американских лоббистов на фоне готовящихся санкций в США. Российская кредитная организация привлекла сотрудников Mercury Public Affairs, чтобы они представляли ее интересы. Подробнее здесь.

Расходы ИТ- компаний на лоббизм

Facebook и Amazon рекордно потратились на лоббирование

В конце января 2021 года стало известно, что Facebook и Amazon в 2020 году потратили рекордные суммы на лоббирование, причем компания Марка Цукерберга возглавила список компаний, пытавшихся повлиять на Вашингтон.

Facebook вложила в лоббирование $19,7 млн - намного больше, чем в 2019 году. Amazon потратил не менее $18,5 млн в 2020 году по сравнению с $16,1 млн годом ранее. Остальные три компании из списка FAANG - Apple, Alphabet и Netflix - не стали устанавливать новых рекордов в 2020 году по расходам на лоббирование.



Apple заявила, что выплатила $6,7 млн, то есть ее расходы упали по сравнению с $7,4 млн в 2019 году. Google потратила $8,7 млн в 2020 году, тогда как в 2018 году расходы компании составляли $21,7 млн. Netflix сообщила, что в 2020 году потратила всего $750 тыс. по сравнению с максимальными расходами в размере $1,3 млн в 2015 году.

Крупные технологические компании все чаще становятся объектом пристального внимания законодателей и регулирующих органов США по целому ряду вопросов, при этом как республиканцы, так и демократы ставят под сомнение мощь компаний Кремниевой долины.

Между тем инвесторы, вкладывающиеся в группу FAANG, похоже не напуганы давлением со стороны Вашингтона, поскольку акции всех пяти компаний превзошли рост индекса S&P 500 за прошедшие 12 месяцев. Бумаги Facebook за этот период выросли на 23%, Amazon - на 75%, Apple - на 72%, Netflix - на 78%, Alphabet - на 27%, тогда как индикатор укрепился на 16%.

Согласно раскрытой информации, Facebook лоббировал такие вопросы, как конфиденциальность в Интернете, безопасность выборов, рабочие визы и свобода выражения мнений, в то время как Amazon сосредоточил внимание на почтовой реформе, беспилотных летательных аппаратах, обработке платежей, автономных транспортных средствах и ежегодных тратах на оборону страны. [2]

Рост расходов Google, Amazon, Facebook и Apple

Google, Amazon, Facebook и Apple потратили в общей сложности 54,5 миллиона долларов на лоббирование своих интересов в Вашингтоне за последние двенадцать месяцев (до 30 июня 2020 г), что на 35 процентов больше по сравнению с 2015 годом и почти на 500 процентов больше по сравнению с 2010 годом.



"Этим платформам было позволено работать в свободном режиме и без каких-либо ограничений", - сказал в интервью председатель подкомитета Палаты представителей Дэвид Сициллин. - "Наша обязанность состоит в том, чтобы прояснить, каковы могут быть последствия от отсутствия конкуренции на цифровом рынке".

2018: Расходы Apple, Microsoft и Google на лоббизм

В конце января 2019 года был выпущен федеральный отчет США о лоббировании, согласно которому в 2018 году пять крупнейших в стране технологических компаний потратили на лоббирование правительственных чиновников $64,3 млн.

По данным федерального отчета, Google стал крупнейшим "спонсором", выплатив в 2018 году $21,2 млн. Это новый рекорд для Google, который потратил в 2017 году $18 млн. В Google в основном использовали средства для лоббирования по таким вопросам, как облачные вычисления, кибербезопасность, защита данных, конфиденциальность, интернет-реклама, правила мировой торговли и иммиграции.



На втором месте оказался Amazon, который в 2018 году потратил $14,2 млн (в 2017 году $12,8 млн). Amazon пытался повлиять на законодателей по таким вопросам, как облачные вычисления, безопасность данных и интернет вещей. На третьем месте расположился Facebook, направивший в столицу США $12,6 млн (в 2017 году $11,5 млн) для лоббирования законодателей по таким вопросам, как кибербезопасность, шифрование и прозрачность онлайн-рекламы. Зато Apple и Microsoft в 2018 году потратили всего $6,6 млн и $9,5 млн, то есть меньше, чем в 2017 году.

2017: Рекордные расходы Apple, Amazon, Facebook и Google

В конце января 2018 года стало известно, что американские ИТ-гиганты Apple, Amazon, Facebook и Google в 2017-м потратили рекордную сумму на лоббирование своих интересов и попытки повлиять на американские власти — почти $50 млн.

Среди вопросов, которыми в 2017 году занималось правительство США, технологических гигантов более всего интересовали иммиграционная политика, налоговая реформа, сетевой нейтралитет и пресловутое российское влияние. Об этом издание Re/code узнало из обязательной отчетности компаний, в которой они раскрыли свои расходы на лоббизм.



Самой щедрой в плане затрат была корпорация Google: на лоббирование собственных интересов интернет-гигант направил свыше $18 млн, больше, чем любая другая технологическая компания. Как и прочие представители отрасли, Google старалась не допустить введения более строгих правил в области контента и рекламы в отношении своих сервисов, в том числе интернет-поиска и YouTube.

Крупнейший в мире онлайн-ритейлер Amazon на те же цели израсходовал $12,8 млн, увеличив затраты на лоббирование почти в 4 раз по сравнению с показателем 4-летней давности. Компания добивалась смягчение политики по широкому кругу вопросов, начиная от налогов с онлайн-продаж и заканчивая внедрением коммерческих дронов для доставки интернет-покупок.

Facebook в 2017 году также потратила на лоббизм небывалую сумму — около $11,5 млн, пытаясь противостоять ужесточению законодательства, регулирующего онлайн-контент и рекламную деятельность.

Рекордными оказались лоббистские расходы и у Apple — на эти цели у компании ушло порядка $7 млн. Создатель iPhone пытался влиять на политику в таких вопросах, как использование шифрования, иммиграция и налоговая реформа.

2013: Facebook и Apple значительно увеличили расходы на лоббизм

В третьем квартале 2013 года Facebook и Apple значительно увеличили расходы на лоббизм в США. Об этом 22 октября 2013 года со ссылкой на документы компании сообщил правозащитный ресурс Consumer Watchdog.

Всего Facebook потратил на лоббистов 1,4 миллиона долларов, что на 47 процентов превышает аналогичные показатели 2012 года. За период с июля по сентябрь 2012 года социальная сеть перечислила лоббистам 980 тысяч долларов. Первенство по динамике роста расходов на лоббистов принадлежит Apple. По сравнению с третьим кварталом 2012 года ее траты на лоббистов выросли на 111 процентов и составили 960 тысяч долларов.

Абсолютным лидером высокотехнологичного сектора по расходам на продвижение своих интересов стал Google. В третьем квартале 2013 года компания потратила на агентов влияния 3,4 миллиона долларов. Это на 21 процент меньше, чем в 2012 году, когда против нее велось разбирательство Федеральной торговой комиссии.

Microsoft увеличил отчисления лоббистам на 20 процентов — до 2,2 миллиона долларов.

Среди телекоммуникационных компаний больше всего на лоббистов потратила AT&T. Она вложила в продвижение своих интересов 4,3 миллиона долларов. На втором месте оказалась Verizon с 3,04 миллиона долларов.

Сведения о тратах на лоббизм поступают в Палату представителей Конгресса США и доступны для общественности. Среди негосударственных организаций, по сведениям издания The Huffington Post, больше всего на продвижение своих интересов потратила Торговая палата США — свыше 16 миллионов долларов.

Регулирование лоббизма

Первые серьезные попытки регулирования индустрии лоббизма предпринимались уже в 1920-е годы. В 1928 году Сенат принял закон, обязывающий лоббистов регистрироваться в Конгрессе, однако Палата представителей его заблокировала.

В связи с нестабильной ситуацией в мире в 1938 году Конгресс одобрил Закон о регистрации иностранных агентов (FARA, Foreign Agents Registration Act). Закон обязал организации, которые действуют в интересах других государств, зарегистрироваться в министерстве юстиции и регулярно отчитываться о своей деятельности и источниках финансирования.

1946: Федеральное регулирование лоббизма (FRLA)

В 1954 году Верховный суд незначительно сузил применение FRLA. Членов Конгресса разрешено было лоббировать без регистрации при условии, что на это тратились собственные, а не привлеченные средства. Кроме того, из определения лоббистов были исключены группы, которые занимались косвенным лоббированием, то есть созданием общественного мнения.

Столь узкая трактовка закона сказалась на его эффективности. За всю историю действия FRLA он применялся лишь однажды. В 1956 году двое лоббистов Superior Oil Corporation были оштрафованы за неправомерное влияние и пожертвования в 2,5 тысячи долларов сенатору от Южной Дакоты Фрэнсису Кейсу (Francis Case).

1995: Раскрытие либбистской деятельности (LDA)

Необходимость в изменении неудачного закона FRLA и очередные коррупционные скандалы привели к принятию эпохального для индустрии Закона о раскрытии лоббистской деятельности (LDA, Lobbying Disclosure Act). Его обсуждение и согласование в Конгрессе заняло три года — с 1992-го по 1995-й. Закон называл лоббистом любого, кто за трехмесячный период получает свыше 2,5 тысячи долларов за свои лоббистские услуги и уделяет лоббизму более 20 процентов своего времени. Организация признается лоббистской в том случае, если за три месяца она намерена потратить более 10 тысяч долларов на продвижение интересов своих клиентов. Компании и частные лица, занимающиеся лоббизмом, должны зарегистрироваться в Конгрессе и отчитываться в своей деятельности.

2007: Честное лидерство и открытое правительство (HLOGA)

Положения LDA были ужесточены в 2007 году, когда приняли Закон о честном лидерстве и открытом правительстве (HLOGA, Honest Leadership and Open Government Act, .pdf). Он ужесточил контроль над лоббистскими компаниями, членами Конгресса и высокопоставленными государственными чиновниками. В частности, для сенаторов, покинувших свой пост, предусматривается двухлетняя пауза перед тем, как они могут сами начать заниматься лоббистской практикой. Для высокопоставленных чиновников установлен пожизненный запрет на лоббистскую деятельность в той сфере, которую они курировали во время работы в правительстве.

Лоббистам запретили предлагать членам Конгресса подарки, принятие которых нарушает этические нормы для законодателей. Кроме того, конгрессменов и сенаторов обязали оплачивать стоимость перелета на частных самолетах.

Число лоббистов и их доходы

Лоббизм с момента своего появления был связан с закулисными сделками и тайными переговорами. Несмотря на усилия по повышению прозрачности этой сферы экономики, при ее анализе неизбежны частые оговорки, что речь идет лишь об открытой статистике компаний с K-street (улица в Вашингтоне, где находятся офисы наиболее преуспевающих лоббистских компаний).

В США гражданским контролем над лоббистскими компаниями и агентами занимаются целый ряд организаций. К ним, прежде всего, относят такие, как:

  • Центр ответственной политики (Center for Responsive Politics),
  • Общественный наблюдатель (Public Citizen),
  • Защитники потребителей (Consumer Watchdog) и ряд других.

Все они в какой-то мере также могут считаться лоббистскими структурами.

По информации The Washington Post, за первые девять месяцев 2013 года совокупная выручка десяти самых прибыльных лоббистских организаций в США упала на три процента — со 173,6 миллиона долларов до 168,3 миллиона. В издании связали потери индустрии с ожесточенным противостоянием между республиканцами и демократами, которое затрудняет принятие законов и снижает интерес лоббистов к работе с членами Палаты представителей и Сената.

Клиенты лоббистов и примеры проектов

При этом необходимо иметь в виду, что огромный спектр деятельности лоббистских структур не подпадает под регулирующие действия. В частности, речь идет о телевизионной рекламе, организации политических кампаний на низовом уровне, расходах на рекламу в интернете; часть лоббистских трат проходит по другим статьям расходов, что мешает точно оценить состояние лоббистской отрасли. На этот факт неоднократно указывали специалисты.

SOPA - Антипиратский акт

Симптоматичным примером эффективности лоббистов может стать и пример законопроекта SOPA (Stop Online Piracy Act), направленного против пиратства в интернете. К началу его обсуждения в Конгрессе документ поддерживали как демократы, так и республиканцы. Кроме того, часть законодателей полагала, что билль может стать основной для двухпартийного сотрудничества, что лишь повышало шансы его принятия. В бизнес-среде за SOPA агитировали Disney, Mastercard, Visa, Торговая палата и ряд других могущественных организаций.

Против выступили компьютерные компании — Google, Yahoo, Twitter, Facebook. Их сторонники вели массовую информационную работу, убеждая общественность в том, что SOPA нарушит их права. Противники SOPA убеждали конгрессменов, что, будучи принятым, закон окажет негативное влияние на интернет и ограничит свободы американцев. В итоге спустя всего несколько месяцев Конгресс был вынужден отказаться от SOPA.

Ключевые особенности борьбы лоббистов против SOPA раскрывают всю суть индустрии лоббизма. В то время как лоббисты отстаивают интересы конкретных организаций, включая большие корпорации, успех их деятельности зависит от общественной поддержки. В каждом конкретном случае лоббист должен убеждать политиков и население, что принимаемый закон или новое ограничение служит всеобщему благу. В случае с SOPA страх большинства потерять доступ к информации оказался сильнее, чем стремление части групп интересов гарантировать себе права интеллектуальной собственности и сопутствующие доходы.

Военные контракты

В конце февраля 2013 года в США военный контракт стоимостью 950 миллионов долларов был выигран бразильской компанией Embraer и ее американским партнером — Sierra Nevada Corp. Их соперником выступала американская корпорация Beechcraft. Победа иностранцев в такой чувствительной для Соединенных Штатов сфере, как безопасность, была непосредственно связана с усилиями лоббистов Sierra Nevada, которые сумели объяснить общественности преимущества продукции Embraer.

На сегодняшний день политика администрации США подвержена влиянию множества факторов, среди которых одним из основных является воздействие различных групп частных интересов, а именно – деятельность лоббистских структур. Без детального изучения феномена лоббизма невозможно полностью понять процесс принятия тех или иных решений в сфере внутренней или внешней политики США.

Исходя из этого, считаю целесообразным осветить следующие вопросы: что такое лоббизм и благодаря чему он получил столь широкое распространение, как функционируют лоббистские организации в Америке и какова история их возникновения.


Профессиональный словарь лоббистской деятельности дает нам следующее определение: лоббизм – это институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц или корпоративных структур в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

В обывательском смысле, лобби – это место для ожидания, встречи или переговоров. В узком, профессиональном смысле, лоббизм – способ продвижения своих интересов заинтересованными группами через государственные институты, посредством влияния на процесс принятия внутре- и внешнеполитических решений.

Лоббизм можно разделить на несколько видов: в зависимости от субъекта воздействия – этнический, корпоративный и индивидуальный; в зависимости от объекта воздействия – внутриполитический и внешнеполитический; в зависимости от характера воздействия – прямой и опосредованный.

Основные отличительные черты лоббистской деятельности: продвижение интересов, оказание влияния и стратегическая направленность.

Первый этап лоббинга – сбор информации и выработка рекомендаций по той или иной тематике. Работа по данному направлению ведется целыми коллективами экспертов.

Второй этап – продвижение интересов. На этом этапе основная цель групп влияния – донести свои рекомендации до субъектов, участвующих в принятии политических решений. С этой целью лоббисты пускают в ход свои связи, а также методы убеждения.

Кроме того, не последнее место в арсенале лоббистов занимает работа с общественностью. Манипулирование мнением людей – важный инструмент продвижения интересов. Для этого используются СМИ и прочие агенты влияния.

Также большую роль в этом деле играют личные связи и неформальные контакты. Верный способ заставить кого-то подчиниться твоей воле – сделать его союзником, с помощью личной симпатии. Лоббисты могут что-то предложить взамен за оказанную им лояльность. Эта тактика мягкой силы почти всегда работает безотказно.

Каждый конкретный случай требует индивидуального подхода. В конечном итоге, при удачном стечении обстоятельств, нужный законопроект проходит.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что инструментарий современных лоббистов весьма широк, а их деятельность зачастую крайне эффективна, о чем можно убедиться из множества примеров.

Для лучшего понимания ситуации, предлагаю обратиться к исторической ретроспективе и изучить генезис феномена лоббизма.

Так, в современной юриспруденции США, общепризнанным является тот факт, что лоббизм законодательно закреплен в первой поправке к Конституции, которая гарантирует гражданам право на мирные собрания, с целью обращения к правительству с петициями для удовлетворения своих жалоб. На данный момент, это единственный прецедент правового закрепления лоббистской деятельности.

В основе первой поправки лежит теория фракций Джеймса Мэдисона. Согласно этой теории, с целью недопущения дискриминации меньшинства большинством, необходимо предотвратить ситуацию, в которой у большинства мог бы появиться общий интерес или же появились способы действовать согласованно для реализации своих интересов. Для этого и была разработана система сдержек и противовесов, а также двухпартийная система. Американская политическая культура сама по себе предполагает существование лоббизма, как инструмента для поддержания баланса между неорганизованным большинством и организованным меньшинством.

На сегодняшний день, в экспертной среде не существует единого мнения о соотношении лоббизма и национальных интересов. Одни утверждают, что эти понятия могут быть комплементарны. Другие отрицают это, будучи убежденными, что лоббизм всегда идет вразрез с национальными интересами.

С одной стороны, лоббизм является показателем демократичности режима и политического плюрализма в государстве. С другой стороны, различные группы влияния, лоббируя интересы меньшинств, зачастую вредят политической ситуации в стране.

Такие именитые ученые как Збигнев Бжезинский и Самюэль Хантингтон в своих работах выдвигают тезис о том, что лоббизм напрямую вредит национальным интересам США. В то время как их оппоненты утверждают, что национальные интересы, находясь под защитой государства, неподвластны влиянию лоббистских структур, поэтому лобби может действовать эффективно только в том случае, если его интересы не противоречат интересам США.

Так или иначе, вопрос о соотношении лоббизма и национальных интересов остается открытым.


Организационные формы лоббизма в США: индивидуальные лоббисты, фирмы лоббистов, юридические фирмы, которые профессионально осуществляют лоббистскую деятельность. Есть такие лоббисты, которые не обязаны регистрироваться: люди и организации, имеющие заработок в течение квартала менее чем 3 тыс. долларов с клиента, люди и организации, которые тратят на лоббизм менее чем 11,5 тыс. долларов в квартал, религиозные и благотворительные организации, которые тратят на лоббизм менее 20 % от своих расходов. В США развиваются профессиональные лобби, которые защищают интересы различных сфер экономики, например, оружейное лобби, представленное Национальной стрелковой ассоциацией, и выступающее в защиту права на владение оружием и т. п. Лоббистская деятельность в США существует в системе судебной власти. Верховный суд — объект лоббирования, поскольку он имеет право отменять законодательные акты, принятые Конгрессом. Кроме того, лоббисты часто направляют свои усилия на то, чтобы должность судей занимали выгодные для них лица или наоборот, чтобы определенные лица не становились судьями.

На лоббизм тратится огромное количество средств. На сегодняшний день даже существует тенденция к увеличению расходов на этот вид деятельности. Наибольшее количество денежных средств на лоббизм тратят следующий организации: торговая палата США и американская медицинская ассоциация.

Таким образом, мы видим, что если в большинстве других стран лоббизм находится вне правового поля, то в США лоббизм постепенно переходили от нелегальных форм к легальным. В США прослеживается усиление нормативной регламентации лоббизма. Но и сейчас в американском обществе, как и в любом другом обществе, существуют незаконные методы лоббистской деятельности, например, коррупция. Общественное сознание снова задается вопросом, является ли лоббизм высокопрофессиональным делом или же лоббизм по-прежнему, противоречит принципам демократического общества.

  1. Белоусов А. Б. Современная практика лоббизма в США // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — 2013. — № 2. — С. 69–86
  2. Гильметдинова З. М. Лоббизм в Российской и зарубежной практике // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2014. — № 2. — С. 122–126
  3. Кремянская Е. А. Правовые аспекты регулирования лоббизма в Соединенных Штатах Америки и Канаде // Вестник МГИМО Университета. — 2014. — С. 161–168
  4. Меньшенина Н. Н., Пантелеева М. В. Лоббизм: курс лекций: учебное пособие. — М.: Уральский федеральный университет, 2016. — 136 с.
  5. Тургаева А. С., Хренова А. Е. Политология: учебное пособие. — М.:Питер, 2005. — 560 с.

Основные термины (генерируются автоматически): лоббистская деятельность, США, лицо, лоббизм, лоббист, век, государственная власть, законодательный процесс, Конгресс, представитель власти.

Читайте также: