Белорусизация это кратко и понятно
Обновлено: 04.07.2024
Если попробовать дать сжатое определение политики белорусизации — то это ничто иное, как конкретное воплощение национальной политики Коммунистической партии и Советской власти в Белоруссии в применении к ее экономическим, социальным и этнографическим условиям, историческим и культурным традициям. Истоки ее лежат в национальной программе партии большевиков, в революционном, включая и национально-освободительное, движении. После победы Великой Октябрьской социалистической революции она получила практическое воплощение в национально-государственном и национально-культурном строительстве. После гражданской войны принципы и задачи, формы и методы политики РКП(б) по национальному вопросу были конкретизированы и развиты на X (март 1921г.) и XII (апрель 1923г.) съездах РКП(б). В 1923—1924г.г. Компартия и правительство Белоруссии, исходя из решений этих съездов, разработали комплекс мер по дальнейшей реализации национальной политики в республике, за которой и закрепилось в качестве официального названия — политика белорусизации.
Если рассматривать политику белорусизации с хронологической точки зрения, то ее можно условно разделить на 3 этапа:
1) со времени победы Великой Октябрьской социалистической революции до июня 1923г. Это было время создания и укрепления белорусской советской государственности, выработки основ национальной государственной политики;
3) июль 1924—1928г. Эти четыре года были временем практической реализации намеченных мер. Особенно активно эта программа начала проводиться в жизнь после второй сессии ЦИК БССР, которая проходила в июле 1924г. На ней был принят ряд специальных постановлений по данному вопросу, а Президиум ЦИК БССР создал специальную комиссию по осуществлению национальной политики во главе с видным государственным деятелем А.И.Хацкевичем. Аналогичные комиссии были созданы при окружных исполнительных комитетах. При агитпропотделе ЦК КП(б)Б были созданы специальные бюро по ведению пропаганды среди трудящихся еврейской, польской, латышской и литовской национальностей на их родных языках.
Характеризуя этот период в осуществлении белорусизации, необходимо отметить, что меры по хозяйственному возрождению республики, подъему ее экономики представляли самостоятельное направление в общей политике компартии и правительства Белоруссии. Вместе с тем они были и направлением политики национальной и поэтому всегда включались в соответствующие резолюции и постановления. Свидетельством тому является резолюция Октябрьского (1925г.) Пленума ЦК КП(б)Б. В ней говорилось: «Пролетарская постановка национального вопроса отличается от упрощенного мелкобуржуазного подхода к нему прежде всего тем, что вместо формального равноправия наций на передний план выдвигается реальная помощь ранее угнетением национальностям в деле подъема их культуры и прежде всего экономической базы. Поэтому первой мерой успеха национальной политики в Белоруссии, с точки зрения Коммунистической партии, являются хозяйственные достижения республики и повышение уровня жизни трудящихся.
С позиций реального равноправия рассматривались и проблемы территориальной консолидации белорусского народа, межнациональных отношений в республике. Если после укрупнения территории БССР в республике проводилась реформа административно-территориального деления — создавались округа, районы и сельсоветы, то одним из исходных начал этой реформы был национальный принцип. С целью учета интересов и потребностей национальных меньшинств — изучения и использования родного языка, сохранения своей самобытности, ценностей родной культуры и так далее — в местах их компактного проживания были созданы национальные Советы. В 1928г. в БССР насчитывалось 23 еврейских, 19 польских, 16 русских, 5 латышских, 2 украинских и 2 немецких сельских Совета. В 1932г. был создан отдельный национальный польский район с центром в Дзержинске.
При всей базовой значимости этих направлений в национальной политике 20-х годов ее основное содержание определяли вопросы развития белорусского языка и культуры с безусловным обеспечением прав и возможностей свободного развития языка и культуры национальных меньшинств.
В 1924—1928г.г. были созданы соответствующие условия для научной разработки проблем белорусского языка, его истории, современной лексики и грамматических норм, терминологии на основе изучения народного языка. Основную работу в этом направлении осуществляли народный комиссариат просвещения БССР, Институт белорусской культуры, соответствующие университетские кафедры. Сделано было много, и сегодня филологи высоко оценивают достижения филологической науки в 20-е годы.
Необходимо отметить, что одновременно с научным изучением проблем белорусского языка в эти годы значительно распространилась сфера его применения. Несмотря на то, что белорусский, русский, еврейский и польский языки в Белоруссии были объявлены государственными и пользовались равными правами, белорусский язык в силу значительного большинства в республике коренной национальности имел преимущественное право для общения между государственными, профессиональными и общественными учреждениями и организациями. Вместе с тем не ущемлялись в своих правах и другие языки. Языком общения органов БССР с органами СССР и других союзных республик был русский язык. Каждому из граждан обеспечивалось право обращаться в любые инстанции и получать ответ на родном языке, право свободно пользоваться им на всех съездах, конференциях, заседаниях, собраниях.
Осуществлялся перевод преподавания на белорусском языке в высших учебных заведениях и техникумах республики, работа политико- и культурно-просветительных учреждений, территориальных частей Красной Армии, периодической печати, издательств.
Белорусский язык вводился также на рабфаках, в школах рабочей и крестьянской молодежи, в советско-партийных школах. В этих школах в качестве обязательных предметов изучались также история, экономика и география Белоруссии, белорусская литература.
Осуществлялась также белорусизация партийных, государственных и общественных органов и организаций. Она включала и себя изучение их сотрудниками белорусского языка (при обязательном владении русским) и перевод на него делопроизводства. Как осуществлялась эта работа и какие результаты были достигнуты в этом деле, свидетельствуют следующие данные. В 1927г. белорусским языком в центральных государственных учреждениях владели 80% служащих против 20% в 1924г., в окружных и районных — 70%.
Начался перевод делопроизводства на белорусский язык и в народных комиссариатах Белоруссии. Первыми и в короткий срок перешли на белорусский язык ЦИК БССР, Совнарком, Наркомзем и Наркомпрос, те учреждения, которые непосредственно соприкасались с белорусским населением. Все делопроизводство в государственных органах власти планировалось перевести на белорусский язык на протяжении трех лет. Сроки в основном были выдержаны. Но не все документы велись только на одном белорусском языке. Основная внутриреспубликанская документация печаталась на четырех языках — белорусском, русском, еврейском и польском. Документы общесоюзного значения печатались на белорусском и русском языках, публично-правовые документы (паспорта, свидетельства и так далее) — на белорусском и одном из трех других государственных языков.
Необходимо отметить, что широкому распространению белорусского языка, успешному осуществлению политики белорусизации содействовало то, что большой вклад в них вносили белорусские писатели и поэты. В это время на литературном небосводе рядом с Я.Купалой и Я.Коласом, Т.Гартным и другими уже известными писателями и поэтами появилась целая плеяда талантливой молодежи — К.Чорный, М. Лыньков, К.Крапива и др. Своим словом они будили национальное самочувствие и самосознание белорусов, оказывали животворное воздействие на консолидацию белорусской нации.
Не стояли в стороне от этих процессов и белорусские ученые. В основных научных центрах — на университетских кафедрах, в Инбелкульте, в комиссии истории партии (Истпарте) — сформировалось ядро талантливых ученых, велись исследования и издавались труды по проблемам истории, общественной мысли и экономики Белоруссии, постепенно внедрялся научный подход к решению исследовательских проблем. Ведущую роль в становлении белорусской науки играл Инбелкульт, преобразованный в 1928г. в Академию наук БССР.
Широкое развитие получило в это время и краеведение. С 1924г. в массовом порядке начали создаваться краеведческие организации. В 1927г. они уже объединяли более 10 тыс. человек.
Вскоре в политике белорусизации начали проявляться те тенденции, от которых предостерегали решения X и XII съездов РКП(б): с одной стороны — недооценка национальных особенностей, с другой — их возвеличение и выпячивание. Некоторые работники без учета объективных условий и материальных возможностей стремились форсировать темпы белорусизации. Во многих учреждениях начали составлять списки сотрудников, которым вменялось в обязанности изучить белорусский язык в кратчайшие сроки. Если они не укладывались в установленные сроки, их увольняли. Часто сроки для изучения белорусского языка сокращались настолько, что освоить язык за это время просто было невозможно. Да и соответствующих условий для этого не было. Курсы организовывались наспех, не хватало учебников, низким был уровень преподавания и т.д.
36. Становление и развитие общеобразовательной школы на Беларуси в 20-е годы ХХв. Борьба с неграмотностью.
Однако в восстановительный период еще не было достаточных материальных средств, чтобы придать этой работе нужный размах. Даже в 1927—1928 уч.г. на эти цели было выделено только 376 тыс. рублей, но в следующем 1928—1929 уч.г. ассигнования уже резко возросли и составили 1 мил. 82 тыс. рублей. И это дало свои результаты. К концу первой пятилетки неграмотность среди взрослого населения была почти ликвидирована.
В организации работы по ликвидации неграмотности наряду с определенными успехами имели место и серьезные недостатки — непродуманность, спешка и ограниченность задач, проявления компанейщины, низкое качество обучения. Часть слушателей, которые за одну — две зимы немного научились читать и писать, прекращали посещение пунктов ликбезов и вскоре забывали о том, чему их учили. Чтобы закрепить знания, необходимо было продолжать обучение. В этих целях с 1926г. начали открываться школы для малограмотных, которые уже давали знания в объеме начальной школы.
Одновременно с ликвидацией неграмотности и малограмотности в 20-е годы в республике проводилась большая работа по налаживанию системы народного образования вообще. После перехода к НЭПу, в 1922г., в БССР была проведена реформа школьной системы. Основным звеном ее становилась семилетняя трудовая общеобразовательная школа. В Витебской и Гомельской губерниях, которые входили в это время в состав РСФСР, сохранялась еще девятилетняя школа, и только после возвращения этих территорий в состав БССР она была реорганизована в семилетнюю.
Остановить сокращение школьной сети помогла поддержка общественности. Школьно-хозяйственные советы, созданные из представителей народного образования, профсоюзов и местных жителей, заботились об обеспечении школ оборудованием, организовывали ремонт помещений. Проводились субботники и воскресники по оказанию помощи школе. Крестьяне брали нередко содержание школ на себя. Все это позволило сохранить их большую часть в особенно тяжелые первые послевоенные годы.
Но средств катастрофически не хватало. В январе 1923г. по предложению В.И.Ленина были сокращены расходы на содержание государственного аппарата и освободившиеся средства были выделены на нужды народного образования. По мере дальнейшего восстановления народного хозяйства стало больше средств выделяться и на содержание школ. Это произошло уже в 1924—1925 уч.г. В результате сеть школ вновь начала расширяться, и количество обучающихся детей в них увеличиваться.
Большие трудности возникали с подбором и комплектованием школ учительскими кадрами, организацией их работы, созданием бытовых условий. В 1925—1926 уч.г. 26% учителей не имели даже среднего образования, 62% — специальной подготовки. Положение осложнялось тем идейным грузом, который учителя получили в старых учебных заведениях. Их надо было учить и перевоспитывать одновременно. В связи с этим была организована переподготовка учителей, повышена их заработная плата.
37. Становление и развитие высшего и среднего специального образования на Беларуси в 20-е годы ХХ в.
Одновременно Советское правительство осуществляло меры, направленные на создание новой системы высшего и среднего специального образования для подготовки новых кадров специалистов. Событием большого культурного и политического значения явилось открытие 30 октября 1921г. в Минске Белорусского государственного университета. 1 ноября 1921г. уже начались занятия на медицинском факультете и факультете общественных наук, а несколько ранее — на рабфаке. В 1922г. в университете открылся педагогический факультет, в 1925г. — факультет народного хозяйства и советского права.
В становлении первого в Белоруссии высшего учебного заведения большую помощь оказало правительство РСФСР. Народный комиссариат просвещения РСФСР направил сюда известных ученых. Первыми профессорами университета были Н.А.Прилежаев, Н.Н.Никольский, В.Н.Перцев, Е.И.Баричевский, Е.Е.Сиротин, В.Н.Дьяков и др. Большую организаторскую, педагогическую и научную деятельность проводил первый ректор БГУ — профессор В.И.Пичета.
Белорусский государственный университет стал важнейшим центром подготовки специалистов высшей квалификации в БССР. В 1925г. из его стен вышли первые специалисты. В 1926г. университет выпустил 247 педагогов, 175 врачей, 119 экономистов и 117 юристов. К этому времени количество студентов в БГУ увеличилось вдвое по сравнению с 1921г. Университет располагал уже 11 клиниками, 8 лабораториями, 17 специальными кабинетами.
В восстановительный период были созданы и первые специальные высшие учебные заведения. 1 июля 1922г. на базе политехнического института, основанного в декабре 1920г., был открыт Белорусский государственный институт сельского и лесного хозяйства с двумя факультетами — лесным и агрономическим. В 1923г. в нем обучались 515 студентов.
В связи с первым укрупнением территории БССР в 1924г. к республике отошли еще 2 высших учебных заведения — Горецкий земледельческий институт, возобновленный в апреле 1919г., и Витебский педагогический институт. Но с целью концентрации сил и средств Витебский пединститут был слит с педагогическим факультетом БГУ, а в августе 1925г. с/х институты в Минске и Горках объединены в Белорусскую с/х академию. Академия находилась в Горках. Она имела четыре факультета: мелиорационный, лесной, землеустроительный и агрономический, на которых обучались более 1400 студентов и работали более 100 профессоров и преподавателей.
Несколько ранее, 4 ноября 1924г., в соответствии с постановлением ЦИК БССР на базе Витебского с/х техникума начал работать ветеринарный институт. Всего в 1925г. в БССР работали 3 высших учебных заведения, в которых обучались 4342 студента, работали 436 преподавателей.
По мере восстановления народного хозяйства все более остро ощущалась потребность в специалистах средней квалификации. Поэтому в соответствии с нуждами хозяйства и культуры в республике создавались техникумы различных профилей: индустриально-технические, сельскохозяйственные, экономические, педагогические, медицинские, музыкальные и художественные. В 1921г. на базе трехлетних педагогических курсов в Минске, Борисове, Бобруйске и школ II ступени в Червене, Петрикове и Мозыре были открыты педагогические техникумы. В 1925—926 уч.г. в БССР действовало 10 педагогических техникумов, в которых обучались около 2 тыс. человек. В 1921—1925г.г. было открыто несколько с/х техникумов, увеличилось количество индустриальных.
В основу комплектования высших и средних специальных учебных заведений был положен классовый принцип. Однако в число студентов, особенно первых наборов, попадало много нетрудовых элементов. Детей рабочих и крестьян из-за того, что материально они хуже были обеспечены и имели низкую образовательную подготовку, в вузах было еще сравнительно мало.
Чтобы увеличить рабочую прослойку среди студентов вузов, еще в годы гражданской войны по инициативе рабочего класса и комсомола возникла система рабочих факультетов при высших учебных заведениях. Они имели цель: ускорить подготовку детей рабочих и трудового крестьянства для поступления в высшую школу. В 1925—1926 уч.г. в БССР действовало три рабфака, на которых обучались 882 слушателя. В большинстве своем это были участники гражданской войны, имеющие опыт организаторской и общественно-политической работы.
Рабфаки имели дневные и вечерние отделения. На дневном срок обучения был трехлетним, на вечернем — четырехлетним. На протяжении этого времени слушатели должны были овладеть знаниями в объеме четырех-пяти старших классов средней школы. Рабфаковцы относились к учебе с чувством высокого долга и настойчиво овладевали знаниями.
В вузах и техникумах одновременно перестраивалась учебно-воспитательная работа и содержание преподаваемых дисциплин. В учебные планы вузов вводились новые курсы — история социалистической революции, Советского государства и права, исторический материализм и другие. Принимались меры и по подготовке преподавательских кадров для вузов и техникумов, особенно по гуманитарным дисциплинам. Их готовил Институт красной профессуры в Москве. Партийные организации вузов посылали туда на учебу наиболее подготовленных коммунистов. После окончания вузов при кафедрах оставляли способных к научной деятельности студентов. Некоторые выпускники командировались для прохождения практики в научные учреждения и учебные заведения других республик.
Белорусизация-это политика развития национальной культуры в БССР в 1920-е гг. Причинами ее проведения стали восстановление народного хозяйства БССР в ходе новой в ходе реализации новой экономической политики (нэп) 1921-1928 гг., укрупнения БССР 1924 и 1926 гг., амнистии (прощение вины) тем политическим деятелям, которые признали Советскую власть и отказались от борьбы с ней. Руководство СССР одобряло такую политику, т.к. считало ее важным фактором в деле укрепления СССР как многонационального государства.
При проведении политики белорусизации учитывался многонациональный состав ее населения ( белорусы, поляки, русские, евреи, татары, украинцы, латыши, немцы, литовцы и т.д.), а также тот факт, что белорусы, составлявшие 80% населения, были слабо представлены в органах власти ( руководящие посты принадлежали евреям и русским). Учитывалось и то, что городское население (в основном евреи и русские) было русскоязычным, а деревенское-белорусскоязычным.
Однако политика белорусизации имела и ряд недостатков. Владение белорусским языком было более решающим при назначении на должность, чем профессиональные качества. Отрицательно к этой политике отнеслись представители старой технической и творческой интеллигенции. И хотя в БССР были признаны официальными наряду с белорусским русский, польский и еврейский языки, многие представители нацменьшинств на территории Беларуси заявили об ущемлении своих прав. В итоге политика белорусизации в конце 1920-х гг. была прекращена.
Белорусизация-это политика развития национальной культуры в БССР в 1920-е гг. Причинами ее проведения стали восстановление народного хозяйства БССР в ходе новой в ходе реализации новой экономической политики (нэп) 1921-1928 гг., укрупнения БССР 1924 и 1926 гг., амнистии (прощение вины) тем политическим деятелям, которые признали Советскую власть и отказались от борьбы с ней. Руководство СССР одобряло такую политику, т.к. считало ее важным фактором в деле укрепления СССР как многонационального государства.
При проведении политики белорусизации учитывался многонациональный состав ее населения ( белорусы, поляки, русские, евреи, татары, украинцы, латыши, немцы, литовцы и т.д.), а также тот факт, что белорусы, составлявшие 80% населения, были слабо представлены в органах власти ( руководящие посты принадлежали евреям и русским). Учитывалось и то, что городское население (в основном евреи и русские) было русскоязычным, а деревенское-белорусскоязычным.
Однако политика белорусизации имела и ряд недостатков. Владение белорусским языком было более решающим при назначении на должность, чем профессиональные качества. Отрицательно к этой политике отнеслись представители старой технической и творческой интеллигенции. И хотя в БССР были признаны официальными наряду с белорусским русский, польский и еврейский языки, многие представители нацменьшинств на территории Беларуси заявили об ущемлении своих прав. В итоге политика белорусизации в конце 1920-х гг. была прекращена.
Политика национально-государственного и национально-культурного строительства в Белорусской ССР в 1920-е.
Ее инициаторами были деятели белорусского национального движения А. Г. Червяков, Д. Ф. Жилунович, В. М. Игнатовский, А. Л. Бурбис, А. В. Балицкий и др. В начале 1920-х был подтвержден декрет правительства Литовско-Белорусской ССР (1919) о равноправном государственном статусе белорусского, русского, еврейского и польского языков, открылись Белорусский государственный университет (1921) и Институт белорусской культуры (1922).
В 1928 около 80 % школ вели обучение на белорусском языке. Всего преподавание в школах велось на 8 национальных языках. К концу 1920-х делопроизводство в государственных и партийных органах велось почти целиком на белорусском языке. Основные внутриреспубликанские документы печатались на белорусском, русском, еврейском и польском языках; общесоюзной значимости — на белорусском и русском; общественно-правовые документы (удостоверения и др.) — на белорусском и еще одном из государственных языков.
С конца 1920-х, в условиях начала кампании против национал-демократов, началось постепенное свертывание Б.
«ЛУНАЧАРСКИЙ. Понимает ли белорусский народ тот язык, на котором выступают белорусские деятели с приветствиями и декларациями?
КАНЧЕР. Не понимает.
ЛУНАЧАРСКИЙ. А имеют ли белорусы свой язык для национализации школы и учреждений?
КАНЧЕР. Белорусское национальное движение выработало белорусский язык, отличный от русского и народного белорусского, но очень близкий к польскому. В народе, среди учителей и белорусов восточной ориентации этот язык абсолютно не популярен".
Читайте также: