Бехтерев владимир михайлович разработанные теории и концепции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Владимир Михайлович Бехтерев выделяется среди выдающихся отечественных ученых, организаторов и основоположников советской психологической науки.

Невропатолог и психиатр, специалист по морфологии, гистологии, анатомии и физиологии головного мозга, психолог и педагог, большой общественный деятель, основатель оригинальной научной школы, организатор и директор многих научных и образовательных центров, автор более 600 работ и 369 опубликованных на русском языке речей — это далеко не полный перечень творений этого многогранного ученого.

Ознакомление с наследием В.М. Бехтерева, богатством его идей, наблюдений и фактов как никогда необходимо сегодня. Но именно здесь возникают трудности. Дело в том, что работы этого выдающегося ученого не были опубликованы после его смерти и стали библиографической редкостью.

Следует также отметить, что отечественная психологическая наука до сих пор не имеет адекватной оценки научного наследия В.М. Бехтерева в работах, излагающих историю его создания. И несомненно, В.М. Бехтерев, один из величайших представителей отечественной науки.

Родился он в семье маленького чиновника в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии, вероятно, 20 января 1857 года. Он принадлежал старому роду Вятки Бехтерева. Получил образование в Вятской гимназии и Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. После окончания учебы (1878 г.) Бехтерев посвятил себя изучению психических и нервных заболеваний и с этой целью работал в клинике профессора И.П. Мержеевского.

Бехтерев Владимир Михайлович, русский психиатр и психолог - Научный вклад

Научный вклад

Бехтерев изучил широкий спектр психиатрических, неврологических, физиологических, морфологических и психологических проблем. В своем подходе он всегда фокусировался на комплексном изучении мозга и человеческих проблем. В ходе реформирования современной психологии разработал собственную доктрину, которую последовательно называл объективной психологией (с 1904 г.), затем психорефлексологией (с 1910 г.) и рефлексологией (с 1917 г.).

Обнаружены и изучены пути развития человеческого позвоночника и мозга, а также описаны некоторые церебральные образования. Установил и выделил ряд рефлексов, синдромов и симптомов. Физиологические рефлексы анкилозирующего спондилита (лопатно-плечевой рефлекс, большой шпиндельный рефлекс, выдыхательный рефлекс и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (дорсифлекс Менделя-Бехтерева, карпальный туннельный рефлекс, анкилозирующий спондилит Якобсонский рефлекс) отражают поражения пирамидальных трактатов.

На протяжении многих лет Бехтерева волнуют проблемы гипноза и внушения, в том числе алкоголизма. Более 20 лет занимается вопросами сексуального поведения и воспитания детей. Разработал объективные методы изучения нейропсихологического развития детей. Неоднократно критиковал психоанализ (учение Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и др.).

В.М. Бехтерев внес свой вклад в теоретическую, экспериментальную и психотерапевтическую работу по психоанализу, проводимую в Институте изучения мозга и психической активности, которым он руководил. Бехтерев также разработал и изучил взаимосвязь между нервными и психическими заболеваниями, психопатами и циркулярными психозами, клиническим и патогенезом галлюцинаций, описал ряд форм обсессивно-компульсивных состояний, различные проявления психотического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний он ввел комбинированную рефлексотерапию неврозов и алкоголизма, отвлекающую терапию и коллективную психотерапию.

Научная работа в области структуры мозга

Практически сразу после окончания академии Бехтерев приступил к работе в области восприятия активности мозга. Несомненно, неврологический подход был самым важным и доминирующим в разработке всех направлений и проблем человеческого восприятия. Он признал фундаментальную роль мозга и нервной системы в деятельности человека, в регулировании его взаимодействий с миром.

Центром неврологических исследований Бехтерева является проблема локализации, которую он рассматривал с двух точек зрения: с точки зрения изучения структурной локализации, выявления топографии мозга и изучения функциональной локализации. В конце 19 века вопросы структуры мозга до сих пор крайне плохо изучались. Поэтому расследования Бехтерева были революционными. Бехтерев тщательно изучил практически все участки мозга и спинного мозга, а также пути проведения, обнаружил и описал различные клеточные структуры.

Глубокое изучение анатомических основ деятельности мозга, практическая направленность исследований Бехтерева побудили его к поиску механизмов, определяющих активность мозга в норме и патологии, что привело к тому, что ученый сформулировал проблему функциональной локализации.

Бехтерев представил и установил базовый принцип исследования мозга — принцип структурно-функционального подхода, то есть исследования структуры мозга в единстве с его функциями.

В цикле его физиологических работ функциональные свойства мозга убедительно представлены на основе обширного массива фактов. Используя метод развития, раздражения и разрушения нервной системы, Бехтерев устанавливает и тщательно изучает корковые центры зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых ощущений; изучает анатомические и физиологические основы болевой чувствительности, корковые регуляторы мимических движений. Изучение органов статистической координации открывает Бехтереву возможность научной формулировки проблемы пространственных ощущений.

После того, как Бехтерев прошел процедуру отбора для командировки за границу, он отправился в Лейпциг, чтобы увидеться с Флеккингом, директором психиатрической колонии, тогдашним известным исследователем нервной системы и автором нескольких новых методов исследования мозга. Железное правило Флека: не пускать врача в клинику, пока он не будет за микроскопом за двумя парами штанов.

После этого Флеккинг писал: «Вот где Бехтерев — поистине врожденный исследователь — начал свое славное путешествие. И он ошибался. Бехтерев начал в Петербурге и отправился в заграничное путешествие после того, как уже опубликовал более пятидесяти работ.

Гипноз как предположение

В. М. Бехтерев, изучая особенности гипнотического состояния человека, пришел к выводу, что основную роль в возникновении гипнотического состояния играет вербальное внушение, а также ряд физических стимулов, способствующих погружению человека в гипнотическое состояние. Он разделил гипноз на три стадии — низкую, среднюю и глубокую, что соответствовало трем общепринятым этапам Фореля — сонливость, гипоксия и сомнамбулизм.

Бехтерев уделил большое внимание исследованиям, направленным на разработку способов повышения терапевтической эффективности предложения, вводимого пациенту при гипнозе или в реальности. На основе многочисленных экспериментов, наблюдений и исследований В.М. Бехтерев развил идею гипноза как своеобразной модификации обычного естественного сна. Однако гипнотический сон искусственно создается при помощи трюков, используемых гипнотизером. Самый удобный и успешный метод работы

Бехтерев рассматривал словесное предложение спать, которое может заключаться как в предложении гипнотизированному человеку идей, связанных с сном, так и в повелительном требовании — «Спи!

Слабые физические стимулы, такие как поглаживание, мягкий шепот, ритмичное постукивание светом, могут, по его мнению, способствовать быстрому засыпанию, а иногда и гипнотическому сну, даже без словесного предложения.

В своей работе В.М. Бехтерев показал механизмы возникновения психических эпидемий и роль внушения, самонадеянности и гипноза в их развитии и распространении. Он проследил механизмы возникновения массовых возбуждений до различных сектантских учений, теорий всевозможных мистиков, средневековых эпидемий, демономании и колдовства, истерии и др. Долгое время отмечалось, что внушаемость людей особенно велика, когда они находятся в толпе. В этом случае внушаемость усиливается взаимным влиянием людей, захваченных общими чувствами друг на друга — взаимным внушением и подражанием.

Бехтерев изучил особенности повышенной внушаемости в коллективе и разработал метод коллективного гипноза, который он использовал в групповом лечении пациентов. Этот метод был введен им в 1912 году, но он считал его настолько важным и перспективным, что выбрал его в качестве предмета своего доклада на 1-м Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров в декабре 1927 года. Перед докладом у В.М. Бехтерева была встреча со Сталиным, и через 32 часа после его смерти. Научные труды В.М. Бехтерева и сегодня имеют большую научную ценность, так как они очень хорошо объясняют нашу современную психическую эпидемию экстрасенсорного бума, магии, колдовства и других видов чудес.

Его научное наследие в области гипнотерапии свидетельствует о том, что органические заболевания и невротические расстройства можно успешно лечить этим методом в комплексе с другими лечебными мероприятиями.

Теория рефлексотерапии В.М. Бехтерева

Однако, хотя Бехтерев развивал свою объективистскую психологию как поведенческую психологию, основанную на экспериментальном изучении рефлекторной природы человеческой психики, он не отторгал сознание и, в отличие от бихевиоризма, включил его в предмет психологии.

Кроме того, ученый принял субъективные методы исследования психики, включая самонаблюдение, полагая, что рефлексологические исследования, в том числе рефлектологический эксперимент, не подменяют, а дополняют данные, полученные в психологических исследованиях, посредством допросов и самонаблюдения.

Говоря о взаимосвязи рефлексотерапии и психологии, проводится аналогия между механикой и физикой, поскольку известно, что все разнообразные физические процессы могут, в принципе, сводиться к явлениям механического движения частиц. Точно так же можно предположить, что все психологические процессы в конечном итоге могут быть сведены к разного рода рефлексам. Но если свойства действительной материи невозможно вывести из общих условий материальной точки, то логически вывести конкретное разнообразие фактов, изучаемых в психологии, невозможно лишь из формул и законов рефлексивной теории.

Говоря о важности своей работы, Бехтерев подчеркнул, что научная объяснительная функция, содержащаяся в концепции рефлекса, основана на предположениях о механической и биологической причинности, которая базируется на законе сохранения энергии. Если исходить из этой идеи, то все формы поведения, даже самые сложные и тонкие, можно рассматривать как особые случаи общего закона механической причинности, так как все они являются ничем иным, как качественными преобразованиями единой материальной энергии.

Бехтерев был не единственным, кто стремился связать умственную деятельность с законами энергетики и, в частности, с законом сохранения энергии. В начале века такие попытки были популярны не только в русской, но и в мировой психологии.

Одним из основных утверждений ученого является то, что отдельные явления жизни организма приобретают черты механической причинно-следственной связи и биологической направленности и носят характер интегральной реакции организма, стремящегося отстаивать и утверждать свою сущность в борьбе с изменяющимися условиями окружающей среды.

Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших проблем психологии того времени и был одним из немногих психологов 20-го века, кто относился к личности как к интегративному целому. Педологический институт был центром изучения прежде всего личности, которая является основой образования, и как бы широки ни были интересы Бехтерева, он всегда подчеркивал, что его главной задачей является изучение и воспитание человека.

Важная идея, которую отстаивает Бехтерев, заключается в том, что в отношениях между коллективом и индивидуумом первостепенное значение имеет не коллектив, а индивидуум. В своих экспериментах по влиянию суггестии на человеческую деятельность Бехтерев впервые обнаружил такие явления, как конформизм и давление сверстников, которые в западной психологии стали изучаться лишь несколько лет спустя.

Он доказал, что развитие личности невозможно без коллектива, но в то же время подчеркнул: влияние коллектива не всегда полезно, потому что каждый коллективный уровень личности, пытаясь сделать его шаблонным выражением своей среды. Обычаи и социальные стереотипы ограничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно выражать свои потребности. Личная свобода и социальная необходимость, индивидуализация и социализация — это две стороны социального процесса, идущего по пути социальной эволюции. В то же время, Бехтерев рассматривал определение самой личности как движущийся процесс, баланс которого постоянно смещается в одну сторону и в другую.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Владимир Михайлович Бехтерев — выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.

Биографический очерк
Родился в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали, Елабужского уезда, Вятской губернии предположительно 20 января 1857 (был крещён 23 января 1857). Являлся представителем древнего вятского рода Бехтеревых. Образование получил в вятской гимназии и С.-Петербургской медико-хирургической академии.

По окончании курса (1878), Бехтерев посвятил себя изучению душевных и нервных болезней и для этой цели работал при клинике проф. И. П. Мержеевского.

В 1879 году Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. А в 1884 г. был командирован за границу, где занимался у Дюбуа-Реймона (Берлин), Вундта (Лейпциг), Мейнерта (Вена), Шарко (Париж) и др.

После октябрьской революции Бехтерев ходатайствовал о переводе университета в Мраморный дворец. Профессор Б. Е. Райков, тогдашний проректор университета, писал в своих воспоминаниях:

В мае 1918 года Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Вскоре Институт открылся, и его директором до самой смерти являлся Владимир Михайлович Бехтерев. В 1927 ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

В возрасте около 70 лет женился вторым браком на молоденькой племяннице Ягоды Берте Яковлевне.

Умер внезапно 24 декабря 1927 года в Москве. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище в Ленинграде.

После своей смерти В. М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров.

По улице Бехтерева в Москве расположена крупнейшая в Москве 14-я городская психиатрическая больница имени Бехтерева, которая обслуживает все округа Москвы, особенно ЗАО Москвы.
Версии о причинах смерти

По официальной версии, причиной смерти стало отравление консервами. Существует версия, что смерть Бехтерева связана с консультацией, которую он незадолго до гибели дал Сталину. Но прямых свидетельств, что одно событие связано с другим, нет.

Семья:
Бехтерев, Пётр Владимирович — сын.
Бехтерева-Никонова, Ольга Владимировна — дочь.
Бехтерева, Наталья Петровна — внучка.
Никонов, Владимир Борисович — внук.
Медведев, Святослав Всеволодович — правнук.

Рефлексологическая теория
Рефлексологическая теория (далее Р. т.) – естественнонаучное направление в психологии и психологии личности, получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель Р. т., Бехтерев, изложил план ее построения в статье "Объективная психология и ее предмет" (1904). Р. т. определяется сначала как "объективная психология", позднее – как "психорефлексология", потом – как "рефлексология" – особая "биосоциальная наука".

Возникнув первоначально в области психологии, Р. т. распространяется и на педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение ("рефлексологич. педагогика и ортопедия", "генетическая рефлексология", "рефлексология масс", "рефлексология искусства и творчества и др.). Наибольшую популярность Р. т. имела в середине 20-х гг. Так, в 1927 г. в вузах Украины преподавание психологии было временно заменено преподаванием рефлексологии.

Следуя за И. М. Сеченовым, Р. т. исходила из положения о том, что нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях. Предметом изучения Р. т. являются все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. По замыслу Бехтерева, Р. т. должна была заменить психологию наукой о личности и проявляющейся во внешнем поведении ее соотносительной деятельности. Р. т. считала необходимым отказаться от изучения сознания и ограничиться изучением внешних проявлений личности, сводимых к условным или "сочетальным" рефлексам, образующимся в результате влияния внешней среды на нервную систему человека.

Р. т. выдвинула принцип личностного подхода к исследованиям, суть которого сводилась к тому, что все, что может дать объективное комплексное наблюдение над человеком, начиная с мимики и кончая особенностями поведения больного, должно быть принято во внимание.

В Р. т. были определены принципы патопсихологического исследования: использование комплекса методик, качественный анализ расстройств психики, личностный подход, соотнесение результатов исследования с данными нормы для соответствующего возраста, пола, образования. Представителями Р. т. было разработано множество методик эксперимент, патопсихологические исследования, некоторые из них (методика сравнения понятий, определение понятий и др.) вошли в число наиболее используемых в современной психологии, психологии личности и патопсихологии.

В Р. т. разработаны требования к эксперимент, методикам, сохранившие значение и для современной науки: простота (для решения эксперимент, задач испытуемые не обязательно должны обладать особыми знаниями, навыками) и портативность (возможность проведения исследований непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки). В работах представителей Р. т. отражен богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности. Результаты экспериментов Р. т. сопоставлялись с особенностями поведения больного вне эксперимент, ситуации.

Патопсихологические методы, разрабатываемые представителями Р. т., использовались в детской и судебной экспертизах, а результаты патологических исследований позволяли почти безошибочно распознавать психически несостоятельных школьников с целью выделения их в спец. учреждения для детей с проблемами развития. Бехтерев не считал изучение психически больных ключом к познанию внутр. мира здоровых. Чтобы возвратить человеку нервно-психическое здоровье, по его мнению, следует идти от нормы к патологии, а не наоборот.

Создание Р. т. было крупным шагом на пути преобразования субъективной психологии в объективную и оказало в дальнейшем значит, влияние на возникновение и развитие бихевиоризма. Разносторонние конкретные исследования и разработка теоретических основ в области общей психологии, психологии личности и патопсихологии, позволяют считать вклад Р. т. отправным пунктом формирования данных отраслей в России, а в дальнейшем и в бывшем Советском Союзе.

1896 - Проводящие пути спинного и головного мозга
1903-07 - Основы учения о функциях мозга
1904 - Психика и жизнь
1907-10 - Объективная психология
1908 - Внушение и его роль в общественной жизни
1911-15 - Общая диагностика болезней нервной системы
1918 - Бессмертие человеческой личности, как научная проблема
1918 - Общие основы рефлексологии человека
1921 - Коллективная рефлексология
1923 - Общие основы рефлексологии человека
1925 - Психология, рефлексология и марксизм
1926 - Проводящие пути спинного и головного мозга
1928 - Мозг и деятельность
2014 - Феномены мозга
2014 - Мозг и внушение

Владимир Михайлович Бехтерев, известный русский невролог, невропатолог, психолог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы, родился 20 января 1857г. в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии в семье мелкого государственного служащего. В августе 1867г. он начал занятия в Вятской гимназии, а поскольку Бехтерев еще в юности решил посвятить свою жизнь невропатологии и психиатрии, после окончания семи классов гимназии в 1873г. он поступил в Медико-хирургическую академию.

В 1878г. окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге, был оставлен для дальнейшего обучения на кафедре психиатрии у И. П. Мержеевского. В 1879г. Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров.




В 1894г. Бехтерев был назначен членом медицинского совета Министерства внутренних дел, а в 1895г. он стал членом Военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных.

Вообще, работы Бехтерева по изучению морфологии мозга внесли бесценный вклад в развитие отечественной психологии Его, в частности, интересовал ход отдельных пучков в центральной нервной системе, состав белого вещества спинного мозга и ход волокон в сером веществе, и вместе с тем на основании произведенных опытов ему удалось выяснить физиологическое значение отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия).

Занимаясь непосредственно функциями мозга, Бехтерев открыл ядра и проводящие пути в мозге; создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга; установил анатомофизиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и т.д.

Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и прежде всего на учение об условных рефлексах. Таким образом, Бехтерев создает целое учение, названное им рефлексологией, которое фактически продолжило дело объективной психологии Бехтерева.

Для оценки симптомов Бехтерев создал специальные приборы (альгезиметр, позволяющий точно измерять болевую чувствительность; барэстезиометр, измеряющий чувствительность к давлению; миоэстезиометр — прибор для измерения чувствительности и т.д ).

Бехтерев также разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей, связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма Для лечения нервно-психических заболеваний он ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию В качестве успокаивающего средства широко использовалась микстура Бехтерева.

В 1908г. Бехтерев создал Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге и стал его директором. После революции в 1918г. Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Когда институт был создан, Бехтерев занял должность его директора и оставался им до самой смерти. Институт по изучению мозга и психической деятельности был впоследствии назван Государственным рефлектоло-гическим институтом по изучению мозга им. В. М. Бехтерева.

В 1921г. академик В. М. Бехтерев вместе с известным дрессировщиком животных В. Л. Дуровым проводил опыты мысленного внушения дрессированным собакам заранее задуманных действий. Аналогичные опыты проводились и в практической лаборатории зоопсихологии, которой руководил В. Л. Дуров при участии одного из пионеров мысленного внушения в СССР инженера Б. Б. Кажинского.

Уже к началу 1921г. в лаборатории В.Л. Дурова за 20 месяцев исследований было проделано 1278 опытов мысленного внушения (собакам), в том числе удачных 696 и неудачных 582. Опыты с собаками показали, что мысленное внушение необязательно должен проводить дрессировщик, это мог быть опытный индуктор. Необходимо было только, чтобы он знал и применял методику передачи, установленную дрессировщиком. Внушение проводилось как при непосредственном визуальном контакте с животным, так и на расстоянии, когда собаки не видели и не слышали дрессировщика, а он — их. Следует подчеркнуть, что опыты проводились с собаками, имеющими определенные изменения в психике, возникшие после специальной дрессировки.

В 1927г Бехтереву было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Умер великий ученый 24 декабря 1927г.

Владимир Михайлович Бехтерев, известный русский невролог, невропатолог, психолог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы, родился 20 января 1857г. в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии в семье мелкого государственного служащего. В августе 1867г. он начал занятия в Вятской гимназии, а поскольку Бехтерев еще в юности решил посвятить свою жизнь невропатологии и психиатрии, после окончания семи классов гимназии в 1873г. он поступил в Медико-хирургическую академию.

В 1878г. окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге, был оставлен для дальнейшего обучения на кафедре психиатрии у И. П. Мержеевского. В 1879г. Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров.

В 1894г. Бехтерев был назначен членом медицинского совета Министерства внутренних дел, а в 1895г. он стал членом Военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных.

Вообще, работы Бехтерева по изучению морфологии мозга внесли бесценный вклад в развитие отечественной психологии Его, в частности, интересовал ход отдельных пучков в центральной нервной системе, состав белого вещества спинного мозга и ход волокон в сером веществе, и вместе с тем на основании произведенных опытов ему удалось выяснить физиологическое значение отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия).

Занимаясь непосредственно функциями мозга, Бехтерев открыл ядра и проводящие пути в мозге; создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга; установил анатомофизиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и т.д.

Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и прежде всего на учение об условных рефлексах. Таким образом, Бехтерев создает целое учение, названное им рефлексологией, которое фактически продолжило дело объективной психологии Бехтерева.

Для оценки симптомов Бехтерев создал специальные приборы (альгезиметр, позволяющий точно измерять болевую чувствительность; барэстезиометр, измеряющий чувствительность к давлению; миоэстезиометр — прибор для измерения чувствительности и т.д ).

Бехтерев также разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей, связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма Для лечения нервно-психических заболеваний он ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию В качестве успокаивающего средства широко использовалась микстура Бехтерева.

В 1908г. Бехтерев создал Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге и стал его директором. После революции в 1918г. Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Когда институт был создан, Бехтерев занял должность его директора и оставался им до самой смерти. Институт по изучению мозга и психической деятельности был впоследствии назван Государственным рефлектоло-гическим институтом по изучению мозга им. В. М. Бехтерева.

В 1921г. академик В. М. Бехтерев вместе с известным дрессировщиком животных В. Л. Дуровым проводил опыты мысленного внушения дрессированным собакам заранее задуманных действий. Аналогичные опыты проводились и в практической лаборатории зоопсихологии, которой руководил В. Л. Дуров при участии одного из пионеров мысленного внушения в СССР инженера Б. Б. Кажинского.

Уже к началу 1921г. в лаборатории В.Л. Дурова за 20 месяцев исследований было проделано 1278 опытов мысленного внушения (собакам), в том числе удачных 696 и неудачных 582. Опыты с собаками показали, что мысленное внушение необязательно должен проводить дрессировщик, это мог быть опытный индуктор. Необходимо было только, чтобы он знал и применял методику передачи, установленную дрессировщиком. Внушение проводилось как при непосредственном визуальном контакте с животным, так и на расстоянии, когда собаки не видели и не слышали дрессировщика, а он — их. Следует подчеркнуть, что опыты проводились с собаками, имеющими определенные изменения в психике, возникшие после специальной дрессировки.

В 1927г Бехтереву было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Умер великий ученый 24 декабря 1927г.

Рефлексология Бехтерева: что взять из теории в практику

Почти мы все любим круглые даты. Их легко запоминать, приятно отмечать, при этом организация юбилея не так нагружает в финансовом плане, как ежегодное празднование какой-либо даты. Разумеется, ежегодные празднования, например, дней рождения или годовщин свадьбы, обсуждению не подлежат, хотя и тут есть тенденция отмечать круглую дату чуть более торжественно, чем обычную.

Бехтерев: рефлексология как наука

Поэтому неудивительно, что, когда Бехтерев увлекся психологией, он попытался объяснить психологические процессы с точки зрения физиологии рефлексов. Более того, он считал единственно верным и достойным научного интереса лишь то, что имеет объективный характер и может быть зафиксировано в неких показателях.

В свою очередь, двигательные и вегетативные реакции можно наблюдать и регистрировать. Соответственно, ученым осталось лишь найти все взаимосвязи между психическими процессами и нервными реакциями, чтобы разгадать все секреты человеческой психики.

Свои взгляды и идеи Бехтерев оформил в новое научное направление – рефлексологию. Все то, что нельзя наблюдать и фиксировать на уровне физиологических процессов, Бехтерев не считал предметом рефлексологии, да и психологии как науки тоже. Автор научной рефлексологии полагал, что наука должна иметь дело только с фиксируемыми показателями.

Насколько это применимо к такой сложной науке, как психология? Наличие многочисленных тестов в психологии говорит само за себя. Ученые и практикующие психологи пытаются представить психические процессы в неких исчисляемых единицах (очках, баллах), чтобы потом сделать объективные выводы и помочь человеку.

Возвращаясь к наследию Бехтерева, подытожим, что он рассматривал все многообразие психических процессов как рефлекторные реакции, которые можно наблюдать, изучать, фиксировать. Заниматься этим должна наука рефлексология, автор основополагающих принципов которой сам Бехтерев. Это что касается человека. Тогда что же такое коллективная рефлексология? Давайте разберемся и с этим.

Предмет коллективной рефлексологии

Владимир Бехтерев считал возможным распространить рефлексологический подход на изучение общественных явлений. Таким образом, коллективная рефлексология – это применение постулатов и методов рефлексологии для коллективных объектов. Например, социальных групп.

Работа лаборатории коллективной рефлексологии в рамках Психоневрологического института, созданного Бехтеревым в прошлом столетии, до сих пор вызывает интерес ученых [С. Багадирова, А. Юрина, 2014]. В частности, исследовательская программа, основанная на идее закрепления условных рефлексов и физиологическом редукционизме [Е. Долгова, 2014].

Уточним, что редукционизм – это методологический принцип, согласно которому сложные явления можно объяснить с помощью законов, свойственных более простым явлениям. Исходя из этого, коллективная или социальная рефлексология может оперировать тем же научным аппаратом, что и рефлексология в психологии отдельного индивида.

Так, Бехтерев представлял коллектив, как единый социальный организм. И, соответственно, как любой другой организм, он подвержен определенным реакциям. Как и на любой другой организм, на коллектив можно воздействовать различными методами, а коллектив, в свою очередь, будет на них реагировать.

Тут уместно еще раз вспомнить, что Владимир Бехтерев был невропатологом, физиологом и психиатром, поэтому вел наблюдения, прежде всего, за людьми, нуждающимися в медицинской помощи и уже имевшими какие-либо диагностированные отклонения. Например, алкоголизм, зависимость от психотропных веществ.

Работая над проблематикой, Бехтерев пришел к выводу, что можно добиться положительных изменений, подобрав общие методы воздействия на социальный организм (коллектив) так, чтобы эти методы положительно влияли на каждого члена этого коллектива.

Достаточно взглянуть на оглавление книги, чтобы понять, какой массив информации перелопатил Бехтерев перед, как предлагать нечто свое:

  • Судорожные эпидемии в истории.
  • Эпидемии кликушества и порчи.
  • Эпидемии колдовства и бесоодержимости.
  • Супоневская психопатическая эпидемия Орловской губернии.
  • Татарская психопатическая эпидемия в Казанской губернии.
  • Сектантские сборища.
  • Канадская психопатическая эпидемия в среде русских духоборов.
  • Паника среди людей и животных.
  • Эпидемическое распространение мистических учений.
  • Психические эпидемии во времена исторических народных движений.
  • Китайская эпидемия секты Ихэтуань.

Тут можно, конечно, поспорить, все ли из этого списка можно отнести к психопатическим эпидемиям. Так, Ихэтуаньское восстание против иностранного вмешательства в дела Китая и выход участников восстания против вооруженного противника без оружия был обусловлен не столько искренней верой в неуязвимость от пуль, сколько отсутствием огнестрельного оружия у повстанцев. Среди них было много доведенных до отчаяния нищетой и считавших виновными во всех своих бедах иностранцев. Они попросту не имели возможности приобрести оружие, но при этом не хотели дальше терпеть сложившееся положение дел, поэтому придумали свою идеологию протеста.

Какие еще проблемы затрагивает коллективная рефлексология Бехтерева? Их достаточно много, поэтому мы выделим только основные.

Основные проблемы коллективной рефлексологии:

  • Анализ коллективного объединения как собирательной личности.
  • Формирование социального портрета группы.
  • Специфика и основные характеристики коллектива как такового.
  • Взаимное внушение и взаимная индукция в коллективе.
  • Факторы, объединяющие людей в коллективе.
  • Роль языка в социальной группе.
  • Закономерности развития социальных движений.
  • Коллективные соматические рефлексы.

Последний пункт можно проиллюстрировать типовым примером. Так, если все члены коллектива настроены на единую цель, будь то победа команды в соревнованиях или выполнение плана в отделе продаж, психологическая атмосфера и микроклимат в таком коллективе будут положительными. Если же существует большой разрыв между целями коллектива и целями каждого человека, входящего в его состав, атмосфера будет нездоровой.

Теперь же предварительно подытожим все вышеизложенное и попытаемся ответить на вопрос из заголовка статьи: что взять из истории в современность и из теории в практику.

Рефлексология Бехтерева: актуальность

Итак, что же из рефлексологии Бехтерева можно считать актуальным на сегодняшний день? Во-первых, это стремление Бехтерева представить все изучаемые наукой процессы в исчисляемых единицах. Собственно, сам факт наличия многочисленных тестов по психологии, где результат выдают в цифрах, а потом объясняют его словами, уже говорит об актуальности такого подхода для изучения психологии человека.

Во-вторых, конструктивной можно считать саму идею найти все взаимосвязи между поведением человека, рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями и прочими физиологическими процессами, происходящими в организме. В случае полной реализации задумки это могло бы заметно облегчить диагностику психических заболеваний и помочь безошибочно распознавать разницу между психологическими особенностями человека и симптомами психических расстройств в ситуациях, когда они имеют сходные признаки.

В-третьих, сохраняют актуальность прикладные результаты исследований Бехтерева. В частности, применение гипнотерапии для лечения болезненных зависимостей, алкоголизма, наркомании, неврозов, прочих расстройств.

И, наконец, в рамках развития созданной им науки рефлексологии он изучил и систематизировал огромный пласт информации, которая может быть использована для исследований в самых разных областях: психологии, социологии, политологии, истории и других.

В целом, Бехтерев уделял большое внимание организационным формам научной работы и созданию среды для неформального общения и обмена опытом врачей и ученых. Так, на его счету создание Казанского общества невропатологов и психиатров в период, когда он работал в Казани, Общества психоневрологов и Общества нормальной и экспериментальной психологии в петербургский период его деятельности. К слову, практика создания условно неформальных объединений по профессиональному признаку сохранилась в медицине по сей день.

То обстоятельство, что часть идей потеряла актуальность, а часть выглядит упрощенными и даже наивными с точки зрения современного развития науки в целом и психологии в частности, никак не умаляет значения исследований Бехтерева, в том числе в области рефлексологии. Просто потому, что наука и жизнь идут вперед, и это вполне естественно, что какие-то идеи выдерживают проверку временем, какие-то требуют существенных уточнений, а какие-то просто изживают себя. И точно такой же естественной является критика любых новых идей в науке современниками, не готовыми принять новое как таковое или какую-то конкретную идею, теорию, гипотезу.

Критика идей Бехтерева

И, конечно, любые новаторские идеи в науке всегда вызывают волну критики. Рефлексология Бехтерева не стала исключением. Чаще всего Бехтереву ставят в вину слишком упрощенный подход к такому феномену, как человеческая психика [В. Роменець, И. Маноха, 2003]. Так, в работах Бехтерева критики усматривают явную недооценку традиционной психологии и ее методов, сформировавшихся к началу 20 столетия, и явно поспешную оценку психологии как чего-то субъективного.

Чисто гипотетически Бехтерев допускал существование субъективных явлений, однако не считал, что они несут какие-то функции и их стоит исследовать. Критики считают такой подход неверным, потому что субъективное явление или восприятие могут быть следствием объективных процессов, и изучение субъективной составляющей поможет понять объективную картину.

Сомнительной выглядела и критика Бехтеревым метода интроспекции, широко применяемого в науке в те годы. Уточним, что интроспекция – это, по сути, самонаблюдение и самопознание человеком собственных мыслей, чувств, переживаний. Бехтерев считал, что внутренние переживания слишком индивидуальны, и их невозможно выразить словами так, чтобы все поняли их одинаково. Скажем так, что с этих позиций можно отвергнуть любую возможность адекватной передачи информации в устном или письменном виде.

Мы желаем вам здоровья и душевного равновесия, и просим ответить на вопрос по теме статьи:

Владимир Михайлович Бехтерев

Владимир Михайлович Бехтерев – профессор и гений своего времени. Его вклад в медицину огромен и неоспорим. Этот интереснейший человек, является основоположником российской психиатрии, написавший огромное количество монографий и медицинских трудов, создатель новой науки – рефлексологии, а также организатор Института мозга.

Владимир Бехтерев родился во времена царской России 20 января 1857 году в селе Сорали Вятской губернии (в настоящее время, село Бехтерево, Елабужского района Татарстана). В 8 лет его отец умер от туберкулеза и все заботы о воспитании и финансовые проблемы легли на плечи матери Марии Михайловны.

Выбор жизненного пути

Несмотря на финансовые трудности, в 10 лет, он пошел учиться в гимназию. В течение восьми лет он прилежно учился и по окончании гимназии поступает в Медико-хирургическую академию. На четвертом курсе студент Бехтерев уже твердо знал, чему посвятит свою жизнь психиатрии и невропатологии. В конце четвертого курса он попал на фронт в санитарный отряд, где получил начальный опыт медицинской карьеры, но болезнь с последующей госпитализацией вывела его из строя.

В 1878 году в связи тяжелой политической обстановкой в стране государство требовало больше медицинского персонала, особенно врачей. В результате заключительные экзамены он сдал намного раньше положенного срока и окончил академию одним из лучших. Работая в клинике душевных и нервных болезней, Бехтерев продолжал обучение, это помогло ему в успешной защите диссертации на степень доктора медицины в 1881 году.

Вклад в развитие науки

В работах 1887-1892 годов он открыл и описал проводящие пути спинного и головного мозга, показал связь между отдельными участками коры больших полушарий и определенными внутренними органами и тканями – эти фундаментальные исследования принесли ему мировую известность.

В 1894-1895 годах Бехтерев был назначен членом медицинского совета Министерства внутренних дел и стал членом Военно-медицинского ученого совета при военном министре.

В 1905-1906 годах Бехтерев состоял начальником Академии, а в феврале 1908 года он, на пожертвования от богатых и заинтересованных людей, создал Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге и стал его директором. Этот институт был единственным в России высшим учебным и исследовательским заведением, направленным на познание человека во всех его проявлениях.

Великая октябрьская революция обрадовала Бехтерева. В 1918 году ученый обратился в Совнарком с предложением об организации института по изучению мозга и психической деятельности, который был создан в середине 1918 года, и Бехтерев был его руководителем.

Одна из долгих и продуктивных работ в институте была связана с исследованиями на детях. Впервые в мировой науке Бехтерев применил научный подход к воспитанию детей раннего возраста: на основе изучения движений грудных детей показал, что формирование личности начинается уже в первые месяцы жизни. Он поставил вопрос о необходимости научного подхода в воспитании детей с младенческого возраста.

В 1918 году Бехтерев объявил о создании новой науки - рефлексологии. По его мнению, объективное исследование личности возможно на основании изучения рефлексов.

С 1920 года Бехтерев занимался дрессировкой животных с помощью внушения, его работа перекликалась тесно с работой Павлова, но частые конфликты сделали их врагами. Позднее начали проводиться опыты с людьми. Он был активным практиком в области гипнологии и внушения, особенно в плане лечения алкоголизма.

Профессор

Наследие

Согласно рефлексологии в человеческой личности нет "духовного" без мозгового процесса, а мозговой процесс и духовное представляют собой вместе проявление энергии - одного из видов единой мировой энергии. На основании закона сохранения энергии психическая энергия человека не может исчезнуть бесследно, - утверждал основатель рефлексологии, - следовательно, так называемое "бессмертие души" должно быть предметом научных исследований. Данное утверждение шло в разрез с тем, что пропагандировала новая власть, и поэтому этой книга появилась спустя долгие десятилетия.

В 1927 году Бехтерев скоропостижно скончался в Москве при неустановленных обстоятельствах. Есть много версий случившего, но точно никто не знает.

В течение всей жизни Владимир Михайлович был убежден в отсутствии четкой грани между нервными и психическими болезнями. Он обращал внимание на то, что нервные болезни нередко сопровождаются психическими расстройствами, а при душевных заболеваниях возможны и признаки органического поражения центральной нервной системы.

Всего при жизни Бехтерева было опубликовано более 600 научных работ, охватывающих вопросы морфологии и физиологии нервной системы, психологии, клинической невропатологии и психиатрии. Его труды будут интересны, в настоящий момент, не только профессионалам, но и простым людям. Идеи, выраженные в его книгах, до сих пор помогают в исследованиях мозга.

Читайте также: