Системный подход в педагогике кратко

Обновлено: 02.07.2024

Системный подход как методология изучения и практики начинается с анализа данного объекта как целостной системы — целенаправленной совокупности различных элементов и их связей. Особенность такого подхода к теории в том, что он предписывает анализировать не только целесообразность функций элементов, их специфику, но (и это главное) всю структуру взаимодействия элементов, способы их связей, которые новы тем, что это взаимодействие достигается при определенных условиях и без которых снижается эффективность движения к цели. Именно взаимодействие подразумевается при проектировании системы, ее функций, структуры элементов и их связей. Теория разрабатывает и критерии, показатели, методы анализа эффективности образовательной системы, педагогического управления ею. Наконец, наука позволяет определить общее и особенное на разных уровнях системы: национальном, региональном, качественном (по типам учебных заведений); единичном (для каждого конкретного учебного заведения). В каждом варианте, помимо взаимодействия, должна присутствовать целостность системы.

Педагогическое взаимодействие является особым: его содержание и методы определяются задачами воспитания и обучения. Сознательно или бессознательно, целенаправленно или спонтанно, естественно или случайно, она работает на формирование человека, развитие его социальности, давая жизненные токи системе образования. Как и в любом другом учреждении, в образовательной организации существует взаимодействие между коллегами, рядовыми сотрудниками и управленческим аппаратом и т.д. Взаимодействуют не только отдельные люди, но и группы, команды, органы самоуправления. Существенна педагогическая функция таких связующих, одухотворяющих систему явлений, как общественное мнение, традиции, взгляды, стиль, ценностные ориентации, образ жизни и т.д., и каждый из этих факторов имеет своих конкретных выразителей, наиболее авторитетных и уважаемых.

Каждое из перечисленных взаимодействий в системе образования сводится, по сути, к одному общему: взаимодействию между преподавателем (конкретным субъектом или лицом, наделенным властными полномочиями) и обучающимися. Такое взаимодействие является, с одной стороны, нормальным, естественным состоянием их сосуществования во времени и пространстве образования, объективной данностью, психической связью, а с другой — сферой взаимных влияний, ценностей, мнений и образа жизни. В контексте, например, образовательного учреждения, университета или школы, общей целью взаимодействия преподавателей и студентов, определяющей смысл их существования, является воспитание человека, как преподавателя, так и студента, в определенный период жизни, в том или ином отношении, с той или иной степенью осознания этой цели.

Системный подход в педагогике

Системность

В конце 1960-х годов сравнительная педагогика приняла системный подход. Намерение состояло в том, чтобы преодолеть неэффективность сравнительных исследований, в которых использовалась методология жесткого разделения субъектов образования. Утверждалось, что следствием такой методологии часто является отсутствие понимания взаимосвязи между глобальными изменениями в образовании и генезисом образования в отдельных странах. Согласно Ф. Кумбсу, системный подход означает рассмотрение образовательных явлений как совокупности взаимозависимых уровней, программ и процессов[1]. При системном подходе инвариантно-обобщенные проявления образования изучаются целостно, во взаимных связях, на материалах отдельных государств, групп стран и регионов. В результате выделяются основные особенности образовательных систем, выявляются основные тенденции и факторы развития образования.

Российский педагог И.Р. Луговская сформулировала методологию системного параметрического сравнительного анализа. Согласно этой методологии, выделение общего и особенного в образовательных системах должно основываться на наборе определенных качественных и количественных параметров: Образовательные стандарты, характеристики образовательных учреждений, методы управления школой, ценностно-целевой, содержательно-организационный, оценочно-результативный компоненты образования. Единая методология, презентация, учет социокультурных различий и участие квалифицированных экспертов являются условиями эффективного параметрического исследования.

Системный подход к педагогической деятельности

Системный подход впервые появился в биологии, лингвистике и кибернетике как достаточно универсальный метод описания и моделирования изменений в сложных объектах, таких как организм, язык или техническое устройство. В то же время системный подход пробивает себе дорогу в педагогическую науку и, в частности, в представления о педагогической деятельности.

Суть системного подхода заключается в поддержании трех уровней рассмотрения. Во-первых, система рассматривается как часть более сложной системы, т.е. подчеркиваются ее функции (или роль в системе более высокого уровня) и характеристики (отличия от аналогичных объектов). Во-вторых, система рассматривается как обладающая целостностью, т.е. подчеркиваются ее системные свойства, обеспечивающие ее уникальность, индивидуальность и единичность. В-третьих, система рассматривается как единица более простых компонентов, т.е. определяются структурные и функциональные характеристики системы.

Приведем систематическое описание педагогической деятельности.

Каждый вид педагогической деятельности может быть охарактеризован тремя способами: как набор квалификаций (полученная подготовка), профессионализм (качество деятельности) и достигнутые результаты. Различия в этих показателях служат основанием для аттестации (оценки уровня педагогической деятельности) и присвоения соответствующих категорий оплаты труда.

Объективность

Объективность как методология сравнительной педагогики предполагает всестороннее изучение проблем, выявление органических связей факторов и явлений образования и педагогического мышления. П. Россело, Ф. Хилкер, Г. Рор ставят степень объективности сравнительных исследований в зависимость от степени их актуальности, научной, практической значимости с точки зрения культуры, экономики, политики и т.д. В качестве основной точки отсчета рассматривается понимание общечеловеческих ценностей. Компаративисты также называют субъективный компонент важной составляющей объективного научного результата, прежде всего в виде участия ученых в исследуемых событиях (Г. Рор).

Оценивая субъективный подход в сравнительной педагогике, представляется важным остерегаться чрезмерной идеологизации сравнительных педагогических исследований. Конечно, сравнительная педагогика не лишена идеологии. Однако когда компаративисты обращаются к идеологическим мифам или идеологическая конфронтация вмешивается в их исследования, вряд ли можно рассчитывать на объективность исследования. В истории сравнительной педагогики есть период с 1950-х по 1980-е годы, когда из-за такого противостояния в работах западных и советских компаративистов присутствовала идеологически мотивированная субъективность. Некоторые западные ученые идеализировали образование в СССР (например, К. Бронфенбреннер). Другие (Э. Николас, Н. Грант, М. Мэтью и др.) ограничились фактическим описанием советской системы образования. Советские педагоги, в свою очередь, воспринимали любую критику советского образования как идеологические махинации и использовали свои исследования для поиска недостатков школ и педагогики в капиталистических странах.

Ситуация изменилась с окончанием холодной войны, особенно после распада СССР. В Японии, например, есть группа исследователей во главе с Сатоси Каванобе, которые уже более 20 лет занимаются объективным изучением постсоветского опыта в сфере образования. За рубежом опубликованы работы, в которых сделана попытка объективно представить достоинства и недостатки теории и практики образования в России (О. Анвейлер, Г. Шмидт (Германия); Дж. Зайда (Австралия) и др.) В свою очередь, российские ученые развернули взвешенный непредвзятый сравнительный анализ школьного и педагогического опыта в России и за рубежом.

Системный подход

В конце 1960-х годов сравнительная педагогика приняла системный подход. Намерение состояло в том, чтобы преодолеть неэффективность сравнительных исследований, в которых использовалась методология жесткого разделения субъектов образования. Утверждалось, что следствием такой методологии часто является отсутствие понимания взаимосвязи между глобальными изменениями в образовании и генезисом образования в отдельных странах. По мнению Ф. Кумбса, системный подход означает рассмотрение образовательных явлений как совокупности взаимозависимых уровней, программ и процессов. При системном подходе инвариантно-обобщенные проявления образования изучаются целостно, в контекстах, на материалах отдельных стран, групп государств и регионов. В результате выделяются основные характеристики образовательных систем, выделяются основные тенденции развития образования и факторы этого развития.

Российский педагог И.Р. Луговская сформулировала методологию системного параметрического сравнительного анализа. Согласно этой методологии, идентификация общего и особенного в образовательных системах должна основываться на наборе определенных качественных и количественных параметров: Образовательные стандарты, характеристики образовательных учреждений, методы управления школой, ценностно-целевой, содержательно-организационный, оценочный и результативный компоненты образования. В качестве условий эффективного параметрического исследования называются: единая методология, репрезентативность, учет социокультурных различий, участие квалифицированных экспертов.

Междисциплинарность. Определяя специфику сравнительной педагогики, предлагается рассматривать ее как научную дисциплину, изучающую международные и национальные реалии образования в глобальном контексте посредством сравнения, ставящую перед собой познавательные и прагматические цели не только понять, но и найти пути решения возникающих проблем в контакте с другими науками (Д. Грю и Л. Порше).

Сравнительная педагогика развивается во взаимодействии с другими отраслями педагогической науки: Общая педагогика, история педагогики, школьная наука, экспериментальная педагогика и т.д. Сравнительная педагогика представляет собой высокий гносеологический уровень среди педагогических дисциплин, поскольку включает в себя многие явления педагогики и образования и имеет дело с разнообразными педагогическими ситуациями. Результаты сравнительной педагогики расширяют и корректируют данные и выводы других педагогических наук, обеспечивают обратную связь между ними.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Системный поход в педагогике требует отношения к педагогике как к целостной системе, то есть совокупности структурированных и взаимосвязанных между собой частей.

Данный подход является более качественным и современным, в сравнении с традиционным предметным подходом. Он пришел на смену функциональному и аналитическому подходам, в которых части целого рассматривались как изолированные и самостоятельные компоненты.

Любой системный подход, в том числе и в педагогике определяется следующими основными принципами:

  • целостностью,
  • иерархичностью,
  • множественностью,
  • структуризацией,
  • системностью.

Принцип системности является объединяющим для остальных принципов, согласно ему каждый объект обладает всеми признаками системы. Современная концепция педагогического системного подхода сильно отличается от концепции прошлых веков, но основа была заложена именно тогда.

Принцип целостности подразумевает, что отдельные элементы системы являются единым целым и подчиняются общим принципам, задачам и целям.

Иерархичность представляет собой совокупность всех элементов системы. Каждый из этих элементов имеет свое значение, подчинен другим элементам или подчиняет себе другие составляющие элементы системы.

Структуризация заключается в объединении разных элементов системы в подсистемы по соответствующим признакам. Каждая из подсистем может быть связана с другими подсистемами.

Множественность предполагает применение различных моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Элементы педагогики в рамках системного подхода

При рассмотрении педагогики как системы, необходимо обращать внимание на элементы, формирующие педагогику как научную дисциплину.

Основными компонентами педагогики являются обучение и воспитание, которые взаимосвязаны еще с другими составляющими.

Готовые работы на аналогичную тему

Воспитание и обучение представляют собой не просто элементы, а направления педагогики, на которые ориентированы все ее компоненты. Воспитание состоит из целого комплекса элементов: передача накопленного опыта, воздействие коллектива и педагогов, формирование мировоззрения, адаптация личности в обществе и иные. Обучение также состоит из множества компонентов, составляющих целостную единую систему.

Синтез и анализ

Изучение педагогики с позиции системного подхода предполагает применение двух базовых методов – анализа и синтеза.

Синтез подразумевает деление объекта на составляющие компоненты и изучение их в отдельности.

Анализ заключается в сопоставление всех элементов и их объединение в единую систему по схожим признакам.

В педагогике системный подход дает возможность отделить и очень тщательно изучить каждую часть системы в отдельности, проанализировать, сопоставить элементы друг с другом, объединив их в целостную структуру. В этом процессе выявляются сходства и различия элементов, связующие характеристики и противоречия, приоритетность элементов, динамика развития каждого отдельного элемента и системы в целом.

В рамках системного подхода предполагается построение функциональных и структурных моделей, которые позволяют изучить процессы и объекты как целостные системы и получить знания о закономерностях их организации и функционирования.

Системный подход в педагогике отражается в категориях: педагогическая система, педагогический процесс, система средств, методов и форм, модель педагогической системы, система воспитания, дидактическая система, система управления образованием и другие.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

департамент образования местной администрации

города нальчика

Доклад на проблемном семинаре

Подготовила учитель начальных классов

МКОУ "СОШ №18" г. о. Нальчик

Молошик Елена Владимировна

Учебно-воспитательный процесс в учебном заведении - это целостная педагогическая система. Управление им требует системного подхода. Для этого необходим глубокий теоретический анализ сущности образовательного процесса, как системы, закономерностей его функционирования и развития, а также сущности процесса педагогической деятельности.
Системный подход в педагогике предполагает отношение к педагогике как к системе – совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов. Такой подход, в отличие от традиционного предметного подхода, является более качественным и современным.

Любой системный подход определяется пятью основными принципами: целостностью, иерархичностью, структуризацией, множественностью и системностью .

Принцип целостности говорит о том, что все элементы системы представляют собой единое целое. То есть, все они подчинены общим принципам, целям и задачам.

Иерархичность - это совокупность элементов системы, каждый из которых имеет определенное значение и подчинен другим элементам или сам подчиняет себе другие элементы системы.

Структуризация - это объединение различных элементов системы в отдельные подсистемы по определенным признакам. Каждая из таких подсистем в свою очередь может иметь различные связи с другими подсистемами.

Множественность предполагает использование множества различных моделей для описания каждого отдельного элемента и всей системы в целом.

Последний принцип, по своей сути, объединяет все остальные принципы, поскольку гласит, что каждый объект может обладать всеми признаками системы.

Одним из основателей системного подхода считается Карл Людвиг фон Берталанфи – австрийский биолог, проживавший в США с середины прошлого века и изучавший изоморфизм законов в самых разных сегментах научного познания. Также формированием основных принципов системного подхода занимались А. А. Богданов, Г. Саймон, П. Друкер и А. Чандлер . Все эти ученые были достаточно далеки от системы педагогических наук, но именно благодаря их научным работам системный подход в педагогике получил толчок к развитию.

Работы Я.А. Коменского оказали огромное влияние на развитие идей системного подхода в педагогике.

В русской педагогике идеи системного подхода к воспитанию получили дальнейшее обоснование и развитие в работах К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, В.Г. Белинского, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля и других ученых.

Современная концепция системного подхода в педагогике значительно отличается от концепции середины прошлого века, но основа была заложена именно в те далекие годы.

Понимание того факта, что педагогика является очень сложной системой, состоящей из большого количества целей, задач, принципов, форм и методов, это и есть системный подход в педагогике.

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения.

Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования .

В связи с этим учитель начальных классов, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность. Новый подход к пониманию образовательных результатов определяет необходимость отказа от привычной знаниевой парадигмы образования. Рассказ о новых знаниях, показ новых предметных действий (которые должны превратиться в умения и навыки), упражнения, опрос и выставление учителем отметок не может обеспечить формирование универсальных учебных действий и, как правило, не пробуждает потребность в самообразовании, сковывает инициативу и стремление детей к познанию нового, анализу получаемой информации.
Воздействие на ребенка с целью воспитания и обучения невозможно без осознания уникальности каждой личности, как в психологическом, так и в физиологическом плане. Кроме того, эффективное воспитание и обучение невозможно без понимания того, что личность в процессе своего формирования может кардинально изменяться под влиянием коллектива, средств массовой информации, книг, фильмов и прочих факторов.

Совокупность этих элементов имеет иерархическую структуру, однако она может значительно различаться со стороны воспитателя и воспитуемого. На взгляд воспитуемого, например, мнение ровесников со двора может оказаться более значимым, чем мнение авторитетных взрослых. Также личный пример родителей может быть для ребенка менее значимым, чем личный пример преподавателя. Воспитатели же, как правило, абсолютно уверены в обратном. Однако современный опыт педагогов подтверждает этот факт.
К настоящему времени общеизвестны нарастающие проблемы , связанные с существующей технологией обучения : обучаемые находятся в психологическом кризисе в связи с тем, что изучаемые факты накапливаются со скоростью, превышающей возможности их осмысления и практического освоения. По этой причине нарастает информационно- психологическая перегрузка при существующем подходе в обучении, сопровождающаяся снижением здоровья обучаемых, что подтверждается практикой и наблюдениями медиков, психологов и преподавателей.

Очевидно, что требуются стандарты при обучении, при этом очевидно, что нет стандартных обучаемых в связи с отсутствием равномерного развития дарований и способностей людей, а также в связи со своеобразием восприятия, памяти и мышления, основанного на различии мозговых механизмов. Например, известно, что традиционная система обучения (вербально - логическая, аналитическая), стимулирующая развитие функций левого полушария, трудна и опасна для людей с преобладающим правополушарным интеллектом, с которым связаны творческие способности и интуиция. А отличники по традиционной системе обучения, легко вписавшиеся в систему традиционных общественных отношений, чаще всего оказываются людьми, наделёнными идеально исполнительским стилем мышления при низких творческих способностях.

В практике решения разноплановых и множественных задач современной жизни очевидной становится низкая эффективность существующей технологии обучения, затратной по времени и нерационально выстраивающей работу головного мозга, вызывая быстрое утомление и стрессовое состояние личности. Метод пассивного (механического) запоминания, на который опирается традиционная система обучения, даже при многократном повторении оставляет знания в памяти зыбкими, снижая способность их творческого применения в изменяющихся условиях агрессивной информационной среды .

Решить эти и многие другие проблемы, связанные с обучением и воспитанием личности , возможно на основе системного подхода . Результаты исследований в области психофизиологии личности создают научные предпосылки для совершенствования традиционной системы обучения и изменения основ технологии обучения, задействуя основу естественных возможностей личности – и позволяют перейти к стандарту системного обучения личности.

Системное обучение – это практическое искусство, творческий процесс, который основан на естественных возможностях личности.

В основе стандарта системного обучения лежит самостоятельный мыслительный труд обучаемого и коллективная практика моделирования.

Как сделать труд обучения привлекательным?

Как осуществлять труд обучения естественным путём?

Как сделать результат труда обучения эффективным для жизни?

Для этого требуется знать и правильно использовать те законы , по которым развивается интеллект и раскрываются способности личности.

Для реализации заданных целей и предлагается системный подход к обучению и воспитанию.

Системный подход реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы).

Обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.

Системный поход в педагогике предполагает отношение к педагогике как к системе – совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов [3]. Одним из основателей системного подхода считается австрийский биолог Карл Людвиг фон Берталанфи, изучавший изоморфизм законов в различных сегментах научного познания.

Любой системный подход определяется пятью основными принципами: целостностью, иерархичностью, структуризацией, множественностью и системностью. Принцип системности, по своей сути, объединяет все остальные принципы, поскольку гласит, что каждый объект может обладать всеми признаками системы.

Принцип целостности означает, что все элементы системы представляют собой единое целое. Иными словами, все они подчинены общим принципам, целям и задачам. Иерархичность - это совокупность элементов системы, каждый из которых имеет определенное значение и подчинен другим элементам или сам подчиняет себе другие элементы системы. Структуризация - это объединение различных элементов системы в отдельные подсистемы по определенным признакам. Каждая из таких подсистем в свою очередь может иметь различные связи с другими подсистемами. Множественностьпредполагает использование множества различных моделей для описания каждого отдельного элемента и всей системы в целом.

Системный подход в педагогике позволяет отделить и тщательно изучить каждый элемент системы в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру. При этом выявляются все их сходства и различия, противоречия и связующие характеристики, приоритет одних элементов по отношению к другим, динамика развития каждого элемента и всей системы в целом.

Системный подход предполагает наличие определенных допущений, к основным из которых относятся следующие:

- В мире существуют системы.

- Системное описание истинно.

- Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано.

- Следовательно, мир - это тоже система.

Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь [3]. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы.

Развёрнутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

1) системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

2) системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;

3) системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;

4) системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;

5) системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;

6) системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;

7) системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой;

8) системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.




Рассматривая педагогику как систему, следует обращать внимание на основные элементы, которые формируют педагогику как фундаментальную научную дисциплину. Главными компонентами педагогики являются воспитание и обучение, которые тесно взаимосвязаны с другими составляющими. Воспитание и обучение - это а направления или цели педагогики, которых придерживаются все ее компоненты. Суть педагогики заключается в формировании и развитии личности, адаптации ребенка к жизни в обществе, в коллективе, привитии определенных навыков и передачи опыта.

Воспитание включает в себя целый комплекс элементов, таких как передача накопленного предыдущими поколениями опыта, воздействие коллектива и воспитателей, формирование мировоззрения, этических навыков и эстетических взглядов, адаптация личности в обществе и другие. Обучение также содержит множество компонентов, составляющих единую систему.

Изучение предмета педагогики с точки зрения системного подхода предполагает использование двух основных методов – синтеза и анализа. Синтез - это разделение объекта на составляющие его компоненты и изучение каждого компонента в отдельности Анализ - это сопоставление всех компонентов и объединение их в единую систему по близким им признакам.

Понимание того факта, что педагогика является очень сложной системой, состоящей из большого количества целей, задач, принципов, форм и методов, является определяющим для осознания сущности системного подхода в педагогике [11]. Воздействие на ребенка с целью воспитания и обучения невозможно без принятия уникальности каждой личности, как в психологическом, так и в физиологическом отношении. Кроме того, эффективное воспитание и обучение невозможно без понимания того, что личность в процессе своего формирования может кардинально изменяться под влиянием коллектива, средств массовой информации и прочих факторов. Совокупность этих элементов имеет иерархическую структуру, однако она может значительно различаться со стороны воспитателя и воспитуемого

Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.

Одним из основных требований современного системного подхода к обучению является рассмотрение обучения как единого взаимосвязанного процесса взаимодействия педагога и ученика [1]. В этой системе взаимосвязи преподаватель, стимулируя активно-познавательную деятельность обучаемого, является направляющим и стимулирующим звеном. Именно поэтому систему обучения определенной дисциплине при анализе ее динамики можно рассматривать как единую систему совокупной деятельности преподавателя и студента, как разновидность человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер и обязательно предполагает взаимодействие субъекта и объекта. Но вместе с тем необходимо понимать, что это не механическая система процессов и явлений, а качественно новое явление. Целостность этого явления кроется в общности целей преподавания и учения и невозможности существования одного без другого.

Системно-деятелъностный подход позволяет анализировать педагогические системы с точки зрения труда педагога, т.е. его педагогической деятельности. Педагогическая деятельность может быть представлена как трудовой процесс, который включает ряд последовательных этапов: анализ, подготовка, разработка, осуществление, контроль, коррекция. Эти этапы являются элементами педагогической системы, в качестве системообразующего фактора которой выступает деятельность преподавателя по управлению данной системой.

Система школы проходит в своем развитии четыре этапа:

I. Cтановление системы. Осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников

II. Отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива.

III. Окончательное оформление системы - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью.

IV. Перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем.

Воспитательная система - сложное социальное психолого-педагогическое образование, саморегулируемое и управляемое [13]. Воспитательная система реализуется в четырех взаимосвязанных компонентах:

· Управление воспитательной системой – искусство ставить цель и определять стратегию развития осуществлять контроль и оценку результативности.

· Содержание воспитательной системы – совокупность научных знаний, ценностных ориентиров, достижений культуры.

· Организация воспитательной системы – реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов.

· Общение – единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга).

Воспитательная система развивается успешно, если она постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности.

Блок II

Системный поход в педагогике предполагает отношение к педагогике как к системе – совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов [3]. Одним из основателей системного подхода считается австрийский биолог Карл Людвиг фон Берталанфи, изучавший изоморфизм законов в различных сегментах научного познания.

Любой системный подход определяется пятью основными принципами: целостностью, иерархичностью, структуризацией, множественностью и системностью. Принцип системности, по своей сути, объединяет все остальные принципы, поскольку гласит, что каждый объект может обладать всеми признаками системы.

Принцип целостности означает, что все элементы системы представляют собой единое целое. Иными словами, все они подчинены общим принципам, целям и задачам. Иерархичность - это совокупность элементов системы, каждый из которых имеет определенное значение и подчинен другим элементам или сам подчиняет себе другие элементы системы. Структуризация - это объединение различных элементов системы в отдельные подсистемы по определенным признакам. Каждая из таких подсистем в свою очередь может иметь различные связи с другими подсистемами. Множественностьпредполагает использование множества различных моделей для описания каждого отдельного элемента и всей системы в целом.

Системный подход в педагогике позволяет отделить и тщательно изучить каждый элемент системы в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру. При этом выявляются все их сходства и различия, противоречия и связующие характеристики, приоритет одних элементов по отношению к другим, динамика развития каждого элемента и всей системы в целом.

Системный подход предполагает наличие определенных допущений, к основным из которых относятся следующие:

- В мире существуют системы.

- Системное описание истинно.

- Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано.

- Следовательно, мир - это тоже система.

Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь [3]. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы.

Развёрнутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

1) системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

2) системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;

3) системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;

4) системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;

5) системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;

6) системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;

7) системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой;

8) системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Рассматривая педагогику как систему, следует обращать внимание на основные элементы, которые формируют педагогику как фундаментальную научную дисциплину. Главными компонентами педагогики являются воспитание и обучение, которые тесно взаимосвязаны с другими составляющими. Воспитание и обучение - это а направления или цели педагогики, которых придерживаются все ее компоненты. Суть педагогики заключается в формировании и развитии личности, адаптации ребенка к жизни в обществе, в коллективе, привитии определенных навыков и передачи опыта.

Воспитание включает в себя целый комплекс элементов, таких как передача накопленного предыдущими поколениями опыта, воздействие коллектива и воспитателей, формирование мировоззрения, этических навыков и эстетических взглядов, адаптация личности в обществе и другие. Обучение также содержит множество компонентов, составляющих единую систему.

Изучение предмета педагогики с точки зрения системного подхода предполагает использование двух основных методов – синтеза и анализа. Синтез - это разделение объекта на составляющие его компоненты и изучение каждого компонента в отдельности Анализ - это сопоставление всех компонентов и объединение их в единую систему по близким им признакам.

Понимание того факта, что педагогика является очень сложной системой, состоящей из большого количества целей, задач, принципов, форм и методов, является определяющим для осознания сущности системного подхода в педагогике [11]. Воздействие на ребенка с целью воспитания и обучения невозможно без принятия уникальности каждой личности, как в психологическом, так и в физиологическом отношении. Кроме того, эффективное воспитание и обучение невозможно без понимания того, что личность в процессе своего формирования может кардинально изменяться под влиянием коллектива, средств массовой информации и прочих факторов. Совокупность этих элементов имеет иерархическую структуру, однако она может значительно различаться со стороны воспитателя и воспитуемого

Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.

Одним из основных требований современного системного подхода к обучению является рассмотрение обучения как единого взаимосвязанного процесса взаимодействия педагога и ученика [1]. В этой системе взаимосвязи преподаватель, стимулируя активно-познавательную деятельность обучаемого, является направляющим и стимулирующим звеном. Именно поэтому систему обучения определенной дисциплине при анализе ее динамики можно рассматривать как единую систему совокупной деятельности преподавателя и студента, как разновидность человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер и обязательно предполагает взаимодействие субъекта и объекта. Но вместе с тем необходимо понимать, что это не механическая система процессов и явлений, а качественно новое явление. Целостность этого явления кроется в общности целей преподавания и учения и невозможности существования одного без другого.

Системно-деятелъностный подход позволяет анализировать педагогические системы с точки зрения труда педагога, т.е. его педагогической деятельности. Педагогическая деятельность может быть представлена как трудовой процесс, который включает ряд последовательных этапов: анализ, подготовка, разработка, осуществление, контроль, коррекция. Эти этапы являются элементами педагогической системы, в качестве системообразующего фактора которой выступает деятельность преподавателя по управлению данной системой.

Система школы проходит в своем развитии четыре этапа:

I. Cтановление системы. Осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников

II. Отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива.

III. Окончательное оформление системы - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью.

IV. Перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем.

Воспитательная система - сложное социальное психолого-педагогическое образование, саморегулируемое и управляемое [13]. Воспитательная система реализуется в четырех взаимосвязанных компонентах:

· Управление воспитательной системой – искусство ставить цель и определять стратегию развития осуществлять контроль и оценку результативности.

· Содержание воспитательной системы – совокупность научных знаний, ценностных ориентиров, достижений культуры.

· Организация воспитательной системы – реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов.

· Общение – единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга).

Воспитательная система развивается успешно, если она постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности.







При анализе преподавательской деятельности как дисциплины используется системный, личностный, деятельностный подходы. Педагогике свойственна многогранность, сложное структурное строение. Это обуславливает ряд проблем, возникающих при исследовании. Решить их и позволяют существующие в науке подходы. Педагогике системный, личностный приемы анализа позволяют сконструировать наиболее адекватные модели взаимодействия преподавателя и ученика.

системный подход в педагогике

Общая информация

В качестве одного из основателей системного подхода выступает Карл Людвиг ф. Берталанфи. Этот австрийский биолог проживал в Америке и изучал изоморфизм в различных сферах научного познания. Формулированием идей и принципов подхода занимались также Чандлер, Друкер, Саймон и Богданов. Эти ученые были далеки от преподавательских дисциплин. Однако благодаря их трудам начал свое формирование системный подход в педагогике .

Стоит сказать, что современная концепция существенно отличается от той, которая была распространена в прошлом. Тем не менее сущность системного подхода как общенаучной методологии педагогики была заложена еще в то время. Все его элементы подчиняются единым целям.

сущность системного подхода как общенаучной методологии педагогики

Специфика

Системный подход в педагогике , как и в других дисциплинах, базируется на нескольких положениях: множественности, иерархичности, целостности, структуризации. В отличие от традиционной предметной техники он считается более качественным и соответствующим современным условиям. Вот почему системный подход является общенаучным принципом педагогики . Иерархичность выражается во взаимной подчиненности одних элементов другим. Структуризация проявляется в объединении компонентов в подгруппы, между которыми устанавливаются определенные связи.

подходы педагогике системный личностный

Характеристика

Образование, выступая как педагогическое явление, рассматривается как процесс и результат принятия и усвоения системы знаний. Оно направлено на удовлетворение интересов и потребностей государства, общества и отдельного человека. Образование – это многообразная индивидуально-ориентированная работа субъектов. Оно обеспечивает самореализацию и самоопределение человека в постоянно изменяющихся социокультурных условиях. Соответственно, образование само по себе выступает как система.

Системный подход педагогике придает законченную форму. Он обеспечивает понимание совокупности множества взаимосвязанных компонентов, образующих определенное единство и взаимодействующих друг с другом. По мнению ученого Петра Анохина, системой можно называть исключительно такой комплекс составляющих, в котором взаимоотношения обладают характером взаимного содействия элементов, ориентированных на получение полезного результата.

Структурные компоненты

Рассматривая сущность системного подхода как общенаучной методологии педагогики , следует отметить, что на практике используются самые разные варианты его анализа. В частности, выдающий ученый современности Нина Кузьмина выделяет пять его структурных составляющих:

  1. Субъект.
  2. Объект.
  3. Предмет совместной деятельности.
  4. Цели.
  5. Средства коммуникации.

Все эти компоненты составляют систему. Если убрать один из элементов, она разрушится. Вместе с этим ни один компонент нельзя заменить другим звеном или их группой. Между тем, выделения структурных элементов недостаточно для полного описания системы. Немаловажное значение имеет установление комплекса связей между ними. Системный подход в педагогике ориентируется на существование как прямой, так и обратной зависимости между звеньями.

системный личностный деятельностный подходы педагогике

Функциональные звенья

Для описания непосредственной зависимости компонентов друг от друга Кузьмина сформулировала структуру работы преподавателя. В ее модели выделяется 5 функциональных элементов:

  • Гностический.
  • Проектировочный.
  • Коммуникативный.
  • Организаторский.
  • Конструктивный.

Описание функциональных компонентов

Гностический элемент связан со сферой знания преподавателя. В данном случае речь не только об информации, касающейся непосредственно предмета специализации. Немаловажное значение имеет знание способов коммуникации, психологических характеристик учащихся, самопознание.

Проектировочный элемент состоит из представления о перспективных целях воспитания и обучения, стратегиях и средствах их достижения. Конструктивный включает в себя особенности моделирования учителем его деятельности, активности учащихся в соответствии с ближайшими задачами.

Коммуникативный элемент выражает специфику взаимодействия преподавателя с школьниками и студентами. В данном случае внимание уделяется ее связи с деятельностью, ориентированной на достижение образовательных и воспитательных целей. Что касается организационного компонента, то он отражает систему умений педагога планировать свою работу и активность обучающихся.

пример системный подход в педагогике

Взаимосвязь

Используя системно-деятельностный подход в педагогике , можно описать все указанные выше компоненты через комплекс соответствующих умений преподавателя. Эти элементы представляются не только взаимосвязанными, но и во многих случаях пересекающимися.

Рассмотрим следующий пример. Системный подход в педагогике можно использовать при планировании и построении хода урока. В процессе этой работы преподавателю в обязательном порядке следует учитывать, кроме прочего, с какого урока дети придут к нему на занятие.

Так, после физкультуры им достаточно трудно будет сосредоточиться на математике. Кроме этого, следует принять во внимание индивидуальные проблемы и особенности характера каждого ребенка. В частности, нецелесообразно вызывать к доске ученика, расстроенного неприятностями дома. Кроме того, педагогу стоит проявить себя дипломатом, если серьезное стихотворение прочитано с хохотом. Если учитель будет нервничать, то такой проступок школьника вполне может сорвать занятие. В таких ситуациях особое значение приобретает связь гностического и организаторского элементов.

почему системный подход является общенаучным принципом педагогики

Модель доктора педагогических наук Владислава Гинецинского

Эта схема также предполагает выделение функциональных компонентов:

Главные задачи реализации системного подхода

Педагогике свойственны особенности, которые могут проявляться в зависимости от конкретных условий. Так, преобладание того или иного компонента в работе преподавателя свидетельствует о том, что активность обучающихся имеет конкретный вид. Это обусловлено реализацией определенного метода обучения.

В частности, приоритетному положению инсетивного компонента, как правило, сопутствует использование проблемного подхода. Достаточно оригинальной представляется концепция психолога Аэлиты Марковой. В ее модели через структурные компоненты работы преподавателя показана реализация системного подхода. Педагогике, в частности, характерны следующие элементы:

  • Профессиональные и психологические знания и умения учителя.
  • Индивидуальные особенности, за счет которых обеспечивается овладение способностями и восприятие информации.
  • Профессиональные и психологические установки и позиции преподавателя.

В рамках своей концепции Маркова через описание групп педагогических умений формулирует ключевые задачи деятельности учителя.

главные задачи реализации системного подхода педагогике

Исходные навыки

Для реализации поставленных задач педагог должен уметь:

  1. Видеть в образовательной ситуации проблему и формулировать ее. При постановке задачи учитель должен ориентироваться на обучающегося как на активного субъекта процесса, исследовать и преобразовывать педагогическую среду.
  2. Конкретизировать цели, принимать оптимальные решения в любых ситуациях, предполагать результаты деятельности в близкой и дальней перспективе.

К исходным навыкам также можно отнести следующие умения:

  • Работать с содержанием материала.
  • Истолковывать информацию в рамках педагогической направленности.
  • Формировать социальные навыки и умения у школьников, устанавливать межпредметные связи.
  • Изучать состояние психических функций детей, вести учет их познавательных способностей, предвидеть типичные затруднения учащихся.
  • Исходить из мотивации каждого ребенка при организации и планировании образовательного процесса.
  • Использовать сочетания разных форм воспитания и обучения, принимать во внимание временные и трудовые затраты детей и преподавателя.

реализация системного подхода педагогике

Планирование и самоанализ

С ними связана группа навыков, относящихся к сфере педагогических и психологических знаний. Учителю необходимо уметь соотносить сложности, возникающие у учащихся, анализировать недочеты в собственной работе. Кроме того, он должен составлять планы по совершенствованию своей работы.

Сфера коммуникаций

Маркова в рамках своей модели выделяет группы умений, тесно связанные с установлением взаимосвязи между преподавателем и учеником. К ним в первую очередь относят навыки формирования условий для обеспечения психологической безопасности при общении и реализацию внутреннего потенциала партнера по коммуникации. Для достижения высокого уровня при взаимодействии преподаватель должен обладать:

  1. Умением понимать позицию другого человека, проявлять интерес к его личности, ориентироваться на развитие индивидуальных особенностей ребенка.
  2. Способностью понимать внутреннее состояние обучающегося по нюансам в его поведении, владеть невербальными средствами коммуникации (жестами, мимикой).
  3. Умением принимать точку зрения ребенка, создавать атмосферу доверия при общении.
  4. Владением приемами риторики.
  5. Способностью использовать организующие воздействия.

системно деятельностный подход в педагогике

Дополнительно

Немаловажное значение при применении системного подхода имеет умение педагога удерживать свою профессиональную позицию. Учитель должен понимать важность своей работы, обладать способностью управлять собственным эмоциональным состоянием, придавать ему конструктивный характер. Вместе с этим преподаватель должен осознавать перспективы своего развития в профессиональной сфере, уметь определять индивидуальный стиль работы, использовать свой потенциал.

Безусловно, важным элементом в деятельности преподавателя выступает регулярный анализ достижений обучающихся. Педагог должен уметь определять характеристики полученных детьми знаний, навыков, стимулировать их готовность к самостоятельному обучению и непрерывному образованию.

система системный подход педагогике

Заключение

Как указывает профессор Галина Коджаспирова, системный подход в педагогике ориентирован на выявление всего многообразия элементов, исследуемых в образовательных процессах, и их связей. Для этого необходимо провести достаточно масштабную работу. Рассматривая педагогику как систему, важно не только выявить компоненты и их связи, но и провести их классификацию, определить структуру и организацию науки, установить пути и средства управления ею как единым образованием.

Читайте также: