Базилики древнего рима кратко

Обновлено: 04.07.2024

Базилика – это тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечетного числа нефов (они могут иметь различную высоту).

В случаях, когда базилика имеет несколько нефов, они разделяются продольными рядами колонн или столбов с самостоятельными покрытиями. Центральный неф базилики, как правило, гораздо более широкий, чем все остальные. Освещается внутренний объем центрального нефа с помощью оконных проемов второго яруса. В случае отсутствия окон во втором ярусе сооружение относится к типу псевдобазилика (этот тип религиозных сооружений является разновидностью зального храма).

Также базиликами называют наиболее значимые римско-католические религиозные сооружения вне зависимости от их архитектурно-конструктивного решения.

Римские зодчие переняли данный тип строения у греков. Одними из самых ранних примеров древнеримских базилик являются базилика Порция (184 год до нашей эры) и базилика Эмилия (179 год до нашей эры). В период правления Юлия Цезаря было начато строительство базилики Юлия (54 год до нашей эры), которая была завершена при Августе. В вышеописанных общественных сооружениях проводились различные общественные мероприятия, судебные процессы и пр.

Рисунок 1. базилика в Помпеях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Базиликальное строительство велось также и в других городах Италии и римских провинциях. Так, во втором столетии до нашей эры был возведена монументальная базилика в Помпеях. Её несущие конструкции сильно пострадали при землетрясении и к моменту извержения Везувия (79 год нашей эры) так и не была восстановлена. Это старейшая базилика Древнего Рима, руины которой уцелели до наших дней.

Готовые работы на аналогичную тему

Базилика к IV веку становится излюбленным типом константиновской архитектуры. Ранние базилики перекрывались деревянной кровельной системой (например, Aula Palatina в Трире). Первой базиликой с каменным сводом считается базилика Максенция, находящаяся в Римском форуме (построена в 312 году нашей эры).

Римский тип базилик

Первые базилики относят к началу II века до нашей эры. При этом следует заметить, что общее расположение помещений и конструкций было заимствовано из Греции.

Большая часть базилик была трех- или пятинефными, нередко они были полностью или частично открытыми на пространство форумов. В центральном нефе проходил рельефный фриз, на котором были изображены сцены из истории возникновения Рима (например, базилика Эмилия).

Помимо популярных базилик с продольной ориентацией в республиканский период существовали другие базиликальные здания, называемые поперечными.

В имперский период базилики также возводились на территории форумов. При этом нередко базилики являлись ядром форума (особенно в западных городах). Эталонным сооружением базиликального типа в этот период была базилика Ульпия (113 год нашей эры).

Тип базилик по Витрувию

Древнеримский архитектор Витрувий в своих трактатах описывал традиционное для базилики расположение.

Типичная римская базилика имела три нефа: центральный и два боковых. Боковые нефы, как правило, имели два яруса. Все здание перекрывалось деревянной кровельной системой. Общая ширина объекта должна была быть не менее трети длины. Если же последнее не представлялось возможным, то зодчие стремились придать зданию указанные пропорции с помощью добавления на обоих концах поперечных нефов.

По Витрувию ширина базилики при вычерчивании плана делилась на пять частей, три из которых должны были приходиться на главный неф, остальные – на боковые. Высота колонн нижнего яруса сооружения определялась шириной боковых нефов. Колонны второго яруса были на четверть ниже колонн первого яруса. Между двумя ярусами проходил стилобат, который был соразмерен колоннам второго яруса. Главным его назначением было отделение галереи второго этажа, которая была предназначена для прогулок, от нижнего этажа, который служил для деловых целей. Примечательно, что Витрувий не упоминал о расположении лестниц, ведущих в галереи, а также о способе освещения большого нефа.

Рисунок 2. Базилика Ульпия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Витрувий описывал только один ярус колонн, а не два, поставленные друг на друга. Высота этого большого яруса охватывала оба этажа галерей. Колонны усиливались прилегающими к ним пилястрами, которые служили площадками опоры для полов. Классическому антаблементу Витрувий предпочитает архитрав, который составляется из нескольких рядов балок. Над ними располагается ряд кубиков, выступающих перпендикулярно к плоскости колонны. Вместо классического карниза все это увенчивается рядами связанных между собой балок. Стропильная система не обшивалась снизу.

На главном Римском форуме располагалось несколько базилик, возведение одной из них приписывают Юлию Цезарю. Её план выяснен не в полной мере. Однако, до наших дней дошла практически не тронутая помпейская базилика, а за пределами современной Италии сохранились базилики в Трире и Пергаме.

Также в некоторых городах Сирии были построены преторианские судилища, которые имели вид сводчатых базилик (например, Мусмийэ и Санамен). Замечательная также и сводчатая базилика Константина, которая имела огромный зал, сложенный бутовой кладкой на растворе.

БАЗИ́ЛИКА [греч. βασίλειον; лат. basilica - царская палата], в эллинистическо-рим. источниках общественная постройка, предназначенная для собраний; в раннехрист. лит-ре храм, церковь; тип прямоугольного, протяженного в плане здания, разделенного рядами опор на 3 или 5 продольных нефов, освещаемых через окна в стене повышенного центрального нефа. Проблема происхождения и развития христ. Б. как архитектурного типа широко обсуждалась в кон. ХIХ - сер. ХХ в. специалистами по христ. археологии и истории церковной архитектуры.

Античность

Базилика имп. Максенция и Константина в Риме. Нач. IV в. Фотография. Кон. XX в.

Древнейшие Б. появились в Риме во II в. до Р. Х.: согласно Титу Ливию (XXXIX.XLIV.7), первая была построена Катоном к западу от курии и комиция (Б. Порция, 184 г. до Р. Х.), за ней Б. Эмилия (179 г. до Р. Х.) и Б. Семпрония (169 г. до Р. Х.). Позже Б. распространились в Италии, зап. провинциях Европы и Сев. Африки.

Б. рим. эпохи различны по формам и функциям, в основном это здания делового назначения, залы для торговых, судебных и иных собраний. Гражданские Б. строили вблизи форума как крытое продолжение (ранние известны в Косе, Юж. Этрурия, сер. II в.; в Помпеях, ок. 120 г.; Ардее и Альбе Фуценс, I в. до Р. Х.). В военных поселениях римлян строились Б. principiorum (как центр лагеря, канцелярия и зал собраний; открыты во мн. укреплениях по окраинам провинций в Европе, Африке и Азии, в т. ч. в Дура-Европос, кон. II в.) и Б. для военных упражнений (exercitatoria). Во дворцах императоров Б. служили залами для приемов, и они сооружались по всей империи от Палатина (дворец имп. Домициана, упом. Плутархом, в Popl. XV) и Тиволи (вилла Адриана) до Сплита (зал приемов дворца имп. Диоклетиана, 300-306) и Трира (зал приемов и Новый зал имп. Константина Великого).

Б. постепенно приобрели нек-рые религ. функции: в Б. principiorum хранились священные штандарты войск; Б. форумов и дворцов были тесно связаны с почитанием обожествленного императора и его семьи; во мн. итал., европ. и африкан. городах Б. на форуме нередко ставилась рядом с храмом (Италия: Альба Фуценс, Веллейя, Августа Багиеннорум (Беневагиенна); Зап. Европа: Августа Раурика (Швейцария), Лугдун Конвенарум (Сен-Бертран-де-Комменж, Франция), Конимбрига (Коимбра, Португалия); Сев. Африка: Тимгад (Алжир), Лептис-Магна (Ливия)); Б. иногда использовали как культовые здания вост. религий (храм Сераписа в Пергаме (Красная Б., II в.); подземная Б. I в. за Порта Маджоре в Риме). Из старых, дохрист. архитектурных типов Б. в наименьшей степени ассоциировалась с языческими культами.

Базилика мон-ря в Курси (Палестина). Кон. V– VII в. Фотография. XX в.

Раннехристианский период

Б. как церковное сооружение появляется в доконстантиновскую эпоху: древнейшее из специально построенных церковных зданий, храм в Айле (см. Элат), ок. 300 г., имел базиликальный план, ориентацию оси на восток (размер 26 ´ 16 м), прямоугольную апсиду. Массовое возведение Б. началось после Миланского эдикта 313 г. Христиане внесли в архитектуру Б. новые черты, обусловленные потребностями богослужения и христ. символики. Важнейшие из них - устойчивая осевая композиция, т. е. продольная вытянутость здания, подчеркнутая параллельными рядами колонн, акцентированность концов оси, на к-рых располагались противолежащие друг другу вход и апсида. Протяженность обычно подчеркивалась помещавшимися на той же оси двором-атрием и нартексом (композиция, издревле известная в дохрист. архитектуре Ближ. Востока, в т. ч. в близких по времени сооружениях, напр. в большом храме Баальбека). Такой тип постройки отвечал представлениям христиан об устройстве храма: протяженность символизировала корабль спасения; путь от входа к алтарной апсиде прообразовывал собой путь спасения; четырехугольная конструкция и возможность ориентации по сторонам света соответствовали понятиям о порядке мироустройства и т. д. К отличительным архитектурным элементам христ. Б. относится также широкое распространение арок, опирающихся на колонны (в рим. имперском строительстве колонны обычно сочетали с балкой-архитравом, под арки строили кирпичные столбы-пилоны, хотя есть исключения - дворец имп. Диоклетиана в Сплите).

Реконструкция: 1. Базилика Сан-Джованни ин Латерано в Риме. Ок. 313–318 гг. 2. Базилика Рождества Христова в Вифлееме. До 333 г.

Реконструкция: 1. Базилика Сан-Джованни ин Латерано в Риме. Ок. 313–318 гг. 2. Базилика Рождества Христова в Вифлееме. До 333 г.


Реконструкция: 1. Базилика Сан-Джованни ин Латерано в Риме. Ок. 313–318 гг. 2. Базилика Рождества Христова в Вифлееме. До 333 г.

Строя по заказу имп. Константина и его семьи первые крупные христ. храмы в Риме и в Св. земле, зодчие нач. IV в. предпочли базиликальный тип постройки традиц., т. е. языческому, храму, поскольку Б. была религиозно нейтральна и могла вместить большие группы молящихся, ее планировка соответствовала сложившимся формам богослужений христиан. Ранними образцами Б. для Италии стали Сан-Джованни ин Латерано (ок. 313-318) - пятинефное, одноапсидное, сильно вытянутое в длину сооружение, и первый собор ап. Петра в Риме (Сан-Пьетро) (ок. 320-330), также пятинефный, с поперечным членением (трансептом) между нефом и апсидой, в середине к-рого помещалась гробница апостола - композиционный центр храма. В IV-V вв. Б. зачастую превосходили по размерам крупнейшие языческие святилища (длина Б. в Лехеоне (Греция) 186 м). Внутреннее убранство отличалось великолепием: мраморные колонны и капители сложной резьбы, полированная облицовка стен, роскошные ковры мозаичных полов и золотофонные стенные мозаики. Ранние Б. имели свободную ориентацию, их апсиды нередко были направлены не на восток, а на запад (храм св. Гроба Господня в Иерусалиме, ок. 326; собор ап. Петра, Сан-Джованни ин Латерано и Санта-Мария Маджоре в Риме). Стандартный план Б. мог варьироваться: так, к базиликальной ц. Рождества в Вифлееме (до 333) вместо апсиды была пристроена октагональная в плане постройка, Б. в Аквилее (IV в.) не имела апсиды.

Быстрому распространению Б. в христ. мире способствовали стремление подражать образцам, предложенным императором-заказчиком; относительная простота и быстрота возведения; традиционность конструкции, позволявшей перекрывать и освещать огромные пространства; соответствие основным требованиям раннехрист. богослужения (вместительность, наличие алтарной апсиды, возвышения солеи и горнего места). В конце главного нефа выделялась алтарная часть, или пресвитерий (см. Алтарь, Хор), отделенный балюстрадой солеи. Устойчивыми элементами при входе в Б. стали нартекс, экзонартекс и атрий.

В зачаточном виде раннехрист. Б. содержали мн. элементы, впосл. развившиеся и ставшие традиц. для церковных построек. В большинстве ранних Б. алтарная апсида открывалась непосредственно в неф и отделялась только невысоким барьером, в первых же Б., имевших характер мартириев, появился трансепт. В V в., когда потребовалось дополнительное пространство для духовенства, трансепты умножились и позволили лучше организовать доступ к почитаемым мощам: процессии следовали, не нарушая хода службы в главном нефе, по боковым проходам, к-рые огибали алтарную часть снаружи, образуя амбулаторий (известен в ранних рим. Б., Сан-Себастьяно (312 или 313?) и Сант-Аньезе фуори ле Мура (ок. 350)).

Б. развивалась, отражая служебно-литургический строй и общие изменения архитектурных форм. Прежде небольшая алтарная часть постепенно расширилась, в ней сформировались синтрон, киворий над св. престолом, стоящим на платформе-крипиде, и др. устройства для совершения литургии. Изначально равномерно-протяженное пространство получило смысловой и конструктивный центр в пересечении трансепта с главным нефом. Над боковыми нефами стали возводить галереи-хоры (имелась уже в Б. св. Гроба Господня). Постепенно для Б. вырабатывали все более сложные по плану и конструкции варианты (выделяют до 12 основных композиций, среди к-рых крестообразные, дополненные нартексом, обстроенные портиками и внешними атриумами, с поперечным трансептом и др.). Для раннехрист. Б. был характерен экстенсивный путь развития - за счет повторения одних и тех же ячеек или пристройки самостоятельных объемов снаружи.

Б. господствовала как архитектурный тип в церковном строительстве приходских и кафедральных храмов с IV по VI в. Прекращение возведения больших, роскошно отделанных раннехрист. Б. на Западе пришлось на период после распада империи. Отказ от Б. как архитектурного типа затронул и Восток: в К-поле он произошел уже к сер.VI в., однако первые купольные храмы столицы не уступали размерами и убранством Б. V - нач. VI в. В кон. VI-VII в. появились центрально-купольные храмы и Б. практически забываются, в т. ч. и на периферии Византии (напр., в Армении и Грузии). Замена продольных сводчатых композиций на центрально-купольные не была здесь связана ни с политико-экономическими условиями, ни с изменениями церковного ритуала и, вероятно, диктовалась новым литургическим осмыслением храмового пространства.

Тем не менее развитие Б. на Западе и Востоке имело много сходных черт, поскольку определялось общими для раннесредневек. архитектуры творческими принципами: следованием иконографическим образцам (иногда одному и тому же на Востоке и Западе, как, напр., ц. св. Апостолов в К-поле), а также решением одних и тех же задач, напр. соединения в одном здании литургических и символико-мемориальных функций, т. е. задачи соединения Б. с мартирием. Но различия в литургической и культурной традициях и условиях строительства привели к тому, что пути и методы решения сходных задач с V в. стали реализовываться по-разному, что привело к сложению 2 самостоятельных типов христ. архитектуры.

Византия и Восток (VI-XV вв.)

Базилика вмч. Димитрия в Фессалонике. V в. Фотография. 20-е гг. ХХ в.

В IV-VI вв. на визант. территориях в Греции, на островах Вост. Средиземноморья, в М. Азии и на Ближ. Востоке, прежде всего в Св. земле, было возведено огромное количество трехнефных (реже пятинефных) Б. стандартной композиции с нартексом, экзонартексом и атрием по продольной оси. Однако уже они обладали рядом особых свойств: в вост. части Византии Б., как правило, были менее вытянутыми, их чаще строили без клерестория и перекрывали сводом (сохраняя, однако, главный неф повышенным по отношению к боковым); чаще окружали галереями с 3 сторон (ц. св. Феодора Студита в К-поле), дополняли нартексом и атрием (ц. Ахиропиитос в Фессалонике, 450-470). Среди сохранившихся ярких примеров вост. Б.- пятинефная ц. св. Димитрия в Фессалонике, сер. V - нач. VI в.

Интерьер базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Фотография. XX в.

Дальнейшее развитие Б. на Востоке определилось основным движением архитектурной композиции к созданию органически цельного церковного здания, соединявшего свойства 2 пространственных структур, характерных для Б. и мартирия, в едином купольном сооружении (см. Мартирий, Храм, Св. Софии храм в К-поле). В Византии был выработан тип Б. с куполом над пересечением нефа и трансепта, т. н. купольная Б., ранним примером ее является ц. св. Ирины (св. Мира, τῆς Εἰρήνης) в К-поле (после 532; после 740 переоформлена в первую в столичной школе зодчества крестово-купольную структуру благодаря добавке поперечных рукавов). Типологически близкие к ней Б., чьи коробовые своды поддерживают купол с востока и запада, обследованы в Дере-Аши, Мыре, Анкаре, Визе. На Востоке в целом ранние варианты соединения базилики с купольным храмом при преобладании крестово-купольного ядра характерны для Закавказья, не знавшего визант. купольной базилики: он появляется уже с 30-х гг. VII в. в Армении (храмы в Багаване, Мрене, Одзуне, и др., а в зачаточном состоянии - в крестово-купольном храме Текора 80-х гг. V в.) и в Грузии (Цроми, Самшвилде).

План: 1. Базилика св. Ирины (св. Мира) в К-поле. После 532 г. 2. Базилика св. Димитрия в Фессалонике. Сер. V — нач.VI в.

План: 1. Базилика св. Ирины (св. Мира) в К-поле. После 532 г. 2. Базилика св. Димитрия в Фессалонике. Сер. V — нач.VI в.


План: 1. Базилика св. Ирины (св. Мира) в К-поле. После 532 г. 2. Базилика св. Димитрия в Фессалонике. Сер. V — нач.VI в.

После эпохи иконоборчества, по мере ослабления традиций городской жизни, роста влияния монашества, развития архитектуры приходских и частных храмов происходит постепенное оттеснение больших Б. более компактными зданиями с центрическим планом. Уже с VIII в. Б. в Византии не была преобладающим типом, а с выработкой храма крестово-купольного типа окончательно уступила ему первенство. в XI в. на Востоке Б., прежде всего купольные, строят в основном на визант. периферии (исключение - ц. св. Софии в Никее, ок. 1065), в принимавших Крещение странах (трехнефная базилика св. Софии в Охриде, столице новообразованного Болгарского царства, XI в.); на Кавказе (монастырские соборы Дорт-килисе и Пархал в Тайке (Тао), базиликальные элементы в памятниках типа храма Баграта в Кутаиси, ок. 1000).

В средне-, поздне- и поствизант. эпохи тип раннехрист. Б. встречается редко. В XIII в. вырабатываются варианты, сочетающие элементы крестово-купольные и базиликальные. На севере Греции распространение получила трехнефная Б. с крестовым сводом (центральный неф перекрывается коробовым сводом и пересекается повышенным поперечным): монастырские храмы в Арте Като-Панагия, 1231-1267/68 гг., и Панагия Влахернитисса, кон. XII - нач. XIII в. (во 2-й пол. XIII в. возведены 3 дополнительных купола); Порта-Панагия вблизи Трикалы, 1238 г. В Мистре в ц. Одигитрии мон-ря Бронтохион, ок. 1310-1322 гг., и мон-ря Пантанассы, ок. 1430 г., были созданы комбинации трехнефной базилики с крестово-купольной галереей. После падения К-поля (1453) простейшие однонефные одноапсидные базилики с коробовым сводом в бывш. империи продолжали строить повсеместно. Из районов, наиболее тесно связанных с Приднепровской Русью, базиликальных построек много в Херсонесе, в средневек. и позднесредневек. (греч. и арм.) строительстве Крыма. Однако среди древнерус. храмов пока не обнаружено ни одного, к-рый можно было бы уверенно считать Б.

Зап. Европа (VI-XII вв.)

Доминирование раннехрист. Б. прекратилось к кон. VI в. в связи с кризисом в жизни городов в варварских королевствах (вестгот. Испания, англо-саксонская Англия и др.). Для возведения огромных Б. не было ни средств, ни строительных артелей, тем более что исчезала и потребность в строительстве Б., т. к. в жизни Церкви все большую роль играло монашество. План западнохрист. Б. приобрел функциональное деление: в главном нефе собиралась община, боковые оставлялись для процессий, направлявшихся к алтарной апсиде, отделенной от нефа не только особым поперечным компартиментом, вимой, но и развитым трансептом.


Бази́лика (базили́ка) (греч. βασιλική — царский дом) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса.

Содержание

Римская базилика

Римляне переняли этот тип строения у греков. Первыми базиликами в Риме были Базилика Порция (184 год до н. э.) и Базилика Эмилия (179 г. до н. э.). При Цезаре было начато строительство базилики Юлия (54 год до н. э.), завершено при Августе. Огромное строение базилики Константина (306—312 гг. см. также Базилика Максенция) стало последним монументальным сооружением римских императоров в Риме.

Также в других городах Италии и римских провинциях началось строительство по типу базилики. Так в 120 году до н. э. в Помпеях была воздвигнута монументальная базилика. Она сильно пострадала при землетрясении в 62 году и к моменту извержения Везувия (в 79 году) так и не была восстановлена. Это самая старая сохранившаяся до наших дней базилика.

В 310 году при императоре Константине была воздвигнута Aula Palatina в Трире.

Первые базилики были перекрыты деревянной плоской крышей. Первой базиликой, перекрытой сводом, считается Базилика Максенция, упомянутая выше [1] .

Римская базилика нашла отражение в первых христианских храмах [1] .

Тип базилики — основной тип пространственной композиции продольных христианских храмов [1] .

Также в районе Рейна во время романской архитектуры был распространен тип базилики с двумя хорами, на востоке и западе, а вход располагался по сторонам в боковые нефы [1] .



Базилика в Помпеях




Примечания

  1. 1234Doc. Ing. arch. Dr. Bohuslav Syrový, CSc. Architektura. — Praha: SNTL - Nakladatelství technické literatury, 1972. — С. 328.

Литература

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Базилика" в других словарях:

БАЗИЛИКА — (греч. basilike, от basileus царь). 1) у римлян, крытые общественные здания, предназначенные для суда и торговли и служившие, вообще, гражданам местом собрания для совещаний об общественных делах. 2) теперь храм, построенный в виде продолговатого … Словарь иностранных слов русского языка

Базилика — Базилика. Базиликами в древнем языческом Риме называлисьобщественный здания, предназначенные для суда и торговли, а вхристианский период церкви. Слово Б. латинское по своей форме и греческое по своему происхождению: отbasileuV, basilikoV царь,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Базилика — (от греч. basilika царский дом; в Афинах портик, где заседал архонт басилей), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (большей частью нечётное количество) частей… … Художественная энциклопедия

Базилика — (Казань,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Сары Садыковой 49, Казань … Каталог отелей

базилика — и, ж. basilique f., лат. basilica <гр. basilke царский дом. Прямоугольное (общественное, культовое и т. д.) здание, разделенное рядами колонн. Византийские базилики. БАС 2. От нечего делать мы бродили по окрестностям, осмотрели три… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

БАЗИЛИКА — (от греч. basilike царский дом) прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Др. Риме базилики судебные и… … Большой Энциклопедический словарь

БАЗИЛИКА — БАЗИЛИКА, и, и БАЗИЛИКА, и, жен. (спец.). Античная и средневековая постройка (обычно храм) в виде удлинённого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри. | прил. базиликовый, ая, ое и базиликовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

БАЗИЛИКА — БАЗИЛИКА, и, и БАЗИЛИКА, и, жен. (спец.). Античная и средневековая постройка (обычно храм) в виде удлинённого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри. | прил. базиликовый, ая, ое и базиликовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

базилика — мартирий, храм Словарь русских синонимов. базилика сущ., кол во синонимов: 2 • мартирий (5) • храм … Словарь синонимов

Базилика — (греч. basilike – царский дом) – прямоугольное в плане здание, разделенное рядами колонн или столбов на продольные части (нефы). В Древнем Риме базилика – это судебные или торговые здания; позже – один из главных типов христианского храма.… … Энциклопедия культурологии

базилика — и устаревающее базилика … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке


БАЗИ́ЛИКА (лат. basilica, от греч. βασι λιϰ ὴ ; στο ά, букв. – цар­ская ко­лон­на­да), вы­тя­ну­тое, пря­мо­уголь­ное в пла­не зда­ние, раз­де­лён­ное внут­ри про­доль­ны­ми ря­да­ми ко­лонн или стол­бов на не­сколь­ко (б. ч. не­чёт­ное ко­ли­че­ст­во) час­тей – т. н. ко­раб­лей ( не­фов ), имею­щих са­мо­сто­ят. пе­ре­кры­тия; сред­ний гл. неф все­гда вы­ше бо­ко­вых, так что верх­няя часть его стен, про­ре­зан­ная ок­на­ми, вы­сту­па­ет над кры­ша­ми бо­ко­вых не­фов. При вхо­де в Б. – по­пе­реч­ный при­твор (или нар­текс), а в про­ти­во­по­лож­ном кон­це сред­не­го, боль­ше­го по ши­ри­не, не­фа – по­лу­круг­лый вы­ступ ( ап­си­да ). Пред­по­ло­жи­тель­но, как тип зда­ния воз­ник­ла в ре­зуль­та­те раз­ви­тия др.-греч. стои , ис­поль­зо­вав­шей­ся для за­се­да­ний ар­хон­та- ба­си­лея . Ран­ние об­раз­цы на­хо­дят­ся в Ри­ме (2 в. до н. э.); позд­нее по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние на всей тер­ри­то­рии др.-рим. го­су­дар­ст­ва. Б. слу­жи­ли для со­вер­ше­ния де­ло­вых опе­ра­ций и су­деб­ных за­се­да­ний. Воз­во­ди­лись в во­ен. ла­ге­рях для со­б­ра­ний гар­ни­зо­на, в двор­цовых ан­самб­лях – как зал приё­мов. Пер­во­на­чаль­но име­ли де­рев. от­кры­тое пе­ре­кры­тие, позд­нее за­ме­нён­ное ка­мен­ным свод­ча­тым (в т. ч. в ба­зи­ли­ке Мак­сен­ция в Ри­ме, 4 в.). Фор­ма Б. бы­ла ус­вое­на ран­не­хри­сти­ан­ской ар­хи­тек­ту­рой, в даль­ней­шем она ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лась в ви­зант., си­рий­ском, ро­ман­ском и го­тич. цер­ков­ном зод­че­ст­ве, так­же в ар­хи­тек­ту­ре Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко.

Читайте также: