Поясните фактами высказывания историков да петр великий сделал много для россии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§12. Значение петровских преобразований в истории страны

Почему оценка деятельности Петра Великого уже более двух веков вызывает яростные споры историков?

1. Характер Петровских реформ

Вместо освящённой веками московской традиции царь утверждал светский характер государства и представление о силе человеческого разума и науки, о возможности и необходимости менять окружающий мир. Для Петра реформы означали переустройство жизни страны на рациональных началах разумных, целесообразных правил и норм, модернизацию путём активного вмешательства государства в экономику и общественные отношения.

Государство же в понимании Петра было воплощением общего блага, для достижения которого был обязан трудиться и каждый подданный, и он сам. Общество представлялось царю огромным и сложным механизмом, чем-то вроде корабля, где все члены экипажа имеют нужную квалификацию, находятся на своих местах и выполняют чётко установленные обязанности.


Пётр Великий. Художник В. А. Серов

2. Успехи и неудачи преобразований


Мануфактура. Рисунок начала XIX в.

Создание профессиональной регулярной армии соединило российские традиции воинской службы с новейшими европейскими достижениями. Вместо обычной для западных армий вербовки наёмников Пётр I ввёл рекрутскую систему набора крестьян и горожан на пожизненную службу. Дворяне также продолжали служить пожизненно. Принципы такого устройства армии (с сокращением сроков службы) сохранились вплоть до реформ 1860—1870-х гг.

Реформы сделали общество более мобильным — Табель о рангах позволяла выдвинуться на государственной службе даровитым выходцам из низов.

Какую пользу приносит увеличение мобильности в обществе?

Созданные при Петре I коллегии и Сенат работали успешно. Но отделить суд от администрации и создать новую систему управления на местах не получилось — в стране не было квалифицированных кадров. Некоторые новшества, несовместимые с чиновной иерархией, не прижились. Например, армейский полковник как равноправный член Военной коллегии имел право возразить её президенту, но кто бы отважился спорить с личным другом царя фельдмаршалом Меншиковым? Нормальный порядок прохождения дел по инстанциям нарушался. Из Кабинета (личной канцелярии монарха) выходили его устные и письменные распоряжения, минуя Сенат и коллегии. Заключить же свою деятельность в правовые рамки Пётр I не желал — это означало бы ограничение самого принципа самодержавия.


Вид на Литейный двор со стороны Невы. Картина XVIII в.

Образованные верхи утратили понимание ценностей средневековой русской культуры. Но допетровская культура не исчезла. Типографии не вытеснили рукописную книгу: по-прежнему переписывались и читались богословско-учительные сочинения, жития, хождения XI—XVI вв. Старообрядцы бережно хранили и копировали дониконовские богослужебные книги. Сохранялась и иконописная традиция, где старинные приёмы письма соседствовали с новыми веяниями. Принципиально не изменился и быт простых крестьян и горожан с его повседневными заботами и праздниками.


Карта Азии, принадлежавшая Петру I. Фото


Корабли на Неве. Художник Е. Е. Лансере

3. Россия — великая европейская держава

Чем, на ваш взгляд, великая держава отличается от обычного государства?

В ходе Северной войны Пётр I реорганизовал дипломатическую службу: во всех ведущих европейских странах и Турции появились российские постоянные представительства во главе с такими выдающимися дипломатами, как Б. И. Куракин, П. А. Толстой, А. А. Матвеев. Они оперативно собирали и передавали информацию о внутренней и внешней политике страны пребывания, отстаивали государственные интересы России и её престиж. Когда в 1708 г. произошёл инцидент с задержанием русского посла Матвеева в Лондоне, Пётр I потребовал извинений, и английский парламент принял закон о неприкосновенности иностранных дипломатов.

Победа в Северной войне вывела Россию в число крупнейших военных держав: к 1725 г. её армия насчитывала более 200 тыс. человек в регулярных войсках; Балтийский флот состоял из 34 линейных кораблей, 15 фрегатов и нескольких сотен гребных галер.


Мундир солдата Семёновского полка начала XVIII века. Фото

Персидский (Каспийский) поход русской армии и флота в 1722—1723 гг. завершился присоединением западного и южного побережья Каспийского моря с городами Дербентом, Баку и Рештом. Царь рассматривал приобретение новых владений как шаг к установлению контроля над торговыми путями в Индию.

Споры вокруг реформ Петра I продолжаются более двух веков — слишком противоречивыми были его преобразования и их последствия. Реформы помогли мобилизовать силы страны. Созданная в короткий срок промышленная база дала возможность догнать и даже по некоторым показателям перегнать страны Западной Европы. Но оборотной стороной этого рывка стал поворот промышленности (прежде всего тяжёлой) на крепостнический путь развития. Именно в это время Россия сформировалась как имперская держава с модернизированным административным устройством, принципиально изменилась роль страны в международных делах, появился современный тип светской культуры, но одновременно обозначились экономические, социальные, межнациональные проблемы, которые так или иначе должны были решаться в будущем.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

6. Как отреагировали ведущие мировые державы на рост международного авторитета и могущества России? Объясните причины такой реакции.

Работаем с картой

Покажите на карте государства, которые были в период правления Петра I союзниками и противниками России.

ИЗ ВОСПОМИНАНИИ О ПЕТРЕ I СОЛДАТА НИКИТЫ КАШИНА

1. Определите, опираясь на цитаты, отношение автора к герою его воспоминаний. 2. Выберите из текста примеры, показывающие доверие императора к своим подданным. 3. Оцените общую достоверность документа. Своё мнение аргументируйте.

Думаем, сравниваем, размышляем

3. Была ли у России в конце XVII — начале XVIII в. возможность совершить резкий скачок в экономическом развитии без использования силы государственной власти? Ответ подтвердите конкретными фактами. Напишите эссе на данную тему.

4. Дайте сравнительную характеристику Петра I и какого-либо из известных вам государственных деятелей других стран. Почему многие учёные считают, что в мировой истории трудно найти деятеля, которого можно сравнить с Петром I по его значению для дальнейшего развития своей страны?

Значение петровских преобразований

С. М. Соловьёв: Необходимость движения на новую дорогу была осознана: обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу: но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился.

B. О. Ключевский: Реформа [Петра] сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами… Реформа, совершённая Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в неё новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоёванным им положением в Европе… Начатая и ведённая верховной властью, привычной руководительницей народа, она усвоила характер и приёмы насильственного переворота, своего рода революции. Она была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приёмам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников.

П. Н. Милюков: …Ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы.

С. Ф. Платонов: Люди всех поколений в оценках личности и деятельности Петра сходились в одном: его считали силой. Пётр был заметнейшим и влиятельнейшим деятелем своего времени, вождём всего народа. Никто не считал его ничтожным человеком, бессознательно употребившим власть или же слепо шедшим по случайной дороге.

ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

1. Назовите причины и предпосылки Петровских реформ. Обоснуйте фактами утверждение, что реформы Петра были подготовлены предшествующим развитием России. Чем политика Петра I отличалась от политики его предшественников?

2. Назовите причины и последствия победы России в Северной войне.

3. Как экономическая политика Петра I повлияла на развитие России?

4. Сравните государственное устройство и культуру России до Петра I и в конце его правления: что появилось нового, что осталось без изменений.

5. Какие слои общества выступали против преобразований Петра I и почему? Почему противникам Петра I не удалось достичь своих целей?


Н.М.Карамзин предпочитал другого исторического деятеля – Ивана III. Этот последний сделал свое княжество сильным государством и познакомил Русь с западной Европой безо всякой ломки и насильственных мер. Петр же насиловал русскую природу и резко ломал старый быт. Карамзин думал, что можно было бы обойтись и без этого. Своими взглядами Карамзин стал в некоторую связь с критическими воззрениями на Петра I упомянутых нами людей XVIII в. Так же, как они, он не показал исторической необходимости петровских реформ, но он уже намекал, что необходимость реформы чувствовалась и ранее Петра. В XVII в., говорил он, сознавали, что нужно заимствовать с Запада; "явился Петр" – и заимствование стало главным средством реформы. Но почему именно "явился Петр", Карамзин еще не мог сказать.

Новую точку зрения внес в науку тот же С.М. Соловьев. Необходимо заметить, что его взгляды на реформу Петра I с самого начала его научной деятельности отличались некоторой двойственностью. В одной из ранних своих статей в 1851 г., говоря о критическом положении Московского государства в XVII в., Соловьев не ограничивается только указанием на явление этого кризиса, но замечает, что государи XVII в. для удовлетворения новых нужд государства начали ряд преобразований. "В течение XVII в., – говорит он, – явно обозначились новые потребности государства, и призваны были те же средства для их удовлетворения, которые были употреблены в XVIII в. в так называемую эпоху преобразований".

С.М. Соловьев

М.П. Погодин: «Да, Петр Великий сделал много в России. Смотришь и не веришь, считаешь и недосчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами, дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье — везде он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу! Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года — Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга — Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее — этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносятся газеты — Петр Великий их начал. Вам нужно искупить разные вещи — все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы будут напоминать вам о Петре Великом: одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле в его гавань, по его каналу, по его дороге. За обедом от соленых сельдей и картофелю, который указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного — все блюда будут говорить вам о Петре Великом.

С. Ф. Платонов

Заключение Руководимые фактами, стремясь к строго научному выводу, историки создали научное отношение к эпохе Петра Великого. Это научное отношение будет, конечно, далее развиваться в нашей науке. Но уже теперь плодом его является возможность основательно и свободно судить о Петре I. Его личность не оторвана от родной его почвы, он для нас уже не Бог и не антихрист, он – определенное лицо, с громадными силами, с высокими достоинствами, с человеческими слабостями и недостатками. Мы теперь вполне понимаем, что его личность и пороки – продукт его времени, а его деятельность и исторические заслуги – дело вечности.

Руководимые фактами, стремясь к строго научному выводу, историки создали научное отношение к эпохе Петра Великого. Это научное отношение будет, конечно, далее развиваться в нашей науке. Но уже теперь плодом его является возможность основательно и свободно судить о Петре I.

Его личность не оторвана от родной его почвы, он для нас уже не Бог и не антихрист, он – определенное лицо, с громадными силами, с высокими достоинствами, с человеческими слабостями и недостатками. Мы теперь вполне понимаем, что его личность и пороки – продукт его времени, а его деятельность и исторические заслуги – дело вечности.


-75%

Вопрос по истории:

Поясните фактами высказывания историков" Да, Пётр Великий сделал много для России. Смотришь и не веришь, считаешь и не досчитываешься" (М. П. Погодин); "У Петра была старинная русская богатырская природа, он любил широту и простор" (С. М. Соловьёв)

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 13.12.2015 03:22
  • История
  • remove_red_eye 16379
  • thumb_up 15
Ответы и объяснения 1

Создание Российской империи, во главе с императором; Создание Сената и коллегий ; Создание Синода ; Создание губерний во главе с губернаторами; Рекрутство для создания регулярной армии на подобие Семеновского и Преображенского полков; Создание Морской академии ; акцизы на продажу соли, алкоголя и т. д. для пополнения казны; Создание мануфактур и как следствие развитие российской промышленности; Указ о единонаследии , табель о рангах; Появление государственных крестьян; Указ о создании Академии наук (не дожил до открытия) .Основал и строил Санкт-Петербург.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе История.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.

Читайте также: