Симметрия в архитектуре кратко

Обновлено: 08.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Симметрия - в широком или узком смысле в зависимости от того, как вы определите значение этого понятия, - является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.

Симметрия устанавливает забавное и удивительное родство между предметами, явлениями и теориями, внешне никак не связанными: земным магнетизмом, женской вуалью, естественным отбором, теорией групп, рабочими привычками пчел в улье, строением пространства, рисунками ваз, лепестками цветов, романскими соборами, снежинками, музыкой. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Прекрасные образцы симметрии демонстрируют произведения архитектуры. Общие планы зданий, архитектура фасадов, оформление внутренних помещений, орнаменты, карнизы, колонки, потолки можно описать той или иной группой симметрии. В человеческой жизни визуальный эффект играет очень важную роль, а проявляется он полностью именно в архитектуре. Эта тема меня очень заинтересовала, так как мое увлечение живопись, а живопись и симметрия – это одно целое, дополняющее друг друга. Мне нравиться рисовать здания, сооружения, соборы и храмы, поэтому я решила провести исследовательскую работу, найти точки соприкосновения симметрии и архитектуры.

Цель моей работы: выявить, насколько обширно симметрия присутствует в архитектурных сооружениях.

Гипотеза: симметрия широко используется при проектировании архитектурных сооружений и оформлении фасадов зданий.

Для достижения цели исследования я поставила перед собой следующие задачи:

Определить, что называют симметрией;

Рассмотреть некоторые виды симметрии;

Узнать, что называют архитектурой;

Рассмотреть стили архитектуры;

Исследовать некоторые архитектурные сооружения своего города, при проектировании которых использовалась симметрия.

Рис.1 Герман Вейль

2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Понятие симметрии встречается как во многих областях человеческой жизни, культуры и искусства, так и в сфере научных знаний. Но что такое симметрия? В переводе с древнегреческого языка это – соразмерность, неизменность, соответствие. Говоря о симметрии, мы часто имеем в виду пропорциональность, упорядоченность, гармоничную красоту в расположении элементов некоей группы или составляющих какого-то предмета.

Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. В частности в физике симметрия в уравнениях, в химии расположении молекул, в биологии симметрией называются закономерно расположенные относительно центра или оси симметрии формы живого организма или одинаковые части тела. В математике симметрию и ее свойства описывает теория групп. Симметрией в геометрии является способность фигур к отображению, при сохранении свойств и формы.

Отметим, например, симметрию, свойственную бабочке и кленовому листу, симметрию автомобиля и самолета, симметрию в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрию орнаментов и бордюров, симметрию атомной структуры молекул и кристаллов. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки

Рис. 2 Симметрия в искусстве Рис.3 Симметрия в математике

Рис.4 Симметрия в природе Рис.5 Симметрия в музыке

Рис.6 Симметрия в технике Рис. 7 Симметрия в архитектуре

2.2. Виды симметрии

Рис. 8 Центральная симметрия

Осевая симметрия—это симметрия относительно прямой. Осевая симметрия имеет два определения:

В математике осевая симметрия — вид движения (зеркального отражения), при котором множеством неподвижных точек является прямая, называемая осью симметрии. Например, плоская фигура прямоугольник в пространстве осимметрична и имеет 3 оси симметрии, если это не квадрат.

В естественных науках под осевой симметрией понимают вращательную симметриею, относительно поворотов вокруг прямой. При этом тела называют осесимметричными, если они переходят в себя при любом повороте вокруг этой прямой. В этом случае, прямоугольник не будет осесимметричным телом, но конус будет.

Изображения на плоскости многих предметов окружающего нас мира имеют ось симметрии или центр симметрии. Многие листья деревьев и лепестки цветов симметричны относительно среднего стебля.

Рис. 9 Осевая симметрия

Зеркальная симметрия-это симметрия относительно плоскости.

Если преобразование симметрии относительно плоскости переводит фигуру (тело) в себя, то фигура называется симметричной относительно плоскости, а данная плоскость – плоскостью симметрии этой фигуры. В некоторых источниках, такую симметрию называют зеркальной. Зеркало не просто копирует объект, но и меняет местами (переставляет) передние и задние, по отношению к зеркалу, части объекта.

В сравнении с самим объектом, его зазеркальный двойник оказывается вывернутым вдоль направления, перпендикулярного плоскости зеркал.

Рис.10 Зеркальная симметрия

Каждая человеческая цивилизация развивалась с характерным ей архитектурным стилем, который символизировал определенный исторический период, его характер, основные черты и политическую идеологию. Архитектурные памятники способны донести вековую информацию о том, что люди ценили в момент их возведения, что на тот момент являлось эталоном красоты в искусстве архитектуры, насколько просвещенным в плане культурного развития был их образ жизни и пр. Крупнейшие древние цивилизации до сих пор очень часто ассоциируются у нас с несравненными архитектурными шедеврами, которые сохранились после них до наших дней. Это и сказочный Египет со своими дивными пирамидами, и Великая стена в экзотическом Китае, и величественный Колизей как исторический архитектурный след существования Римской империи… Подобных примеров бесконечное множество.

Рис.11 Египетский сфинкс

История архитектуры является самостоятельной наукой одновременно двух профилей: теоретического и исторического. Данная особенность предопределена спецификой самого предмета, куда входит история возникновения и развития архитектуры в целом, теоретические знания об архитектуре, архитектурная композиция, архитектурный язык, а также наблюдение за общими признаками и чертами архитектуры определенного времени и места, что дает возможность распознавать различные его стили. Более подробно об этом можно узнать из следующей схемы:

История архитектурного искусства:

Архитектура Средневековья и эпохи Возрождения

Архитектура XVII- IXX века

Архитектура XX века

Эпоха бурного технического развития в современном мире дает архитекторам бесконечное количество возможностей воплощать в реальность самые смелые идеи и задумки, благодаря чему сегодня существуют такие архитектурные стили, как хай-тек и модерн. Им, в сравнении, например, с противоречивым барокко или древнейшим романским направлением свойственна смелость и настойчивость решений, яркость идей и многообразие материалов. Однако, несмотря на стремительное и напористое движение новых современных течений, старинные особняки, дворцы и соборы, которые играют важную роль своеобразного символа того города или государства, где они расположены, никогда не утратят свое очарование и притягательность. Эти здания как будто существуют вне всякого времени, вызывая трепет и восторг у истинных ценителей искусства архитектуры.

Архитектура как искусство строительства, которое формирует условия жизненного пространства человека через совокупность конкретных зданий и сооружений, разделяется на определенные виды:

Архитектура объемных сооружений. Сюда включены жилые дома, общественные здания (магазины, школы, стадионы, театры и пр.), промышленные сооружения (электростанции, фабрики и заводы и пр.);

Градостроительство. Оно охватывает создание новых поселков и городов, а также реконструкцию старых городских районов.

симметричная и асимметричная композиция;

горизонтальный и вертикальный ритм;

освещение и цвет.

Рис.12 Архитектура объемных сооружений

2.4 Симметрия в архитектуре

Строго симметрично строятся геометрические орнаменты. Симметрия - проявление завершенности, устойчивости и законченности формы. Симметрия является одним из действенных средств организации объемов и пространств

Рис.13 Примеры переносной симметрии

В архитектуре наиболее распространен простейший вид симметрии — зеркальная. На чертежах симметрию принято показывать с помощью линии. Это ось симметрии. Обычно она находится на уровне входа и делит его на две равные половины. Чтобы полюбоваться симметричными зданиями, непременно стоит посетить Рим или Грецию. Акрополь, древние храмы, термы, амфитеатры, базилики, триумфальные арки - все они построены по принципу зеркальной симметрии. В России идеальным примером является здание Большого театра в Москве или здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, построенное по карандашным набросками самого Петра Великого. Именно таким крупным и величественным зданиям симметрия помогает создать целостный образ. Чем меньше строение, тем больше симметрия будет его сковывать, создавать дискомфорт.

Рис.14 Зеркальная симметрия. Большой театр в г. Москва

В крупных зданиях со сложной функциональной схемой симметричное построение композиции трудноосуществимо. В этих случаях в архитектуре применяют асимметрию. Средством создания единства в асимметричных композициях является зрительное равновесие частей по массе, фактуре, цвету. Роль асимметрии в композиции архитектурных форм - в выявлении динамики художественного образа сооружения. В сложных композициях могут сочетаться симметрия и асимметрия - два противоположных метода организации пространственной формы в архитектуре. В современной архитектуре чаще встречаются композиции со смешанной организацией построения, состоящие как из симметричных, так и несимметричных зданий, образующие асимметричный ансамбль. Выбор приема зависит от ряда причин — функциональных особенностей генерального плана или участка, окружающей среды, задач образной выразительности.

Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Риме (1502 год, архитектор — Донато Браманте) отвечает законам центрально-осевой симметрии. Центрально-осевая симметрия определяет также форму некоторых архитектурных деталей, например, колонн и их капителей.

Рис.15 Асимметрия. Кривой дом в Сопоте.

Рис.16 Центрально-осевая симметрия

Архитектурные сооружения, созданные человеком, в большей своей части симметричны. Они приятны для глаза, их люди считают красивыми. Симметрия воспринимается человеком как проявление закономерности, а значит, внутреннего порядка. Внешне этот внутренний порядок воспринимается как красота.

Прочие виды симметрии в архитектуре используются крайне редко, но и они могут обеспечить практическую и художественную целесообразность формы. Это показывают эксперименты К. Мельникова, одного из наиболее своеобразных и острых мастеров советской архитектуры. В проекте памятника Колумбу (1929) он подчинил основную форму осевой симметрии и вместе с тем сделал ее симметричной относительно горизонтальной плоскости.

Рис.17 Памятник Колумбумв Санто-Доминго

3.ИССЛЕДОВАНИЕ

3.1. Поиск симметрии

В своей работе я решила рассмотреть архитектурные сооружения своего города Ижевска. Выяснить какой вид симметрии чаще всего используется при строительстве зданий. Исследования показали, что все виды симметрии используются при проектировании и конструировании архитектурных сооружений и оформлении фасадов зданий.

Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Она присутствует в нашей жизни буквально во всём, но мы настолько к ней привыкли, что не замечаем этого. Давайте рассмотрим поподробнее архитектуру города Ижевска.

Свято-Михайловский собор.

Свято-Михайловский собор, расположенный в Центральном районе Ижевска, считается визитной карточкой города и символом возрождения духовной жизни Удмуртии и всей России.

Если мы мысленно проведем посередине постройки линию, то получим две симметричные части, которые будут являться отражением друг друга. Тем самым мы пронаблюдаем зеркальную симметрию. Если рассматривать этот собор сверху, то можно заметить наличие лучевой симметрии.

Рис.18 Свято-Михайловский собор

Рис.19 Свято-Михайловский собор (вид сверху)

Александро-Невский собор

Александро-Невский собор, построенный в стиле строго русского классицизма, эффектно выделяется на фоне традиционной архитектуры Ижевска. Этому зданию так же присуще зеркальная симметрия. Все элементы построек симметричны относительно плоскости, проходящей через входные ворота.

Рис.20-21 Александро - Невский собор.

Музей имени Кузебая Герда

Рис.22 Музей имени Кузебая Герда

Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова

В музее выставлена целая оружейная коллекция, начиная от самых первых пехотных образцов до современных экземпляров. Здесь есть не только творения рук знаменитого конструктора Калашникова, но и все модели стрелкового оружия, которые когда-либо выходили или продолжает выходить в свет с конвейера Рис.23 Музей имени Михаила Калашникова

Ижевского оружейного завода.

Использование симметрии в конструкции зданий, симметричных элементов в от­делке, расположенные строения создают красоту и гармонию. На этих изображениях мы видим архитектуру города Ижевска, где присутствует зеркальная и осевая симметрия.

Торговые центры

При строительстве торгово-развлекательных центров чаще используют асимметрия, она создает зрительное равновесие всех частей. Применение асимметрии при строительстве торговых центров обусловливается желанием уйти от торжественной строгости и придать сооружению более живописный характер.

Жилые комплексы

Рис.29 ЖК на ул. Кунгурцева

Также при строительстве жилых домов используется центрально - осевая симметрия: расположение квартир и комнат на этаже, расположение балконов и окон. Все это создает комфорт и удобство жителям современных построек.

Самое для меня известное здание – это моя школа, в которой я учусь. На данном примере очень легко увидеть пример осевой симметрии – фасад здания, а также зеркальной симметрии – при рассмотрении плана школы. Т.е. если мы рассмотрим план эвакуации нашей школы и проведем плоскость, то мы увидим – что правое крыло здания есть зеркальная симметрия левого крыла.

Рис.31 План эвакуации южного крыла школы МБОУ СОШ № 69 ВЫВОД

Памятники архитектуры, которые получили обширную известность, становятся образцами пропорциональности и гармонии, они буквально пронизаны математикой, численными расчетами и геометрией. Симметрия создает парадную торжественность, благодаря чему часто использовалась архитекторами при строительстве мно­гих крупнейших объектов прошлого.

Симметрия – это противоположность хаосу. Она присутствует буквально во всем, она уже настолько проникла в нашу жизнь, что мы привыкли к ней и просто не замечаем.

Моя гипотеза подтвердилась, архитектурные здания не были бы так совершенны и красивы, если бы в них не соблюдались пропорции и различные виды симметрии

В дальнейшем, как бы не менялся и не развивался мир искусства, все равно во всех его творениях будут присутствовать элементы симметрии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1- МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (в 5 томах)- Год: 1977-1985 Автор: Виноградов И.М. (гл. ред.) Издательство: М.: Советская энциклопедия

Симметрия в архитектуре оказывает сильнейшее эмоциональное влияние на восприятие города или населенной местности. Она присутствует повсюду. Не только сегодня, но и много столетий назад, мастера использовали интересные приемы, связанные с симметрией.

Определение понятия и виды

Симметрия в архитектуре ― одинаковое (зеркальное) расположение объектов или их частей относительно оси. Она олицетворяет равенство, неизменность. Понятие симметрия появилось очень давно. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что гармония присутствует не только в архитектуре, но и в живом мире тоже.

Определение понятия и виды

Есть несколько видов симметрии: осевая, зеркальная, центральная. Их описание приведено в таблице.

ЦентральнаяНаличие центра, относительно которого по обе стороны располагаются точки одного объекта. При этом все они симметричны друг другу
ЗеркальнаяОбъекты располагаются относительно плоскости
ОсеваяОбъекты располагаются гармонично относительно прямой, которую разделяют на отражательную и вращательную

Прием отражения в архитектуре

Часто этот вид встречается в таком виде архитектуры, как ансамбли или комплексы жилых кварталов. В основе лежит принцип зеркального воспроизведения одной части объекта относительно другой.

Центральная плоскость проходит чаще всего вертикально, через основной вход.

Центральное равенство можно встретить в таких архитектурных объектах:

  • триумфальные арки;
  • храмы Греции античной эпохи;
  • японские сооружения (например, замок в Осаке).

Прием отражения в архитектуре

Ранее люди тоже использовали зеркальный тип соразмерности. Сооружения, возведенные в Китае, Индии, Египте – прямое доказательством этого. Для того, чтобы подчеркнуть значимость лицевой стороны здания, именно к фронтальной части применяли принцип зеркальной симметрии.

В период Ренессанса тоже стали возрождать античные традиции. Возводились архитектурные объекты (соборы и храмы) по принципу зеркальности. Даже поздний классицизм (Исаакиевский Собор в Петербурге) тоже использует этот прием в своей архитектуре.

Осевая соразмерность

Такой вид соразмерности используется в построении архитектурных ансамблей, дворцовых или парковых комплексов (Запретный город в Пекине или центр Санкт-Петербурга). Симметричное взаиморасположение подчинялось центральной оси, которая была явно видна. Например, центральная часть главной улицы, трасса для автомобилей, парадные аллеи и т. д. Чаще всего этот принцип применяют только к тем архитектурным объектам, которые занимают большую площадь.

Осевая соразмерность

Центрально-симметричные объекты

Центральная (или “поворотная”) используется для таких сооружений:

  • башни;
  • парковые павильоны;
  • круглые храмы.

Чтобы соблюсти условия центральной соразмерности в архитектуре, нужно иметь точку, вокруг вертикальной оси которой равномерно располагаются здания.

Выражение данного вида симметрии в архитектуре можно увидеть на примере:

  • Останкинской телебашни (Москва);
  • Александровской колонны (Петербург);
  • колонны Траяна (Рим).

Центрально-симметричные объекты

Перенос элементов вдоль прямой

Для этого вида характерно использование однородных элементов, которые равноудалены друг от друга, образуют общую форму. Особенность – ритмическое соотношение деталей, интервал между которыми равен одному шагу.

Перенос элементов используется для создания декоративного орнамента или украшения фасада. Например, меандр (греческий геометрический рисунок). Его можно встретить даже в Петербурге. Им украшали внутренние фасады дворцов.

Перенос элементов вдоль прямой

Преобразование объектов по винтовой оси

В архитектуре спиральная симметрия встречается в виде винтовых лестниц, колонн или пандусов. Главное правило этого геометрического преобразования – перенос и поворот объекта относительно недвижимой оси.

Этот пример отлично иллюстрируют:

  • небоскреб Мэри-Экс (Лондон);
  • музей Соломона Гуггенхайма.

Преобразование объектов по винтовой оси

Диссимметрия и асимметрия

Идеальной симметрии не существует в природе. Непрекращающаяся эволюция, воздействие внешнего мира ー все это влияет на нее.

Для диссимметрии присуща частичная несоответственность некоторых элементов в композиции. Части могут находиться в произвольном порядке, не выходя за рамки симметричной композиции.

А есть ли у вас в городе симметрично построенные

Средневековые замки Европы построены в подобном стиле (замок Гродно, замок Бретонских герцогов). Храм Василия Блаженного в Москве тоже подчиняется принципу асимметрии.

Массовое градостроительство сегодня вытеснило симметрию, предоставив диссимметрии и асимметрии ведущую роль. Все чаще архитекторы в создании своих проектов используют именно эти два приема. Но в результате получаются уникальные строения, которые не перестают удивлять.

Симметрия в архитектуре: видео.

А как вы считаете, что должно быть в приоритете для создания интересных архитектурных сооружений – симметрия, диссиметрия или ассиметрия? Напишите в комментариях. Сохраните статью в закладках, поделитесь ею в социальных сетях.

В обширной сфере архитектурной геометрии и систем счисления симметрия является, пожалуй, наиболее понятным принципом. Он знаком всем: одна сторона изображения представляет собой близкое повторение другой. Воплощением этого принципа можно назвать египетские пирамиды, а также другие образцы античной архитектуры — к примеру, афинский Парфенон или римский Пантеон.

В античных сооружениях вдоль фасада почти всегда одинаковое число колонн, расположенных таким образом, чтобы вход оказался посередине, — неравное число колонн или композиционных элементов привело бы к смещению входа. Итальянский архитектор XVI века Андреа Палладио довел идею симметрии до крайности, что особенно видно на примере его виллы Капра: четыре фасада этой постройки идентичны, а план здания (небольшой круг, вписанный в квадрат чуть большего размера) полностью симметричен по обе стороны от двух его осей.


После Ренессанса архитекторы неоклассицизма использовали симметрию как элемент своего архитектурного языка: примеры — британец лорд Берлингтон (Холкемхолл и Чизик-хаус) и американец Джон Рассел Поуп (мемориал Джефферсона). Прекрасно демонстрирует силу симметрии здание Капитолия в Вашингтоне, округ Колумбия, которое строилось и расширялось в течение всего XIX века.

Симметрия — принцип, в рамках которого здание на плане состоит из двух частей, являющихся зеркальным отображением друг друга.

Как правило, принцип симметрии соблюдался в античной архитектуре, в то время как для готической и средневековой характерны более разнообразные формы. Вестминстерский дворец в Лондоне, построенный (по большей части) в XIX веке в готическом стиле, по форме отчетливо асимметричен, хотя в его фасаде и соблюдается строгий композиционный ритм. Работы некоторых современных архитекторов, в особенности Фрэнка Гери и Даниэля Либескинда, являются воплощением асимметрии.


Геометрическая симметрия - это соразмерное расположение частей в рамках одной геометрической фигуры. Принцип симметрии используется везде для создания баланса и гармонии - в природе, искусстве, науке, архитектуре и, конечно, в нашей повседневной жизни. Его часто использовал в своих работах Рафаэль Санти ("Распятие", "Афинская школа"), Сандро Ботичелли ("Мадонна в розовом саду"), а в архитектуре симметрия используется в отдельных элементах здания, например, в оформлении пола, окон, дверей, опорных конструкциях.

Интересно, что симметрия в архитектуре присуща не только квадратным и прямоугольным фигурам, но и кругу. В эпоху Ренессанса архитекторы отказались от использования традиционной формы креста. Именно круг считался геометрически совершенной фигурой, которую они сравнивали с совершенством Бога.

Наиболее распространенный вид симметрии в архитектуре - зеркальный, когда правая половина строения повторяет левую. На чертежах симметрию принято показывать с помощью линии. Это ось симметрии. Обычно она находится на уровне входа и делит его на две равные половины. Чтобы полюбоваться симметричными зданиями, непременно стоит посетить Рим или Грецию. Акрополь, древние храмы, термы, амфитеатры, базилики, триумфальные арки - все они построены по принципу зеркальной симметрии. В России идеальным примером является здание Большого театра в Москве или здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, построенное по карандашным набросками самого Петра Великого. Именно таким крупным и величественным зданиям симметрия помогает создать целостный образ. Чем меньше строение, тем больше симметрия будет его сковывать, создавать дискомфорт.

Читайте также: