Барокко в живописи кратко

Обновлено: 03.07.2024

Барокко как термин, появившийся у критиков во второй половине XVIII века, носил вначале негативный оттенок и означал нечто странное и нелепое, неестественное и деформированное. В общем, некую безвкусицу, не соответствующую чётким и ясным классическим канонам. Так его использовали вплоть до конца XIX столетия, когда вливание в искусство мощной линии символизма, заставило искусствоведов пересмотреть отношение к барочной эстетике.

Характерные особенности барокко

Какие же у всего этого были последствия, отразившиеся на художественном языке живописцев?

Ренессансная ясность форм, базировавшаяся на представлении о гармоничном и антропоцентричном мире, стала неактуальной. А побочным последствием — уход от простоты: естественность не только вышла из моды, но и стала ассоциироваться с невежеством, дикостью и примитивностью. Отсюда и вычурность, броскость форм.

Торжество католицизма в эпоху Контрреформации, а затем установление абсолютизма в Европе способствовали усилению пышности, роскошности, торжественности в искусстве.

Кстати, барокко — явление, характерное преимущественно для католических стран. Оно чуждо суровому протестантизму. Отсюда и своеобразие голландского барокко, более строгого и стремящегося к реализму. Различия в живописи Фландрии и Голландии наглядно показывают результат разделения страны на католическую и протестантскую.

Образы становятся эмоциональными и драматичными, отражая контекст эпохи. В искусство вторгаются бурные страсти в действии, противопоставляемые ренессансному спокойствию и рациональности. Искусство приобретает силу стихии.

Палитра на картинах в эпоху барокко тоже претерпевает изменения: мастера выбирают интенсивные цветовые решения, активно работают с контрастами, сталкивают свет и тень.

Композиции становятся динамичными, напряжёнными, а порой асимметричными, неустойчивыми и даже хаотичными.

Огромное значение приобретают аллегории, символы, метафоры. Зрителю словно предлагается поучаствовать в разгадке тайн этого сложного, непонятного мира.

В реальность часто вплетается заблуждение, отражающее представление об иллюзорности мира, который видит человек. На картинах часто появляются зеркала: с одной стороны, они говорят о том, что мир — не то, что мы видим, а с другой — подталкивают к поиску тайных смыслов.

Аффектация, живописный пафос, драматизация наполняют сюжеты в стиле барокко. Художники часто обращаются к темам, которые полны сильных переживаний и трагических конфликтов.

Страстность и эмоциональность у многих живописцев находят выход в чувственности. Например, у Рубенса становится доминантой телесная жизнерадостность. В этом подходе отразилась жажда жизни, побеждающая трагическую сложность бытия.

С другой стороны, мощной волной проходит через искусство барокко сакральность, трансцендентность, порой выражающиеся в экзальтированности образов.

И ещё одна примета эпохи барокко: мастера-живописцы не боятся изображать уродливое и безобразное, если это необходимо для реалистичности, передачи эмоций и реализации идеи.

Резюмируя, можно констатировать, что барочная живопись усилила в искусстве эмоциональное начало. Для полотен эпохи характерны динамика, страстность, обращение к сильным чувствам. Картины наполнены жизнью в самых разных её проявлениях, будь то чувственная непокрытая телесность Рубенса или психологическая напряжённость Рембрандта.

История зарождения, расцвета и угасания барокко

Эпоха барокко последовала за эпохой Возрождения. Но история и искусство — не набор схем, поэтому неверно представлять, что в XVI веке ещё творили в ренессансном стиле, а в XVII внезапно начали писать картины и создавать другие художественные произведения в новой манере. Барочные мотивы звучат уже в творчестве мастеров Позднего Возрождения — Тициана (Tiziano), Тинторетто (Tintoretto).

Переходным этапом между барокко и Возрождением стал маньеризм. Художники-маньеристы искали новые формы выражения чувств, использовали различные изобразительные эффекты, стремились удивить зрителя изысканной и вычурной подачей. Но маньеризму не хватило концептуальной целостности и художественной зрелости, достигнутой мастерами барокко. Некоторые исследователи считают маньеризм переходным стилем, другие относят его к раннему барокко.

Уход барочной эстетики со сцены тоже не был одномоментным. В XVII столетии возник классицизм как антитеза барокко. Эти два стиля сосуществовали вместе на протяжении довольно длительного времени.

Угасая, барокко передало эстафету изящному рококо — своей, можно сказать, облегчённой версии, лишённой драматизма и провозгласившей доминанту чувственной беспечности.

Многоликость барокко

Стиль барокко был неоднороден. Глядя на полотна Рембрандта (Rembrandt Harmensz van Rijn) и, скажем, Филиппа де Шампань (Philippe de Champaigne), трудно сразу найти общие черты.

Некоторые направления барокко были очень своеобразны:

Самые известные художники барокко

Итальянская школа в XVII-XVIII веках теряет лидирующие позиции. Если не считать особняком стоящего Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio), итальянская живопись практически не дала в этот период всемирно известных имён. Тем не менее, стоит упомянуть целое созвездие мастеров, без которых европейское искусство однозначно было бы беднее:

В целом же художественное лидерство в эпоху барокко переходит с Апеннинского полуострова на Пиренейский, а также на европейский север — во Фландрию и Голландию.

Барокко. Эль Греко. «Изгнание торгующих из храма

В Испании XVII век — это период мощного расцвета живописи. В это время здесь творили:

Крупными величинами среди фламандцев являются также Антонис ван Дейк (Antoon van Dyck), Франц Снейдерс (Frans Snyders) и Якоб Йорданс (Jacob Jordaens).

В Голландии, как уже говорилось, барокко было более сдержанным по форме, но глубоким по содержанию конфликтов. Большую известность приобрело творчество Яна Вермеера (Jan Vermeer van Delft) и Франца Халса (Frans Hals).

А с наибольшей силой духовную мощь вечных тем воплотил в живописи Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), которого привлекали сюжеты, где человеческие переживания достигают своего пика.

Шедевры этих мастеров-живописцев украшают лучшие музеи мира. Но и произведения их коллег второго-третьего эшелона тоже ценятся высоко. Это выгодная инвестиция: вложение в бессмертные ценности. Картины старых мастеров на сайте VeryImportantLot всегда пользуются большой популярностью. В зависимости от известности автора, стоимость работ на аукционах составляет от нескольких тысяч евро. Посмотрите многочисленные фотографии антиквариата эпохи барокко в поисковике портала, ознакомьтесь с аукционными ценами на картины, мебель, предметы интерьера.


Новый XVII век прошёл под знаком нового стиля – барокко. На протяжении XVII-XVIII вв. все виды искусства были ему подчинены: от декора одежды и интерьеров до музыки.

Своё триумфальное шествие барокко начало с Италии в конце XVI в., а затем распространилось по всей Европе. Но каждая страна привнесла в барокко свои национальные особенности.

Особенности стиля

Стилю барокко было присуще стремление к пышности и величию. Этот стиль был динамичным, он привлекал внимание контрастностью цветовой гаммы и этим отличался от гармоничного искусства эпохи Возрождения.

В барочной культуре были очень популярны развлечения: маскарады, фейерверки. Женщины создавали высокие вычурные причёски, сооружая на голове целые пирамиды. В моде были корсеты, юбки на каркасах, а у мужчин – напудренные парики. Естественная жизнь и одежда отвергались как дикость.

Барокко в живописи (баро́чная живопись)

Живописи барокко были присущи те же особенности: своеобразность сюжетов, динамичность, броская яркость красок.

Искусство барокко не располагало к созерцаниям и раздумьям, оно вызывало эмоции. На барочных картинах персонажи открыто выражали свои чувства. Важной особенностью также было изображение движения, порыва: костюмы людей развевались или уносились ветром. Другой особенностью живописи барокко был его аллегорический смысл, скрытый символом, который понимали образованные зрители.

Живопись Италии

Самым известным художником эпохи барокко в Италии был Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. По его имени назван стиль барокко – караваджизм. Его последователи и подражатели продолжили изображение на картинах буйных чувств, используя натурализм.

Каким бы незамысловатым ни был сюжет картин караваджистов, они были подчёркнуто реалистичны. Большое внимание уделялось объёму, контрастному освещению фигур, игре света и тени.



Другие художники итальянского барокко – Джованни Тьеполо, Каналетто, Гварди, Беллотто.

Живопись Испании



Фламандская живопись

Расцвет фламандского барокко приходится на первую половину XVII в. – это творчество Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса.

Охотничьи сцены в изображении Рубенса также отличаются неожиданной композицией, динамикой и сочностью красок.

Русское барокко

Живопись этой эпохи освобождается от церковных сюжетов и активно переходит к светским жанрам: портретам, пейзажам, жанровым сценам. Первым русским живописцем, побывавшим за границей, был портретист Иван Никитин (1680-ок.1742). Он 3 года провёл в Италии, но в его портретном творчестве выражены только некоторые элементы стиля барокко.

Успехов в создании барочного портрета достиг русский художник Иван Адольский (Одольский, 1686-ок. 1758).



Например, его Портрет императрицы Екатерины I с арапчонком.

Заключение

Начавший зарождаться еще в эпоху Возрождения в Италии, стиль барокко постепенно распространился по всей Европе и был преобладающим в европейском искусстве до XVIII в.

Главные его черты – торжественность, парадность, пышность и размах, динамичность, вычурность, обилие деталей, но самое важное в этом стиле –его жизнеутверждающий характер.

Картины в стиле барокко, даже вполне реалистические, отличаются сложностью композиции, обилием фигур и напряженностью сюжета.

Художники барокко обогатили искусство новыми приемами пространственной формы, жизненной динамикой. Вся человеческая жизнь с её чувственно-телесной радостью бытия и с трагическими конфликтами выражена в живописи барокко.

244 картины стиля барокко в живописи

Кратко, барокко — это стиль живописи, скульптуры и архитектуры, который возник в Италии в середине XVI века, а расцвел в период 1590-1720 годов. Его описывают как более выразительный, театральный жанр искусства, чем предшествовавший ему стиль Ренессанса. К его чертам относится насыщенность сильными эмоциями, сложные сцены, использование особых приемов передачи света, драматизм, преобладание религиозных сюжетов. К ярким представителям эпохи барокко относят Рембрандта, Вермеера, Караваджо, Веласкеса, Рубенса.

  • Предпосылки возникновения направления
  • Три цели, которые преследовал вид живописи
  • Характерные черты
  • Развитие направления в разных странах
  • Барокко в искусстве России
  • Известные картины
  • Знаменитые художники
  • Барокко в архитектуре
  • Отличие классицизма, барокко и реализма
  • Отличия барокко и рококо
  • Важность эпохи

Предпосылки возникновения направления

Началом развития барокко можно считать событие, произошедшее в 1945-1563 годах — Трентский собор, то есть собрание Католической Церкви, собравшееся для противодействия распространению протестантизма в Европе.

Когда Мартин Лютер опубликовал 95 тезисов в 1517 году, он начал протестантскую Реформацию, которая раскритиковала поведение католического духовенства. Это особенно относилось к низшим классам, которые, по мнению многих, эксплуатировались Церковью.

Трентский Собор собрался, чтобы обсудить раскол между двумя сторонами христианской Церкви и подтвердить некоторые верования и обычаи. Все это должно было укрепить поддержку католического духовенства, которая хотела сохранить свою власть и господство над большей частью Европейского Общества.

Все это относится и к искусству — художники должны были использовать свое мастерство, чтобы повлиять на массы, показать чудеса и страдания святых в сильной реалистичности и эмоциональности.

Поскольку протестантизм был популярен среди обедневших слоев населения, то предметы искусства уже не должны были принадлежать исключительно богатым, они должны были быть доступны каждому. Барокко должно было говорить со всеми людьми, укреплять власть Церкви и напоминать ее членам о суровости жизни вне благосклонности христианского бога. Это означало, что оно должно было быть прямолинейным, внушительным и вдохновляющим.

Под сильным влиянием взглядов иезуитов (барокко иногда называют “иезуитским стилем”) архитектура, живопись и скульптура должны были совместно оказать единый мощный эффект.

Три цели, которые преследовал вид живописи

Пропаганда католической церкви

Полотна, скульптуры, величественные здания служили для того, чтобы стимулировать и распространять веру общества в церковь.

С этой целью духовенство приняло сознательную художественную программу, произведения которой должны были вызвать у верующих откровенно эмоциональный и чувственный отклик.

Направление барокко, возникшее из этой программы, парадоксальным образом одновременно было чувственным и духовным; в то же время натуралистическая трактовка делала религиозный образ более доступным для среднестатистического посетителя церкви, драматические и иллюзорные эффекты использовались для стимулирования благочестия и передачи впечатления божественного великолепия.

Барочные церковные потолки растворялись в живописных сценах, которые представляли яркие виды бесконечного и направляли чувства к небесным заботам.

Укрепление абсолютной монархии

Тенденция сопровождалась одновременной кристаллизацией видного и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль мецената в искусстве.

Барочные дворцы строились в монументальном масштабе, чтобы показать мощь и величие централизованного государства. Феномен лучше всего проявился в королевском дворце и садах Версаля.

Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его вкус к реализму можно увидеть в работах братьев Ле Наин и Жоржа де ла Тура во Франции и в различных школах голландской живописи XVII века.

Прославление природы

Третьей тенденцией стал новый интерес к природе и общее расширение интеллектуальных горизонтов человека, вызванное развитием науки и исследованиями земного шара. Они одновременно породили новое ощущение человеческой незначительности и неожиданную сложность и бесконечность природного мира.

Развитие пейзажной живописи XVII века, в которой люди часто изображаются в виде мельчайших фигур в обширной природной обстановке, говорит об этом меняющемся понимании человеческого состояния.

Характерные черты

Определяющими особенностями стиля барокко были:

  • реальное или подразумеваемое движение;
  • попытка изобразить бесконечность;
  • акцент на свете и его эффектах;
  • театральность.

В отличие от ренессансного искусства, которое обычно показывало момент, предшествующий событию, художники барокко выбирали наиболее драматический момент — секунды, во время которых происходило действие: Микеланджело, работавший в эпоху Высокого Возрождения, показывает своего Давида собранным и неподвижным перед битвой с Голиафом; барочный автор Давид Бернини застигнут в момент метания камня в великана.

Искусство барокко должно было вызывать эмоции и страсть, а не спокойную рациональность, которая ценилась в эпоху Возрождения.

Развитие направления в разных странах

Искусство барокко проявлялось по-разному. Каждая нация стремилась привнести в новое направление нечто особенное, только свое.

Барокко, как художественный стиль, подразумевало непринужденность изображения, простоту подачи сюжета. В отличие от средневековых картин, живопись не ограничивалась библейскими сценами: в изобилии появлялись портреты, пейзажи, зарисовки из жизни людей.

Художники разных стран привнесли собственную изюминку в общие правила европейского барокко: работы итальянцев заметно отличается по стилю, содержанию от творчества мастеров других держав (французов, голландцев, испанцев).

Италия

Италия – страна, где зародился и получил дальнейшее развитие стиль барокко. Первоначально в ходу были мифологические и религиозные сюжеты. Постепенно начался переход к портретной живописи. Появились новые приемы, техники написания полотен: контраст света и тени, диагональное расположение фигур, эксперименты с цветовой гаммой.

Ярчайшие представители итальянской живописи:

  • М. Караваджо, ,
  • С. Роза,
  • Б. Строцци,
  • Д. Кастильоне.

Испания

Первоначально шедевры испанского барокко отличались строгостью, жесткостью. Представители этого направления в работе придерживались принципов реализма. Большая часть первопроходцев была крайне религиозна, их картины на библейские сюжеты украшали храмы, так как главными заказчиками были священнослужители.

Главными заказчиками барочной живописи в Испании был королевский двор и католическая церковь. Как следствие – некая скудость сюжетов (портреты, картины на религиозные темы). Направления, присущие другим странам (пейзаж, натюрморт, живопись на бытовые темы) распространения не получили.

Художники-живописцы, представители испанского барокко:

  • Д. Веласкес,
  • Х. Рибейра,
  • Ф. Сурбаран,
  • Эль Греко.

Франция

Эпоха барокко во Франции началась с середины XVII века. Стиль развивался параллельно с главенствующим на тот момент классицизмом, пока не слился с ним воедино.

Ярче всего проявилось французское барокко в архитектуре: помпезные, пышные дворцы, кажущиеся нереальными, поражающие тысячами мелких деталей, завитков, скульптур. Внутреннее убранство помещений удивляло не меньше: обязательная позолота, лепнина, причудливые декоративные украшения.

Живопись не отставала, и была представлена в основном праздничными портретами знатных людей.

В начале XVIII века от барокко отделяется стиль рококо – не такой вычурный, более скромный и спокойный.

Голландия

Голландия, несмотря на мизерные размеры, была прогрессивным, открытым всему новому государством. В XVI веке там создавались Академии искусства, изучающие передовые направления в живописи, скульптуре, архитектуре. Голландцы одними из первых приняли зарождающийся в Италии стиль барокко, начали активно работать в данном направлении.

В отличие от большинства империй, в Голландии процветал средний класс, и заказчиками картин становились не только аристократы, но и купцы, зажиточные горожане. Ограничения по сюжету не было: художники писали портреты, натюрморты, пейзажи, бытовые сцены. В ходу были небольшие по размерам полотна, которыми украшали дома.

Голландские мастера строго разделялись по жанрам: портретисты никогда не писали натюрмортов, пейзажисты не брались за портреты. Каждый занимал свою нишу, оттачивая мастерство, пытаясь достигнуть совершенства.

В XVII веке Голландия стала независимым государством, и это радостное событие немедленно нашло отражение в искусстве. Голландская живопись эпохи барокко – яркая, насыщенная, раскрепощенная. Художники воспевали все, что видели: не только аристократию, но и простых людей, красоты природы.

Жанровая живопись периода XVII-XVIII веков была представлена маринистами, пейзажистами, портретистами, художниками, воплощавшими бытовые сцены из жизни горожан и т.д. Главный акцент на картинах голландских мастеров – буйство цвета, выраженная игра света и тени.

Прославленные голландские живописцы той эпохи:

  • А. ван Дейк,
  • П. Рубенс,
  • Я. Вермеер,
  • Ф. Халс,
  • Я. Ливенс.

Барокко в искусстве России

Русское барокко берет начало в конце XVII – первой половине XVIII века. С легкой руки Петра I, не желавшего отставать от прогрессивной Европы, в столицу начали привозить зарубежных архитекторов, художников, скульпторов – для того, чтобы они обучали русских живописцев и строителей новому стилю.

До этого момента все, что строили на Руси – это церкви и строгие боярские платы, все, что рисовали – иконы, сцены из жития святых. Понятия живопись, как такового, не было, портреты не писались – на холстах было принято изображать Иисуса, его Матерь и божьих угодников.

В петровском барокко еще оставались черты средневековья, некая скованность и несуразность, но это уже был явный переход от одной эпохи к другой. Портреты очень быстро вошли в обиход, невероятно популярными стали миниатюры на эмали. Здания приобрели легковесность, кокетливость, русские дворцы по красоте перестали уступать европейским.

Конец культуры барокко связывают с кончиной императрицы Елизаветы Петровны (1761 г.).

Стиль барокко в искусстве России начался с архитектуры, основными его видами стали:

  • Нарышкинское,
  • Петровское,
  • Голицынское,
  • Елизаветинское,
  • Строгановское барокко.

Названия даны по именам знатных особ – заказчиков дворцов и иных построек.

Ярчайшими представителями барокко стала плеяда художников-портретистов:

  • А.М. Матвеев (1701-1739),
  • И.И. Никитин (1690-1742),
  • В.Л. Боровиковский (1757-1825),
  • Д.Г. Левицкий (1735-1822),
  • А.П. Антропов (1716-1795)

Параллельно с живописью развивается скульптура. Барокко дало России такие имена, как:

  • Ф.И. Шубин (1740-1805),
  • Фальконе (1716-1791).

Таблица 1. Значимые произведения русского барокко

Известные картины

Ярчайшими примерами барокко в живописи можно назвать следующие работы.

Диего Веласкес - Менины

Менины
Диего Веласкес

Караваджо - Медуза

Медуза
Караваджо

Особенность холста в том, что рисунок на нем сделан без набросков. Всего год потребовалось художнику, чтобы выполнить заказ кардинала дель Монте. Мрачные тона, гримаса ужаса на отрубленной голове – все это не умаляет гениальности шедевра, который сегодня находится в Галерее Уффици (Флоренция).

Питер Пауль Рубенс - Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Креста Господня
Питер Пауль Рубенс

Ян Вермеер - Девушка с жемчужной серёжкой

Девушка с жемчужной серёжкой
Ян Вермеер

Рембрандт - Возвращение блудного сына

Возвращение блудного сына
Рембрандт

Одна из самых известных работ Рембрандта. В основе – религиозная притча о всепрощении и безграничной родительской любви. Полотно находится в Эрмитаже: оно было куплено по поручению Екатерины II в 1776 году.

Антонис ван Дейк - Автопортрет

Автопортрет
Антонис ван Дейк

Благодаря этому холсту современный человек может представить, как выглядел гений. Автопортрет считается лучшей работой фламандца Ван Дейка. Его стиль отличается изяществом, а самого себя он изобразил с особой любовью, подчеркнув тонкость рук, аристократизм и правильные, даже женственные черты лица.

Рембрандт - Даная

Даная
Рембрандт

Картина, которую мастер рисовал с особой любовью целые 10 лет. Она писалась не по заказу, а для собственного удовольствия, и украшала дом художника вплоть до его смерти. Находится в Государственном Эрмитаже.

Караваджо - Смерть Марии

Смерть Марии
Караваджо

Новаторская работа, представившая мать Христа не как божественную личность, а как обычного человека. В связи с этим, церковь, выступавшая заказчиком, отказалась выкупать холст. Но впоследствии произведение было признано гениальным, и сегодня украшает стены Лувра.

Рубенс - Три грации

Три грации
Рубенс

Фламандец любил изображать женское тело таким, какое оно есть от природы. Героини картины по современным меркам не особенно грациозны, но до сих пор это полотно считается гимном женской красоте и обаянию.

Эль Греко - Вид Толедо

Вид Толедо
Эль Греко

Редкая картина, изображающая любимый город мастера, ведь по большей части Эль Греко выбирал библейские сюжеты. Это один из первых пейзажей в европейской живописи, поэтому холст заслуживает особого внимания.

В искусствоведении слово барокко используется для описания всего причудливого, ассиметричного, необычного, яркого, символизирующее отказ от установленных правил и пропорций. Это представление появилось, благодаря критикам XVII века. До конца XIX века этот термин всегда носил подтекст гротеска, преувеличения, избытка декораций, пышности. Только в 1888 году термин стал использоваться в качестве обозначения стилистического направления, а не в качестве понятия, критикующего избыточность, чрезмерность в живописи.

barokko-germany

Барочный стиль написания эмоционально насыщенной картины оказал глубокое воздействие на все формы искусства, в том числе архитектуры и скульптуры. Именно в живописи это направление искусства наиболее выражено.

История развития стиля

Часть усилий по реформированию церкви должна была воспитывать своих прихожан, помогая им понять больше о вере. Это не было легкойзадачей, поскольку большинство людей были неграмотными в это время.

Было принято решение сделать искусство понятнее простым людям – необходимо использовать творение живописи для объяснения глубоких догматов веры всем, а не только образованным. Для достижения их цели, картины на религиозную тематику должны было быть однозначными, эмоционально убедительными, мощными, чтобы вдохновлять зрителя к большей набожности.

Новые конфессии, например кальвинисты, считали, что церкви и церковные службы должны быть простыми. Однако официальная церковь и священники постановили, что искусство и его красота могут донести больше, чем их слово.

Караваджо

стили живописи, караваджо, барокко

Основал стиль Караваджо – самый влиятельный художник раннего периода барокко. Ему принадлежит открытие главной особенностью – яркое освещение сцены из темноты работ в стиле барокко. В дальнейшем этот признак станет общей чертой живописи барокко.

Караваджо вызывал критику своего творчества. Его картины на религиозную тематику вызвали споры относительно его желание отображать людей без идеализации. Живописец стремился передавать их несовершенство. Благодаря Караваджо произошел отрыв от ренессансной традиции идеализма, особенно – религиозных сюжетов.

Этапы развития

Среднее

караважджо, стили живописи, барокко

Главный представитель – Караваджо. Период развития: 1600 – 1625 годы.

Высокое

Развивалось в 1625 – 1675 годы. В рамках этого этапа выделяют несколько направлений:

Позднее

барокко, стили живописи, художники

1675-1725 годы. Стиль создали приемники представителей раннего и высокого этапов.

Основные черты

Искусство барокко в живописи характеризуется динамичностью (ощущение движения), которая дополняется экстравагантными эффектами (изогнутые линии, богатая отделка, яркое освещение).

Полномасштабное барокко или полное барокко была развито в южной части Западной Европы, в то время как северная Западная Европа создала классическое или сдержанное направление.
Для барокко характерно непрерывное перекрытие, пересечение фигур и элементов.

барокко, стили живописи

  • Драматическое использование цвета;
  • Картины являются очевидными, драматичными, прямыми, без подтекста;
  • Высокая эмоциональность и динамичность сюжета, что привлекает зрителя;
  • Изображения позволяют чувствовать частью яркой реальности, которую передают художники барокко;
  • Экстравагантные декоративные элементы изображения;
  • Развиваются картины в жанрах портрет, натюрморт, пейзаж;
  • Резкие контрасты между светлыми и темными, между светом и тенью.

sharden

Главные тематики полотен: преобразования, мученичество и смерть, битвы, интенсивные психологические моменты, любые формы проявления действия, их последствий. Барочная живопись можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве. В эпоху Возрождения, европейские художники осознали важность формы и анатомии в представлении человеческих фигур реалистично. Творцы в стиле барокко преуспели в реалистичной передаче изображений людей – их портреты стали более вычурными, яркими, эмоциональными. Барочные художники были одержимы светом, картины точно изображают пейзаж или интерьер сцены.

стили живописи, барокко

Живопись эпохи барокко можно разделить на динамическое и реалистическое барокко. Первое можно рассматривать как продолжение итальянского Возрождения, последнее – в качестве искусства стран с другим уровнем развития живописи, в котором основное внимание фиксируется на физической составляющей.

Пейзажные картины представлены работами Якоба Исаакса ван Рейсдал из Ниделандов, натюрморты писал Жан Батист Симеон Шарден из Франции, портретный жанр — Франс Халс. Их работы известны особой подачей и восприятием реальности.

Известные работы

В отличие от идеализированных, благородных, классических человеческих форм, художники эпохи Возрождения, предпочитали рисовать сцены и людей с их природными недостатками.

Художник принес энергию, чувственность и драматизм в барокко, не только в религиозные работы. В их изображении можно увидеть барочные черты яркого цвета, телесности и перекрывающихся фигур.

Живописец стремился к естественной передаче движения. В своем работе переданы черты работ в стиле барокко: эмоциональность сцены, повышенная драматичность, активное использование света и тени.

Читайте также: