Эдгар дега импрессионизм кратко

Обновлено: 02.07.2024

В истории человечества художники редко почивали на лаврах при жизни, чаще нуждались в средствах, едва сводя концы с концами. Эдгар Дега – исключение из этого правила. Он происходил из богатой семьи и мог творить, не испытывая материальных трудностей и лишений. Работы Дега современники оценили еще при жизни, его картины охотно раскупались.

Детство и годы ученичества

Будущий художник появился на свет в 1834 году в Париже. Его отцом был аристократ и крупный банкир Огюст де Га. Мать происходила из рода Мюссон, осевшего в Америке. Мальчик был старшим сыном в семье среди пятерых детей. В тринадцать лет Эдгар остался без матери, единственной опорой стал для него отец.

Кстати, унаследованную аристократическую фамилию с приставкой де художник позже трансформировал в простую форму Дега, вероятно, сказалось веяние социальных идей.

В лицее мальчик относился к средним по успеваемости ученикам. Преподаватели отмечали необщительность, отстраненность ребенка, который вечно витал в облаках. Эдгар любил рисовать, получал по этому предмету хорошие оценки. Однако его рисунки не слишком выделялись на фоне работ других лицеистов. Никто тогда и предположить не мог, что Дега станет гениальным художником.

Отец Дега был страстным почитателем музыки, живописи и поощрял творческие порывы сына, однако мечтал видеть его юристом. По настоянию родителя, юноша в 1853 году поступил в университет на факультет права. При этом брал уроки живописи, посещая мастерскую художника Феликса Барриа (Félix-Joseph Barrias).

Желание юноши заниматься живописью крепло день ото дня. На этой почве произошла серьезная размолвка с отцом. В конце концов будущий художник добился своего, конфликт закончился примирением и разрешением сыну оставить юриспруденцию.

В 1855 году Дега сделал следующий шаг на пути к поставленной цели – поступил в престижную Школу изящных искусств. На вступительном конкурсе он занял 33 место. Занимался у известного в те времена художника Луи Ламота (Louis Lamothe).

Сложный поиск себя в искусстве

С 1859 по 1865 год Дега с головой ушел в работу, но все еще не уверен в себе. Это отразилось на характере: художник замкнулся стал ворчливым брюзгой. О его нетерпимости к людям ходили легенды.

Перерывом в работе стала армейская служба. Шла война, прусская армия приближалась к Парижу. С другом Эдуардом Мане Дега записался в национальную гвардию добровольцем. Именно тогда, в период военной службы у художника обнаружили ухудшение зрения, которое привело в старости к слепоте.

Огромное влияние на взгляды и творчество живописца оказала дружба с Мане. Биографы считают, что первая их встреча состоялась в Лувре в 1863 году, там молодой художник копировал картину Веласкеса. Тогда Мане, видя, что копия неудачная, дал несколько советов. Этот момент стал началом крепких и важных отношений. До этой встречи Дега писал полотна в духе Салона, Мане открыл ему глаза на современное искусство и новую тематику в живописи.

Художник стал интересоваться жизнью простых парижан, с его полотен исчезли исторические сюжеты, он сконцентрировался на сценах современного бытия. В картинах появилось чуткое созерцание человеческой природы и нет повествовательной составляющей. Над ним не довлеет академизм, он от него избавился. Главная цель – сосредоточиться на чистоте форм.

Мастер движения и жестов

Немало парижских художников черпали вдохновение в искусстве балета. Хрупких изящных танцовщиц рисовали Ланкре, Фрагонар. Искренне любил балет и Эдгар Дега, танцы и балерины стали превалирующей темой его творчества, им живописец посвятил невероятное количество великолепных полотен, которые кардинально отличаются от работ его предшественников.

Дега проводил массу времени в театре и со временем получил разрешение бывать за кулисами, чтобы рисовать танцовщиц. Хваткий взгляд Дега улавливал каждый нюанс профессии. Живописца манили балетные классы, он вникал в суть танца, наблюдал огромный труд и усилия, которые ежедневно вкладывали ученицы, занимаясь у станка. Балерина – не эфемерна, она труженица – об этом утверждает каждая картина, каждый эскиз Дега.

Художника называли живописцем танцовщиц, но балерины для него были лишь поводом, ухватить движение. Мастер старался поймать нечто мимолетное и неожиданное, что свойственно импрессионизму. И ему это удалось. Картины, изображающие балетную тематику, принесли Дега невероятный успех.

В его работах практически нет балерин в ярких софитах на сцене. В большинстве полотен они размещены в танцклассах, запечатлены в позах отдыха после изнуряющих репетиций. Художник показал обратную сторону шикарных балетов, ту, которая скрыта от зрителя в зале. Он приоткрыл двери даже в гримерную.

Еще одной темой, которая все время присутствовала в его работах – это скачки. Дега любил рисовать лошадей, ведь это животное грациозно в движениях. А он был мастером изображать застывший момент движения.

В этой картине Дега впервые применил изображение в ракурсе с угла, меняя традиционную в изобразительном искусстве перспективу.

Выставки отверженных

Дега вернулся в милый его сердцу Париж в 1873 году. В феврале следующего года умер его отец, эта смерть произвела на него сильное впечатление. В течение многих лет денежная поддержка семьи обеспечивала художнику достаток и возможность работать. Не было нужды продавать картины, чтобы обеспечить нормальную жизнь. Теперь все изменилось. Отец оставил семейное дело в жалком состоянии. Из-за невозможности разделить собственность в Неаполе и серьезных долгов брата Рене художник впервые столкнулся с материальными сложностями. Это обстоятельство подтолкнуло к мыслям о продаже картин. Его творчество стало одновременно и его бизнесом.

В начале 70-х Дега способствовал организации серии знаменитых выставок импрессионистов. Вместе с Мане, Ренуаром, Писсарро, Сезанном и другими живописцами он состоял в анонимном обществе художников, граверов, скульпторов. Созданное сообщество ставило цель выставлять картины, отвергнутые парижским Салоном.

На первой выставке 1874 Дега представил десять работ, они получили одобрение и хорошие отклики. Но в целом затеянное предприятие потерпело крах, мизерные продажи не оправдали надежд, а пресса ополчилась на новое течение с разгромными статьями.

Через два года – вторая попытка. Дега выставляет двенадцать картин. На этот раз мнение о выставке разделилось. Даже ярые критиканы отметили, что Дега, являясь лидером импрессионистского движения, идет по-своему собственному пути в искусстве.

Последующие выставки показали, что импрессионисты получили признание публики. Дега выделялся в их группе, приобрел поклонников своего творчества, его картинами заинтересовались коллекционеры.

Скульптор, фотограф и коллекционер

Имя Эдгара Дега ассоциируется, прежде всего, с живописью. Далеко не все знают, что художник, получивший известность, как мастер жестов и движения, был еще скульптором, гравером, фотографом.

Скульптурные работы он ваял из воска, добавляя иногда пластичную глину. Эти скульптуры служили Дега трехмерными эскизами для создаваемых живописных картин.

1956г. Мэрилин Монро смотрит на статую Маленькой танцовщицы 14-ти лет, работы Эдгара Дега. Мэрилин Монро была настолько эмоционально тронута скульптурой, что заплакала, увидев ее. В 1881 году Дега впервые показал эту скульптуру танцовщицы Мари Ван Гетем на выставке импрессионистов. Скульптура была сделана из воска, одета в настоящий лиф и пачку, и на ней был парик с настоящими волосами, перевязанный лентой.

1956г. Мэрилин Монро смотрит на статую Маленькой танцовщицы 14-ти лет, работы Эдгара Дега. Мэрилин Монро была настолько эмоционально тронута скульптурой, что заплакала, увидев ее. В 1881 году Дега впервые показал эту скульптуру танцовщицы Мари Ван Гетем на выставке импрессионистов. Скульптура была сделана из воска, одета в настоящий лиф и пачку, и на ней был парик с настоящими волосами, перевязанный лентой.

В 1895 году Дега увлекся фотографией, купил камеру и с энтузиазмом ухватился за новшество, экспериментировал со светом. Фотография давала дополнительную и точную информацию о движении, позволяла поймать ускользающий момент.

В последнее десятилетие уходящего века Дега сконцентрировался на коллекционировании, расширяя свое собрание живописи. Он покупал шедевры живописи и стал одним из крупнейших собирателей того времени. В его коллекции были полотна Эль Греко, Поля Гогена, Эжена Делакруа.

Последние годы Дега все больше замыкался, редко виделся с друзьями, перестал посещать театр, вел затворнический образ жизни. Постепенно уходили в мир иной ближайшие родственники и друзья, сужая круг и без того узкого общения, обрекая на одиночество. Его покидали не только друзья, его покидало и зрение, он окончательно ослеп. Умер Дега в 1917 году, но его выдающиеся полотна сделали художника бессмертным.


Эдгар Дега – известный французский художник, самый оригинальный представитель импрессионизма.

Детство и юность

Родился Илер-Жермен-Эдгар де Га (полное имя живописца) 19 июля 1834 года в Париже, в семье аристократов Огюста де Га и Селестины Мюссон. Отец – преуспевающий банкир, организатор неаполитанского торгового дома. Мать – дочь успешного брокера хлопковой биржи, занималась домом и детьми. Доходов отца хватало на содержание семьи. Мама умерла, когда Эдгару исполнилось тринадцать лет, и это печальное событие оказалось большим потрясением для него.

У мальчика рано обнаружились способности к наукам, он питал большой интерес к латыни и истории. В 1852 году Эдгар получил документ об окончании лицея Людвига Великого, и стал студентом факультета права Парижского университета. Но достаточно скоро понял, что не хочет заниматься всю жизнь юриспруденцией.

Эдгар Дега

Огюст де Га мечтал, что Эдгар выучится и продолжит его дело, станет во главе семейного бизнеса. Когда узнал, что старший сын намерен бросить учебу в университете, решил не давить на наследника, и предоставить ему самому, делать выбор жизненного пути.

После отцовского благословения Эдгар в 1855-м поступил в школу изящных искусств. Он учился у художника Луи Ламота, который и привил ему любовь к живописи лидера академизма Ж.Энгру.

Эдгару повезло в жизни, он родился в аристократической семье, поэтому никогда не знал, что такое материальные трудности. Если начинающим художникам приходилось бороться с нищетой и голодом, бояться завтрашнего дня, то начинающий живописец мог позволить себе любой каприз. К примеру, спустя год после поступления в школу бросить обучение, и уехать в Италию.

Он жил там на протяжении двух лет, и за это время побывал в главных культурных центрах страны – Неаполе, Флоренции, Риме, познакомился с выдающимися полотнами живописцев эпохи Ренессанса.

Вдохновившись увиденным, Эдгар вернулся в Париж. Он открыл собственную мастерскую, где писал полотна с историческими сюжетами.

Дега не идеализирует античную жизнь, предпочитая изображать ее такой, какой она могла бы быть в современных реалиях. Но титанические усилия художника успехом не увенчались, ему так и не удалось объединить в своем творчестве античность и современность.

Благодаря этим воспоминаниям Эдгар в точности передавал ритм жизни города, самые тонкие детали в образах людей, событий, мест.

Эдгар Дега

Результатом этих творческих мучений стала точная выветренность в композиции полотна, избавление от всего лишнего, случайного. Каждый из элементов картины подчеркивал смысл сюжета.

Живопись

Любимая тема импрессиониста Эдгара Дега – балет. Запечатленные на его полотнах балетные сцены пользовались популярностью, и это легко объяснимо. В полотнах художника отсутствует излишняя сентиментальность, мир красоты и грации показан мастерски и вдохновенно.

Балетная тема вдохновляла многих живописцев, и все они во время создания своих полотен писали с натуры, им позировали именитые танцовщицы. Прежде, чем приступить к работе, такой художник подбирал специальную позу, игру светотени, и в итоге получал полностью лишенное души полотно. Только Дега взял на себя смелость показать балетный мир в реальности, без прикрас.

Эдгар Дега

Кроме балета Эдгара вдохновляли и лошади, он буквально влюбился в этих грациозных животных во время пребывания в Италии. Дега обожал традиционные римские скачки, ему нравилось любоваться природной пластикой этих благородных животных, профессиональными жестами наездников, вызывавшими в его душе какой-то детский восторг.

Эдгар Дега

Расплывчатые, нечеткие фигуры всадников теряются на плоском ландшафте. Через два десятка лет Эдгар перепишет это полотно, и в этой версии всадники будут изображены на фоне фабрик и холмов.

Эдгар Дега

Эдгар Дега не любил приукрашивать действительность, он хотел, чтобы зритель воочию увидел окружающие его реалии.

Эдгар Дега

Вторая женщина выглядит очень изможденной. У нее просто не осталось сил, кажется, что еще немного, и она просто свалится от усталости. Ее совершенно не интересует происходящее вокруг, на это нет ни сил, ни желания. Она знает, что кроме груды белья ей больше ничего не светит, сплошная беспросветность и безысходность. Мастер-импрессионист умел показать совершенно другой Париж, без сытости и лоска.

Эдгар Дега

Эдгар Дега – один из самых оригинальных представителей движения импрессионистов, не разделявший многих принципов этого направления. Обладая уникальной творческой манерой и гениально владея пастелью, Дега еще при жизни стал знаковой фигурой в истории искусства.

Эдгар Дега

Автопортрет в зеленом жакете. 1856 г.

Рождение и семья

Илер-Жермен-Эдгар Дега родился 19 июля 1834 г. в Париже в состоятельной буржуазной семье, предположительно имевшей аристократические корни. Его отец Огюст де Га – потомственный банкир, мать Селестин – дочь обосновавшегося в США брокера хлопковой биржи.

Эдгар – старший ребенок в семье. У него было 2 брата и 2 сестры. После смерти Селестин в 1847 г. воспитание детей легло на плечи их отца и деда, Илера де Га.

Портрет Рене Дега. Брат художника. 1855 г.

Портрет Рене Дега. Брат художника. 1855 г.

Огюст де Га с уважением относился к искусству. Дома он частенько устраивал музыкальные вечера, на которых выступала и его супруга. Но, в первую очередь, он был деловым человеком. Живопись старший де Га считал отличным хобби, которое в будущем поможет сыну наладить нужные связи. Как возможную профессию своего наследника рисование он не рассматривал.

Учеба

Эдгар Дега получил прекрасное образование. В 11 лет он поступил в престижный лицей Луи-ле-Гран, где прилежно учился, хотя и не демонстрировал выдающихся способностей. Увлекался историей, латынью и рисованием. Его рисунки не были гениальными, но отец видел у сына талант и поощрял занятия рисованием.

В 1852 г. юноша заканчивает лицей и по настоянию отца поступает на юридический факультет Парижского университета. Очень скоро становится понятно, что правоведом Эдгару не быть. Отец смиряется, а впоследствии и поддерживает сына в намерении стать художником. Считается, что именно Огюст Дега рекомендует Эдгару выбрать в качестве основного жанра портрет.

Портрет Лоренцо Погана и Огюста де Га, отца художника. 1872 г.

Портрет Лоренцо Погана и Огюста де Га, отца художника. 1872 г.

В 1853 г. Дега получает у руководства Лувра разрешение на копирование выставленных там картин. Он делает копии полотен Рафаэля, Делакруа и Энгра. Последний надолго становится для начинающего живописца кумиром.

В 1855 г. Эдгар поступает в школу изящных искусств. На вступительном конкурсе он занял достойное 33 место. Наставником молодого художника в школе стал известный тогда живописец Луи Ламотт, ученик Энгра.

В 1856 г. Дега прерывает обучение ради поездки в Италию. Там он пробыл почти 3 года, знакомясь с произведениями великих мастеров Возрождения, копируя их манеру письма. Возникшее в этот период почтение к классической линии художник пронесет через всю жизнь.

Вернувшись в Париж, Эдгар Дега открывает свою мастерскую и пишет несколько исторических полотен:

Творчество

В 1862 г. Эдгар Дега завязывает дружбу с человеком, который сыграет в его жизни важную роль, – Эдуардом Мане. Последний знакомит художника с группой молодых живописцев, которые вскоре станут известны как импрессионисты.

1860-е гг. – время портретов и скачек в творчестве Дега. Художник много пишет друзей и членов семьи. Эдгар любил и умел изображать людей, но, не застывших в одной позе, а как бы застигнутых врасплох за своими занятиями.

Его работы того периода демонстрируют переход от классических композиционных приемов к оригинальным ракурсам, отличающим известные полотна художника.

Кроме того Эдгар Дега увлекается изображением лошадей, столь прекрасных в движении. Любовь к этому грациозному животному художник пронесет через всю жизнь. И, когда ослепнув, не сможет рисовать, станет лепить фигурки лошадей из воска.

В 1874 г. совместно с друзьями Дега организует первую выставку импрессионистов, которая стала грандиозным событием в мире искусства того времени. Эдгар представляет на ней несколько портретов обычных современных женщин, написанных с неожиданных ракурсов.

Женщины в творчестве художника

В 1870-е гг. художник увлекается темой балета. Но танцовщиц он изображает не в момент выступления. Он предпочитает показывать трудовые закулисные будни. Его балерины погружены в свои обычные занятия и не представляют, что за ними наблюдают. Балет – любимая тема Дега, ему посвящено более половины работ художника.

Некоторые картины Эдгара Дега из балетной серии:

Новаторство в красках

До Дега художники редко использовали пастель, ведь она ненадежна и недолговечна, а при покрытии фиксаторами тускнеет. При этом пастель дает благородную чистоту и свежесть цвета.

Для размягчения и последующего растушевывания пастели Эдгар Дега обрабатывает картины паром. Чтобы заставить краску блестеть, растворяет пастель горячей водой и наносит на полотно кистью. И это далеко не все эксперименты. Нет художников, которые могли бы сравниться в мастерстве владения пастелью с Дега.

Зрелое творчество

С 1880-х гг. в результате упорного ежедневного труда Эдгар Дега становится видной фигурой в мире искусства. Его полотна дорожают день ото дня. В этот период он создает такие шедевры как:

С ухудшением зрения полотна художника становятся все более импрессионистическими – буйство красок сочетается с несколько размытой формой.

Отличительные особенности картин Эдгара Дега – это смещенная, но по-прежнему гармоничная, композиция, заслонение главных героев каким-то предметом, обрезка фигур краем полотна. Картины напоминают репортажный фотоснимок.

В 1886 г. на последней выставке импрессионистов Эдгар Дега представил цикл пастелей с изображением одевающихся, расчесывающихся и вытирающихся после купания женщин. Больше он публично практически не выставлялся, предпочитая продавать свои произведения через агентов.

Личная жизнь

Художник не сочетался узами брака. Согласно официальным данным, у него не было детей. Ни разу не был замечен в компании любовницы или дамы легкого поведения. Позирующие ему модели все как одна отрицали наличие романа с живописцем и даже просто ухаживаний с его стороны.

Еще одна из множества версий, выдвигаемых искусствоведами, сводится к тому, что Дега ужасно раздражало внимание к его персоне со стороны окружающих. Поэтому личную жизнь он тщательно скрывал. Как утверждали современники, художник не нуждался в физической близости с женщиной, довольствуясь любованием множеством прекрасных женских тел. Но, все эти версии только догадки.

Последние годы жизни

Еще во время Франко-прусской войны у художника начались проблемы со зрением. С годами болезнь прогрессировала. В последнее десятилетие жизни Эдгар Дега практически ослеп, он больше не мог писать. При этом художник немного рисовал углем и занимался скульптурой. Невозможность работать удручающе действовала на Дега, ведь живопись была для него смыслом существования.

Подолгу почтенный старец гулял по любимому Парижу, частенько сворачивая на улицу Виктора Массе, где когда-то находился дом, в котором он прожил 25 счастливых лет. Художник вспоминал юность и горевал из-за невозможности запечатлеть на холсте жизнь французской столицы.

Друзей у него почти не осталось: кто-то покинул этот мир, а с кем-то художник разорвал отношения по политическим соображениям.

При этом портретист был богат, уважаем, имел множество почитателей его таланта. Молодые художники боготворили мастера, стоимость его картин на аукционах становилась все выше.

Великий импрессионист ушел из жизни в возрасте 78 лет 27 сентября 1917 г.

Интересные факты

Эдгар Дега слыл остроумным, язвительным и артистичным человеком. Объектом его колких шуток становились только близкие люди, с посторонними художник был подчеркнуто вежлив. Обладая развитой мимикой, он частенько веселил друзей небольшими пантомимами.

Фотографическая память позволяла Эдгару подмечать и запоминать множество мелких деталей окружающего мира. Благодаря этому он много лет писал своих танцовщиц в мастерской, по памяти. А порой просил натурщиц часами просто ходить или расчесывать волосы. Он наблюдал и запоминал, чтобы потом мастерски запечатлеть их непринужденные движения на холсте.

Танцевальный класс 1874 г.

Несколько интересных фактов из жизни Эдгара Дега:

    После кончины художника в подвале его дома было обнаружено более 150 восковых скульптур. В основном это изображения лошадей и танцовщиц. При жизни художник не демонстрировал эти работы. Воск – недолговечный материал, потому в музеях мира сейчас выставляются бронзовые копии восковых скульптур Дега.

Находясь в постоянном поиске новых техник и материалов, Дега стал одним из самых смелых художников своего времени, оказав огромное влияние на творчество многих поколений живописцев.

Вдохновляют ли вас необычные полотна Эдгара Дега, расскажите в комментариях. Если статья была вам интересна, делитесь ею в социальных сетях и сохраняйте в закладки.

Эдгар Дега (1834 — 1917 гг.) обессмертил свое имя балетным искусством. Первым из импрессионистов показал современную жизнь балета из-за кулис.


Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. Пастель. 1899 год.

На протяжении всего своего творчества Дега изображал балерин. С 1860 года регулярно бывал на опере, зарисовывая танцовщиц.

Он стал меньше времени уделять деталям, а больше игре цвета.


Эдгар Дега. Голубые Танщовщицы. 1893 год.


Эдгар Дега. Мисс Ла Фа в цирке Фернандо. 1879 год.


Эдгар Дега. Балетный класс.


Дега. Балетный класс. 1874 год.


Эдгар Дега. Хлопковая контора. 1873 год.

Выходец из буржуазной состоятельной семьи аристократического происхождения Эдгар Дега изображает хлопковый отдел брокерской конторы своего дяди Мишеля Муссона. Во время поездки в Новый Орлеан к своим родственникам.

Картина выполнена в индустриальной американской динамике жизни, что впрочем так несвойственно размеренной и спокойной парижской жизни, к которой привык художник. В реалистичном бытовом жанре.


Эдгар Дега. Абсент. 1876 год.

Импрессионизм, граничащий с реализмом. Диагональ стола и стен напоминает японскую манеру живописи, — очень популярную в то время среди импрессионистов. Благодаря такой перспективе создается ощущение, словно мы наблюдаем за происходящим за соседним столиком.

Самое впечатляющее в картинах Дега и одновременно то, что его отличает от других импрессионистов, — это ощущение, или эффект соскабливания картины.

Как сейчас модно говорить кракелюр, искусственное состаривание картины за счет трещин красочного слоя или же верхней поверхности лака.

У Дега же это проявляется в особенности техники написания живописных работ.


Эдгар Дега. Мытье. 1886 год.

Эдгар Дега был великолепным скульптором.

И вновь прослеживается любимая художником балетная тема в реалистичной манере исполнения.


Эдгар Дега. Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица. 1879 - 1881 гг.

В настоящее время полюбоваться маленькой танцовщицей Дега можно в галерее Тейт Модерн в Лондоне.

*Текст в блоге моего авторства. Копирование материала статьи без разрешения запрещено.

Читайте также: