Балет в ссср кратко

Обновлено: 08.07.2024

В 20-е годы перед советским балетным искусством были поставлены новые цели. "Буржуазный" старый балет должно было заменить новое современное и отвечающее эпохе направление. Началась эпоха экспериментов. В танцы вводились модные для того времени компоненты: эстрадно-акробатические этюды, пантомима, бытовые движения. Все получалось в духе эпохи, единственным недостатком было то, что это совсем не походило на балет. Постепенно здравый смысл преобладал и началось становление советской школы балета в классическом русле. Тогда же начались и успехи.

Первым удачным балетом объединившим старое и новое стал "Красный мак". Поставлен был в Большом театре в 1927 году. В постановке пересекаются две актуальные темы: любовь девушки и юноши из разных стран и борьба за независимость китайского народа. На сцене появляются очень разные персонажи: советские матросы (танец в стиле "Яблочко"), буржуазные элементы ( "Бостон" и "Чарльстон") и китайские герои ( народные мотивы). Партию китайской танцовщицы исполняла Галина Уланова. На видео короткий отрывок в ее исполнении. Самым популярным у народа стал момент исполнения матросского танца.

В 30-е годы балетные постановки сочетают соцреализм и классику. Для сюжетов используются произведения Пушкина, Лопе де Вега, Шекспира или производственная тематика. "Медный всадник" и "Ромео и Джульетта" мирно сосуществуют с балетами "Золотой век", "Болт", "Футболист".

Статья о истории балета. Советский балет - как создавался

Советский балет прошёл несколько этапов развития. 1920-е гг. были отмечены напряжёнными поисками нового, революционного и современного содержания и соответствующих ему новых форм. Балетм. Ф. В. Лопухов утвердил танцевальную аллегорию, танцевальный плакат ("Красный вихрь" В. М. Дешевова), танцевальную симфонию ("Величие мироздания" на музыку Л. Бетховена, 1923), формы народного театра, действенного, сатирически окрашенного ("Пульчинелла" И. Ф. Стравинского, 1926). К. Я. Голейзовский стремился передать ощущение современности в эмоциональном действии, используя музыку А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, С. С. Прокофьева.

Тема духовной свободы раскрыта в его постановке "Иосиф Прекрасный" С. Н. Василенко. Одновременно тщательно сохранялись и лучшие Б. прошлого. Эти два основных направления — сохранение традиций и новаторство — объединились к концу десятилетия. В Б. "Ледяная дева" на музыку Э. Грига (балетм. Ф. В. Лопухов, 1927) были созданы большие танцевальные ансамбли, построенные на классическом танце с элементами акробатики.

В "Красном маке" Р. М. Глиэра (балетм. Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров, 1927) выявились поиски психологические правды в обрисовке характера героини, а массовый танец "Яблочко" предвосхитил появление героических плясок, которые стали одним из завоеваний последующего десятилетия. В Б. балетм.

В. И. Вайнонена ("Пламя Парижа" Б. В. Асафьева, 1932) и В. М. Чабукиани ("Сердце гор" А. М. Баланчивадзе, 1938; "Лауренсия" А. А. Крейна, 1939) эта тенденция проявилась наиболее отчётливо. На рубеже 20—30-х гг. возник также новый тип "героического" артиста балета, энергично, действенно воспринимающего жизнь: М. Т. Семенова, А. Н. Ермолаев, В. М. Чабукиани.

С середины 30-х до середины 50-х гг. главенствующим жанром советского классического балета была многоактная танцевальная драма, черпавшая сюжеты из классической литературы. В эти годы вырабатывались новые принципы драматургии — сценарной, музыкальной, хореографической. Постановщики добивались непрерывного развития действия, достоверности характеров. Балетмейстеры, наиболее успешно работавшие в этом направлении: Р. В. Захаров ("Бахчисарайский фонтан" Б. В. Асафьева, 1934), Л. М. Лавровский ("Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева, 1940), В. П. Бурмейстер ("Лола" С. Н. Василенко, 1943). Тенденции драматического балета получили яркое выражение в искусстве Г. С. Улановой.

В середине 50-х гг. советский классический балет вступил в новый этап развития. Спектакли, созданные в 50—60-е гг., свидетельствуют об усилившемся интересе их создателей к внутреннему миру человека во всей его сложности, в его связях со временем. Современные балетмейстеры возродили традиции симфонизированного танца 19 в., обратились к опыту М. М. Фокина, развили достижения советских хореографов-экспериментаторов 20-х гг. и своих непосредственных предшественников, постановщиков хореография, драм. Продолжается естественный процесс дальнейшего роста и развития советского Б., сопровождающийся активными творческими поисками.

Советские балетмейстеры возродили жанры, много лет отсутствовавшие на сцене: Л. В. Якобсон поставил публицистические балеты-плакаты ("Клоп" Ф. Отказова и Г. И. Фиртича, 1962; "Двенадцать" Б. И. Тищенко, 1964), И. Д. Вольский — балетную симфонию ("Ленинградская симфония" на музыку Д. Д. Шостаковича, 1961). Балеты Ю. Н. Григоровича — психологические драмы, где каждый образ доведён до обобщения ("Каменный цветок" С. С. Прокофьева, 1957; "Легенда о любви" А. Д. Меликова, 1961; "Спартак" А. И. Хачатуряна, 1968). Спектакли о современности поставили О. М. Виноградов ("Асель" В. А. Власова, 1967), Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василев ("Героическая поэма" Н. Н. Каретникова, 1964). Выдающиеся танцовщики театров Москвы и Ленинграда, выдвинувшиеся в 40— 50-е гг.: А. Я. Шелест, М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, И. А. Колпакова, Н. В. Тимофеева; в 60-е гг.: В. В. Васильев, Н. И. Бессмертнова, Н. Р. Макарова, М. Л. Лавровский, М. Э. Лиепа. Наша студия балета.

Советский балет и его мысли

Советские балетмейстеры

В советское время происходит интенсивное развитие балетного театра, он становится театром подлинно народным.

До Октябрьской революции в России было два оперно-балетных театра, которые давали в среднем по 40—50 балетных спектаклей в год (т. е. в общей сложности 100), спектакли посещали немногим более 33 тыс. человек в год. В СССР насчитывается (1970) 40 оперно-балетных театров. Кроме того, Б. ставятся в музыкальных театрах (например, в Тарту), в музыкально-драматических (Сыктывкар, Якутск и др.), в ряде театров оперетты (Москва, Ленинград, Киев, Одесса и др.). Количество представлений, которые они дают, исчисляется тысячами, количество зрителей — миллионами. Все балетные труппы этих театров включают от 40—50 до 200—225 чел. (труппа Большого театра)

До революции в России было две балетные школы. В СССР (1970) существует 16 государственных училищ, а также многочисленные студии при театрах, домах культуры, профессиональные и самодеятельные. Учебная подготовка педагогов танца и балетмейстеров ведётся в вузах: Государственном институте театральных искусств им. А. Луначарского в Москве, Консерватории им. Н. Римского-Корсакова в Ленинграде, Институте культуры в Москве и др.

Советский балет отличает его идейность. Он является орудием нравственного воспитания. Неизмеримо расширилась тематика Б.: в спектаклях показан герой, борющийся за свободу, создан образ восставшего народа. Спектакли, поставленные советскими хореографами, проникнуты гуманизмом: они утверждают конечную победу справедливости, провозглашают достоинство и свободу человеческой личности.

Балет правдиво отражают явления действительности, обобщая их, выявляя в них типическое и выражая в единстве музыкальных и хореографических образов.

Немалое значение для развития мирового балетного искусства имело расширение в 50—60-е гг. культурных связей. Советские балетные коллективы гастролируют во всех странах мира, советские хореографы и педагоги ставят за рубежом спектакли, создают школы, артисты из многих стран стажируются в советских театрах и училищах.

В 20-е годы перед советским балетным искусством были поставлены новые цели. "Буржуазный" старый балет должно было заменить новое современное и отвечающее эпохе направление. Началась эпоха экспериментов. В танцы вводились модные для того времени компоненты: эстрадно-акробатические этюды, пантомима, бытовые движения. Все получалось в духе эпохи, единственным недостатком было то, что это совсем не походило на балет. Постепенно здравый смысл преобладал и началось становление советской школы балета в классическом русле. Тогда же начались и успехи.

Первым удачным балетом объединившим старое и новое стал "Красный мак". Поставлен был в Большом театре в 1927 году. В постановке пересекаются две актуальные темы: любовь девушки и юноши из разных стран и борьба за независимость китайского народа. На сцене появляются очень разные персонажи: советские матросы (танец в стиле "Яблочко"), буржуазные элементы ( "Бостон" и "Чарльстон") и китайские герои ( народные мотивы). Партию китайской танцовщицы исполняла Галина Уланова. На видео короткий отрывок в ее исполнении. Самым популярным у народа стал момент исполнения матросского танца.

В 30-е годы балетные постановки сочетают соцреализм и классику. Для сюжетов используются произведения Пушкина, Лопе де Вега, Шекспира или производственная тематика. "Медный всадник" и "Ромео и Джульетта" мирно сосуществуют с балетами "Золотой век", "Болт", "Футболист".

Великая Октябрьская социалистическая революция дала новую жизнь балетному искусству. Если до Октябрьской революции в России было лишь два постоянных балетных театра — в Петербурге и в Москве, то теперь в стране работает более 40 балетных театральных коллективов, сотни ансамблей народного танца, балетные студии и народные театры балета. Благодаря ленинской национальной политике отсталые в прошлом народы получили все возможности для развития своей национальной культуры. У балета появился новый зритель — рабочие, крестьяне, советская интеллигенция. Балет перестал быть искусством для избранных.

Советский балет всегда опирался на великое наследие классической хореографии прошлого. Немало талантливых артистов, педагогов и балетмейстеров воспитали Ленинградское академическое ордена Трудового Красного Знамени хореографическое училище имени А. Я. Вагановой, основанное в 1738 г. в Петербурге, и Московское академическое ордена Трудового Красного Знамени хореографическое училище, основанное в 1773 г. при Московском воспитательном доме.

Русская школа классического танца повлияла на танцевальную культуру народов всей нашей многонациональной страны. В свою очередь, многонациональная народная хореография обогатила классический танец. Этот процесс взаимообогащения характерен для развития профессионального балетного искусства нашей страны. Классический балет черпает в народном творчестве многообразные темы и сюжеты, выразительные средства, насыщается подлинной жизнью, правдой и богатством чувств, оптимизмом.

Виртуозность Наталии Дудинской (р. 1912) не знала себе равных. Психологическая глубина и эмоциональная выразительность отличают созданные ею образы.

Полон неповторимой грации и изящества танец Раисы Стручковой (р. 1925). Ее артистический талант ярко выразился в ролях Марии, Джульетты, Золушки, в обширном концертном репертуаре.

Танец Ирины. Колпаковой отличается академической правильностью, красотой форм. Искусство Марины Кондратьевой привлекает выразительностью, легкостью и лиричностью.

Великолепным танцовщиком Большого театра был Асаф Мессерер (р. 1903), посвятивший себя затем педагогической деятельности.



Танцует таджикская балерина Малика Сабирова.



Нину Тимофееву, Наталию Бессмертнову, Людмилу Семеняку, Михаила Лавровского, Мариса Лиспу можно назвать превосходными мастерами классического танца. Они очень разные по своей индивидуальности, но обладают непревзойденной во всем мире школой советского классического балета.

Воспитанница Пермского хореографического училища — Надежда Павлова на втором Международном конкурсе артистов балета в Москве была удостоена высшей награды — Гран при. Ее высокая одаренность поражает зрителей. Сейчас Павлова танцует на сцене Большого театра.

В солнечной Грузии расцвел талант Елены Гварамадзе и Веры Цигнадзе. Очаровательна киргизская балерина Бюбюсара Бейшеналиева. Выразительностью танца радует бурятка Лариса Сахъянова. Украинки Елена Потапова и Валентина Калиновская принадлежат к числу крупнейших мастеров советского балета. Узбечки Галин Измайлова и Бернара Кариева воплотили в своих танцах характеры раскрепощенных женщин Советского Востока. В Белоруссии стали известными имена Лидии Ряженовой, Людмилы Бржезовской, Юрия Трояна. С расцветом азербайджанского балета связано имя балерины Гамэр Алмасзаде. Радуют успехи армянского танцовщика Вилена Галстяна, карельской балерины Светланы Губиной. Этот список можно продолжить.

Читайте также: