Аутентичное толкование это кратко

Обновлено: 08.07.2024

разновидность официального толкования норм права, представляет собой разъяснение норм права, даваемое государственным органом, издавшим их А.т. характеризуется прямым разъяснением смысла правовых норм органом государства в случае, когда они неправильно применяются соответствующими субъектами права. Это разъяснение носит обязательный характер для тех, кто применяет такие нормы.

Смотреть что такое АУТЕНТИЧНОЕ ТОЛКОВАНИЕ в других словарях:

АУТЕНТИЧНОЕ ТОЛКОВАНИЕ

см. Толкование закона.

АУТЕНТИЧНОЕ ТОЛКОВАНИЕ

- разновидность официального толкования норм права, представляет собой разъяснение норм права, даваемое государственным органом, издавшим их А.т. характеризуется прямым разъяснением смысла правовых норм органом государства в случае, когда они неправильно применяются соответствующими субъектами права. Это разъяснение носит обязательный характер для тех, кто применяет такие нормы.
. смотреть


Аутентичное толкование представляет собой один из ряда существующих видов толкования. Существуют две основные его формы: нормативное и казуальное. Первая категория подразделяется на аутентичное и легальное толкование. Каждый вариант предусматривает определенную сферу функционирования в праве.

Нормативное толкование

Нормативное толкование в Правительстве

Понятие предполагает наиболее официальное разъяснение, которое применяется в большей части актов. Вариант является обязательным для всех, его необходимо использовать тогда, когда это предусмотрено объясняемой темой. Таким образом, достигается общее понимание всех описанных норм права.

Аутентичное толкование является одним из видов нормативного.

Последнее необходимо для того, чтобы избежать привычных ошибок, когда трактуемый самостоятельно текст содержит серьезные недочеты. Они реализуются за счет неправильных формулировок, неясного изложения. По этой причине возникает разное понимание у того или иного индивида.

Особенности и примеры

Правительство и аутентичное толкование

Отличительная черта нормативного, соответственно, и аутентичного толкования норм права — это то, что оно используется в нормативно-правовых актах, которые принимают те или иные органы или должностные лица.

Например, Президент РФ использует такое объяснение в актах, где толкуется его указ, а Правительство делает то же самое с постановлениями и распоряжениями. Подобные формы применимы для всех, причем важно, что они актуальны лишь тогда, когда наложены на оригинальный указ или распоряжение.

Еще одним примером могут стать Постановления Пленума Верховного Суда РФ по необходимым категориям дела. Это необходимо, чтобы придать больше законности судопроизводству. Также существуют такие акты, которые представляют собой инструкции, помогающие понять, как применять те или иные законодательные постановления.

Субъекты аутентичного толкования

Государственная Дума пользуется аутентичным объяснением актов

К ним можно отнести:

  1. Законодательство. Оно содержит все составляющие данной ветви власти. Государственная Дума и парламенты зачастую не применяют способ толкования всех принятых законов. Если все же процесс совершается, то и объясняющие акты позиционируются как законы.
  2. Президент. В данном случае все результаты аутентичного толкования обнародуются в виде указов.
  3. Правительство, администрации областей (субъекты еще реже используют способ толкования, даже реже, чем парламенты; в качестве объяснения они используют различные постановления и распоряжения).
  4. Ведомства. Стоит заметить, что им также принадлежит право на пояснение, но подобная практика среди данных субъектов встречается очень редко.

Аутентичное толкование норм права осуществляется государственными органами. Оно представляет собой особый вид объяснения норм права, которое совершает конкретный орган власти или должностное лицо. Подобного рода толкование носит характер досконального разъяснения всех моментов правовых актов, причем такая практика необходима и обязательна для тех, кто должен применять ее. Вид наиболее распространен, так как в большей степени понятен всем. Кроме того, он помогает заполнить серьезные пробелы в законодательной системе.

Свойства

Президент РФ и объяснительные акты

Подобный род разъяснения имеет ряд своих свойств, которые отличают его от других видов:

  1. Обязательность — превыше всего: если представитель власти использует именно аутентичное объяснение норм и указов, то он не имеет права игнорировать акты такового типа. Они важны, так как помогают сделать все необходимые действия правильными. Даже сравнивая судебное и аутентичное толкование права, характер последнего имеет высшую степень обязательности для всех, кто должен соблюдать его.
  2. Основной целью такого акта является анализ всех данных, причем наиболее объективный, с целью выявления всех существующих недостатков. Это необходимо, чтобы в будущем подобные недочеты не допускать.
  3. Основные детали аутентичного толкования схожи с определениями правотворчества. Некоторым их достаточно сложно различить по смыслу, так как итогом служат определенные положения конкретизирующего характера, в которых могут употребляться совершенно новые моменты.
  4. Такие объяснения помогают в процессе правотворчества, так как они дополняют вложенный смысл в толкуемый нормативно-правовой акт. Иными словами, без одного понятия второго быть не может, и наоборот.
  5. Все объяснительные акты имеют свою иерархию. Причем место конкретного дела определяется положением определенного органа во всей системе государственного аппарата.

Значение таких актов высоко, так как они несут важную роль, способствуя большему пониманию правовых положений.

Легальное

Легальное толкование

Легально (разрешенное) толкование представляет собой также способ разъяснения всех норма права, но оно происходит исключительно за счет органа, который уполномочен это делать, но для него такой нормы не установлено. Все акты имеют силу только на тех индивидов, которые находятся в юрисдикции органа. В противном случае это не несет никакого смысла. Например, Конституционный суд РФ уполномочен в том, чтобы предоставлять объяснительные акты. Это также прописано в Конституции Российской Федерации.

Вообще для всего судопроизводства важны толкования со стороны Верховного, Высшего Арбитражного судов. Нужда в этом объясняется тем, что необходимо решать вопросы, касающиеся применения законодательных сил, во время рассмотрения конкретных дел. В основном под категорию толкуемых дел попадают такие, в которых часто допускаются ошибки и неясности, а также вызывают сомнения со стороны органов судебной власти.

Легальное разъяснение зачастую применяется по отношению к судебным органам, поэтому является обязательным в их деятельности. Оно может относиться и к другим органам при условии, что последние стали непосредственными участниками судопроизводства.

Примеры

Пример легального толкования выражается через Инструкцию МВД России, которая была принята по приказу министра внутренних дел №300 от 16 июля 1993 года. В этом акте объясняется весь смысл подобного рода норм, чтобы добиться их лучшего применения в системе МВД. Данное положение помогло предотвратить немало ошибок в правотворчестве.

Аутентичное толкование является разновидностью официального толкования.

Официальное толкование — это разъяснение смысла правовых норм, осуществляемое компетентными органами, как правило, в виде письменных документов и влекущее определенные юридические последствия.

В зависимости от того, какой из государственных органов его осуществляет, официальное толкование делится на два вида: аутентичное и судебное. Прежде всего уясним специфику аутентичного толкования.

Субъекты аутентичного толкования

Государственным органам, имеющим право принимать нормативные акты, принадлежит право разъяснять смысл своих актов. К числу таких органов относятся:

  • законодательные органы. Государственная Дума и парламенты субъектов РФ довольно редко используют свое право по толкованию принятых ими законов. Если оно и производится, то оформляется в виде законов;
  • Президент РФ, главы субъектов РФ. Результаты толкования оформляют в виде указов;
  • Правительство РФ, администрации областей, краев, правительства республик пользуются своим правом разъяснения принятых ими постановлений еще реже, нежели парламенты. Для этого используется форма постановлений или распоряжений;
  • ведомства. Логично предположить, что и им принадлежит право толкования своих нормативных актов, однако это встречается крайне редко.

Правильно ли для оформления результатов аутентичного толкования (производная юридическая деятельность) использовать один и тот же вид правовых документов, который применяется и для принятия норм права (основная юридическая деятельность)? Ученым следовало бы осмыслить этот вопрос и дать по нему конкретные рекомендации.

Особенности аутентичного толкования

Аутентичное толкование не очень широко распространено, но обладает особой значимостью и специфическими свойствами:

  1. ему присущ обязательный характер, если правоприменитель обращается к акту аутентичного толкования. Проигнорировать акты аутентичного толкования нельзя. Их следует принимать как руководство к действию. Более того, если сравнить акты аутентичного толкования с актами судебного толкования, следует отметить, что первым свойственна повышенная степень обязательности;
  2. его целью является не просто последующее компилятивное изложение норм, а их творческий анализ в связи с выявленными недостатками по применению норм права и стремлением не допускать их в будущем;
  3. по содержанию оно очень близко к правотворчеству. Порой их трудно различить, поскольку в результате аутентичного толкования формулируются конкретизирующие положения, иногда содержащие элементы новизны (правоположения);
  4. оно имеет вспомогательный характер по отношению к правотворчеству, поскольку акты аутентичного толкования не могут применяться отдельно от толкуемого нормативного акта;
  5. актам аутентичного толкования свойственна иерархичность. Их соподчиненность определяется местом правотворческого органа в структуре государственного аппарата.

В целом же аутентичное толкование выполняет важную роль в правовом регулировании, поскольку способствует эффективной реализации права.

Аутентичное толкование – разновидность официального толкования норм права представляет собой разъяснение норм права, даваемое государственным органом, издавшим их. Аутентичное толкование характеризуется прямым разъяснением смысла правовых норм органом государства в случае, когда они неправильно применяются соответствующими субъектами права. Это разъяснение носит обязательный характер для тех, кто применяет такие нормы.

Дефиниция – краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные (качественные) признаки явления, предмета.

Закон – это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, обладает высшей юридической силой и направлен на регулирование общественных отношений.

Законодательный процесс – порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа.

Законодательная инициатива – официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой; первая стадия законодательного процесса.

Законодательство – система нормативных правовых актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны

Имплементация – осуществление, исполнение государством международных правовых норм.

Индивидуальный акт – решение по конкретному делу, которое устанавливает, изменяет или прекращает права и обязанности конкретного человека или группы лиц.

Инкорпорация – способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке.

Интерпретационные акты – акты-документы, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, выражающие разъяснение юридических норм.

Кодификация – деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

Консолидация – устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

Концепция нормативного акта – документ, в котором отражается научно-практический подход к разрешению социальных проблем, основанный на реальной информации о той или иной сфере жизни общества, ставшей предметом правового регулирования.

Локальные правовое акты – правовые акты, принятые (изданные) в пределах компетенции должностными лицами организации, с соблюдением установленной законодательством РФ процедуры, действие которых ограничено рамками одной или нескольких организаций.

Механизм правового регулирования – взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Норма права – общеобязательное, социально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющиеся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного.

Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Опубликование – действие, заключающееся в доведении нормативных актов до сведения граждан, кому они адресованы.

Отрасль права – элемент системы права, представляющий собой относительно самостоятельную совокупность норм права в структуре единой системе права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

Официальное опубликование закона – самостоятельная стадия законодательного процесса, необходимая для создания дубликатов официального текста принятого закона и определения времени вступления его в силу.




Правовая система – структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой отрасли.

Правовые аксиомы – правовые положения, которые в результате проверки многовековой общественно-исторической практикой стали непреложными, исходными элементарными истинами – привычными и самоочевидными, вне которых невозможно существование права как социального явления.

Правовые презумпции – прямо или косвенно закрепленное в норме индуктивное вероятное предположение, основанное на статистической связи презюмируемого факта с фактом действительным, касающееся обстоятельств, имеющих правовое значение, и влекущее правовые последствия путем необходимости его применения, при условии, что не будет доказано наличие противоположного предположению.

Правовые преюдиции – правила доказывания о том, что вступившее в законную силу правоприменительное решение обязательно для всех правоприменительных органов, разрешающих юридическое дело, связанное с ранее разрешенным по поводу этого факта.

Правовые фикции – закреплено в правовых актах и используемое в юридической практике нормативное предписание, выражающееся в признании известного несуществующего факта существующим или, наоборот, существующего обстоятельства несуществующим и ставшее в силу этого общеобязательным.

Преамбула – вводная или вступительная часть законодательного или иного правового акта, в которой излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания акта. Преамбула содержит нормы-цели и нормы-принципы, которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании норм акта.

Преемственность – это заимствование действующим правом того или иного государства положений прошлых либо современных ему правовых систем.

Применение права – государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Пробел в праве – полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы, которая не может функционировать без обязательных юридических норм.

Рецепция – возрождение и использование в организации и осуществлении правового регулирования отечественного и мирового опыта юриспруденции, правовых ценностей и принципов, достижений политико-правовой науки прошлого в научных исследованиях, в законодательстве и юридической практике.

Систематизация законодательства – процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем внешней или внутренней обработки их содержания.

Судебное решение – процессуальный документ, разрешающий дело и восстанавливающий нарушенные права, вынесенный судом в установленной законом процессуальной форме на основе рассмотрения дела по существу.

Толкование – деятельность по установлению содержания правового акта для его практической реализации.

Учет правовых актов – разновидность систематизации правовых документов, заключающийся в их сборе, хранении, регистрации, расположении в определенном порядке и поддержании в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования.

Юридические конструкции – это разработанная доктриной и принятая юридическим научным сообществом идеальная модель, позволяющая теоретически осмыслить, нормативно закрепить, обнаружить в правовом тексте и реальных юридических отношениях закономерную, последовательную, логичную взаимосвязь структурных элементов различных правовых явлений.

Юридическая техника – совокупность ресурсов юридической деятельности, позволяющих совершенствовать правовую материю с момента ее замысла, по всем этапам правоприменения вплоть до утраты силы правовых предписаний.

Этапы судебного процесса – урегулированные процессуальными предписаниями относительно обособленные во времени и в пространстве, совершенные в определенной последовательности юридически значимые действия суда, связанные с разрешением юридических дел, вынесением судебных решений и их обжалованием.

Аутентичное толкование – разновидность официального толкования норм права представляет собой разъяснение норм права, даваемое государственным органом, издавшим их. Аутентичное толкование характеризуется прямым разъяснением смысла правовых норм органом государства в случае, когда они неправильно применяются соответствующими субъектами права. Это разъяснение носит обязательный характер для тех, кто применяет такие нормы.

Дефиниция – краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные (качественные) признаки явления, предмета.

Закон – это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, обладает высшей юридической силой и направлен на регулирование общественных отношений.

Законодательный процесс – порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа.

Законодательная инициатива – официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой; первая стадия законодательного процесса.

Законодательство – система нормативных правовых актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны

Имплементация – осуществление, исполнение государством международных правовых норм.

Индивидуальный акт – решение по конкретному делу, которое устанавливает, изменяет или прекращает права и обязанности конкретного человека или группы лиц.

Инкорпорация – способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке.

Интерпретационные акты – акты-документы, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, выражающие разъяснение юридических норм.

Кодификация – деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

Консолидация – устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

Концепция нормативного акта – документ, в котором отражается научно-практический подход к разрешению социальных проблем, основанный на реальной информации о той или иной сфере жизни общества, ставшей предметом правового регулирования.

Локальные правовое акты – правовые акты, принятые (изданные) в пределах компетенции должностными лицами организации, с соблюдением установленной законодательством РФ процедуры, действие которых ограничено рамками одной или нескольких организаций.

Механизм правового регулирования – взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Норма права – общеобязательное, социально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющиеся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного.

Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Опубликование – действие, заключающееся в доведении нормативных актов до сведения граждан, кому они адресованы.

Отрасль права – элемент системы права, представляющий собой относительно самостоятельную совокупность норм права в структуре единой системе права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

Официальное опубликование закона – самостоятельная стадия законодательного процесса, необходимая для создания дубликатов официального текста принятого закона и определения времени вступления его в силу.

Правовая система – структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой отрасли.

Правовые аксиомы – правовые положения, которые в результате проверки многовековой общественно-исторической практикой стали непреложными, исходными элементарными истинами – привычными и самоочевидными, вне которых невозможно существование права как социального явления.

Правовые презумпции – прямо или косвенно закрепленное в норме индуктивное вероятное предположение, основанное на статистической связи презюмируемого факта с фактом действительным, касающееся обстоятельств, имеющих правовое значение, и влекущее правовые последствия путем необходимости его применения, при условии, что не будет доказано наличие противоположного предположению.

Правовые преюдиции – правила доказывания о том, что вступившее в законную силу правоприменительное решение обязательно для всех правоприменительных органов, разрешающих юридическое дело, связанное с ранее разрешенным по поводу этого факта.

Правовые фикции – закреплено в правовых актах и используемое в юридической практике нормативное предписание, выражающееся в признании известного несуществующего факта существующим или, наоборот, существующего обстоятельства несуществующим и ставшее в силу этого общеобязательным.

Преамбула – вводная или вступительная часть законодательного или иного правового акта, в которой излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания акта. Преамбула содержит нормы-цели и нормы-принципы, которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании норм акта.

Преемственность – это заимствование действующим правом того или иного государства положений прошлых либо современных ему правовых систем.

Применение права – государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Пробел в праве – полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы, которая не может функционировать без обязательных юридических норм.

Рецепция – возрождение и использование в организации и осуществлении правового регулирования отечественного и мирового опыта юриспруденции, правовых ценностей и принципов, достижений политико-правовой науки прошлого в научных исследованиях, в законодательстве и юридической практике.

Систематизация законодательства – процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем внешней или внутренней обработки их содержания.

Судебное решение – процессуальный документ, разрешающий дело и восстанавливающий нарушенные права, вынесенный судом в установленной законом процессуальной форме на основе рассмотрения дела по существу.

Толкование – деятельность по установлению содержания правового акта для его практической реализации.

Учет правовых актов – разновидность систематизации правовых документов, заключающийся в их сборе, хранении, регистрации, расположении в определенном порядке и поддержании в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования.

Юридические конструкции – это разработанная доктриной и принятая юридическим научным сообществом идеальная модель, позволяющая теоретически осмыслить, нормативно закрепить, обнаружить в правовом тексте и реальных юридических отношениях закономерную, последовательную, логичную взаимосвязь структурных элементов различных правовых явлений.

Юридическая техника – совокупность ресурсов юридической деятельности, позволяющих совершенствовать правовую материю с момента ее замысла, по всем этапам правоприменения вплоть до утраты силы правовых предписаний.

Этапы судебного процесса – урегулированные процессуальными предписаниями относительно обособленные во времени и в пространстве, совершенные в определенной последовательности юридически значимые действия суда, связанные с разрешением юридических дел, вынесением судебных решений и их обжалованием.

Читайте также: