Ауфтакт в дирижировании это кратко и понятно
Обновлено: 02.07.2024
• Приподнять плечи, отвести их назад и свободно опустить (повторить несколько раз). Это упражнение будет способствовать устранению напряженности мышц плечевого пояса и корпуса.
• Руки медленно поднять от плеча перед собой при свободно свисающих кистях. На мгновение задержать, затем расслабить мышцы так, чтобы руки свободно упали, по инерции совершая еще несколько взмахов (делать каждой рукой поочередно, затем двумя вместе).
Ауфтакт — это преддействие, которое представляет собой простое неподготовленное движение. Основная функция ауфтакта (замаха) - предупреждение, накапливание энергии, необходимой для дальнейшего действия.
Значение ауфтакта в дирижировании велико. Оно предшествует любым вступлениям в середине произведения, показам остановок и дальнейшего движения музыки, смены темпа и динамики, появлению каждого нового штриха, выделяемого слога и т.д. Необходим ауфтакт в той или иной степени и перед каждым долевым движением при тактировании.
Впервые понятие ауфтакта, или замаха, встречается студентам при изучении структуры дирижерских движений и схем. Но понятие ауфтакта гораздо шире, нежели подготовка доли, оно включает в себя предварение очень многих моментов исполнения. В дирижировании посредством ауфтакта предваряются многие моменты дыхания, вступления, снятия, наступления новой динамики, темпа, штрихи.
Ауфтакты бывают весьма разнообразными, так как длительность и сила их всецело зависят от характера исполняемой музыки. Медленный темп требует медленных ауфтактов, быстрый - быстрых, слабое звучание - небольшого ауфтакта по объему, сильное, мощное звучание - большого, яркого, энергичного. Как будет выполнен ауфтакт, так прозвучит и подготовленная им доля. Главное требование, предъявляемое к ауфтактам, - четкость. Плохо поданный, нечеткий ауфтакт теряет весь смысл, так как он не будет понят исполнителями и, следовательно, потеряет свою мобилизующую функцию.
Ауфтакт (от нем. auf – над и лат. tactus прикосновение; нем. auftakt – затакт, нечто совершающееся до начала звучания) – это жест, предваряющий момент исполнения каждой из долей такта и по временной продолжительности равный длительности определяемой доли. В пении – показ дыхания (вдоха) перед атакой звука.
Ф у н к ц и и и с т р у к т у р а. Можно выделить следующие функции ауфтакта:
– определение начального момента исполнения (подготовка совместного действия, дыхания) и начала каждой доли в такте, а также снятия на разные доли такта;
– определение характера атаки звука (степени остроты или протяженности звука);
– определение образного содержания музыки.
Перечисленные функции ауфтакта осуществляются по-разному в зависимости от того, когда он применяется – до начала звучания счетной доли или же к звучанию, возникающему после начала счетной доли в момент исполнения. Ауфтакт начальный выступает в основном в одной лишь роли – предварения последующей доли, тогда как другой (внутритактовый, или междольный) одновременно выполняет и функцию руководства текущей долей, т.е. звучащей в момент движения ауфтакта.
Основная функция ауфтакта – предупреждение, накапливание энергии, необходимой для дальнейшего действия.
Структура ауфтакта обычно рассматривается как трехфазное (трехэлементное) построение, включающее:
– задержку (фиксацию), концентрацию внимания перед возникновением звучания;
– побуждающий импульс – атаку звука на вдохе.
С в о й с т в а. Анализируя различные ауфтакты, можно установить, что они отличаются друг от друга длительностью, скоростью, амплитудой, силой (интенсивностью), массой, направлением и формой.
Разнообразные сочетания этих свойств в ауфтакте придают ему тот или иной характер. Ауфтакт протекает во времени и пространстве, имея начало, конец, а, следовательно, и меру как в одной, так и в другой категории.
Ауфтакты различаются по следующим категориям:
Длительность – время, в течение которого продолжается ауфтакт.
Скорость – отношение пути, амплитуды ауфтакта, к его длительности. С одной стороны, чем больше амплитуда ауфтакта, при постоянном времени, тем больше скорость взмаха и наоборот. С другой – чем продолжительнее длительность ауфтакта при постоянной амплитуде, тем меньше скорость ауфтакта.
Скорость музыкального звучания (темп) и скорость ауфтакта – разные понятия в силу того, что скорость музыкальной звучности есть категория времени, а скорость ауфтакта – категория времени и пространства. Поэтому изменение скорости ауфтакта подчас влечет за собой изменение темпа, в то время как изменение длительности ауфтакта всегда связано с изменением темпа. То есть, если при увеличении скорости ауфтакта пропорционально увеличивать его амплитуду, а при уменьшении скорости пропорционально сокращать ее, то и темп будет сохраняться. В этом случае увеличение или уменьшение скорости ауфтакта увеличит или уменьшит только его интенсивность.
Амплитуда – путь, который наша рука проходит в пространстве, совершая тот или иной взмах.
Сила (интенсивность) ауфтакта отражает соответствующую силу или интенсивность звука и проявляется по-разному. Она может выразиться в определенном мышечном напряжении рук, но бывает поддержана или уменьшена и массой (весом) руки или изменениями в скорости ауфтакта. В последнем случае неизбежно изменение амплитуды ауфтакта. Значительное влияние на силу ауфтакта оказывают также направление и форма ауфтакта.
Масса ауфтакта определяется массой руки, участвующей в ауфтакте. Ауфтакт может совершаться всей рукой (от плеча), предплечьем (от локтя) и кистью. При взмахе кистью масса руки минимальна, она увеличивается при взмахе предплечьем, от локтя. Максимальная масса руки при взмахе всей рукой, от плеча.
Форма амплитуды ауфтакта, рисунок пути, который рука совершает в пространстве, осуществляя взмах. Рисунок ауфтакта может состоять из прямых и кривых линий или их сочетаний разной конфигурации и различных направлений.
Все эти категории взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Для подачи ауфтакта рука, как правило, должна занять местоположение предшествующей доли (соответственно схеме тактирования).
Д в и ж е н и я. Ауфтакт состоит из трех элементов:
1) замаха – движения вверх (или в сторону),
2) падения – движения вниз, завершающегося ударом, и
3) отдачи – движения вверх, возникающего рефлекторно вслед за ударом.
Замах и падение тесно связаны друг с другом (как причина и следствиие, бросок вверх и возвратное движение). Замах должен быть слегка замедляющимся, что соответствует закономерности движения всякого предмета, брошенного вверх. Движение руки вниз должно быть равномерно ускоряющимся, подобно свободно падающему предмету. Нарушение этих принципов, когда еще не выработаны соответствующие навыки дирижерской техники, нежелательно. Замах может начинаться либо толчком (как бы оттолкнувшись от плоскости), более или менее острым и сильным, либо неторопливым, мягким поднятием руки. Переход от замаха к падению может совершаться мягко, как бы по закругленной линии, или образовывать острый угол, создавая точку перелома. Для более точного показа дыхания рекомендуется самому дирижеру сделать вдох в момент замаха ауфтакта.
Из всех функций ауфтакта обозначение начального момента доли и темпа исполнения имеет наибольшее значение. Эта функция наиважнейшая потому, что совместность вступления нескольких исполнителей с одновременным возникновением у них единого ощущения темпа зависит всецело от четкости и определенности жеста дирижера. (Одна из наиболее частых и общих ошибок при показе начального ауфтакта заключается в том, что он выполняется напряженным движением руки.)
Для двигательного дирижерского сигнала характерны в общем аналогичные принципы. Различие заключается лишь в том, что ритмическая настройка осуществляется не звуками, а двумя равными по времени и амплитуде движениями руки дирижера вверх и вниз. Однако двигательный сигнал менее ясен для восприятия и ритмической настройки, чем звуковой. Если начальная и конечная точки движения руки достаточно четки и ясно фиксируются сознанием, то верхняя граница, т.е. момент перехода от движения вверх к движению вниз, никогда не бывает столь четким. Этот недостаток приходится восполнять особыми приемами.
Например, движение маятника вызывает ясное представление о пульсации ритма (даже и в том случае, когда не слышно его ударов, а видны только колебания) периодичностью ускорений и замедлений. Обратим внимание на последнее: ни одно движение маятника не совершается равномерно, а приобретает ускорение к середине и замедление в конце. То же происходит и в ауфтакте. Движения его имеют равномерные ускорения и замедления, которыми и создается у исполнителя конкретное ощущение их начала и конца. Немаловажную роль играет и то, что взаимозависимость движения вверх и падения, устремления к точке удара, заключенные в ауфтакте, глубоко освоены нами из жизненной практики. По ускорению можно заранее определить, например, момент соприкосновения падающего предмета с плоскостью. Отсюда можно сделать вывод, что маятникообразность движений – наиболее характерная и существенная черта ауфтакта; именно этим создается его внутренняя ритмичность, помогающая точно ощутить момент начала исполнения. И второй вывод – в ауфтакте важен не столько удар, одновременно с которым возникает звучание, сколько подготовительное движение и, что весьма важно, способ выполнения этого движения.
В и д ы. Полный (двухфазный) приходится на начало счетной доли, занимает по длительности одну счетную долю, придает ощущение темпа, одновременно две фазы сообщают о внутридолевой пульсации. Импульс в первой фазе обеспечивает взятие дыхания, а импульс во второй фазе – совместное вступление. Ауфтакт завершается тогда, когда начинается звучание, им подготовленное. Поэтому следующий жест, приходящийся на первую долю такта, выполняет функцию фиксации.
Особенность ауфтакта к неполной доле состоит в том, что он, в отличие от полного, не предшествует по времени счетной доле, а совпадает с ней. Иначе говоря, начало движения ауфтакта есть в то же время и начало неполной доли. Первая половина движения (внешне аналогичная замаху полного ауфтакта) после толчка, удара, обозначившего начало доли, служит в данном случае моментом приготовления дыхания, тогда как вторая – движение вниз – совпадает со звучанием.
Задержанный применяется в тех случаях, когда необходимо добиться особенно острого вступления, акцента, четкого произношения согласных и т.п. Задержанный ауфтакт готовит действие, приходящееся на начало счетной доли и является двухфазным жестом, занимающим время всей предыдущей счетной доли. В обычном ауфтакте движение замаха к верхней точке замедляется, и остановка руки воспринимается как момент пассивного угасания энергии. В задержанном ауфтакте движение вверх совершается не с замедлением, а с ускорением и задерживается в момент наибольшей активности. Остановка движения сопряжена с концентрацией энергии, после чего движение вниз приобретет еще большую активность. В момент перехода от остановки к обратному движению в руке должно возникнуть ощущение наличия двух сил: устремляющей руку вниз, к удару и препятствующей этому движению. У дирижера должно создаться впечатление, будто кто-то схватил его руку и не позволяет произвести удар; что на пути к точке удара находится препятствие, которое нужно преодолеть.
Приближенный ауфтакт может быть двухфазным или однофазным. В процессе дирижирования ауфтакт иногда перестает быть эффективным. Чтобы вернуть ауфтакту эффективность, приходится сокращать счетную долю, переходить на тактирование более короткими счетными долями (деление доли). Ауфтакт при этом как бы приближается к готовящейся им задаче. Такой ауфтакт и называют приближенным. Применяется он при показе смены темпа на более быстрый, ритма, акцента и других деталей.
Междольный ауфтакт (внутри такта) – движение, связывающее две доли внутри такта, руководит звучанием в данный момент.
– кому конкретно предстоит реализовать его творческие замыслы;
– какую художественную задачу он ставит перед исполнителями;
– когда он хочет получить желаемый звуковой результат.
С помощью ауфтакта дирижер мобилизует внимание исполнителей и дает психологическую настройку на выполнение предстоящих задач.
Ауфтакт не может быть с полным основанием охарактеризован только как музыкальное действие. При более углубленном анализе обнаруживаются обстоятельства, которые существенно расширяют содержательные возможности ауфтакта, превращая его в инструмент психологического воздействия на музыкальный коллектив. И связано это в первую очередь с опережающей функцией ауфтакта.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Областное государственное профессиональное
образовательное бюджетное учреждение
для студентов специальности: 53.02.01 Музыкальное образование
Кузина Л. И., преподаватель специальных дисциплин
г. Биробиджан, 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Работа состоит из введения, основной части и заключения. Главное ее значение – помощь студенту в овладении искусством дирижирования. Для приобретения специальных дирижерских умений и навыков, необходимых, как для успешного выступления на государственном экзамене по дирижированию хором, так и для последующей педагогической работы.
ЗНАЧЕНИЕ АУФТАКТА В ДИРИЖИРОВАНИИ
Передача положительного духовного опыта поколений, накопленного в музыкальном искусстве, является высшей целью музыкального образования. Как сказал М. Горький – Только величайшее искусство музыки – способно коснуться глубин души. Она обладает силой и властью над нами.
Хоровое пение, как область музыки – искусство уникальных возможностей, как исполнительских, так и образовательных, способствующее воспитанию всесторонне развитой личности. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания.
Задача педагога музыки – приобщить подростков к хоровому искусству, вызвать к нему у детей неподдельный интерес. Вовлекая детей в коллективное исполнительство, педагог решает ряд образовательных и воспитательных задач: развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки и воспитание лучших человеческих качеств. Способствует развитию у них чувства коллективизма, ответственности за общее дело. И способен на это только высококвалифицированный специалист, имеющий навыки дирижирования, позволяющие ему не только профессионально раскрывать и передавать в конкретном звучании музыкальный образ, но и грамотно организовать процесс работы над ним.
Последовательность обучения связана у студента с развитием у студента образно-ассоциативного музыкального мышления, развитием способности творчески передать содержание исполняемой музыки. Цели конкретизируются в процессе работы. Их понимание для студента является своеобразным стимулом к проявлению активности, инициативы, реализации своего творческого потенциала (через овладение техническими элементами), преодолению дирижерских трудностей в классе дирижирования.
С первых уроков внимание педагога должно быть направлено на развитие у студентов технических навыков. Как известно, основу дирижерской техники составляют ауфтакты и от того, как руководитель хора показывает ауфтакт, будет зависеть качество звучания фразы, ритмический и художественный ансамбль. Ауфтакт – это преддействие, которое представляет собой простое неподготовленное движение. Основная функция ауфтакта (замаха) – предупреждение, накапливание энергии необходимой для дальнейшего действия. Значение ауфтакта в дирижировании велико. Оно предшествует любым вступлениям в середине произведения, показам остановок и дальнейшего движения музыки, смены темпа и динамики, появлению каждого нового штриха, выделяемого слога и т.д. Необходим ауфтакт в той или иной степени и перед каждым долевым движением при тактировании.
Поскольку ауфтакт предвосхищает предстоящее звучание, то его выбор определяется эмоционально-образным характером произведения. Здесь важно понимать основные функции ауфтактов.
В ауфтакте на неполную долю главное внимание должно быть уделено выполнению четкого и острого удара, определяющего начало неполной доли. Для удобства кистевого удара следует порекомендовать студентам - немного приподнять кисти обеих рук вверх.
Работая над освоением правильного показа неполного ауфтакта, особое внимание следует уделить тому, чтобы студент тщательно связывал в
единое целое неполную долю, с которой начинается вступление с последующей доли.
- для придания вступлению особой остроты и характерности звучания музыки;
- четкого совместного произношения слов, начинающихся с сочетания 2-3 согласных;
- показа акцентов различной силы;
- лучшего достижения ритмического ансамбля в произведениях, исполняемых в медленных, спокойных темпах.
Задержанный ауфтакт достаточно трудный для начинающего дирижера технический прием, требующий от него большой свободы аппарата, поэтому его изучение целесообразно начинать на старших курсах.
Таким образом, основой дирижерской техники является ауфтакт, полноценное освоение которого невозможно без осознания его функций. Освоение всех приемов ауфтакта логично осуществлять на самых разных по содержанию и характеру фрагментах, что способствует поиску графической и эмоционально-образной характеристике движения, обусловленной характером звучащей музыки. Овладение различными типами ауфтактов, позволяет студенту воспитать в себе чувство ритма, ясное ощущение внутридолевой пульсации.
Являясь важнейшим элементом техники дирижирования, ауфтакт предваряет не только вступления и снятия, но и наступление новой динамики, темпа, показ штрихов в музыкальном произведении. На протяжении всего процесса обучения необходимо воспитывать серьезное отношение к четким показам ауфтактов, что является залогом дальнейшей успешной работы с хором.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
ЗМИД -17 запись закреплена
При достаточно высокой квалификации хора может применяться расстановка хора по принципу смешивания тембров голосов и тогда вступления будут доноситься с разных сторон. Такое расположение способствует достижению богатой тембровой палитры звучания прежде всего при воспроизведении полифонической фактуры. В данном случае дирижер будет обращаться к отдельным партиям, беря за основу традиционное расположение.
Особое значение приобретает показ вступлений и снятия звучания в полифонических произведениях. Рассматривая вопрос о вступлении в произведениях полифонического состава отметим, что наибольшего внимания дирижера требуют те из них, которые связаны с изложением основного тематического материала. Такие вступления требуют выразительного ауфтакта со всеми его элементами, соответствующего импульса дирижера. Большей рельефности вступления можно достичь, если несколько уменьшить амплитуду жестов, предшествующих ему. Показ вступления характеризуется такими признаками как смена позиций рук, иногда движение корпуса в направлении партии, которая вступает, безвучное произношение текста. Вступления голосов не должны нарушать единой динамической линии.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте понятие ауфтакта - жеста-вступления.
2. Из каких компонентов состоит дирижерских взмах.
3. Рассказать о разновидности ауфтактов и технические приемы их исполнения.
4. Охарактеризуйте технику показа следующих видов ауфтакта: полный, неполный, ауфтакт на паузе и тактовой черте, междольный ауфтакт.
5.Упражнения на показ ауфтаков (вступлений) на разные доли такта - расширяет технические возможности дирижерской техники.
Упражнения выполняются на основе музыкального материала. Концертмейстер, исполняющий хоровую партитуру на фортепиано, никоим образом не должен безучастно относиться к плохим ауфтактам со стороны дирижера и пропускать их. Приучив студента в классе к небрежности, легкомысленному отношению к ауфтактам, осложняется его дальнейшая практическая работа с коллективом.
Алёна Пахомова
Читайте также: