Ауфтакт в дирижировании это кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

• Приподнять плечи, отвести их назад и свободно опустить (по­вторить несколько раз). Это упражнение будет способствовать ус­транению напряженности мышц плечевого пояса и корпуса.

• Руки медленно поднять от плеча перед собой при свободно свисающих кистях. На мгновение задержать, затем расслабить мышцы так, чтобы руки свободно упали, по инерции совершая еще несколько взмахов (делать каждой рукой поочередно, затем двумя вместе).

Ауфтакт — это преддействие, которое представляет собой про­стое неподготовленное движение. Основная функция ауфтакта (замаха) - предупреждение, накапливание энергии, необходимой для дальнейшего действия.

Значение ауфтакта в дирижировании велико. Оно предшеству­ет любым вступлениям в середине произведения, показам оста­новок и дальнейшего движения музыки, смены темпа и динами­ки, появлению каждого нового штриха, выделяемого слога и т.д. Необходим ауфтакт в той или иной степени и перед каждым доле­вым движением при тактировании.

Впервые понятие ауфтакта, или замаха, встречается студентам при изучении структуры дирижерских движений и схем. Но поня­тие ауфтакта гораздо шире, нежели подготовка доли, оно включа­ет в себя предварение очень многих моментов исполнения. В ди­рижировании посредством ауфтакта предваряются многие момен­ты дыхания, вступления, снятия, наступления новой динамики, темпа, штрихи.

Ауфтакты бывают весьма разнообразными, так как длительность и сила их всецело зависят от характера исполняе­мой музыки. Медленный темп требует медленных ауфтактов, быстрый - быстрых, слабое звучание - небольшого ауфтакта по объему, сильное, мощное звучание - большого, яркого, энергич­ного. Как будет выполнен ауфтакт, так прозвучит и подготовлен­ная им доля. Главное требование, предъявляемое к ауфтактам, - четкость. Плохо поданный, нечеткий ауфтакт теряет весь смысл, так как он не будет понят исполнителями и, следовательно, поте­ряет свою мобилизующую функцию.

Ауфтакт (от нем. auf – над и лат. tactus прикосновение; нем. auftakt – затакт, нечто совершающееся до начала зву­ча­ния) – это жест, предваряющий момент исполнения каждой из долей такта и по временной продолжительности равный дли­тельности определяемой доли. В пении – показ дыхания (вдоха) перед атакой звука.

Ф у н к ц и и и с т р у к т у р а. Можно выделить сле­дую­щие функции ауфтакта:

– определение начального момента исполнения (подго­тов­ка совместного действия, дыхания) и начала каждой доли в такте, а также снятия на разные доли такта;

– определение характера атаки звука (степени остроты или протяженности звука);

– определение образного содержания музыки.

Перечисленные функции ауфтакта осуществляются по-раз­но­му в зависимости от того, когда он применяется – до на­ча­ла звучания счетной доли или же к звучанию, возникающему после начала счетной доли в момент исполнения. Ауфтакт начальный выступает в основном в одной лишь роли – пре­два­рения последующей доли, тогда как другой (внутри­так­то­вый, или междольный) одновременно выполняет и функцию ру­ководства текущей долей, т.е. звучащей в момент движе­ния ауфтакта.

Основная функция ауфтакта – предупреждение, накапли­ва­ние энергии, необходимой для дальнейшего действия.

Структура ауфтакта обычно рассматривается как трех­фаз­ное (трехэлементное) построение, включающее:

– задержку (фиксацию), концентрацию внимания перед воз­никновением звучания;

– побуждающий импульс – атаку звука на вдохе.

С в о й с т в а. Анализируя различные ауфтакты, можно установить, что они отличаются друг от друга длитель­но­стью, скоростью, ам­плитудой, силой (интенсивностью), мас­сой, направле­ни­ем и формой.

Разнообразные сочетания этих свойств в ауфтакте придают ему тот или иной характер. Ауфтакт протекает во времени и пространстве, имея начало, конец, а, следовательно, и меру как в одной, так и в другой категории.

Ауфтакты различаются по следующим категориям:

Длительность – время, в течение которого продолжается ауфтакт.

Скорость – отношение пути, амплитуды ауфтакта, к его длительности. С одной стороны, чем больше амплитуда ауф­так­та, при постоянном времени, тем больше скорость взмаха и наоборот. С другой – чем продолжительнее длительность ауфтакта при постоянной амплитуде, тем меньше скорость ауфтакта.

Скорость музыкального звучания (темп) и скорость ауф­так­та – разные понятия в силу того, что скорость музы­каль­ной звучности есть категория времени, а скорость ауфтакта – категория времени и пространства. Поэтому изменение ско­ро­сти ауфтакта подчас влечет за собой изменение темпа, в то время как изменение длительности ауфтакта всегда связано с изменением темпа. То есть, если при увеличении скорости ауф­­такта пропорционально увеличивать его амплитуду, а при уменьшении скорости пропорционально сокращать ее, то и темп будет сохраняться. В этом случае увеличение или умень­шение скорости ауфтакта увеличит или уменьшит толь­ко его интенсивность.

Амплитуда – путь, который наша рука проходит в про­стран­стве, совершая тот или иной взмах.

Сила (интенсивность) ауфтакта отражает соответст­вую­щую силу или интенсивность звука и проявляется по-раз­но­му. Она может выразиться в определенном мышечном на­пря­же­нии рук, но бывает поддержана или уменьшена и массой (весом) руки или изменениями в скорости ауфтакта. В по­след­нем случае неизбежно изменение амплитуды ауфтакта. Зна­чительное влияние на силу ауфтакта оказывают также на­правление и форма ауфтакта.

Масса ауфтакта определяется массой руки, участвующей в ауфтакте. Ауфтакт может совершаться всей рукой (от плеча), предплечьем (от локтя) и кистью. При взмахе кистью масса руки минимальна, она увеличивается при взмахе пред­плечь­ем, от локтя. Максимальная масса руки при взмахе всей ру­кой, от плеча.

Форма амплитуды ауфтакта, рисунок пути, который рука совершает в пространстве, осуществляя взмах. Рисунок ауф­так­та может состоять из прямых и кривых линий или их со­че­таний разной конфигурации и различных направлений.

Все эти категории взаимосвязаны между собой и взаи­мо­за­висимы.

Для подачи ауфтакта рука, как правило, должна занять ме­стоположение предшествующей доли (соответственно схеме тактирования).

Д в и ж е н и я. Ауфтакт состоит из трех элементов:

1) замаха – движения вверх (или в сторону),

2) падения – движения вниз, завершающегося ударом, и

3) отдачи – движения вверх, возникающего рефлекторно вслед за ударом.

Замах и падение тесно связаны друг с другом (как причина и следствиие, бросок вверх и возвратное движение). Замах должен быть слегка замедляющимся, что соответствует за­ко­но­мерности движения всякого предмета, брошенного вверх. Движение руки вниз должно быть равномерно уско­ряющим­ся, подобно свободно падающему предмету. Нарушение этих принципов, когда еще не выработаны соответствующие на­вы­ки дирижерской техники, нежелательно. Замах может на­чи­наться либо толчком (как бы оттолкнувшись от плоскости), более или менее острым и сильным, либо неторопливым, мягким поднятием руки. Переход от замаха к падению может совершаться мягко, как бы по закругленной линии, или об­ра­зо­вывать острый угол, создавая точку перелома. Для более точ­ного показа дыхания рекомендуется самому дирижеру сделать вдох в момент замаха ауфтакта.

Из всех функций ауфтакта обозначение начального мо­мен­та доли и темпа исполнения имеет наибольшее значение. Эта функция наиважнейшая потому, что совместность вступле­ния нескольких исполнителей с одновременным возник­но­ве­ни­ем у них единого ощущения темпа зависит всецело от чет­ко­сти и определенности жеста дирижера. (Одна из наиболее частых и общих ошибок при показе на­чального ауфтакта за­ключается в том, что он выполняется напряженным движени­ем руки.)

Для двигательного дирижерского сигнала характерны в общем аналогичные принципы. Различие заключается лишь в том, что ритмическая настройка осуществляется не звуками, а двумя равными по времени и амплитуде движениями руки дирижера вверх и вниз. Однако двигательный сигнал менее ясен для восприятия и ритми­че­ской настройки, чем звуковой. Если начальная и конечная точки движения руки достаточно четки и ясно фиксируются сознанием, то верхняя граница, т.е. момент перехода от дви­же­ния вверх к движению вниз, никогда не бывает столь чет­ким. Этот недостаток приходится восполнять особыми прие­ма­ми.

Например, движение маятника вызывает ясное представ­ле­ние о пульсации ритма (даже и в том случае, когда не слы­шно его ударов, а видны только колебания) периодичностью ускорений и замедлений. Обратим внимание на последнее: ни одно движение маятника не совершается равномерно, а при­об­ретает ускорение к середине и замедление в конце. То же происходит и в ауфтакте. Движения его имеют рав­но­мер­ные ускорения и замедления, которыми и создается у испол­ни­те­ля конкретное ощущение их начала и конца. Немаловаж­ную роль играет и то, что взаимозависимость движения вверх и падения, устремления к точке удара, заключенные в ауф­так­те, глубоко освоены нами из жизненной практики. По уско­ре­нию можно заранее определить, например, момент сопри­ко­сно­вения падающего предмета с плоскостью. Отсюда можно сделать вывод, что маятникообразность движений – наибо­лее характерная и существенная черта ауфтакта; имен­но этим создается его внутренняя ритмичность, помогающая точно ощу­тить момент начала исполнения. И второй вывод – в ауф­так­те важен не столько удар, одновременно с которым воз­­ни­кает звучание, сколько подготовительное движение и, что весьма важно, способ выполнения этого движения.

В и д ы. Полный (двухфазный) приходится на начало счет­ной до­ли, занимает по длительности одну счетную долю, при­дает ощу­ще­ние темпа, одновременно две фазы сообщают о вну­три­до­ле­вой пульсации. Импульс в первой фазе обес­пе­чи­вает взятие дыхания, а импульс во второй фазе – совмест­ное всту­пле­ние. Ауфтакт завершается тогда, когда начинает­ся звуча­ние, им подготовленное. Поэтому следующий жест, приходя­щийся на первую долю такта, выполняет функцию фиксации.

Особенность ауфтакта к неполной доле состоит в том, что он, в отличие от полного, не предшествует по времени счет­ной доле, а совпадает с ней. Иначе говоря, начало движения ауфтакта есть в то же время и начало неполной доли. Первая половина движения (внешне аналогичная замаху полного ауф­такта) после толчка, удара, обозначившего начало доли, служит в данном случае моментом приготовления дыхания, тогда как вторая – движение вниз – совпадает со звучанием.

Задержанный применяется в тех случаях, когда необ­хо­ди­мо добиться особенно острого вступления, акцента, четкого про­изношения согласных и т.п. Задержанный ауфтакт го­то­вит действие, приходящееся на начало счетной доли и яв­ляет­ся двухфазным жестом, занимающим время всей пре­ды­ду­щей счетной доли. В обычном ауфтакте движение замаха к верхней точке замедляется, и остановка руки воспринимается как момент пассивного угасания энергии. В задержанном ауфтакте движение вверх совершается не с замедлением, а с ускорением и задерживается в момент наибольшей актив­но­сти. Остановка движения сопряжена с концентрацией энер­гии, после чего движение вниз приобретет еще большую ак­тив­ность. В момент перехода от остановки к обратному дви­же­нию в руке должно возникнуть ощущение наличия двух сил: устремляющей руку вниз, к удару и препятствующей это­му движению. У дирижера должно создаться впечатление, будто кто-то схватил его руку и не позволяет произвести удар; что на пути к точке удара находится препятствие, которое нужно преодолеть.

Приближенный ауфтакт может быть двухфазным или од­но­фазным. В процессе дирижирования ауфтакт иногда пере­ста­ет быть эффективным. Чтобы вернуть ауфтакту эф­фек­тив­ность, приходится сокращать счетную долю, переходить на тактирование более короткими счетными долями (деление до­ли). Ауфтакт при этом как бы приближается к готовящейся им задаче. Такой ауфтакт и называют приближенным. При­ме­няется он при показе смены темпа на более быстрый, рит­ма, акцента и других деталей.

Междольный ауфтакт (внутри такта) – движение, свя­зы­ваю­щее две доли внутри такта, руководит звучанием в дан­ный момент.

– кому конкретно предстоит реализовать его творческие за­мыслы;

– какую художественную задачу он ставит перед ис­полнителями;

– когда он хочет получить желаемый звуковой результат.

С помощью ауфтакта дирижер мобилизует внимание ис­пол­нителей и дает психологическую настройку на выпол­не­ние предстоящих задач.

Ауфтакт не может быть с полным основанием охарак­те­ри­зо­ван только как музыкальное действие. При более углуб­лен­ном анализе обнаруживаются обстоя­тельства, которые суще­ствен­но расширяют содержательные возможности ауфтакта, превращая его в инструмент психологического воздействия на музыкальный коллектив. И связано это в первую очередь с опережаю­щей функцией ауфтакта.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

для студентов специальности: 53.02.01 Музыкальное образование

Кузина Л. И., преподаватель специальных дисциплин

г. Биробиджан, 2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Работа состоит из введения, основной части и заключения. Главное ее значение – помощь студенту в овладении искусством дирижирования. Для приобретения специальных дирижерских умений и навыков, необходимых, как для успешного выступления на государственном экзамене по дирижированию хором, так и для последующей педагогической работы.

ЗНАЧЕНИЕ АУФТАКТА В ДИРИЖИРОВАНИИ

Передача положительного духовного опыта поколений, накопленного в музыкальном искусстве, является высшей целью музыкального образования. Как сказал М. Горький – Только величайшее искусство музыки – способно коснуться глубин души. Она обладает силой и властью над нами.

Хоровое пение, как область музыки – искусство уникальных возможностей, как исполнительских, так и образовательных, способствующее воспитанию всесторонне развитой личности. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания.

Задача педагога музыки – приобщить подростков к хоровому искусству, вызвать к нему у детей неподдельный интерес. Вовлекая детей в коллективное исполнительство, педагог решает ряд образовательных и воспитательных задач: развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки и воспитание лучших человеческих качеств. Способствует развитию у них чувства коллективизма, ответственности за общее дело. И способен на это только высококвалифицированный специалист, имеющий навыки дирижирования, позволяющие ему не только профессионально раскрывать и передавать в конкретном звучании музыкальный образ, но и грамотно организовать процесс работы над ним.

Последовательность обучения связана у студента с развитием у студента образно-ассоциативного музыкального мышления, развитием способности творчески передать содержание исполняемой музыки. Цели конкретизируются в процессе работы. Их понимание для студента является своеобразным стимулом к проявлению активности, инициативы, реализации своего творческого потенциала (через овладение техническими элементами), преодолению дирижерских трудностей в классе дирижирования.

С первых уроков внимание педагога должно быть направлено на развитие у студентов технических навыков. Как известно, основу дирижерской техники составляют ауфтакты и от того, как руководитель хора показывает ауфтакт, будет зависеть качество звучания фразы, ритмический и художественный ансамбль. Ауфтакт – это преддействие, которое представляет собой простое неподготовленное движение. Основная функция ауфтакта (замаха) – предупреждение, накапливание энергии необходимой для дальнейшего действия. Значение ауфтакта в дирижировании велико. Оно предшествует любым вступлениям в середине произведения, показам остановок и дальнейшего движения музыки, смены темпа и динамики, появлению каждого нового штриха, выделяемого слога и т.д. Необходим ауфтакт в той или иной степени и перед каждым долевым движением при тактировании.

Поскольку ауфтакт предвосхищает предстоящее звучание, то его выбор определяется эмоционально-образным характером произведения. Здесь важно понимать основные функции ауфтактов.

В ауфтакте на неполную долю главное внимание должно быть уделено выполнению четкого и острого удара, определяющего начало неполной доли. Для удобства кистевого удара следует порекомендовать студентам - немного приподнять кисти обеих рук вверх.

Работая над освоением правильного показа неполного ауфтакта, особое внимание следует уделить тому, чтобы студент тщательно связывал в

единое целое неполную долю, с которой начинается вступление с последующей доли.

- для придания вступлению особой остроты и характерности звучания музыки;

- четкого совместного произношения слов, начинающихся с сочетания 2-3 согласных;

- показа акцентов различной силы;

- лучшего достижения ритмического ансамбля в произведениях, исполняемых в медленных, спокойных темпах.

Задержанный ауфтакт достаточно трудный для начинающего дирижера технический прием, требующий от него большой свободы аппарата, поэтому его изучение целесообразно начинать на старших курсах.

Таким образом, основой дирижерской техники является ауфтакт, полноценное освоение которого невозможно без осознания его функций. Освоение всех приемов ауфтакта логично осуществлять на самых разных по содержанию и характеру фрагментах, что способствует поиску графической и эмоционально-образной характеристике движения, обусловленной характером звучащей музыки. Овладение различными типами ауфтактов, позволяет студенту воспитать в себе чувство ритма, ясное ощущение внутридолевой пульсации.

Являясь важнейшим элементом техники дирижирования, ауфтакт предваряет не только вступления и снятия, но и наступление новой динамики, темпа, показ штрихов в музыкальном произведении. На протяжении всего процесса обучения необходимо воспитывать серьезное отношение к четким показам ауфтактов, что является залогом дальнейшей успешной работы с хором.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

ЗМИД -17

ЗМИД -17

ЗМИД -17 запись закреплена

При достаточно высокой квалификации хора может применяться расстановка хора по принципу смешивания тембров голосов и тогда вступления будут доноситься с разных сторон. Такое расположение способствует достижению богатой тембровой палитры звучания прежде всего при воспроизведении полифонической фактуры. В данном случае дирижер будет обращаться к отдельным партиям, беря за основу традиционное расположение.
Особое значение приобретает показ вступлений и снятия звучания в полифонических произведениях. Рассматривая вопрос о вступлении в произведениях полифонического состава отметим, что наибольшего внимания дирижера требуют те из них, которые связаны с изложением основного тематического материала. Такие вступления требуют выразительного ауфтакта со всеми его элементами, соответствующего импульса дирижера. Большей рельефности вступления можно достичь, если несколько уменьшить амплитуду жестов, предшествующих ему. Показ вступления характеризуется такими признаками как смена позиций рук, иногда движение корпуса в направлении партии, которая вступает, безвучное произношение текста. Вступления голосов не должны нарушать единой динамической линии.

Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте понятие ауфтакта - жеста-вступления.
2. Из каких компонентов состоит дирижерских взмах.
3. Рассказать о разновидности ауфтактов и технические приемы их исполнения.
4. Охарактеризуйте технику показа следующих видов ауфтакта: полный, неполный, ауфтакт на паузе и тактовой черте, междольный ауфтакт.
5.Упражнения на показ ауфтаков (вступлений) на разные доли такта - расширяет технические возможности дирижерской техники.
Упражнения выполняются на основе музыкального материала. Концертмейстер, исполняющий хоровую партитуру на фортепиано, никоим образом не должен безучастно относиться к плохим ауфтактам со стороны дирижера и пропускать их. Приучив студента в классе к небрежности, легкомысленному отношению к ауфтактам, осложняется его дальнейшая практическая работа с коллективом.

Алёна Пахомова


Алёна Пахомова

Читайте также: