Аттестация специалистов авиационного персонала гражданской авиации кратко и понятно

Обновлено: 28.06.2024

приказом Минпромторга России

от 19 декабря 2017 года N 4504

Федеральные авиационные правила проведения обязательной аттестации авиационного персонала экспериментальной авиации, выдачи свидетельств специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации и допуска специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации к деятельности

(с изменениями на 25 апреля 2019 года)

2. Аттестация специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации (далее - аттестация), указанных в пунктах 1-7.1 Перечня, проводится по заявлениям специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, представленным в Центральную аттестационную комиссию экспериментальной авиации, образуемую Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - ЦАК ЭА).

Аттестация специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, указанных в пункте 7.2 Перечня, проводится по заявлениям специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, представленным в местную аттестационную комиссию экспериментальной авиации, образуемую в организациях экспериментальной авиации.

3. В целях аттестации специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, указанных в пунктах 1-7.1 Перечня, авиационная организация экспериментальной авиации в срок не позднее 30 календарных дней до планируемой даты проведения аттестации должна представить в ЦАК ЭА документы и сведения согласно приложению N 1 к настоящим Правилам и сведения о специалистах авиационного персонала экспериментальной авиации, представляемых к аттестации, согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.

В отношении специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, выполняющих функции членов экипажа воздушного судна, авиационная организация экспериментальной авиации представляет в ЦАК ЭА справку о налете (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам).

В целях аттестации специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, указанных в пункте 7.2 Перечня, местные квалификационные комиссии направляют в ЦАК ЭА для принятия решения об аттестации представление местной квалификационной комиссии. К представлению местной квалификационной комиссии должны прилагаться документы и сведения согласно приложению N 4 к настоящим Правилам.

4. Документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, должны представляться с учетом требований и ограничений к представлению таких документов, установленных законодательством Российской Федерации.

5. Квалификационный экзамен специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, указанных в пунктах 1-7.1 Перечня, должен проводиться ЦАК ЭА и включать в себя проверку соответствия знаний и профессиональных навыков аттестуемого специалиста авиационного персонала экспериментальной авиации (далее - квалификационный экзамен) требованиям к специалистам авиационного персонала экспериментальной авиации.

Требования к специалистам авиационного персонала экспериментальной авиации, указанным в пунктах 1-7.1 Перечня, утверждаются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации.

6. Проверка знаний специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, указанных в пунктах 1-7.1 Перечня, проводится по вопросам, перечень которых размещается на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем за 30 календарных дней до проведения квалификационного экзамена.

По результатам проверки знаний оформляется оценочный лист, который должен быть подписан членами ЦАК ЭА, осуществлявшими проведение проверки знаний, не позднее 5 календарных дней со дня проведения проверки знаний.

Результаты проверки знаний считаются положительными в случае, если специалист авиационного персонала экспериментальной авиации дал правильные ответы более чем на 85 процентов вопросов. В случае, если аттестуемый специалист авиационного персонала экспериментальной авиации дал правильные ответы на 85 и менее процентов вопросов, он имеет право пройти повторную проверку знаний не ранее чем через 14 календарных дней со дня проведения предыдущей проверки знаний.

7. Проверка профессиональных навыков специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, указанных в пунктах 1-7.1 Перечня, должна проводиться в форме упражнений в течение 21 календарного дня после успешного прохождения проверки знаний.

Проверка профессиональных навыков специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, указанных в пунктах 1-7.1 Перечня, должна проводиться инспекторами летчиками (штурманами)-испытателями, инспекторами бортовыми инженерами-испытателями и лицами из числа членов местных квалификационных комиссий, допущенными к проверке профессиональных навыков специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации приказом руководителя авиационной организации экспериментальной авиации.

По результатам проверки профессиональных навыков оформляется акт проверки профессиональных навыков и направляется в ЦАК ЭА лицом, осуществлявшим проведение проверки, не позднее 5 календарных дней со дня проведения проверки профессиональных навыков.

Результаты проверки профессиональных навыков считаются положительными в случае, если специалист авиационного персонала экспериментальной авиации выполнил правильно более чем 85 процентов упражнений. В случае, если аттестуемый специалист авиационного персонала экспериментальной авиации выполнил правильно 85 и менее процентов упражнений, он имеет право пройти повторную проверку навыков не ранее чем через 14 календарных дней со дня проведения предыдущей проверки навыков.

8. По результатам сдачи квалификационного экзамена при положительных результатах проверки знаний и навыков оформляется протокол ЦАК ЭА, который должен быть подписан председателем, заместителем (заместителями) председателя, секретарем и членами ЦАК ЭА в срок не более 7 календарных дней со дня проведения проверки профессиональных навыков.

9. Квалификационный экзамен специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, указанных в пункте 7.2 Перечня, проводится местными квалификационными комиссиями авиационных организаций экспериментальной авиации и включает в себя проверку соответствия знаний и профессиональных навыков аттестуемого специалиста авиационного персонала экспериментальной авиации (далее - квалификационный экзамен местных квалификационных комиссий) требованиям к специалистам авиационного персонала экспериментальной авиации.

Требования к специалистам авиационного персонала экспериментальной авиации, указанным в пункте 7.2 Перечня, утверждаются приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации.

10. Проверка знаний специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, указанных в пункте 7.2 Перечня, должна проводиться по вопросам в соответствии с пунктом 6 настоящих Федеральных авиационных правил.

По результатам проверки знаний оформляется оценочный лист, который должен быть подписан председателем и членами местной квалификационной комиссии авиационной организации экспериментальной авиации и направляется в ЦАК ЭА не позднее 5 календарных дней со дня проведения проверки знаний.

Результаты проверки знаний считаются положительными в случае, если специалист авиационного персонала экспериментальной авиации дал правильные ответы более чем на 85 процентов вопросов. В случае, если аттестуемый специалист авиационного персонала экспериментальной авиации дал правильные ответы на 85 и менее процентов вопросов он имеет право пройти повторную проверку знаний не ранее чем через 14 календарных дней со дня проведения предыдущей проверки знаний.

11. Проверка профессиональных навыков специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, указанных в пункте 7.2 Перечня, проводится в форме упражнений в течение 21 календарного дня после успешного прохождения проверки знаний.

Проверка профессиональных навыков специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, указанных в пункте 7.2 Перечня, должна проводиться лицами из числа членов местных квалификационных комиссий, допущенными к проверке профессиональных навыков специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации приказом руководителя авиационной организации экспериментальной авиации.

По результатам проверки профессиональных навыков оформляется акт проверки профессиональных навыков, который подписывается лицом (лицами), осуществлявшим (осуществлявшими) проведение проверки, не позднее 5 календарных дней со дня проведения проверки профессиональных навыков.

Результаты проверки профессиональных навыков считаются положительными в случае, если специалист авиационного персонала экспериментальной авиации выполнил правильно более чем 85 процентов упражнений. В случае если аттестуемый специалист авиационного персонала экспериментальной авиации выполнил правильно 85 и менее процентов упражнений он имеет право пройти повторную проверку навыков не ранее чем через 14 календарных дней со дня проведения предыдущей проверки знаний.

12. Результаты сдачи квалификационного экзамена местных квалификационных комиссий считаются успешными при получении положительных результатов за проверку знаний и проверку профессиональных навыков.

По результатам квалификационного экзамена местной квалификационной комиссии оформляется представление, которое направляется в ЦАК ЭА в срок не позднее 14 календарных дней с момента успешной сдачи квалификационного экзамена для принятия решения об аттестации специалиста авиационного персонала экспериментальной авиации специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, указанных в пункте 7.2 Перечня.

13. По результатам квалификационного экзамена и квалификационного экзамена местных квалификационных комиссий специалистам авиационного персонала экспериментальной авиации присваивается квалификационная категория: без класса, 3 класса, 2 класса или 1 класса.

Высшей квалификационной категорией для специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации является 1 класс.

14. Специалистам авиационного персонала экспериментальной авиации присваиваются следующие квалификационные категории:

летчик-испытатель: без класса, 3 класса, 2 класса, 1 класса;

штурман-испытатель: без класса, 3 класса, 2 класса, 1 класса;

бортовой инженер-испытатель: без класса, 3 класса, 2 класса, 1 класса;

бортовой техник-испытатель: без класса, 3 класса, 2 класса, 1 класса;

бортовой механик-испытатель: без класса, 3 класса, 2 класса, 1 класса;

бортовой радист-испытатель: без класса, 3 класса, 2 класса, 1 класса;

бортовой электрик-испытатель: без класса;

бортовой оператор-испытатель: без класса;

бортовой кино-, фото-, видеооператор: без класса;

внешний пилот-испытатель беспилотного воздушного судна: без класса;

оператор-испытатель средств управления целевой нагрузкой беспилотного воздушного судна: без класса;

парашютист-испытатель: 3 класса, 2 класса, 1 класса;

руководитель полетов: 3 класса, 2 класса, 1 класса;

диспетчер аэродромного диспетчерского пункта: без класса;

специалист по безопасности полетов: без класса;

ведущий инженер по летным испытаниям воздушных судов: 2 класса, 1 класса;

ведущий инженер по экспериментальным работам (по специальности): 2 класса, 1 класса;

инженер по эксплуатации (по специальности): 3 класса, 2 класса, 1 класса;

авиационный техник (механик) по эксплуатации (по специальности): без класса;

авиационный техник по обработке полетной информации: без класса;

укладчик парашютов: без класса.

15. Квалификационная категория специалистам авиационного персонала экспериментальной авиации присваивается приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

1. Обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат:

1) аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов;

2) пилотируемые гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;

2.1) беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее;

3) светосигнальное и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемые для обслуживания воздушного движения.

2. Проведение обязательной сертификации осуществляется возмездно.

3. Юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

4. Специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 8 ВЗК РФ

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает перечень лиц и объектов, подлежащих обязательной сертификации. Обязательная сертификации осуществляется в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы порядка проведения сертификации, а также устанавливающие сертификационные требования к указанным в комментируемой статье категориям лиц и объектам.

Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.), Международные стандарты и Рекомендуемая практика (приложения к Конвенции) установили, что юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности подлежат обязательной сертификации.

Система сертификации гражданской авиации (далее - ССГА) создана специально уполномоченным органом в области гражданской авиации в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" и Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации. Указанный ФЗ утратил свою силу с 1 июля 2003 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон), который регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, а также оценке соответствия.

Российская газета от 25 июня 1993 г.

Российская газета. N 245. 31 декабря 2002 г.

В соответствии с положениями Федерального закона федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Исключение составляют случаи отсутствия требований технических регламентов в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну. В этом случае обязательными являются требования к продукции, ее характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа, и (или) государственным контрактом.

Кроме того, если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.

Необходимо отметить, что со дня вступления в силу Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Со дня вступления в силу Федерального закона обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации.

Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) до вступления в силу Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия, декларация о соответствии) и принятые до вступления в силу Федерального закона, считаются действительными до окончания срока, установленного в них.

Поскольку со дня вступления в действие Федерального закона прошло не так много времени, соответствующие нормативные акты, призванные урегулировать вопросы сертификации продукции и услуг, находятся в стадии разработки.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 32.

Работы по сертификации и аккредитации в ССГА проводятся в соответствии с документами ее нормативной базы.

Целью сертификации являются создание условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации, обеспечение безопасности полетов и безопасности для жизни, здоровья и имущества населения, защита интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности организаций, деятельность которых связана с осуществлением и обеспечением воздушных перевозок и авиационных работ.

В целях реализации положений комментируемой статьи разработан и утвержден ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы проведения сертификации, а также устанавливающих сертификационные требования к организациям, учреждениям, объектам, подлежащим обязательной сертификации.

Распоряжением Минтранспорта России от 24 июня 2002 г. N НА-217р утверждена Номенклатура объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (приложение N 20 ).

Необходимо обратить внимание, что во исполнение требований Положения о Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации утверждено и введено в действие Положение об Апелляционной комиссии Центрального органа Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (распоряжение Минтранса России от 1 октября 2003 г. N НА-292-р). Положение устанавливает порядок организации работы Апелляционной комиссии Центрального органа Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (далее - Апелляционная комиссия ЦО ССГА), ее организационную структуру, функции, права, обязанности, ответственность и порядок рассмотрения поданных участниками сертификации апелляций. Апелляционная комиссия ЦО ССГА создана с целью рассмотрения и принятия решения по спорным вопросам между участниками сертификации в Системе сертификации в ССГА.

Основной задачей Апелляционной комиссии ЦО ССГА является рассмотрение апелляций (жалоб, претензий) заявителей, связанных с деятельностью органов по сертификации, центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), учебных центров, экспертов и заявителей по вопросам сертификации, аккредитации, инспекционного контроля, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов и аттестатов аккредитации.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 253-ФЗ статья 8 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 8. Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8 Воздушного кодекса РФ

1. Обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат:

1) аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 462-ФЗ в подпункт 2 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2) пилотируемые гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;

Информация об изменениях:

Подпункт 2.1 изменен с 2 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 331-ФЗ

2.1) беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее.

3) светосигнальное и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемые для обслуживания воздушного движения.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент Росавиации предоставления государственной услуги по выдаче документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил, утвержденный приказом Минтранса России от 25 августа 2015 г. N 264

См. Административный регламент Росавиации предоставления государственной услуги по организации и проведению обязательной сертификации юридических и физических лиц, выполняющих авиационные работы, утвержденный приказом Минтранса РФ от 13 марта 2013 г. N 86

См. Административный регламент Росавиации предоставления государственной услуги по обязательной сертификации образовательных учреждений и образовательных подразделений организаций, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, утвержденный приказом Минтранса РФ от 6 мая 2013 г. N 173

2. Проведение обязательной сертификации осуществляется возмездно.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 2 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 331-ФЗ

3. Юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

ГАРАНТ:

О проведении подтверждения соответствия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей требованиям федеральных авиационных правил и выдаче подтверждающего документа см. распоряжение Минтранса России от 23 января 2015 г. N СА-5-р

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 2 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 331-ФЗ

4. Специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. также Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"

Файлы для скачивания

  • О министерстве
  • Цели и задачи
    • Цели и задачи
    • Ведомственные целевые программы
    • Государственные программы
    • План деятельности Министерства транспорта Российской Федерации
    • Проектная деятельность
    • Публичная декларация ключевых целей и приоритетных задач
    • Стратегии развития транспортного комплекса
    • Федеральные целевые программы
    • Перечень образовательных учреждений транспортного комплекса России
    • Координационные советы
    • Галерея памяти
    • Студенческие мероприятия
    • Российский университет транспорта
    • Коллегия
    • Общественный совет
    • Профсоюз
    • Конкурсы. Результаты конкурсов
    • Награды министерства
    • Награды Минтранса России
    • Документы
    • Формы представлений к награждению
    • Приказы Минтранса России о награждении работников транспортного комплекса
    • Порядок выдачи ведомственных наград Минтранса России
    • Фото церемоний вручения наград
    • Приказы об учреждении наград, утратившие силу
    • Архив наград Минтранса России

    © 2010 – 2022 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

    Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

    Официальный сайт президента РФ

    Официальный интернет-портал правительства РФ

    © 2010 – 2022 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

    Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

    Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.

    ВЗК РФ Статья 54. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации

    (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 129-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

    (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Подготовка пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего указанное в пункте 1 статьи 53 настоящего Кодекса свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки.

    4. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

    Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

    (абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

    5. Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами.

    6. Тренажерные устройства имитации полета, применяемые в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов, допускаются к применению в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к таким тренажерным устройствам и порядок их применения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

    7. Сроки и периодичность подготовки авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

    (п. 7 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 124-ФЗ)

    8. Периодичность обязательной аттестации авиационного персонала гражданской авиации, прошедшего подготовку для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, устанавливается федеральными авиационными правилами.

    (п. 8 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 124-ФЗ)

    9. Программы подготовки авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, утверждаются уполномоченным органом, на который законодательством Российской Федерации возложены организация и проведение обязательных сертификации и аттестации в гражданской авиации, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, при участии общественных объединений инвалидов.

    (п. 9 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 124-ФЗ)

    10. Лица, поступающие в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующие на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением, проходят в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса обязательное медицинское освидетельствование в целях определения годности к обучению по таким специальностям.

    Организация проведения обязательного медицинского освидетельствования возлагается на образовательные организации, осуществляющие обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

    Читайте также: