Каковы наиболее значительные достижения художественной культуры народов центральной америки кратко

Обновлено: 30.06.2024

Задолго до открытия европейцами Американского континента на территории Центральной и Южной Америки возникли куль­турные цивилизации ольмеков, ацтеков, майя и инков, имев­шие оригинальный и самобытный характер. Разобраться в этом своеобразии возможно, лишь учитывая исторические особеннос­ти, при которых слагалась и развивалась художественная культура так называемой доколумбовой Америки (до 1492 г. времени открытия Христофором Колумбом Американского материка).

Крупнейшим центром художественной культуры стала Мезоамерика, включавшая территорию современной Мексики (кроме пустыни на севере) и простиравшаяся к югу примерно до Никарагуа. Эта уникальная цивилизация, являющаяся крупнейшим достоянием мировой культуры, представляла собой удивительное созвездие наций, городов-государств, церемониальных, политических и экономических центров, известных сегодня всему миру: Теночтитлан, Теотиукан, Паленке, Чичен-Ица.

Структура и смысл художественного языка Мезоамерики дают возможность постижения идей и представлений, лежавших в основе сложной картины мира, в которой неразрывно соединены миф и человек. В этом культурном ареале сформировался неповторимый архитектурный стиль, неразрывно связанный с другими видами искусства и отразивший представления об устройстве Вселенной и движении звезд.

Что же характерно для искусства этих народов? Прежде всего утверждение всемогущества и величия священного божества, культ предков, прославление побед над врагами, возвеличивание правителей и верховной знати.

Художественная культура классического периода

Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков, проживавших на побережье Мексиканско­го залива во II—I тысячелетиях до н. э. Исследования показа­ли, что у ольмеков были хорошо спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предме­ты декоративно-прикладного искусства, иероглифическая пись­менность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков со­хранилась плохо, так как в качестве строительного материала ис­пользовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штука­турки.

Мировую известность получила скульптура ольмеков, пред­ставленная огромными каменными головами высотой до 3 м и весом до 40 т. До сих пор точно неизвестно их предназначение, но, вероятнее всего, они носили культовый характер. Эти гигант­ские головы, обнаруженные во время раскопок, и сегодня поража­ют монументальностью, мастерством исполнения, реалистиче­ским воспроизведением индивидуальных черт известных в том времени личностей.

В одной из известных скульптур запечатлен юноша с широ­ким и плоским, как бы сплющенным посередине носом, толсты­ми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тяжелыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25 т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушниками.

К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката — неизвестно, но ей на смену пришли новые цивилизации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке (II в. до н. э. — VII в. н. э.). В этом городе, находящемся недалеко от современного Мехико, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветными росписями и ярко раскрашенными статуями богов. Глаза изваяний инкрустированы драгоценными камнями и перламутром.

Наиболее грандиозное архитектурное сооружение — пирамида Солнца (Мексика), имеющая в настоящее время высоту 64,6 м (по всей вероятности, в древности она была еще выше). В отличие от других пирамидальных сооружений, имевших ступенчатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно суживающихся пандусов, которые вели к святилищу в храме. Плоскости между террасами здания были соору жены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренными плитами.

Вокруг пирамиды Солнца симметрично располагались несколько небольших ступенчатых пирамид, подчеркивавших монументальность главной постройки. В архитектурном декоре встречаются украшения в виде огромных змеиных голов, расписанных белой краской. На голове каждой змеи находился венчик из перьев, символизирующий особо почитаемое божество света.

В середине IX в. город был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием народов с севера, сначала тольтеков, а в XI в. новых завоевателей — ацтеков. создавших свою цивилизацию.

Художественная культура ацтеков

Основной чертой искусства охотничьих племен ацтеков было поклонение богам. Сохранившиеся легенды и предания рассказывают о многочисленных походах и кровавых сражениях этого воинственного народа, прежде чем он создал могущественную империю с высоко развитой культурой. Главным местом поклонения богам были храмы, которых к началу завоевания испанцами в XVI в. насчитывалось более 40 тысяч.

Об архитектуре ацтеков нам известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены или полностью перестроены. Сведения о них сохранились лишь в описаниях испанских очевидцев. Известно, что в центре Теночтитлана находились три дворца ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. На вершине ступенчатой пирамиды были возведены два небольших деревянных храма.

Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ — богини земли и весеннего плодородия — матери верховного божества войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и ладоней, перьев, извивающихся змей, лап орлов и т. д. Все это нагромождение различных предметов строго симметрично и уравновешенно.

Немногочисленные сохранив­шиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастер­ством. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины отличаются изяществом исполнения и тонкостью моделировки.

Художественная культура майя

Особых успехов достигла циви­лизация народов майя. Задолго до покорения испанскими завоевателя­ми в IX—X вв. майя изобрели точ­ный солнечный календарь, опреде­ляли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейской цивилизации использовали в мате­матике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, изобрели разви­тую иероглифическую письменность. Искусство народов майя от­личали изысканность и совершенство.

Одним из самых красноречивых свидетельств этой культуры является архитектура: величественные пирамиды, великолеп­ные дворцы и белокаменные города, затерявшиеся в непрохо­димых джунглях Центральной Америки. К достижениям архи­тектуры следует добавить прекрасные памятники скульптуры, уникальные многоцветные фрески, росписи на сосудах, грациоз­ные статуэтки, ювелирные изделия, замечательные произведе­ния, выполненные в технике резьбы по дереву, кости и перла­мутру.

Происхождение цивилизации майя окутано пеленой за­гадочности. Ее появление относится к рубежу нашей эры, когда легионы Цезаря подчиняли власти Рима все новые земли, ее бурный расцвет приходится на VII—VIII вв. н. э. Лишь к концу IX в. замерли величественные города, опустели дворцы, на широ­ких площадях городов майя смолкло эхо человеческих голосов.

Что стало причиной гибели некогда процветавшей цивилиза­ции, до сих пор неизвестно. На этот счет существует несколько версий: землетрясение, резкое изменение климата, истощение ранее плодородных земель, эпидемии страшных болезней, чуже­земное нашествие, бесконечные войны.

Из памятников художественной культуры майя до нашего времени лучше всего сохранились произведения архитек­туры. В них поражают удивительное чувство пропорций, вели­чественная монументальность, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворцы, это астрономические обсерватории, площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы.

В отличие от египетских пирамид, здесь строили четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых возводился храм с двумя или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища вела длинная широкая лестница, иногда такие лестницы располагались на всех четырех сторонах пирамиды.

Дворец в Паленке (в настоящее время сильно разрушен) стоит на естественном плато, возвышающемся над равниной почти на 70 м. Внутри дворца находятся внутренние дворики, окруженные галереями. Обильно украшенный резными и скульптурными изображениями и надписями, дворец имеет четырехэтажную квадратную башенку, вероятно, выполнявшую роль астрономической обсерватории жрецов майя.

Храм Надписей представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землей на высоту около 24 м. На ее верхней площадке возведен прямоугольный храм, к которому ведет лест­ница из 69 ступеней. Стены храма украшены панелями, богато декорированными барельефами и рельефными иероглифиче­скими надписями, благодаря которым храм и получил свое на­звание.

Как известно, ступенчатые пирамиды с плоским верхом не­редко служили усыпальницами почитаемых людей. Вот почему цари и жрецы устраивали здесь ритуалы с целью установить магическую связь с духами предков. Внутри пирамиды, на глубине 25 м, в 1952 г. была обнаружена великолепная гробница одного из правителей майя. О многом сумел рассказать ученым рельеф на крышке саркофага этого правителя. Древние мастера воспроизвели в камне Семь Пещер — прародину многих мекси­канских племен и мировое древо, связывающее подземный и верхний мир. В изображение древа были вплетены многие сим­волы, связанные с верованиями майя (например, крупная птица кецаль с широко раскрытым клювом, символизирующая связь между мирами, возрождающая души умерших).

Не менее своеобразны так называемые стадионы — соору­жения с площадками для культовой игры в мяч. Они представ­ляют собой две наклонные массивные стены, идущие параллель­но друг другу. Между ними помещалась площадка для игры в мяч. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча рука­ми или ступнями ног. Играть можно было только локтями, пле­чами и боками. Побеждала та команда, которая первой забра­сывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене.

Болельщики располагались на вершинах двух стен, на которые они поднимались по лестницам, расположенным с внешней стороны.

Изобразительное искусство майя также имело свои ха­рактерные черты. В нем существовал канон, который определял­ся культом обожествляемого правителя и его предков. Особого со­вершенства он достиг в произведениях скульптуры. Правитель майя чаще всего изображался в военных сценах или восседа­ющим на троне. Главное внимание скульпторов привлекали не индивидуальные черты его внешности или внутренние душевные

качества, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти. Перед зрителем представал некий идеализированный человек, застывший в неподвижной позе, ли­шенный чувств и особенностей ха­рактера. Его лицо передавало равно­душие и спокойную величавость. По­коренным пленникам оно внушало страх. Им, в отличие от правителя, были ведомы человеческие чувства: горе, боль от ран, молчаливое пови­новение. Изображение правителя сопровождалось коротким иерогли­фическим текстом, содержавшим ин­формацию о его рождении, правле­нии, военных победах и других успе­хах.

Художественная культура наро­дов майя оказала огромное влияние на американскую культуру после­дующих эпох.

Художественная культура инков

Одна из древнейших легенд рассказывает, что, когда из озера Титикака вышли супруги, получившие волшебный золотой жезл от своего отца Солнца, им было предсказано в определенном мес­те основать город и страну. Долго они искали это место, и вот од­нажды после долгих поисков жезл неожиданно ушел в землю. Здесь и возникла столица империи инков — Куско, руины кото­рой можно увидеть и сегодня.

В историю мирового искусства инки вошли благодаря красоте и величию своих храмов. На побережье Перу до настоящего вре­мени сохранилось множество пирамид, но, в отличие от других цивилизаций Америки, они служили для коллективных захоро­нений бальзамированных тел умерших. Некоторые ступенчатые пирамиды имели в плане не прямоугольную, а круглую форму.

Определенных успехов добились инки и в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако . На лицевой стороне огромного монолитного каменного блока высечен рельеф с изображением верховного божества. Божество стоит на возвышении с жезлами в обеих руках. Его головной убор напоминает лучеобразно расходящихся змей. Фигура божества приземиста, у него неестественно маленькие ноги, а лицо широкое и квадратное. По обе стороны от него расположены три ряда второстепенных божеств, или крылатых гениев, обращенных к нему взором. Рельеф производит впечатление спокойного величия и силы власти. Самым загадочным в этом сооружении является фриз-календарь с изображением человеческих фигур, животных и орнамента. Среди множества животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить даже слона.

Сохранились до нашего времени и произведения керамики. Инкские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовали причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а также эпизоды из повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество).

Вопросы и задания

1. Каковы наиболее значительные достижения художественной культуры народов Центральной Америки? В чем проявились ее своеобразие и оригинальный характер?

2*. Что вам известно о художественной культуре классического периода? Расскажите о шедеврах искусства ольмеков и об архитектурных сооружениях в городе Теотиуакан.

3. Каковы характерные черты искусства ацтеков? Что представлял собой архитектурный облик их столицы Теночтитлана? В чем своеобразие скульптуры ацтеков?

4. Каковы художественные достижения майя? В чем проявились характерные особенности их архитектуры и изобразительного искусства?

5*. Расскажите о шедеврах искусства могущественной империи инков. Какое влияние на развитие искусства оказали религиозные и мифологические представления этого народа?

1. Сравните древнеегипетские и мезоамериканские пирамиды. Что отличает их архитектурный облик? Каково их предназначение?

2. Выполните эскизы одежды или предметов декоративно-прикладного искусства (изделия из перьев, маски, геометрические орнаменты, аппликации из кожи) в традициях древнеамериканского искусства.

Книги для дополнительного чтения

Ацтеки: Империя крови и величия. М. 1997.

Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М. 1990.

Гуляев В. Древние майя: загадки погибшей цивилизации. М. 1983.

Кинжалов Р. В. Искусство Древней Америки. М. 1968.

Кинжалов Р. В. Культура древних майя. М. 1971.

Мексика. Путешествие в страну богов: Памятники древности. СПб. 2002.

Полевой В. М. Искусство стран Латинской Америки. М. 1967.

Стингл М. Тайны индейских пирамид. М. 1978.

Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М. 1986.

Яковец Ю. А. История цивилизаций. М. 1997.

Каковы наиболее значительные достижения художественной культуры народов Центральной Америки?

В чем проявилось её своеобразие и оригинальный характер?


На территории Центральной Америки к рубежу н.

Э. образовались четыре направления в изобразительном искусстве, соответствовавшие сложившимся в то время племенным объединениям : майя, ольмеков, тольтеков и сапотеков.

Архитектура этих народов была близка по типу ; такая близость обусловливалась прежде всего одинаковыми строительными принципами.

Древнеамериканским строителям не было известно понятие арки и свода ; они перекрывали Здания или бревнами — стропилами, или при помощи ложного свода.

Последний способ обусловливал острый угол свода, большую его высоту и необычайную массивность стен, на которые этот свод опирался.

Иногда для увеличения площади опоры помещение перегораживалось посредине продольной стеной, имевшей в центре дверь.

В этом случае здание перекрывалось уже двумя ложными сводами, опиравшимися одним концом на срединную, а другим — на внешнюю стену.

Для древней архитектуры Центральной Америки были характерны два тина сооружений.

Первый из них представляет собой ступенчатую пирамиду с усеченной вершиной, на которой находился небольшой храм с одним или двумя внутренними помещениями.

От подножия пирамиды к двери храма обычно шла длинная широкая лестница.

У больших пирамид такие лестницы располагались по всем четырем сторонам.

Лестницы эти тянулись непрерывно от основания к вершине, либо (если уступы пирамиды были немногочисленными и очень высокими) они велись с уступа на уступ.

По форме такой тип пирамидальных сооружений был наиболее близок к вавилонскому зиккурату.

Каковы наиболее значительные
достижения художественной культуры народов Центральной Америки? В чем проявилось её своеобразие и оригинальный характер?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 21.12.2017 09:13
  • Другие предметы
  • remove_red_eye 2926
  • thumb_up 35
Ответы и объяснения 1

На территории Центральной Америки к рубежу н. э. образовались четыре направления в изобразительном искусстве, соответствовавшие сложившимся в то время племенным объединениям: майя, ольмеков, тольтеков и сапотеков.
Архитектура этих народов была близка по типу; такая близость обусловливалась прежде всего одинаковыми строительными принципами. Древнеамериканским строителям не было известно понятие арки и свода; они перекрывали Здания или бревнами — стропилами, или при помощи ложного свода. Последний способ обусловливал острый угол свода, большую его высоту и необычайную массивность стен, на которые этот свод опирался. Иногда для увеличения площади опоры помещение перегораживалось посредине продольной стеной, имевшей в центре дверь. В этом случае здание перекрывалось уже двумя ложными сводами, опиравшимися одним концом на срединную, а другим — на внешнюю стену.
Для древней архитектуры Центральной Америки были характерны два тина сооружений. Первый из них представляет собой ступенчатую пирамиду с усеченной вершиной, на которой находился небольшой храм с одним или двумя внутренними помещениями. От подножия пирамиды к двери храма обычно шла длинная широкая лестница. У больших пирамид такие лестницы располагались по всем четырем сторонам. Лестницы эти тянулись непрерывно от основания к вершине, либо (если уступы пирамиды были немногочисленными и очень высокими) они велись с уступа на уступ. По форме такой тип пирамидальных сооружений был наиболее близок к вавилонскому зиккурату.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Другие предметы.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

В данном разделе публикуются вопросы и ответы на них к непопулярным предметам.

Когда первые европейцы попали на Американский континент, они столкнулись с цивилизацией, которая очень сильно отличалась от всего, что им прежде приходилось видеть. Местные жители не имели представления о многих понятиях, давно и прочно укоренившихся в Старом Свете. Народы доколумбовой Америки не использовали колесо, не делали железных орудий и не ездили на лошадях.

Тем удивительнее тот факт, что индейцам, как назвали коренных американцев выходцы из Европы, удалось построить несколько довольно развитых цивилизаций. У них были города, государства, длинные мощеные дороги между населенными пунктами, письменность, астрономия, а также уникальные художественные артефакты.

культура доколумбовой америки

Цивилизации доколумбовой Америки возникли независимо друг от друга в двух географических регионах - в Мезоамерике и в Андах. Вплоть до испанского завоевания эти районы были центрами интеллектуальной и культурной жизни континента.

Мезоамерика

Эта географическая область охватывает территории центральной и южной Мексики, Белиза, Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики. Первые люди появились здесь в 12 тысячелетии до нашей эры. Города и государства возникли в третьем тысячелетии до нашей эры. С тех пор и до начала испанской колонизации в Мезоамерике возникло несколько развитых культур.

Самой ранней была цивилизация ольмеков, которые жили на побережье Мексиканского залива. Они оказали огромное влияние на традиции всех последующих народов, заселявших этот регион.

Культура ольмеков

Наиболее древнее искусство доколумбовой Америки представлено весьма необычными и загадочными артефактами. Самым известным памятником цивилизации ольмеков являются гигантские головы, изготовленные из базальтовых валунов. Их размеры варьируются от полутора метров до 3,4 метра, а весят они от 25 до 55 тонн. Поскольку у ольмеков не было письменности, предназначение этих голов неизвестно. Большинство ученых склоняются к версии, что это скорее всего портреты древних правителей. На это указывают детали головных уборов, а также тот факт, что лица скульптур не похожи друг на друга.

искусство доколумбовой америки

Еще одно направление ольмекского искусства - нефритовые маски. Они были выполнены с большим мастерством. Уже после исчезновения ольмекской цивилизации эти маски были обнаружены ацтеками, которые собирали и хранили эти их как ценные артефакты. Вообще, культура доколумбовой Америки сформировалась под сильным влиянием этого древнего народа. Рисунки, статуэтки и скульптуры ольмеков обнаруживаются за сотни километров от некогда заселенных ими территорий.

Цивилизация майя

Следующая великая культура Мезоамерики возникла около 2000 года до нашей эры и просуществовала до эпохи европейского колониализма. Это была цивилизация майя, оставившая после себя огромное множество произведений изобразительного искусства и архитектурных памятников. Наивысший подъем культуры майя пришелся на период с 200 по 900 годы нашей эры. В эту эпоху доколумбова Америка переживала расцвет градостроительства.

Фрески, барельефы и скульптуры майя выполнены с большим изяществом. Они довольно точно передают пропорции человеческого тела. У майя была письменность и календарь, они также создали детальную карту звездного неба и умели прогнозировать траекторию движения планет.

Изобразительное искусство майя

Цветные изображения плохо сохраняются во влажном климате. Поэтому до наших дней дошло не так уж много настенных росписей майя. Тем не менее фрагменты таких изображений повсеместно обнаружены в древних городах этого народа. Сохранившиеся фрагменты свидетельствуют, что искусство доколумбовой Америки не уступало лучшим произведениям классических цивилизаций Старого света.

Майя достигли высокого мастерства в изготовлении керамики, в том числе расписной. Из глины они лепили не только посуду, но и статуэтки, изображавшие богов, правителей, тотемных животных, а также сценки из повседневной жизни. Майя делали украшения из драгоценных камней и занимались резьбой по дереву.

доколумбова америка

Сохранилось множество скульптур и барельефов, в которых отражена история доколумбовой Америки того периода. Художники майя часто оставляли запечатленными в камни важные события общественной жизни. На многих изображениях присутствуют надписи, что очень помогает историкам в трактовке представленных на них сюжетов.

Архитектура майя

Культура Америки во времена майя переживала свой расцвет, что не могло не отразиться и на архитектуре. В городах помимо жилых домов было множество специализированных зданий. Будучи увлеченными астрономами, майя строили обсерватории для наблюдения за небесными объектами. Также у них были площадки для игры в мяч. Их можно считать предшественниками современных футбольных полей. Сами мячи делали из сока каучукового дерева.

Майя воздвигали храмы в виде ступенчатых пирамид, на вершине которых находилось святилище. Строились также специальные платформы, достигавшие четырех метров в высоту и предназначавшиеся для проведения общественных церемоний и религиозных обрядов.

Теотиуакан

На территории современной Мексики находится заброшенный город древних индейцев с отлично сохранившимися строениями. Нигде архитектура доколумбовой Америки не достигала таких высот (в прямом и переносном смысле), как в Теотиуакане. Здесь расположена Пирамида Солнца - гигантское сооружение высотой 64 метра и с основанием более 200 метров. Раньше на его вершине стоял деревянный храм.

народы доколумбовой америки

Рядом находится Пирамида Луны. Это второе по величине строение Теотиуакана. Оно было построено уже после Пирамиды Солнца и посвящалось великой богине земли и плодородия. Помимо двух больших, в городе есть несколько более мелких четырехъярусных ступенчатых сооружений.

Изображения в Теотиуакане

Почти во всех зданиях в городе есть фрески. Фон в них, как правило, красный. Другие цвета используются для изображения персонажей и прочих деталей рисунка. Сюжеты фресок по большей части символические и религиозные, иллюстрирующие мифы доколумбовой Америки, но встречаются и сцены повседневной деятельности. Также есть изображения правителей и сражающихся воинов. В Теотиуакане много скульптур, в том числе таких, которые являются элементами архитектуры зданий.

Культура тольтеков

Сегодня мало что известно о том, какой была доколумбова Америка в период между закатом цивилизации майя и возникновением ацтеков. Считается, что в это время в Мезоамерике жили тольтеки. Сведения о них современные ученые черпают в основном из ацтекских преданий, в которых реальные факты часто переплетены с вымыслом. Но археологические находки все же позволяют получить некоторые достоверные сведения.

цивилизации доколумбовой америки

Столицей тольтеков был город Тула, находящийся на территории нынешней Мексики. На его месте сохранились остатки двух пирамид, одна из которых была посвящена богу Кетцалькоатлю (Пернатому змею). На ее вершине стоят четыре массивные фигуры, изображающие тольтекских воинов.

Культура ацтеков

Когда испанцы приплыли в центральную Америку, они встретили там могущественную империю. Это было государство ацтеков. О культуре этого народа мы можем судить не только по архитектурным памятникам. Благодаря испанским хронистам, описавшим увиденную ими цивилизацию, сохранились сведения о поэтическом, музыкальном и театральном искусстве ацтеков.

Поэзия ацтеков

Стихотворное искусство доколумбовой Америки, по всей видимости, имело давние традиции. Во всяком случае, к моменту появления испанцев у ацтеков уже были поэтические конкурсы, проводившиеся при большом скоплении народа. В стихотворениях, как правило, присутствовали метафоры, слова и фразы с двойным смыслом. Существовало несколько литературных жанров: лирическая поэзия, военные баллады, мифологические сказания и т. д.

Изобразительное искусство и архитектура ацтеков

Столицей ацтекской империи был Теночтитлан. В его застройке доминировали архитектурные формы, которые изобрели предшествующие цивилизации доколумбовой Америки. В частности, над городом возвышалась 50-метровая пирамида, напоминающая аналогичные сооружения майя.

Рисунки и барельефы ацтеков изображают как сцены из повседневной жизни, так и разнообразные исторические и культовые события. Есть на них и картины человеческих жертвоприношений, которые проводились во время религиозных празднеств.

культура америки

Одним из самых необычных и таинственных артефактов ацтеков является Камень Солнца - большая круглая скульптура, диаметром почти 12 метров. В центре ее изображен бог Солнца, окруженный символами четырех прошедших эпох. Вокруг божества начертан календарь. Считается, что Камень Солнца служил жертвенным алтарем. В этом артефакте культура доколумбовой Америки раскрывает сразу несколько своих граней - астрономические знания, жестокие ритуалы, художественное мастерство сливаются в единое целое.

Культура инков

Народы доколумбовой Америки достигли высокого уровня развития не только в центральной части континента. На юге, в Андах, процветала уникальная цивилизация инков. Этот народ географически был оторван от мезоамериканских культур и развивался обособленно.

Инки достигли высокого мастерства во многих видах искусств. Огромный интерес представляют их узоры на тканях, называемые токапу. Их предназначение состояло не только в том, чтобы сделать одежду более нарядной. Каждый из элементов узора был также и символом, обозначающим какое-либо слово. Располагаясь в определенной последовательности, они образовывали фразы и предложения.

Музыка инков

Музыкальное искусство доколумбовой Америки отчасти сохранилось в Андах, где живут потомки инков, до наших дней. Есть также литературные источники времен колонизации. Из них мы знаем, что инки использовали разнообразные духовые и ударные инструменты. Музыка сопровождала религиозные обряды, многие песни были связаны с циклом полевых работ.

Мачу-Пикчу

Инки прославились также уникальным городом, построенным высоко в горах. Его обнаружили в 1911 году уже покинутым, поэтому настоящее его название не известно. Мачу-Пикчу на языке местных индейцев означает "старая вершина". Здания в городе сложены из камня. Блоки настолько точно подогнаны друг к другу, что мастерство древних строителей удивляет даже современных специалистов.

художественные достижения народов доколумбовой америки

Культура Северной Америки

Индейцы, обитавшие к северу от нынешней Мексики, не возводили каменных построек, таких как Пирамида Солнца или Мачу-Пикчу. Но художественные достижения народов доколумбовой Америки, живших в раойне рек Миссисипи и Миссури, также довольно интересны. В этом регионе сохранилось множество древних курганов.

Помимо простых насыпей в виде холма, в долине реки Миссисипи встречаются ступенчатые платформы, а также курганы, в очертаниях которых угадываются фигуры различных животных, в частности змеи и крокодила.

Влияние искусства доколумбовой Америки на современность

Цивилизации древних индейцев остались в прошлом. Но нынешняя культура Америки несет на себе отпечаток древних доколониальных традиций. Так, национальные костюмы коренных народов Чили и Перу очень похожи на одежду инков. В картинах мексиканских художников часто обнаруживаются стилистические приемы, характерные для изобразительного искусства майя. А в книгах колумбийских писателей фантастические события причудливо вплетаются в реалистичный сюжет с привычной для ацтекской поэзии легкостью.

Читайте также: