Знакомство чернышевского с некрасовым кратко

Обновлено: 02.07.2024

I. Детство и годы учения

Днем 7 июля 1862 года в ворота Петропавловской крепости въехала черная карета, в которой жандармы привезли Николая Гавриловича Чернышевского, арестованного по приказанию царя.

В духовном училище он пробыл до 1803 года, весьма успешно окончил его и был переведен в пензенскую семинарию. По окончании ее Гавриила Ивановича как лучшего ученика определили учителем греческого языка в той же пензенской семинарии. Затем последовали назначения его библиотекарем и учителем пиитического класса семинарии.

В 1818 году случай изменил течение его педагогической карьеры. В тот год в Саратове умер протоиерей Сергиевской церкви Е.И. Голубев.

Не забывая и о своих интересах, губернатор добавлял, что просит прислать человека достойного, ученого, но небогатого, дабы тот взялся заодно преподавать науки губернаторским детям. Выбор архиерея пал на Г.И. Чернышевского, который вообще обращал на себя внимание как человек незаурядный.

В приданое за Голубевой он получил дом на большом участке земли, спускавшемся от Сергиевской улицы вниз, к Волге.

Таким образом, преподаватель пензенской семинарии неожиданно для себя оказался возведенным в сан священника. Он вошел в семью, руководимую суровой и властной вдовой Голубева.

Женившись на Евгении Егоровне, Гавриил Иванович одинаково заботливо относился и к ней и к младшей сестре ее – Александре.

После смерти Котляревского, первого мужа Александры Егоровны, ее, двадцатилетнюю, с тремя детьми, мать вторично выдала замуж за дворянина Н.Д. Пыпина. Первоначально Пыпины и Чернышевские жили вместе, в одной квартире, а потом, с увеличением, семьи, Пыпины поместились во флигеле на том же дворе.

Семьи сестер были настолько дружны, что. в сущности как бы слились в одну семью, жившую общими интересами.

Семья не бедствовала, не нуждалась, но достаток поддерживался здесь непрестанной работой старших и носил довольно своеобразный характер. Хозяйственный уклад семей своего отца и Пыпиных Н.Г. Чернышевский в одном из своих писем сибирского периода называет безденежным. Было все жизненно необходимое, но не было денег.

Умение работать, многосторонность, внутренняя энергия, способности, получившие у сына совсем иное направление, передались ему от отца.

Мягкий, всегда сдержанный отец старался не стеснять свободы сына. Любовь беспокойной, болезненной матери, наоборот, была требовательна. И часто в юности Чернышевскому приходилось итти наперекор своим желаниям, чтобы не огорчать мать.

Это краткое замечание заставляет насторожиться. Зачем, спрашивается, очень большое уменье владеть собой человеку, который весь на виду, которому нечего скрывать?

Удивительно красноречивое признание – вождь революционных демократов явно дает понять, что его деятельность (в том числе и нелегальная) была невозможна без помощи и поддержки Некрасова,

  • Как человека забудь меня частного,
  • Но как поэта – суди…
  • И не боюсь я суда того строгого.
  • Чист пред тобою я, мать,
  • В том лишь виновен, что многого, многого
  • Здесь мне не дали сказать…

Творчество Некрасова объясняет многое в личности поэта, но не всё – об этом предостерегал сам поэт. Это предостережение и заставило меня пересмотреть некоторые страницы его биографии. Сразу же предупреждаю читателя, что свои выводы не навязываю ему, хотя и уверен в них.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЖИЗНЕННЫЙ ПОДВИГ Николая Гавриловича ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Цели : вызвать интерес учащихся к личности и судьбе Чернышевского; познакомить с фактами биографии писателя, повлиявшими на формирование его мировоззрения; показать роль Чернышевского в революционном движении 60-х годов XIX века, его огромное воздействие на современников.

Наглядные пособия : портреты Н. Г. Чернышевского, фотографии.

Эпиграф к уроку :

Чернышевский – одна из прекраснейших по своей законченности и широте человеческих натур, которая когда-либо жила на свете.

А. В. Луначарский

I. Вступительное слово учителя.

ПИСАТЕЛЬ-ДЕМОКРАТ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – ученый, экономист, философ, литературный критик, писатель, революционный демократ. Жизнь Чернышевского, его личность и творчество (философское, публицистическое и литературное) – центральное явление 50–60-х годов XIX века. Все крупнейшие поэты и писатели второй половины XIX века испытали на себе воздействие Чернышевского как литературного критика и теоретика искусства.

II. Рассказы учащихся о биографии Н. Г. Чернышевского.

1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ (1828–1846)

В 1842–1845 гг. Чернышевский учился в Саратовской духовной семинарии. Изучал иностранные языки, в том числе и восточные. К 16 годам овладел греческим, латинским, немецким, французским, английским, татарским, персидским, польским языками. Но духовная карьера не привлекала юношу, и он, не закончив семинарии, оставил ее.

В 1846 г. Чернышевский поступил в Петербургский университет на отделение общей словесности философского факультета.

2. В ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Занятия в университете составляли лишь часть интересов Чернышевского. Его занимали история, политэкономия, эстетика, философия, политика, литература.

3. Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
САРАТОВСКОЙ ГИМНАЗИИ (1851–1853)

В апреле 1851 г. Чернышевский вернулся в Саратов преподавателем местной гимназии. Педагогическая деятельность стала попыткой применить на практике те убеждения, которые сформировались у него в студенческие годы.

Чернышевский рассказывал гимназистам о запрещенных в то время Гоголе и Белинском, о революционных событиях во Франции, о крепостном праве…

6. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ.
ГРАЖДАНСКАЯ КАЗНЬ

Чернышевский был лишен всех прав состояния и присужден к 14 годам каторжной работы в рудниках, с последующим поселением в Сибири.

7. В ССЫЛКЕ (1864–1883)

8. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

В Астрахани – жизнь под надзором полиции в течение 6 лет.

Домашнее задание.

I. Беседа п о вопроса м:

1. Кратко охарактеризуйте основные этапы жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского.

2. Можно ли назвать жизнь и творчество писателя подвигом?

3. В чем значение диссертации Чернышевского для его времени? Что в ней актуального для наших дней?

II. Рассказ учителя (или подготовленного ученика).

О прототипах. Литературоведы считают, что в основу сюжетной линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека – ученого-физиолога И. М. Сеченова. Таким образом, прототипами Лопухова стал Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов.

В образе Рахметова замечены черты Бахметьева, саратовского помещика, который часть своего состояния передал Герцену на издание журнала и революционную работу. (В романе есть эпизод, когда Рахметов, находясь за границей, передает Фейербаху деньги на издание его сочинений). В образе Рахметова можно увидеть и те черты характера, которые были присущи самому Чернышевскому, а также Добролюбову, Некрасову.

В образе Веры Павловны запечатлены черты характера Ольги Сократовны Чернышевской и Марии Обручевой.

III. Лекция учителя (краткое изложение).

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА

IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.

1. Назвать ведущих персонажей, передать содержание запомнившихся эпизодов.

2. Каким изображает Чернышевский старый мир?

3. Почему расчетливая мать тратила огромные деньги на образование дочери? Оправдались ли ее ожидания?

Чернышевский показал две социальные сферы старой жизни: дворянскую и мещанскую.

Домашнее задание.

1. Чтение романа до конца.

3) Вера Павловна и ее мастерские

I. Беседа с учащимися п о вопроса м:

2. Что общего в судьбах Лопухова и Кирсанова?

3. Почему, на ваш взгляд, автор сознательно подчеркнул в своих героях качество обыкновенности?

4. С какой целью введена в роман фигура Рахметова?

6. Как показана сложность душевной жизни Рахметова?

8. В чем смысл жизни Веры Павловны?

9. Как показано будущее в романе?

Необходимо отметить, что Лопухов умеет общаться с молодежью, увлечь ее. Он пропагандист. Кирсанов – талантливый ученый, борец в науке.

Рахметов по своему происхождению – дворянин, но по взглядам на жизнь, на народ он – демократ.



Николай Чернышевский - писатель, публицист, революционер. Каждому школьнику известна его повесть: “Что делать?”. Но то, что это человек глубокой идеи и тяжелой судьбы известно далеко не каждому.
Дата рождения будущего писатель - 24 июля 1828 года. Родился он в семье священника из Саратова. Образование мальчик получил прекрасное. Многие удивлялись его увлеченности книгами и образованности ребенка не по годам. В 1843 году Николая отправляют на обучение в духовную семинарию, которую он не заканчивает. Тому причиной стала именно всесторонняя развитость мальчика. Некоторые современники даже утверждали, что его знания были лучше, чем у некоторых преподавателей.
Не доучившись в духовном училище Чернышевский поступает в Петербургский университет на факультет филологии. На факультете Николай Чернышевский с удовольствием занимается изучением работ известнейших философов.
В университете происходит ключевое в дальнейшем знакомство Чернышевского с Михаилом Михайловым. Благодаря ему будущий революционер знакомится с обществом петрашевцев. Хотя Чернышевский официально и не входил в кружок, но собрания посещал часто, особенно увлекаясь идеями нигилизма.
После окончания университета в 1850 году выпускник отправляется на работу в гимназию Саратова. Ученики с интересом ходили на занятия молодого учителя, а Чернышевский в свою очередь использовал уроки для пропаганды революционных настроений. За такие вольности Николаю Гавриловичу пришлось довольно быстро уволиться.
В начале 50-х годов молодой человек знакомится с Ольгой Васильевой, которая становится его женой. После венчания молодая семья перебирается в Петербург, Чернышевский начинает работать во втором кадетском корпусе, но и там он проработал довольно мало. Произошел конфликт между Николаем Гавриловичем и офицером корпуса, по этой причине пришлось подать в отставку.
С 1853 года начинается писательская карьера Николая Чернышевского. Изначально его работы публиковали в “Отечественных записках” и “Санкт-Петербургских ведомостях”. Но уже через год основным местом работы Чернышевского становится журнал “Современник”, а через год с Н.Некрасовым встал в управление.
Мечтой Чернышевского было реорганизовать журнал в оружие революционеров, где бы пропагандировались идеи радикальной демократии. Из-за подобной политики в журнале отказались работать такие писатели, как:Тургенев, Толстой. Именно тогда Чернышевский по идеологическим взглядам сходится с Добролюбовым и приглашает на работу в “Современник”.
Работая в журнале “Современник”, Чернышевский с 1858 года назначается редактором журнала “Военный сборник”. В скором времени ему удается привлечь офицеров в кружки революции. Чернышевский совместно с Огарёвым и Герценом желают совершение переворота с помощью революции и становятся идейными создателями такого движения, как народничество.
Главным трудом 1860-х гг. Николая Гавриловича является “Антропологический примат в философии”. Где изложил идеи о материальном единстве мира.
В 1861 году после отмены крепостного права деятельность Чернышевского резко активизируется. Николай Гаврилович издает статьи, критикующие новые реформы. Одновременно со всеми событиями формируется революционный кружок “Земля и воля”, где идейным вдохновителем как раз становится Чернышевский, но что примечательно, официально не входил в его состав. Из-за такой активной деятельности Чернышевским начинает заниматься полиция.
Весной 1862 года журнал “Современник” закрывается, а в начале лета под следствием оказывается и сам Чернышевский. Журнал продолжил свою работу через 8 месяцев, где была опубликована повесть “Что делать”, написанная в заточении.
Находясь в заточении Чернышевский не переставал писать. Арест революционера был обусловлен письмом Герцена к Серно-Соловьевичу о намерении выпускать журнал за границей и при этом упомянул фамилию Чернышевского. Из-за этого писатель был объявлен как шпион от революционной эмиграции.
В заточении ждал приговора Чернышевский почти 1,5 года. Шло следствие. Зимой 1864 года революционера приговорили к 14 годам каторги с постоянным местом жительства в Сибири. Позже Александр II уменьшил вдвое срок каторги, но все равно в общем Чернышевский провел в неволе почти 20 лет.
В 1883 году Чернышевскому разрешено вернуться из Сибири, но в Астрахань. Через 6 лет Николай Гаврилович возвращается на малую родину в Саратов, но прожил всего лишь несколько месяцев. Два десятилетия тюрьмы и каторги серьезно подорвали здоровье публициста. В октябре 1889 года Николай Чернышевский умирает от кровоизлияния. Могила писателя находится на малой родине. Его сын увековечил память отца в создании музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского.

Читайте также: