Атомистическая концепция античности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вершиной натурфилософских изысканий античной философии является атомистическая концепция, разработанная Левкиппом (ок.500-440 гг. до н.э.) и Демокритом (ок. 460-370 гг. до н.э.).

В качестве первоначал Демокрит утверждает атомы и пустоту, где атомы – это мельчайшие не воспринимаемые чувственно частицы вещества, которые далее уже не делимы и внутри себя не имеют никаких частей. Атомы вечны, неизменны и тождественны сами себе. Атомов существует, как утверждает Демокрит, бесконечное (бесчисленное) множество и различаются они между собой формой, поворотом и положением.

Исходя из этого, вполне возможно объяснить бесконечное разнообразие вещей и явлений, существующих в этом мире и утверждать бесконечное множество иных миров. Суть возникновения и уничтожения вещей усматривается в соединении и разъединении атомов, которое возможно благодаря наличию пустоты и движения.

Движение – это одна из самых важнейших характеристик, одно из важнейших свойств атомов и тем самым всего этого реального мира, причем, движение – это вечное свойство вечных атомов, присущее атомам как их собственное свойство.

Для всего в этом мире есть причина и необходимость. Атомисты отождествили причину и необходимость, отрицая наличие случайности. Случайным, по мнению Демокрита, люди склонны называть то, причину чего они не знают, т.е. за случайностью скрывается простое незнание необходимости и причин.

Внутри мироздания все происходит по необходимости (имеет причину). Возникает возможность фатализма в понимании человеческой деятельности и как результат - отказ от свободы, ибо все, что делает человек и то, что с ним происходит, происходит с необходимостью, по необходимости. Познание причины – это и познание необходимости, что, вероятно, и должно было помочь человеку в избавлении от различных иллюзий и страхов.

Знать и соответствующим образом поступать и действовать – такова установка, таков первый вариант жизнепонимания для человека, стремящегося к счастью, формируемый античностью. Полагаться возможно только на свою собственную сознательную деятельность, которая опирается, прежде всего, на знание. Счастье человека понимается как безмятежное состояние души, пребывающей в равновесии и не волнуемой никакими страхами и суевериями или какими-либо иными переживаниями.

Левкипп допускал существование небытия (пустоты), разделявшей мельчайшие частицы бытия – атомы, которые, будучи неделимыми, неизменными, бескачественными, отличаются друг от друга формой и величиной. Находясь в состоянии вечного движения, они образуют вещи, сталкиваясь, и сцепляясь друг с другом.

Вершиной натурфилософских изысканий античной философии является атомистическая концепция, разработанная Левкиппом (ок.500-440 гг. до н.э.) и Демокритом (ок. 460-370 гг. до н.э.).

В качестве первоначал Демокрит утверждает атомы и пустоту, где атомы – это мельчайшие не воспринимаемые чувственно частицы вещества, которые далее уже не делимы и внутри себя не имеют никаких частей. Атомы вечны, неизменны и тождественны сами себе. Атомов существует, как утверждает Демокрит, бесконечное (бесчисленное) множество и различаются они между собой формой, поворотом и положением.

Исходя из этого, вполне возможно объяснить бесконечное разнообразие вещей и явлений, существующих в этом мире и утверждать бесконечное множество иных миров. Суть возникновения и уничтожения вещей усматривается в соединении и разъединении атомов, которое возможно благодаря наличию пустоты и движения.




Движение – это одна из самых важнейших характеристик, одно из важнейших свойств атомов и тем самым всего этого реального мира, причем, движение – это вечное свойство вечных атомов, присущее атомам как их собственное свойство.

Для всего в этом мире есть причина и необходимость. Атомисты отождествили причину и необходимость, отрицая наличие случайности. Случайным, по мнению Демокрита, люди склонны называть то, причину чего они не знают, т.е. за случайностью скрывается простое незнание необходимости и причин.

Внутри мироздания все происходит по необходимости (имеет причину). Возникает возможность фатализма в понимании человеческой деятельности и как результат - отказ от свободы, ибо все, что делает человек и то, что с ним происходит, происходит с необходимостью, по необходимости. Познание причины – это и познание необходимости, что, вероятно, и должно было помочь человеку в избавлении от различных иллюзий и страхов.

Знать и соответствующим образом поступать и действовать – такова установка, таков первый вариант жизнепонимания для человека, стремящегося к счастью, формируемый античностью. Полагаться возможно только на свою собственную сознательную деятельность, которая опирается, прежде всего, на знание. Счастье человека понимается как безмятежное состояние души, пребывающей в равновесии и не волнуемой никакими страхами и суевериями или какими-либо иными переживаниями.

Левкипп допускал существование небытия (пустоты), разделявшей мельчайшие частицы бытия – атомы, которые, будучи неделимыми, неизменными, бескачественными, отличаются друг от друга формой и величиной. Находясь в состоянии вечного движения, они образуют вещи, сталкиваясь, и сцепляясь друг с другом.


В античной философии есть время, когда она достигла своего пика в развитии материализма. Трудно сказать о конкретном периоде, когда это произошло, поскольку в разработке самого учения участвовали мыслители разных эпох Античности. Среди хорошо известных можно назвать Левкиппа, Демокрита, Эпикура. В статье будет рассмотрено подробнее, что это за учение и в чем его суть.

Истоки

Большинство историков считают, что автором атомистической концепции является Левкипп. Именно он сформулировал базовые положения этого философского учения.

философ Левкипп

Впоследствии оно обрело название – античный атомизм, которое характеризует его суть: абсолютная пустота и движущиеся в ней мельчайшие атомы. Как известно, слово имеет греческое происхождение: atomos означает "неделимый".

Первую философскую систему с уклоном на материализм создал Демокрит, опиравшийся на идеи Левкиппа. Она была довольно последовательна, поэтому логично, что итогом стал античный атомизм как вершина античного материализма.

К сожалению, ни одна работа философа до нас не дошла в полном объеме, а лишь отдельные фрагменты. Однако, опираясь на сохранившиеся труды, ученым удалось воссоздать основные моменты философской концепции Демокрита.

Основа мира – это пустое пространство с вращающимися в нем неделимыми атомами. Вот главная идея, которую провозглашает античный атомизм и его основоположник Демокрит. Философ считал, что атомы неизменны сами по себе, но постоянно находятся в состоянии движения. Атомы разные по форме, размерам и своему положению в пространстве. Их бесконечно много.

Многообразие атомов и их свойств античный атомизм объясняет тем, что природные вещи и явления так же многообразны и многокачественны. Разъединение атомов приводит к тому, что материальные тела разрушаются и гибнут, а если атомы соединяются, то наблюдается картина возникновения нового явления.

К чему пришел философ?

Как это в итоге отразилось на положениях, которые исповедует античный атомизм? Демокрит, исходя из своей позиции гилозоизма, следуя последовательно материалистическим понятиям, смог подойти к разрешению вопроса об основе жизнедеятельности человека – душе. В этом свете он трактует дыхание, которое необходимо для обеспечения жизни, как обмен атомами души между живым существом и окружающей средой. Следовательно, смерть – это прекращение дыхания. Она является естественным процессом, при котором все атомы души, покинув тело, рассеиваются в воздухе.

Демокрит как основоположник античного атомизма последовательно следуя материализму, пришел к атеистическим выводам. Это значит, что Бога нет, а душа смертна. Один из самых известных идеалистов античности Платон призывал сжечь работы Демокрита, называя его безбожником.

Вообще атомизм как философское движение проявился в тяготении античной мысли к унификации основ бытия. Считается, что основателем античного атомизма является Левкипп (5 в. до н.э.), выдвинувший свою гипотезу. Однако эту тему особенно развил Демокрит и его последователи.

философ Демокрит

Реальность и объективность

Философ утверждал, что беспричинных явлений нет. Он говорил о том, что все в мире имеет свою причину. Таким образом происходило отождествление причинности и закономерности, а также отрицание наличия в мире случайности. Это учение предполагало, что некоторые явления люди называют случайными. Происходит такое из-за незнания причины.

Постепенно, отрицая случайности и абсолютизируя закономерности, Демокрит пришел к выводам о невозможности человеческой свободы. Иначе говоря, человек как существо, которое состоит из атомов, тоже подчинен всеобщей необходимости наряду со всеми природными явлениями. Атомы души представляются как тонкие, гладкие, круглые и огненные частицы, которые имеют большую подвижность, чем остальные.

Эпикуриизм

Идеи атомистов наивны и объясняются неразвитостью их воззрений. Однако это учение оказало сильное влияние на дальнейшее развитие естествознания и материалистической теории познания.

Образ Эпикура

Давая характеристику атомам, Эпикур вводит новое понятие – вес. Он говорит о том, что именно это свойство определяет их движение после первотолчка. Другими словами, атомы, находясь под действием своей тяжести, начинают падать вниз, проходя по бесконечному пространству. Если вернуться к теории Левкиппа и Демокрита, то они определяли движение атомов как равномерное во всех направлениях.

атомы в движении

Выводы Эпикура и античный атомизм

Кратко говоря, последователь Демокрита признавал атомистическую теорию о множественности миров, но фактически отказался от идеи богов, которые являются родоначальниками мироздания. По мнению философа, они живут в пространстве между мирами, находясь в вечном блаженстве, и никаким образом не влияют на судьбы людей. В итоге за такие выводы Эпикура обвинили в атеизме. И уже когда в Европе основной религией стало христианство, его труды находились очень долго под запретом.

Эпикур тоже, как и предшествующие атомисты, отвергал учения Платона, Аристотеля. Он считал душу материальной. При этом важной частью души является ум. Он расположен в самом сердце.

Ощущения

Придерживаясь главной идеи, которую исповедует атомизм античных философов: атом – это материальное начало всего сущего, Эпикур посвятил много времени проблеме познания. Он считал ощущения главным источником познания. Только с их помощью человек получает любую информацию, связанную с окружающим миром. Разум, соответственно, развивается тоже исключительно на основе ощущений. Эпикур довел зависимость разума от ощущений до абсолютизма. Он утверждал, что разные сновидения, а также видения сумасшедших есть следствие каких-либо ощущений, а значит, являются истинными.

образы в сновидениях человека

Наслаждение

Все же главным в философии Эпикура было этическое учение. Он подчеркивал подчиненность физики относительно знаний этики, говоря, что, если не знать смертного страха и не переживать о небесных феноменах и не искать границы страданий и наслаждений, то смысла в науке о природе не будет.

Эпикур, исповедуя атомизм в античной философии и утверждая материальное начало в сущности человека и его личности, создал интересное учение о наслаждении, поставив его во главу смысла жизни. Он считал, что наслаждение – это удовлетворение естественных потребностей. Оно приводит вначале к достижению атараксии (душевному спокойствию), а после к состоянию эвдемонии (счастью). Настоящим наслаждением является отсутствие телесного страдания и беспокойства. Приобрести полное счастье человеку мешают страхи. Они властвуют над ним. Следовательно, страхи необходимо преодолевать.

Философ говорил, что когда мы имеем в виду наслаждение, то это не значит указывать на лентяйство и обжорство. Это не означает непрерывно устраивать празднества с томлением младых дев и изобилием столов. Это говорит о трезвом обсуждении поиска последних причин выбора или отказа для разоблачения фальши, от которой происходят все душевные треволнения. Эпикур настаивал на том, что человеку необходимо удовлетворять естественные необходимые потребностей, которые связаны непосредственно с сохранением его жизни.

Важное и неважное в жизни людей

По Эпикуру, человек, постигший истину, сможет отделять необходимые потребности от излишеств. Причем отказывается он от лишнего добровольно. В принципе, философские взгляды Эпикура можно считать аскетическими.

остатки античного мира

Тит Лукреций Кар рукопись

Философские трудности атомизма

Среди проблемных мест в этом учении можно назвать единичные и общие свойства вещей, а также понятие вещи и мысли. Если ни одна вещь не возникает беспричинно и если для ее возникновения имеется своя причина, то как объясняется происхождения похожих вещей? Как возможно пояснить наличие общих свойств, если вещи состоят из разных атомов и существуют, независимо друг от друга? Это нужно или признать случайным совпадением, или отказаться от атомизма.

Атомизм – это логическое завершение размышлений, которые опираются на стихии. Демокрит говорил, что все, что мы знаем о мире, это человек. Значит, именно он является предпосылкой к познанию мира. Кроме того, мир познается так, как это сможет сделать человек, который устроен определенным образом. Он воспринимает окружающую среду, внося что-то от себя. В его сознании действует особый механизм, который дан ему не от мира, а природой при рождении. Этот механизм наделен способностями восприятия мира.

Если бы человек мог пройти через воплощение в разных культурах, то и образы мира были бы все разные.

Атомизм – это философская концепция, рассматривающая бытие как совокупность атомов – мельчайших, неделимых, вечных и бесчисленных частиц, из которых состоит все сущее.

Зарождение атомистического учения

Атомизм Демокрита основывается на тех противоречиях которые возникли в более ранних онтологических учениях элейской и милетской школ, а именно обоснования разнообразия мира и возможности движения, при условии его единства, а также соблюдении принципа сохранения вещества (ничто не может возникнуть из ничего, равно как и исчезнуть), который был выдвинут Парменидом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее .

Необходимость разрешения этих противоречий выступает той движущей силой, которая способствовала зарождению атомистической теории.

Онтология атомизма

Атомизм полностью материалистическое учение, как и все досократовские концепции. В его основе лежит представление о двух субстанциях из которых состоит весь мир, это:

Атомы рассматриваются Демокритом как мельчайшие элементы материи. Существует бесконечное множество атомов, которые неразрушимы, неделимы, вечны, имеют различную форму и размер, а также способны к движению. Различные части мира состоят из атомов разной природы – так земные недра составлены наиболее большими и грубыми частицами, в то время как тонкие материи, такие как воздух или, например, душа наоборот самыми маленькими и тонкими. Разнообразие атомов обосновывает разнообразие окружающего мира, снимая необходимость в бесконечных метаморфозах вещества у элиатов, или преобразований стихий одной в другую у ионийцев.

Готовые работы на аналогичную тему

При этом несмотря на разнообразие мира и их постоянное движение, мир не является набором отдельных и независимых друг от друга объектов, а является единой субстанцией, поскольку атомы, лежащие в основе всего выполняют роль объединения мира в целостную структуру.

Согласно представлениям Демокрита атомы двигались в пустоте из некоторой точки, сталкиваясь и притягиваясь друг к другу, затем стали образовывать вихри, из которых в последствии сформировалась Земля, Солнце, планеты и звезды.

Поскольку из атомов состоит все, то даже такие тонкие материи, как человеческая душа имеют атомарное строение и материалистическую природу. Согласно представлениям Демокрита, жизнь, как способность к росту, активности и восприятию окружающего мира, порождается наличием в структуре объекта особых психических атомов. Душевная жизнь человека, несмотря на всю ее внешнюю сложность и разнообразие детерминирована механическим атомарным взаимодействием, в частности давлением атомов среды на органы чувств, которое запускает дальнейшее движение атомов души в теле. Смерть человека, как и любого другого живого существа, связывается Демокритом с потерей психических атомов. Душа разрушается и умирает, а вместе с ней и тело перестает быть живым. Даже боги не лишены данной участи, они также состоят из атомов и смертны, как и все объекты, вечно лишь само бытие, состоящее из вечных атомов.

Гносеология атомизма

В своей концепции Демокрит рассматривает не только сущность бытия, но и способы его познания. Он выделяет два основных пути:

  • чувственное познание,
  • рациональное познание.

Демокрит полагал, что истины, т.е. знания о свойствах и качествах самих атомов, а не предметов, которые их них состоят, можно получить лишь благодаря рациональному обобщению разрозненных чувственных знаний. Ставя различные опыты и сопоставляя их между собой можно выявить то, что неподвластно ни разуму, ни органам чувств. Это путь индуктивной логики.

Демокрит попытался решить вопрос о возможности движения, вводя иную, чем у элеатов, предпосылку: не только бытие, но и небытие существует. При этом он мыслил бытие как атомы, а небытие как пустоту.

Однако демокритовское учение об атомах не дает оснований для преодоления парадоксов бесконечности, носящих строго логический характер.

Демокрит уточняет пифагорейское понятие монады: ведь пифагорейцы, исходили из допущения неделимых начал - единиц, но им не был ясен вопрос о том, являются ли эти единицы вещественными элементами, физическими частицами или только математическими точками, не имеющими измерений. А соответственно они не могли поставить и вопрос о природе континуума.

Демокрит был не первым, кто выдвинул учение об атомах; его предшественником был Левкипп, живший предположительно с 500 по 440 г. до н.э. и бывший современником Пифагора, Парменида, Зенона, Анаксагора. Но вопрос о Левкиппе сам по себе очень сложен и запутан.

Вслед за Гераклитом, Демокрит полагал мир вечно меняющимся. Дело в том, что по Демокриту, атомов бесконечно много, они движутся в пустоте и, сталкиваясь, соединяются, существуют какое-то время вместе, потом, под воздействием новых столкновений, разъединяются и вновь движутся, взаимодействуя друг с другом. Соединение атомов приводит к рождению вещей, разъединение – к гибели их. Все предметы, таким образом, возникают и уничтожаются, а мир представляет собой вечное движение и изменение. Все вещи совершенно различны, но, вместе с тем они, по крупному счету, одно и то же, потому что состоят из одних и тех же атомов. Мировое многообразие сводится к одной основе – атомам, движущимся в пустоте. Как за разнообразием мироздания у Фалеса стоит единое начало – вода, а у Анаксимена – воздух, у Пифагора – число, так у Демокрита – атомы.

Любой предмет – всего лишь временная комбинация неделимых частиц и существует только до тех пор, пока они вместе. Всё, что мы видим вокруг себя, на самом деле не является настоящей реальностью. За тем неподлинным миром, который нас окружает стоит действительный, но невидимый нами мир атомов и пустоты. Он и есть истинно существующее.

Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборот эксплицитно сформулированное понятие причины и развивает систему материалистического детерминизма.

Трудно сказать, является ли колебательное движение, по Демокриту, неотъемлемым свойством атомов, или же оно порождается их столкновениями. Во всяком случае, ясно, что Демокрит не обращается в целях объяснения к разумному началу, упорядочивающему движение. Поэтому критики обвиняют основателя атомизма в злоупотреблении случайностью и неспособности объяснить, каким образом из неупорядоченного движения получаются закономерность и необходимость. Но Демокрит считает исходное движение не беспорядочным, а с самого начала подчиненным определенной закономерности. Это - закономерность соединения подобного с подобным.

Последовательно проводимое разделение действительного бытия мира, как он существует объективно, и мира субъективного, каким является чувственный мир, - еще одна существенная черта учения атомистов. Какую бы из последующих форм атомизма мы ни рассмотрели, всякий раз мы увидим ту же разделенность мира на объективный и субъективный. В XVII-XVIII вв. это различение отлилось в форму учения о первичных и вторичных качествах, теоретические предпосылки которого вполне справедливо видеть в древнем атомизме Левкиппа и Демокрита.

Демокрит, конечно, стремился объяснить также и чувственные качества вещей (их цвет, вкус, твердость или мягкость, теплоту и т.д.) определенной формой, порядком и положением атомов; в этом отношении он также предвосхищает все последующие варианты атомизма, создавая объяснительную модель, которая сохраняет свое значение для естествознания на протяжении более чем двух тысячелетий. Но при этом объяснении характера чувственных качеств вещей, исходя из свойств атомов, важным моментом остается принципиальная разнородность объясняемого свойства и объясняющего принципа. Тому, что воспринимается нами субъективно как сладкое, твердое, красное и т.д., в самом объекте соответствует нечто инопорядковое - не имеющее ни цвета, ни вкуса, ни другого чувственного качества, а только форма атомов (круглые, заостренные и пр.) и их порядок.

Эпикур и Лукреций, продолжая учение Левкиппа и Демокрита об атомах и пустоте, утверждали, что все в природе материально, как материальны и все свойства неживых и живых тел. Они считали, что безграничность числа атомов и их сочетаний обусловливает и безграничность миров во Вселенной.

Представления, развитые атомистами, позволили объяснить множество явлений природы, не случайно они вошли в золотой фонд физики, а также биологии (после открытия гена).

На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры. Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. На первом, досократовском, этапе греческая философская мысль носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем философы делают значительный шаг от мифологии к философии пытаясь построить моноэлементарную модель бытия, которая однако базируется не на доказательствах своих утверждений, а на изречениях, что особенно ярко проявляется у Гераклита. На этом этапе происходит становление философской категориальной системы.

После открытия природы как объекта философии стало возможным поставить вопрос о человеке, а затем о Боге.

1. Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2007 – 435 с.

2. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2006 – 362 с.

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998 – 287 с.

4. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2006 – 653 с.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003 – 278 с.

Атомизм в философии — это доктрина, которая объясняет сложные явления в совокупностях неподвижных частиц или единиц. Философия нашла успешное применение в естествознании: согласно атомистическому взгляду материальная вселенная состоит из мельчайших частиц, которые считаются простыми и слишком маленькими, чтобы быть видимыми, а разнообразие видимых форм в природе объясняется различиями в этих частицах и их конфигурациях.

Представитель атомизма

Основная природа

Особенность атомизма в том, что наблюдаемые формы тут рассматриваются не как внутренние целые, а только в совокупности. В отличие от целостной теории, которая объясняет части на основе качеств, демонстрируемых целым, атомизм раскрывает наблюдаемые свойства целого характеристиками его компонентов и их конфигураций.

Для того чтобы понять историческое развитие этого направления в философии и его связь с современной теорией атома, необходимо увидеть различие между атомизмом первоначальным и другими его формами. Стандартная версия теории характеризуется тремя моментами:

Атомизм в философии это

  • Атомы абсолютно неделимы;
  • Наблюдается качественная идентичность;
  • Они могут комбинироваться друг с другом только путем сопоставления.

Атомизм обычно ассоциируется с реалистичным и механистичным взглядом на мир. Реален тот факт, что атомы не рассматриваются как субъективные конструкции, которые используются для лучшего понимания явлений. Вместо этого они находятся в реальности, где главное значение имеет сам факт существования.

Что касается механистического взгляда на вещи, то он гласит, что все наблюдаемые изменения могут сводиться к изменениям конфигурации. Это не просто вопрос использования полезной объяснительной модели.

Согласно теории все наблюдаемые изменения вызваны движениями атомов. В качестве аналитической доктрины атомизм противостоит доктринам организменным. Они учат, что природа целого не может быть обнаружена путем разделения его на составные части и изучения каждого элемента отдельно.

Типы теории

Историю доктрины можно поделить на два отчетливых периода: философский и научный с переходными периодами с 17 по XIX век. Именно этот исторический факт оправдывает различие между философским и научным атомизмом.

Философский аспект

История этого направления началась еще во время Античной Греции. Внимание ученых было сосредоточено не на подробном объяснении всех видов конкретных явлений, а на некоторых общих аспектах и чертах. Речь шла о попытках понять существование в природе множества различных форм и непрерывных изменений. Философский атомизм стал первой доктриной, способной ответить на такие вопросы. Он не ограничивался единственной проблемой объяснения возможности изменений в природе и множественности.

Атомисты философия

Дело в том, что в греческой мысли философия и наука все еще были едины, поэтому атомщики пытались дать подробное объяснение конкретных явлений, среди которых — испарение. Такие разъяснения предназначались, скорее всего, для поддержки общей доктрины атомизма, а не для создания физической теории в современном смысле этого слова. Иная теория не была возможна, так как она должна основываться на прямой или косвенной информации о конкретных свойствах вовлеченных атомов, а таких данных тогда еще не было.

Современное направление

С развитием научной доктрины атома общие философские проблемы начали отходить на второй план. Все внимание сосредотачивалось на объяснении конкретных явлений. Именно по этой причине химическая атомная теория, выдвинутая в XIX веке, предполагала, что каждый идентифицированный элемент обладает своими специфическими атомами, а все соединения имеют собственные молекулы. А то, что частицы действуют как неизменные и неразделенные единицы, зависит от того, какой процесс является основным.

Некоторые явления, согласно модернистским теориям, объясняются неизменностью молекул и их идентичностью, которая исчезает в результате химических реакций. После того как их структуры разрушаются, атомы перестраиваются в новые молекулы. С ядерными реакциями достигается новый уровень, на котором атомы больше не рассматриваются в качестве неделимых. Здесь на первый план выходят уже элементарные частицы.

История атомизма

Со времен античности и почти до XVI века доктрина оставалась полностью философской. Только после эпохи Просвещения начались попытки связать ее с другими науками и попытаться при помощи основных положений объяснить физические или химические процессы.

Древнегреческий период

В Древней Греции возникла не только общая идея атомизма, но и весь спектр его различных форм. Основные черты теории можно увидеть уже в V веке до нашей эры в учениях Эмпедокла о четырех стихиях. Несмотря на свое успешное начало, атомизм не смог получить первенство в греческой мысли. Это происходит потому, что Платон и Аристотель не были удовлетворены атомистическим решением проблем вселенной. Даже в отношении материального мира доктрина, казалось, не давала достаточного объяснения.

Атомисты

Основатель теории — Левкипп — атомист, который пытался разработать теорию материализма. Именно его школу прошел Демокрит — создатель атомистического мироучения. Вместе со своим учителем, основоположником теории, он пытался кратко объяснить строение мира, а не развивать представление о мельчайших частицах. Появление же своей особой точки зрения он считал случайностью.

Платона больше интересовали принципы порядка, чем материальных элементов. Что касается Аристотеля, то он сразу же отверг идею Демокрита о том, что в химической реакции составные части не лишаются своей идентичности. Он считал, что элементы, которые входят в состав друг друга, не остаются тем, чем были по отдельности. Разумеется, есть некоторые признаки того, что в химической теории Аристотеля мельчайшие частицы играли роль, но она, безусловно, не была очень важной.

Платон

Продолжением идеи позже занялся Эмпедокл. Он предложил теорию, которая предполагала наличие нескольких различных атомов. Доктрина основывалась на учении о четырех элементах. Аристотель принял последнюю доктрину, но отверг ее атомистические принципы. Некоторые его последователи (Александр Афродисий, Фемистий и Филопон) в будущем объединили аристотелевскую теорию химических реакций с атомистическими концепциями.

Модернистские учения

В современном понимании доктрина появилась с расцветом науки. В истории XVII века теория занимает важное место по двум причинам: началось возрождение демократического учения, а также развитие научной теории атома.

Воскрешением доктрин Демокрита занимался неоднозначный эпикурейско-христианский мыслитель Пьер Гассенди, который не только познакомил своих современников с атомизмом, но и сумел избавить его от материалистической интерпретации. Это стало достаточно актуальным для математики и механики, которые были в XVII веке хорошо развиты.

Стоит отметить, что в это время ученых больше интересовали возможности, которые атомизм предлагал для развития физической теории, а не философские различия между системами. Среди других атомистов в философии, которые уделяли пристальное внимание доктрине, можно выделить следующих:

Доктрин Демокрит

  • Даниэль Сеннерт — яркий представитель продемокритской школы, считавший, что теория Демокрита и идея о минимумах должны быть равносильны. С философской точки зрения, Сеннерт больше интересовался общей идеей атомизма.
  • Роберт Бойль. Осознавал несоответствие первоначального атомизма и атомной теории, которую можно было бы использовать для химических целей. Он считал, что атомы Демокрита были связаны с первичными конкрециями, которые сложно диссонируют и действуют как элементарные частицы в химическом смысле.
  • Джо Далтон — автор множества трактатов, считается отцом современной теории атома. Ему удалось применить результаты химической работы Лавуазье к атомистическим концепциям. Когда он говорил об элементарных атомах, он имел ввиду не просто теоретическую идею, а химические элементы, определенные Лавуазье. Далтон был склонен считать, что все частицы сохраняют свою идентичность даже при химической реакции.

Индийская версия доктрины

Роберт Бойль

Следует отметить, что атомистика не ограничивается западной философией и наукой. Примеры качественного атомизма, основанного на учении о четырех элементах, также встречаются в индийской философии, где считалось, что атомы не являются абсолютно неделимыми, но только относительно. Следовательно, в определенных аспектах индийский атомизм больше связан с доктриной минимума, чем с доктриной Демокрита, но такое понимание атома и картины мира не превратилось в научную теорию, поэтому назвать ее полноценной нельзя.

Таким образом, атомизм в философии — это теория, которая предполагает, что все в мире состоит из элементарных неделимых частиц со своей идентичностью и свойствами. Учение появилось еще в античные времена и получило продолжение в XVII веке. Представители атомизма считают, что каждому объекту присущи свойства, полученные в результаты слияния его компонентов.

Читайте также: