Социология 10 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Социология, подобно многим другим интеллектуальным дисциплинам, может иметь дело с эмпирическими описаниями (включая и современные социальные условия, и исторические последовательности). Она может обсуждать моральные проблемы, предлагать или отвергать планы практических действий и сравнивать существующие условия с идеалами; рассматривать основополагающие методологические и другие метатеоретические вопросы. Главное значение социологии — это формулировка обобщённых объяснительных принципов процессов, которые составляют социальную реальность. Именно эти процессы определяют, каким образом конкретные условия порождают конкретные результаты. Эти обобщённые способы объяснения социальной реальности и составляют науку.

Социология состоит из большого числа специальностей. Это не должно удивлять, поскольку насчитывается множество исследователей, которые заинтересованы в разностороннем изучении общества. А так как социология подразумевает весь социальный мир (включая его причины и следствия), то очевиден огромный выбор эмпирических объектов для возможного исследования.

4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты):

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов.

Социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности и межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на следующие составные части:

1) общетеоретическая социология как макросоцио-логическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;

2) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общностей, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т. е. частные, специальные социологические теории, включая отрасли социологии (социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);

3) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни.

В центре эмпирических социологических исследований находятся само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.

Структура социологии иногда анализируется через призму актуальных проблем, имеющих отношение к различным сферам общественной жизни. В структуре социологии особо следует отличать фундаментальную и прикладную социологию. Основанием для такого деления служат различия в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие – на изучение практических вопросов преобразований социальной жизни, на выработку практических рекомендаций. И в этих направлениях могут производиться как теоретические, так и эмпирические исследования. Прикладная социология ищет пути и средства практического использования познанных фундаментальной социологией механизмов и тенденций общественной жизни.

3. Методы прикладных исследований

1) Метод опросов

2) Метод наблюдения

3) Методы анализа документов

4) Методы эксперимента

4. Роль социологии в современном обществе

1) Познавательная – даёт новые знания об обществе

2) Прикладная – предоставляет конкретную социологическую информация для решения практических научных и социальных задачах .




3) Контролируемая – полит партии и власть используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной деятельности

4) Идеологическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества

5) Прогностическая – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции развития общества.

6) Гуманистическая – проведение социальных исследований, доведения их результатов до общественности могут способствовать совершенствованию общественных отношений, развитию общества

5. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности

Структура личности рассматривается в социологии двояким образом: с одной стороны, как фундаментальная основа деятельности человека, обусловленная состоянием и развитием общества в целом, а с другой — как социальная структура личности. В первом случае она опирается на принципы философского анализа личности, во втором — на собственные возможности.

6. Социализация личности

Автор теории: Эрик Эриксон, считал что социализация происходит в течении всей жизни, с определёнными кризисами:

Первый происходит от рождения до года

Второй кризис – 1-2 года

Третий кризис – 3-4 лет

Четвертый кризис связан с походом в школу

Пятый кризис наступает в подростковом возрасте и связан он с определением места в жизни

Седьмой кризис ( 40 лет) примерный итог жизни

Восьмой кризис (пожилой возраст) окончательный подвод итогов жизни

7. Социальные статусы и роли

В современном обществе каждый человек занимает определенное положение. Под этим подразумевается наличие у индивида каких-то отношений, закрепленных за ним обязанностей, и имеющихся у него прав. Совокупность этих характеристик личности и определяет еесо­циальный статус.

Социальный статус не является стабильной характеристикой человека. На протяжении жиз­ни человек может сменить огромное количество социальных статусов.

Социальный статус человека определяется следующимифакторами:

1. семейным положением индивида;

2. степенью образованности;

3. возрастом человека;

5. занимаемой должностью;

Совокупность всех социальных статусов на­зываютстатутным набором. Так, один и тот же человек может быть матерью, женщиной, сест­рой, женой, преподавателем, кандидатом наук, доцентом, пожилым человеком, русской, право­славной и др.

1. Социология как наука. Объект, предмет, функции социологии

Социология - учение об обществе.

Объект науки: ОБЩЕСТВО

1) Социальные связи

2) Социальные взаимодействия

3) Социальные отношения и способ их организации

1) Человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям

2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий и другие уровни организации общественной жизни

3) Отношение между группами людей, занимающих разное положение в обществе

4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты):

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов.

Социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности и межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на следующие составные части:

1) общетеоретическая социология как макросоцио-логическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;

2) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общностей, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т. е. частные, специальные социологические теории, включая отрасли социологии (социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);

3) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни.

В центре эмпирических социологических исследований находятся само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.

Структура социологии иногда анализируется через призму актуальных проблем, имеющих отношение к различным сферам общественной жизни. В структуре социологии особо следует отличать фундаментальную и прикладную социологию. Основанием для такого деления служат различия в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие – на изучение практических вопросов преобразований социальной жизни, на выработку практических рекомендаций. И в этих направлениях могут производиться как теоретические, так и эмпирические исследования. Прикладная социология ищет пути и средства практического использования познанных фундаментальной социологией механизмов и тенденций общественной жизни.

3. Методы прикладных исследований

1) Метод опросов

2) Метод наблюдения

3) Методы анализа документов

4) Методы эксперимента

4. Роль социологии в современном обществе

1) Познавательная – даёт новые знания об обществе

2) Прикладная – предоставляет конкретную социологическую информация для решения практических научных и социальных задачах .

3) Контролируемая – полит партии и власть используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной деятельности

4) Идеологическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества

5) Прогностическая – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции развития общества.

6) Гуманистическая – проведение социальных исследований, доведения их результатов до общественности могут способствовать совершенствованию общественных отношений, развитию общества

5. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности

Структура личности рассматривается в социологии двояким образом: с одной стороны, как фундаментальная основа деятельности человека, обусловленная состоянием и развитием общества в целом, а с другой — как социальная структура личности. В первом случае она опирается на принципы философского анализа личности, во втором — на собственные возможности.

6. Социализация личности

Автор теории: Эрик Эриксон, считал что социализация происходит в течении всей жизни, с определёнными кризисами:

Первый происходит от рождения до года

Второй кризис – 1-2 года

Третий кризис – 3-4 лет

Четвертый кризис связан с походом в школу

Пятый кризис наступает в подростковом возрасте и связан он с определением места в жизни

Седьмой кризис ( 40 лет) примерный итог жизни

Восьмой кризис (пожилой возраст) окончательный подвод итогов жизни

7. Социальные статусы и роли

В современном обществе каждый человек занимает определенное положение. Под этим подразумевается наличие у индивида каких-то отношений, закрепленных за ним обязанностей, и имеющихся у него прав. Совокупность этих характеристик личности и определяет еесо­циальный статус.

Социальный статус не является стабильной характеристикой человека. На протяжении жиз­ни человек может сменить огромное количество социальных статусов.

Социальный статус человека определяется следующимифакторами:

1. семейным положением индивида;

2. степенью образованности;

3. возрастом человека;

5. занимаемой должностью;

Совокупность всех социальных статусов на­зываютстатутным набором. Так, один и тот же человек может быть матерью, женщиной, сест­рой, женой, преподавателем, кандидатом наук, доцентом, пожилым человеком, русской, право­славной и др.

Aннотация:
Авторская программа учителя Пушкинского лицея № 1500 г. Москвы. Курс состоит из 10 базовых тем, в которых описаны введение в предмет социологии, история социального учения, начиная с древности (Индия, Китай, Греция) и заканчивая современными социологическими теориями, а также базовые социологические понятия.

В. М. Смолкин

ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ
Программа учебного курса. 10-11 классы

Тема 1. Основы социологических знаний Социальный мир. Предмет социологии. Социология в системе научного знания. Основные понятия социологии. Методы исследования в социологии.

Тема 2. История социологии Социальные идеи в древности (Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция). Социальные учения в Средние века и Новое время. Зарождение и становление социологии как науки в XIX веке. Современные социологические теории.

Тема 3. Общество Понятие общества. Типология обществ. Социальная структура. Социальные институты. Социальные изменения. Модернизация.

Тема 4. Личность и общество Понятие личности. Социальные ориентации и установки личности. Социальный конфликт. Социологические концепции личности.

Тема 5. Культура и общество Понятие культуры. Культура и цивилизация. Формы культуры. Статика и динамика культуры. Образ жизни. Культурное разнообразие.

Тема 6. Социализация Понятие социализации. Первичная и вторичная социализация. Институты и механизмы социализации. Социализация и индивидуальность.

Тема 7. Социальное поведение и социальный контроль Социальное поведение. Социальные нормы. Социальные санкции. Самоконтроль и внешний контроль. Общественное мнение. Девиантное (отклоняющееся) поведение. Деликвентное (преступное) поведение.

Тема 8. Социальные взаимодействия Социальные взамодействия и отношения. Социальные статусы и роли. Ролевой набор. Права и обязанности личности.

Тема 9. Социальные группы и общности Понятие социальной группы. Малые группы. Групповая сплоченность. Лидерство и авторитет в группе. Социальные общности.

Тема 10. Социальная стратификация и мобильность Понятие социальной стратификации. Социальное неравенство. Исторические типы стратификации (рабство, касты, классы, средний класс). Социальная элита. Стратификация российского общества. Социальная мобильность.

Основная литература:
Кравченко А. И. Введение в социологию. Учебник для 10-11 классов. М.,1998.

Дополнительная литература:
Харчева В. Основы социологии. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. М.,1999.
Смелзер Н. Социология. М., 1994

Люди

Среди прочих наук социология занимает особое место, поскольку изучает достаточно сложные, неоднозначные и часто непредсказуемые явления. Многие процессы, происходящие в обществе, просто невозможно предугадать, а эксперименты, благодаря которым их удаётся изучить, ставит сама жизнь. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляет собой социология, какие явления и процессы она изучает, когда она появилась и как развивалась, а также выясним, какие функции она выполняет в современном мире.

Что такое социология?

Данный термин образован от латинского слова societas (компания, общество) и древнегреческого λόγος (наука). Таким образом, социология – это наука об обществе. Она изучает особенности существования общества, проявляющиеся в нём закономерности, отношения между группами людей, реакцию общества на определенные события и прочее.

Социология изучает законы, в соответствии с которыми формируется общество, исследует его структуру, ищет принципы формирования отдельных социальных групп и отношений между ними, пытается находить закономерности в массовых явлениях.

Интересно, что изначально у Конта было собственное понимание того, что такое социология и какой она должна быть. Он представлял её некой всеобщей научной дисциплиной, объединяющей новые и накопленные знания из истории, философии, политики и прочих сфер. Но в дальнейшем она сформировалась в самостоятельную и самодостаточную науку.

Что изучает социология?

Предмет изучения социологии – социальная жизнь общества. Эта наука исследует взаимодействие между слоями общества, социальными группами, организациями, общностями и иными обособленными частями общества. Также в сферу её изучения попадают нормы поведения и морали, существующие в рамках определенной части социума. Разумеется, социология не может существовать обособленно, поэтому пересекается с другими гуманитарными науками.

Помимо взаимодействия между социальными слоями и группами данная наука изучает также взаимоотношения общества и отдельно взятой личности. Важно понимать, что социология не является наукой, изучающей людей или взаимоотношения между отдельными людьми. А вот то, как человек взаимодействует с окружающим его социумом, представляет для этой науки интерес.

Человек зависит от общества. А общество состоит из большого количества отдельно взятых людей. Каждый из них в отдельности не является объектом изучения для социологии. А вот совокупность связей, отношений и взаимодействий между ними – это социальная реальность, и именно её изучает данная наука. Каждый конкретный социальный объект имеет собственное множество уникальных связей и отношений, организованных определенным образом и образующих некую социальную систему.

Социология как наука существует уже более полутора веков. Всё это время объектом её изучения оставалось человеческое общество, а вот предмет изучения непрерывно менялся. Изначально это способствовало окончательному отделению социологии от философии и превращению её в самостоятельную науку. На данный момент основным предметом исследования для неё являются взаимодействия социальных групп между собой и взаимодействие личностей с социальными группами.

Отличия социологии от других наук

Существует достаточно много научных дисциплин, изучающих общество и взаимоотношения внутри него: экономика, политика, юриспруденция и прочие. Но социология – это единственная наука, изучающая общество как единую и неделимую систему. Другие же науки концентрируются на конкретных процессах и явлениях, представляющих для них интерес, в отрыве от остальных аспектов социального взаимодействия.

Кроме того, социология отличается от других наук своими методами изучения. Она рассматривает общество и происходящие в нём процессы через призму потребностей, интересов, ценностей и иных установок, руководящих людьми. Такой подход позволяет не просто анализировать определенные явления, но и строить объясняющие их модели, повышающие точность дальнейшего прогнозирования и дающие возможность целенаправленно управлять социальными процессами.

История появления и развития социологии

Становление науки происходило во второй половине 19 века. Теоретические основы социологии заложили Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и другие ученые того времени. В 20 веке происходило бурное развитие новой науки. Заметный вклад в неё внёс Карл Маркс, а также российские ученые Питирим Сорокин, Михаил Бакунин, Пётр Лавров, Николай Михайловский и другие.

Многие социологические концепции, предложенные на рубеже 18 и 19 веков, остаются актуальными и сегодня. И всё же современная социология сильно отличается от социологии того периода. В ней появились принципиально новые направления и взгляды на социальную реальность. Современный этап развития социологии начался на рубеже 20 и 21 веков. Одной из основных его целей является создание единой социологической теории, которая интегрировала бы в себе все знания, получение за более чем полуторавековую историю данной науки.

Виды социологии

В современной социологии рассматривается два варианта внутренней классификации этой науки: по подходу к изучению, а также по целям и задачам.

По подходу к изучению она делится на два вида:

  • Теоретическая. Данная ветвь занимается исследованием основных понятий, категорий и законов функционирования общества. На теоретическом уровне используются функциональный, исторический, системный, сравнительный и иные методы научного изучения.
  • Эмпирическая. Эта ветвь исследует задокументированные процессы и явления в обществе, пытаясь найти в них статистические и иные закономерности.

По поставленным целям и задачам социология также делится на два вида:

  • Фундаментальная. Как фундаментальная наука, социология изучает социальные явления, анализирует собранную информацию, ищет закономерности и научные объяснения происходящих процессов.
  • Прикладная. Как прикладная наука, социология ищет способы прогнозирования и управления социальными явлениями и процессами.

Функции социологии

Социология – это важная наука, которая решает большое количество задач, направленных на исследование социальных явлений и процессов, прогнозирование их развития, управление ими, поиск решений возникающих проблем и прочее. Исследователи выделяют следующие функции современной социологии:

  • Познавательная. Познание социальных объектов, явлений и процессов с целью дальнейшего воздействия на них.
  • Прогностическая. Поиск научных способов прогнозирования развития социальной ситуации и течения социальных процессов.
  • Организационно-технологическая. Разработка технологий и методик, направленных на регулирование социальной структуры общества, а также отношений и процессов внутри него.
  • Инструментальная. Разработка новых и совершенствование имеющихся методов изучения, применяемых в социологии.
  • Управленческая. Применение имеющихся знаний для управления социальными объектами на всех уровнях.
  • Идеологическая. Использование достижений социологии для пропаганды, популяризации одних идей и критики других.
  • Функция проектирования и конструирования. Разработка модели отдельного социального объекта или процесса с заданным набором параметров для оптимального решения конкретной задачи.

Социология предоставляет широкие возможности манипулирования общественным сознанием. Поэтому она может быть как беспристрастной наукой, направленной на улучшение социального климата, так и мощным инструментом пропаганды и манипуляции в руках недобросовестных политиков и иных деятелей.

Методы социологии

Ещё основоположник социологии Огюст Конт утверждал, что данная наука может опираться исключительно на научные методы, дающие достаточно точную и достоверную информацию. В основе современной социологии лежат такие методы как:

  1. Наблюдение. Сбор данных производится посредством фиксации происходящих событий, явлений и процессов. Наблюдение может быть скрытым или явным, обыденным или научным, включенным или невключенным (зависит от того, входит ли исследователь в изучаемую социальную группу или наблюдает извне).
  2. Эксперимент. Данный метод подразумевает создание определенных обстоятельств и наблюдение за реакцией социального объекта. Эксперимент может быть полевым (происходящим в естественных условиях) или лабораторным (происходящим в частично или полностью изолированной среде).
  3. Контент-анализ. Этот метод подразумевает сбор большого количества уже имеющейся информации и её исследование статистическими методами.
  4. Опрос. Людей из случайной выборки опрашивают, чтобы выяснить их мнение. При этом выборка должна быть репрезентативной (то есть, мнение опрошенных людей должно достаточно точно отражать мнение всех представителей исследуемой социальной группы).
  5. Экспертный опрос. В рамках такого опроса опрашиваются люди, основной род деятельности которых так или иначе связан с темой социологического исследования.
  6. Интервью. Это общение с одним респондентом, в рамках которого он подробно отвечает на вопросы по заданной теме.
  7. Социометрия. Это опрос, проводимый среди всех представителей небольшой социальной группы (например, школьного класса или студенческой группы).

Заключение

Чтобы понять, что такое социология и чем она отличается от остальных наук, изучающих социальные явления, нужно рассматривать общество как единую и неделимую систему, все процессы внутри которой подчиняются определенным законам. Если другие науки сосредотачиваются на отдельных аспектах, то социология изучает все виды взаимодействия между социальными объектами. Она изучает, как и почему люди вступают в определенные связи и образуют структуры, поведение которых не подчиняется привычной человеческой логике, а в чем-то напоминает поведение живых организмов.

Читайте также: