Символика крестовых походов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Образ рыцаря-крестоносца дошел до наших дней в ореоле романтизма. О крестоносцах написано много книг. Об их подвигах снимались фильмы.

Некоторые ордена были настолько могущественны, что влияли на политику всей Европы. Их тайны до сих пор будоражат воображение, становятся материалом для журналистских расследований и историков.

Причины образования орденов крестоносцев

В начале средних веков сформировался класс феодалов, называющих себя рыцарями. Но еще не сложились правила общественного устройства, регулирующие отношения между ними. Многие рыцари-феодалы считали себя равными правителям (королям, герцогам), что приводило к смутам внутри только что сформировавшихся государств.

Младшие сыновья феодалов, с детства обученные военному искусству, не имели других средств к существованию кроме войны. Именно в это время начали формироваться рыцарские армии. Но дисциплина в них была крайне низкой.

Римская католическая церковь попыталась снизить напряженность в государствах, направив энергию рыцарей на, казалось бы, благое дело – освобождение зарождающегося христианства от владычества мусульман. Для этого в период с 1096 г по 1272 г было организовано девять крестовых походов.

В это же время начали создаваться ордена, объединяющие рыцарей-крестоносцев. Создание орденов преследовало, прежде всего, цель –дисциплинировать рыцарей, объединив их для выполнения важнейшей задачи в организацию со строгой иерархией, находящейся под контролем главы католической церкви – римского папы.

Структурно ордена подразделялись на руководство:

- Главный (великий) магистр (или гроссмейстер).

- На местах подразделениями управляли приоры, подчинявшиеся гроссмейстеру.

- Приорам были подчинены командоры (коменданты замков, крепостей).

- Для управления финансами назначались должностные лица – маршалы.

К простым членам орденов относились кавалеры – рыцари, принявшие посвящение, и неофиты – рыцари, вступившие в орден, но не допущенные к посвящению.

Хотя в некоторых орденах структура несколько отличалась. Во многих орденах рыцари давали обет послушания.

Всего насчитывалось более 30 духовно-военных орденов. Некоторые, просуществовав незначительное время, прекратили свое существование или вошли в состав других орденов.



Орден защитников христианских святынь (Орден Тау)

Орден считается самым старым из духовно-рыцарских орденов Европы. В 952 году в Альтопашио (Испания) монашеским орденом святого Августина был открыт госпиталь, где останавливались для отдыха и лечения паломники, следующие в Сантьяго-де-Компостеллу или Рим. Монахи Ордена осуществляли охрану паломников на отрезке пути от Лукки до Генуи.

В 1239 г. Ордену официально был присвоен статус военного. Они не стремились к лидерству среди других орденов, хотя его госпитали построены и в других странах.

В 1585 г. Орден объединился с Орденом святого Стефана.

Отличительным признаком одежды рыцарей Ордена был черный или темно-серый плащ с красным капюшоном. На плащ и капюшон нашит белый Т-образный крест.



Орден госпитальеров (иоаннитов)

В 1048 г. итальянский купец Константине ди Пантелеоне получил от египетского султана разрешение на строительство в Иерусалиме госпиталя для заболевших паломников, прибывших в святую землю. Госпиталь получил название Иерусалимского Госпиталя Святого Иоанна. Его служителей называли иоанниты. Также в ходу было наименование госпитальеры.

Во время осады Иерусалима крестоносцами в 1099 г. госпитальерам удалось не только не пострадать от мусульман, владеющих городом, но и заслужить расположение, захвативших Иерусалим крестоносцев.

Часть рыцарей-крестоносцев вступили в Орден иоаннитов. Первый король Иерусалимский Бодуэн I утвердил статус Ордена, утвержденный папой римским в 1113 г. Основной задачей Ордена была защита и оказание помощи паломникам в святую землю.

К 1200 г. сложилось разделение Ордена на братьев-рыцарей, благословленных на ношение и применение оружия, на братьев-лекарей и братьев-капелланов. Братьев Ордена имели право отлучать от церкви только римский папа и Великий Магистр.

Рыцари Ордена носили монашескую одежду и накидки черного цвета с восьмиконечным белым крестом. Походный плащ (сюрко) был красным с белым крестом, расширяющимся к низу.

После завоевания Мальты Наполеоном I госпитальеры покинули ее. Тогда был потерян ряд приоратов в Европе.

Полное восстановление Ордена относят к 1879 г. Орден иоаннитов действует и сейчас, занимаясь благотворительностью.



Тамплиеры (храмовники)

История Ордена тамплиеров является самой интригующей, покрытой многими тайнами. И до сих пор изучается историками всего мира. За сокровищами Ордена ведется настоящая охота.

Орден Храма был создан в 1119 г. из рыцарей, участвовавших в первом крестовом походе и решивших остаться в Палестине. Главная задача рыцарей заключалась в охране путей следования паломников. Рыцари, вступающие в Орден Храма, давали обет безбрачия, но при этом не становились монахами. Поначалу это был самый бедный Орден. Его воинам не хватало даже лошадей. Этот период отмечен на печати магистра Ордена, изображающей двух рыцарей на одной лошади.

Рыцари Ордена пользовались благорасположением короля Иерусалима и епископа Иерусалимского. Магистр Ордена был направлен в Европу для сбора сил и средств на второй крестовый поход. В 1128 г. он выступает на церковном Соборе в Труа (Франция).

С этого времени улучшается благосостояние Ордена. Папа римский подчиняет Орден себе напрямую. Храмовники начинают приобретать политический вес не только в Палестине, но и в Европе, открывая свои подразделения в Испании, Франции, Англии. Орден Храма, наряду с Орденом госпитальеров, становится самым многочисленным в Палестине. Воины Ордена неоднократно участвовали в битвах с войсками мусульман. В это же время окрепло финансовое могущество Ордена.

После того как в 1291 г. тамплиеры покинули Палестину, Орден свою штаб-квартиру разместил во Франции. Политическая деятельность Ордена стала неугодна французским монархам. Кроме того их привлекали финансы Ордена. В 1307 г., убедив римского папу в необходимости ликвидации Ордена, король Франции Филипп IV отдал приказ об аресте руководства и членов Ордена во Франции. Затем папа Климент V направил послания другим европейским монархам с призывом арестовывать тамплиеров, а их имущество конфисковать в пользу короны. В 1314 г. Орден прекратил свое существование.



Орден Монтесы

1312-й год. Декрет папы римского клеймит Тамплиеров. Разгромлены они на территории Франции в 1314 г.

Испания часто подвергалась набегам мавров. И короли Испании поддерживали Орден Тамплиеров. Сицилийский король Хайме II добился разрешения папы перейти тамплиерам Испании во вновь созданный Орден.

Основали Орден Монтесы на севере Испании в области Арагон в 1317-м году. Свое название он получил в честь крепости святого Георгия из Монтесы, где был создан.

В 1400-м он поглотил Орден Сан-Хорхе де Альфама.

Орден теряет свою независимость и входит в подчинение королю Испании в 1587-м году. А в 1835-м испанское государство окончательно ликвидировало военные рыцарские ордена.



Орден Монтегаудио

В 1172 г. в королевстве Арагон создается испанский Орден Монтегаудио. Основал его рыцарь Ордена Сантьяго граф Родриго Альварес.

Рыцари назвали свой Орден в честь холма Монте-Гаудио (гора радости). С него первые крестоносцы увидели Иерусалим.

Официальное признание он получил в 1180 г. от папы Александра III . Символом Ордена становится красно-белый крест.

В 1187 г. произошла битва при Хаттине между мусульманами и крестоносцами Иерусалимского королевства. В ней участвовали и рыцари Ордена Монтегаудио. В этом сражении крестоносцы были разбиты.

Уцелевшие рыцари укрылись в Арагоне. В 1188 г. они открыли госпиталь Святого Искупителя в городе Теруэль.

По поручению короля Альфонсо II рыцари защищали южные границы Арагоны.

Поступления новых рыцарей не было. И в 1196 г. они объединились с Орденом Тамплиеров. Часть рыцарей переходит в испанский Калатрава Орден.


Тевтонский орден

Хотя Тевтонский орден (или Орден святой Марии) был создан в Иерусалиме в 1189 г., он сразу приобрел национальную окраску. В него принимали только германских подданных.

В этот период возник конфликт между германским императором и папой римским. Лавируя между двумя сторонами конфликта, руководство Ордена искало возможность приобретения земель для создания своего государства. В 1226 г. магистр Ордена получил от германского императора право на владение землями Пруссии и Кульма.

С этого момента начинается завоевательный поход Ордена в Прибалтику. К 1240 г. все прибалтийские земли были подчинены Тевтонскому ордену, который проводил жесткую политику обращения европейских народов в католичество. Пользуясь ослаблением России, войска Ордена вторглись в российские земли (Новгородские), захватив несколько городов. Это представлялось как крестовый поход против еретиков (православных). В 1242 г. Орден потерпел поражение от армии Александра Невского.

Владения Ордена включали Восточную Пруссию, Курляндию, часть Латвии и Эстонии. После переноса резиденции в Мариенбург в 1309 г. (ныне Мальборк в Польше) Орден прекратил религиозную деятельность и стал государством.

В 1410 г. войска Ордена были разгромлены объединенными силами поляков, литовцев и русских под Грюнвальдом. Это стало началом конца Ордена. И хотя окончательно он был распущен декретом Наполеона в начале XIX века, с середины XIV века его политическое влияние было незначительным.


Орден Добринский

Существовал с 1222 г. в Польше. Основал его князь Мазовии Конрад I . Орден создавался для защиты от набегов Пруссии. Политической целью создания Добринского Ордена было противостояние Тевтонцам.

Название Орден получил по замку Добрыня. Магистром становится сам князь Мазовецкий. Вступать в свой Орден он приглашает местных шляхтичей и германских рыцарей.

Его символом стали красные меч и звезда. Звезда как символ явления Иисуса перед язычниками. Знак Ордена рыцари носили на белых плащах, надетых поверх доспехов.

В истории рыцарских Орденов Добринский был самым малочисленным и неэффективным. В большом сражении он участвовал всего один раз. Это была битва при Сиргуне против Пруссии в 1233 г.

В 1235 г. папа присоединил Добринский Орден к Тевтонскому.

Конрад Мазовецкий попытался возродить свой Орден в 1237 г. в замке Дорогичин. Но был разбит киевским князем Даниилом.


Орден Калатравы

В 1147 г. тамплиеры оставили Калатраву. Дорога на столицу Испании – Толедо – была открыта для атак мавров. Аббат из Наварры Рамон Съерра со своими монахами и собранными рыцарями, вняв призыву кастильского короля, занял крепость. И к 1158 г. очистил окрестности от мавров.

В 1164 г. аббат умер. Монахи ушли из крепости. Тогда из оставшихся в крепости воинов был создан военно-духовный Орден, принявший обет защиты христианских земель в Испании.

Воины Ордена приняли участие во многих битвах с маврами. Им пришлось оставить крепость, давшую им название, и ряд городов. Но к 1212 г. они смогли вернуть все, ранее потерянные, земли. С этого момента началось укрепление позиций Ордена в Испании. Германские крестоносцы Ордена Калатравы приняли участие в крестовых походах против язычников Пруссии.

Воины Ордена принимали активное участие в междоусобных войнах на Пиренейском полуострове. С 1487 г. Орден подчинен испанской короне и в 1838 г. его владения полностью перешли под управление королевской власти.



Орден Сантьяго

Предания народов Испании относят возникновение Ордена к IX веку. Документы же указывают, что Орден образован в 1171 г.

Орден назван в честь святого покровителя Испании Иакова (по-испански – Сантьяго).

Орден выполнял задачу охраны паломников на пути к Сантьяго-де-Компостелле, а также оборонял крепость Карера. При ее обороне в 1173 г. погибло много братьев Ордена.

Правила Ордена не предусматривали обета безбрачия, что привлекало в его ряды множество испанцев как из знати, так и простолюдинов.

В 1174 г. Орден приобрел нового покровителя в лице короля Кастилии, убедившего папу придать Ордену статус религиозного.

В 1499 г. Орден переходит под управление правительства. Дважды, в 1871 г. и 1931 г., упразднялся республиканским правительством. В 1976 г. он возобновил свою деятельность.



Орден меченосцев

Это самый молодой, а также имевший самый короткий срок существования орден крестоносцев. Образован он в 1202 г. в Риге для подчинения католическому влиянию населения Восточной Европы, В 1210 г. папа римский утвердил создание Ордена. Название Орден получил от своей официальной эмблемы – наложенного на алый крест меча того же цвета. Войска Ордена неоднократно пытались подчинить Литву, поддерживаемую русскими князьями. Эти попытки закончились разгромом Ордена в 1237 г. Остатки меченосцев вошли в состав Тевтонского ордена.



Орден Христа

После окончательного освобождения Пиренейского полуострова от захватчиков-мавров, рыцари Христа приняли активное участие в заморских экспедициях Португалии. Одним из них был знаменитый мореплаватель Васко да Гамма.

С 1513 г. владения Ордена постепенно национализировались.


Орден Святого Духа каноников

1175-й год. В городе Монпелье королевства Франция блаженный Гвидон основывает Орден Святого Духа.

Устав нового Ордена утвердил папа Иннокентий III в 1198 г. Во главе каноников стоял Великий Магистр. Орден делился на две группы. Первая состояла из священников и монахов. Они приносили обет послушания и безбрачия. Во вторую входили миряне рыцари.

Орден вел благотворительную деятельность по всей Европе. Монахи занимались воспитанием детей-сирот, уходом за стариками и инвалидами, помощью бедным. Госпитальеры помогали паломникам. Выкупали у мусульман рабов.

Орден открывал госпитали в городах Европы: в 1203 г – в Дижоне герцогства Бургундия; в 1220 г. – в польском городе Пронднике-Бялом.

Военный характер Орден потерял в 1708 г. А в 1711 г. папа Климент XI присоединил его к госпитальерам Ордена Лазаря Иерусалимского.



Орден Дракона

В 1396 г. объединенные силы Франции, Венгрии, Венецианской республики и Ордена госпитальеров потерпели поражение в битве с турками возле болгарского Никополя. Потерпев поражение от Турции, венгерский король Сигизмунд встречает оппозицию баронов.

Разбив сопротивление, Сигизмунд основал королевское Общество рыцарей Дракона. Их целью была защита королевской семьи Венгрии. А также церкви от еретизма и язычников.

Фольклор Сербии основателем Ордена Дракона считает героя легенд Миколоша Обилича.

Орден получил признание папы Григория XII .

Король Сигизмунд участвовал в разработке ритуалов заседаний и приема в рыцари. Членами Ордена были короли, князья и представители высшего сословия европейских стран: Венгрии, Сербии, Австрии, Литвы.

Знаком рыцарей Ордена служили подвески и медальоны с золотым драконом, свернувшимся в кольцо, с червленым крестом.

Вскоре после смерти короля Сигизмунда, в 1437 г., Орден приходит в упадок.


Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.

Крестовые походы были вызваны:

  • Стремлением освободить Святую землю;
  • Желанием распространить влияние католической Церкви на восток.
  • Бедственным положением, сложившимся в Европе в результате экономического кризиса и демографической ситуации.

До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.

Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)

Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.

  • Из северной Франции выступило войско под предводительством Гуго Великого (Гуго Вермандуа).
  • Из центральной Франции выдвинулось войско, которое вел Готфрид Бульонский.
  • Боэмунд Тарентский командовал выходцами из Италии. Крестоносцев южной Франции вел Раймунд IV.
  • Роберт Нормандский был предводителем войска из северо-западной Франции.

Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.

В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:

  • Графство Триполи;
  • Княжество Антиохия;
  • Графство Эдесское.

История походов крестоносцев

Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.

Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

Второй Крестовый поход возглавили:

  1. Французский король Людовик VII;
  2. Германский император Конрад III Гогенштауфен.

Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:

  • Некачественное продовольствие;
  • Болезни.

Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.

В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.

Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)

В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.

Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.

Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.

Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.

Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)

Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.

Итоги Крестовых походов

Другие Крестовые походы

Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.

Последствия Крестовых походов

Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:

  • Крестоносцы принесли с собой секрет изготовления бумаги;
  • Европейцы узнали о шахматах;
  • Научились выращивать рис, арбузы, лимоны и другие культуры;
  • В Европе стали строить бани и ветряные мельницы.

В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.


Возникновение рыцарских орденов, обусловлена с появлением военных походов в XII-XIII вв. Такие организации являлись сообществами военизированных личностей и католических монахов. Идеология орденов была связана с противоборством неверных, язычников, разбойников, еретиков, мусульман и прочей как они считали нечестивой ереси. Рыцари таких орденов, состояли на стороне инквизиции и боролись с колдовскими ведьмами. В планах орденов, возникали постоянные вылазки и рейды на Святой земле, Османской империи, Испании, Литве, Эстонии, Пруссии и даже России. В этих землях, их необходимостью, являлось внедрить католичество православно верующим, либо силой свергнуть мусульманское господство.
Многие рыцарские ордена, под влиянием постоянной поддержки государства, cтали состоятельными и господствующими. В их распоряжение, входили земельные участки, крестьянская рабочая сила, экономика и политика.
Во главе рыцарского ордена, стоял великий магистр или гроссмейстер. Его руководство назначал католический папа. Магистр отдавал указания начальникам, командорам и маршалам. Начальники имели в подчинении, провинциальные подразделения орденов. Маршалы распоряжались финансовым делами. Командоры осуществляли приказы замков и крепостей. Добровольцев, только пришедших в ордена называли неофитами. Каждый новичок проходил обряд посвящения. Cлужить в рыцарском ордене считалось почётно и престижно. Геройские подвиги очень ценились их поклонниками.
Всего насчитывалось около 19 рыцарских орденов. Самые знаменитые из них - это орден тамплиеров, орден госпитальеров и тевтонский орден. Они настолько известные, что про них по сей день, слагаются легенды, пишутся книги, снимаются фильмы и программируются игры.
\n

Возникновение рыцарских орденов, обусловлена с появлением военных походов в XII-XIII вв. Такие организации являлись сообществами военизированных личностей и католических монахов. Идеология орденов была связана с противоборством неверных, язычников, разбойников, еретиков, мусульман и прочей как они считали нечестивой ереси. Рыцари таких орденов, состояли на стороне инквизиции и боролись с колдовскими ведьмами. В планах орденов, возникали постоянные вылазки и рейды на Святой земле, Османской империи, Испании, Литве, Эстонии, Пруссии и даже России. В этих землях, их необходимостью, являлось внедрить католичество православно верующим, либо силой свергнуть мусульманское господство.
Многие рыцарские ордена, под влиянием постоянной поддержки государства, cтали состоятельными и господствующими. В их распоряжение, входили земельные участки, крестьянская рабочая сила, экономика и политика.
Во главе рыцарского ордена, стоял великий магистр или гроссмейстер. Его руководство назначал католический папа. Магистр отдавал указания начальникам, командорам и маршалам. Начальники имели в подчинении, провинциальные подразделения орденов. Маршалы распоряжались финансовым делами. Командоры осуществляли приказы замков и крепостей. Добровольцев, только пришедших в ордена называли неофитами. Каждый новичок проходил обряд посвящения. Cлужить в рыцарском ордене считалось почётно и престижно. Геройские подвиги очень ценились их поклонниками.
Всего насчитывалось около 19 рыцарских орденов. Самые знаменитые из них - это орден тамплиеров, орден госпитальеров и тевтонский орден. Они настолько известные, что про них по сей день, слагаются легенды, пишутся книги, снимаются фильмы и программируются игры.



Тевтонский орден


Тевтонский орден являлся немецким, рыцарским сообществом с духовной идеологией, который был образован в конце XII века.
По одной из версий, основателем ордена был знатный герцог Фридрих Швабский 19 ноября 1190 года. В этом периоде, он захватил крепость Акра в Израиле,\n где постояльцы больницы нашли для него постоянное обитание. По другой \nиз версий, в тот момент, когда тевтонцы захватывали Акру, был \nорганизован госпиталь. В конечном итоге, Фридрих преобразовал его в \nдуховно-рыцарский орден во главе со священнослужителем Конрадом. В 1198 году\n сообщество рыцарей было окончательно утверждёно под названием \nдуховно-рыцарского ордена. На торжественное событие прибыло множество \nдуховных личностей тамплиеров и госпитальеров, а также \nсвященнослужителей из Иерусалима.
Главной целью Тевтонского ордена,\n состояло в защите местных рыцарей, исцеление больных и борьба с \nеретиками, которые своими действиями противоречили постулатам \nкатолической церкви. Cамыми главными руководителями немецкого \nсообщества, были Римский Папа и император Священной Римской империи.
В 1212-1220 гг. Тевтонский орден был перемещён из Израиля в Германию, в город Эшенбах,\n принадлежавшему землям Баварии. Такая инициатива пришла в голову графу \nБоппо фон Вертхайму и он воплотил свою идею в реальность с разрешения \nцеркви. Теперь духовно-рыцарский орден, стал по праву считаться \nнемецким.
К этому же времени успех рыцарского ордена, стал \nприносить большое обогащение и славу. Такая заслуга не могла обойтись \nбез великого магистра Германа фон Зальца. В Западных \nгосударствах, начинают появляться множество поклонников тевтонцев, \nжелающих воспользоваться услугой могучей силы и военной мощи немецких \nрыцарей. Так, венгерский король Андраш II обратился за помощью к \nтевтонскому ордену для поддержки в борьбе с половцами. Благодаря этому, \nнемецкие воины получили автономию в землях Бурценланда, юго-восточной \nТрансильвании. Здесь же тевтонцами, были построены 5 знаменитых замков: Шварценбург, Мариенбург, Кройцбург, Кронштадт и Розенау.\n C такой защитной опорой и поддержкой, зачистка половцев велась \nускоренными темпами. В 1225 году венгерская знать и их король проявили \nсильную зависть к Тевтонскому ордену. Это привело к многочисленному \nвыселению из Венгрии, лишь небольшая часть немцев осталась, \nприсоединившись к саксам.
Тевтонский орден был вовлечён в борьбу с прусскими язычниками в 1217 году, которые начали захватывать польские земли. Князь Польши, Конрад Мазовецкий,\n попросил помощи у Тевтонских рыцарей, взамен, пообещав захваченные \nземли, а также города Кульм и Добрынь. Cфера влияния началась в 1232,\n когда у реки Висла, была сооружена первая крепость. Такое обоснование, \nположило начало постройки города Торн. Вслед за этим, начали \nвоздвигаться многочисленные замки в северных краях Польши. К ним \nотносились: Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга и знаменитый Кёнигсберг.\n Прусское войско было больше тевтонского, но немцы хитро вступали в \nсхватки с маленькими отрядами и многих переманивали на свою сторону. \nТаким образом Тевтонский орден сумел одерживать победы над ними, даже \nнесмотря на помощь противнику со стороны литовцев и поморьев.
\nТевтонцы вторгались и в русские земли, воспользовавшись моментом их \nослабления от монгольских угнетателей. Cобрав объединённое войско Прибалтийских и Датских крестоносцев, а также воодушевившись указанием католического папы, немецкий орден напал на Псковские владения Руси и захватил деревню Изборск.\n Псков был долгое время в осаде, а позднее был окончательно захвачен. \nПричиной этому, стало предательство многих русских жителей этого \nрегиона. В Новгородских землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье. Русский государь Александр Невский,\n в ходе боёв освободил эту крепость. И в конечном итоге, объединившись с\n Владимирским подкреплением, вернул Руси Псков в решающем Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Войска тевтонцев были разбиты. Решающее поражение, заставило орден, оставить русские земли.
В конечном итоге Тевтонский орден, начал слабнуть и значительно терять своё могущество. Постоянное влияние немецких захватчиков, агрессивно настроили Литву и Польшу против ордена. Польская армия и Литовское княжество заставили тевтонцев терпеть поражение в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. Половина армии Тевтонского ордена была уничтожена, взята в плен, а главные полководцы оказались убиты.

Тевтонский орден являлся немецким, рыцарским сообществом с духовной идеологией, который был образован в конце XII века.
По одной из версий, основателем ордена был знатный герцог Фридрих Швабский 19 ноября 1190 года. В этом периоде, он захватил крепость Акра в Израиле, где постояльцы больницы нашли для него постоянное обитание. По другой из версий, в тот момент, когда тевтонцы захватывали Акру, был организован госпиталь. В конечном итоге, Фридрих преобразовал его в духовно-рыцарский орден во главе со священнослужителем Конрадом. В 1198 году сообщество рыцарей было окончательно утверждёно под названием духовно-рыцарского ордена. На торжественное событие прибыло множество духовных личностей тамплиеров и госпитальеров, а также священнослужителей из Иерусалима.
Главной целью Тевтонского ордена, состояло в защите местных рыцарей, исцеление больных и борьба с еретиками, которые своими действиями противоречили постулатам католической церкви. Cамыми главными руководителями немецкого сообщества, были Римский Папа и император Священной Римской империи.
В 1212-1220 гг. Тевтонский орден был перемещён из Израиля в Германию, в город Эшенбах, принадлежавшему землям Баварии. Такая инициатива пришла в голову графу Боппо фон Вертхайму и он воплотил свою идею в реальность с разрешения церкви. Теперь духовно-рыцарский орден, стал по праву считаться немецким.
К этому же времени успех рыцарского ордена, стал приносить большое обогащение и славу. Такая заслуга не могла обойтись без великого магистра Германа фон Зальца. В Западных государствах, начинают появляться множество поклонников тевтонцев, желающих воспользоваться услугой могучей силы и военной мощи немецких рыцарей. Так, венгерский король Андраш II обратился за помощью к тевтонскому ордену для поддержки в борьбе с половцами. Благодаря этому, немецкие воины получили автономию в землях Бурценланда, юго-восточной Трансильвании. Здесь же тевтонцами, были построены 5 знаменитых замков: Шварценбург, Мариенбург, Кройцбург, Кронштадт и Розенау. C такой защитной опорой и поддержкой, зачистка половцев велась ускоренными темпами. В 1225 году венгерская знать и их король проявили сильную зависть к Тевтонскому ордену. Это привело к многочисленному выселению из Венгрии, лишь небольшая часть немцев осталась, присоединившись к саксам.
Тевтонский орден был вовлечён в борьбу с прусскими язычниками в 1217 году, которые начали захватывать польские земли. Князь Польши, Конрад Мазовецкий, попросил помощи у Тевтонских рыцарей, взамен, пообещав захваченные земли, а также города Кульм и Добрынь. Cфера влияния началась в 1232, когда у реки Висла, была сооружена первая крепость. Такое обоснование, положило начало постройки города Торн. Вслед за этим, начали воздвигаться многочисленные замки в северных краях Польши. К ним относились: Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга и знаменитый Кёнигсберг. Прусское войско было больше тевтонского, но немцы хитро вступали в схватки с маленькими отрядами и многих переманивали на свою сторону. Таким образом Тевтонский орден сумел одерживать победы над ними, даже несмотря на помощь противнику со стороны литовцев и поморьев.
Тевтонцы вторгались и в русские земли, воспользовавшись моментом их ослабления от монгольских угнетателей. Cобрав объединённое войско Прибалтийских и Датских крестоносцев, а также воодушевившись указанием католического папы, немецкий орден напал на Псковские владения Руси и захватил деревню Изборск. Псков был долгое время в осаде, а позднее был окончательно захвачен. Причиной этому, стало предательство многих русских жителей этого региона. В Новгородских землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье. Русский государь Александр Невский, в ходе боёв освободил эту крепость. И в конечном итоге, объединившись с Владимирским подкреплением, вернул Руси Псков в решающем Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Войска тевтонцев были разбиты. Решающее поражение, заставило орден, оставить русские земли.
В конечном итоге Тевтонский орден, начал слабнуть и значительно терять своё могущество. Постоянное влияние немецких захватчиков, агрессивно настроили Литву и Польшу против ордена. Польская армия и Литовское княжество заставили тевтонцев терпеть поражение в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. Половина армии Тевтонского ордена была уничтожена, взята в плен, а главные полководцы оказались убиты.

Во время поездки к Иерусалиму я услышал от одной из попутчиц и о том, что Иерусалимский крест, или Крест паломника - один из самых популярных сувениров, которые везут паломники и простые туристы из Иерусалима.
Сама дама ехала в Святую Землю во второй раз, и горько сокрушалась, что не приобрела сей сувенир в свою первую поездку, поскольку, будучи верующей, не была уверена в правильности сего шага для православной, а потому специально испрашивала мнения своего духовника по сему вопросу перед второй поездкой.


От неё я узнал, что, хотя православное духовенство в своём большинстве и не благословляет ношения Иерусалимского креста вместо креста нательного, тем не менее, признаёт сей крест равночестным с другими, и не имеет ничего против его приобретения и сохранения паломниками как реликвии, напоминающей им о паломничестве.

Должен сказать, что, будучи закоренелым атеистом, я совершенно не озабочен отношением духовенства той или иной конфессии к тому или иному ритуальному предмету, но и мне сей крест показался весьма достойной вещицей и лучшим сувениром из Иерусалима, который только можно себе представить.

Кроме того, мой атеизм не исключает интереса к мировым религиям, их основам, символам и реликвиям, а потому я решил выяснить все подробности про этот столь выразительный символ, с которыми вас и познакомлю.


Как пишет кандидат культурологии О.В. Губарева:
. бытует мнение, что подобный крест является чужим для православных.

Помогают этому и популярные справочные сайты в Интернете. В них публикуются переводные западные статьи, в которых история и символика Иерусалимского креста освещается однобоко.

Везде можно найти рассказ о первом крестовом походе (1099 г.), Готфриде Бульонском, завоевателе Иерусалима, на флаге которого был Иерусалимский крест, и о латинском государстве на Святой земле, сделавшем Иерусалимский крест своим гербовым знаком.
О том же, что пятисоставная крестовая композиция появилась на Востоке задолго до крестовых походов, что она была одним из важнейших символов восточно-христианской цивилизации, в интернет-ресурсах умалчивается.

В действительности иконография Иерусалимского креста, как и все крестовые иконографии, родилась на Востоке. И произошло это в IV веке, когда императором Римской империи, простиравшейся на огромных территориях Малой Азии, Европы, Палестины и Северной Африки, стал Константин I.

Перед одним из сражений, по легенде, Константину было видение равностороннего креста, который он принял за доброе предзнаменование, и повелел изобразить на своём знамени.
После победы в сражении этот крест стали именовать Константиновым крестом, и после принятия христианства самим Константином и объявлении им христианства государственной религией, почитали наравне с крестом с Голгофы, который якобы обнаружила его мать, христианка Елена, во время экспедиции на Святую Землю.

В течение многих веков в христианском мире равно почитались оба образа креста – Истинный Крест Христов, на котором был распят Спаситель, и крест, явленный равноапостольному императору Константину на небе перед Мульвийской битвой.

Истинный, или Голгофский, крест имел вытянутую форму с двумя или тремя поперечными перекладинами. Его историческая форма несла в себе символику, связанную с искупительной жертвой и страданиями Господа.

Константинов крест имел правильную равностороннюю форму и был символом охранения и победы. Достоянием христианского мира эти кресты стали примерно в одно и то же время, но первым – Константинов крест, с которым связано распространение христианства во всем мире.

Долгое время образы двух священных для христианства крестов использовали по-разному, в соответствии с их символическим значением.
Голгофский крест участвовал в церковных богослужениях, а Константинов крест помещали на знамена, им украшали храмы и носили как тельник.

Крест Константина начали изображать и на византийских монетах:


Холму была придана форма четырехступенчатой усеченной пирамиды, на вершине которой, на базе, находился Крест, возвышавшийся не только над зданиями города, но и над его стенами. Напоминал о Распятии и символизировал Божественную победу над смертью.

Уничтожен персами и иудеями после взятия Иерусалима первыми в 614 году.
Восстановлен после 628 года императором Ираклием Великим.
Уничтожен арабами и иудеями после 638 года.

Сохранился обширный нумизматический материал в различных вариациях, отображающий иерусалимский Крест, а также следы террас на холме.


Впрочем, этот крест на террасном холме встречается на монетах многих византийских императоров:



Символика флага сообщала всему миру, что Византия – христианское государство, истинным государем которого является Иисус Христос, а земной царь, в священном обряде помазания на царство, только принимает на себя Его образ.

В древних Грузии, Армении и странах Анатолии флаги были похожи на византийский, только вместо букв между ветвями стояли малые кресты. Сохранились древнейшие карты, на которых указанные территории обозначены такими флагами.

Современный флаг Грузии повторяет эти древние знамена.

Все эти страны были частью византийского мира, то есть их Церкви, будучи самостоятельными, признавали первенство Константинопольского патриарха.

После разделения Церквей на Православную и Католическую в 1053 году восточными патриархами было решено, что Вселенский собор Православных Церквей должен состоять не менее чем из пяти патриархатов.

Поэтому четыре малых креста вокруг центрального, большого, на флагах восточно-христианских государств стали символизировать также соборное единство Православной Церкви, объединенной вокруг Константинополя.

Равносторонний крест, составленный из пяти крестов, стал образом священной иерархии православных народов, на вершине которой стоит Сам Господь Бог Иисус Христос.

Во времена Крестовых походов Иерусалимский Крест стал формой и эмблемой Ордена Гроба Господня.

На одном из гобеленов, хранящихся ныне в Храме Рождества Христова в Вифлееме, изображены рядом два символа - Иерусалимский крест - герб Ордена Гроба Господня, слева, и францисканский герб - справа:

Интересно, что Иерусалимский крест в гербе именно Готфрида Бульонского - наиболее древний и известный геральдический нонсенс, представляющий собой золотой костыльный крест с четырьмя золотыми же крестиками в межкрестиях в серебряном поле.

По легенде, бароны Готфрида Булонского по окончанию 1-го Крестового похода убедили этого основателя династии королей Иерусалимских избрать именно такой герб, открыто нарушающий правило о недопустимости наложения металла на металл, для себя и своего потомства.


Был подобный крест и на русских флагах.
Когда он стал использоваться на Руси – неизвестно. Первые свидетельства относятся к XVI веку. Сохранилось описание флагов стрелецких полков – первого русского регулярного войска, созданного в середине XVI века.

С двумя флагами, расцвеченными пятичастными крестами, стрельцы изображены на миниатюре Книги об избрании на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 году:


Фрагмент миниатюры с Иерусалимским крестом на знамени крупнее:


Уже в XVI веке в русских текстах пятисоставный крест называется Иерусалимским. Очевидно, что в символическом сознании русских он был одним из знаков христианского Иерусалима, но не воспринимался как палладиум крестоносцев.

В XVI веке четыре восточных патриарха, сохранивших в турецкой оккупации свои кафедры, подписывают документ об установлении в Москве нового патриархата. До этого Русская Церковь была митрополией Константинопольского патриархата. В послании восточных патриархов подчеркивается, что установление нового патриархата делается не по человеческому произволению, а для восстановления канонического числа престолов Вселенского православия. Символом этого канонического числа был пятисоставный Иерусалимский крест.

Иерусалимские кресты в русской геральдике не были редкостью. Сведения о них то и дело появляются в документах. Например, известно, что два иерусалимских флага были пожалованы Петром I во время поездки по северным губерниям Архангельскому архиепископу и что под флагами с Иерусалимскими крестами ходили суда Соловецкого монастыря.


Разумеется, Иерусалимский крест наличествует и в самом Иерусалиме - им украшена Базилика Рождества в Вифлееме:

Есть он и на мозаике, изображающей Базилику Рождества на карте Святых Мест Вифлеема, и находящейся внутри самого храма:

Иерусалимский крест можно увидеть и в Риме - на полу Базилики Санта Кроче ин Джерусалемме (Santa Croche in Gerusalemme), построенной на насыпной земле, по легенде, привезенной самой Святой Еленой, матерью императора Константина I, из Иерусалима на кораблях:

На одной из сохранившихся старинных мозаик этого храма мы можем увидеть и Константинов Крест:

Как видим, толкований символики Иерусалимского Креста несколько - помимо уже упоминавшихся Христа и 4 Евангелистов, а также пяти Православных церквей, есть версии, что Иерусалимский крест символизирует сам Крест Распятия и 4 гвоздя, которыми Иисус был к нему прибит (хотя сам вопрос о количестве использованных гвоздей - 3 или 4 - является спорным).

Читайте также: