Национальная оборона россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тема 5. Основы обороны государства

5.1 Основы обороны государства

1 Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства. Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооружённого нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета РФ. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, Конституцией РФ, действующим законодательством РФ и военной доктриной РФ. Для обороны с применением средств вооружённой борьбы создаются Вооружённые силы РФ и устанавливается воинская обязанность граждан РФ.

Организация обороны включает:

- правовое регулирование в области обороны;

- прогнозирование и оценку военной угрозы;

- разработку военной политики и военной доктрины РФ;

- строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооружённых сил РФ;

- разработку, производство и совершенствование оружия и военной техники;

- создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах;

- обеспечение сохранения государственной и военной тайны;

- развитие военной науки;

- международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

- другие мероприятия в области обороны.

Вооружённые силы имеют на оснащении ядерное и обычное оружие. Ядерное оружие включает все виды ядерных боезапасов со средствами их доставки, позволяет в короткие сроки с высокой эффективностью и надёжностью разрушать административно-политические центры, военные объекты противника, уничтожать группировки его вооружённых сил, создавать районы массовых разрушений и зоны радиоактивного заражения. Обычное оружие представляет собой все огневые и ударные средства: артиллерийские, авиационные, стрелковые боеприпасы, ракеты, ракето-торпеды, глубинные бомбы, а также боеприпасы объёмного взрыва, зажигательные боеприпасы и смеси. Обычное оружие может применяться самостоятельно и в сочетании с ядерным оружием для поражения живой силы и техники противника. Наибольшей эффективностью обладают высокоточные системы обычного оружия, обеспечивающие в автоматизированном режиме распределение и наведение огневых и ударных средств, а также надёжное уничтожение целей и объектов противника в кратчайший срок. Особым видом является оружие, действующее на новых физических принципах (лазерное, ускорительное, радиоволновое). К такому оружию относятся боевые системы космического, наземного, воздушного и морского базирования.

5.2 Виды Вооружённых сил, рода войск и их предназначение.

2 Вооружённые силы РФ - государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ. Российские Вооружённые Силы созданы на основании Указа Президента РФ № 466 от 7.05.92г. В соответствии с Конституцией Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами является Президент РФ. Непосредственное руководство Вооружёнными силами осуществляет Министр обороны. Основным органом оперативного управления войсками и силами флота является Генеральный штаб.

Вооружённые Силы РФ применяются для защиты суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных интересов России в случае совершения агрессии против неё или её союзников, а также для пресечения вооружённых конфликтов и любого противоправного вооружённого насилия на государственной границе РФ в соответствии с договорными обязательствами. Вооружённые Силы РФ состоят из органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военно-учебных заведений, которые организационно входят в виды вооружённых сил, рода войск и специальные войска.

Видами Вооружённых Сил РФ являются:

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) – предназначены для решения стратегических задач в ядерной войне. Основой вооружения Ракетных войск стратегического назначения России являются стационарные и мобильные ракетные комплексы. Основной боевой единицей является ракетный полк.

Сухопутные войска обладают большой огневой и ударной силой, высокой маневренностью и самостоятельностью. Основными родами войск являются мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска противовоздушной обороны, армейская авиация.

Мотострелковые войска – наиболее массовый род Сухопутных войск. Они оснащены мощным вооружением для поражения наземных и воздушных целей автоматическим стрелковым оружием (автоматы, пулемёты), артиллерией, танками, боевыми машинами пехоты, бронетраспотёрами, зенитными и артиллерийскими комплексами.

Армейская авиация оснащена вертолётами и частично самолётами.

Войска противовоздушной обороны являются средством прикрытия группировок Сухопутных войск от ударов с воздуха. Свои задачи выполняют путём уничтожения средств воздушного нападения в полёте на ближних и защитных подступах и обороняемых объектах. Основными родами войск являются: зенитные ракетные войска, авиация ПВО и радиотехнические войска.

Военно-Воздушные силы (ВВС) состоят из дальней, фронтовой и военно-транспортной авиации. Обладая высокой мобильностью, маневренностью и боевой мощью, ВВС способны осуществлять быстрый перенос усилий с одних направлений на другие, проникать в глубокий тыл противника и воздействовать на его объекты с воздуха, применяя различные средства поражения в любых условиях погоды, времени суток и года.

Военно-транспортная авиация (ВТА) выполняет задачи по переработке воздушных десантов, перевозке войск, техники и материальных средств, в том числе и в мирное время.

Фронтовая авиация подразделяется на бомбардировочную, истребительно-бомбардировочную, истребительную, разведывательную. В ВВС используют стратегические самолёты-ракетоносцы Ту-160, Ту-95 мс, Ту-22, Су-24, Су-25, МиГ-25, МиГ-29,Су-27,Ил-76,Ан-22.

Военно-Морской флот (ВМФ) состоит из надводных сил флота, подводных сил флота, авиации ВМФ, береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты.

Воздушно-десантные войска (ВДВ) предназначены для действия в тылу противника, уничтожения средств ядерного нападения, пунктов управления, захвата и удерживания важных районов и объектов, содействия Сухопутным войскам в развитии наступления. Оснащены авиатранспортабельными самоходными артиллерийскими, ракетными противотанковыми средствами, бронетранспортёрами, боевыми машинами, автоматическим стрелковым оружием, средствами связи и управления.

5.3 Терроризм как серьёзная угроза национальной безопасности России.

3 Последние 15 лет международное сообщество испытывает всё возрастающий натиск терроризма. Для России на сегодняшний день терроризм является серьёзной угрозой национальной безопасности. Начинать выработку системы мер для защиты государства необходимо с чёткого определения терроризма как социально-правового явления, дифференциации актов терроризма по масштабам, объёму действий, количеству участников, мотивации и т.д. Терроризм может преследовать цели совершения действий серийных и разовых, осуществляться глобально и локально. Он может быть ориентирован на изменение политического строя, свержение руководства страны (региона), нарушение территориальной целостности, освобождение арестованных террористов, “расшатывание” стабильности и запугивание общества и провоцирование боевых действий (войны). Целесообразно установить и законодательно закрепить порядок, при котором каждое политическое, идеологическое, экономическое решение подвергалось бы экспертизе на антитеррористический эффект. Проработке подлежат проблемы мониторинга терроризма и антитеррористической деятельности, создания единого банка информации, разработки и внедрения методики оценки последствий террористических преступлений. Нужна новая редакция закона о безопасности, закона о чрезвычайном положении.

В течение последних 200 лет основным средством террора является применение взрывчатых веществ (ВВ) и взрывчатых устройств (ВУ). Террористы используют следующие способы взрыва:

- по истечении заданного времени замедления (с помощью механических часов, электронных схем, таймеров);

- по радиосигналу (с помощью радиоигрушек, мобильных телефонов, пейджеров);

- путём подачи импульса тока на электродетонатор по проводам;

- путём подключения потребителей энергии (телевизоры, радиоприёмники) к сети;

- при включении определённого потребителя электроэнергии в автомобиле (фары, звуковой сигнал).

При готовящемся взрывном теракте всегда есть демаскирующие признаки:

- припаркованный в неположенном месте автомобиль;

- бесхозный предмет с имеющимся на нём источником питания;

- провода, растяжки из проволоки, верёвки;

- необычное расположение контейнеров для мусора.

При подозрении на закладку или обнаружении ВУ необходимо:

- немедленно сообщить об обнаруженном предмете в милицию, органам власти;

- изолировать место с подозрительным предметом, не подходить к нему и не подпускать других;

- если дело происходит в помещении, эвакуировать персонал;

- исключить использование мобильных телефонов, радиосвязи, так как это может привести к срабатыванию ВУ.

Ликвидация последствий террористических актов взрывчатого характера осуществляется по единой схеме ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени.

5.4. Вопросы и задания

Белов С.В., Морозова Я. Л. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. - М., 2001

Богоявленский И.Ф., Литвинов Е.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник - М., 2000

Хван Т. А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник Ростов-на-Дону, 2003

25. Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.

Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности. Стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны. Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства - агрессора (коалиции государств). Стратегическое сдерживание осуществляется с использованием экономических возможностей государства, включая ресурсную поддержку сил обеспечения национальной безопасности, путем развития системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также военной инфраструктуры и системы управления военной организацией государства. 26. Российская Федерация обеспечивает национальную оборону, исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счет методов и средств невоенного реагирования, механизмов публичной дипломатии и миротворчества, международного военного сотрудничества. 27. Военная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов. Достижение стратегических целей национальной обороны осуществляется путем развития системы обеспечения национальной безопасности, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, а также за счет совершенствования системы управления военной организацией государства и реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы.

28. Государственная политика Российской Федерации в области национальной обороны и военного строительства, в том числе в рамках Союзного государства, на долгосрочную перспективу нацелена на совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства. 29. Угрозами военной безопасности являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки. Негативное воздействие на состояние военной безопасности Российской Федерации и ее союзников усугубляется отходом от международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, а также действиями, направленными на нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, функционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов. 30. Российская Федерация реализует долгосрочную государственную политику в области национальной обороны путем разработки системы основополагающих концептуальных, программных документов, а также документов планирования, развития норм законодательного регулирования деятельности органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций реального сектора экономики, институтов гражданского общества в мирное и военное время, а также совершенствования сил и средств гражданской обороны, сетевой и транспортной инфраструктуры страны в интересах национальной обороны.

31. Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, а также совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил. Для этого уточняется система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включая подготовку личного состава и развитие необходимой инфраструктуры, отрабатываются оптимальные механизмы нахождения в резерве, поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава, а также обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления. 32. В среднесрочной перспективе должен быть завершен переход на единую систему заказов федеральными органами исполнительной власти вооружения, военной и специальной техники для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также на унифицированную систему тылового и технического обеспечения. Должно быть обеспечено нормативное правовое регулирование поддержания запасов материальных средств в государственном и мобилизационном резерве, а также сотрудничества с другими государствами в области военной безопасности. 33. Реструктуризация, оптимизация и развитие обороннопромышленного комплекса Российской Федерации в среднесрочной перспективе согласовываются с решением задач по всестороннему и своевременному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными видами вооружения и специальной техники.


Неравномерное распределение природных ресурсов привело к тому, что все большее количество стран втягиваются в международные конфликты, которые могут привести к началу военного вторжения. В таких условиях вопрос национальной обороны страны стоит очень остро. Моменты, касающиеся национальной безопасности РФ, мы рассмотрим на этом уроке.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона"

В первую очередь, давайте разберёмся, что же такое национальная безопасность, о которой так часто говорят. Национальной безопасностью называется состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.


Соответственно угроза национальной безопасности – это прямая или косвенная возможность нанесения ущерба чему-либо из перечисленного выше.


Как вы, наверное, знаете, на сегодняшний день развитие мира идёт таким образом, что страны всё больше и больше взаимодействуют друг с другом, укрепляя взаимозависимость различных событий (это и есть одна из отличительных черт глобализации). Однако нередко между государствами обостряются противоречия, связанные с ресурсами, борьбой за сферы влияния, разрывом между уровнями благосостояния и так далее. Вся эта обстановка приводит к тому, что некоторые вопросы вполне могут решаться военным путём, поэтому, давайте рассмотрим основные угрозы военной безопасности для нашей страны.

Несомненной угрозой является политика ряда зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере. В частности угрозой является и экономическое давление, непрерывно оказываемое на Россию. Кроме того, глобальная система противоракетной обороны формируется в одностороннем порядке, не говоря уже о запуске военных спутников и летательных аппаратов (милитаризация околоземного космического пространства может послужить толчком для новой холодной войны).

Угрозы национальной безопасности РФ:


Таким образом, одной из главных задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации является национальная оборона. Под этим подразумевается предотвращение региональных и, тем более, глобальных конфликтов и войн.

Необходимые мероприятия и оборонные задачи РФ:



Обо всём этом мы более подробно поговорим на следующих уроках, а сейчас, давайте подведём некоторые итоги: как это ни печально, но на сегодняшний день главной оборонной задачей является наращивание военной мощи и грамотная организация агентурной работы. А для этого нужны не только люди, но и серьёзное финансирование на выполнение различных государственных программ.

Обо всём этом мы более подробно поговорим на следующих уроках, а сейчас давайте подведём некоторые итоги. Как это ни печально, но на сегодняшний день главной оборонной задачей является наращивание военной мощи и грамотная организация агентурной работы. А для этого нужны не только люди, но и серьёзное финансирование на выполнение различных государственных программ.

25. Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.

Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности. Стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны. Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства - агрессора (коалиции государств). Стратегическое сдерживание осуществляется с использованием экономических возможностей государства, включая ресурсную поддержку сил обеспечения национальной безопасности, путем развития системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также военной инфраструктуры и системы управления военной организацией государства. 26. Российская Федерация обеспечивает национальную оборону, исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счет методов и средств невоенного реагирования, механизмов публичной дипломатии и миротворчества, международного военного сотрудничества. 27. Военная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов. Достижение стратегических целей национальной обороны осуществляется путем развития системы обеспечения национальной безопасности, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, а также за счет совершенствования системы управления военной организацией государства и реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы.

28. Государственная политика Российской Федерации в области национальной обороны и военного строительства, в том числе в рамках Союзного государства, на долгосрочную перспективу нацелена на совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства. 29. Угрозами военной безопасности являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки. Негативное воздействие на состояние военной безопасности Российской Федерации и ее союзников усугубляется отходом от международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, а также действиями, направленными на нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, функционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов. 30. Российская Федерация реализует долгосрочную государственную политику в области национальной обороны путем разработки системы основополагающих концептуальных, программных документов, а также документов планирования, развития норм законодательного регулирования деятельности органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций реального сектора экономики, институтов гражданского общества в мирное и военное время, а также совершенствования сил и средств гражданской обороны, сетевой и транспортной инфраструктуры страны в интересах национальной обороны.

31. Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, а также совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил. Для этого уточняется система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включая подготовку личного состава и развитие необходимой инфраструктуры, отрабатываются оптимальные механизмы нахождения в резерве, поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава, а также обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления. 32. В среднесрочной перспективе должен быть завершен переход на единую систему заказов федеральными органами исполнительной власти вооружения, военной и специальной техники для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также на унифицированную систему тылового и технического обеспечения. Должно быть обеспечено нормативное правовое регулирование поддержания запасов материальных средств в государственном и мобилизационном резерве, а также сотрудничества с другими государствами в области военной безопасности. 33. Реструктуризация, оптимизация и развитие обороннопромышленного комплекса Российской Федерации в среднесрочной перспективе согласовываются с решением задач по всестороннему и своевременному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными видами вооружения и специальной техники.

Читайте также: