Аристократия и демократия в античных полисах кратко

Обновлено: 02.07.2024

В греческая демократия это был тип правления, появившийся примерно в 6 веке до нашей эры. C. в афинском полисе, поэтому многие историки называют это афинской демократией. Персонажи, которые больше всего способствовали принятию этого типа политической системы, были Солон, Клисфен и, прежде всего, Перикл.

С тех пор, как Клистен изменил действующие законы, чтобы установить демократию, около 508 г. до н.э. C. Пока македонцы не покончили с этим, прошло почти 200 лет. В это время у демократической системы было много сторонников, но также были такие выдающиеся противники, как Платон и Аристотель.

Демократия в Древней Греции сильно отличалась от сегодняшней. Начнем с того, что не все жители имели политические права, поскольку женщины, не рожденные в полисе и рабы были исключены.

Те, кто имел право участвовать, собирались в экклесии - собрании, на котором обсуждались государственные дела и принимались соответствующие решения. С другой стороны, существовал ряд учреждений, некоторые из которых выбирались по жребию. Этот метод считался более демократичным, чем голосование.

Происхождение греческой демократии

Греция, а точнее Афинский полис, была колыбелью демократии. Со временем другие полисы приняли такой же режим правления, хотя многие другие этого не сделали.

Благодаря их системам документации механизмы, которые они создали для реализации этой политической системы, известны сегодня.

Задний план

Между 800 и 500 годами н. Э. C. города эллинской культуры становились все сложнее и размерами. Обычно в каждом из этих полисов существовала монархическая система правления, хотя позже они стали управляться местной аристократией.

Рост населения усилил давление на этих тиранов. Его ответ заключался в предоставлении людям некоторых прав. Точно так же была реорганизована военная структура, и многие бывшие фермеры стали играть важную роль в защите полиса.

С другой стороны, греческий полис развил экономическую систему, в которой рабы играли основную роль. Одним из последствий была четкая социальная иерархия, поскольку различия в правах между так называемыми гражданами и негражданами усиливались.

Вдобавок к этому в этом контексте начали писаться то, что эксперты считают примитивными конституциями.

Тимократия

Одна из основных вех в процессе, приведшем к созданию демократии в Афинах, произошла во время правления Солона в 594 году до нашей эры. С.

Солон считал, что власть должна осуществляться наиболее подготовленными, которых в то время отождествляли с философами. Только они, благодаря своим знаниям, могли правильно управлять всеми делами города. Эта система правления называется тимократией.

В 594 г. К., Солон одобрил Конституцию, чтобы внедрить эту систему правления. Кроме того, вождю удалось списать долги эксплуатируемых афинян и запретить превращать тех, кто был в долгу, в рабов.

Клисфен, Перикл и Эфиальт

Позже, в конце 6 века до н. Э. К., новый правитель, Клистен, положил конец правлению элит и навязал демократию.

Двумя другими великими именами в истории греческой демократии были Эфиальт и Перикл. Оба жили в V веке, когда Афины сопротивлялись попыткам вторжения империи Ахеменидов. После этой победы менее привилегированные группы населения потребовали увеличения своих политических прав.

Реформы Эфиальта и Перикла позволили этим группам иметь гораздо большее участие в политической жизни. Вдобавок второй из них создал различные институты, которые развивались в этой системе правления.

Особенности и работа

Афины были первым полисом, принявшим демократию, систему правления, при которой граждане участвовали в принятии политических решений. Из этого города демократия распространилась на другие полисы.

Этимология

Слово демократия появилось в V веке до нашей эры. C., в полисе Афин. Он состоит из двух слов: демос (люди) и кратос (власть или правительство).

Согласно Плутарху, дворяне будут эвпатридами; ремесленники, демиурги; а крестьяне - геоморы. Таким образом, демократия будет означать «правление ремесленников и крестьян, двух групп, которые выступали против господства дворян.

Гражданство

Греческая демократия имела много отличий от того, что понимается как таковая сегодня. Начнем с того, что понятие гражданина было очень маленьким: так считались только мужчины старше 20 лет, прошедшие военную подготовку.

Женщины, иностранцы и рабы не имели этого права и, следовательно, не могли участвовать в политической жизни.

Государственные органы

В Афинах, где зародилась греческая демократия, было три руководящих органа. Первой из них была Экклесия, или Ассамблея, она выполняла функции руководящего органа полиса. В некотором смысле его функции аналогичны функциям парламентов.

Вторым руководящим органом был Бул, также известный как Совет пятисот. Как видно из названия, он состоял из пятисот человек, выбранных по жребию и занимавших эту должность в течение года. Этот орган позаботился о практичности и встречался каждый день.

Последним органом была Дикастерия, народный суд. Это была судебная ветвь полиса. Как и предыдущий, он состоял из 500 человек, также выбранных по лотерее.

Государственные сборы

Государственные должности в этой системе правления избирались двумя разными способами. Первый, как уже отмечалось, проводился по лотерее. Это был самый распространенный метод, поскольку считался самым демократичным.

С другой стороны, были также некоторые должности, которые избирались голосованием. Так приходили к власти примерно сто из тысячи чиновников. Это были, например, казначеи и стратеги, генералы армии.

Функционирование

Участие горожан, за исключением идиотов, было обязательным. У этой группы были равные политические права, помимо свободы слова.

Чтобы предложить закон, гражданин должен был написать свое предложение на планшете и положить его на агору. Позже это предложение обсуждалось в Совете пятисот. В случае, если это сочтено удобным, Совет разработал законопроект для представления его Ассамблее.

После принесения в жертву поросенка, граждане, присутствовавшие на собрании Ассамблеи, обсуждали утверждение проекта на сессиях, которые могли длиться до 6 часов. В конце концов, они проголосовали поднятием руки.

Конец греческой демократии

Афины пережили свой золотой век в период демократии, хотя им пришлось пережить войну против Спарты. Эпидемия чумы, возникшая во время осады города, унесла множество жизней, в том числе Перикла.

Хотя Афины проиграли эту войну, демократия оставалась в полисе до 322 г. до н. Э. Затем началось господство Македонии в Греции и конец демократической системы.

Аргументы за и против

Греческая демократия считается одним из величайших достижений в истории западной цивилизации. Даже сегодня либеральные демократии утверждают, что они произошли от той, которая была создана в тот период.

Однако, помимо его неуниверсального характера, исключающего женщин и другие социальные группы, уже в свое время он нашел немало критиков.

критики

Двумя наиболее известными критиками демократии, внедренной в Афины, были Платон и Аристотель. Эти великие философы объяснили недостатки, обнаруженные ими в этой системе правления.

Платон также пошел дальше в своей критике. Для философа демократическому человеку недоставало дисциплины и стыда. По его словам, эти люди хотели только свободы делать то, что они хотели, и, следовательно, удовлетворять свои телесные желания.

С другой стороны, демократическая система, установленная в Афинах, исключила большую часть населения. Только граждане, свободные люди, имели политические права. Некоторые расчеты подтверждают, что на 430 а. C., только 10% из 300 000 жителей города могли участвовать в политической жизни.

Аргументы в пользу

Лучше всего преимущества греческой демократии объяснил Перикл. В своей похоронной речи он определил эту систему следующим образом:

«У нас есть политический режим, который не подражает законам других народов, и мы больше, чем имитаторы других, мы являемся образцом для подражания. Его название, потому что правительство зависит не от немногих, а от большинства, - демократия. Что касается личных дел, равенство, согласно нашим законам, распространяется на всех, в то время как при избрании государственных должностей мы не ставим классовые соображения выше личных заслуг в соответствии с престижем, которым пользуется каждый гражданин. в своей деятельности; и также никто из-за своей бедности не находит препятствий из-за темноты своего социального положения, если он в состоянии оказывать услуги городу "

Таким образом, хотя и в некоторой степени, демократия позволила людям впервые высказывать свое мнение и голосовать. Более того, злоупотребления со стороны правителей были значительно ограничены.

Выдающиеся фигуры

Перикл

Перикл пришел в мир в 495 году до нашей эры. C., в полисе Афин. Его отцом был Джантипо, военный, командовавший армией в его победе против персов при Микале в 479 году до нашей эры. С.

Как член привилегированного класса, Перикл имел очень престижных учителей, таких как философ Анаксагор или софист Деймон.

Кроме того, он окружил себя группой выдающихся интеллектуалов того времени: Геродот, историк, Софокл, драматург, или Фидий, скульптор. Даже его возлюбленная Аспасия де Милето была известна своей великой культурой.

Перикл, лидер фракции, защищающей демократию, пытался убедить всех граждан участвовать в правительстве. Точно так же он ввел оплату в обмен на услуги, оказанные государству, и был создателем системы лотереи для избрания государственных чиновников.

Нападение персов, которое привело к созданию Делосского союза, сделало Перикла лидером Афин на пятнадцать лет. В этот период он способствовал восстановлению храмов, разрушенных во время войны, а также построил несколько новых зданий, в том числе Парфенон.

Солон

В то время, когда Афины страдали от серьезных внутренних конфликтов из-за концентрации земель в руках аристократов, Солон был выбран в качестве арбитра, чтобы положить конец происходящим боевым действиям.

Этот законодатель намеревался полностью изменить политическую и социальную систему города. Его намерением было способствовать постоянному социальному миру и тому, чтобы не возникало никаких новых проблем. Для этого он искал формулу, которая могла бы привести к соглашению привилегированные и угнетенные группы.

В области сельского хозяйства Солон предложил отменить сборы. Его предложение включало изменение валютной схемы, тем самым уменьшив долг на 30%. Кроме того, заявлено об истечении срока ипотеки.

С другой стороны, Солон был ярым защитником свободы гражданина, так как считал, что без нее страдания не перестанут расти. Таким образом, он составил новый свод законов, который расширил личные свободы.

Хотя в строгом смысле система, сформулированная Солоном, не была демократией, она рассматривается как ее предшественник.

Клисфен

Клистен был афинским политическим деятелем, родившимся в 570 г. Его главным вкладом было внедрение демократии в его город-государство.

Его намерение внедрить демократию было отвергнуто афинской олигархией. Чтобы победить его, Клистен вступил в союз с демократической фракцией во главе с Исагорасом. Оба в конечном итоге столкнутся друг с другом за власть, битва, которая закончилась победой Клисфена.

Придя к власти, Клистен приступил к разработке необходимых реформ для демократизации правительства. При поддержке афинского народа он создал основы системы, основанной на равенстве граждан перед законом.


Классический период (V – IV вв. до н.э.)

В классический период греческой истории, население Эллады снова значительно возросло. Однако в этот период не происходит новой волны колонизации. Излишнее население трудоустраивается в среде ремесленников.

В зародившейся полисной цивилизации было характерно деление население на две категории: аристократию и демос (народ, все те, кто не аристократия). В архаичный период власть в полисах концентрировалась в руках аристократов (власть их базировалась, в частности, на крупной земельной собственности). Аристократ, в понимании древних греков, это человек, ведущий свой род от кого-либо из древних мифических героев (Геракл, Ясон, Тесей и т.д.). Древние герои, в свою очередь, это сыновья и потомки богов. Таким образом, аристократы — потомки богов. Сами греки относились к статусу аристократа с большим уважением: ни для кого не было смешным, если кто-то объявлял себя потомком Геракла или Зевса (при условии, что он мог доказать своё происхождение).

Именно в среде аристократии возникают представления о совершенстве человеческого тела. Речь при чём идёт о совершенство мужского тела. Для женщин же в греческом обществе внешность была не так важна, как добропорядочность, хозяйственность. Красивым же должен быть именно мужчина.

Главная доблесть аристократа — это патриот и воин, который ради защиты отечества не щадит жизни. Так же аристократ должен быть богатым (это именно его качество, а не цель). Так же эллинский аристократ обязан был быть образованным человеком: практически все древнегреческие философы были потомками аристократических родов.

Афинский реформатор Перикл был одним из тех, кто серьёзно ограничил аристократические привилегии: по его указу гражданство в Афинах стало определяться по отцу и по матери (а не только по отцу, как это было до этого), чем нанёс весомый ущерб классу аристократов, поставив принцип гражданина полиса выше, чем аристократический статус.

Аристократы Древней Греции — это сугубо яркие личности. Из среды аристократии выходят все ведущие политические деятели, полководцы, философы и т.д. Аристократы же придумали первый в истории спорт: он появляется в VIII в. до н.э. в Олимпии, на Истме, в Немеи, в Дельфах (см. Олимпийские и Истмийские игры).

Во времена колонизации, среди демоса выделяется новая прослойка богатых людей: экономический подъём привёл к появление зажиточного класса торговцев и ремесленников. Все торговцы по умолчанию были выходцами из демоса, т.к. аристократия по статусу не могла заниматься ни тем ни другим. К VI-VII векам до н.э., ввиду экономического роста, многие аристократы разорились. В этот же период из среды аристократии выделяются ренегаты, которые, опираясь на поддержку демоса, будут приходить к власти в полисах и становиться тиранами (период этот получит название раннегреческая тирания). Древнегреческие тираны сыграют немалую роль в отстранении аристократов от власти: у них отнимались крупные земельные наделы и распределялись в пользу бедных. При тиранах наиболее крупные полисы достигнут пика экономического развития. Тираны будут покровительствовать ремёслам, торговле, земледелию, военному делу. При них будут построены самые великолепные храмы и на них же придётся расцвет искусств.

Период раннегреческих тираний закончится тем, что с уменьшением влияния аристократии, возрастут потребности демоса. Простолюдины, на которых опиралась власть тиранов, сами станут причиной их низвержения. К концу VI в. до н.э. уже не останется полисов, где правили бы тираны. Именно тогда сформируется та греческая полисная демократия с гражданским обществом, которой была знаменита Древняя Греция.

Формы политического управления по Аристотелю:

a. Монархия — единоличная власть, благородный человек правит своими подданными в их же интересах

b. Аристократия — власть меньшинства, благородные люди правят в интересах общества

c. Демократия — власть большинства среднезажиточных людей (по мнению Аристотеля: в обществе всегда будут богатые, бедные и борьба между ними; как следствие, гарант стабильного общества — сильный и многочисленный средний класс, выступающий щитом между первыми и вторыми)

a. Тирания — единоличная власть, захваченная нелегитимным путём, тиран правит ради своих собственных интересов

b. Олигархия — власть меньшинства, люди из низов правят в собственных интересах

c. Охлократия — власть большинства, вырожденная форма демократии, где власть осуществляется по мимолётным прихотям толпы

Только в Афинах демократическая форма правления будет существовать в развитой форме: началось утверждение демократии с реформ Салона (594 г. до н.э.) и окончательно утвердиться примерно через 150 лет (450 г. до н.э.).

Структура древнегреческой демократии (на примере Древних Афин):

1. Законодательная власть в Афинах:

a. Народное собрание — орган прямой демократии, собрание всех граждан полиса (могли присутствовать только граждане-мужчины старше 20 лет). Проводилось каждые 9 дней. Функции: принятие законов и постановлений, выбор органов исполнительной власти, дипломатия.

b. Совет пятисот — представительный демократический орган, выдвигаемый по территориальным округам (50 человек от одного фила). Выборов не было, каждый гражданин становился членом Совета по очереди (таким образом, практически все граждане хотя бы раз в жизни были членами Совета). Члены Совета так же получали жалованье – 1 драхму в день. Функции: осуществление верховной власти в период между народными собраниями, обсуждение и формулировка законов перед зачитыванием на народном собрании.

2. Принципы исполнительной власти в Афинах:

a. Коллегиальность — любая ответственная должность была разделена между несколькими людьми (как правило 10).

b. Выборность — большая часть значимых должностей занимались по жребию в порядке очереди из числа граждан (исключения: должности стратега и казначея).

c. Отчётность — все должностные лица, по истечению срока своих полномочий, должны были дать отчёт перед народом.

d. Краткосрочность — максимальный срок действия полномочий не превышал год.

e. Возмездность — должностное лицо получает, пусть и небольшую, но плату за свою работу (а так же возмещение убытков).

f. Независимость магистратов — всего в Афинах было порядка 700 должностных лиц, все они не были связаны друг с другом иерархией и были подотчётны только Народному собранию и Совету.

3. Судебная власть в Афинах:


Интересный факт: Так как в античные времена ещё не было паспортов, то для подтверждения своих гражданских прав нужно было пройти своеобразный обрядинициации: в 15-16 лет, отец приводил своего ребёнка на демоты (орган самоуправления в Афинах, составляющие списки граждан; Афины делились на 10 фил, а филы на 100 демов). Если соседи (из которых собирались демоты) признавали ребёнка законнорождённым гражданином, то его вносили в соответствующий список.

Интересный факт: Юноши, достигшие 18 лет, обязаны были проходить двухгодичную службу в армии, после которой становились полноправными гражданами с правом присутствия на Народном собрании. При этом быть недопущенным в армию считалось для грека очень большим позором. Однако чтобы избраться на какую-либо должность, гражданин должен был достичь возраста 30 лет, т.к. считалось, что до тридцати лет человек ещё не достаточно зрелый в умственном отношении.

Интересный факт: в Древней Греции недолюбливали юродивых, инвалидов (исключения: инвалиды войны), попрошаек и т.д., так как считалось, что если ты немощный и больной, то тебя так наказали боги. А спорить с волей богов — плохо.

Интересный факт: в Древних Афинах одним из преступлений, удостаивающееся смертной казни, было превышение цен на хлеб. Нельзя было продавать хлеб с наценкой большей, чем 5%.

Интересный факт: в Древней Греции было отличное от современного разделения на будние дни и выходные. Древний грек мог трудиться 20 дней подряд. Такие трудовые будни компенсировались длительными праздниками: почти 100 дней в году у греков были праздничными.

Интересный факт: Государственными чиновниками в Древних Афинах были специально обученные рабы, закупаемые государством. Сделано это специально, чтобы избежать коррупции. Рабы-чиновники, при этом, получали хорошую зарплату и могли иметь семью.

Интересный факт: Должность казначеев в Древних Афинах могли занимать только богатые люди. Обусловлено это было тем, что в случае нанесения вреда государству, провинившийся гражданин должен был оплатить издержки из своего кармана.

Лекция 5

Доклад на тему аристократия и демократия в античных полисах.


ВведениеРазвитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи до классического рабства и расцвета античной демократии обнаруживает некоторые закономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройства городов - государств.

В конце 11 тысячелетия до н.

Э. , о чем свидетельствует и гомеровский эпос, в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства и т.

Д. В методах его правления все более проступали деспотические черты, присущие монархам древности, особенно восточным.

Аналогичную картину можно видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей.

Распад патриархально - общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.

Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и разложения рабовладельческого общества) полисной системы организации государства.

Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т.

Д. ), не получил полного развития.

Простой народ в полисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти из патриархально - религиозного прошлого, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии.

Именно таковой была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона, в ранний период патрицианской республики в Риме и т.

Д. Процесс демократизации политической жизни в античных городах - государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство.

Результатом этой борьбы (эвпатридов и демоса в Афинах, патрициев и плебеев в Риме и т.

Д. ) стала серия законодательных реформ, подрывающих монополию аристократии в государственных органах и создающих основу для развития демократических институтов.

Цель нашего исследования – раскрыть сущность реформ Солона, значение личности Солона для государства и права древней Греции.

Опираясь на поставленную цель, задачи, данной работы следующие :  определить общественно - политическое положение Греции до реформ ;  исследовать содержание реформ Солона ;  рассмотреть влияние реформ на жизнь в государстве ;  выделить значение реформ на историю права в общем.

Афинская рабовладельческая демократияВо II тысячелетии до н.

Э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова.

Отгороженные друг от друга естественными преградами горной страны, они с тем большом рвением стали оберегать свою обособленность.

В тесных пределах каждого из таких районов вырастет с течением времени столица : Коринф, Мегары, Фивы, Спарта и др.

В конце II тысячелетия греки, соединившись в единое войско и избрав себе одного вождя, осадили малоазиатский город Трою.

О событиях этой известнейшей из войн повествуют поэмы гомеровского эпоса - "Илиада" и "Одиссея".

В древнегреческом обществе, как его рисует Гомер, происходят сложные процессы.

Классов еще нет, но разделение на простой народ и родовую знать глубоко укоренилось.

Лучшие земли, большие стада, все основные посты находятся в руках последней.

Государства еще нет.

Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь - базилевс.

Народное собрание - вместе с тем войско, а базилевс и старейшины - главным образом военные предводители.

Как именно античные греки отличали граждан от остального населения полиса? Критерий был очень простым. Те, кто во время войны стоял в строю фаланги в ранге гоплита, то есть воина в доспехе, тот и был гражданином. Причём оружие и доспех каждый гоплит приобретал за свой счёт. И доспех должен был быть прочным и надёжным, а сам гражданин — достаточно силён и крепок для войны.

Такой известный античный философ как Сократ, в молодости тоже был гоплитом, принимал участие в нескольких сражениях и даже приводился в пример молодёжи как образец храбрости. Впоследствии, став философом, Сократ не слишком заботился о собственном хозяйстве и его содержали ученики — дабы гражданин Афин, каковым Сократ являлся, не опозорил своё высокое звание трудом за деньги.

Как известно, афиняне приговорили Сократа к смерти. За что именно? За его философские беседы, которыми он смущал молодёжь и вызывал в их головах сомнения. Это считалось преступлением против демократии, да и было таковым по тогдашним законам. Сам Сократ этого не отрицал и не считал приговор несправедливым. Дело в том, что античная демократия в принципе не предусматривала разномыслия и свободы мнений. Дискуссии дозволялись только до того, как общее собрание горожан вынесет общее решение по какому-то вопросу, но не после. Кто будет оспаривать вынесенное решение — тот заведомый враг Афин и афинского народа. Именно так понимали демократию в античности.

И последнее важное отличие античной демократии от современной. Сейчас в демократических странах считается важным защита прав меньшинств. В античной Греции разных меньшинств хватало, но их мнение в расчёт не принималось. Во время любого голосования исход определялся простым большинством голосов, и принятое решение было обязательным для всех граждан, без каких-либо исключений.

Даже одно лишь подозрение, что некий гражданин набирает популярность и может использовать её для захвата власти, порой приводило к изгнанию или казни этого человека. По этой причине античные мыслители предпочитали жить в государстве с просвещённой тиранией или под властью аристократии. Они по опыту знали, что перекричать толпу на площади умный человек заведомо не сможет. Что бы они сказали о наших современных демократиях — мы узнать, к сожалению, не можем.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Читайте также: