Архивная реформа рф кратко

Обновлено: 03.07.2024

Приступая к рассмотрению административного аспекта развития отечественного архивного дела в 90-е годы, обратим внимание на то, что архивы по своей сути в гораздо большей степени, чем другие институты социально-культурной сферы (библиотеки, музеи и др.) интегрированы в функционирование государственного механизма, являются пусть маленькой, но неотъемлемой его частью. Вследствие этого в той же самой степени в эти годы они испытали на себе всю тернистость государственного строительства новой России с присущими ему издержками и противоречиями, ошибками и конфликтами.
Федеральное архивное агентство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Архивная реформа 1990-х гг.: основные направления, достижения, проблемы…………………………………………………………………4
1.1 Предпосылки архивной реформы в 1990-х гг. в России………. 4
1.2 Основные направления архивной реформы в 1990-х гг. в России……………………………………………………………………..4
1.3 Итоги архивной реформы в 1990‑х гг. в России………………….11
ГЛАВА 2 Федеральное архивное агенство……………………………………12
ГЛАВА 3 Федеральный Закон об архивном деле……………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………18

Архивная реформа 1990-х гг. Воссоздание архивного фонда России. Указы Президента Российской Федерации о рассекречивание и передача на государственное хранение архивов КПСС, ВЛКСМ, КГБ СССР. Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР (1992 г.).

Новые законодательные акты Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 г.: основные идеи и принципы. Создание Федеральной архивной службы России (Росархив) (1996 г.).

Структура архивных учреждений России:

· органы управления архивным делом (или архивные органы): Росархив - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную политику в области архивного дела. Архивные органы на местах (управления, комитеты, отделы), их функции. Разграничение полномочий между Росархивом и его субъектами;

· государственные архивы, появление новых форм и звеньев архивов;

· специализированные научно-исследовательские организации в области архивоведения: Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) и Российский научно-исследовательский центр космической документации (РНИЦКД). Основные направления их деятельности.

Проблемы архивного законодательства во второй половине 1990-х гг.: попытки доработки и дополнения Основ законодательства РФ об архивном фонде РФ и архивах от 7 июля 1993 г.

Раздел 4. УПРАВЛЕНИЕ АРХИВНЫМ ДЕЛОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Административная реформа 2004 г. и ее влияние на новое организационное устройство архивного дела. Создание Федерального архивного агентства в структуре Министерства культуры и массовых коммуникаций (2004 г.). Структура, функции и основные проблемы деятельности Федерального архивного агентства.

Создание новой децентрализованной системы управления архивами в России: полномочия и сфера деятельности государственного управления архивным делом, органов управления архивным делом субъектов Российской Федерации, управлений архивным делом муниципальных образований.

Раздел 5. ХРАНЕНИЕ, УЧЕТ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Экспертиза научной и практической ценности документов

Архивная реформа 1990-х гг. Воссоздание архивного фонда России. Указы Президента Российской Федерации о рассекречивание и передача на государственное хранение архивов КПСС, ВЛКСМ, КГБ СССР. Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР (1992 г.).

Новые законодательные акты Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 г.: основные идеи и принципы. Создание Федеральной архивной службы России (Росархив) (1996 г.).

Структура архивных учреждений России:

· органы управления архивным делом (или архивные органы): Росархив - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную политику в области архивного дела. Архивные органы на местах (управления, комитеты, отделы), их функции. Разграничение полномочий между Росархивом и его субъектами;

· государственные архивы, появление новых форм и звеньев архивов;

· специализированные научно-исследовательские организации в области архивоведения: Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) и Российский научно-исследовательский центр космической документации (РНИЦКД). Основные направления их деятельности.

Проблемы архивного законодательства во второй половине 1990-х гг.: попытки доработки и дополнения Основ законодательства РФ об архивном фонде РФ и архивах от 7 июля 1993 г.

Раздел 4. УПРАВЛЕНИЕ АРХИВНЫМ ДЕЛОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Административная реформа 2004 г. и ее влияние на новое организационное устройство архивного дела. Создание Федерального архивного агентства в структуре Министерства культуры и массовых коммуникаций (2004 г.). Структура, функции и основные проблемы деятельности Федерального архивного агентства.




Создание новой децентрализованной системы управления архивами в России: полномочия и сфера деятельности государственного управления архивным делом, органов управления архивным делом субъектов Российской Федерации, управлений архивным делом муниципальных образований.

Раздел 5. ХРАНЕНИЕ, УЧЕТ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Началом истории советского архивного дела принято считать 1 июня 1918 года. 1 июня 1918 года - это дата начала истории создания централизованной системы управления архивным делом. Россия до 1917 года являлась одним из немногих европейских государств, где не была проведена централизация архивного дела, т.е. такого понятия, как "государственная архивная служба России" просто не существовало. Каждое министерство, ведомство, организация имели свой архив, условия хранения документов, порядок доступа к ним исследователей каждое ведомство устанавливало практически самостоятельно, и хотя и существовали общие правила описания архивных документов, работа ведомственного архива, при отсутствии контроля со стороны государства во многом зависела от волеизъявления руководства того или иного учреждения.

После событий октября 1917 года и кардинальной смены власти в России происходит слом старого государственного аппарата и строительство нового. И одним из актов новой власти явилось принятие декрета Совета народных комиссаров РСФСР от 1 июня 1918 года "О реорганизации и централизации архивного дела". В соответствии с этим декретом все архивы правительственных учреждений ликвидировались как ведомственные учреждения, хранящиеся в них документы образовывали Единый государственный архивный фонд Советской республики (ЕГАФ). Руководство ЕГАФ возлагалось на специальное правительственное учреждение - Главное управление архивным делом (Главархив), на местах проведение в жизнь указанного декрета возлагалось на губернские управления архивным делом.

Таким образом, декретом СНК от 1 июня 1918г. государство признало необходимость архивного дела для своего функционирования. Политическая и идеологическая целесообразность, обеспечившая принятие декрета СНК лишь стимулировала реализацию идей отечественных архивистов, сформулированных много ранее идеи централизации архивного дела. В этом смысле декрет наносил серьёзный удар по сильным традициям ведомственного хранения, которые подписывались реальным положением вещей: едва ли не повсеместным отсутствием возможностей для концентрации документов не только в специально построенных хранилищах, но и вообще в каких-либо приспособленных помещениях.

Декрет и последующие акты советского государства, связанные с архивным делом, были направлены, прежде всего, на то, чтобы сохранить архивные документы, независимо от времени их создания. Государство признало необходимость, и даже обязательность существования архивов в системе своего функционирования. Более того, оно создало даже специальный орган, призванный управлять архивами. Независимо от своего статуса он не мог функционировать вне норм и ценностей государства. С выходом этого и последующих декретов произошло крупнейшее психологическое, экономическое, социальное и организационное изменение: архивы, архивное дело впервые в нашей стране на государственном уровне были признаны самостоятельными объектами хозяйствования. Последствия этого для архивов нашей страны трудно переоценить: целевой, самостоятельный, долгое время во многом централизованный бюджет позволил начать медленное, но налаженное строительство специализированных архивохранилищ, их техническое оснащение, обучение кадров и т.п.

В 1938 году архивные учреждения были переданы в ведение НКВД, это событие имело как положительное, так и отрицательное значение. Отрицательным явилось то, что это отдалило архивы от науки, препятствовало использованию документальных материалов. По характеру своей деятельности архивы связаны со всеми государственными учреждениями и общественными организациями, поэтому они сами должны находиться вне какого-либо одного ведомства. Однако, учитывая тот имидж, которое имело НКВД в тот период, это дисциплинировало организации в вопросах обеспечения сохранности документов. С подобным положением было покончено после ХХ съезда партии. В 1960 году архивная служба изменила свою подведомственность, Главное архивное управление было передано в непосредственное подчинение Совету Министров СССР.

Таким образом, статус архивной службы, как в центре, так и на местах был значительно повышен. Центральные и местные органы управления имели, с одной стороны, тот же правовой статус, что и другие ведомства, но в то же время носили надведомственный характер: их указания в области обеспечения сохранности документов, комплектования и т.п. были обязательны и для других ведомственных систем.

После распада СССР согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 12 октября 1991г. Роскомархив получил в свое ведение находившиеся на территории РСФСР бывшие союзные центральные государственные архивы, ранее подчиненные Главархиву СССР, а также административные функции, подведомственные учреждения и научно-исследовательские организации последнего, его материально-техническую и финансово-экономическую базу в пределах Российской Федерации.

В связи с распадом СССР в конце 1991 г. с января 1992 г. происходит реорганизация сети государственных архивов России. Административные и архивные функции Роскомархива по отношению к вновь образованным архивам федерального уровня были закреплены в Постановлении Правительства от 24 июня 1992 г. Оно определяло, что Комитет по делам архивов при Правительстве Российской Федерации (Роскомархив) является федеральным органом государственного управления, который осуществляет государственную политику в области архивного дела. Это Постановление также подтвердило реорганизацию сети государственных архивов федерального уровня, находящихся в прямом подчинении Роскомархива, а четыре из них получили определение "центров", хотя они функционировали как архивы.

Президентский указ (подписанный Б. Н. Ельциным 30 сентября 1992 г.) преобразовывал Роскомархив в Государственную архивную службу России (Росархив). Права и обязанности нового органа закреплены в правительственном постановлении от 22 декабря 1992 г. и "Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах", принятых Верховным Советом Российской Федерации 7 июля 1993 года.

Факт этот сам по себе являлся исторически значимым: впервые в истории России был принят законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере архивного дела. Данный документ аккумулировал опыт архивного строительства в бывшем СССР и в большей степени обобщил многое из того нового, что появилось в архивном деле России за последние два года. Вместе с тем "Основы законодательства" исходили из принципа разграничения Архивного фонда России на государственную и негосударственную части. Этот принцип разграничения отвечал тем процессам общественного развития, которые были характерны для "тогдашней" России. С одной стороны этот принцип предполагает создание условий для сохранения, пополнения и использования архивных документов государственных структур, с другой стороны, исходя из священного права частной, общественной, церковной и т.п. собственности, он гарантирует их носителям право по собственному усмотрению создавать архивы, владеть и распоряжаться ими. Государство в лице органов и учреждений государственной архивной службы может, с согласия собственников таких архивов, осуществлять лишь попечительство над ними.

"Основы законодательства" устанавливали принципы публичности, и общедоступности государственной части Архивного фонда России, принципы личной гражданской ответственности за использование архивной информации". Основы законодательства" освободили российского архивиста от прежних догм и одновременно возложили на него ответственность исходить в своей профессиональной деятельности из принципов беспристрастия, невмешательства в планы и интересы пользователя.

Современный этому периоду статус государственных и негосударственных архивов России, вопросы организации их комплектования, хранения, учета и использования документов были регламентированы в "Положении об Архивном фонде Российской Федерации", утвержденным указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. Тогда же было принято новое "Положение о Государственной архивной службе России"- органе, осуществляющем государственную политику в области архивного дела.

Архивный фонд РФ - по законодательству РФ - совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь народов России, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов России.

Шемышейский райархив находился в ведении Пензенского архивного отделения.

с 23.04.1939 г. Пензенское областное управление преобразовывается в архивный отдел Управления НКВД по Пензенской области, которому подчинялись областной архив и 38 районных архивов, в том числе Шемышейский райархив.

До 1979 г. Шемышейский райархив находился в здании по ул. Ленина, 21, р.п. Шемышейка, Шемышейского района, Пензенской области (здание Управления образования администрации Шемышейского района Пензенской области).

С 1979 г. по настоящее время располагается ул. Ленина, 47, р.п. Шемышейка, Шемышейского района, Пензенской области (здание администрации Шемышейского района Пензенской области).

Сектор по делам архивов организационного отдела администрации Шемышейского района Пензенской области оборудован всеми необходимыми техническими и безопасными средствами, а именно: 5 огнетушителей тип: СХП-10, металлические двери, решетки на окнах, светозащитные шторы, компьютер., ПК моноблок: HP Omni 200 P процессор: Pentium Dual-Core E5800 3.2 GHz (2 CPUs) ОЗУ: 2 Gb Видеокарта: Intel G45/43 Express Chipset (814 MB), копировальный аппарат: МФУ (Canon i-sensys MF 4410) шкаф, сейф, пылесос. Помещения архивохранилища - сухие, полы - линолеум, отопление - центральное, вентиляция - естественная, двери – железные, стеллажи: архивные, библиотечные, протяженность стеллажей 215 п.м., электропроводка: закрытая, сигнализация: пожарная

В секторе по делам архивов организационного отдела администрации Шемышейского района Пензенской области на хранении находятся 125 фондов.

Принято 20932 единиц хранения, в том числе: по описи № 1 – 14282 ед.,

по описи № 2 – 6650 ед.

27 организаций района являются источниками комплектования сектора по делам архивов организационного отдела администрации Шемышейского района Пензенской области, в том числе: 1 – Субъект Федерации;

Сектором по архивным делам исполнено запросы социально-правового характера:

Архивы являются хранилищами опыта цивилизации, накопленного на протяжении веков. Они делают этот опыт для всех и, в том числе обеспечивают базу исторических исследований. Через доступ к архивной информации историки, краеведы получают возможность пролить свет на факты прошлого и развить у молодого поколения интерес к истории и традициям стран и всего человечества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Архивные реформы 90-х гг в России…………………………………… 5
2. Итоги архивных реформ 90-х гг в России……………………………. 16
3. Проблемы архивного дела на современном этапе…………………….18
Заключение…………………………………………………………………. 27
Список использованной литературы и источников……………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

В 2004 г. в России была проведена масштабная административная реформа, в результате которой федеральные органы исполнительной власти в зависимости от выполняемых ими функций были разделены на министерства (с правоустанавливающими функциями), службы (с контрольно-надзорными функциями) и агентства (с правоприменительными функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом). Согласно этим изменениям Федеральная архивная служба России была преобразована в Федеральное архивное агентство, подведомственное Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Принципиально важными положениями Закона, отличающими его от других законодательных актов, в архивной сфере являются: его более широкая сфера применения; отсутствие деления на государственную и негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации; внимание к муниципальному архивному звену; разработка понятийного аппарата современной архивной сферы; четкое разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в области архивного дела; четкое определение состава Архивного Фонда Российской Федерации; обозначение особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации; указание особенности гражданского оборота документов Архивного Фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности; провозглашение принципов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и организацией использования документов Архивного Фонда Российской Федерации; полная регламентация всего управления архивным делом. В отдельных главах Закона прописаны вопросы доступа к архивным документам и их использованию, а также вопросы международного сотрудничества [1].

В результате остро встал вопрос о судьбе документов территориальных подразделений федеральных органов власти, таких, как суды, прокуратуры, налоговые органы, органы службы безопасности, таможенные органы, комиссариаты, органы статистики, управления федерального казначейства, контрольные и надзорные службы, службы занятости населения, отделения Пенсионного фонда, федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия, учреждения культуры и образования и т.д. Согласно нового закона вся их документация является федеральной собственностью и должна быть принята на хранение в федеральные архивы, возможности которых ограничены. И подобных проблем немало [3].

"Архивное дело" - это многопользовательская подсистема системы "ДЕЛО", предназначенная для автоматизации процессов формирования и оформления дел для последующей передачи их в архив организации; ведения и учёта архивных дел и документов; составления номенклатуры дел (с указанием сроков хранения). Автоматизация правил делопроизводства и архивного дела выполнена в полном соответствии с российскими стандартами [2].

Кроме того, в разных регионах нашей страны архивными учреждениями применяются с той или иной степенью распространенности следующие программы - "Архивный фонд" "Именной каталог метрических книг" "Внутренние описи метрических книг и ревизских сказок" "Распределение жилой площади" "Обмен жилой площади" "Переименование улиц" "Справочные сведения по истории города" "Фотокаталог" "Сведения о госприемке объектов, законченных строительством" "Землеотвод в черте города" "Систематический каталог" "Библиотека архива" "Статьи по краеведению" "Картотека лицевых счетов" [2].

Если затронуть вопрос о состоянии и перспективах развития системы автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, коллегия (состоявшаяся 24 января 2005 г .№2) отмечает его особую значимость в решении проблемы обеспечения сохранности и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, организации управления этим важным информационным ресурсом.

Создана правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.

Улучшению организации работы способствовала подготовка Временного порядка автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных и муниципальных архивах, создание Центра информационных технологий с функциями ведения централизованного автоматизированного государственного учета, в том числе -Центрального фондового каталога (ЦФК) Росархива - главного элемента системы, аккумулирующего сведения о составе и содержании архивных фондов в общероссийском масштабе [1].

В результате указанных и других мероприятий обеспечено внедрение отраслевого ПК "Архивный фонд" в работу практически всех федеральных архивов, 67% государственных архивов субъектов Российской Федерации и 24% муниципальных архивов. БД "Фондовый каталог" ведут 33 органа управления архивным делом субъектов Российской Федерации.

Однако работа по созданию системы автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации еще далека от завершения. Ее развитие связано с расширением охвата автоматизированным учетом всех хранилищ документов Архивного фонда Российской Федерации, укреплением нормативной, технической, технологической и кадровой базы функционирования системы.

В решении этих проблем особое значение имеет укрепление взаимодействия структур разной ведомственной подчиненности, хранящих документы Архивного фонда Российской Федерации.

Перспективы при этом достаточно обширны в их числе: совместно с Федеральным агентством по культуре и кинематографии (М.Е.Швыдкой) наметить и осуществить в 2005-2010 гг. комплекс мер по внедрению в федеральных музеях и библиотеках, хранящих документы Архивного фонда Российской Федерации, системы автоматизированного государственного учета.

Департаменту государственной политики (Ю.И. Бундин) и Финансово-экономическому департаменту (К.В. Карнович) Минкультуры России при разработке федеральной целевой программы "Культура России (2006-2010 годы)" учесть необходимость финансового обеспечения работ по развитию системы автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации. А так же ряд других задач, чья разработка ведется в данный момент [2].

Проблема электронных документов - это в первую очередь проблема понятия электронных документов и признания их юридической силы, достоверности или подлинности, возможности отказа от бумажного носителя в процессе документирования управленческой деятельности.

Проблема электронных технологий в делопроизводстве - это проблема использования в традиционных условиях новейших технологий, ускоряющих процессы на всех стадиях делопроизводства, от документирования до архивного хранения. Характерно, что большинство автоматизированных систем делопроизводства являются именно технологиями в традиционной среде [2].

Читайте также: