Машиностроительный комплекс центральной россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Из всех промышленных комплексов России, машиностроительный комплекс является одним из ведущих, как по величине, так и по значению.

В машиностроении занято около 30% от всех работающих в стране, оно производит 1/5 часть всей промышленной продукции России.

Продукция комплекса используется повсюду – в разных отраслях промышленности, в сельскохозяйственном производстве, в транспортной сфере, в военном деле, в быту и др. Кроме этого, машиностроение вместе с энергетикой и химической промышленностью определяют темпы инновационного развития страны.

Общий уровень развития экономики, обороноспособности страны, уровень жизни населения, зависят от мощи и совершенства машиностроительной продукции.

Перед современным машиностроением стоит главная задача – обеспечить хозяйство страны новыми и совершенными машинами.

Российский машиностроительный комплекс включает в свой состав несколько десятков отраслей, каждая из которых занимается производством продукции определенного назначения, и по роли которых в хозяйстве страны их объединяют в четыре взаимосвязанные группы: тяжелое, общее, среднее, точное машиностроение.

Тяжелое машиностроение производит крупнотоннажную и крупногабаритную продукцию, например, тяжелое кузнечнопрессовое и энергетическое оборудование, подъемно-транспортные машины, машины для горнодобывающей промышленности и др.

Для выпуска таких машин требуется большое количество металла, поэтому предприятия тяжелого машиностроения тяготеют как к потребителю, так и к металлургическим базам.

Главным районом тяжелого машиностроения является Уральский район – Екатеринбург, Орск, Копейск, Нижний Тагил.

Общее машиностроение характеризуется высокой или средней металлоемкостью и невысокой трудоемкостью. Предприятия этой группы производят суда, авиаракетно-космическую технику, машины для сельского хозяйства, оборудование для различных отраслей промышленности, поэтому ориентируются на потребителя, но если выпускаемая продукция требует большого количества металла, тогда они будут тяготеть к металлургическим базам.

Готовые работы на аналогичную тему

Среднее машиностроение занимается производством станков и инструментов, автомобилей, тракторов, производит оборудование для легкой и пищевой промышленности. К среднему машиностроению относятся предприятия военно-промышленного комплекса.

Металлоемкость, трудоемкость фондоёмкость в этой группе отраслей машиностроения сравнительно невысокая. Главным ориентиром предприятий является потребитель и наличие кадров высокой квалификации.

Точное машиностроение опирается на науку и сравнительно высокую трудоёмкость, поэтому в данной группе отраслей, включающих электротехническую, радиотехническую, электронную, оптико-механическую промышленность и приборостроение, требуется очень высокий уровень квалификации, дисциплина труда и аккуратность в выполнении той или иной операции.

Для выполнения главной задачи, машиностроение должно развиваться опережающими темпами по сравнению со всем хозяйством страны, но это условие пока не соблюдается.

Факторы размещения предприятий машиностроения

Факторы размещения машиностроения – это те особенности региона, благодаря которым в нем целесообразно открыть машиностроительное предприятие.

Особенностей может быть много, начиная от ландшафта и кончая социально-экономической структурой региона и плотностью населения. Очень важной составляющей является ресурсная и кадровая доступность.

Машиностроение относится к очень трудной отрасли производства, на реализацию которой работают несколько предприятий и тысячи обученных кадров.

Главными в машиностроении являются следующие факторы:

  • Наукоёмкость, поскольку современные типы машиностроения опираются на производство сложных механизмов электроники, радиотехники, авиакосмической и атомной промышленности, то обязательно должны присутствовать квалифицированные научные кадры и соответствующее оборудование;
  • Трудоёмкость – для производства многих машин требуются большие трудовые затраты, например, чтобы изготовить ткацкий станок, требуется 1000 часов рабочего времени, поэтому такие предприятия важно размещать в районах с высокой плотностью населения и наличием квалифицированных кадров. Особенно это важно в производстве станков и приборов;
  • Металлоёмкость является важным фактором при производстве тяжелых машин для энергетической, металлургической, горнодобывающей отраслей, требующих большого количества металла. Естественно, что предприятия, выпускающие подобные машины, будут размещаться в районах металлургических баз. Так, например, энергетическое машиностроение получило развитие в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге;
  • Военно-стратегический фактор учитывается для тех предприятий, которые выпускают оборонную продукцию. Как правило, такие предприятия должны учитывать интересы национальной безопасности и быть удалены от государственных границ страны. Многие такие предприятия располагаются в городах с ограниченным доступом.

Любая машина состоит из множества деталей, которые невозможно изготовить на одном предприятии, например, в электровозе насчитывается около 250 тыс. деталей. Отдельные части машин дешевле и проще производить на специализированных предприятиях. Для того чтобы собрать готовую машину, между этими предприятиями необходимо установить кооперационные связи.

Предприятия по сборке готовых машин размещаются в районах с благоприятным экономико-географическим положением для организации кооперирования. Эти предприятия специализируются на выпуске определенных деталей и в некоторых отраслях машиностроения сформировалась очень узкая специализация, что стало причиной монополизации производства.

Кроме указанных факторов, надо назвать ещё транспортный и потребительский факторы. Значимость этих факторов зависит от типа выпускаемых машин.

Таким образом, основными факторами размещения предприятий машиностроения является доступность природных ресурсов, наличие квалифицированных кадров, уровень развития отрасли в конкретном регионе, экономическая целесообразность развития отрасли.

География машиностроения

Предприятия машиностроения по территории страны размещаются иначе, чем предприятия других отраслей.

Многообразие и повсеместное потребление продукции машиностроения, позволили развивать его во всех регионах страны, хотя географические различия в уровне развития машиностроения в разных регионах все же имеются.

Прежде всего, различия существуют между западной и восточной частями страны – эти различия касаются уровня развития машиностроения.

Машиностроение исторически развивалось в европейской части России, а в годы Великой Отечественной войны значительная часть машиностроительных заводов была эвакуирована в восточные регионы.

Со временем в этой восточной части построили предприятия в основном оборонного характера. Однако, несмотря на это, почти 90% продукции машиностроения производится по-прежнему в европейской части России.

Кроме этого, запад и восток страны сильно различаются по уровню развития машиностроения, т.е. их доля в производстве продукции неодинакова. Так, на Центральную Россию приходится 35% производства, на Поволжье и Урал около 20%.

Помимо того, предприятия российского машиностроения сосредоточены в таких крупных городах как:

  • Москва,
  • Санкт-Петербург,
  • Екатеринбург,
  • Новосибирск и др.

На Европейском Севере, где есть металлургическая база и потребитель, машиностроительные предприятия производят оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, суда, трелевочные тракторы. В перспективе в этом регионе надо углубить сложившуюся специализацию.

В Центральной России с высокоразвитой наукой и промышленностью, наличием кадров высокой квалификации, густой транспортной сетью, мощной металлургической базой, предприятия машиностроения специализируются на производстве автомобилей, станков, инструментов, приборов. Есть здесь и предприятия тяжелого машиностроения и сельскохозяйственного машиностроения.

Европейский Юго-восток, куда входят Поволжье и Северный Кавказ тоже имеют высокоразвитую промышленность, квалифицированные кадры и выгодное экономико-географическое положение. Исходя из этого, регион будет специализироваться на производстве автомобильной, электротехнической, тракторной, сельскохозяйственной продукции. Есть в регионе предприятия приборостроения, химического и нефтехимического машиностроения.

Выгодное экономико-географическое положение занимает и Урал, где создана мощная металлургическая база, есть научные центры и высокоразвитая промышленность. Регион специализируется на производстве автомобилей, транспортном, тяжелом, энергетическом, нефтехимическом машиностроении. На предприятиях Урала производят дорожно-строительную технику, выпускают тракторы.

Что касается Сибири и Дальнего Востока, то здесь отмечается высокая обеспеченность энергией и водой, но очень сложные условия и дефицит трудовых ресурсов. Азиатская часть России дает 10% продукции машиностроения и производит электротехническое оборудование, машины для сельского хозяйства, суда. Есть отдельные производства энергетического и химического машиностроения. В перспективе этот регион должен развивать металло - энерго- и нетрудоёмкие отрасли машиностроения.

2003203

Машиностроение — визитная карточка уровня научно-технического прогресса любого государства. Способность производить высокотехнологичные машины, оборудование, приборы позволяет планомерно развивать любые отрасли экономики, свести к минимуму зависимость от внешних факторов.

Общие сведения о машиностроении в России

Российское машиностроение входит в состав промышленного производства, имеет собственную отраслевую структуру. Получили развитие практически все сегменты: производство оборонной и космической техники, авто — и судостроение, авиационное и сельскохозяйственное направления, приборостроение и ряд других. В общей сложности машиностроительные комплексы страны включают в себя 19 отраслей, более 110 подотраслей и профильных производств. Машиностроительные заводы выпускают около 12% всего объема промышленной продукции.

Годы перестройки и приватизация нанесли серьезный урон отечественному машиностроению, Была разрушена целостность самой структуры машиностроения, разорвана взаимосвязь между профильными научно-исследовательскими институтами, специализированными опытно-конструкторскими бюро и производственными площадками, между ними были воздвигнуты финансовые барьеры.

Отсутствие полноценной научной подпитки производственных мощностей, безусловно, сказалось на конкурентоспособности производимых механизмов и оборудования, привело к системному спаду производства, потере лидирующих позиций особенно в гражданских отраслях, закрытию целого ряда производств.

Тем не менее, сегодня машиностроительная отрасль продолжает играть значительную роль в экономике российских регионов.

Машиностроение в Северо-Западном регионе России

Машиностроение, несомненно, является базовой отраслью экономики региона. Его вклад составляет примерно 25% всей выпускаемой в этом районе продукции и около 15% экспорта России.

В Северо-Западной зоне сконцентрированы все основные машиностроительные отрасли:

  • общее машиностроение;
  • среднее машиностроение;
  • тяжелое машиностроение.

Крупные промышленные предприятия сосредоточены в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях.

Среди развитых промышленных зон других городов несомненно выделяется Санкт-Петербург. В этом индустриальном центре сетью заводов представлено и приборостроение, и судостроение, и станкостроение, и выпуск изделий электроники.

2003203

В составе экспортного выпуска доминирует энергетическое и металлургическое оборудование, сельскохозяйственная техника.

Несмотря на эти достижения уровень развития машиностроения недостаточен. Анализ показывает, что для поступательного развития экономики, доля продукции машиностроения должна быть более 38%, потому что именно через нее материализуется научно-технический потенциал остальных отраслей экономики. Этот подход, безусловно, распространяется и на другие регионы, учитывая масштабы нашего государства.

Машиностроение в Центральном регионе России

Крупные машиностроительные комплексы изначально сложились в центральной части России. И сегодня машиностроение центрального региона лидирует по объему выпускаемой продукции и численности занятого в нем персонала. На предприятиях региона производиться около 41% всей машиностроительной продукции России.

Приоритетные направления в регионе получили авиастроение и ракетно-космическая отрасль, электронное машиностроение, производство железнодорожной техники, робототехника, оборонные заказы. Причем предприятия радиоэлектроники и приборостроения выпускают порядка 75% российских электронных изделий.

В сферах точного, тяжелого и среднего машиностроения выделяются заводы Московской области по производству всевозможного оборудования для нужд оборонного комплекса, а также:

  • кузнечно-прессового;
  • металлургического;
  • нефтехимического;
  • подъемно-транспортного.

Выпускаемая продукция разнообразна по номенклатуре: оборудование для транспорта, вагоностроения, горной металлургии, строительства, энергетики, сельского хозяйства, приборостроения. Это единственный регион, где выпускаются магистральные тепловозы.

Развитые машиностроительные комплексы функционируют в Тверской, Костромской, Рязанской, Тульской, Смоленской областях. Там налажен выпуск бурового, горно-рудного, дорожно-строительного оборудования, железнодорожной техники, развернуты сборочные производства автомобилестроения.

Белгородскую область характеризует котлостроение, производство оборудования для автотракторной аппаратуры, пищевой промышленности.

В Брянской области налажен выпуск дизельных агрегатов, тепловозов, дорожно-строительной техники.

Большая доля продукции машиностроения принадлежит Владимирской области. Здесь выпускаются трактора, тепловозы, экскаваторы, приборы точного машиностроения, большой ассортимент бытовой техники: мотоциклы, холодильники, телевизоры.

Воронежская область занимает нишу самолетостроения, в больших объемах выпускаются технологические установки для химической промышленности.

Ивановская область получила широкую известность благодаря выпуску разнообразной подъемной техники, автокранам, признанным на мировом рынке.

Орловская область специализируется на выпуске станков и механизмов для текстильной, пищевой, стекольной промышленности, налажен выпуск дорожной автотехники, вычислительных машин.

В сфере наукоемкого машиностроения явным лидером является Москва. Здесь сконцентрирован выпуск оборудования для аэрокосмической промышленности, автомобиле — и станкостроения, радиоэлектроники и приборостроения и много других более мелких специализированных производств.

Машиностроение в Южном регионе

В Южном регионе машиностроение географически менее распространено, крупные машиностроительные центры расположены в Волгоградской, Ростовской, Астраханской областях, Краснодарском крае. Отраслевая структура хорошо развита: судо — и авиастроение, производство автомобилей и металлообрабатывающих станков, электроника, уникальное производство вертолетов и гидросамолетов, специализированные производства оборонного назначения.

В Южном регионе производиться до 18% всей выпускаемой машиностроительной продукции.

Машиностроение в Уральском регионе

Машиностроительный комплекс Урала насчитывает более 150 предприятий разного профиля. Они выпускают почти 19% российского машиностроения. В этом регионе наблюдается еще большая концентрация машиностроительных производств. Большая часть их находится в областных центрах: Екатеринбурге, Ижевске, Челябинске, в городах Оренбургской области.

Инфраструктура машиностроения развита: тяжелое и химическое машиностроение, транспортное, электротехническое, производство сельскохозяйственных машин, бытовой техники, авто — и мототехники.

Строительство уральских машиностроительных гигантов начиналось в 30 годы ХХ века, заводы гордятся своей историей. К сожалению, есть и обратная сторона — изношенные основные фонды, устаревшая производственная база, замедленное внедрение современных технологий.

Все это требует технического перевооружения и реновации многих предприятий.

Машиностроение в Сибирском регионе

Машиностроение в Сибири сформировалось в годы второй мировой войны за счет эвакуации на ее территорию более 140 машиностроительных заводов из других областей.

В отраслевом плане сибирское машиностроение отличается некоторой диспропорцией. В основном, машиностроительный комплекс Сибири ориентирован на изготовление оборудования для энергетиков, сельскохозяйственной техники, станков, приборостроение. На эти отрасли задействован практически весь потенциал сибирского машиностроения. В регионе слабо развито инструментальное производство, производство специализированной оснастки.

Продукция машиностроительного комплекса Сибири составляет только 7% общероссийского выпуска, причем из-за узкой специализации заводов свыше 70% выпускаемой продукции вывозится за пределы региона, а собственные нужды покрываются поставками машин и оборудования из других областей.

Крупные машиностроительные предприятия сконцентрированы в Новосибирской, Красноярской, Иркутской, Томской, Тюменской и Омской областях.

Машиностроение в Дальневосточном регионе

Машиностроительный комплекс Дальнего Востока наименее развит. Его часть в общероссийском выпуске продукции машиностроения всего 3%. Отраслевая структура комплекса очень специфична и ориентирована на авиастроение, вагоностроение, судостроение и автомобилестроение.

Машиностроительные заводы размещены во Владивостоке, Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре. Стабильность работы предприятий обеспечена оборонными заказами. Однако высокая зависимость от госзаказа одновременно является сдерживающим фактором для увеличения экспортной доли на азиатских рынках.

Следует отметить, что машиностроительная отрасль России так и не оправилась от кризисных явлений. Необходимо признать, что в отрасли практически нет эффективных частных инвестиций, направленных на оснащение заводов передовой техникой и современными технологиями.

Для выпуска продукции машиностроительного сегмента способной конкурировать на мировых рынках крайне необходима интеграция и кооперация всех ресурсов, задействованных в машиностроительном секторе, большой объем капиталовложений.


Крупнейшие центры машиностроения в России — Санкт-Петербург (Ижорские заводы, Ленинградский металлический завод, "Электросила", Петербургский тракторный завод, заводы иностранных автоконцернов) , Москва ("Электрозавод", Коломенский завод, "Метровагонмаш", Демиховский машзавод) , Таганрог ("Красный котельщик"), Екатеринбург, Барнаул (Уральский турбинный завод, филиалы Энергомашкорпорации, Алтайский тракторный завод) ; сельскохозяйственного машиностроения — Ростов-на-Дону ("Ростсельмаш"), Красноярск (Красноярский завод комбайнов, "Краслесмаш"), Краснодар ("БДМ-Агро"), Волгоград (Волгоградский тракторный завод) , Новосибирск ("Сиблесмаш"), Тверь (Тверской вагоностроительный) , Нижний Тагил ("Уралвагонзавод"), Брянск (Брянский машзавод) , Новочеркасск (Новочеркасский электровозостроительный завод) , Петрозаводск (Онежский тракторный завод) , Тольятти (АвтоВАЗ) , Нижний Новгород (Горьковский автозавод) , Ульяновск (Ульяновский автозавод) . Доля в российском ВВП каждой из отдельных машиностроительных отраслей — около 1%. Исключение — автопром, доля в ВВП которого составляет 1,8%, а также транспортное машиностроение (1,2%). Абсолютным лидером по объему выпуска является автопром: $41 млрд в 2007 году, за ним следуют железнодорожное машиностроение ($7 млрд) , энергомаш ($2,6 млрд) , сельхозмашиностроение ($1,6 млрд) и производство лесной техники ($600 млн) . Доля каждой из отраслей в мировом производстве не превышает 2%, однако по отдельным машинам достигает 20% (например, на Россию приходится 17% мирового производства зерноуборочных комбайнов, основного вида техники в сельском хозяйстве, а также 20% трелевщиков, применяемых в лесном хозяйстве) . Рынки сбыта: Россия и СНГ, Индия Китай, Иран, Сирия, Болгария, Польша (энергомаш и железнодорожное машиностроение) , Индонезия, Вьетнам (лесное машиностроение) , Латинская Америка (автопром) .


Российский машиностроительный комплекс объединяет в себе более 70 отраслей, основными среди которых являются приборо – и станкостроение, электротехника и инструментальная промышленность. Разделяясь на общее, тяжелое и среднее, машиностроение распределено по регионам неравномерно. Об этом и многом другом рассказано в статье о машиностроительном комплекс РФ, теме, изучаемой в 9 классе.

Тяжелое машиностроение

Тяжелое машиностроение сосредоточено в трех районах: Уральском, Центральном и Северо-Западном, но есть крупные предприятия и в Волго-Вятском, Поволжском и Сибирском районах. Географическое распределение обусловлено тем, что этот машиностроительный комплекс России отличается высокой металло – и энергоемкостью, а вот трудоемкость у него относительно низкая.

В сферу тяжелого машиностроения входят производства горно-шахтного и металлургического оборудования, заводы, на которых собирают кузнечно-прессовые машины и крупные морские суда. Кроме того, эта же отрасль отвечает за создание тяжелых станков и энергетического оборудования, а еще – вагонов и локомотивов. Она характеризуется значительным уровнем привязки к сырьевому фактору и районам потребления.

Европейский регион РФ производит 94, 6% от всего объема машиностроительной продукции, а азиатский – только 5,4%.

Общее машиностроение

Металло – и энергоемкость этой группы отраслей средняя, трудоемкость также невысока, так что размещение диктуется главным образом потребительским фактором. Некоторые предприятия территориально привязаны к металлургическим базам. Предприятия этой группы производят сельскохозяйственные агрегаты, оборудование для целлюлозо-бумажной и леской промышленности, оснащение для нефтеперерабатывающих заводов, фабрик легкой промышленности и отрасли строительства.

Среди предприятий общего машиностроения наиболее сильно завязано на потребительский фактор сельскохозяйственное машиностроение, поэтому оно распределено по регионам следующим образом: льноуборочные машины производят в Бежецке, картофелеуборочные – в Рязани, Ростов-на-Дону является центром производства зерноуборочных комбайнов наряду с Таганрогом и Красноярском. Воронеж, Курган и Новосибирск – еще три региона, где размещено много предприятий этой группы.

которые читают вместе с этой



Рис 1. Сельскохозяйственные машины.

Среднее машиностроение

Среднее машиностроение отличается низкой металло – и высокой трудоемкостью. На предприятиях этой отраслевой группы производят вычислительную технику, автомобили, оборудование для полиграфии и медицины и т.д. Основных факторов, влияющих на размещение, два: потребительский и трудовой.

В группе стоит особо выделить автомобилестроение, центрами которого являются Центральный, Поволжский и Волго-Вятский экономические районы. Два самых крупных производителя – КамАЗ и ГАЗ – расположены в Набережных Челнах и Нижнем Новгороде соответственно.


Рис. 2. Завод КамАЗ.

Основные проблемы машиностроительного комплекса РФ

Можно назвать две современные проблемы машиностроительного комплекса России – это значительное сокращение производства и негативное влияние на окружающую среду.

Первая проблема берет начало в 90-х годах прошлого века, когда на рынке страны стало появляться оборудование иностранного производства. Импортные изделия отличаются более высоким качеством. Сейчас эта проблема решается реконструкцией старых предприятий и строительством новых, более современных. Инвестиционный приток в эту область значительный.

Экологическая проблема связана, с одной стороны, с истощением сырьевых ресурсов, что порождает необходимость поиска новых источников сырья для производств, а с другой – с тем, что данные производства негативно воздействуют на окружающую среду, загрязняя атмосферу, водоемы и почву.

Таблица машиностроительного комплекса

Тяжелое машиностроение

Общее и среднее машиностроение

Точное машиностроение

Горное и Подъемно-транспортное машиностроение

Станкостроительная и инструментальная промышленность

Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение

Предприятия машиностроительного комплекса выбрасывают в атмосферу 32% промышленных загрязнений. При этом, по разным данным, очистными сооружениями оснащено от 30 до 50% производств.


Рис. 3. Промышленное загрязнение.

Что мы узнали?

Российский машиностроительный комплекс подразделяется на отрасли в зависимости от металло-, трудо- и энергоемкости. Это среднее, общее и тяжелое машиностроение. На их размещение влияют разные факторы. В случае со средним машиностроением – это трудовой и потребительский, общим – в основном потребительский и немного сырьевой, а наиболее привязано к сырьевому фактору тяжелое машиностроение. Больше всего продукции этого комплекса производится в европейской части страны. Машиностроение отличает две основные проблемы. Первая – это сокращение производства, связанное с низкой конкурентоспособностью продукции. Она решается переоснащением и инвестиционными вливаниями. Вторая – это негативное влияние производств на окружающую среду. Она требует, чтобы предприятия дооснащались очистными сооружениями.

Читайте также: