Архитектурная фотография это кратко

Обновлено: 02.07.2024

  • Архитектурная фотография, архитектурная фотосъёмка — жанр фотографии, фотосъёмка архитектурных сооружений (зданий и их комплексов, мостов и т. п.). Как правило, ставит целью получение документального снимка, создающее необходимое представление о внешнем виде снимаемого объекта или его деталей.

При данном виде фотосъёмки основная задача состоит в правдивом и точном показе формы здания, отделки, скульптур и элементов декора.

Архитектурная фотосъёмка может производиться для художественного воспроизведения объекта. В этом случае точность может быть принесена в жертву художественной выразительности, максимального воспроизведения характерных черт города, страны, эпохи.

Связанные понятия

Интерьерная фотография — разновидность архитектурной фотографии, съёмка помещений, мебели и аксессуаров.

Кадрирование (от фр. cadre — кадр) при фото-, кино- и видеосъёмке — выбор точки съёмки, ракурса и направления съёмки, а также угла зрения и типа объектива для получения необходимого размещения объектов в поле зрения видоискателя аппаратуры и на итоговом изображении.

Ортоскопический объектив — объектив или оптическая система, свободные от дисторсии, или такие, в которых дисторсия пренебрежимо мала и не влияет на характер изображения. Другими словами, линейное увеличение такого объектива постоянно на любом расстоянии от оптической оси. В результате даваемое объективом ортоскопическое изображение сохраняет геометрическое подобие с отображаемыми предметами, строго подчиняясь законам линейной перспективы. Ортоскопическими можно считать подавляющее большинство объективов.

Сверхширокоугольный объектив — короткофокусный объектив, угловое поле которого превышает 90° по диагонали кадра, а фокусное расстояние короче, чем наименьшая сторона прямоугольного кадра. Таким образом для малоформатного фотоаппарата все объективы с фокусным расстоянием менее 24 мм считаются сверхширокоугольными, поскольку размер такого кадра составляет 24×36 мм. Сверхширокоугольными могут быть как фикс-объективы, так и зумы, если диапазон фокусных расстояний у последних удовлетворяет нужным условиям.

Крупноформа́тная ка́мера — фотоаппарат с размером кадрового окна 8×10 сантиметров и более. Большинство крупноформатных фотоаппаратов являются камерами прямого визирования. Часть студийных камер этого типа называются карданными или монорельсовыми из-за конструкции, допускающей взаимные подвижки объектива и кассетной части (негативной доски) в широких пределах. В карданных камерах обе части крепятся к несущей штанге при помощи шарниров, позволяющих им смещаться поперёк оптической оси и отклоняться.

Портре́т в тёмной тона́льности (Ни́зкий ключ англ. Low-key lighting) — разновидность графической техники в искусстве (изобразительное искусство, фотография, кинематограф), применяемая для художественного выражения автора, спецэффектов или в технических целях, характерной особенностью которой является незначительная контрастность тёмных тонов и полное отсутствие или незначительное присутствие светлых тонов на изображении. Требуемый эффект может достигаться во время съёмки, при проявке или печати.

Портрет в светлой тональности (Высокий ключ) — портрет, тональное исполнение которого определяется тем, что самые тёмные участки изображения не выходят за границы второй ступени светло-серого семиступенчатой шкалы плотностей. (Определение в дословном прочтении есть в книге Я. Д. Фельдмана/ (Высо́кий ключ англ. High-key ) — разновидность графической техники в искусстве (изобразительное искусство, фотография, кинематограф), применяемая для художественного выражения автора, спецэффектов или в технических.

Шифт-объектив — название группы специальных объективов, обладающих возможностью подвижек относительно кадрового окна фотоаппарата за счёт конструкции оправы и увеличенной кроющей способности. В маркировке объективов, допускающих только сдвиг оптической оси в поперечном направлении, присутствуют буквы PC, означающие управление перспективой (англ. Perspective Control, Perspective Correction). При наличии дополнительной возможности наклона оптической оси, объектив чаще всего маркируется аббревиатурой.

Виньети́рование (фр. vignette — заставка) — явление частичного ограничения (затемнения) наклонных пучков света оправой или диафрагмами оптической системы. Результатом является снижение яркости изображения к краям поля зрения системы. В фотографических, киносъёмочных, телевизионных и проекционных объективах это проявляется в виде повышенной яркости центральной части кадра по отношению к его углам.

Ра́курс (фр. raccourcir — укорачивать) — объект, точка зрения на него в пространстве, а также получаемая проекция (изображение) объекта в данной точке.

Длиннофокусный объектив в фотографии — объектив с фокусным расстоянием, превышающим диагональ используемого кадра в 1,5 и более раз. В прикладных сферах иногда используется термин узкоугольный объектив, а в англоязычных источниках этот же тип оптики принято называть англ. Telephoto Lens. В кинематографе длиннофокусными считаются объективы, фокусное расстояние которых более чем вдвое превышает диагональ кадра киноплёнки. Объективы с угловым полем зрения 8° и менее (в малоформатной фотографии более.

Многократная экспозиция или мультиэкспозиция — специальный приём в фотографии и кинематографе, который заключается в том, что один и тот же кадр фотоматериала экспонируется несколько раз. Приём используется как один из методов хронофотографии или в качестве творческого приёма в фото- и киноискусстве. В последнем случае многократная экспозиция позволяет совместить в одном кадре несколько объектов и действий, в реальности расположенных в разных местах и происходящих в разное время. Такие приёмы комбинированной.

Глубина резко изображаемого пространства, Глубина резкости (ГРИП) — расстояние вдоль оптической оси объектива между двумя плоскостями в пространстве предметов, в пределах которого объекты отображаются в сопряжённой фокальной плоскости субъективно резко. Непосредственно зависит от важнейших характеристик оптической системы: главного фокусного расстояния и относительного отверстия, а также от дистанции фокусировки.

Светографика (англ. light graphic) — техника фотографии, основанная на съёмке в темноте и экспонировании сюжета при помощи перемещаемых вручную источников света на длительной выдержке. При этом светящиеся объекты и следы от них могут использоваться в качестве части сюжета или для освещения других предметов в поле зрения фотоаппарата.

Бала́нс бе́лого цве́та (также кратко называемый баланс белого) — один из параметров метода передачи цветного изображения, определяющий соответствие цветовой гаммы изображения объекта цветовой гамме объекта съёмки.

Редактирование изображений (лат. redactus — приведённый в порядок) — изменение оригинала изображения классическими или цифровыми методами. Также может обозначаться термином ретуши́рование, ре́тушь (фр. retoucher — подрисовывать, подправлять). Целью редактирования является коррекция дефектов, подготовка к публикации, решение творческих задач.

Углово́е по́ле объекти́ва в простра́нстве предме́тов — плоский угол между двумя лучами, проходящими через центр входного зрачка объектива к наиболее удалённым от оптической оси точкам объекта в пространстве предметов, отображающимся на противоположных краях кадрового окна (полевой диафрагмы). При фиксированных размерах кадрового окна угловое поле обратно пропорционально фокусному расстоянию.

Сенситоме́трия (от лат. sensitivus — чувствительный и греч. μετρέω — измеряю) — учение об измерении свойств светочувствительных материалов. Является одним из разделов метрологии.

Сва́дебная фотогра́фия — направление в фотографии, призванное художественно запечатлеть события, происходящие во время свадьбы. Этот жанр в фотографии требует от фотографа умения совмещать в своей работе такие жанры, как портрет, фотожурналистика, документальная фотография, художественная фотография.

Конде́нсор (лат. condenso — уплотняю) — линзовая, зеркальная или зеркально-линзовая оптическая система, собирающая лучи от источника света и направляющая их на рассматриваемый или проецируемый предмет.

По́ле изображе́ния объекти́ва (иногда кроющая способность объектива) — часть круга оптического изображения, даваемого объективом, в переделах которой резкость и яркость могут считаться равномерными и достаточными для получения качественного снимка. Диаметр поля изображения зависит от оптической конструкции объектива и степени виньетирования, и определяет размеры кадра на фотоплёнке, киноплёнке или фотоматрице. Он должен превышать диагональ прямоугольного или квадратного кадра для получения равномерного.

Фотопеча́ть — процесс получения позитивного изображения на светочувствительном фотоматериале фотографическим способом. Чаще всего в роли конечного носителя выступает фотобумага, и в зависимости от её типа фотопечать может вестись как с негатива, так и с позитива. До появления цифровых принтеров фотопечать была основным способом изготовления фотографий и диапозитивов. Для получения больших тиражей печать происходила с нескольких дубль-негативов параллельно. Фотомеханические способы тиражирования фотоизображений.

Опти́ческое анаморфи́рование (греч. anamorphoo — преобразовываю) — преднамеренное изменение изображения оптическим способом, подразумевающее различный масштаб преобразования в двух взаимно перпендикулярных направлениях. В результате анаморфирования изменяются пропорции изображения: из квадрата получается прямоугольник или ромб, а из круга — эллипс.

Гистогра́мма (в фотографии) — это график статистического распределения элементов цифрового изображения с различной яркостью, в котором по горизонтальной оси представлена яркость, а по вертикали — относительное число пикселей с конкретным значением яркости.

Портре́тный объекти́в — название группы длиннофокусных объективов, специально предназначенных для портретной фотосъёмки и киносъёмки крупным планом. Для портретного объектива характерны постоянное фокусное расстояние, в фотографии примерно равное удвоенной диагонали кадра, и большая светосила. Сочетание таких параметров позволяет получать наиболее приемлемый для портрета оптический рисунок за счёт небольшой глубины резкости и незначительных перспективных искажений. Однако, главным признаком портретного.

Анастигма́т — объектив, в котором исправлены практически все аберрации, в том числе астигматизм и кривизна поля изображения. Анастигматами могут считаться объективы любых конструкций и типов, удовлетворяющие этим условиям. Большинство анастигматов дают хорошее качество изображения по всему полю при больших значениях относительного отверстия, обеспечивая высокую светосилу.

Аплана́т (от греч. а — отрицательная частица и plane — блуждание, отклонение, ошибка) — объектив, в котором исправлены сферическая и хроматическая аберрации, кома и дисторсия, а астигматизм исправлен для сравнительно небольшого углового поля. Апланат состоит из двух ахроматических линз, между которыми расположена диафрагма.

Экспози́ция (в фотографии, кинематографе и телевидении) — количество актиничного излучения, получаемого светочувствительным элементом. Для видимого излучения может быть рассчитана как произведение освещённости на выдержку, в течение которой свет воздействует на светочувствительный элемент: матрицу или фотоэмульсию.

Нере́зкое маски́рование (англ. unsharp masking) — технологический приём обработки фотографического изображения, который позволяет добиться эффекта ощущения большей резкости изображения за счёт усиления контраста тональных переходов. Реализован в большинстве программных продуктов для профессиональной обработки изображений. Пришёл из плёночной фотографии: в начале XX века весьма трудоёмкий процесс позволял получить тот же эффект, хотя добиться полного контроля над степенью нерезкого маскирования было.

Микрорастр (микропризмы, микропирамиды) — оптическая растровая система, в которой изображение объекта передаётся поэлементно. Поле с микропирамидами представляет собой оптическую поверхность с регулярной структурой из трёх- или четырёхгранных пирамид или микролинз высотой порядка 0,03 мм. Микрорастр нашёл применение в качестве вспомогательного фокусировочного устройства, облегчающего наводку на резкость в зеркальных фотоаппаратах и любительских кинокамерах со сквозным визиром.

Дисторсия (от лат. distorsio, distortio — искривление) — аберрация оптических систем, при которой коэффициент линейного увеличения изменяется по полю зрения объектива. При этом нарушается геометрическое подобие между объектом и его изображением. Дисторсия неприемлема в оптике, предназначенной для фотограмметрической аэрофотосъёмки и изготовления фотошаблонов. Оптическая система, свободная от дисторсии, называется ортоскопической, поскольку удовлетворяет требованиям ортоскопичности.

Стереоскопи́ческий фотоаппарат (стере́офотоаппара́т, стере́ока́мера) — тип фотоаппарата с двумя или более объективами, создающими отдельные кадры на фотоплёнке или матрице.

Фотографическая широта — предельный диапазон яркостей, которые фотоматериал способен воспроизводить без искажений.


Архитектурная фотография, архитектурная фотосъёмка — жанр фотографии, фотосъёмка архитектурных сооружений (зданий и их комплексов, мостов и т. п.). Как правило, ставит целью получение документального снимка, создающее необходимое представление о внешнем виде снимаемого объекта или его деталей.

При данном виде фотосъёмки основная задача состоит в правдивом и точном показе формы здания, отделки, скульптур и элементов декора.

Архитектурная фотосъёмка может производиться для художественного воспроизведения объекта. В этом случае точность может быть принесена в жертву художественной выразительности, максимального воспроизведения характерных черт города, страны, эпохи.

Особенности архитектурного стиля могут быть подчёркнуты соответствующим выбором точки съёмки, правильным ракурсом, характером освещения.


Выбор точки съёмки

При архитектурной съёмке наибольшее значение имеет выбор точки съёмки по высоте, отдалённости и углу съёмки. Именно это определяет общую композицию кадра, перспективу, соотношение планов.

В городских условиях, при отсутствии достаточного пространства, выбор ракурса значительно облегчается применением широкоугольного или сверхширокоугольного объектива.

Утрированное изображение здания при наклонённом фотоаппарате

Принципиальное значение для архитектурной съёмки имеет вертикальность и прямолинейность вертикальных и прямых линий. Для этого оптическая ось объектива должна быть горизонтальна, а плоскость фотоматериала или матрицы должна быть вертикальна и ни в коем случае не наклонена.

Перспективные искажения большинства объективов вынуждают фотографа выбирать более удалённую, и по возможности, более высокую точку съёмки. Радикальным решением, улучшающим условия выбора точки съёмки по высоте, является применение шифт-объектива. Это позволяет, сохраняя ось объектива горизонтальной и, следовательно, сохраняя вертикальность и параллельность линий, смещать направление съёмки вверх, вниз или в стороны, располагая камеру в более удобных точках. Камеры большого и среднего формата имели для этой цели подвижки объективной доски, которая могла перемещаться в некоторых пределах по направлениям, перпендикулярным оптической оси системы.

В отдельных случаях для архитектурной съёмки применяют стеноп, как идеальный ортоскопический объектив. Одновременно это позволяет избавиться от изображения в кадре людей, машин, прочих движущихся объектов.


Прием: Отражения


Прием: Силуэты

Силуэты домов и архитектурных шедевров смотрятся так же привлекательно, как и силуэты людей. Для создания такого кадра нужно, чтобы солнце находилось сзади здания. Экспозицию нужно выбрать по небу, а вспышку — отключить.


Фокусное расстояние

Снимая архитектурные фото, хочется охватить как можно большее пространство в кадре. Это означает, что использоваться будут широкоугольные объективы. Фокусные расстояния 35 мм и меньше (в эквиваленте для полного кадра) используются чаще всего. Однако если вам повезло, и вы можете вести съемку, находясь далеко от объекта, конечно лучше использовать более длинные фокусные расстояния. К сожалению, в большинстве городских сюжетов приходится снимать с очень близкой дистанции из-за других зданий, машин, людей и т.д.. В таких случаях не обойтись без широкоугольных объективов (12мм до 35мм).


Углы зрения объективов: от широкоугольных до телевиков

Углы зрения объективов: от широкоугольных до телевиков

Ошибки архитектурной съёмки и их исправления

Вы удивлены, почему это ваш фотоаппарат делает фотографии зданий криво? Они как бы "завалены" назад, или, другими словами те линии которые должны быть параллельны, не параллельны.

Все дело в Вас. Ваш фотоаппарат в этом случае показывает картинку абсолютно правильно, такой какая она есть в действительности. Дома на фото "кривые", потому, что они так и выглядят. Просто фотоаппарат запечатлеет мир таким каков он есть, а вот наш с вами мозг искривляет картинку, чтобы то что является все вертикали были параллельны.




Так как точка съемки находится не по центру объекта, верхняя его часть находится дальше от камеры чем нижняя. Припоминаете, то что дальше, кажется нам меньше. Это закон перспективы, а тот неприятный для нас эффект падающего дома на фото это перспективные искажения. Что же делать, как нам быть?

Конечно, в большинстве случаев это не выход. Чаще всего сложно найти такую точку, которая была бы на необходимой высоте. Но поискать стоит. Как минимум, можно поднять камеру выше, залезть на какое то возвышение и т.д. И постарайтесь не "заваливать" саму камеру.

2. Чтобы здание в кадре не "заваливалось" нужно снимать его с большей дистанции. Очевидно, что искажения будут меньшими. Тоже не всегда возможно, например в случае собора во Флоренции отходить некуда, средневековая планировка улиц не позволит фотографировать здание с большего расстояния.

3. Использовать специальные объективы (тилд-шифт). Вообще не вариант, если вы не профессиональный архитектурный фотограф (стоят дорого). Но можно немного провернуть камеру относительно горизонта, немного но поможет.

4. Корректировать искажения в Photoshop с помощью фильтра Distortion>Lenz Correction и инструмента трансформации Transform>Warp (Perspective). Все это помогает, при условии небольших искажений. Чуть больше чем в моем примере, и уже начинаются огромные сложности.

Например Кампаниллу Джотто (колокольню) пришлось корректировать отдельно, ведь она находится дальше собора, естественно, искажения ее другие.

Мы пообщались с Артёмом и узнали, как он готовится к съёмкам, на что обращает внимание при обработке, за что не любит сверхширокоугольные объективы и почему считает важным не смотреть на работы других коллег.

О творческом пути и том, как найти свой стиль

— Как вы пришли к архитектурной фотографии?

Довольно забавно. Начинал я с природы — меня привлекало то, как она выглядит в закатном свете, какие магические сюжеты могут получаться, если просто наклониться вниз. Но потом я понял, что это банально и легко. И решил переквалифицировать себя. Выбор пал на архитектурную фотографию, потому что на тот момент я не понимал, как снять задание красиво в контексте того, чтобы оно выглядело не так, как на самом деле. То есть как добавлять что-то от себя, ведь архитектурное произведение — законченный продукт. К этому умению я пришел только через пять-шесть лет творческого пути.

— Помните, когда вы впервые сфотографировали то, что стало визитной карточкой вашего стиля?

Тогда я снял статую в Коломенском во время цветения, и всем зашел этот снимок. После подруга сказала: “Артём, если тебе так нравится скульптура, пойдем в Пушкинский музей”. Именно в этот момент произошел самый большой сдвиг в моей фотографии — я познакомился с академическим искусством, скульптурой, архитектурой эпохи Ренессанса, барокко и готики. Я влюбился в архитектуру. В её форму, содержание, в то, как исторические эпохи выделяются на фоне друг друга, какими элементами привлекают внимание. В тот момент у меня произошел щелчок, и я начал целенаправленно снимать архитектуру.

— Есть ли принципы, которые вы перенесли из прошлого опыта в архитектурную фотографию?

Доработка цветового содержания, создание уникальной картинки. По части формы из съемки академического искусства я, к сожалению, ничего не перенес. Когда ты снимаешь его, ты снимаешь то, что есть, не выдумывая. Иначе может получится ерунда, ведь там много завязано на связи светотени и цвета.

— Можете выделить личные принципы архитектурной съемки, от которых стараетесь не отступать?

У меня только один принцип — снимать архитектуру так, чтобы не снимке было ничего, что отвлекало бы внимание зрителя. Других объектов, людей, визуального мусора. Моя цель — передать архитектуру в максимально абстрактной и содержательной форме.

— Какие художники, фотографы, режиссеры вас вдохновляют? Кто, как вы считаете, повлиял на вас в большей мере?

Я — самоучка, поэтому для меня самый важный пункт — отсутствие референса. Я стараюсь не контактировать с другими авторами, не брать вдохновляющие моменты из фильмов и других продуктов масс-медиа. Я — сторонник максимального отождествления себя со своей деятельностью, и хочу, чтобы она была отражением моих взглядов на мир, принципов, идей. В тот момент, когда я начну замещать свои идеи референсами и чем-то где-то увиденным извне, я начну замещать собственную идентичность.

Я стараюсь находиться в информационном вакууме. Например, почти не листаю ленту Инстаграма и ВК. Я люблю незамутненный рассудок, чистый полет сознания. Тогда ты создаешь максимально “честный” продукт. Потому что это — твое, ты сам это увидел, сам это покрасил, сам отснял. Если ты приходишь на локацию, чтобы сделать как кто-то, то это уже ненужная деятельность. Таких фотографов и так уже много, а я стараюсь быть собой.

— Как найти свой стиль в архитектурной съемке?

Нужно понять, что вам нравится, что трогает вас, заставляет рефлексировать, что бы вы хотели показать. Всё упирается в отклик, способ и подачу. Архитектура — завершенный объект. Люди, которые строили здание, продумывали его так, чтобы оно было максимально фотогенично. От себя остается добавить лишь взгляд и восприятие. Архитектурная фотография упирается не в идею, а в визуальные и эстетические приемы. Поэтому поиск стиля — это идти по собственным вкусовым предпочтениям.

О подготовке к съемке и техническом оснащении фотографа-архитектурщика

— Как вы выбираете объект для съёмки?

Четких критериев нет. Всё упирается в моё субъективное восприятие, чувство эстетики и прекрасного. То есть, если я понимаю, что могу снять этот объект как-то не так, привнести что-то авторское, то берусь за съемку.

— Как вы готовитесь к съёмке?

— Какую технику используете?

Я начинал с Canon 6d, а штатным объективом был 24-105 mm f/4 первого поколения. Но он очень сильно софтил и был довольно темным для съемки интерьеров. Поэтому я перешел на Canon 5d Mark IV и объектив Canon 24-70 f/2.8 второго поколения. Он очень резкий, дает отличную детализацию.

Часто архитектурщики первым делом покупают себе сверхширокие объективы типа 11-24mm, 17-35mm, фишаи. Но я советую поработать на 24mm. Сверхширокие углы сильно искажают перспективу, линии становится кривыми.

— Бывали случаи, когда вам не давали сфотографировать выбранный объект?

К сожалению, у меня много историй, когда мне запрещали снимать. Например, подбегали чоповцы и кричали, что это частная территория. Им было неважно, что по закону я могу находиться здесь, ведь это общественное пространство. Они угрожали, что вызовут полицию, а я объяснял, что частная территория — это территория, огороженная забором, шлагбаумом, либо у них есть бумаги, подтверждающие, что они выкупили эту территорию у муниципалов. На это мне говорили, что никаких бумаг показывать не будут, убирайтесь вон, но и полицию вызывать отказывались, хотя я предлагал.

Есть такой прикол. Как понять, где ты находишься? Если каждые пять минут не подходит охранник, у которого синдром вахтера и который запрещает снимать, то ты не на территории постсоветского пространства. Ни в каких других странах ко мне ни разу не подходили с этим вопросом.

Ещё проблема, что по факту у нас нельзя снимать храмы. Как только ты заходишь в храм и поднимаешь камеру, тебя сразу окружают охранники, настоятели. В Европе я могу свободно снимать почти все соборы, не используя штатив и вспышку. В России, тебе нужно получать разрешение. Например, в храме Христа Спасителя съемка запрещена. Чтобы сделать это, нужно писать настоятелю, просить разрешение, а потом показывать его каждому охраннику, потому что к тебе будут подходить абсолютно все. Это убивает удовольствие от процесса, в этом нет смысла. Я за то, чтобы люди могли наслаждаться, чтобы определенные процессы не превращались в пытку.

Про постобработку

— Насколько для вас важна постобработка?

Постпродакшн для меня чуть ли не самое важное. Например, в интерьерной съемке часто много желтых ламп. По факту у вас получается снимок, на котором 50 оттенков желтого, а я такое не люблю. Мне нравится крутить ползунки, искать. Плюс для меня снимок, полученный с камеры, не является четкой репрезентацией того, что есть на самом деле, он очень далек от моего творческого восприятия, поэтому часто всё нужно допиливать в графических редакторах.

— Какие моменты при постобработке архитектурной фотографии самые важные?

Я считаю, что самые сложные моменты связаны с концептом, в котором вы снимаете. Один и тот же человек может сделать очень по-разному в рамках разных идей. Например, иногда мне хочется показать момент сразу после дождя, иногда — максимально больше красок, яркости, супрематизма.

Архитектурная фотография — хороший холст, её можно красить, как угодно. Но, с другой стороны, нужно чувство стиля и вкуса, чтобы не превращать это все в какой-то кич. Нужно понимать, как цвета взаимодействуют друг с другом, как не поломать снимок балансом белого.

Моя рекомендация — всегда продумывать заранее, а не постфактум.

— Что кажется вам сложнее в архитектурной фотографии: съемка или обработка?

Каверзный вопрос, потому что и съемка, и обработка будут даваться легко, если ты приходишь на съемку с определенным творческим восприятием места. Если ты приходишь с сознанием, что ты хочешь показать, то будет легко. Другой вопрос в том, есть ли у тебя картинка в голове, чем она продиктована. То есть, это вопрос подготовки к съемке, набитой руки.
Когда только начинаешь, конечно, снять будет нелегко, а обработать ещё тяжелее. Также многое упирается в технические моменты — наличие нужной оптики, света, камеры, которая не даст пропасть детализации и появиться шумам.

Совет новичкам

У меня будет два тезиса. Один про коммерцию, другой — про творчество.
Если вы пришли в эту сферу, чтобы заработать денег, это, наверное, самая глупая ваша попытка. Снимать архитектуру за деньги почти невозможно в нашей стране.

Работать в архбюро — это конкурентная и очень тяжелая для пробива среда. Чаще всего они пользуются услугами дизайнеров, которые делают рендеры. Если говорить про агентства недвижимости, то вы просто возненавидите архитектуру, когда будете снимать для агентств. Это всегда ТЗ и ничего там интересного нет. Ты просто используешь широкий угол, снимаешь интерьеры, чтобы элитные квартиры продавались. Я бы на вашем месте, конечно, пытался коммерциализировать, но чтобы это не было самоцелью. В архитектурной фотографии в России деньги не особо-то крутятся.

По поводу творчества. Всё будет опираться в то, что вы хотите показать, зачем вы хотите показать и почему вы хотите показать. Далее всё будет упираться лишь в ваше творческое восприятие, способности, стиль, техническое оснащение.

Я считаю, что авторский стиль переоценен. Ваш стиль — это постоянно меняющаяся парадигма, в которую вы можете встраивать что-то новое, добавлять и удалять. Вы никогда не должны быть привязаны к какому-то жесткому принципу, который ведет всё ваше творчество.

Архитектурная фотография — это про мастерство работы с исходным материалом и его подачей. Занимайтесь тем, что любите, не отвлекайтесь на такие дурацкие факторы как тренды. Я считаю, что в тот момент, когда каждый автор начнет преследовать только свое видение, мы получим реально авторскую среду, а не серпентарий, к которому не хочется иметь отношение. Ведь чаще всего это упирается в интенсивы, мастер-классы и “давай поднимем бабок”. Это не про творчество. Творчество — оно про желание, способности и амбиции. Так что ищите себя.

Автор: Лиза Чечевица

Подписывайтесь на наш канал , чтобы всегда быть в курсе всего интересного, что происходит в мире фототехники, смартфонов и гаджетов.

Юрий Пальмин порекомендовал работы шести фотографов и книги, которые помогут лучше разобраться в архитектурной фотографии.

Три фотографа из прошлого, без которых не было бы настоящего

Эдуард-Дени Бальдюс (Édouard Baldus)


Бальдюса по праву называют одним из первопроходцев фотографического искусства. Он переехал в Париж из Пруссии в 1832 году, когда ему было 25 лет, чтобы изучать живопись и стать художником. Несколько лет усердной работы не увенчались успехом, и работы молодого Эдуарда-Дени так и остались без внимания. Тогда он стал искать новые пути самовыражения, пока в конце 1840-х годов к нему в руки не попала фотокамера. Из-за технических особенностей аппаратуры Бальдюс не мог снимать движущиеся объекты, поэтому главными героями его фотографий стали здания. В отличие от большинства других фотографов тех лет, Эдуард интересовался не только технической стороной процесса, но и эстетической. Фактически, он сам выработал принципы жанра, которого до него толком не существовало. Уникальный подход Бальдюса сразу же заметили не только в маленьком фотосообществе, но и далеко за его рамками. Так он получил поддержку правительства Франции, чтобы отснять исторические места в городах страны. Фотопроект оказался таким успешным, что вскоре с заказами к Бальдюсу обратились железнодорожная компания и Лувр. Бальдюс не только снимал архитектурные памятники, живописные мосты, вокзалы и музеи, но и делал фотозарисовки загородной жизни, показывал грязные пригородные дороги, деревни и города, пережившие наводнения.

2. Люсьен Эрве (Lucien Hervé)


Ещё один французский фотограф, творчество которого до сих пор влияет на фотоискусство, — Люсьен Эрве. Он стал свидетелем практически всего XX века и прошёл через него — с камерой в руках. Архитектурная фотография стала лишь частью его творчества, но что принесло Эрве истинный успех, так это совместная работа с Ле Корбюзье. Именно тогда его стали называть фотографом с душой архитектора. Кроме того, он снимал проекты Аалто, Нимейера, Тангэ и ряда других менее известных архитекторов. Помимо архитектуры, Люсьен Эрве с большим интересом работал в жанре портрета, так что часть наиболее известных фотографий с Ле Корбьзье принадлежат именно его камере. За долгую жизнь фотограф успел зафиксировать здания далеко за пределами Франции. Он побывал в США, Азии, Греции, объехал Латинскую Америку и часть Африки. В 2004 году в возрасте 94 лет Эрве учредил премию для молодых профессиональных фотографов, которая сейчас вручается каждые два года. Кстати, Люсьен Эрве — это псевдоним, который пришлось взять в 1941 году, когда фотограф был арестован гестапо и бежал из лагеря. Настоящее же имя — Ласло Элкан.

3. Джулиус Шульман (Julius Shulman)


Читайте также: