Архитектура венеции в эпоху возрождения кратко

Обновлено: 30.06.2024

Архитектура эпохи Возрождения (Ренессанса) — это тот период европейской архитектуры, и итальянской архитектуры в частности, который начал развиваться с XV столетия во Флоренции.

Среди политических и культурных факторов, повлиявших на это новое направление в искусстве и архитектуре, было установление олигархического режима, синьории , и развитие гуманизма с его характерным интересом к античности , который проявился в подробном изучении форм древнеримской философии и архитектуры. Период этот длился почти два столетия и его принято разделять на Раннее и Позднее (Высокое) Возрождение, выделяя их различные стилистические особенности.

Исторический контекст эпохи Возрождения в Италии

Возрождение было исключительно итальянским явлением, поэтому необходимо понимать специфику исторического контекста развития политической, экономической и культурной жизни полуострова.

В начале XV века Италия была разделена на пять крупных государств — Королевство Неаполя, Папское государство, Республика Тоскана, Венецианская Республика и герцогство Милана. Эти государства, в свою очередь, были окружены многочисленными герцогствами и малыми республиками, такими как герцогство Урбино, герцогство Мантуи, Республика Сиена и др.

В пятнадцатом веке Флоренция укрепила свою экономическую мощь с помощью динамичной и инновационной производственной организации промышленной, торговой и банковской отраслей. Подъем буржуазии привел к смене вкусов и тенденций , которые воплотились в строительстве внушительных величественных вилл, дворцов и церквей, сменивших средневековую башенную архитектуру. Именно поэтому Флоренция стала символом ухода от готики и обращения к новому языку искусства, созданному такими гениями как Филиппо Брунеллески в архитектуре, Масаччо в живописи и Донателло в скульптуре, при постоянном меценатстве таких семей как Медичи, Гонзаго, Эстенсе.

В литературе становление Ренессанса способствовало обращению к классическим текстам такими литераторами как Франческо Петрарка и его последователями флорентийского происхождения. Гуманисты, в отличии от средневековых монахов, которые сосредоточивали свое внимание исключительно на теологических аспектах, обращались к интерпретации и критическому анализу античных трудов.

В XV столетии развитие стиля Ренессанса в архитектуре смещается в Рим. В этот раз, в отличии от своего флорентийского периода, Ренессанс приобрел совершенно другой контекст, найдя плодотворную почву в проектах реорганизации папского центра.

Особенности архитектуры Возрождения (Ренессанса)

Несмотря на то, что термин Возрождение (Ренессанс) начал широко использоваться лишь в XIX веке, упоминать о возрождении начал еще Джоржио Вазари (1511-1574), основоположник современного искусствознания, в своих « Жизнеописаниях «, описывая новый культурный взгляд, возникший в 1400-х годах, который перейдет в следующее столетие в более усовершенствованном своем варианте.

В целом можно сказать, что основой Ренессанса, эпохи возрождения в архитектуре и искусстве, стала переоценка человека как личности, наделенной творческой и интеллектуальной силой . Такое новое отношение было в основе течения Гуманизма, которое привело к пересмотру самой роли человека во вселенной. В результате изменилось отношение и к художнику, получившему в этот период роль индивидуального творца. В средние века архитектор, по сути, считался руководителем строительных работ. Предшествующий строительству проект не рассматривался как что-то отдельное или, по крайней мере, не отличался от этапа реализации.

Церковь Сан – Джорджо Маджоре (1562) Ярким примером архитектурыэтого итальянского Возрождения вшестнадцатом веке Венеция.

Содержание Раннее Возрождение • Высокое Возрождение • Известные образцы венецианской архитектуры эпохи Возрождения • Список известных зданий • Еще статьи об искусстве эпохи Возрождения в Венеции

Руководство по эволюции дизайна зданийсм. В: Архитектура: история, стили (3000 г. до н.э. – по настоящее время).

Подробнее о развитии искусства в Венетосм.: Искусство эпохи Возрождения в Венеции (1400-1600).

Скуола Гранде ди Сан-Марко (1485–1505) Красивая венецианская архитектура, спроектированная Пьетро Ломбардо..

АРХИТЕКТУРНЫЕ УСЛОВИЯСм.: Глоссарий по архитектуре.

Изменения достигли Венеции во второй половине 15 века через Падую. Скульптор и архитектор Пьетро Ломбардо (1435–1515) был здесь в 1464 году, прежде чем обосноваться в Венеции, где он и два его сына-скульптора Антонио Ломбардо (1458–1516) и Туллио Ломбардо (1455-1532) были ответственны за первые работы. Венецианского Возрождения. Они перестроили Scuola di San Marco около 1490 года и украсили фасад иллюзионистской перспективой, напоминающей рельефную резьбу Андреа Мантенья (1431-1506). Примерно в то же время Туллио Ломбардо отвечал за гробницу дожа Андреа Вендрамина, памятник, основанный на римской триумфальной арке и украшенный рельефной и отдельно стоящей скульптурой, напоминающей точные греко-римские прототипы. (См. Римская архитектура для подробностей.) Однако Ломбарди были исключительными. В целом, местные традиции в Венеции уступали место классицизму продвижению классицизма медленнее, чем в центральной Италии. Многие патрицианские дворцы, расположенные вдоль Гранд-канала, датируются концом 15 века. Как и Палаццо Дарио и Палаццо Корнаро-Спинелли, они сочетают в себе классические черты с более традиционной архитектурной лексикой венецианской готики. Другие важные архитекторы quattrocento, чьи работы оказали влияние на венецианскую архитектуру, включают: Филиппо Брунеллески (1377-1446), Леон Баттиста Альберти (1404-1472), Джулиано да Сангалло (1443-1516) и Донато Браманте (1444-1514).

Общее руководство по живописи и скульптуре эпохи Возрождения в Италии можно найти в: Искусство эпохи Возрождения (1400-1530).

Только после прибытия Сансовино, бежавшего в Венецию из Римского разграбления в 1527 году, в республике появился чисто классический стиль архитектуры. Сансовино получил свое имя от своего учителя, флорентийского скульптора Андреа Сансовино (1460-1529). Он отправился в Рим с Джулиано да Сангалло в 1503 году. Там он стал известен как ученик антиквариата, который восстановил поврежденные статуи Папы Юлия II. Он знал архитектора Донато Браманте и художника Рафаэля (1483-1520) и отвечал за дизайн церкви Сан-Джованни-деи-Фьорентини.

Архитектура Венеции - самый дорогой в мире архитектурный конструктор. Венецианцы - самые респектабельные грабители Европы, они скомпилировали из своих трофеев поистине гениальную и неповторимую архитектурную культуру. Эта культура гиперэклектична, в ней объединены такие формы, каких при размеренном ходе истории и последовательном формировании стилей никогда бы не встретилось.

Само происхождение Венеции и условия существования в средневековой Европе стали предтечей возникновения этого нереального города и его культуры.

Вот храм Святого Марка. Он
Украшен россыпью колонн
Из яшмы, мрамора, порфира -
Богатой данью полумира.
Причудлив и могуч собор:
Восточный каменный узор
И минарет, ввысь устремлённый,
И купола. Скорей мечеть,
Чем церковь, где перед Мадонной
Нам надлежит благоговеть.

Проникание в венецианскую архитектуру образов эпохи Возрождения приходится на время важных колонизаторских покорений Венеции, кроме того приобретением ею доли италийских земель и с образованием постоянных контактов с континентом. Ломбардские зодчие и ремесленники, которые работали в XV столетии в Венеции, оказались энергичными путеводителями новоявленного теченья в Венеции.

В 15-ом столетии восстановлено большинство прежде воздвигнутых сооружений. Творчески регулировались проблемы по проектированию жилищных помещений, преображались формы домов и заново лицевались.

Большое количество мастеровых, докеров и моряков пробудило желание сооружения специфических видов жилищных помещений, таких как, здания в несколько этажей с отдельными квартирами и магазинчиками на цокольных этажах, блокированные дома, здания-казармы. Блокированные жилые помещения и казармы сооружались за счёт государства, отдельных сограждан, благотворительных сообществ, заинтересованных в сотрудничестве с грамотными мастеровыми, бывалыми матросами.


Жилые здания Венеции

Исследование дошедших до нашего времени сооружений говорит о том, что основным видом на то время были здания в два и в три этажа, объединённые из идентичных жилищных сегментов, имеющих отдельные входы со стороны улицы, кроме всего прочего внутрипостроечную лестницу. Жилые помещения находились на верхних этажах, а первый ярус квартиры приходился на кухонные, кладовые и столовые помещения. Спальные комнаты занимали верхние этажи.

Образцы зодчества времён Возрождения в Венеции следующие:

  • блокированные дома на калле Сарасин;
  • палацетто на улице Гарибальди;
  • блокированные дома на калле деи Прети;
  • блокированные дома на салидцаде ди Сан Лио.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Верхние этажи этих сооружений, как правило, были спланированы под индивидуальные квартиры с собственными лестницами. Помещения-казармы для матросов из других стран венецианского флотилии и здания для граждан преклонного возраста напоминали друг друга по проектированию и постройке. Чаще всего на цокольных этажах находились небольшие магазинчики и ремесленные мастерские. Эти здания были длинными и состояли из трёх типов:

  • Два здания. Они были размещены вблизи друг от друга с небольшим двориком посредине и с лицевыми сторонами, обращенными к водоканалам.
  • Четыре здания. Дворик был внутри. Что-то вроде квадрата в средине, на берегу водоканала.
  • Пять зданий. В этом случае в средине дворика в виде прямоугольника из четырёх зданий, торцом располагалось пятое здание.

Дворцы Венеции

На фоне неприметных сооружений, которые составляли главную часть планировки Венеции, мраморные дворцы городской элиты заметно отличались собственным богатством и роскошью.

Характерной особенностью хором венецианской знати и другой архитектуры XV столетия, в том числе храмов, правительственных сооружений и других зданий, являлась нарядность, искусственность и многообразность форм, множество недешёвых отделочных стройматериалов и великолепные украшения фасадов.

Хоромы венецианской знати обычно располагались в наилучших комфортных местах Венеции, которые были сосредоточены возле моря или возле Большого водоканала. Данные строения свидетельствовали об финансовом всемогуществе их хозяев. Дворцы и иные аналогичные сооружения, во многих случаях возводились из кирпича, а декор производился дорогостоящими стройматериалами, привозимых из других стран.

Большое количество дворцов подвергались покрытию разноцветной штукатуркой, приукрашивались элементами иной расцветки, и очень часто присутствовала мраморная отделка. Одним из привлекательных дворцов XV столетия представляется палаццо Ка д’Оро, который был возведён архитектором Джованни Бон и его сыном Бартоломео.

На тот момент Венеция славилась созвездием архитекторов семейства Бон: Джованни Бон, его отец и сын Бартоломео. В 34 году XV столетия им был заключён договор на возведение Порта делла Карта, являющимся входом в палаццо Дожей. В то же время сын Джованни Бона принимал участие в постройке церкви Сан Дзаккариа. Инсталляция палат Ка д’Оро отходит от классического вида венецианских общегородских построек XV столетия.


Дворец дожей в Венеции

Сооружение возведено несимметрично. На первом этаже была расположена лоджия в пять пролётов, и выходила она на сторону канала. Данная лоджия построена в виде открытой прихожей и связывалась с небольшим внутрипостроечным двором продолжительным коридором. Все основные комнаты нижнего этажа соединяются непосредственно этой прихожей и лоджией. Двор отделён от комнат и внешних входов нижнего этажа и соединён с прочими ярусами помещения приоткрытой пышной лестницей.

Данный дворик получил некоторое семейное и индивидуальное предназначение, тем самым в корне отличаясь от тосканских построек того времени. Верхние этажи центрального элемента сооружения раскрывались прекрасными лоджиями в сторону канала, а посредине находился огромный банкетный холл. Данный холл был окружён огромным количеством жилищных покоев.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Лицевая часть данного сооружения имеет два индивидуальные фрагмента дворца. Первой является эффектная лоджия в три яруса с облегчёнными колоннадами, и прилегающая более узкая часть фасада наподобие ровной непроходной стены по сторонам с проёмами.

Ажурная лоджия и стена композиционно соединены друг с другом едиными расчлененьями в горизонтальной плоскости. Этот приём объединения двух различных, однако в полном объёме аналогичных участков, образующих общий фасад, наблюдается и в более поздних строениях. Живописный стиль фасада дворца Ка д’Оро выделяется своими арками и колоннадами, играющие роль не настолько опорных компонентов, насколько элементов заполнения проёма лоджии, который перекрыт балками. В данном дворце не существуют элементы отчужденности, скрытности, тяжеловесности, в противоположность флорентийских палаццо. Праздничный образ сооружению придаёт мраморное покрытие лицевой части здания с золоченьем.

Становление венецианского зодчества XV столетия должно быть благодарно архитекторам Пьетро Ломбардо и Моро Кодуччи. Пьетро Ломбардо был выстроен храм Сан Джоббе, велось оформление храма деи Фрари и ограды скуолы Джованни Эванджелиста. Одновременно Ломбардо участвовал в возведении храма Санта Мария деи Мираколи и скуолы Сан Марко, а также он заканчивал строительство палаццо Вендрамин-Калерджи. А 1499 года, Пьетро назначили архитектором Дворца Дожей.


Церковь Сан-Джоббе в Венеции

Моро Мартино Кодуччи в 60-ых годах XV столетия творил в Венеции. Первым его строением была церковь Сан Микеле ин Изоле. Позднее он заканчивал строительство кампанилы церкви Сан Пьетро ин Кастелло и церкви Сан Дзаккариа в Венеции. Им же был возведён и дворец Вендрамин-Калерджи, являющийся ярким представителем венецианских дворцов XV столетия.

Читайте также: