Харакири это кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Два слова, которые, казалось бы, означают одно и то же действие.

Данная статья является несколько вольным переводом видео ниже. Весь дальнейший текст следует воспринимать как прямую речь автора видео, а не его переводчика (если не указано иное). Если же вам понравится данная тема, не забудьте поблагодарить непосредственно автора оригинала.

А ещё с помощью данной статьи вы можете корректнее понять своё состояние и дальнейшее желание в утро понедельника.

Харакири — это особый способ самоубийства у самураев. Очень много людей во всём мире знают об этом слове, но не понимают — почему они (самураи) это делают? Почему они разрезают именно живот?

И сегодня я, как японец, обучающийся владению катаной и изучающий культуру самураев, отвечу на эти вопросы. После прочтения данной статьи (в оригинале — после просмотра видео выше) вы сможете углубить ваши познания самурайской культуры.

И если вы прочтёте этот текст до конца, то поймёте, как самураи совершают самоубийство с помощью веера.

Приметка от автора оригинала: данная информация сформирована на моём личном опыте в изучении данного вопроса, у меня нет намерения отрицать другие теории и культурные аспекты (этого вопроса).

Это два одинаковых за понятиями слова.

Всем спасибо за просмотр, подписывайтесь с колокольчиком, ставьте лайки, пишите комментарии…

Ладно, это было бы слишком просто и совсем не весело.

Есть три отличия, которые я могу определить между этими двумя словами:

  1. Написание на японском
  2. Где оно употребляется
  3. Как оно совершается

Итак, на кандзи харакири пишется следующим образом:

Сэппуку же пишется вот так:

Итого, харакири — это окончание жизни в соло, а сэппуку — с помощью напарника, который отрубит Вашу голову, чтобы освободить Вас от боли.

Теперь, когда вы понимаете разницу между харакири и сэппуку (или же понимаете, что разницы нет), давайте сперва поговорим о том, что же это за процесс такой.

Хидэёси был впечатлён его мужеством и с тех пор харакири считается способом взять на себя ответственность с помощью самоубийства.

В конце концов, есть множество причин и мотивов совершить харакири. К примеру:

  1. Oi-bara — совершение харакири после того, как это же сделал твой лорд
  2. Tsume-bara — совершение харакири для взятия на себя ответственности
  3. Sashi-bara — оскорбите какого-то человека и совершите самоубийство, чтобы затем и этот человек совершил харакири для защиты своей чести

Это лишь некоторые примеры, когда самураи совершают харакири. Но в любом случае, следует запомнить, что это не был просто один из способов самоубийства, а скорее способ заявить о намерениях.

Когда гражданская война закончилась и начался период Эдо (1603~1868), харакири стал методом наказания. И с тех пор оно стало церемониальным: человек тратит по несколько дней для подготовки к харакири, тщательно выбирает одежду и способ разрезания живота.

Харакири самурая в эпоху Эдо подразумевает защиту своего господина. Это был признак верности к клану и семейной фамилии, чтобы в случае чего не запятнать их. Даже если внутри клана что-то пошло совсем не так.

Если кто-то совершает харакири, то всё заканчивается так, как если бы он уладил все подотчётности. Можно сказать, это как если бы вассал пожертвовал собой ради своего лорда.

Тем не менее, даже самураи не всегда могут совершать харакири. Если же тот совершал непростительное преступление, то ему просто отрубали голову. И это считалось очень унизительным способом для смерти.

И даже после того как Япония открыла свои границы и в эре Мейдзи больше не осталось самураев, традиция совершения харакири продолжалась. Совершение харакири в 1872 году — было последним законным таковым в истории Японии. Потому что уже в следующем году харакири, как способ казни, был законодательно запрещён. И с тех пор смертные приговоры проводили через повешенье.

И тем не менее, есть несколько сведений использования харакири как метод суицида даже в милитаризованной Японии после эры Мейдзи. Идея харакири, как процесса, позволявшего сохранить свою честь, всё ещё оставалась.

Древняя (японская) анатомия предполагает, что именно в животе содержится человеческая душа, потому мужественное совершение харакири считалось подходящим способом умереть, согласно своему Бусидо (кодес этики).

Таким образом, харакири должен был показать твою искренность и невиновность, разрубая свой живот, где живёт твоя душа.

Теперь я расскажу, как происходит этот процесс. На протяжении эпохи гражданской войны и в раннем Эдо, не существовало единого способа совершения харакири. Тем не менее, гораздо позднее, когда харакири стал методом наказания самурая, параллельно оно стало ритуальной церемонией.

Сперва человек, который был приговорён к совершению харакири, должен был принять ванну для очищения. Это как омовение тела перед непосредственно похоронами. Затем, он должен надеть белое кимино, в котором правая сторона является выпирающей — как и завёрнутое мёртвое тело.

Прежде чем человеку дадут в руки катану для разрубания чрева, ему дают перекусить в последний раз. Это будет очень простой перекус, в котором будет рис, мисо, немного овощей и совсем немножечко сакэ. Всё это необходимо для очищения тела.

После перекуса, перед человеком будет короткая катана для совершения харакири. После произношения его имени и последнего поклона, человек возьмёт в руки катану так, как подобается в данной церемонии, а затем он пронзит левую часть своего живота и проведёт лезвие до правой части.

Примечание от переводчика: на самом-то деле тому не отрубают голову полностью, а лишь наполовину (чтобы заодно задеть и позвоночник), так как отпавшая голова считается признаком крайнего неуважения к покончившему (см. данную сноску)

Если считаете, что я вам всё доходчиво объяснил, ибо исходной информации было очень много, значит моя задача выполнена успешно.

Тем не менее, размер комнаты и местоположение (участника), а также его помощника — всё это строго регламентировано.

В конце периода Эдо, харакири было формализовано. Потому некоторые самураи, которые были слишком напуганы или не знали, как правильно совершить процедуру, получали перед собой веер, а не катану. И тогда, когда он хватался за этот веер, помощник тут же отрубал тому голову.

Да, не все самураи были настолько храбрыми, как вы могли бы себе представить.

Давайте я подведу краткие итоги этого выпуска:

  1. Как оно пишется на японском
  2. Где эти слова употребляются
  3. Как и где совершается данное действие

В период Эдо, харакири стал ритуальной церемонией для самураев, что отдавали свои жизни для сохранения ответственности и защиты фамилии клана.

Процедура харакири была запрещена с 1873 года, но традиция его совершения оставалась даже во времена Мейдзи.

Формально во время процедуры совершения харакири, приговорённый человек должен был сперва омыть своё тело и одеть белое кимоно, как если бы он был уже мёртв.

Самурай под конец получает свой последний перекус и немного сакэ для очищения своего тела, а затем с помощью короткой катаны разрезает свой живот слева направо. Помощник после окончания этой части процедуры, отрубает самураю голову для избавления того от боли.

Когда процедура харакири была окончально формализована в конце эпохи Эдо, самураи, что были слишком напуганы и не могли разрубить себя, взамен получали веер, прикосновение к которому означало мгновенную смерть из-за отрубления головы.

Итак, как вы, возможно, знаете, веер в Японию пришёл с Китая. Изначально смысл этого предмета заключался в отдании приказов своей армии, потому местные командиры использовали вееры для того, чтобы собственно, отдавать приказы. Когда этот предмет пришёл в Японию, вместе с ним пришла и культура его использования (для воинов).

То ж для самураев веер представляелся-подразумеваелся как катана, его же меч. Потому довольно таки забавно наблюдать за традиционной японской культурой, например, чайной церемонией, но-театр, кабуки, и что во всех случаях используется веер. Потому что это была очень важная вещь для самурая.

И поэтому в чайной церемонии вы не увидите, как раскрывают веер, ибо оно не подразумевается как предмет, который поможет охладить ваше тело, оно подразумевается как меч. И я хочу показать свой веер, который я на самом-то деле использую… в театре Но.

Харакири, или, как говорят сами японцы, сэппуку, — это способ ритуального самоубийства, принятый среди сословия самураев в Средние века и практиковавшийся до XX века.

Сэппуку — это традиция, напрямую связанная с отношениями между вассалом и сувереном, самураем и его даймё (князем). Поэтому сэппуку является элементом властных отношений. Харакири совершали только самураи — это было привилегией их сословия. Ритуальное самоубийство совершалось в следующих случаях: если сюзерен приговаривал самурая к подобной казни или, если самурая оклеветали, обвинив его в предательстве господина, он мог прибегнуть к сэппуку в качестве самооправдания и таким образом доказать свою невиновность и верность сюзерену.

Как известно, сэппуку представляет собой процедуру вспарывания живота, крайне болезненную и мучительную. Этот ритуал был тесно связан с представлениями японцев о жизненной силе: они считали, что живот является самой важной частью тела, в которой и находится жизненный центр организма. И, совершая этот ритуал, ты эту жизненную силу ликвидируешь.

В японском обществе подобная казнь считалась почетной. Во-первых, поскольку самурай лишал себя жизни сам — по своей воле или по приказу господина, а не подвергался смерти от руки другого. Во-вторых, подобная мучительная смерть есть испытание, которое самурай с достоинством проходит, умирая с честью. Недостойной же являлась казнь путем усекновения головы, считавшаяся великим позором, когда голову преступника выставляли на всеобщее обозрение и возили по всему городу.

Этот ритуал был достаточно редким явлением, и уже в XVIII веке был запрещен такой вид сэппуку, когда после смерти сюзерена наиболее преданные ему вассалы совершали самоубийство. В Средние века среди самурайского сословия умереть вслед за своим господином считалось хорошим тоном. Но уже в начале XVIII века это было законодательно запрещено, и в связи с этим количество совершенных харакири заметно уменьшилось.

Окончательно сэппуку было запрещено во второй половине XIX века после установления постоянных связей Японии с европейцами. Последние посчитали харакири варварским и антигуманным способом умерщвления, после чего оно было заменено на более привычные для европейцев повешение и расстрел. Тем не менее случаи харакири зафиксированы и в ХХ веке. Так, после поражения Японии во Второй мировой войне к харакири прибегло несколько военных чинов, а самый последний громкий случай — это самоубийство знаменитого писателя Мисима Юкио в 1970 году.


Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась либо по приговору как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь воина, в знак верности своему даймё и в иных подобных случаях). Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми.

В случае, когда сэппуку должны были совершить лица, которым не доверяли, или которые были слишком опасны, или не хотели совершать самоубийство, ритуальный кинжал (кусунгобу) заменялся на веер, и таким образом сэппуку сводилась к обезглавливанию.

Следует отметить, что проникающие ранения брюшной полости — самые болезненные по сравнению с подобными же ранениями других частей тела. Женщины из самурайских родов могли перерезать себе горло.

Содержание

Этимология

История возникновения



Цукиока Ёситоси (1890). Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только что написал свой предсмертный стих, который также можно видеть в верхнем правом углу картины.

В древности сэппуку не было распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение. Первое сэпукку было совершено даймё из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра, в 1156 году, при Хэгэн. Минамото но-Тамэтомо, побеждённый в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Сэппуку быстро прививается среди военного сословия и становится почётным для самурая способом свести счёты с жизнью.

Сэппуку состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов которого состоял в том, что помощник (кайсяку) невольного самоубийцы, обычно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что сэппуку по смыслу сводилось к ритуальному обезглавливанию. Обезглавливание производилось тогда, когда тело самоубийцы начинало клониться вперёд. Самурай стоически терпел мучения, показывая силу своего духа (хара), и как только тело качнётся — взмах меча обрывал его жизнь.

Между обезглавливанием по сэппуку и обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде снисхождения смертью через сэппуку, то есть смертной же казнью, но только в виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни. Такова была идеология, но в какой мере она осуществлялась на практике, сказать трудно. Фактом остаётся только то, что сэппуку в виде казни применялось только к привилегированному сословию самураев и так далее, но никоим образом не к классам населения, считавшимся ниже самураев.

Это официальное применение сэппуку относится к более позднему времени, а именно к токугавскому периоду сёгуната, но независимо от него этот способ самоубийства в частном его применении получил очень широкое распространение во всей массе населения, почти став манией, и поводами для сэппуку стали служить самые ничтожные причины. После реставрации Мэйдзи с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сэппуку в конце концов было отменено, а вместе с тем и частное его применение стало выводиться, но не исчезло. Случаи сэппуку нередко встречались и в XX веке (например, самоубийство японского писателя Юкио Мисимы в 1970 году), и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая по отношению к некоторым применившим сэппуку лицам более видного положения ореол славы и величия.

Идеология

Возможно также, что возникновение этого обычая вызвано причинами более утилитарного характера, а именно постоянным наличием при себе орудия самоубийства — меча. Вспарывание живота мечом являлось очень действенным средством, и остаться в живых после такой раны было невозможно. В Европе существовала некоторая аналогия этого ритуала: обычай бросаться на меч в древнем Риме возник не в силу какой-нибудь особой идеологии этого явления, а в силу того, что меч был всегда при себе. Как на Западе, так и на Востоке применение меча как орудия для самоубийства началось именно среди сословия воинов, которые постоянно носили его при себе.


ХАРАКИ́РИ, нескл., ср. Вид самоубийства, принятый у японских самураев, — вспарывание живота кинжалом.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась либо по приговору, как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь воина, в знак верности своему даймё и в иных подобных случаях). Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми.

В случае, когда сэппуку должны были совершить лица, которым не доверяли, или которые были слишком опасны, или не желали совершать самоубийство, ритуальный кинжал (кусунгобу) заменялся на веер. Совершающий сэппуку касался веером своего живота, и в этот момент кайсякунин (помощник) обезглавливал его.

ХАРАКИ'РИ, нескл., ср. (японск.). Самоубийство путем вспарывания живота кинжалом, принятое у японских самураев.

хараки́ри

1. у самураев средневековой Японии — ритуальное самоубийство методом вспарывания живота ◆ 25 ноября 1970 года японский писатель Юкио Мисима публично совершил харакири.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: подкуривать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Читайте также: