Архитектура при александре 1 кратко

Обновлено: 08.07.2024

Архитектура Александровского классицизма - эпоха позднего классицизма и его расцвет. На формирование стиля огромное влияние оказало открытие памятников древнегреческой архитектуры, долгое время находившихся вне поля зрения европейцев и непосредственнейшее участие в процессе формирования национальной архитектуры самого императора Александра I.

Александровский классицизм - историко-региональный стиль русского искусства начала XIX века. Проявился, главным образом, в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Петербурга до начала Отечественной войны 1812 г. Название ввел в обиход художник и историк искусства И. Грабарь в 1912 г.

Здание Горного института, Петербург (1806-1808). Архитектор А. Воронихин
Здание Горного института, Петербург (1806-1808). Архитектор А. Воронихин
Здание Горного института, Петербург. Похищение Прозерпины
Здание Горного института, Петербург. Поединок Геракла с Антеем
Здание Горного института, Петербург. Похищение Прозерпины. Поединок Геракла с Антеем
Казанский собор, Петербург (1801-1811). Архитектор А. Воронихин
Казанский собор, Петербург (1801-1811). Архитектор А. Воронихин
Здание Биржи с ростральными колоннами, Петербург, архитектор Тома де Томон
Здание Биржи с ростральными колоннами, Петербург, архитектор Тома де Томон
Здание Биржи с ростральными колоннами, Петербург, архитектор Тома де Томон
Здание Биржи с ростральными колоннами, Петербург, архитектор Тома де Томон
Здание Биржи с ростральными колоннами, Петербург, архитектор Тома де Томон
Здание Главного Адмиралтейства, Петербург (1806-1823). Архитектор А. Захаров
Здание Главного Адмиралтейства, Петербург (1806-1823). Архитектор А. Захаров
Здание Главного Адмиралтейства, Петербург (1806-1823). Архитектор А. Захаров
Здание Главного Адмиралтейства, Петербург (1806-1823). Архитектор А. Захаров
Стрелка Васильевского острова
Стрелка Васильевского острова
Стрелка Васильевского острова

Политическим идеям и духу александровского правления более соответствовали формы искусства демократических Афин эпохи Перикла, а не императорского Рима. Поэтому называть стиль раннего александровского классицизма Ампиром, по меньшей мере, неточно. В моду входили колонны мощного и строгого дорического ордера храма Посейдона в Пестуме вместо распространенных ранее коринфских. В стиле пестумского храма было выстроено А. Воронихиным одно из первых зданий александровского времени в Петербурге - Горный институт на набережной Невы с монументальными скульптурными группами, по моделям С. Пименова и В. Демут-Малиновского, также стилизованными под архаику, изображающими поединок Геракла с Антеем и Похищение Прозерпины (1806-1808). Даже в другом, более помпезном сооружении Воронихина - Казанском соборе (1801-1811), действительно ассоциирующемся с Ампиром, прежде всего, из-за имперского замысла, принадлежавшего еще императору Павлу, основными качествами композиции являются простота и ясность силуэта.

Александровский классицизм (это название направление получило в 1912 г. благодаря историку искусств и художнику И. Грабарю) является периодом расцвета зрелого классицизма и наступившего за ним позднего классицизма.


Здание Горного института, Петербург (1806-1808). Архитектор А. Воронихин.

Стиль александровский классицизм относится к периоду 1800-1812 гг. Во многом развитие стиля обязано непосредственно личности царя: император Александр I (1801-1825 гг.) лично участвовал в формировании национальной архитектуры. Император отлично разбирался в зодчестве, и для строительства каждого строения в столице нужно было получить высочайшее разрешение, все чертежи подлежали проверке царем.

Особенность александровского классицизма заключаются в придании классическому стилю романтического направления. Формообразующей идеей стиля стала простота, монументальность. Для классицизма этого периода характерно влияние французской архитектурной школы Леду, а также Королевской Академии архитектуры в Париже.

В основе этих течений – выразительность простых форм и объемов: параллелепипеда и куба, подчеркнутая скульптурами. Сравнивая екатерининский и александровский классицизм, историки отмечают, что при Екатерине классика основывалась на римском искусстве, а с приходом к власти Александра основой архитектурного классицизма стала Древняя Греция 4-5 вв..

Оказывал влияние на российское зодчество того периода и Древний Египет. Фасады зданий в стиле александровский классицизм украшались мощными и строгими колоннами дорического ордера, напоминающие аналогичные у храма Посейдона в Пестуме, вместо коринфских, которые устанавливали при Екатерине.

Наиболее известные зодчие, развивающие александровский классицизм в архитектуре: А. Воронихин (1759-1814гг.), Тома Де Томон (1760—1813гг.), А. Захаров (1761-1811).

Архитектор А. Воронихин выстроил в стиле храма Посейдона Горный институт, который украшали скульптурные композиции, созданные по моделям С. Пименова и В. Демут-Малиновского. Скульптуры изображали мифологический сюжет: похищение Прозерпины - поединок Геракла с Антеем.

Работа Воронихина – Казанский собор (1801-1811 гг.) отличается простотой силуэта и монументальностью.


В духе александровского классицизма работал и француз Тома Де Томон. Он построил дом графини Лаваль на Английской набережной в дорийском стиле. На декорирование этого строения повлияла архитектура Древнего Египта: гранитные львы у парадного подъезда похожи на величественных сфинксов у Академии художеств.

Томон создал здание Биржи, украсив ее 44-мя колоннами высотой 11,35 м – 12 колонн по боковым фасадам и 10 – на главном. При строительстве Биржи использовался другой композиционный прием, чем в античном дорическом ордере: колоннада отнесена от здания (в античности колонны подпирали крышу строения), колонны опоясывали здание и стояли на значительно большем расстоянии друг от друга, чем в античных постройках.


Вид на Биржу и ростральные колонны со стороны Невы.

Архитектору А. Захарову принадлежит работа в духе александровского классицизма – здание главного Адмиралтейства (1806-1823гг). Это здание было изначально создано И. Коробовым и перестроено Захаровым, который сохранил золоченый шпиль с корабликом (1719г.). Фасад здания имеет п-образную форму, длину главного фасада 407 м, длины боковых фасадов – 140 м. Здание опоясано колоннадой ионического ордера.

Аллегорические фигуры рек перед портиками главного фасада и по углам треугольных фронтонов были уничтожены в 1860-х гг. Скульптуры, изображающие части света, ранее находившиеся на постаментах перед невскими павильонами: Азию, Африку, Европу, Америку, были заменены на якоря. Были произведены и другие изменения в фасаде здания, однако, это строение, наряду с Биржей, дало центру города новый образ.


Здание Главного Адмиралтейства, Петербург (1806-1823). Архитектор А. Захаров.

Французское направление в зодчестве не стало менее привлекательным для Александра даже после войны с Наполеоном. Он даже хотел пригласить в Россию придворных архитекторов, служивших Наполеону – Ш. Персье, П.Фотена, однако, в конце концов, выбрал О. Монферрана, который не был особенно известен (он построил впоследствии Исаакиевский собор и Александровские колонны).

Когда во Франции начал входить в моду ампир, в России, благодаря Александру, все еще был популярен классицизм. Однако, в 1811 г. умер А. Захаров, а в 1813 г. Томон. Эти зодчие ушли из жизни, не оставив после себя учеников, и постепенно александровский классицизм стал перерождаться в ампир.

Архитектурные шедевры, созданные в стиле русского классицизма в период правления Екатерины II и Александра I, стали достоянием всего мира и создали образ северной столицы России.

В начале XIX века в России продолжает господствовать классицизм, который достигает своего расцвета и становится русским ампиром.

Казанский собор


Архитектор: А.Н. Воронихин (1759-1814 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1801-1811

Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)

Здание Биржи


Архитектор: Ж. Тома де Томон (1760-1813 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1805-1816

Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)

Смольный институт

Архитектор: Д. Кваренги (1744-1817 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1806-1808

Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)

Горный институт


Архитектор: А.Н. Воронихин (1759-1814 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1806-1811

Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)

Адмиралтейство


Архитектор: А.Д. Захаров (1761-1811 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1806-1823

Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)

Большой театр


Архитектор: О.И. Бове (1784-1834 гг.)

Место нахождения: Москва

Годы строительства: 1816-1824

Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)

Исаакиевский собор

Архитектор: О. Монферран (1786-1858 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Правитель: начало строительства при Александре I (1801-1825 гг.), завершение при Александре II (1855-1881 гг.)

Здание Московского университета


Архитектор: Д.И. Жилярди (1785-1845 гг.)

Место нахождения: Москва

Год строительства: 1819

Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)

Михайловский дворец


Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1819-1825

Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)

Здание Главного штаба и министерств


Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1819-1829

Правитель: начало строительства при Александре I (1801-1825 гг.), завершение при Николае I (1825-1855 гг.)

Здание Опекунского совета


Архитектор: Д.И. Жилярди (1785-1845 гг.)

Место нахождения: Москва

Годы строительства: 1823-1826

Правитель: начало строительства при Александре I (1801-1825 гг.), завершение при Николае I (1825-1855 гг.)

Малый театр


Архитектор: О.И. Бове (1784-1834 гг.)

Место нахождения: Москва

Год строительства: 1824

Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)

Екатерининский институт


Архитектор: Д.И. Жилярди (1785-1845 гг.), А.Г. Григорьев (1782-1868 гг.)

Место нахождения: Москва

Годы строительства: 1826-1827

Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)

Здание Публичной библиотеки

Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Год строительства: 1828

Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)

Здание Сената и Синода (2 ракурса)



Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1829-1834

Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)

Триумфальные ворота


Архитектор: О.И. Бове (1784-1834 гг.)

Место нахождения: Москва

Годы строительства: 1829-1834

Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)

Александровская колонна


Архитектор: О. Монферран (1784-1834 гг.), скульптор Б.И. Орловский (1793-1837 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Годы строительства: 1830-1834

Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)

Ансамбль Александринского театра


Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Год строительства: 1832

Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)

Большой Кремлевский дворец

Архитектор: К.А. Тон (1794-1881 гг.)

Место нахождения: Санкт-Петербург

Развивалась архитектура, менялись стили. На смену господствовавшим весь 18 век барокко, рококо приходят ампир, эклектика и новый древнерусский стиль.

Архитектура первой половины 19 века

Победа в Отечественной войне (1812) знаменовала подъем страны на новый уровень. Новый стиль русской архитектуры сформировался на базе барокко, готики, ренессанса. Перед архитекторами стояла задача – обустроить и подготовить город для новой эпохи. Воздвигались вокзалы, университеты, театры, соборы, церкви, магазины, заводы и достопримечательности. Данные архитектурные сооружения до сих пор радуют туристов и жителей города своей красотой. Именно архитектуре 19 века мы обязаны внешним видом многих российских городов.


В 19 веке наблюдается увлечение императора культурой Франции. Александром I был приглашен в Российскую империю французский архитектор – Огюст Монферран. К его шедеврам архитектуры принадлежат и Александровская колонна в Санкт-Петербурге, Спасский собор в Нижнем Новгороде и Нижегородская ярмарка. До наших дней сохранилось все, кроме ярмарки.

Ампир – стиль королей

19 веку присущ архитектурный стиль – ампир. Он привлекал императоров своей красотой и театральностью. Здания в королевском стиле отличаются:

  • колоннами;
  • лепными карнизами;
  • пилястрами;
  • образцами античной скульптуры (грифоны, львы, сфинксы);
  • военной символикой;
  • богатым декором;
  • отражением древнеримских и древнегреческих художественных форм.

Преобладали белые, желтые и серые цвета. Лепные статуи белого цвета, фасад здания – желтый.

В первой половине 19 века закончили планировку Сенатской и Дворцовой площади. Их оформление доверили Росси К.И. Он соединил 2 стиля – барокко и классицизм, в которых выполнены Дворец Растрелли, здание Главного штаба и министерства. Архитектор принял неординарное решение – добавил в проект Триумфальную арку, венчаемую колесницей Славы, которая несет высокоторжественный характер. К.И. Росси воздвигнул ансамбль, в который входят Александрийский театр и прилегающая к нему Александрийская площадь, Театральная улица (находится за театром), площадь Чернышева у набережной реки Фонтанки.

В Петербурге многие здания выстроены в стиле ампир. Воронихин А.Н. спроектировал Казанский собор. Горный институт выделяется скульптурными группами, украшающими портик с дорической колоннадой.

После знаменитого пожара 1812 года Москва нуждалась в немедленном восстановлении. За эту задачу взялся архитектор Бове О.И. После долгой и упорной работы в Москве появились Большой театр, Триумфальные ворота, Ансамбль Красной площади, Манеж, Театральная площадь, Троицкий собор (город Клин), церковь Михаила Архангела.

Архитектура второй половины 19 века

Возрождение древнерусского стиля

Создателем является Тон К.А. В Москве его работами являются Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная Палата и Ленинградский вокзал. Петербург славится Московским вокзалом.


Другие стили второй половины 19 века

Эклектика – направление в архитектуре, доминировавшее во второй половине 19 века. Эклектизм (историзм) объединяет в себе множество стилей:

Ко второй половине 19 века относятся:

Читайте также: