Архитектура китая в 18 веке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Пример готового реферата по предмету: Архитектура и строительство

Содержание

1. Китайская архитектура II тыс. до н. э. — XVIII века 5

1.1. Особенности построение китайских домов 5

1.2. Архитектурные особенности китайского дома 6

1.3. Китайская пагода. Архитектурные стили китайских пагод 9

2. Градостроительство Пекина в феодальное время 15

2.2. Храмы Пекина. 21

2.3. Архитектурные стили летних дворцов 23

Список литературы 28

Выдержка из текста

Китай — самая большая из обособленных цивилизаций и самая обособленная из больших. Государственность в Китае возникла во II тыс. до н. э. Преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле — со времен неолита — были монголоиды, и именно это весьма существенно отличает древний китайский очаг цивилизации от всех остальных в Старом Свете.

Однако ученые считают, что определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации и культуры сыграли мигрировавшие в сторону Средней Азии во II тыс. до н. э. индоевропейские племена.

Среди многочисленных и разнообразных культурных памятников Китая древняя китайская архитектура занимает очень важное место. Выдающиеся образцы древней китайской архитектуры, такие как дворец "Гугун", храм "Неба", парк "Ихэюань" в Пекине, древний город "Лицзян" в провинции Юньнань, древние жилые помещения в южной части провинции Аньхуэй и другие уже вошли в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Виды древних китайских сооружений очень многообразны: это и дворцы, и храмы, и садовые сооружения, и могилы, и жилища. По своему внешнему облику эти сооружения или торжественны и великолепны, или изящны, изысканы и динамичны. Тем не менее, они обладают характерной особенностью, которая, так или иначе, сближает их друг с другом, — это те строительные идеи и эстетические устремления, присущие исключительно китайской нации.

Определяя актуальность данной работы, хотелось бы сказать, что архитектура древнего Китая, внесла огромный вклад в мировое наследие, о ней должен знать каждый.

Цель данной работы рассмотреть архитектуру Китая II тыс. до н. э. — XVIII век.

Задачи данной работы: рассмотреть архитектуру Китая II тыс. до н. э. — XVIII век; изучить особенности архитектуры Китая II тыс. до н. э. — XVIII

Список использованной литературы

1. Маслова А.А. Мир «Дао де цзина. — М., Сфера, 1996 — 320с.

2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры.-М., Искусство, 1998 — 290с.

3. Чернокозов А.И. История мировой культуры.- М.Правда,1999 — 420с.

4. Джеймс Киндж, Китай, который потряс мир, — АСТ Москва, 2008 — 348с.

5. Уильямс Чарльз. Китайская культура: мифы, герои, символы. — Центрполиграф, 2011 г — 478с.

6. Овчинников В. В. Восток — дело тонкое: Тибет, Китай, Япония. — : АСТ, 2011 — 1024с.

7. Виногродский Б.В. Китайский дом. Живое пространство в фэн-шуй. — Издательство Антона Жигульского, 2006 — 160с.

8. Цинси Лоу . Традиционная архитектура Китая. — Межконтинентальное издательство Китая, 2002 — 176с.

9. Чинси Лоу. Двадцать лекций по древней архитектуре Китая, — Издательство Ассоциации строительных вузов, 2010 — 392с.

Коррупция государственного аппарата и поборы властей тяжело отражались на положении широких слоев населения. Жестокая эксплуатация крестьянства, а также проникновение торгового и ростовщического капитала в деревню, ускорившего ее разорение, приводили к непрерывным крестьянским восстаниям, вылившимся в Великую крестьянскую войну. В 1644 г. восставшие овладели Пекином. Чтобы сохранить экономическую и политическую власть, феодалы и крупные чиновники, предав интересы народа и страны, заключили союз с маньчжурами, создавшими в начале XVII в. к северо-востоку от Великой Китайской стены воинственное государство Цзинь. Объединенные силы китайских реакционеров и маньчжуров нанесли поражение армии повстанцев и захватили Пекин. Маньчжуры овладели всем Китаем и образовали новую империю Цин, столицей которой в 1644 г. становится Пекин.

Войны нанесли огромный ущерб хозяйству страны, затормозили развитие экономики. Новые правители были вынуждены осуществить ряд мероприятий по подъему экономики страны и облегчению положения крестьянства.

Во второй половине XVIII в. Цинская империя достигла наивысшего расцвета и могущества. Усиление страны сопровождалось захватническими войнами, обогащавшими правящую верхушку. Были захвачены Джунгария и Восточный Туркестан, присоединен Тибет; Бирма и Вьетнам признали вассальную зависимость от Цинской империи. Стабилизация политической власти и укрепление экономики сопровождались расширением ремесленного производства и торговли, объемы которых значительно превысили уровень XVI—XVII вв., а также дальнейшим развитием сельского хозяйства.

Богатая древними культурными традициями, но отсталая в политическом и экономическом отношении страна не могла должным образом противостоять притязаниям капиталистических государств. В XVIII—XIX вв. Китай сократил до минимума контакты с другими странами. Политика самоизоляции находила отклик в идеологии, в частности в конфуцианстве, проповедующем подчинение власти, верность преданиям и традициям предков.

Влияние культуры Китая испытали на себе многие страны Среднего и Дальнего Востока, оказавшие, в свою очередь, определенное влияние на культуру Китая.

Маньчжуры не принесли с собой нового искусства, наоборот, они восприняли культуру побежденной страны.

В Китае сохранилось большое количество различного рода сооружений. Смена династий не привела к отрицанию старого и нарождению нового стиля в архитектуре. Новое строительство было связано с прославлением силы и могущества династии Цин. Во многих городах, куда приезжал император, в его честь воздвигались храмы, павильоны, беседки, создавались новые загородные резиденции на основе традиционных принципов китайского зодчества. Перестраиваются императорские дворцы Пекина. Большое внимание уделяется реставрации и расширению построек, сохранившихся от времен Минской и более ранних династий. Это объясняется, тем, что маньчжуры стремились подобными мерами показать связь прошлого и настоящего, подчеркнуть свое право выступать в качестве законных наследников Минской династии.

При реконструкции старых сооружений стремились не нарушать общий композиционный замысел, сохранять планы отдельных сооружений и комплексов. Однако вносились некоторые конструктивные изменения, обусловленные развитием строительной техники и совершенствованием традиционных конструктивных схем. В связи с новыми эстетическими вкусами изменяются подход к декоративному оформлению зданий и соотношение отдельных деталей, конструкций, сооружений в целом. На основе полученного опыта были разработаны стандарты, технические правила и нормы, явившиеся развитием принципов стандартизации Сунского и Минского периодов.

В начале XVIII в. во время правления императора Канси был выпущен свод законов и установлений китайского правительства, касающийся архитектуры. В частности, запрещалось самовольное строительство, внесение каких-либо изменений в уже существующие здания. Разрешалось возводить здания лишь по установленным образцам. Определялись порядок строительства и правила финансирования его. При производстве работ необходимо было составлять сметы, которые в зависимости от необходимой суммы утверждались на месте или императором через Министерство строительства, вести контроль за правильным использованием материала; отступления от этих правил карались штрафами. Предусматривалась также ответственность поставщиков за качество материала и т. д.

Архитектура отражала различие общественного положения отдельных классов и групп. Законы устанавливали типы сооружений для каждого сословия, предусматривали качество отделки, строительные материалы, цветовое оформление зданий. В специальном уложении определялось девять групп сооружений для представителей различных классов. Нормировались высота основания, ширина и высота зданий, конструкции, качество и цвет черепицы, колонн и внутренней отделки; устанавливалось количество зданий в комплексе: определялось их значение (главные и второстепенные), тип каждого сооружения. Контроль за соблюдением этих правил велся очень строго.

Всеми строительными делами руководила палата Гунбу или Министерство строительства, в ведении которого находилось строительство всех государственных зданий, мостов, плотин и других сооружений.

83. Типичная схема здания. Фасад, план
83. Типичная схема здания. Фасад, план
84. Ордер. Конструктивная схема: 1 — консольный брус фэйгуань; 2 — карнизная стропильная нога яньгуань; 3 — карнизный прогон ляояньфан; 4 — поперечная связь лоханьфан; 5 — доу; 6 — гун; 7 — шуадоу; 8 — ань; 9 — лудоу (5—9 детали консольной капители доугун); 10 — поперечная балка; 11 — архитравная балка; 12 — колонна; 13 — база колонны
84. Ордер. Конструктивная схема: 1 — консольный брус фэйгуань; 2 — карнизная стропильная нога яньгуань; 3 — карнизный прогон ляояньфан; 4 — поперечная связь лоханьфан; 5 — доу; 6 — гун; 7 — шуадоу; 8 — ань; 9 — лудоу (5—9 детали консольной капители доугун); 10 — поперечная балка; 11 — архитравная балка; 12 — колонна; 13 — база колонны
85. Типовые схемы поперечных разрезов зданий
85. Типовые схемы поперечных разрезов зданий

В XVII—XVIII вв. ведущее место продолжают занимать деревянные конструкции. Многовековая практика дала экономичные конструктивные решения, наиболее полно учитывающие условия работы деревянных конструкций. Своеобразные конструкции придают китайским сооружениям характерный облик и являются одной из отличительных черт китайской архитектуры (рис. 83).

В XVII—XIX вв. продолжали применяться традиционные схемы зданий с различным числом колонн и прогонов, позволявшие возводить как простые, так и весьма сложные многопролетные сооружения (рис. 85). Наружный ряд колонн, поддерживающий далеко выступающий свес крыши, величина которого равна 1/3 высоты колонны, часто образует открытую галерею с одной, двух или четырех сторон здания. Высота колонны соразмерна с ее толщиной и обычно составляет десять диаметров.

86. Кронштейны доугун: 1 — угловой доугун: 2 — рядовой доугун
86. Кронштейны доугун: 3 — детали доу и гун
86. Кронштейны доугун: 1 — угловой доугун: 2 — рядовой доугун; 3 — детали доу и гун

Кронштейны доугун являются связующим звеном между вышележащими конструкциями, балками и колоннами, расположенными ниже. Кроме того, они предназначаются для равномерного распределения вертикальных нагрузок (рис. 86). Каждый доугун представляет собой сложную конструкцию, состоящую из отдельных элементов, соединенных врубками. Основными деталями являются: доу — квадратный элемент с пазами в верхней части, куда вставляется кронштейн гун — продолговатый брус в виде скобы с вырезами. Все доу имеют одинаковые размеры, в то время как вышележащие гуны длиннее расположенных ниже. В результате создается конструкция, значительно расширяющаяся кверху от опоры, способная выдержать большие нагрузки, что позволяет увеличить площадь опор кровли и сделать более значительным ее вынос. Ширина паза доу, называемая доукоу, и является модулем всей конструктивной системы. Согласно модулю определяются диаметр колонн, размеры балок, расстояние между осями доугунов, которое было постоянным и равнялось 11 доукоу. Доугуны, находящиеся на балках между колоннами наружных рядов и над колоннами, образуют единый многоярусный карниз, поддерживающий кровлю и придающий китайским зданиям особую легкость. Характерный изящный изгиб кровли на концах крыши создавался также за счет доугунов, а не за счет увеличения высоты крайних колонн, как это было в Сунский период.

Ширина пролетов по фасаду связана с числом доугунов между колоннами. В среднем, наиболее широком пролете их было шесть или восемь; иногда доугуны образуют постепенно убывающий ряд — шесть, пять и четыре. В самом узком пролете, связанном с галереей, размещается один доугун. Являясь конструктивным элементом, доугуны в то же время имеют декоративное значение как для внешнего облика здания, так и для его интерьера. В XVIII в. доугуны становятся более дробными и легкими, увеличивается их число в здании.

Балки между колоннами наружных рядов, на которые опираются доугуны, являются своеобразными архитравами. Переход от них к колоннам, образующим галереи, осуществляется при помощи кронштейнов, длина которых равна 1 /3— 1 /4 ширины пролета. С течением времени кронштейны утратили свой конструктивный характер и превратились в декоративный элемент, завершающий колонну.

Большую роль в конструктивной схеме сооружения играет крыша, которая имеет не только функциональное значение, но и является важным декоративно-художественным элементом, завершающим все сооружение (рис. 87). Крыша, превышающая часто половину высоты самого здания, поражает своей легкостью и изяществом. Приподнятые по углам концы кровли, большой вынос карниза, дающий глубокие тени, галереи вокруг зданий усиливают это впечатление.

Крыша покрывается цилиндрической черепицей, заканчивающейся по краю кровли налепами и капельниками. Конек и ребра скатов выполняются из специальных деталей сложного профиля, обеспечивающих плотное примыкание составных частей кровли и закрывающих щели. Ребра скатов украшаются нечетным числом — три, пять, семь, девять, одиннадцать культовых декоративных деталей в виде фигурок святых, мифических животных и птиц, представляющих добрых духов, защищающих здание от злых сил. Конек завершается по концам изображением головы дракона, высота которой в наиболее значительных постройках достигает 3,3 м (рис. 88).

Еще в древности применялись различные типы крыш, в том числе двускатные, четырехскатные, полувальмовые, с многоярусными карнизами, шатровые и др. (рис. 89). Все эти типы кровель применялись и в XVII—XIX вв. Основные конструктивные элементы кровли — продольные прогоны располагаются через равные промежутки. В крыше с коньком число их нечетное и колеблется в пределах 3—9. Превышение по высоте одного прогона над другим является функцией расстояния между прогонами X и выражается рядом 0,5Х; 0,7Х; 0,8Х и 0,9Х для кровли в девять прогонов. Иногда это соотношение несколько меняется (рис. 90). Расстояние между прогонами связано с размером колонн и равняется четырем ее диаметрам. Соблюдение этих закономерностей создает кривизну скатов, характерную для всего периода Цинской империи.

Каркасная система сохраняет свое значение и тогда, когда наружные ограждающие конструкции выполняются из кирпича, а деревянные стойки-колонны проходят в толще стен, ограждающих здание по бокам или с трех его сторон.

Камень сравнительно широко применялся в строительстве, в частности для платформ, которые возводились, как правило, под дворцовыми, храмовыми и жилыми зданиями. В наиболее простых сооружениях камень использовался для фундаментов колонн, часто составляющих с базой колонн единое целое, и в стенках, ограничивающих глинобитное тело платформы по периметру. Камень применялся также при строительстве лестниц, ведущих на мощеную плитами площадку, высота которой составляет 1/5 — 1/7 высоты колонны.

В китайской архитектуре конструкции являются не только инженерным элементом, но и элементом декоративным. Конструктивные элементы не прячутся, наоборот, они выявляются, в них подчеркивается художественное начало, которое находит свое развитие в росписях, покрывающих детали и элементы конструкций. Особенности окраски и декора в китайской архитектуре заключаются в том, что они связаны с характером и функцией конструкций. Они не только украшают поверхность конструктивных элементов, но и подчеркивают их назначение.

В декоре и цвете отражен принцип общественной иерархии. Существовало пять священных цветов: желтый цвет символизировал силу, величие, богатство, могущество; красный — счастье, дружбу; зеленый (голубой, синий) — вечный мир, покой; белый — чистоту, свет, согласие и траур; черный (темный) — разорение, опустошение. В китайской архитектуре основными цветами являются красные, желтые, зеленые, синие и другие жизнеутверждающие тона, лишь незначительное место отведено темным цветам. В соответствии с символикой желтый цвет признается цветом императора. Крыши основных сооружений императорских дворцов и храмов, почитаемых императором, покрывались желтой черепицей. Крупные сановники могли крыть свои постройки зеленой черепицей. Чиновники имели дома с простыми серыми черепичными кровлями. В зависимости от ранга сооружения колонны и деревянные детали зданий окрашивались в красный, зеленый, желтый или другие цвета.

XVIII в. был наиболее благоприятным для развития архитектуры. Именно в эта время были созданы значительные постройки. Архитектура на этом этапе не отходит от основных традиционных принципов, свойственных архитектуре более ранних периодов — Тан и Сун. Однако усложняются детали, декор, совершенствуются установленные ранее приемы, наблюдается тенденция к пышности и роскоши. По-прежнему сохраняется органическая связь архитектуры с природой, причем не только отдельных сооружений, но и целых ансамблей. Увеличивается декоративное убранство зданий, улучшается художественное выполнение росписей, резьбы и т. д.

Сильные художественные традиции уже на ранних ступенях феодализма способствовали тому, что при дальнейшем развитии культура Китая сохранила свою яркую индивидуальность.

Архитектура Китая взаимодействовала с архитектурой многих стран, особенно с зодчеством стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Даже такая общность с этими странами, как принятие буддизма и соответственно появление одинаковых по функциональному назначению зданий, не привели к заимствованию объемных композиций и архитектурных форм, которые, сохраняя свою основу, прошли путь последовательного развития. Собственные изначальные композиционные приемы как генеральных планов комплексов, так и отдельных построек оставались постоянными и с течением времени достигли исключительной четкости и полноты выражения основных идей. При этом специфические черты отличают ансамбли дворцов, монастырей, погребений и других построек.

Градостроительные принципы составляли разработанную систему, которая воплощалась в художественных объемно-пространственных композициях.

Достижения китайской архитектуры более чем за полтора тысячелетия феодального строя в стране — богатый вклад в сокровищницу мировой архитектуры.

После завоевания в 1644 г. Китая маньчжурами наступила длительная полоса феодальной реакции. Некогда передовой сравнительно с европейскими странами средневековья Китай был задержан и остановлен в своем развитии.

Вся многолетняя история последней в Китае императорской династии Цин является временем насильственного сохранения старых феодальных порядков, приведших страну в состояние полнейшего разорения и упадка. Цинам не удалось создать, подобно предшествующим Юаньской и Минской династиям, даже видимого могущества.

Уже сам приход маньчжур к власти сопровождался почти сорокалетним периодом национальной борьбы. Особенное обострение кризиса феодального общества произошло в начале 19 в. Крестьяне нищали и лишались земли1, которая переходила в руки ростовщиков. Города были полны тысяч нищих и бездомных бродяг.

Вместе с тем рост городов продолжается и в этот период. Развивались ремесла, фарфоровые, шелковые и другие мануфактуры с уже заметным разделением труда. Однако развитие капиталистических отношений сильно тормозилось всей феодальной системой, государственной монополией на добычу полезных ископаемых, фактическим прикреплением крестьян к земле. Во время борьбы за власть и в первый период своего господства маньчжуры еще поддерживали торговые отношения со странами Европы, которые использовали эту торговлю в своих колониальных интересах. Однако уже с 1757 г. Цины запрещают европейцам торговлю во всех портах, кроме Кантона. В конце 18 в. капиталистические державы начали активное наступление на Китай, стремясь превратить его в свою колонию. В 1839-1842 гг. Англия, спровоцировав обострение отношений с Китаем, начала так называемую первую опиумную войну. Опиумная война и вторжение в Китай капиталистических держав подточили и без того слабые экономические силы государства. В результате вторжения в Китай иностранного капитала отдельных; антифеодальные и антиманьчжурские восстания слились в середине 19 в. в общее и могучее революционное, движение. Тайнинское восстание продолжалось с 1851 по 1864 г., когда оно было подавлено объединенными силами маньчжуро-китайских феодалов и европейских капиталистов. Эта грандиозная борьба за национальную независимость потрясла самые основы феодального общества Китая. С конца 70-х гг. 19 в. Китай вступает в новую полосу исторического развития. В стране появляются зачатки промышленного капитализма и в то же время усиливается давление извне капиталистического мира. Однако, несмотря на все эти изменения, феодализм продолжал существовать в Китае еще длительное время и был ликвидирован окончательно лишь в 20 в. бурным натиском революционного движения, завершившегося социалистической революцией.

В культуре и искусстве Китая второй половины 17 — первой половины 18 в. наблюдаются еще более резкие, чем в предшествующий минский период, противоречия. Борьба нового со старым осложняется искусственной консервацией форм, канонов и традиций. Выдвижение на первый план новых видов и жанров искусства, которое можно наблюдать в 15-16 вв., начиная с конца 17 в. происходит с особой интенсивностью. Длительная полоса народных восстаний, продолжающееся развитие торговых и промышленных городов активизировали общественную и политическую роль широких слоев населения. В 17 и особенно в 18 в. в искусстве уже более непосредственно, чем прежде, сказываются демократические тенденции и стремления, особенно проявляющиеся и достигшие большого развития в художественных промыслах — резьбе по дереву, камню, кости, вышивках, отчасти в изделиях из фарфора, а также в гравюре и народном лубке. Здесь в этих видах искусства, их формах и идейном содержании основную роль, играют уже вкусы и интересы средних слоев городского населения, требующих показа быта и жизни человека.

Несмотря на общее тяжелое положение страны, в период маньчжурского владычества продолжается интенсивное строительство дворцов, парков, храмов и гробниц. Внешний блеск столицы, особая пышность и парадность жизни правящего двора, стремление к сохранению и реставрации былого величия императорских династий контрастируют с общим обнищанием и промышленной отсталостью государства. Архитектура этого времени во многих городах целиком сохраняет свой средневековый облик не только в отдельных и крупных дворцовых сооружениях, но и в типе жилищ простых людей, в планировке улиц, в бесконечной сети узких переплетающихся переулков, расположенных и кварталах между основными магистралями.

Дворцовая архитектура Китая конца 17 — начала 19 в., по существу, продолжает развивать столь блестяще решенную в минское время проблему крупных садово-парковых ансамблей. Однако зодчие цинского периода заметно отступили от той величавой и ясной простоты и гармонии форм, которые характеризуют архитектуру 15-16 вв. Стремление к орнаментации, все большее значение узорных деталей, слияние декоративно-прикладных и монументальных форм подготовили в зодчестве отход от общего монументального характера сооружений предшествующего времени и постепенно привели к утрате органической цельности архитектурного образа.

В конце 17 — начале 18 в. ведутся интенсивные восстановительные работы в императорском дворце в Пекине, большая часть сооружений которого сгорела и была в это время отстроена заново. Многочисленным перестройкам подвергаются и дворцовые парки. На вершинах холмов Цзиньшань воздвигаются легкие беседки. Бэйхай в 18 в. обрастает новыми сооружениями. В 1651 г. на вершине искусственного холма выстраивается огромная ламайского типа бутылеобразная кирпичная оштукатуренная сверху пагода на высоком квадратном цоколе, заменившая собой бывший императорский дворец. Уже сама огромность форм белой пагоды составляла некоторый диссонанс с изящным и легким стилем деревянных строений дворцового типа и свидетельствовала о начавшемся отступлении от органической цельности ансамбля, характерной для предшествующего зодчества. Силуэты других зданий, украшающих парк Бэйхай, становятся легче, воздушней; колонны, подпирающие кровлю, теряют свою массивность. Так, на берегу озера было выстроено пять павильонов, оформивших собой береговую линию. Эти получившие название Павильонов пяти драконов здания представляют собой легкие сооружения, поставленные у самой воды на причудливо изрезанном берегу. Двойные изогнутые и украшенные по краям орнаментальной скульптурой разнообразные крыши опираются па двойной ряд круглых стройных колонн или прямоугольных в плане столбов и создают своими очертаниями и отражениями в воде порхающий, легкий ритм; весь ансамбль уже несет не монументальные, а декоративные функции.

Для орнаментации зданий и отдельных сооружений применяются не только камень и дерево, но и покрытые глазурью обожженные глиняные плиты. Одним из таких сооружений парка Бэйхай является знаменитая Стена девяти драконов, построенная в 18 в. и покрытая глазурованными плитами. Большая по размеру (5 м в высоту и 27 м в длину), она представляет декоративное, украшенное скульптурой архитектурное сооружение.

Обилие и бесконечное многообразие не только самих построек, но и их декоративного оформления, пышность и подчас чрезмерная роскошь садов поражают взгляд зрителя. Цинским зодчим присуще стремление использовать в архитектуре самые разнообразные техники и сопоставление различных больших, малых и мелких форм, соединение которых создает впечатление дробности. Во многих постройках Ихэюаня роль прикладного и орнаментального искусства оказывается гораздо значительнее, чем роль самой архитектуры. Примером декоративных исканий этого времени могут служить выстроенные в парке бронзовые, медные и керамические постройки. Деревянные сооружения цинского времени отличались также усложнением форм и яркостью окраски. Крыши обрастают большими надстройками, приобретая то восьмигранное, то волнообразное по краям очертание.

Одной из достопримечательностей ансамбля Пхэюань является тянущаяся и закругляющаяся вдоль берега озера почти полукилометровая ажурная галерея Чанлан (Длинная галерея). Галерея пересекала четыре павильона и насчитывала 273 секции, образованные поперечными балками кровли, соединяющими колонны. На этих балках, а также на потолках и карнизах были изображены многочисленные цветочные и пейзажные мотивы. Просвечивающие ажурные решетки, проложенные вдоль пола и потолка, изящные изгибы постройки — все было рассчитано, так же как и в Павильонах пяти драконов парка Бэйхаи, на восприятие четкого, стройного силуэта легкого ритма, создающегося уходящими вдаль колоннами и линиями крыши. Здесь еще не утрачены художественное мастерство и тонкое чувство пропорций, которые характеризуют в целом китайское средневековое зодчество.

Такой же легкостью форм отличаются и беломраморные мосты, соединяющие берега Ихэюаня с островами. Образующий плавный изгиб мост Чанцяо (Длинный мост), состоящий из семнадцати пролетов в виде полукруглых арок, повышающихся к центру, обрамлен резными белыми перилами со столбиками, выточенными в виде фигур львиц, играющих с львятами. Однако нарастающие к 19 в. вычурность и прихотливость узоров приводят к излишней нагроможденности, утомляющей взгляд и характеризующей многие сооружения Ихэюаня времени позднего феодализма.

Храмы 18 в. образуют, как и в минское время, большие и значительные ансамбли. Вместе с тем, в отличие от минских храмовых комплексов с их поразительными просторами площадей, с удивительным спокойствием и мягкостью линии, культовые сооружения цинского периода отличаются большей праздничностью и пышной нарядностью как в формах, так и в раскраске, большей стесненностью пространства, отчего каждое из зданий ансамбля воспринимается только вблизи, сразу во всех своих деталях.

Одним из самых крупных пекинских культовых сооружений этого времени является Юнхэгун, перестроенный в 1740-х гг. в монастырь из бывшего императорского дворцового помещения. Характерен входящий в ансамбль храм Ваньфогэ, состоящий из высокой двадцатишестиметровой центральной части и двух несколько меньших боковых помещений, соединенных с основной частью подвесными переходами. Такой прием был характерен для сооружений танского и сунского времени и, по всей видимости, является воспроизведением более древних образцов.

Однако по богатству и пышности отделки, красочному декору и обилию деталей храм имеет уже совсем иной облик, нежели танские постройки. Снаружи центральное здание производит впечатление трехэтажного. Внутри же центральная часть храма представляет единое высокое помещение, вмещающее колоссальную деревянную статую божества милосердия — Гуаньинь.

Одним из важнейших эстетических качеств цинской архитектуры является цветовое оформление комплекса построек. Богатейший узор, покрывающий наружные части здания, неотъемлемо связан со всеми его конструктивными особенностями, со всем его нарядным и праздничным обликом. Так, например, в зданиях Юнхэгуна пространство под черепичной крышей до горизонтальных балок, лежащих на колоннах, заполнено резными деревянными конструктивными деталями, расписанными сверху тонким и ярким геометрическим узором. Дробным формам доу-гунов храма соответствуют мелкие тонко и искусно выписанные узоры, объединяющие все подкровельное пространство и превращающие его в подобие богатого ковра.

В целом храм Юнхэгун, несмотря на свое культовое назначение, воспринимается снаружи как богатый дворцовый ансамбль, в котором основные принципы и традиции китайской архитектуры прошлого, переработанные на новый лад, еще не утратили своего совершенства.

Не только деревянные, но и каменные культовые сооружения цинского времени переживают общие для всего зодчества изменения в стиле. Так, белокаменная пагода храмового ансамбля Биюньсы (Храм лазурных облаков), расположенного в 10 км на запад от Пекина, состоит фактически из семи различных пагод, поставленных на высоком цоколе, внутри которого проложены лестницы, ведущие наверх. Все семь пагод, воспроизводящие ступенчатые формы китайских башен или бутылеобразные ступы, поставлены на высоком постаменте, богато орнаментированы и покрыты резными узорами. От крепостного характера танских и возвышенной устремленности кверху сунских пагод здесь не остается и следа. Пагода, как единое и целое башнеобразное здание, распадается на ряд небольших декоративных сооружений, в которых орнаментально-скульптурные формы играют доминирующую роль.

Зодчество цинского времени, несмотря на сохранение в нем художественных качеств и основных принципов средневековой китайской архитектуры периода расцвета, постепенно идет по пути утраты монументальности и проявления чрезмерного интереса к деталям и орнаменту, что приводит его в 19 в. к утрате цельности и значительности архитектурного образа. По существу, 18 в. явился заключительным этапом в развитии блестящей и своеобразной истории средневековой архитектуры Китая.

В 17-19 вв. живопись сравнительно с предшествующими периодами теряет ведущее положение, продолжая идти по пути консервации старых форм и образов.

В цинский период развивается и жанровая живопись, подчас продолжавшая традиции лирической темы Чоу Ина. Однако в больших композициях регламентация сюжета заставляет передавать широкие картины уличной жизни и городской толпы только по определенным правилам и стандартам, ограничивая этим художников. Преобладающей в изображении быта является зрительно фиксирующая, а не эмоциональная сторона.

Большую и самостоятельную роль в 18 — начале 19 в. приобретает и народный лубок, занявший в это время промежуточное положение между живописью и прикладным искусством. Если в 17 в. лубок еще по стилю следует традиционной живописи, то в середине 18 в. он отходит от нее, приобретая свое индивидуальное содержание, свой образный и художественный строй. Лубок этого времени отличается от живописи тем, что в нем отсутствуют черты застойности, уже характерные для официального искусства. Сюжеты лубка 18 в.— это изображение детей, красавиц, сцены из истории и современной действительности, иллюстрации к популярным литературным произведениям, народным легендам и т. д. Изящество, свежесть, яркость и нарядность характерны для лубка 18 в. Декоративные качества имеют в нем весьма важное значение.

Однако более широкое отображение жизни в лубке и значительное изменение его роли наблюдаются лить во второй половине 19 в.. после Тайнинского восстания.

Развитие китайской архитектуры находило свое проявление в строительстве дворцов, монастырей, храмов. Материалами кроме камня были дерево, бамбук, тростник, глина, а также терракота, фаянс, фарфор.

Приход к власти первого императора из династии Хань (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) имел большое значение не только для объединения огромной империи, границы которой с тех пор не изменялись, но и для развития китайской культуры, ставшей основой китайского мировоззрения вплоть до сегодняшнего времени.

В произведениях искусства отображаются славные моменты прошлой истории, превозносятся добродетели, осуждаются пороки. Одновременно создатели произведений искусств часто черпают свое вдохновение у природы.

В результате проникновения из Индии буддизма, в Китае появляются и новые типы культовых сооружений. Это прежде всего пагоды, представляющие собой башни из кирпича или камня, имеющие несколько ярусов с выступающими крышами, а кроме того, пещерные храмы, подобные индийским.

Так же как и в Индии, в Китае, под влиянием сооружений из бамбука некоторые архитектурные формы принимали своеобразный характер, например углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.

В начале нашего летоисчисления возникают новые большие города, и важной задачей опять становится строительство дворцов, которые представляли собой целые комплексы построек с павильонами, воротами и бассейнами посреди архитектурно проработанных парков. Для китайцев характерна особая любовь к природе, проявляющаяся в чутком к ней отношении и восприятии ее как важной составной части жизненной среды. Это выражается в сооружении храмов, объединяемых в симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садами, в которых стоят отдельные пагоды.

Кроме городов, храмов и дворцов строились гидротехнические сооружения, каналы и плотины.

Храм Неба (кит. трад. 天壇 , упр. 天坛 , пиньинь: Tiāntán, палл.: Тяньтань) — храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе — Храм Урожая (это главный храм комплекса, часто называемый Храмом Неба). Занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечетва. Площадь комплекса составляет 267 га. Тяньтань является одним из символов города.

Храм неба расположен к юго-востоку от императорского дворца. Появился он в то же время, что и Запретный город, и первоначально действовал как храм Неба и Земли. Этим объясняется необычная форма территории храмового комплекса (южная часть постройки имеет форму квадрата, а северная округла): согласно китайской традиции, круг символизирует Небо, а квадрат — силы Земли; с тех пор в стенах Тяньтаня возносились молитвы исключительно Небу.

В течение почти 500 лет раз в году, в день зимнего солнцестояния, императоры прибывали сюда, чтобы после трехдневного строгого поста принести Небу щедрые дары. Считалось, что у владыки Поднебесной божественное происхождение, поэтому только император имеет право обращаться к Небесам с молитвами о процветании государства. Властитель заклинал ветер, дождь, жару и холод, чтобы они появлялись именно тогда, когда назначено вековечным природным циклом, — это было залогом хорошего урожая.

Архитектура Китая

Храм Тяньнин (Пекин) — буддийский храм в районе Сюаньу , Пекин , КНР. В храме стоит Пагода храма Тяньнин, построенная в 12-м веке. Возведённая при киданьской династии Ляо в 1100—1119/1120 годах, пагода была достроена незадолго до падения этой династии. Это 13-этажное строение, 57.8 м (189 фт) высотой, на восьмиугольном основании, обычном в китайских пагодах, сделанном из камня и кирпича. Пагода имитирует стиль старинных деревянных пагод, отличающихся деревянным доугуном (декоративное крепление балок). Она стоит на широкой платформе, которая олицетворяет гору Сумеру. Пагода имеет веранду с перилами, хотя они декоративные. Стоит отметить декоративные порталы и изображения буддийских небесных стражей (Локапала), выполненых в китайском стиле. Дизайн пагоды вдохновил строителей эпохи Мин на постройку Пагоды храма Цышоу в 1576 году.

Историк архитектуры Лян Сычэн (1901—1972) — основоположник изучения древнекитайской деревянной архитектуры называл пагоду храма Тяньнин чистым примером средневековой китайской архитектуры.

Архитектура Китая

Пагода Шести Гармоний или пагода Люхэта ) — 13-ярусная 60-метровая пагода в южной части города Ханчжоу, Китай, является одним из ярких памятников архитектуры Китая периода династии Сун.

Восьмиугольная пагода, названная в честь шести гармоний буддизма, расположена на берегу реки Цяньтан, у подножья холма Юэлунь. В первый раз она была построена в период Северной империи Сун (960—1127 гг.), затем уничтожена в 1121 году и полностью восстановлена в 1165 г, в период Южной империи Сун (1127—1279). В 1900 была проведена серьёзная реконструкция пагоды.

В соответствии с историком Джозефом Нидхемом, пагода ранее служила маяком, помогала морякам определить место стоянки ночью, а также защищала от приливных волн.

С высоты пагоды открывается хороший вид на долину реки Цяньтан и двухъярусный мост через неё, который был построен китайским инженером Лао Ишенем в 1934-1937 годах.

Храм Истинного Единства

даосский храм у подножья горы Лунхушань

вниз по реке Луси, в 5 км от города Шанцин. Находиттся в 20 км к югу от города Интань в провинции Цзянси, автобусом можно доехать до деревни в 1 км по другую сторону моста, добраться можно также на плотах по реке. Это один из центральных храмов Школы Небесных Наставников, храм получил название по имени Школы Истинного Единства

В этом месте основатель даосизма Чжан Даолин выплавлял эликсир бессмертия. Чжан Шэн, четвёртый Небесный Наставник, в последние годы династии Хань построил этот храм, который раньше назывался Храмом Небесных Наставников, позднее храмом Яньфа. В современном виде храм был достроен во время династии Мин, название Храм Истинного Единства дал ему император.

Архитектура Китая

Архитектура Китая

Пагода Баочу в Ханчжоу — яркий пример китайского каменного зодчества Эпохи пяти династий и десяти царств (907—978). Девятиярусная 45-метровая пагода была возведена на Холме драгоценного камня (северный берег Западного озера) в 963 году как залог благополучного возвращения из Кайфына царевича Чу, последнего правителя местного княжества У-Юэ.

Будучи поставленной на весьма узкое основание, башнеобразная пагода без внутренних лестниц отличается стройностью и изяществом. На макушке пагоды — декоративный фонарь. К XX веку сооружение обветшало, однако предпринятая в 1933 году реставрация не отличалась добросовестностью: два верхних яруса были снесены вовсе, вследствие чего высота постройки сократилась на 15 метров.

Архитектура Китая

Пагода Дацинь (кит. 大秦塔) в районе Чжоучжи (кит. 周至县 ) китайской провинции Шэньси около города Сиань — древнейшая христианская церковь на Дальнем Востоке. Воздвигнута христианами-несторианами (представители Ассирийской церкви) приблизительно в 640 году Первоначально входила в состав монастыря.

На стенах памятника по сей день можно разглядеть изображения Рождества Христова и Ионы под стенами Ниневии. Также сохранились отдельные надписи на сирийском языке. В настоящее время сохранности пагоды угрожают не столько землетрясения, сколько периодические наводнения. В 1999 году была проведена косметическая реставрация; в ходе новых работ предполагается расчистить погребённые в XVI веке подземные залы.

Архитектура Китая

Дворец Высшей Чистоты

Согласно традиции, дворец построил основатель даосизма, первый Небесный Наставник Чжан Даолин во II векен. э..

Название Шанцин означает Выcшая чистота, этот термин часто употребляется в китайской традиции, так называется даосская школа.

Архитектура Китая

В комплексе почти отсутствуют типичные для даосских храмов жертвенники и алтари, считается, что именно здесь духи получают своё назначение и ранг в божественной иерархии.

Территория дворца занимает большую площадь над рекой Луси к востоку от основного города, местность неровная, включает в себя холмы. Весь комплекс окружён каменной стеной, внутри комплекса — живописный парк. Дворец призван всей своей формой выражать основные идеи даосизма, показывать высшее совершенство, развивать духовность и высшие моральные качества даосов. Весь дворец является священной территорией, на нём практически не было расположено жилых и административных зданий, основные ежедневные церемонии проводятся в другом месте, сам же дворец предназначен для прогулок, медитаций, отдыха, высших ритуалов и является местом единения с природой для старых даосов.

После разрушений дворец был восстановлен в сунском архитектурном стиле.

Архитектура Китая

Архитектура Китая

При входе во дворец — трёхэтажный павильон с аркой, на верхнем этаже расположены алтари, который называется Ворота Фуди (Ворота Счастливой Земли). Далее дорога, окружённая стеной с двух сторон, ведёт к Павильону Спешивания, где полагается спуститься с лошади и подготовиться ко входу на основную территорию дворца, освободясь при этом от оружия.

Далее предстояло пройти через Зал Девяти Дворцов и Восьми Триграмм, в котором изображена схема Восьми Триграмм Ицзина, распределённым по девяти дворцам, двадцать восемь колонн, соответствующие 28 лунным стоянкам китайского зодиака. За этим залом начиналась территория духов.

Проход в мир духов

Архитектура Китая

Далее через окружённую каменными стенами Улицу Драконов через ступени путь идёт в большой двор перед воротами Линсян (Ворота Волшебной Звезды).

Архитектура Китая

За воротами находится двор, на котором выложен символ Великого Предела (Тайцзи), с двух сторон двор замыкают Колокольная башня и Барабанная Башня.

Архитектура Китая

В следующем дворе расположен священный пруд, около которого следует отпустить на волю животных и птиц, к этому месту приезжали также императоры, чтобы отпускать на волю пойманых зверей. Здесь четвёртый небесный наставник Чжан Шэн посадил акацию. Далее располагается павильон, в котором обитали старики-даосы (Небесные Наставники и настоятели храмов), они накапливали энергию ци и готовились к возрождению в мире бессмертных. К этому павильону примыкает священный колодец c посеребрённой водой, отводящей несчастье.

Далее следует обширный парк, в котором спрятан Павильон заточённых злых духов.

Наньюэ Дамяо

Наньюэ Дамяо является местом массового паломничества, при этом паломники начинают отсюда начинают восхождение на гору Хэншань. Большинство храмов комплекса посвящено даосским божествам. Храм включает в себя также буддийский монастырь и конфуцианский алтарь.

Архитектура Китая

Архитектура Китая

Резиденция Небесных Наставников (кит. 天師府 , Тяньшифу) — даосский храмовый комплекс в городе Шанцин, в горах Лунхушань. Административно подчинённ муниципалитету города Интань. Находится на расстоянии 20 км к юго-востоку от Интаня, связан с Интанем автобусом. Первоначально назывался Обитель Великого Истинного Мужа, занимал площадь 24000 кв. м.

Здесь находился административный центр Школы Небесных Наставников, известной позже как Школа Истинного Единства (正一道), место обитания патриарха и даосская община.

Архитектура Китая

Комплекс построил основатель даосизма, первый Небесный Наставник Чжан Даолин во II веке н. э..

После революции комплекс пришёл в упадок. В апреле 1983 Госсовет КНР расширил список охраняемых объектов, туда вошла также Резиденция Небесных Наставников.

Архитектура Китая

Постепенно были выделены средства для реставрации храмовых комплексов, которые были открыты для туризма. Резиденция Небесных Наставников находилась в запущенном состоянии, многие храмы и павильоны были разрушены, территория была расширена и реставрирована, но реальное восстановление храмов и даосской общины можно отнести к середине 90-х годов. Храмовый комплекс был расширен, на его территории раскинут декоративный парк, общая площадь стала 50000 кв. м.

Пайлоу (кит. 牌楼 ), или Пайфан

резные орнаментированные триумфальные ворота из камня или дерева, возводившиеся в Китае в честь правителей, героев, выдающихся событий. Перекрыты одной или несколькими крышами в зависимости от числа пролётов.

Пайфан изображается в различных формах. Одна из форм включает в себя размещение деревянных столбов на каменные основания, и связать их друг с другом деревянными балками. Этот тип всегда красиво оформлен, колонны обычно окрашены в красный, украшенная сложная конструкция и китайская каллиграфии. Крыши покрыты цветными изразцами, в комплекте с мифическими чудовищами - так же, как и китайские дворцы.

Другая форма Пайфана заключается в форме арок из камня или кирпича, стены которых могут быть окрашены в белый или красный цвета, или украшенне цветными изразцами; в верхней части арки украшаются, как и их деревянные аналоги.

Еще одна форма Пайфана, построена в основном на религиозных могильники, состоит из простых белых каменных столбов и балок, без черепицы, без цветных украшений, но с особенной разработкой резьбы, созданная мастером каменщиком.

Ворота в деревне Сиди

Архитектура Китая

В XX веке три гробницы были вскрыты и исследованы археологами, однако в 1989 г. археологические изыскания на территории комплекса были прекращены и с тех пор не возобновлялись.

Павильон с черепаховой стеллой у входа в погребальный комплекс

Архитектура Китая

Парк Бэйхай

императорский сад к северо-западу от Запретного Города в Пекине.

Бай Та (Белая ступа) — 40-метровая ступа, размещенная на вершине острова Цхунхуа. Сделана из белого камня. Гравюры солнца, луны и пламени украшают поверхность башни. Уничтожена землетрясением в 1679 и отстроена в следующем году и снова восстановлена в 1976 после землетрясения в городе Таньшаньнедалеко от Пекина. Гробница внутри хранит буддийские писания, монашеские мантии, сосуды для милостыни и кости монахов(остатки после кремации).

Архитектура Китая

На территории парка находится пара восстановленных буддийских храмов, такие как Юйнань (Храм Вечного мира) и Чаньфу.

На северном берегу размещен Павильон 5 драконов : 5 соединенных павильонов со шпилями и традиционными китайскими карнизами, построенные во времена династии Мин.

Один из павильонов 5-ти драконов

Архитектура Китая

Стена 9 драконов — размещена к северу от Павильона 5 драконов. Была построена в 1756 и является одной из 3 подобных стен в Китае. Сделана из семицветного глазурированного кирпича. 9 драконов, играющих в облаках, украшают обе стороны стены.

Стена 9-ти драконов

Архитектура Китая

Архитектура Китая

Также на северном берегу существует зал Дзинсинь (зал успокаивающегося сердца). Из себя она представляет сад в саду площадью более 4 000 м².

Круглая стена (Tuancheng) вмещает в себя холл Получения света (Chengguangdian) — просторное здание с двойной карнизной крышей, сделанной из желтой, окаймленной зеленым цветом, глазированной черепицы. Внутри находится Будда высотой 1.6 м, подаренный императору Гуансюю кхмерским королем Камбоджи. Статуя высечена из монолита чистого белого нефрита; украшена драгоценными камнями. Войска Альянса восьми держав повредили левую руку статуи во время грабежей, последовавших за взятием Пекина в 1900 году.

В парке можно найти камни Тайху, привезённые из провинции Хэнань, и разнообразные коллекции, начиная от нефритовых сосудов эпохи Юань, заканчивая коллекцией из 495 стел со следами погибших сотни лет назад деревьев.

Летний императорский дворец (кит. трад. 頤和園 , упр. 颐和园 , пиньинь: Yíhé Yuán, Парк Ихэюань) — летняя резиденция императоров Цинской династии на окраинеПекина. Парк с более чем 3000 строений занесён ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. К западу до 1860 года находились обширные Императорские сады.

Читайте также: