Архитектура англии 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Великобритания – страна, хранящая в себе огромное количество сооружений, построенных в разные эпохи, и оформленных совершено разными стилями. Среди строений в Великобритании можно встретить представителей барокко, готики, классицизма, палладианства, неоготики, модернизма, хай-тека, постмодернизма и многих других. Рассмотрим их подробнее.

Доисторические времена

Стоит упомянуть и сооружения древних времён. Самое известное из них – Стоунхендж. Учёные относят эту постройку к периоду неолита. Этой постройке более двух тысяч лет, однако, никто так и не может точно сказать, для чего она предназначалась. Кроме того, на территории Великобритании сохранилось множество гробниц, возрастом превышающих две с половиной тысячи лет.

Рисунок 1. Стоунхендж. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Древнеримская колонизация

В средине первого века нашей эры на острова высаживаются римляне, начавшие свою экспансию. Однако они встречают ожесточённое сопротивление, из-за чего были вынуждены ограждать захваченные земли каменными и кирпичными стенами. Некоторые из них сохранились и до наших времён, однако, большая часть будет разобрана для строительства католических церквей. Так же к римскому вкладу в британскую архитектуру относят:

  • императорский вал;
  • остатки римских бань в Лондоне и на курорте Бат;
  • кладбища;
  • виллы влиятельных римлян.

Раннее средневековье

В пятых – шестых веках нашей эры в Британию прибывают германские племена (англы, саксы, юты и так далее). Постепенно они смешиваются с коренным населением – кельтами. Однако, и их влияние на английскую архитектуру минимально ввиду отсутствия знаний о строительстве больших сооружений. И всё же, при них появляется холл, сооружение продолговатой формы, где могли собираться все работающие члены семьи.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, при них начинается христианизация, характеризующаяся строительством простых маленьких церквей. Вместе с этим развивается и декорирование фасадов зданий, которое получит развитие в британской готике чуть позже.

Английская готика

Готическая культура возникает в конце двенадцатого века и просуществует целых четыре столетия. Одной из явных черт готики является очень большое расползание монастырей, включение в их территории полей и дополнительных пристроек. Города же строились плотно. Однако дома сохраняли привычную для Англии вытянутую и не очень широкую форму. Фасады зданий подвергаются активному декорированию с использованием мелких деталей, прослеживаемых и в настоящее время.

Сохранились свидетельства и о том, что в развитие английской готике вложили свой вклад и французы. Именно французские архитекторы начали проектировать английские соборы на готический манер.

Чуть позже начинается негласная гонка: кто нарисует лучший орнамент для размещения на потолке строения. Однако, продлилась она не долго, так как строительство соборов и монастырей начало угасать, а к окрестным территориям, которые раньше занимали поля и монастырские пристройки, начали достраивать торгово-промышленные корпорации, цеховые дома и мелкие мастерские.

Английскую готику делят на три периода:

  • ранняя английская (с конца XII в. до середины XIII в.);
  • геометрически-криволинейная (с середины XIII в. до середины XIV в.);
  • перпендикулярная (с середины XIV в. до XVI в.).

Фахверковая застройка

Для рядового жителя преобладали деревянные дома. Постоянная вырубка лесов привела к тому, что люди были вынуждены обратиться к фахверку. Это метод строительства, при котором деревянной является лишь конструкция, а всё остальное сделано с помощью кирпича, камня или замазочной глины. Англичане даже научились штукатурить такие строения.

В это время в Британии издаётся закон о плотности застройки домов, который запрещал размещать строения слишком близко друг к другу. Создан он был для того, чтобы предотвратить распространение пожара на другие дома в случае его появления. Из-за этого мы можем наблюдать широкие улицы между домами даже в современной Великобритании.

В эпоху Реформации гонимые протестанты прибывают на Британские острова и возобновляют строительство из красного кирпича. Вместе с ними начинается размещение двухэтажных строений.

Краткая эпоха барокко

Исконно европейский стиль барокко имел крайне ограниченный период существования на территории Великобритании. Таким же коротким был и список архитекторов, которые придерживались идеи внедрения барокко:

  • Джон Ванбру, архитектор;
  • Джеймс Торнхилл, живописец;
  • Николас Хоксмур, архитектор, а также помощник Ванбру;
  • Иниго Джонс;
  • Кристофер Рен.

Свою лепту в него внёс знаменитый проект Уайт-холла, который, к сожалению, так и не был осуществлён. С этим проектом Британия вошла в негласное соревнование европейских монархов по строительству самых больших королевских резиденций. Так, например, Франция имела знаменитый на весь мир Лувр, а в Испанской империи был Эскориал и Буэн Ретиро. Под Уайт-холл отвели участок, равный 11 гектарам земли между парком Сент Джеймс и Темзой. По проекту Иниго Джонса новая резиденция имела прямоугольный план с семью внутренними дворами. Дворовые территории окружались корпусами дворцов, состоящих из трёхчастных блоков. Углы гигантского каре также венчали прямоугольные трёхэтажные башни, которые возвышались над двухэтажными корпусами. Изюминкой был двор с круглой галереей, украшенной парапетом с вазами. Проект стал первым примером ансамбля европейского образца в Британии.

Классицизм XVII века

Позиция, занимаемая классицизмом в английской архитектуре, была куда больше по сравнению с барокко. Основной личностью в распространении этого стиля является Иниго Джонс. Представительница новой королевской династии – Анна – назначает его главным архитектором. Именно Иниго Джонс принёс на Британские острова учение архитектора Палладио.

Рисунок 2. Английский классицизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Британская архитектура сложилась в результате смешения стилейВверху: Здание Парламента в Северной ИрландииВ центре слева: Небоскрёб Мэри-Экс и Церковь Св. АндреяВ центре справа: Рокдэйл Таун-ХоллВнизу слева: Отель The BalmoralВнизу справа: Замок Пембрук

Британская архитектура сложилась в результате смешения стилей
Вверху: Здание Парламента в Северной Ирландии
В центре слева: Небоскрёб Мэри-Экс и Церковь Св. Андрея
В центре справа: Рокдэйл Таун-Холл
Внизу слева: Отель The Balmoral
Внизу справа: Замок Пембрук

Архитектура Великобритании состоит из эклектичного многообразия архитектурных стилей, включая те, что предшествовали созданию Соединённого Королевства. Англия стала наиболее влиятельным центром архитектуры острова, однако значительную роль в международной истории архитектуры играют уникальные стили Ирландии, Шотландии, Уэльса. Хотя есть образцы доисторического и классического строительства, британская архитектурная история начинается с первой англосаксонской христианской церкви, построенной вскоре после прибытия Августина Кентерберийского в Великобританию в 597 г. Образцы норманнской архитектуры встречаются с XI века по всей Великобритании и Ирландии. Между 1180 и 1520 гг. процветала английская готическая архитектура, первоначально импортированная из Франции, но быстро развившая свои уникальные качества [1] .

Особенное географическое и историческое положение Англии всегда влияло на ее искусство. “Непохожесть” художественного развития Англии состоит прежде всего в несоответствии его хронологии истории художественных стилей классических европейских стран: Италии, Франции и даже Германии. “Те художественные тенденции, которые в Европе следуют одна за другой, — писал Б. Виппер, — в Англии существуют одновременно, переплетаясь друг с другом или развиваясь независимо друг от друга”. Рассмотрим этапы развития архитектуры на разных временных отрезках.

К этой эпохе относятся одни из самых загадочных и интересных археологических памятников, которые можно увидеть на сегодняшний день. Их на самом деле так много, что некоторые удивительные древние памятники просто стали забывать.

Карн Глуз (Carn Gluze), или Боллоуолл Барроу (Ballowall Barrow)

Курган расположен на юго-западе Великобритании в Корнуолле.

Структура состоит из двух концентрических кругов и могильного холма, расположенного в их центре, которые окружает круговая стена. В холме археологи обнаружили 5 гробниц, в которых было разнообразие горшков, относящихся к бронзовому веку. Некоторые археологи считают, что курган расположен на стоянке древнего человека периода раннего каменного века.

Ланьон Куа (Lanyon Quoit)

Эта интересная структура называется дольмен и является частью другого комплекса гробниц. Изначально это строение было достаточно высоким, под ним мог проехать всадник на лошади. Огромный камень, лежащий поверх стоящих камней, весит 13,5 тонн.

Мен-ан-тол (Men-an-tol) или Глаз Дьявола (Devil’s Eye)

В переводе с оригинального корнуоллского языка “Men-an-tol” означает “камень с отверстием”. О самих камнях мало что известно, мы знаем лишь то, что они были вырезаны из очень прочного гранита. По некоторым теориям, круглый камень был входом в древнюю гробницу, или возможно частью календаря. Круглый камень с отверстием в центре считался панацеей от всех болезней, и использовался в лечебных ритуалах, в которых детей пропускали через отверстие в камне, чтобы излечить болезни. Легенда гласит, что если женщина пройдёт через отверстие 7 раз при полной луне она забеременеет.

Вест-Кеннет-Лонг-Барроу (West Kennet Longbarrow)

Это огромнейшее строение, растянувшееся более чем на 91 метр. Оно старше Стоунхенджа на 400 лет и было возведено в 3 600 году до нашей эры. В отличие от уже упомянутых нами курганов, в Вест-Кеннет-Лонг-Барроу можно зайти внутрь. Здесь археологи нашли более 50 человеческих скелетов. Самое интересное, что, по-видимому, кости были рассортированы по различным типам и хранились в разных комнатах. Широким фасадным камнем периодически закрывали вход, чтобы обезопасить строение от потенциальных грабителей могил. Этот главный камень также предположительно служил декорацией для проведения ритуалов захоронения, которые проводились до того, как усопших заносили вовнутрь. В течение тысячи лет использования кургана популярным типом ритуала было небесное захоронение: как только плоть с костей исчезала благодаря действию сил природы, кости собирались и переносились внутри строения.

Камни Роллрайт (Rollright Stones)

Этот комплекс состоит из нескольких различных структур, самым интересным строением из которых является Кингсмен (Kingsmen). Эти стоящие камни выложены в идеальный круг, их высота колеблется от нескольких десятков сантиметров до 2,1 - 2,4 метров. Считается, что изначально камни касались друг друга, образуя идеальный непрерывный круг.

Стоунхендж - это одно из самых легендарных мест на Земле: 80 камней, образующих внутренний круг были доставлены сюда с территории современного Уэльса, которая находится на расстоянии более 386 километров. Каждый из этих камней весит больше тонны. Считается, что Стоунхендж использовался в качестве крематория или храма для празднования жизни усопших. Ритуальная мощёная дорожка связывает Стоунхендж с близлежащей рекой, которая в свою очередь связана с другим хенджем под названием Даррингтон-Уоллс (Durrington Walls), в котором вместо камней стоят деревянные столбы. Согласно одной из теорий, сначала люди праздновали жизнь умершего человека в Даррингтон-Уоллсе, после чего спускались по реке в Стоунхендж, где они праздновали смерть усопшего.

Скара-Брей (Skara Brae)

Скара-Брей - это одно из самых хорошо сохранившихся мест в этом списке. Скара-Брей расположен на одном из шотландских Оркнейских островов (Orkney), и его часто называют шотландской версией Помпей из-за того, что он так хорошо сохранился. По сути это место представляет собой город, построенный на холме, образованном из хозяйственных отбросов первобытного человека, погребённый под слоем осадочных пород. Мы знаем, что его жители были крупными производителями керамики, известной как желобковая керамика, которая была широко распространена во всей Великобритании. Площадь каждого из домов составляет примерно 12 квадратных метров и в самом его центре находится очаг. Считается, что обитатели домов обогревали их с помощью сжигания местного торфа. Их диета в основном состояла из даров моря, и по большей части они питались водорослями и моллюсками. В каждом доме была каменная мебель, включающая шкафы, кресла, комоды, ящики для хранения, а также дверь, которая запиралась изнутри. Ещё больше впечатляет то, что в каждом доме была сложная дренажная система и примитивная версия современного туалета.

Примерно с VII века отсчитывают начало английской средневековой архитектуры. Англосаксы и Кельты сложились в единую народность. Их архитектура - примитивные деревянные хижины - жилища с круглым основанием, изготавливаемые, как правило, из деревянных столбов-свай, иногда – из камня. Крыша имела форму конуса и покрывалась тростником или соломой. Стены были глинобитными: они обмазывались смесью из глины, навоза и мелких веток и листьев, что при высыхании обеспечивало высокую крепость и надежность конструкции. Прочность же крыши обеспечивалась также ее наклоном в 45 градусов. Диаметр такого дома варьировался от 5 до 15 метров, выхода для дыма не было, но они так уходил сквозь тростник. В больших семьях возникает холл (англ. Hall), удлинённое сооружение с двускатной крышей, где собирались все работоспособные члены семьи. Дома можно увидть в деревне “Butser Ancient Farm” в английском графстве Хэмпшир. Под влиянием эмигрантов из Европы начинается христианизация земель. Древнеримские каменные и кирпичные постройки разрушают, а стройматериалы используют для создания простых христианских церквей.

Многие английские города основаны римлянами в первых веках нашей эры. К постройкам этого времени относятся городские ворота в Линкольне, ворота в Колчестере, многочисленные руины римских военных укреплений, вал Адриана, отделяющий Англию от Шотландии (возведен императором Адрианом в 122–130 годах), длина 117 км, ширина 5 м, высота 3 м, количество фортов: 16, между ними башни каждые 2 мили, причем строительство велось всего 10 лет.

Вал Антони?на — укрепление из камня и торфа, построенное Римской империей в 142—144 гг. при императоре Антонине Пие. Он проходит поперёк современной Шотландии, в 160 км к северу от ранее сооружённого Вала Адриана. Длина - 63 км, ширина - 5 м, высота - 3-4м. Археологические доказательства свидетельствуют о том, что вал Антонина был построен из блоков дерна, уложенных на каменное основание шириной 4,25-4,9 м. Между камнями основания уложены дренажные трубы. Попасть наверх насыпи можно было деревянным лестницам: постоянным или съемным. С северной стороны вала был вырыт ров. Ров V-образного профиля, стены расположены под углом 30 градусов к вертикали. Вдоль дна рва идет дополнительная яма.

Бани в Бате. Горячие источники, которым город обязан своим существованием, известны уже в 44 г., ещё до появления в этих местах римских легионов. Источников всего 4, со средней температурой в +46 °C. Помогают в лечении подагры, ревматизма, паралича; воду пьют и используют для ванн и душей. Открыты вновь в 1897 г. архитектором Джоном Вудом, работают до сих пор.

Великобритания пережила очередное вторжение норманнов в 1066 г., которые создают централизованное феодальное государство. Организатор и руководитель нормандского завоевания Англии, Вильгельм Завоеватель, официально поддерживает строительство в романском стиле (соборы, церкви, замки). Военные отряды норманнов строят палисады с казармами для лучников и деревянные башни донжоны. Донжо?н (фр. Donjon - господская башня, от ср.лат. dominionus) - главная башня в европейских феодальных замках. В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними - это как бы крепость внутри крепости. Со временем дерево меняют на камень, замки совершенствуются, увеличиваются в размерах и становятся характерным признаком всего британского средневековья и чертой архитектурной культуры Британии вообще. В конце XII в. в стране существовало уже 80 замков. Важнейший среди них – замок Тауэр в Лондоне, который был резиденцией Вильгельма Завоевателя. Остатки романских замков имеют Рочестер, Ньюкасл, Дувр, Ноттинген, Конисбро, Йоркшир, Ричмонд.

Англосаксонско–романский стиль, господствовавший в архитектуре до середины XI века, отличался простотой архитектурных и строительных приемов: несложные полукруглые арки, двускатные крыши, заимствованные у привычного деревянного зодчества.

Сменивший его норманнский стиль просуществовал до конца XII века. Он отличался обилием одинаковых мощных колонн, круглыми украшенными оконными проемами и потолочными сводами, узкими окнами, не очень мощными контрфорсами. Выдающимися замковыми постройками нормандского стиля считаются Хедингем в Эссексе и Конисброу в Йоркшире. В том же стиле выполнена и часть строений Эдинбургского замка в Шотландии. Один из лучших образцов этого стиля - старейший в Великобритании собор в Или, был заложен в 673 году, но современный вид приобрел лишь к середине XII века. Строительство собора продолжалось почти триста лет, с 1083 года по 1375 год.

Ранняя готика характерна для строений XIII века, их общий вид определяется существенной высотой и обширностью, длинными, достигающими основания здания окнами В XIV веке на смену ранней пришла английская готика - в такой архитектуре сделан характерный акцент на отдельные элементы орнамента: огромные стрельчатые окна со сложной ажурной каменной резьбой, тяжелые контрфорсы, столбы с плотно соединенными нервюрами, увитые листьями скульптуры, карнизы, цветочные орнаменты. Лучше всего этот стиль представляют соборы Йорка, Норвича и Линкольна, отдельные элементы Вестминстерского аббатства. Богатейшая орнаментика достигла совершенства в строительном искусстве поздней готики, или “перпендикулярном” стиле (конец XIV века — XV век), отличающемся особым пристрастием к вертикальным плоскостям (Кингс Колледж в Кембридже, часовня Св. Георга в Виндзорском замке и часовня Генри VII в Вестминстерском аббатстве).

В XVI веке - начале XVIII века в Великобритании господствовали ренессанс и барокко, их элементы зачастую смешивались в одном и том же здании. Важнейшим памятником стиля, называемого “английское барокко”, является кафедральный собор Св. Павла в Лондоне, построенный в последней трети XVII века по проекту сэра Кристофера Рена - одного из крупнейших английских архитекторов. Во внешнем облике этого здания присутствуют пространственный размах, слитость, текучесть сложных криволинейных форм.

Еще в первой половине XVIII в. в архитектуре Англии утвердился неоготический стиль. Одним из самых впечатляющих его примеров стал ансамбль Парламента в Лондоне. Автором архитектурного проекта был Чарльз Бэрри (1795—1860). Башни разной высоты делают силуэт Парламента ассиметричным; самая высокая из них - Виктория – 103 м, Часовая - около ста метров; на Часовой башне установлены знаменитые часы Биг Бен с четырнадцатитонным колоколом. По сторонам центрального вестибюля располагаются залы заседаний - Палата лордов и Палата общин. Всего в здании тысяча сто комнат, коридоры общей протяженностью четыре километра, около ста лестниц и одиннадцать внутренних дворов. В ансамбль Парламента Бэрри включил также Вестминстер-холл, одно из старейших лондонских зданий (XI в.). Внутренней отделкой Парламента руководил Огастес Уэлби Пьюджин (1812—52) - архитектор и художник, страстно влюбленный в средневековье. Интерьеры здания украшены статуями (их более пятисот), картинами, фресками, мозаикой, витражами, деревянной резьбой и изделиями из бронзы. Особой роскошью отделки отличается Палата лордов с оконными витражами и резным позолоченным балдахином над королевским троном.

Примерно в середине XVIII в. одновременно с сооружениями неоклассицизма в Англии появились постройки, в которых использовались мотивы готической архитектуры: стрельчатые арки, высокие крыши с крутыми скатами, витражи. Этот период увлечения готикой, который принято называть “готическим возрождением”, продолжался вплоть до начала XX столетия (да и сегодня в Англии нередко строят здания в готическом стиле). Основателем “готического возрождения” был граф Хорас Уолпол (1717—97), литератор, автор первого романа ужасов “Замок Отранто”. В 1746—90 гг. он перестроил в готическом стиле свою виллу в усадьбе Строуберри-хилл. Она стала своего рода реальным воплощением выдуманного замка Отранто. Уолпол пригласил нескольких архитекторов и сам был их консультантом и вдохновителем. Все элементы постройки, заимствованные из реальных готических сооружений, расположены очень прихотливо, в необычных сочетаниях. Например, для книжных шкафов использовались копии украшений из старого собора Святого Павла в Лондоне, а перекрытия галереи на вилле повторяли своды капеллы короля Генриха VIII. Уолпол восхищался асимметричностью и “живописным беспорядком” средневековых готических соборов. Кроме того, постройка в готическом стиле, по мысли Уолпола, была замечательным украшением пейзажного парка. Она навевала исторические ассоциации, заставляя зрителя воображать себя участником давних событий.

В XIX веке на смену монументальному георгианскому стилю пришел викторианский. В этом стиле выполнена одна из знаменитых в мире построек - Букингемский дворец. Архитекторы: Джон Нэш, Эдвард Блор, Астон Уэбб, Уильям Уинд, Томас Кабитт. История Букингемского дворца и само его название восходят в XVIII веку, Георг III построил библиотеку, создал картинную галерею. Символом королевства Букингемский дворец сделала королев Виктория, Букингемской дворец - это маленький город со своим отделением полиции, 2-мя почтовыми офисами, госпиталем, баром, 2-мя спортивными клубами, дискотекой, кинотеатром и бассейном. Во дворце около 600 комнат и около 3-х миль красных ковровых дорожек. Два человека работают полный рабочий день, что бы следить за 300 часами дворца. Обслуживающий персонал этого "городка" составляет около 700 человек. Выдержав испытания судьбы (9 сентября 1940 года немецкая бомба упала на дворец, три дня спустя он был вновь атакован), он предстает перед нами во всем величии и красоте.

Современные тенденции в архитектуре связаны с именами Ричарда Джорджа Роджерса и Нормана Фостера.

  • Штаб-квартира компании “Ллойд” в Лондоне (1979—84),
  • Европейский суд по правам человека в Страсбурге (1984),
  • Терминал аэропорта Хитроу в Лондоне (2004—08),
  • Жилой комплекс Нео-Бэнксайд в Лондоне (2006—12),
  • Онкологический центр “Мэгги” больницы Чэринг-Кросс в Лондоне.(2003—08)

После провала масштабного проекта “Купола Тысячелетия” (1996—99) репутация архитектора несколько пострадала, но, будучи тесно связан с лидерами Лейбористской партии (он представляет ее в Палате Лордов), Ричард Роджерс продолжает считаться одним из влиятельнейших деятелей культуры Великобритании.

Норман Фостер родился в 1935 г. в Манчестере, в семье простого рабочего. В 1967 г. Фостер создает свою архитектурную фирму “Фостер и партнеры”. увлечен идеей экологичности и очень внимателен к новациям в области энергосбережения. Свои идеи архитектор стремится воплотить с максимальным использованием естественного света и воздуха, привлекая для этой цели самые смелые инженерные решения. Спроектированные им здания сами регулируют потоки воздуха и света, активно экономя энергию. На 180 м над Гонконгом (ныне Сянган) возвышается супертехнологичный 43-этажный офис Шанхайского банка (1979—86). Система зеркал, управляемая компьютером, направляет солнечный свет вдоль вертикальной оси с верхних этажей здания банка на нижние. Его любимые материалы - сталь и стекло. Здания из них органично вписываются в окружающую природу. Верхом экологичности стал созданный Фостером во второй половине 90-х годов 259-метровый небоскреб из стекла и стали — Коммерцбанк-тауэр во Франкфурте-на-Майне (1994—97). В нем даже внутренние помещения наполнены светом. А обилие зимних садов на этажах создает дополнительный комфорт для обитателей небоскреба. Норман Фостер - архитектор, построивший Мост Миллениум в Лондоне (1999—2002) и крупнейший аэропорт мира Международный аэропорт в Пекине (2008), купол Рейхстага в Берлине (1993—99) и знаменитую башню Херст в Нью-Йорке (2006) и многое другое. Нормана Фостера ценят за виртуозную художественную трактовку и бесконечное многообразие форм. Так, Павильон ОАЭ для ЭКСПО 2010 (2010) отображает символическую связь с пустынным пейзажем, характерным Арабских Эмиратов, лондонский Сити-холл (2002) своей причудливой формой напоминает нарезанное яйцо, Павильон “Клайд аудиториум” в Глазго (1997) своими очертаниями похож на броненосца, а офис компании Суис Ре (2001—03) - на огурец. Первое сооружение Фостера в СНГ — Байтерек (монумент) в Астане (2002), позднее там же были построены Дворец Мира и Согласия (2006) и торгово-развлекательный центр Хан Шатыр (2010). Для Санкт-Петербурга бюро Фостера разработало проект реконструкции острова Новая Голландия и торгового комплекса Апраксин двор (последний проиграл проектный конкурс). В Москве, в Нагатинской пойме, архитектор планирует построить “Хрустальный остров” - самое широкое высотное здание в истории человечества, а в Ханты-Мансийске — небоскрёб в форме бриллианта.

Архитектура современной Великобритании — это сложный результат смешения различных стилей, включая и те, что возникли ещё до образования самого государства.

Безусловно, основу архитектуры всего Соединённого Королевства составляет английский стиль, однако стили Ирландии, Уэльса и Шотландии тоже оказали на неё своё влияние.

Если говорить о классической именно британской архитектуре, то здесь можно выделить три основных исторических периода со своей характерной стилистикой:

  • стиль Тюдоров (XVI в.),
  • георгианский стиль (XVIII в.)
  • викторианский стиль (XIX в.).

Стиль, называемый тюдоровским, сложился в XVI веке — назван он так в честь правившей в тот период королевской династии. Дома эпохи Тюдоров отличают небольшие окна, высокие узкие двери и крутые крыши. Ещё одна отличительная черта стиля — сгруппированные дымоходные трубы различных форм, декорированные керамикой. Отдельным направлением стиля стал фахверк — так называют белые дома с наружным деревянным каркасом.

Фактически стиль Тюдоров можно отнести к поздней готике: здесь можно увидеть те же вытянутые и узкие силуэты, но со своими особенностями. На английскую архитектуру этого периода своё влияние оказало и барокко, поэтому тюдоровские постройки отличаются вычурными декором.

Архитектура барокко была воспринята Англией в XVII веке и стала интерпретацией классицизма.

Первые загородные дома в стиле барокко появились в конце 1690-х. Самыми знаковыми постройками этой эпохи стали Собор Святого Павла и Гринвичская больница, спроектированные Кристофером Реном, а также дворец Бленхейм архитектора Николаса Хоксмура. Бленхейм — единственное здание, которое не принадлежало королевской семье, при этом называясь дворцом. Именно здесь вырос Уинстон Черчилль.

Отличительные черты стиля — сложные, вычурные и даже несколько театральные украшения, изобилие куполов, свойственных эпохе Возрождения.

Барокко недолго оказывало влияние на британскую архитектуру, поэтому жилые дома в этом стиле не так просто встретить. А вот церквей значительно больше: после Большого пожара в Лондоне часть церквей пришлось возводить заново — и именно так появились 30 сооружений в стиле барокко, спроектированных Кристофером Реном.

Дома в георгианском стиле отличаются сдержанностью, но при этом выглядят внушительно — как правило, именно их мы подразумеваем, упоминая английскую архитектуру в повседневном диалоге. Этот стиль характеризуется красными кирпичными стенами без лишних украшений, равновесным числом окон на фасадах домов, симметричным передним планом, средними по высоте скатами крыш, парными трубами. Украшаются только дверные проёмы: двери георгианских домов, как правило, декорированы филёнками и обрамлены пилястрами. Со всех сторон здания окружены цоколем.

Эпоха правления королевы Виктории оказалась крайне успешным для Англии историческим периодом: это было время бурного роста промышленности и активного накопления капитала. Логичным продолжением такого роста становится то, что в этот же момент в обществе возникает запрос на роскошь, изысканные интерьеры и некоторые "излишества" в архитектуре. В попытке разобраться в том, что представляет собой викторианский стиль, важно помнить вот о какой детали: королева Виктория правила страной очень продолжительный период, с 1837 по 1901 гг. Поэтому нет ничего удивительного в том, что под "викторианской архитектурой" скрывается огромное количество самых разных построек, от неоклассики до неоготики.

Викторианский стиль характеризуется высокой декоративностью фасадов, сложными асимметричными формами, крутыми крышами, увенчанными башенками. Другие характерные приметы дома викторианской эпохи — выступающие эркерные окна, веранда вокруг одной или двух сторон здания и фронтон на главном фасаде. Стены дома в викторианском стиле, как правило, также декорируются: это может быть фахверк, сайдинг или каменная кладка.

В основной своей массе викторианский архитектурный стиль представляет собой неоготику: устав от георгианской сдержанности, британская публика вновь обратила своё внимание на изящные декоративные формы. Главным отличием этого архитектурного направления от готики стал больший уклон в функциональность: готические формы адаптировались под актуальные потребности, а практичностью больше не жертвовали в угоду декору.

Ар-деко — архитектурный стиль, сформировавшийся во Франции и получивший в Англии совершенно особенную интерпретацию.

В Великобритании период ар-деко продлился примерно с 1925 по 1939 гг. и воплощал собой гармонию, простоту, инновационность и современность. Условно эту эпоху можно разделить еще на две вехи: в 1920-е господствовал зигзаг-модерн, а в 1930-е ему на смену пришел стримлайн-модерн.

Суды, школы и другие общественные здания быстро восприняли этот стиль, хотя многие здания в стиле ар-деко фактически так и не были открыты до окончания войны.

Особенностями ар-деко в английской интерпретации стали маленькие круглые окна, изогнутые угловые стены, плоские крыши, металлические перила, зигзаги и шевроны.

Послевоенная эпоха характеризовалась разрывом с прошлым, лишь изредка вдохновляясь прежними стилями архитектуры. Однако к середине 1960-х годов возродился энтузиазм в отношении старых стилей и возрос интерес к сохранению старых зданий.

Все большее число старых зданий реставрировалось и модернизировалось, не теряя при этом своих самых очаровательных черт. Середина и конец шестидесятых стали эпохой постмодернистской архитектуры. Это была попытка улучшить модернизм в общепринятом понимании, который часто считался холодным, уродливым и просто функциональным, а не приятным и гостеприимным. В послевоенное время также стал популярен брутализм. Этот стиль, характеризующийся большим количеством бетона без отделки, до сих пор сохраняет большое количество поклонников, хотя многие здания, созданные в стиле брутализма, с тех пор были снесены.

Здание Секретной разведывательной службы (CIS или MI-6), яркий пример постмодернистской архитектуры, особенно прославилось благодаря Джеймсу Бонду.

Эклектика британской архитектуры особенно явственно прослеживается на улицах Лондона. Здесь совсем рядом можно увидеть готические соборы, романские здания XII-XV вв, прекрасные дворцы XVI-XVIII вв, уже упомянутые выше стиль тюдоров, георгианские и викторианские постройки и, разумеется, ультрасовременные офисные здания.


Оригинальных построек в стиле Тюдоров в Лондоне, к сожалению, сохранилось не так много. Одно из выживших в Великом Пожаре зданий — Стейпл-инн, расположенный на границе района Холборн и Лондонского Сити — настоящая фахверковая жемчужина XVI века

Когда-то здание Стейпл-инн представляло собой комплекс из рынка для оптовой продажи шерсти, а также учреждений, занимающихся сбором пошлин и контролем за деятельностью этого рынка. Сегодня здесь располагаются институт актуариев и несколько магазинов на первом этаже. При этом даже вывески этих магазинов стилизованы под старину: так, чтобы не вызывать диссонанса с оригинальным зданием тюдоровской эпохи.

Классический стиль эпохи Тюдоров отвечает эстетическим вкусам и более поздних поколений: неудивительно, что в XIX-XX вв. в Лондоне стали появляться здания в псевдотюдоровском стиле (Mock Tudor, Tudorbethan). Например, это универмаг Liberty на площади Оксфорд-сёркус, а также пабы The George (расположен на Флит-стрит, прямо напротив Королевского суда), Coach & Horses в районе Мейфэйр и Three Greyhounds в Сохо.

Георгианский период в архитектуре Англии продолжался с 1720 по 1840 гг., поэтому образцы этого стиля легче всего найти в исторических районах Лондона: например, в Блумсбери или Сохо. Именно в сдержанных георгианских домах жили персонажи книг Джейн Остин — и сегодня подобные постройки можно увидеть в их многочисленных экранизациях.

Читайте также: