Зарубежная этнопсихология в 19 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Зарубежная этнопсихология в XIX веке - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Зарубежная этнопсихология в XIX веке" 2015, 2017-2018.

1) генетики 2) эволюционной теории 3) медицины 4) микроскопии 14. Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех её структур? 1) цитоплазма 2) клеточная стенка 3) вакуоль 4) рибосома 15. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и. [читать подробнее].

План 1. Кризис николаевского режима. 1. Реформы Александра II – политика возможного. 2. Власть и оппозиция в пореформенной России. 3. Внешняя политика: восстановление статуса и роли великой державы. 4. Россия при Александре III – отложенные решения. 1. В середине XIX в. [читать подробнее].

1.Хронологические рамки царствования Петра I: А. 1672-1725 гг.; Б. 1682-1725 гг.; В. 1695-1725 гг.; Г. 1700 – 1721 гг. Кто из правителей России последним короновался шапкой Мономаха? А. Федор Иоаннович – сын Ивана Грозного; Б. Иван V Алексеевич – брат Петра I; В. Екатерина II – Великая. . [читать подробнее].

Конец XVIII — начало XIX в. прошли под знаком последствий Великой французской революции и наполеоновских войн. В этих условиях формируются новые подходы к осмыслению задач научного исторического знания. Особенностью XIX в. является фор­мирование альтернативных. [читать подробнее].

Николай II (1894-1917) унаследовал отцовский престол в очень непростое время. Россия на рубеже XIX – XX вв., казалось, вся была соткана из противоречий. Успехам экономики противоречила отсталая с европейской точки зрения система государственного управления, свобода. [читать подробнее].

Реформы 60 — 70-х гг. XIX в. открыли для России возможность перехода от традиционного общества к индустриальному, капиталистическому, основанному на частной собственности, рыночной экономике, пар­ламентской демократии. Однако этот процесс проте­кал в огромной евроазиатской. [читать подробнее].

Изменение соотношения обычая и закона как источников права Начало нового этапа в истории русского законодательства, а точ­нее, в истории русского права и законодательства как его источника, большинство авторов связывает с изменением соотношения обычая и 53 Коркунов Н. [читать подробнее].

В пореформенный период общественное и частное призрение приобретает в своем развитии новый импульс. После официальной отмены крепостного права происходит реорганизация административной системы и государственного управления. Естественно, изменяется и управление. [читать подробнее].

Вложенные файлы: 1 файл

этнопсих.в 19 веке.docx

В своих трудах она обосновала тезис об усилении роли сознания в процессе развития этносов, о необходимости изучения их исторического и культурного прошлого. Она рассматривала культуру как совокупность общих предписаний, норм-требований для представителей определенной этнической общности, проявляющихся в ее национальном характере и возможностях индивидуального самораскрытия в процессе поведения и деятельности.
Бенедикт считала, что каждая культура имеет свою неповторимую конфигурацию, а ее составные части объединены в единое, но своеобразное целое. «Каждое человеческое общество когда-то совершило определенный отбор своих культурных установлений, — писала она. — Каждая культура с точки зрения других игнорирует фундаментальное и разрабатывает несущественное.

М. Мид (1901 —1978) центральной темой своего научного поиска избрала исследование своеобразия культурного характера общественного сознания этноса, под которым она понимала совокупность закономерностей психической жизни людей, обусловленных культурой. Ради этого она в течение 25 лет осуществляла полевые исследования архаических культур и народов с помощью специально разработанных ею методик.

М. Мид пришла к выводу о том, что характер общественного сознания в конкретной культуре определяется набором ключевых для этой культуры норм и их интерпретацией, воплощенных в традициях, привычках и способах национально своеобразного поведения .

Национальный характер отражает психологические особенности представителей той или иной этнической общности. Взявшись за изучение национального характера, западные ученые признавали тем самым существование таких особенностей, а именно то, что в сходных условиях представители различных наций проявляют себя по-разному.

Вместе с тем основным недостатком этнопсихологии на Западе была методологическая неразработанность теории, так как сами ее представители считали, что ни классическая психология (В. Вундт и др.), ни бихевиористское направление (А. Уотсон и др.), ни рефлексология (И. Сеченов, И. Павлов, В. Бехтерев), ни немецкая гештальтпсихология (М. Вертхаймер и др.) так и не смогли быть использованы в интересах их исследований .

В 70—90-е гг. этнопсихологические исследования на Западе приняли форму кросскультурного изучения представителей различных национальных общностей в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений с ними.

Зарубежная Этнопсихология в XIX веке

Первый слайд презентации: Зарубежная Этнопсихология в XIX веке

Першина Кристина 16НП1

Зарубежная Этнопсихология в XIX веке

Слайд 2

В период, когда эта новая общественная формация бурно шла в своем развитии по восходящей линии, европейские ученые выдвинули целый ряд прогрессивных для своего времени идей, отражавших конкретные моменты и тенденции в социальной жизни общества. Некоторые из них, верно подмечая, что народы отличаются друг от друга определенными духовными чертами, своеобразными оттенками в нравах и обычаях, в художественном и ином восприятии окружающей действительности, в быту, традициях и т.д., пытались найти корни этих явлений в материальных факторах.

Зарубежная Этнопсихология в XIX веке

Слайд 3

Во второй половине XIX в. в европейской социологии возник ряд научных течений, рассматривавших человеческое общество по аналогии с жизнью животного мира. Сторонники этих направлений пытались доказать прямое воздействие биологических законов на социальную, экономическую и духовную жизнь народов, стремились обосновать теорию о непосредственном влиянии анатомо-физиологических задатков людей на психику и на этой базе вывести черты их внутреннего, нравственно-духовного облика из биологических признаков.

Зарубежная Этнопсихология в XIX веке

Слайд 4

На самом же деле присущие каждой этнической общности психологические черты являются продуктом в основном социального развития. Этнодифференцирующие же признаки человека ( включая и физиологические) не заложены в кровь и не связаны с особенностями организма, не зависят от формы черепной коробки, объёма головного мозга, физической массы тела, роста и т.п.

Зарубежная Этнопсихология в XIX веке

Слайд 5

Индивид не рождается с уже готовым национальным характером и не является изначально приверженцем определенной национальной культуры, традиций, языка и соответственно не наделен с колыбели конкретными особенностями поведения. Он становится представителем определенной этнической общности (не формально, а по существу) лишь в процессе развития и воспитания в данной национальной среде.

Слайд 6

Утверждения зарубежных исследователей середины XIX в. о том, что черты национальной психики передаются от родителей к детям по наследству, через половые клетки, не выдерживают ника­кой критики. Данные современной науки говорят об обратном.

Зарубежная Этнопсихология в XIX веке

Слайд 7

Социальная психика, в т.ч. и национальная, обязана своим возникновением только общественной среде. Если младенца, родившегося, например, в Италии перевезти в Англию и воспитать в условиях английской культуры и общества, то он приобретет английскую сдержанность, южный же темперамент этнических предков фактически утрачивается.

Зарубежная Этнопсихология в XIX веке

Слайд 8

В конце XIX в. французский ученый Г. Лебон (1841 — 1931), которого на Западе считают основоположником социальной психологии, дополнил психологию народов своими личными воззрениями.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

По мнению Лебона, существует определенная иерархия человеческих рас. Он различал первобытные расы - народы с отсутствием следа культуры, низшие расы, способные к зачаткам цивилизации (к ним он отнес негров )

Зарубежная Этнопсихология в XIX веке

Слайд 12

Средние расы - народы, создавшие высокие типы цивилизаций, которые могли превзойти только европейцы: это китайцы, японцы, монголы, а также ассирийцы и арабы.

Слайд 13

Зарубежная Этнопсихология в XIX веке

Слайд 14

Последний слайд презентации: Зарубежная Этнопсихология в XIX веке

500
500
500
500
500
500
500
500

Во второй половине XIX в. происходит становление этнической психологии как самостоятельной дисциплины. Он связан, прежде всего, с именами Штейнталя, Лацаруса, Вундта, Лебона. Во второй половине XIX в. происходит становление этнической психологии как самостоятельной дисциплины. Он связан, прежде всего, с именами Штейнталя, Лацаруса, Вундта, Лебона.

Народная психология, по мнению Штейнталя и Лацаруса, состоит из двух частей: абстрактной отвечающей на вопрос, что такое народный дух, каковы его законы и элементы, и прагматической изучающей конкретные народы. Таким образом, Штейнталь и Лацарус первыми попытались построить систему народной психологии как науки. Однако идеализация народного духа, игнорирование воздействия на него объективных, внешних, социальных факторов сделало народный дух внеисторическим образованием субстанционального характера, определяющим весь духовный и исторический процесс. Можно сказать, что в трактовке основного понятия этнической психологии как науки они взяли не самое лучшее у своих предшественников Канта, Фихте, и Гегеля. Народная психология, по мнению Штейнталя и Лацаруса, состоит из двух частей: абстрактной отвечающей на вопрос, что такое народный дух, каковы его законы и элементы, и прагматической изучающей конкретные народы. Таким образом, Штейнталь и Лацарус первыми попытались построить систему народной психологии как науки. Однако идеализация народного духа, игнорирование воздействия на него объективных, внешних, социальных факторов сделало народный дух внеисторическим образованием субстанционального характера, определяющим весь духовный и исторический процесс. Можно сказать, что в трактовке основного понятия этнической психологии как науки они взяли не самое лучшее у своих предшественников Канта, Фихте, и Гегеля.

Наиболее разработанной является этнопсихологическая концепция Вундта. Именно работы этого немецкого ученого в области психологии народов послужили основой психологических исследований больших социальных групп. Теория психологии народов Вундта возникла из его идеи о несводимости общепсихологических процессов к индивидуальной психологии и необходимости изучения социально-психологических закономерностей функционирования социальных общностей и всего общества. Наиболее разработанной является этнопсихологическая концепция Вундта. Именно работы этого немецкого ученого в области психологии народов послужили основой психологических исследований больших социальных групп. Теория психологии народов Вундта возникла из его идеи о несводимости общепсихологических процессов к индивидуальной психологии и необходимости изучения социально-психологических закономерностей функционирования социальных общностей и всего общества.

Среди авторов, примыкающих к направлению народной психологии, нельзя не назвать французского ученого Лебона. Происхождение его системы, представляющей собой несколько вульгаризированное отражение идей предыдущих авторов, связано, скорее всего, с двумя факторами конца XIX в. - начала XX в.: развитием массового рабочего движения и колониальными устремлениями европейской буржуазии. Целью этнопсихологических исследований Лебон считал описание душевного строя исторических рас и определение зависимости от него истории народа, его цивилизации. Он утверждал, что история каждого народа зависит от его душевного строя, преобразование души ведет к преобразованию учреждений, верований, искусства. Среди авторов, примыкающих к направлению народной психологии, нельзя не назвать французского ученого Лебона. Происхождение его системы, представляющей собой несколько вульгаризированное отражение идей предыдущих авторов, связано, скорее всего, с двумя факторами конца XIX в. - начала XX в.: развитием массового рабочего движения и колониальными устремлениями европейской буржуазии. Целью этнопсихологических исследований Лебон считал описание душевного строя исторических рас и определение зависимости от него истории народа, его цивилизации. Он утверждал, что история каждого народа зависит от его душевного строя, преобразование души ведет к преобразованию учреждений, верований, искусства.

Гиппократ отмечал влияние окружающей среды на формирование психологических особенностей людей и выдвинул положение, согласно которому все различия между народами, в том числе и поведение и нравы, связаны с природой и климатом.

В Новое время первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в XVIII веке. И снова среда и климат рассматривались в качестве факторов, предопределяющих различия между ними.




1. познание психологической сущности народного духа;

2.открытие законов, по которым совершается внутренняя деятельность народа в жизни, искусстве, науке;

3.выявление основных причин возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.

Немецкие ученые рассматривали психологию народов как науку объяснительную, сводящую общие законы языка, религии, искусства, науки, нравов и других элементов культуры к психологической сущности. Идеи Лацаруса и Штейнталя нашли отклик в многонациональной Российской империи: в 1859 году появился русский перевод изложения их программной статьи.

-язык, который содержит общую форму живущих в душе народа представлений;

-мифы –все первобытное миросозерцание и даже начало религии. Они таят в себе первоначальное содержание этих представлений;

-обычаи –включают возникшие из этих представлений поступки.

Идеи Лацаруса, Штейнталя, Кавелина, Вундта, Г.Г.Шпета в большинстве случаев остались на уровне объяснительных схем и не были реализованы в конкретных психологических исследованиях. Ценность этнопсихологии XIX-XX вв. состоит в том, что ее творцы попытались соотнести мир личности не с миром природы, а с миром культуры.

В конце XIX века английский исследователь У.Риверс (1864-1922) выдвинул компенсаторную гипотезу: первобытные народы достигли высокого развития перцептивных процессов за счет меньшего развития умственных способностей. Он изучал зрительное восприятие (остроту зрения, восприятие цвета, пространства, зрительные иллюзии), а так же слух, вкус, память, время реакции на различные стимулы. В результате Риверс утвердился во мнении, что культура воздействует на то, каким человек видит окружающий мир, но нет оснований утверждать будто примитивные народы обладают более высокоразвитым восприятием.

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ –междисциплинарная область научного знания, изучающая систематические связи между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей.

Гиппократ отмечал влияние окружающей среды на формирование психологических особенностей людей и выдвинул положение, согласно которому все различия между народами, в том числе и поведение и нравы, связаны с природой и климатом.

В Новое время первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в XVIII веке. И снова среда и климат рассматривались в качестве факторов, предопределяющих различия между ними.

1. познание психологической сущности народного духа;

2.открытие законов, по которым совершается внутренняя деятельность народа в жизни, искусстве, науке;

3.выявление основных причин возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.

Немецкие ученые рассматривали психологию народов как науку объяснительную, сводящую общие законы языка, религии, искусства, науки, нравов и других элементов культуры к психологической сущности. Идеи Лацаруса и Штейнталя нашли отклик в многонациональной Российской империи: в 1859 году появился русский перевод изложения их программной статьи.

-язык, который содержит общую форму живущих в душе народа представлений;

-мифы –все первобытное миросозерцание и даже начало религии. Они таят в себе первоначальное содержание этих представлений;

-обычаи –включают возникшие из этих представлений поступки.

Идеи Лацаруса, Штейнталя, Кавелина, Вундта, Г.Г.Шпета в большинстве случаев остались на уровне объяснительных схем и не были реализованы в конкретных психологических исследованиях. Ценность этнопсихологии XIX-XX вв. состоит в том, что ее творцы попытались соотнести мир личности не с миром природы, а с миром культуры.

В конце XIX века английский исследователь У.Риверс (1864-1922) выдвинул компенсаторную гипотезу: первобытные народы достигли высокого развития перцептивных процессов за счет меньшего развития умственных способностей. Он изучал зрительное восприятие (остроту зрения, восприятие цвета, пространства, зрительные иллюзии), а так же слух, вкус, память, время реакции на различные стимулы. В результате Риверс утвердился во мнении, что культура воздействует на то, каким человек видит окружающий мир, но нет оснований утверждать будто примитивные народы обладают более высокоразвитым восприятием.

Читайте также: