Архитектор растрелли биография кратко

Обновлено: 06.07.2024

Фото: Shutterstock

Флорентиец Бартоломео Франческо Растрелли — один из знаменитейших русских архитекторов, и здесь нет никакого противоречия. С юности проживая в России, Растрелли много путешествовал, и это помогло ему понять и прочувствовать страну во всем ее многообразии. Сегодня имя Растрелли — практически синоним елизаветинского стиля. На протяжении правления Елизаветы I именно Растрелли вел большинство крупных строительных проектов в России.

Русское узорочье органично сочетается в работах архитектора с французским рокайлем, а во дворцах Санкт-Петербурга благодаря ему проявились черты парижского Версаля.

Эксперт в этой статье

Краткая биография Бартоломео Растрелли

Карло Растрелли, отец Бартоломео, и сам был архитектором. Он работал во Франции — до того как в 1715 году Петр I пригласил его в Россию. Карло переехал в Петербург и привлек сына к работе над дворцами Александра Меншикова.

Фото:Public Domain

Профессиональный расцвет архитектора пришелся на елизаветинскую эпоху: за 20-летнее царствование Елизаветы I Растрелли построил для нее 12 дворцов, множество соборов и роскошных домов для придворных [1]. Он также возглавлял строительство Большого дворца в Петергофе, Андреевского собора в Киеве, Екатерининского дворца в Царском Селе. Грандиозными проектами Растрелли стали Смольный монастырь и Зимний дворец.

Когда на трон взошла Екатерина II, популярность архитектора сошла на нет, а финансовое положение ухудшилось. Новая императрица считала пышность и декоративность барокко излишней и грубой, а потому наняла другого зодчего, чтобы поменять внутреннее убранство Зимнего дворца. Растрелли уволили. Незадолго до смерти он стал академиком архитектуры в Императорской Академии художеств. Местонахождение могилы зодчего осталось неизвестным, по ряду предположений, его похоронили в Митаве рядом с женой. Во время Второй мировой войны захоронение было утрачено.

Рундальский и Митавский дворцы, Курляндия (Латвия)

Митавский дворец

Митавский, а сегодня — Елгавский дворец (город переименован в Елгаву) стоит на берегу реки Лиелупе, которая дополняет общий ансамбль. Во дворце более 300 залов, над их оформлением работал Николай Васильев, коллега и помощник Растрелли.

Рундальский дворец

В 1740 году Бирон был арестован и сослан, строительство остановилось. Многие уже готовые детали интерьеров Рундальского дворца демонтировали и вместе со всеми оставшимися строительными материалами переправили в Россию. Когда Бирон, после помилования в 1764 году, распорядился возобновить строительство, главным архитектором проекта стал уже Иоганн Готфрид Зейдель, а Растрелли занял пост главного интенданта герцогских построек.

Большой Петергофский дворец, Петергоф

Небольшой дворец в Петергофе построен во время правления Петра I. В нем проходили праздники и приемы царских особ. Со временем дворец перестал вписываться в общую концепцию архитектурной барочной роскоши, которую предпочитала Елизавета Петровна. Растрелли было поручено перестроить дворец, учитывая пожелания императрицы. Перед ним стояла задача сохранить стены и осовременить внешний вид здания.

Фото:Andrew Shiva/Wikipedia.org

Дворец стал трехэтажным, значительно расширилось его центральное пространство, появились одноэтажные галереи и боковые корпуса — Церковный и Корпус под гербом. Нетронутым остался Дубовый кабинет Петра I [3]. Самым пышным интерьером отличается танцевальный зал, занимающий все Западное крыло.

Главный вход в западном флигеле дворца выделяется богатой эклектичной отделкой. На лестнице расположены разные виды скульптур — статуи, барельефы, вазы, рокайли, а в ее верхней части — аллегорические изображения времен года, вензеля Елизаветы Петровны, двуглавые орлы. В оформлении дворца широко использована любимая Растрелли золоченая резьба по дереву.

Фото:Alex

Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало и было восстановлено только в 1964 году.

Андреевская церковь, Киев

Многие работы Растрелли не дошли до нас в первозданном виде, но Андреевская церковь в Киеве сохранилась достаточно хорошо. Церковь находится на Андреевской горке. Место, где строили здание, изначально было геологически сложным и размывалось грунтовыми водами, поэтому для строительства был создан инженерно-геологический комитет [4].

Фото:Shutterstock

При строительстве этой церкви Растрелли впервые применил в оформлении фасадов декоративные детали из чугунного литья, нехарактерные для культовых сооружений на территории Восточной Европы. Капители и орнаментальные украшения для фасадов отливались на тульских металлургических заводах, общий вес литья составил 97,85 тонны [4]. Церковь также знаменита своим иконостасом из липы, покрытым сусальным золотом. Он построен по чертежам Растрелли, а иконы писали живописцы Петербурга.

Смольный собор, Санкт-Петербург

Набожная Елизавета I хотела провести остаток дней в тихом и спокойном месте, поэтому в 1740 году распорядилась построить монастырь с домовыми церквями, колокольней и институтом для благородных девиц. Возглавить строительство она поручила Растрелли. Архитектор планировал построить центрический храм, напоминающий, например, Фрауэнкирхе в Дрездене. Но Елизавета предпочитала традиционный русский стиль с пятиглавием. Высота здания составляет 93,7 м, и увенчать ансамбль должна была колокольня, но ее возвели лишь частично и затем разобрали.

Фото:Святослав Владимирович/wikipedia.org

Смольный собор — классический пример таланта Растрелли соединять разные архитектурные стили в рамках одного проекта.

Воронцовский дворец, Санкт-Петербург

В 1740 году граф Воронцов решил построить городскую усадьбу и приобрел земельные участки между Садовой улицей напротив Гостиного двора и Фонтанкой. Строительство началось лишь в 1749-м, и архитектором будущего Воронцовского дворца был назначен Растрелли.

Фото:A.Savin/wikipedia.org

Этот дворец — классический пример стиля барокко. Внутри дворца более 50 парадных залов, само здание декорировано лепниной, резьбой в позолоте, коваными деталями. Главный фасад украшают три ризалита (часть здания, выступающая за пределы фасада), а за главным корпусом разбит сад с аллеями и фонтанами, простирающийся до Фонтанки. Со стороны Садовой улицы расположен парадный вход с ажурной решеткой из литого чугуна, сделанной по чертежам Растрелли. Сегодня Воронцовский дворец занимает Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Пушкин

Фото:Shutterstock

Дворец не раз менялся и перестраивался, а во время Великой Отечественной войны здание настолько пострадало, что работы по его реставрации до сих пор не закончены.

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Первое деревянное здание Зимнего дворца построено в 1708 году, затем, во время царствования Петра I, дворец не раз перестраивался. Вступившая на престол Елизавета Петровна тоже решила обновить дворец и увеличить его высоту. В 1754 году появился проект нового здания, для работы было выделено около 4 тыс. человек [6]. За год до завершения строительства, Елизавета Петровна умерла, и дворец у Растрелли принимал уже император Петр III.

Фото:Shutterstock

Зимний стал самым высоким жилым помещением в Санкт-Петербурге того времени. Общая площадь составила около 60 тыс. кв. м, а число комнат превысило 1,4 тыс. Фасады дворца разделены по горизонтали на три части, а по вертикали — на три ризалита. Через три въездные арки можно попасть во внутренний двор, в центре северного корпуса расположен главный вход во дворец. В течение 150 лет Зимний дворец оставался парадной резиденцией императоров, а в 1917 году стал музеем.


— О Растрелли говорят, что он соединил европейскую архитектурную школу и российскую традицию в зодчестве, восток и запад. Но, на мой взгляд, в его работах нет выраженных восточных черт. Как и нет особенного новаторства: он — естественное продолжение развития отечественной архитектуры. Творчество Растрелли стало знаковым для Санкт-Петербурга: архитектор работал над императорскими заказами, на которые не жалели денег, и масштаб был соответствующий.

Работы Растрелли показывают его собственное миропонимание. С одной стороны — вычурность рококо, с другой — ордера, классические элементы. Растрелли выражал архитектурной пластикой то, что видел, и то, в чем жил. Он создал с нуля архитектурную среду, которой до него не было, среду, поражающую до сих пор.

Туристический образ Санкт-Петербурга и окрестностей появился благодаря Растрелли. Он построил Екатерининский дворец в Царском Селе, Петергофский дворец, Зимний и Строгановский дворцы в Санкт-Петербурге. За Растрелли настолько прочно закрепилась роль главного архитектора эпохи, что его авторству приписывали чуть ли не все парадные строения времен правления Елизаветы.

На мой взгляд, работы Растрелли — не безвкусица, а своего рода вкус. Может ли быть у вкуса вершина? Египетские пирамиды — вершина вкуса? А однообразные триумфальные арки? В их основе — куски камня, решающие утилитарную, рекламно-политическую задачу. Какую задачу решает Зимний дворец? Императрица Елизавета не могла жить в более простом доме? Могла. Но украшения и помпезность подчеркивают статус. С практической точки зрения дворец не нужен, но для императорской власти — необходим. И он настолько великолепен, что по убранству был так же богат, как и церковь, потому как императоры — наместники Бога на Земле.

Франческо Бартоломео Растрелли

Бартоломео Франческо Растрелли, также называемый своими современниками Варфоломеем Варфоломеевичем, родился в 1700 году в Париже, точная дата рождения неизвестна. Мать будущего архитектора, Анна-Мария, происходила из испанского дворянского рода. Его отец, скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли, был из Флоренции, обладал титулом графа Папского государства и работал на момент рождения сына при дворе Людовика Четырнадцатого.

В 1715 году Карло Растрелли пригласили по повелению Петра Первого в Санкт-Петербург, с ним же поехал подрастающий Франческо, проявляющий недюжинные таланты в области искусства. С первого же года, когда отцу были вверены проекты зданий в Стрельне и Ораниенбауме, Франческо помогал ему при создании планов. А когда строились первый Зимний дворец и здание Двенадцати коллегий, Растрелли-младший участвовал в их постройке. Таким образом, Карло Растрелли смог дать своему сыну не только профессию, но и ценнейшую практику.

Краткая биография

  1. Первая самостоятельная работа Франческо Растрелли, не связанная с отцовскими проектами, была начата в 1721 году и завершена в 1727. Им был спроектирован дом Дмитрия Константиновича Кантемира, являвшегося ученым и государственным деятелем. Нельзя сказать, что исключительный растреллиевский стиль проявился с первого же здания: скорее, это был стандартный для петровской эпохи небольшой дворец с плоским фасадом и изысканными украшениями.
  2. В эти же годы, примерно с 1720 до 1730, Франческо Растрелли неоднократно совершал короткие поездки в Италию и Францию, чтобы узнать о новых веяниях в архитектуре и строительстве.
  3. В начале 1730 годов, когда к власти пришла Анна Иоанновна, оба представителя династии Растрелли оказались в фаворе. Им было поручено достроить Зимний дворец, который не отвечал эстетическим наклонностям императрицы, тяготевшей к пышности. Поэтому версальский стиль, к которому привык Карло Растрелли, пришелся в буквальном смысле ко двору, и оба Растрелли превратили скромную резиденцию в огромное здание на полторы тысячи комнат. Строительство данного варианта дворца (еще не окончательного) было завершено в 1735 году. Впоследствии Франческо Растрелли еще несколько раз перестраивал здание, и на пятом по счету проекте было решено остановиться. В том виде, в котором он сейчас известен современникам, Зимний дворец был построен в 1762 году.
  4. По рекомендации императрицы мастер посетил Москву в начале 1730 годов, исследовав стиль древнерусской архитектуры. Русский стиль потом причудливо отобразился в цветистости, узорчатости и позолоте его шедевров.
  5. В те же годы, общаясь с Анной Иоанновной, отец и сын Растрелли не могли не контактировать с герцогом Эрнстом Иоганном Бироном. Поэтому фаворит императрицы заказал отцу и сыну дворцы в Рундале и Митаве (современная Латвия), и там уже начал выкристаллизовываться стиль Растрелли-младшего. Рустовки и пилястров становится все меньше, а их место занимают рельефные полуколонны. Дворцы были начаты в 1736 и 1738 годах, но их строительство затянулось на десятилетия, что было связано с политической ситуацией и сгущавшимися над Бироном тучами.
  6. В 1740-1750 годах, в эпоху правления Елизаветы Петровны, мастер работал сразу над несколькими проектами, которые так же нередко прерывались на этапе планирования, затягивались при постройке на десятилетия, но некоторые из них смогли воплотиться в прекрасные здания. В это время, которое можно назвать расцветом растреллиевского стиля, были созданы Аничков дворец (достроен в 1753), Екатерининский дворец в Царском селе (завершен в 1756), Воронцовский дворец (закончен в 1758), Смольный собор (возводился до 1762 года и стоял недостроенным до 1835).
  7. В начале 1750 годов архитектору был заказан проект Гостиного двора, но план был заморожен. Причины, по которым многие проекты не сразу достраивались или приостанавливались на этапе планирования, банальны: мастер-перфекционист, желающий создать барочное пышное здание, проектировал столько архитектурных излишеств (по мнению некоторых заказчиков), что работа над строением оказывалась неподъемно дорогостоящей. К сожалению, как выяснилось позже, Франческо Растрелли слишком легко относился не только к деньгам заказчиков, но и к своим собственным сбережениям.
  8. В 1761 году умерла Елизавета Петровна, благоволившая архитектору, и моментально упал спрос на здания в стиле барокко. Новая императрица (Екатерина Вторая) предпочитала модный классицизм в исполнении Антонио Ринальди.
  9. В начале 1760 годов у Франческо Растрелли, как представителя старого стиля, иссяк поток заказов, но никто не ожидал, что одновременно с этим у императорского архитектора закончатся накопления. Оказывается, мастер настолько привык к роскоши и востребованности своих проектов, что все средства тратил на повседневные дорогостоящие траты.
  10. Уже через несколько лет, в 1768 году, Франческо Растрелли был вынужден распродавать предметы своего личного быта (одежду, столовые приборы и мебель), и, что самое странное, не нашлось даже денег на соответствующие его статусу похороны. Этот факт биографии роднит его с другим гением – Вольфгангом Амадеем Моцартом, весьма востребованным и хорошо оплачиваемым композитором, также сорившим деньгами и умершим практически в нищете.
  11. Екатерина Вторая в 1763 году выдала архитектору пенсион в размере тысячи рублей в год и отпустила на лечение в Италии, за время которого выяснилось, что покои Зимнего дворца будет переделывать не Франческо Растрелли, а Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот.
  12. Поняв, что в этот раз он пришелся не ко двору, Растрелли покидает Россию в 1764 году и обосновывается в Курляндии, где на тот момент стояли недостроенными оба дворца, начатые еще в 1730 годы. Поскольку и Бирон вернулся из ссылки, тот, как полноправный владелец, назначил Растрелли обер-интендантом для возобновления строительства.
  13. Конец творческого пути прошел неудачно: архитектор тщетно пробовал добиться покровительства Фридриха Второго, любящего барочный стиль. Последней его постройкой стала курляндская усадьба Грюнхоф, возведение которой продолжалось до 1775 года, уже после смерти Растрелли. Этот дворец чем-то похож на Строгановский, но уже без завитков в стиле рококо, скульптур и пышных колонн.
  14. Франческо Растрелли умер в Курляндии в 1771 году, при этом так же, как неизвестна точная дата его рождения, никто не знает и точную дату его смерти. Косвенно о кончине архитектора свидетельствует лишь указ о выплате пенсии Растрелли его наследнику, датированный апрелем этого года. Однако нельзя утверждать, что мастер умер в безвестности, так как в январе того же года он был принят в Императорскую академию художеств как почетный вольный общник.
  15. В 1776 году все собрание растреллиевских чертежей было выкуплено князем Потоцким. Сейчас это достояние хранится в Варшавской национальной библиотеке.

Портрет графа Растрелли работы Пьетро Ротари

Портрет графа Растрелли работы Пьетро Ротари

Личная жизнь

Так же, как точная дата рождения мастера покрыта тайной, неизвестно и время, когда архитектор женился на избраннице. Вероятно, это произошло в 1732 году в Санкт-Петербурге, судя по косвенным документальным свидетельствам. Как бы там ни было, перепись 1737 года уже достоверно гласит, что на Фонтанке в доме 35 проживает Франц Варфоломеев с женой Марией, тремя детьми и тещей прусской нации. Фамилия жены – Уоллес или Валляс в зависимости от транскрипций.

Супруга была с ним до последних дней, покинув Петербург в 1764 году и уехав в Курляндию, где скончалась в 1767 году. С ними же уехала единственная выжившая после холеры дочь Елизавета Катерина, вышедшая замуж за обрусевшего итальянца Франческо Бартолиати.

Памятник Франческо Растрелли в Царском селе (Санкт-Петербург)

Памятник Франческо Растрелли в Царском селе (Санкт-Петербург)

След в искусстве

Сложно переоценить влияние гениального Франческо Растрелли на русское и близкое к нему культурное наследие. Им создано не так много проектов, хотя сам архитектор утверждал, что их восемь десятков. Каждое из строений является шедевром, сочетающим русские узоры, версальскую пышность и классическое итальянское барокко. Созданные им произведения бережно хранятся в Латвии, Украине и России, и больше всего шедевров барочного мастера сконцентрировано в Санкт-Петербурге и его пригороде Петергофе.

Бартоломео Франческо Растрелли (Bartolomeo Francesco Rastrelli; 1697 — 29 апреля 1771 гг.) — знаменитый итальянский архитектор XVIII века, выдающийся представитель позднего барочного стиля. Бартоломео Франческо Растрелли прославился на весь мир созданием роскошных дворцов в России в период правления императрицы Елизаветы Петровны. Лучшие шедевры творчества мастера по праву считаются уникальными образцами отечественного архитектурного искусства, а биография великого художника насыщена интересными фактами и яркими событиями.

Бартоломео Франческо Растрелли часто путают с его тезкой-отцом (Bartolomeo Carlo Rastrelli), который, в отличие от сына, большую часть профессиональной карьеры посвятил скульптурному ремеслу и создал первый в России конный памятник. Тем не менее они оба внесли весомый вклад в развитие национальной культуры и навсегда останутся для потомков великими мастерами искусств.

Бартоломео Франческо Растрелли. Бартоломео Карло Растрелли. Конный памятник Петру I, 1716-1800

Биография Бартоломео Франческо Растрелли

Бартоломео Франческо Растрелли появился на свет в 1697 (по другим данным — в 1700) году в Париже, где его отец служил при дворе Людовика XIV. К сожалению, точную дату рождения архитектора историкам до сих пор установить не удалось. Мальчик с раннего детства увлекался рисованием и помогал отцу в мастерской, но французский монарх особо не баловал Растрелли-старшего щедрыми заказами. А после смерти Людовика XIV в 1715 году опытный скульптор и вовсе оказался на грани разорения, поэтому он охотно принял предложение царя Петра I о переезде на постоянную работу в Российскую империю. Весной 1716 года Растрелли-старший вместе с семьей прибыл в Петербург и поселился неподалеку от центра города.

Бартоломео Франческо Растрелли. Рундальский дворец, 1736-1740

Пять лет Бартоломео Франческо работал вместе отцом над созданием нескольких дворцов для светлейшего князя Меншикова — всесильного фаворита российского императора, после чего отправился в Европу для обучения архитектурному искусству. Вернувшись через год в Санкт-Петербург, Растрелли-младший начал самостоятельную карьеру зодчего, но особых успехов на профессиональном поприще не снискал, довольствуясь скромными заказами до конца 1720-х годов. Тем не менее молодой итальянский архитектор приобрел известность в кругу столичной элиты, а затем счастливый случай свел его с всесильным Бироном — фаворитом Анны Иоанновны, вступившей на российский престол в 1730 году.

Обладавший огромной властью герцог сумел разглядеть в Растрелли великого мастера и поручил ему построить два дворца в Курляндии (на территории современной Латвии). Бартоломео блестяще справился с ответственной задачей, чем заслужил расположение Бирона и вскоре был представлен российской императрице. По поручению Анны Иоанновны в начале 1740-х он несколько раз посещал Москву для ознакомления со старинными шедеврами национальной архитектуры. После этих поездок мастер окончательно выработал собственный стиль зодчества, принесший ему заслуженное признание в будущем.

Бартоломео Франческо Растрелли. Большой Петергофский дворец, 1747-1756

Пик расцвета творчества Растрелли пришелся на годы правления дочери Петра Великого Елизаветы, которая заняла российский престол после дворцового переворота в декабре 1741 года. Бартоломео на тот момент в течение нескольких лет занимал должность придворного архитектора и именно ему было поручено построить целый ряд грандиозных дворцов для императрицы.

В течение последующих двух десятилетий Бартоломео Франческо Растрелли создал большинство своих знаменитых шедевров. Он стал очень уважаемым человеком, сколотил приличное состояние и разработал грандиозный проект самой высокой в России колокольни перед Смольным монастырем в Санкт-Петербурге. Но внезапная кончина 52-летней императрицы Елизаветы в декабре 1761 года разрушила планы художника. На российский престол вскоре вступила Екатерина II, которая негативно относилась к стилю зодчества Растрелли. Царица приблизила к себе молодого мастера Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi), назначив его придворным архитектором.

В кратчайшие сроки жизнь Растрелли изменилась до неузнаваемости. Он перестал выполнять заказы императорского двора, потерял положение в обществе и начал испытывать серьезные финансовые проблемы. В отчаянии он подал императрице прошение об отставке и был немедленно уволен со службы с присуждением ежегодной пенсии в размере 1000 рублей за заслуги перед Отечеством.

Бартоломео Франческо Растрелли. Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, 1752-1756

Пожилой мастер отправился в Европу в поисках новых заказчиков, но его старания оказались безрезультатными. Побывав в Италии и Пруссии, в 1763 году Растрелли приехал в Курляндию, где его приютил вернувшийся из ссылки после длительного периода опалы герцог Бирон. В последние годы жизни мастер занимался реконструкцией двух роскошных дворцов, построенных им ранее. Забытый всеми Франческо Бартоломео Растрелли умер 29 апреля 1771 года в имении Бирона и был похоронен на кладбище городка Митавы рядом с женой, его могила до наших дней не сохранилась.

Бартоломео Франческо Растрелли. Мариинский дворец в Киеве, 1752

Самые известные работы Бартоломео Франческо Растрелли

Гениальный итальянский мастер создал за свою жизнь немало прекрасных произведений архитектурного искусства. К числу самых известных работ Бартоломео Франческо Растрелли относятся:

Бартоломео Франческо Растрелли. Зимний дворец в Санкт-Петербурге, 1754-1762

Бартоломео Франческо Растрелли по праву принадлежит к числу великих архитекторов всех времен. А его имя давно стало символом национального дореволюционного зодчества для миллионов жителей России и туристов из разных уголков нашей планеты.

Франческо Бартоломео Растрелли

Франческо Бартоломео Растрелли

Бартоломео Франческо Растрелли (итал. Bartolomeo Francesco Rastrelli, в России его звали Варфоломей Варфоломеевич), знаменитый архитектор, крупнейший представитель русского барокко середины 18 века, родился в 1700 году в Париже (более точная дата рождения не известна), в семье известного итальянского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли. Его отец в 1716 году вместе с семьей был приглашен Петром I на службу в Россию.

Таким образом юноша оказался на огромной стройке новой русской столицы – в Санкт-Петербурге, который по размаху строительства тогда превосходил все города Европы. Франческо стал ближайшим помощником отца в работе и учился у него мастерству. А в 1725-1730 годах проходил обучение в Европе.

В первое время он помогал отцу создавать модель Стрельнинского дворца, вместе с ним занимался отделкой интерьеров во дворцах Апраксина и Шафирова. Первой же самостоятельной работой Франческо стал дом А.Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге (1721-1727), который был построен в стиле североевропейской архитектуры. Уже тогда чувствовался талант молодого архитектора.

После смерти Петра I Растрелли остается в России и продолжает работать. В 1730-х годах он создает проект каменного дворца для князя Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. Тогда же архитектор женился на некой девице Уоллес. В этом браке у него родился сын Иосиф Яков, дочери Елизавета Катерина и Элеонора.

По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны, которая назначила его придворным архитектором в 1730 году. Для императрицы он спроектировал деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый Зимний дворец в Петербурге (1732–1736). Параллельно в эти же годы Растрелли построил вместительный и удобный манеж на пустыре между Невским проспектом и Большой Морской улицей, а также прекрасные дворцы в Курляндии – в Рундале и Митаве (ныне Елгава).

После переворота 1740 года, когда на престол взошла Анна Леопольдовна, Растрелли было приказано вернуться в Петербург. Наиболее значительной среди работ Растрелли этих лет была постройка деревянного Летнего дворца в Петербурге (впоследствии разобран при возведении Инженерного замка).

Стиль архитектора уже немного меняется – не отходя от архитектуры петровского времени в смысле умеренного декора, Растрелли усиливает свойственный ей пространственный размах. Традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены им под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось также в применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре.

При восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1741 году, Растрелли остался востребован. В 1746 году Елизавета решила расширить Петергофский дворец, сохранив при этом старый дом Петра I. Работы были поручены Растрелли. В 1747-1752 годах он работал над постройкой Большого дворца в Петергофе.

Вообще, при Елизавете архитектор выполнял огромный объем работ. Тогда же он построил многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы – дворец Воронцова, Строгановский дворец, завершил строительство Аничкова дворца и др. Это период наивысшего расцвета творчества Растрелли.

Ликующей мощью и величием проникнуты две его постройки, которые архитектор задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли, наиболее известные работы Растрелли – ансамбль Смольного монастыря, с жилыми корпусами и храмами, и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей в Петербурге. Построенный на Дворцовой площади дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко, символом этого стиля.

Помимо дворцовой архитектуры Растрелли обновил и русское церковное зодчество: в 1747–1750 годах он создал проект воссоздания Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой, а также проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого вел И.Мичурин.

Еще одна знаменитая работа архитектора – перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе в 1752-1757 годах, который стал одним из самых уникальных дворцовых комплексов 18 века, отличающийся особой грандиозностью и великолепием. Отдельным пунктом в перечне своих работ Растрелли отметил и царскосельские павильоны Эрмитаж и Грот.

Именно в этих работах архитектора барокко достигает предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора. Поразительна и роскошь внутреннего дизайна (с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи…), которая сочетается с необыкновенной масштабностью. Изыск и масштаб сливаются здесь воедино и в обустройстве парадных подъездов к зданиям и парковых территорий. Причем известно, что Растрелли зачастую не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы из камня и кирпича на свайных основаниях, что позволяло при необходимости частично перераспределять нагрузки и было просто универсально для слабых грунтов в условиях Петербурга.

Помимо глобальных строек Растрелли занимался и многочисленными частными заказами. Он строил дворец Чоглокова, дом Вильбоа, загородную дачу Сиверса, дом Шепелева, Гостиный двор на Невском проспекте…

В Петербурге у Растрелли заказчиков не осталось, но в Курляндию вернулся из ссылки Бирон, и архитектор с семьей уезжает к своему старому покровителю, где продолжает строительство Рундальского и Митавского дворцов.

Граф, академик архитектуры Императорской Академии художеств, наиболее яркий представитель русского барокко – Растрелли работал при нескольких императорах. Но только Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил архитектор, кто удостоил его наградой за труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Святой Анны.

Франческо Бартоломео Растрелли умер 29 апреля 1771 года в Санкт-Петербурге.

Имя архитектора носит площадь в Санкт-Петербурге, ему установлен памятник в Царском Селе и в сквере Манежной площади Петербурга. Именем великого зодчего названа одна из галерей первого этажа Зимнего дворца, о нем сняты фильмы.

Читайте также: