10 заповедей иудаизма кратко

Обновлено: 04.07.2024

10 заповедей (декалог), которые мы можем увидеть во второй и пятой книгах Библии и Торы, имеют значение не только для иудаизма, но и для христианства. Однако христиане по иному понимают эти заповеди. В чем различие?

Первая заповедь гласит: " Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской (Мицраима), из дома рабского, да не будет у тебя других богов пред лицом моим". Данная заповедь интересна тем, что она не говорит, что Бог только один, она говорит что бог Яхве является истинным богом евреев, но не отрицает существование других богов. Однако интерпретация этой заповеди идентична что у иудеев, так и христиан - истинный Бог один.

Вторая заповедь гласит: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.. . ". В иудаизме изображение Бога запрещено, и поклонение всяким идолам - также запрещено. В христианстве же эта заповедь преодолевается, так как считается, что Бог воплотился, а значит Христа можно изображать. Но иногда бывают неканонические изображения самого Бога-Отца.

Третья заповедь гласит: "Не возноси Имени Господа напрасно, ибо не простит Господь тому, кто возносит Имя Его напрасно" . У евреев эта заповедь привела к тому, что они стали заменять слово "Бог", "Всевышний" словами "Б-г", "В-вышний", "Адонаи", "Элохим", то есть стали упоминать его свойство, а не Бога самого, чтобы чтить третью заповедь.

У христиан немного всё иначе. В догматике также принято произносить имя Бога только в важные моменты, но это происходит не так строго, как в иудаизме.

Четвертая заповедь гласит: "Помни день субботний, чтобы святить его. ". Иудеи боятся делать что-либо в Субботу, потому что боятся прогневать Бога,

Но в христианстве эта заповедь приобрело иное значение, потому что с точки зрения христиан, этот день перестал приносить радость людям из-за своего законнического духа, поэтому многие запреты во время субботы были отменены, а воскресенье по значимости стало превосходить субботу.

Пятая заповедь гласит: "Почитай твоего отца и твою мать, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе". Заповеди интерпретируются одинаково.

Шестая заповедь гласит: " Не убей". Если в иудаизме эта заповедь означает, что убийство ближнего - грех, но как таковое безгрешное убийство возможно, ибо уже в самой Торе мы видим множество вариантов допустимых убийств.

Но в христианстве любое убийство запрещено, только в случае защиты семьи, страны, убийство допускается, но является грехом.

Седьмая, восьмая и десятая заповеди "Не прелюбодействуй", "Не укради" и "Не желай дома, жену . ближнего своего". Интерпретация идентична.

Девятая заповедь гласит: "Не дай о ближнем твоем свидетельства ложного". Если в христианстве эта заповедь подразумевает не лгать вообще, то иудаизм менее строг в этом отношении. Иудеи считают, что ложь возможна, если она не направлена против ближнего (друга, родственника). Против врагов врать можно.

Примечательно, что 1-4 заповеди декларируют отношения между человеком и Богом, а 5-10 про отношения между людьми.

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым - от признания в любви, до

-Музыка

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая

Общая 03:07 15.01.2013 Фотографий: 24

-Метки

-Рубрики

  • МИР ВОКРУГ НАС (852)
  • а пипл хавает! (175)
  • уроки истории (54)
  • калейдоскоп (53)
  • вокруг света (36)
  • о праведниках мира (23)
  • холокост (3)
  • этот безумный мир. (248)
  • ПЕСНИ ИЗ ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ (500)
  • поэтический дневник (166)
  • песни на идиш (4)
  • будет вечная музыка! (141)
  • ИСТОРИЯ ИЗРАИЛЯ (334)
  • ЭТО ИНТЕРЕСНО! (111)
  • толковый словарь (9)
  • вероятно, но не факт! (25)
  • У КАМИНА (107)
  • книжная полка (49)
  • ИСТОРИЯ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА (73)
  • политика БВ (12)
  • ГОРОДА ИЗРАИЛЯ (18)
  • САТАНОВСКИЙ (11)
  • ООН (7)
  • КАББАЛА (5)
  • ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ (345)
  • юдофобия без грима (140)
  • ИСЛАМ НАСТУПАЕТ! (343)
  • просто террор (93)
  • третья мировая (35)
  • правда о коране (13)
  • МОЙ ИЗРАИЛЬ (1752)
  • еврейские праздники (46)
  • политика (35)
  • цахаль (35)
  • книга еврейской мудрости (34)
  • экономика (13)
  • еврейская голова (9)
  • соц. обеспечение (3)
  • еврейские хроники (388)
  • еврейские штучки (374)
  • еврейский вопрос (213)
  • медицина в Израиле. (32)
  • на кухне у аидише мамы (42)
  • ребе отвечает. (159)
  • туризм в Израиле (58)
  • ЖЗЛ (328)
  • ПРИВЕТ С ДОИСТОРИЧЕСКОЙ! (395)
  • вспоминая былое (38)
  • украинский вопрос (17)
  • мой Ленинград (68)

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Статистика


1. Да не будет у тебя других богов перед ликом моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклоняйся.

3. Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней работай, а день седьмой субботу посвяти Господу своему…

5. Почитай отца твоего и мать твою.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твоего…

Смысл заповедей (мицвот)

Тайна заповедей, поиск их сокровенного смысла всегда привлекали внимание великих мудрецов и учителей нашего народа. Обширная литература объясняет суть всех законов Торы, а так же многих правил и обычаев, возникших на протяжении еврейской истории. Сама Тора не содержит специальных обоснований большинства заповедей. Рациональные объяснения мицвот предлагали и ранние и поздние комментаторы, но их точка зрения принималась не всеми евреями. Чем авторитетней был ученый, тем больший вес имели его толкования. Мудрецы, жившие в разные времена, и в разных условиях могли по-разному объяснять один и тот же закон. Но эти различия в объяснениях не только не уменьшали его значения, но и служили дополнительными доказательствами того, что Тора дана на все времена: ". для всех поколений закон вечный". Несмотря на стремительные изменения, происходящие в мире, Тора всегда была полна смысла и современна для тех, кто берет на себя труд вникнуть в нее и попытаться ее понять.

Для верующего еврея единственная причина соблюдения заповедей - как бы их не классифицировали - то, что они отражают волю Всевышнего. И долг еврея как покорного слуги Б-га - выполнять их. Однако это не означает, что нельзя пытаться понять смысл законов и повелений. В поисках истины еврей приближается к Б-жественному Разуму, растет духовно. Только встречаясь с законом, суть которого совершенно непонятна нам (такие законы в Торе называются хуким), мы смиренно соглашаемся с неоспоримым: так хочет Всевышний.

Неспособность понять сокровенный смысл заповеди никогда не была для верующего причиной отказа от ее соблюдения или отрицания существования в ней такого смысла. Одни оставляли попытки постичь ею, признавая ограниченность своего понимания, другие же, напротив, становились еще настойчивее в своих поисках.

В нашей истории бывали моменты, особенно в период жизни в гетто, в изоляции от посторонних влияний, когда массы не считали нужным искать ответы на вопрос почему и были совершенно удовлетворены тем, что знали как. Эти времена прошли. Сегодня (как уже бывало в прошлом) сыны Израиля вступили в контакт с различными культурами и сталкиваются с конкурирующими идеологиями и движениями. И для них особенно важно обоснование и объяснение наших законов. Не только для того, чтобы укрепить веру, но и для того, чтобы овладеть необходимыми аргументами против тех, кто высмеивает нашу религию и образ жизни. Надо уметь представить иудаизм не как застывшее учение, но как путь жизни, современную философию, способную противостоять различным "измам" и модным увлечениям.

Чтобы прийти к пониманию смысла многих еврейских законов, необходимо изучать иудаизм в полном объеме. Некоторые заповеди, например, связанные с моралью и этикой, не требуют особых комментариев и ясны независимо от остальных мицвот. Другие же трудно понять изолированно. Так, сама идея о дне отдыха вполне доступна, но для постижения глубокого смысла еврейской субботы - шабата - требуется знание некоторых основных принципов философии иудаизма. Чтобы осмыслить законы кашрута, необходимо связать в единое целое множество галахических принципов. Это придаст соответствующее значение непонятным ранее деталям. Пытаться объяснить смысл кашрута безотносительно к другим частям учения совершенно бесполезно. Тут те, кто знаком с иудаизмом поверхностно, обычно попадают впросак.

В данном случае можно сравнить наше учение с гигантской деревянной головоломкой: собранная, она представляет собой гармоническое зрелище. Но любая изъятая часть не только нарушает всю картину, но и сама не имеет никакого значения. Это просто кусок дерева причудливой формы. Но стоит вставить его на место, и не только восстановится гармония, но и сама эта деталь приобретает смысл, ее линии образуют красивый и четкий узор. То же и с кашрутом, и другими законами: взятые отдельно, они кажутся бессмысленными, но заняв свое место в мозаике религиозных предписаний, предназначенных научить человека управлять своими страстями и желаниями, становятся понятными.

Прежде, чем познакомиться с конкретными законами, остановимся на том, что их объединяет. Еврей должен соблюдать все заповеди Торы, чтобы освятиться: "Говори всей общине сынов Израиля и скажи им: святы будьте, ибо свят Я. Всевышний, Б-г ваш" (Вайикра. 19:2).

И еще: "Вы будете для Меня царством священников и народом святым" (Шмот, 19:6). Этот наказ стремиться к святости, ради которой должны соблюдаться заповеди, повторяется в Торе снова и снова в связи с тем или иным определенным законом или группой законов.

Итак, цель заповедей - освящение. Эта мысль пронизывает все еврейское учение. Можно сказать, что иудаизм заботится: 1) о святости личности; 2) о святости времени: 3) о святости места. Любой еврейский закон относится к одной из этих категорий.

Забота о святости личности проявляется в законах, касающихся кашрута, социальной и профессиональной этики, семейных отношений, одежды, манер, личной гигиены и здоровья.

Освящение времени связано с законами о субботе и праздниках.

Святость места утверждается в законах о Храме (на иврите бейт-hамикдаш означает "Дом святости"), синагоге и йешиве.

В представлении других народов, приверженцев иных религий, святой - это тот, кто ушел от мира, презрел земные радости и желания, отстранился от будничных проблем. Иудаизму же аскетизм чужд. Хотя он и не запрещен, отстранение от мирского и принятие на себя дополнительных ограничений не одобряются еврейским учением. Уход от жизни, уклонение от удовольствий, подавление человеческих желаний еще не гарантируют святости. Она проявляется не в том, чтобы отстраняться от радостей и печалей, которые посылает жизнь, отказывая себе в дозволенных удовольствиях, но в умении отличать правильное от неправильного, истину от лжи, непорочное от порочного и чистое от нечистого - это чувство этической проницательности, тем больше святости в человеке.

Общее в еврейском и нееврейском понимании святости выражено в основополагающей концепции об отстраненном.

Великий комментатор Торы Раши трактует слова Торы кдошим тигью ("будьте святы") как прушим тигю ("будьте отделенными", "отстранитесь"). Различие в еврейском и нееврейском подходе начинается с вопроса о том, от чего именно следует отстраняться. Для неевреев это означает отстранение от жизни, для евреев - отход от идолопоклонства, неверия, от всего грубого и нечестивого.

Тора призывает евреев освятить себя, ведя освященный Всевышним образ жизни. Таким образом, цель соблюдения законов Торы - духовное совершенствование личности и общества, стремление к святости. Это совсем не простая задача. Люди есть люди, и евреи слишком часто пытались избавиться от "почетных привилегий". "Сделай нас такими, как все другие народы!" - взывали они ко Всевышнему на протяжении многих веков еврейской истории. Порой эта мольба была понятна, ибо евреи уставали быть вечным козлом отпущения для тех народов, среди которых жили. Они мечтали избавиться от дискриминации и получить гражданские права. Но слишком часто это был бунт против Торы, ее дисциплины и ограничений, против долга.

Моше предвидел такое развитие событий еще 3200 лет назад, когда обратился к евреям со своим последним наказом. "Ибо заповедь эта, которую я даю тебе сегодня, не недоступна и не далека. Она не на небе, чтобы можно было сказать: "Кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее". И не за морем она, чтобы можно было сказать: "Кто сходил бы для наc за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее". Но совсем недалеко от тебя слово это: оно на устах твоих и в сердце твоем,чтобы исполнить его" (Дварим,30:11-14).

Другими словами, Моше сказал своему народу : "Это зависит от вас! Если есть воля и убеждения, если есть желание и вера, чтобы исполнять, - этого можно достичь".

Прощальные слова Моше не потеряли своей силы и через тысячи лет. Они актуальны и сегодня, потому что ничего, в сущности, за это время не изменилось в характере людей. Теперь часто прибегают к термину "потребности", оправдывая и узаконивая всякого рода аморальные и антисоциальные поступки, утверждая печально известный принцип "все дозволено".

Еще в XII веке Рамбам обозначил проблему, с которой встречается даже благонамеренный человек, живущий в нерелигиозном окружении: "Естественное побуждение человека - вести себя подобно окружающим и следовать обычаям своих соседей". Совет Рамбама сегодня полезен так же, как и тогда: "Объединяйся с хорошими и мудрыми. и избегай грешников, чтобы не попасть под их влияние".

Приближаясь к практической части книги, мы хотим напомнить снова Моше-рабейну: "Итак, я научил вас установлениям и законам, как повелел мне Г-сподь, Б-г мой. Храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред лицом народов, которые, услышав о всех этих правилах, скажут: "Только этот великий народ - народ мудрый и разумный. " И есть ли какой другой великий народ, у которого были бы такие справедливые установления и законы, как Тора, которую я предлагаю вам сегодня" (Дварим, 4:5-8).

(Декалог), десять основных предписаний иудаизма. В Торе (Пятикнижии) Десять заповедей названы асерет ха-дварим ( עֲשֶׂרֶת הַדְּבָרִים , буквально `десять слов`; Исх. 34:28; Втор. 4:13; 10:4), в раввинистической литературе (Талмуд и другие источники) — термином асерет ха-дибброт ( עֲשֶׂרֶת הַדִּבְּרוֹת , буквально `десять речений`; Шаб. 86б и многие другие), который вошел в современный иврит, или просто дибброт (БК. 54б).

  • Провозглашение Десяти заповедей
  • Версии Десяти заповедей
  • Разделение текстов на десять предписаний
  • Объяснение расхождений в версиях Десяти заповедей
  • Датировка версий Десяти заповедей
  • Десять заповедей в литургии
  • Универсальность Десяти заповедей

Провозглашение Десяти заповедей

Согласно Библии, Десять заповедей были провозглашены Богом на горе Синай перед народом Израиля в третий месяц после Исхода из Египта (Исх. 19:1) и начертаны Им на каменных скрижалях Завета (Исх. 31:18; Втор. 9:10). Согласно Аггаде, датой провозглашения Десяти заповедей является суббота, приходившаяся на шестой день третьего месяца (Шаб. 86б). В союзе (см. Завет), заключенном между народом Израиля и Богом, Десять заповедей являются основой еврейского религиозного миропонимания. Следование им вменено Богом в обязанность каждому человеку, на которого распространяется действие союза.

Единственное в библейских сказаниях явление Бога всему народу описано в Библии дважды. В книге Исход (19:16, 18–19; 20:15) рассказывается непосредственно об этом событии и связанных с ним знамениях. Сошествию Бога на гору Синай, куда по Его велению поднялся Моисей для получения завета, сопутствуют громы, молнии, облако дыма, трубный звук; Он сходит на гору в огне. Во Второзаконии (4:11–12; 5:19–24) описание этого события приводится как рассказ Моисея; из знамений упоминаются лишь облака и мгла, сквозь которые Бог говорил из восходящего до небес огня. По одной из библейских версий (Исх. 19:9; Втор. 4:12), Бог возвещал заповеди Моисею, а народ слышал Его слова; по другой (Втор. 5:5) — Моисей передавал народу слова Бога; по третьей (Исх. 20:16; Втор. 5:4) — Бог обращался непосредственно к народу.

Версии Десяти заповедей

В Торе Десять заповедей содержатся в двух версиях (Исх. 20:2–14 и Втор. 5:6–18). Их переводы приводятся ниже, частью в виде сводного текста, в котором незначительные расхождения между версиями отмечены в скобках, а частью как параллельные тексты, в которых несовпадения выделены жирным шрифтом.

Разделение текстов на десять предписаний

Принятое традицией деление считает вводный стих отдельной, первой заповедью, а не просто декларативным вступлением, поскольку на этой заповеди зиждется постулат веры в Бога и ею обосновываются последующие предписания. Такой взгляд отстаивает Маймонид (Сефер ха-мицвот, раздел Мицвот асе 1; Майм. Яд., Хилхот иесодей ха-Тора 1:6). В настоящей статье мы придерживаемся традиционной системы деления.

Объяснение расхождений в версиях Десяти заповедей

В первой половине 20 в. У. Кассуто выдвинул другое объяснение несходства версий Десяти заповедей. Указав, что текст заповедей во Второзаконии представляет собой пересказ Моисеем предписаний, провозглашенных за сорок лет до того, Кассуто считает вполне естественным, что такое повторение отличается от первоначальной формулировки.

Библейская критика объясняет расхождения в версиях Десяти заповедей предположением, что они восходят к разным периодам редакции книг Исход и Второзаконие, однако датировка этих периодов остается предметом разногласий.

Датировка версий Десяти заповедей

Десять заповедей в литургии

Чтение Десяти заповедей в эпоху Второго храма было составной частью ежедневного храмового богослужения (Там. 5:1), но впоследствии было отменено (Бр. 12а) и изъято из канонизированной литургии. Однако в диаспоре (по крайней мере, в египетской) Десять заповедей вместе с Шма, очевидно, еще довольно долго входили в состав ежедневного богослужения, о чем свидетельствует папирус Нэша (см. выше).

Публичное чтение Десяти заповедей в настоящее время происходит трижды в году: в две субботы, на которые приходится чтение разделов Итро (Исх. 18–20) и Ва-этханан (Втор. от 3:23 по 7:11) Торы, а также в праздник Шаву‘от, принятый традицией как день дарования Торы. Чтение Десяти заповедей молящиеся всегда слушают стоя. Во многих реформистских общинах (см. Реформизм в иудаизме) мальчики и девочки, достигшие возраста бар-мицва и бат-мицва, читают Десять заповедей перед раскрытым Ковчегом завета в знак приобщения к традициям иудаизма.

Универсальность Десяти заповедей

Десять заповедей оказали огромное влияние на метафизические воззрения и нравственные устои значительной части человеческого общества. Несмотря на то, что они, как и другие библейские тексты, создавались на фоне древних культур Ближнего Востока, они не сравнимы ни с одним из известных истории ранних сводов теологических и этических учений. Десять заповедей являются единственным в своем роде кодексом всеобъемлющих истин и принципов, положенных в основу монотеизма, естественного права и этики. В Десяти заповедях заложены не только основы философских и теологических концепций о трансцендентной сущности Бога и Его всемогуществе, о воздаянии и каре, но и идеи равенства, гуманности и морально-этических обязанностей человека.

Десять Заповедей (עשרת הדברות – Десять Речений, или Декалог) – это заповеди, которые были записаны Творцом на Скрижалях Завета и переданы Моше и всему народу Израиля на горе Синай. После того как Моше разбил первые скрижали, он получил указание Творца высечь эти заповеди на новых скрижалях.

Вот Десять Заповедей, как они записаны в главе Итро (Шмот, 20:1-17).


Пишет Рамбам в Книге Заповедей (1-ая запретительная), что этим Тора запрещает верить в какую-либо иную божественную сущность, кроме Творца.

В эту заповедь входит обязанность осознавать, что для Бога нет никаких препятствий и никого, способного противостоять Ему ни под каким видом и ни с какой стороны, и нет никого под Ним, кто обладал бы властью в мире. Он сам непосредственно управляет всеми созданными, все происходящее в мире происходит по воле Его, и руками Его, не случайно, не по законам природы или судьбы. Он сам судит всю землю и все находящееся на ней и решает все, что происходит в верхних и нижних мирах, до самой нижней ступени Творения.



Это заповедь освящать субботу в начале и в конце ее посредством Кидуша и Авдалы.


Запрет убивать какого-то человека. Самоубийство тоже входит в запрет убивать.



Это запрет похищать еврея и продавать его в рабство. Нарушившему этот запрет полагается смертная казнь.


Это запрет давать ложные показания в суде.


Запрет желать то, что принадлежит ближнему.


Виленский Гаон пишет: то, что говорят мудрецы, видно из слов самих речений. Так первые два речения сказаны от первого лица, а последующие в третьем лице. То есть первые были восприняты всем народом напрямую от Творца, а последующие уже получены через Моше.

Декалог приводится в разных книгах Торы – в книге Шмот в главе Итро и в книге Дварим в главе Ваэтханан. Несмотря на то, что в основном всё идентично, небольшие различия все же есть, о некоторых из них упомянуто выше.

Мишна (Тамид, 5:1) рассказывает о том, что Десять Речений, наряду с чтением Шма, были частью молитвы коэнов в Храме. Однако за пределами Храма наши мудрецы запретили общинам читать их, чтобы люди ошибочно не подумали, будто другие заповеди, кроме этих, нет не так важны (Брахот, 12а).

Читайте также: