Петр 1 и флот кратко для детей

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

в рамках предметной недели

духовно-нравственной (православной) культуры

Цель: познакомить детей с историей создания морского флота Петром I.

• Образовательные: формировать образное представление о России начала XVIII века, способствовать формированию интереса детей к истории своей Родины;

• Развивающие: развивать любознательность, желание получать новую информацию.

• Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине.

Формировать словарный запас детей словами – ботик, флот, река Яуза, река Нева, город Санкт-Петербург.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Как вы думаете, что обеспечивает безопасность и мир в стране, в которой мы живем?

Рассуждения и ответы детей.

Правильно, наша армия. Сегодня я хочу поговорить с вами о Военно-морском флоте Российской Федерации. Его уважают во всем мире. Нашим кораблям не страшны ни бури, ни штормы. Россия - мощная морская держава. 30 октября моряки нашей страны отмечают знаменательное событие - День основания военно-морского флота России. Этот праздник имеет свою историю, начавшуюся в XVII столетии.

Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье,

Не призирал страны родной:

Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой

То мореплаватель, то плотник

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Это стихотворение о царе Петре I. Именно он считается основателем морского флота на Руси.

Перед вами изображение ботика Петра I. Ботик – это небольшая лодка имеющая парус.

Юный царь совершал на нем плавания по реке Яузе. С этих прогулок началось серьезное увлечение будущего российского императора корабельным делом и флотскими науками.

Одним из самых мощных кораблестроительных предприятий того времени стало Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, построенное по инициативе и чертежам Петра I.

Одновременно в школах готовили людей к службе на кораблях, учили морскому делу.

Всего при Петре I было построено 1100 кораблей. Русский флот стал самым мощным флотом и на века определил статус России как крупнейшей морской державы. Русский флот не потерпел после Петра I ни одного поражения на протяжении двух столетий.

Петр любил флот. Он отлично знал искусство кораблестроения и военно-морское искусство. Звание вице-адмирала присвоено ему не потому, что он царь, а потому, что он заслужил его умелым мужественным руководством.

Во все времена служба на флоте считалась одной из самых престижных. Требования к призывникам, которые идут служить в ВМФ, очень высокие – как по состоянию здоровья, так и по образовательному уровню.

“Как провожают пароходы? Совсем не так как поезда.

Морские медленные воды – не то, что рельсы в два ряда …”

Военно-Морской флот – гордость страны. В чем же состоит его предназначение? (Учащиеся дают ответы, которые потом обобщаются воспитателем).

Военно-морской флот предназначен для выполнения стратегических и оперативных задач на океанических и морских театрах военных действий, нарушения морских коммуникаций противника, разрушения важных наземных объектов противника, содействия Сухопутным войскам при проведении операций на приморских направлениях, высадки морских десантов и выполнения ряда других задач.

Современный Российский военно-морской флот имеет надежную боевую технику: авиационные мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки и ракетоносцы, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации.

Знаете ли вы, какой флаг поднимают обычно на кораблях? Рассуждения и ответы детей.

А теперь предлагаю вас стать кораблестроителем и сделать собственный корабль.

- Что нового и интересного вы сегодня узнали?

- Что вам показалось трудным на занятии?

- Сегодня мы с вами совершили путешествие в прошлое и узнали историю военно-морского флота. Давайте в следующий раз еще совершим путешествие в прошлое и узнаем много нового?

Штурм турецкой крепости Азов в 1696 г.

Ботик (лодка под парусом) Петр I

Гото предестинация

Велико значение гребного флота и в Северной войне. Самые громкие победы над шведским флотом — у мыса Гангут и острова Гренгам — одержаны силами галерной флотилии.

На двух палубах располагалось 64 орудия.

Ко времени кончины царя-судостроителя (1725 г.) русский регулярный боевой флот, объединявший 1104 корабля и малых судна, стал наиболее организованным и самым передовым в мире, превратив Россию в великую морскую державу.

Полугалера флота Петра I.

Полугалера (небольшая. быстроходная галера) флота Петра I. В России такие суда назывались скампавеями

Более 20 лет (с 1700 по 1721 г.) между Россией и Швецией длилась Северная война за господство на Балтике. Впервые в истории молодой Российской империи боевые действия велись на море. Шведский флот, в то время четвертый по силам флот мира, безраздельно господствовал на Балтике.

Сражение,

20 мая 1714 г. русский галерный флот под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина в составе до 100 кораблей с 15 000 солдат на борту вышел из Кронштадта. У мыса Гангут путь русским кораблям в Балтийское море преградил шведский флот под командованием вице-адмирала Густава Ваттранга в составе 15 линейных и 14 более мелких кораблей, среди которых было и 9 галер.

Под именем Петра Михайлова Пётр I прибыл к месту столкновения, чтобы лично ознакомиться с ситуацией. Им было принято решение перетянуть свои корабли волоком через перешеек в открытое море. Русские солдаты немедленно приступили к сооружению настила из бревен. Бурная деятельность противника на берегу не могла остаться незамеченной, и Ваттранг быстро сориентировался в намерениях русских. Он послал отряд кораблей (1 фрегат, 6 галер) под началом контр-адмирала Нильса Эреншёльда к тому месту, где строили переправу русские. У Ваттранга осталось 6 линейных кораблей и 3 фрегата.

Торжественный вход в гавань Санкт-Петербурга трофейных шведских кораблей

Вечером 25 июля на море установился полный штиль, и Пётр незамедлительно поменял планы. Утром следующего дня русские весельные галеры стрелой промчались мимо бездвижных шведских парусников в открытое море. Шведы ответили шквальным огнем, но попасть по столь стремительным целям было непросто.

Эспантоны русских артиллерийских офицеров

Корабельное орудие

Корабельное орудие, оборудованное железными кольцами. Через кольца продевались корабельные канаты, с помощью которых артиллеристы управляли орудием во время стрельбы

Битва при Гренгаме: финал Северной войны

Сражение при Гренгаме 27 июля 1720 г.

Весной 1720 г. объединенная шведско-английская эскадра из 35 кораблей (25 из них — линейные) подошла к русскому городу Ревелю. Здесь имелся в наличии лишь галерный флот под командованием князя Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок. 26 июля разведывательные корабли Голицына заметили шведскую эскадру, состоявшую из линейного корабля, четырех фрегатов, трех галер и бригантины. Голицын принял решение увести ее к острову Гренгам, как к более удобному для галер месту сражения.

Баталия при Гренгаме

В ходе боя сгорела русская галера, еще 43 галеры пришлось сжечь из-за сильных повреждений.

Известие о победе в битве у острова Гренгам, ставшей последним сражением Северной войны, было восторженно встречено в Петербурге. Торжества в столице продолжались три дня. Швеция окончательно потеряла не только Балтийское море, но и статус одной из величайших морских держав.


Создание военно-морского флота при Петре 1 стало одним из ключевых событий его царствования, которое продолжалось с 1689 по 1725 год. В начале правления он получил опыт строительства кораблей на Плещеевом озере, а затем последовало строительство судоверфи на Дону в Воронеже и строительство фрегатов в Архангельске. Однако основным флотом петровского периода стал Балтийский.

Пётр I и кораблестроение

Ещё в период регентства царевны Софьи у Петра I появился интерес к судостроению и кораблям. В 1688 году плавал по реке Яуза на старом английском ботике.

Пётр I

Рис. 1. Пётр I.

К 1696 году в царстве Русском было построено некоторое количество судов по причине похода на турецкую крепость Азов. В нём приняли участие следующие корабли:

  • 1300 стругов;
  • 23 галеры;
  • 4 брандера;
  • 2 линейных корабля.

Местом строительства кораблей стало Адмиралтейство в Воронеже. Из Дона корабли выходили в Азовское море. Азовский флот был ликвидирован после поражения Петра I в Прутском походе 1711 года.

Флот при Петре I

Рис. 2. Флот при Петре I.

Строительство флота на Балтийском море

Особое значение для дальнейшей истории России имел построенный в рамках военной реформы Петра I балтийский флот. В 1702–1704 годах шло строительство галер на реках Луга и Сясь вблизи театра боевых действий Северной войны со Швецией.

В 1703 году был основан Санкт-Петербург, и он же стал главной базой балтийского флота до 1723 года, то есть до переноса в Кронштадт. В 1721 году война со Швецией завершилась подписанием Ништадтского мирного договора, и новые базы военно-морского флота разместились в портовых городах на присоединённых территориях — Выборг, Ревель, Рига.

На момент смерти императора Петра I, то есть к началу 1725 года, русский флот состоял из 130 парусных судов. В это число входили:

  • линейные корабли — 36;
  • фрегаты — 9;
  • брандеры — 5;
  • шнявы — 3;
  • вспомогательные суда — 77.

Помимо этого, был создан и гребной флот в составе 396 судов, в том числе:

  • галер и скампавей — 253.
  • бригантин — 143.

Высшим органом управления флотом стала созданная в 1718 году Адмиралтейств-коллегия. В 1720 году был составлен морской устав. Первым адмиралом флота стал Фёдор Апраксин. Первые военные победы русского флота относятся к 1714 и 1720 годам, разгром шведов под Гангутом и Гренгамом.

Судоверфи к концу царствования Петра I были в следующих городах: Воронеж, Казань, Архангельск, Олонец, Астрахань, Санкт-Петербург. Всего в Российской империи было 24 верфи. Офицеры военно-морского флота набирались из числа дворян, а матросы, наоборот, из простонародья, как и рекруты. Служба была пожизненной. Местом обучения офицеров стала Навигационная школа основанная в Москве в 1701 году.

Гангутская битва

Рис. 3. Гангутская битва.

Что мы узнали?

Кратко о рождении российского военно-морского флота можно сказать, что это было важным событием в эпоху петровских реформ. К 1725 году русский флот был сильнейшим на Балтийском море. Интересную информацию для детей об этом событии можно оформить в виде доклада или реферата.

Морским судам быть

Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – Швецией, Турцией на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация. Требовалось получить и выход к Черному и Балтийскому морям для упрощения торговли, потому что на тот момент единственным надежным торговым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несоизмеримо сложнее. Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году.

Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.

Морским судам быть

Божье провидение

России предстояла война со Швецией, и Петр I, обеспечив свой южный фланг, обратил взор на Балтику. Огромный и неоценимо важный опыт, полученный при строительстве Азовского флота, стал огромным заделом, который помог обеспечить победу нашей стране в долгой и трудной Северной войне со шведами. На Балтийском море русский флот сделал ещё больший шаг вперед. Несмотря на поражение и Прутский мир 1711 года с Турцией, по которому Азовский флот уничтожался, Россия стала военно-морской державой, великой державой. И последующие победы русского флота, и его славная история, стали наглядным тому подтверждением.

Петр I Великий Создание Российского Флота Доклад к теме Российская Империя Окружающий мир 3 класс

Царь Петр был очень высок ростом (2 метра) и хорош собой. Кроме того, он отличался большой живостью ума, тягой к знаниям, а так же, высокой работоспособностью. Всю жизнь он учился сам и учил своих подданных.

За годы своего правления Петр I провел огромное количество реформ в Российской науке, образовании и управлении государством.

Одной из самых важных реформ Петра является создание Российского флота.

Ко времени прихода Петра I к власти Россия была страной с огромной территорией. Но не имела выхода к морю. Балтийское море закрывали шведы. На Азовском море господствовали турки, а на Черном море — персы. Единственным действующим Российским портом был Архангельск. Но 9 месяцев в году воды этого порта находились подо льдом. Это очень сильно ограничивало развитие торговли.

Завоевание территорий Неудачи

Петр I решил отвоевать для России выход к Азовскому морю. На пути стояла крепость Азов, занятая турками. Первый сухопутный поход Петра I на Азов закончился поражением. Но царь Петр не смирился с этим и не попытался приукрасить историю, приписав себе победу, как делали многие правители. Вместо этого он проанализировал причины поражения.

Петр I понял, что атака только с суши не приводит ни к чему, потому что турецкие войска получают постоянную поддержку с моря. Поэтому он решил атаковать Азов с 2х сторон — с моря и суши. Кроме этого, царь Петр решил упорядочить командование Российской армией.

Петр I Великий Создание Российского Флота

Взятие Азова Петр I Великий Создание Российского Флота

В мае 1696 года начался 2-й Азовский поход. Неожиданная атака с моря привела к желаемому результату. Русским войскам удалось захватить несколько судов. Это ослабило турков и нашим сухопутным войскам удалось захватить Азов.

После этой убедительной победы, Боярская дума (Российский орган управления на тот момент) издала указ о том что: Российскому флоту быть. С этого момента началась работа по постройке сильного Российского флота на средства частных лиц (Российская казна была пуста). Всем жителям Московского государства необходимо было участвовать в постройке кораблей. Крупным собственникам вменялось объединяться и строить вместе корабли. Мелкие обязаны были вносить для строительства денежные взносы. На Дону были построены верфи, туда согнали крепостных и пригласили судостроителей из заграницы.

Петр стал вести переговоры с турками, стараясь убедить их в том, что у России сильный флот и добился заключения с ними прочного мира.

Цена Российского флота

Одновременно Петр I решил организовать судостроение в Петербурге на Неве. В 1704 году он взялся за организацию там Адмиралтейства. Тысячи людей собирались со всего Российского государства для строительства кораблей. Эта трудовая повинность считалась самой тяжелой на тот момент в России. Условия труда были плохими, работа очень тяжелой, оплата задерживалась, питание было организовано плохо. Люди погибали от голода и эпидемий. Флот достался России ценой тысяч жизней. Царь Петр знал об этом и пытался облегчить людские страдания, но не имел для этого средств и возможностей.

Обучаться будующих морских командиров Петр отправлял в Англию и Голландию, а потом лично устраивал им экзамены. Матросов набирали из солдат. Сначала в Российском флоте было много иностранцев, но по мере обучения русских офицеров и матросов большинство иностранцев были уволены. Так был создан мощный Балтийский флот, одержавший в сражениях несколько важных побед над шведами, в результате Россия получила выход в Финский залив и подписала со шведами мирный договор.

Петру удалось также получить выход к Каспийскому и Черному морю в боях с Персией. Так с помощью мощного флота Царь Петр сделал из отсталой России сильную военную державу и отвоевал для нее выход в море.

Это всё про Петр I Великий Создание Российского Флота. Желаю успехов в учебе!

Читайте также: