Культура и искусство татарстана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Культура Татарстана веками развивалась на стыке двух цивилизаций – восточной и западной, что и объясняет её многообразие. Отражая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, она одновременно развивалась в парадигме общечеловеческих ценностей и сегодня является частью мирового культурного наследия.

Сто лет отделяют нас от тех дней, когда был принят Декрет об образовании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Появление государственности татарского народа век назад вызвало общественный подъём, привело к глобальным изменениям в социально-экономической и духовной жизни общества. Начавшаяся культурная революция ознаменовалась сменой идейных и эстетических ориентиров. Под воздействием коммунистической идеологии менялись все стороны духовной жизни общества: народное образование, литература, музыка, кино, театры и музеи, изобразительное искусство, библиотечное и книгоиздательское дело, средства массовой информации.

В кратчайшие сроки были преодолены массовая безграмотность населения республики, сословные преграды в среднем и высшем образовании. Одна из особенностей культурной революции в Татарии – двукратная смена алфавита в татарской письменности: в 1927 году был осуществлён переход с арабской графики на латиницу, а в 1939-м – на кириллицу.

Значимым событием стала вынужденная эмиграция за рубеж не принявших советскую власть татарских писателей, учёных, публицистов, историков, философов (Садри Максуди, Фуад Туктаров, Заки Валиди, Муса Бигиев, Бари Баттал, Гумер Терегулов и другие).

Но, несмотря на трудности и препятствия, культурное строительство в молодой республике год за годом набирало обороты. Уже в 1920-е годы многое было сделано для развития радио, театра, клубной деятельности. Была создана разветвлённая система культурно-просветительных учреждений. В 1930-е годы произошла подлинная культурная революция, во всех областях культурной жизни были достигнуты значительные результаты. В 1934 году организован Союз писателей ТАССР, к 1930-м же годам относится создание в республике Союза композиторов, Союза художников, которые сегодня объединяют сотни профессиональных деятелей культуры. Много позже, в 1981 году, в республике появился и Союз кинематографистов.

Заметные успехи были достигнуты в литературе. В разные годы о насущных проблемах национальной культуры в своих произведениях писали Галимджан Ибрагимов, Фатхи Бурнаш, Хади Такташ, Карим Тинчурин, Хасан Туфан, Адель Кутуй, Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Ибрагим Гази, Мирсай Амир, Салих Баттал, Сибгат Хаким, Абдурахман Абсалямов, Аяз Гилязов, Нурихан Фаттах, Ильдар Юзеев, Мухаммет Магдеев, Хасан Сарьян и многие другие. Заслугой татарской творческой интеллигенции стало учреждение в 1958 году ежегодной премии имени Тукая.

Частью общегосударственных мероприятий по подъёму культуры народов молодой республики стало развитие библиотечной системы. В начале 1920-х годов было открыто 218 библиотек и читален, в том числе 138 – для татар. Сегодня Татарстан имеет широко разветвлённую сеть библиотек – более полутора тысяч. Фонд государственных и муниципальных библиотек республики содержит более 23,4 млн экземпляров книг. Завершается формирование Сводного электронного библиотечного каталога Татарстана, позволяющего уточнять наличие и местонахождение любой книги в библиотечных фондах республики.

Образование ТАССР дало мощный импульс к развитию театрального и музыкального искусств. Уже в первые десятилетия жизни республики были организованы театры и музыкальные коллективы, ставшие знаменитыми не только в Татарии, но и за её пределами. В 1926 году был создан Первый государственный татарский театр. Ныне это Татарский государственный академический театр им. Г.Камала. В 1932 году были открыты Казанский ТЮЗ и театр кукол. В 1939 году начал свою биографию Татарский государственный оперный театр (ныне Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М.Джалиля).

Активизации музыкально-общественной жизни в 1920-е годы способствовали организация радиовещания на татарском языке (1927 г.), создание республиканского Ансамбля песни и танца (1937 г.), открытие Татарской филармонии (1937 г.), Дома народного творчества (1938 г.). Для подготовки квалифицированных кадров по инициативе Правительства ТАССР была создана Татарская оперная студия при Московской консерватории (1934–1938 гг.). В 1945 году консерватория открылась и в Казани.

Образование ТАССР дало мощный толчок развитию краеведения и музейного дела. В формировании музейных фондов по всей республике особую роль сыграл Центральный музей ТАССР (ныне Национальный музей Республики Татарстан), оказывавший материальную, кадровую, методическую помощь вновь создаваемым музеям на протяжении десятилетий. В 1958 году на базе его художественных коллекций были созданы Музей изобразительных искусств, ряд мемориальных музеев. Сегодня в структуру главного музея республики входят 12 музеев. А всего в настоящее время в Татарстане функционируют 14 государственных и 50 муниципальных музеев, в составе которых в общей сложности 112 структурных подразделений. Кроме того, в республике успешно работают семь музеев-заповедников. Общий объём музейного фонда составляет 1 млн 946 тыс. единиц. Только в 2018 году государственные и муниципальные музеи республики посетили 6,7 млн человек.

Предметом гордости татарстанцев являются памятники истории и культуры, включённые в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Современный Татарстан уверенно вышел на мировую арену, и ему есть что показать и чем гордиться. Появились новые направления татарской культуры: Интернет, кино, мультипликация. Возрождается татарская архитектура, восстанавливаются разрушенные мечети, реконструируются древние города, набирает силу туризм. Доступность и адресность культурных благ становятся важными приоритетами культурной политики в республике, учреждения культуры постепенно становятся центрами притяжения для населения всех возрастов. Об этом говорят цифры, озвученные на расширенном заседании итоговой коллегии Министерства культуры РТ 29 января 2020 года. Так, по словам заместителя министра культуры РФ Ольги Яриловой, Татарстан сегодня является одним из лидеров в сфере культуры по отраслевым показателям. Только в 2019 году каждый житель республики в среднем побывал в учреждениях культуры 6,25 раза.

В заключение отметим, что с Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей российской культуры: певца Фёдора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова, Максима Горького, Василия Аксёнова, поэтов Евгения Боратынского, Гаврилы Державина, Марины Цветаевой и Николая Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина, музыкантов Олега Лундстрема и Михаила Плетнёва. А классик татарской поэзии Габдулла Тукай, поэт-герой Муса Джалиль, композиторы Фарид Яруллин, Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, София Губайдулина составили славу татарской культуры.

Фидаиль МИНИХАНОВ,
кандидат исторических наук, доцент,
старший научный сотрудник Института
татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ

Международные фестивали и выставочные проекты, мировые музыкальные премьеры и гастроли легендарных театров, творческие лаборатории, фольклорные праздники – вот лишь некоторые приметы культурной жизни Татарстана, насыщенной яркими событиями и талантливыми именами. Культура Татарстана, воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия.

По мнению современных исследователей, творчество Габдуллы Тукая можно рассматривать как некий итог тысячелетнего периода развития тюркской культуры и является духовным ориентиром, одним из объединяющих начал для татар всего мира. Его произведения переведены на многие языки мира, а поэтические сборники выдержали сотни изданий. В рамках празднования 125-летия со дня рождения классика татарской поэзии реализованы новые уникальные издательские, выставочные и театральные проекты, прошли международные научные форумы, творческие конкурсы художников, поэтов, чтецов и другие мероприятия. Состоялось открытие памятника Габдулле Тукаю в Москве и бюста поэта в Анкаре (Турецкая Республика).

Всемирную известность получили поэзия и судьба татарского поэта-антифашиста, Героя Советского Союза Мусы Джалиля, автора знаменитых "Моабитских тетрадей" - поэтического цикла, написанного в одиночной камере берлинской тюрьмы Моабит в ожидании казни. Также с Татарстаном связаны судьбы писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова, Максима Горького и Василия Аксенова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина, композитора Софии Губайдуллиной, музыкантов Олега Лундстрема и Михаила Плетнева.

В Республике Татарстан действуют 15 государственных театров, которые ежегодно представляют зрителям около 60 новых постановок, Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан, Татарская государственная филармония им. Г.Тукая и Государственный Большой концертный зал им. С.Сайдашева, на базе которых работают творческие коллективы высочайшего профессионального уровня - Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан, Государственный камерный хор Республики Татарстан, Государственный струнный квартет Республики Татарстан и др.

В республике успешно работают творческие союзы. Союз композиторов Республики Татарстан – общественная творческая организация профессиональных композиторов и музыковедов – был создан в – 1939 году. В настоящее время Союз композиторов РТ включает 58 членов, из них: заслуженный деятель искусств РСФСР – 1 чел., заслуженный деятель искусств РФ – 9 чел., заслуженный деятель искусств РТ – 26 чел., заслуженный деятель искусств ТАССР – 10 чел., заслуженный работник культуры РТ – 3 чел., заслуженный работник культуры ТАССР – 1 чел. Председатель Союза – народный артист России и Татарстана, заслуженный деятель искусств России и Татарстана, лауреат премии Правительства России, лауреат международных конкурсов, лауреат Государственной премии Республики Татарстан им.Г.Тукая, композитор Калимуллин Рашид Фагимович.
Союз писателей Республики Татарстан был создан в 1934 году. В настоящее время Союз включает 321 члена, из них: заслуженный деятель искусств РТ – 75 чел., заслуженный деятель искусств РФ – 3 чел., заслуженный работник культуры РТ – 83 чел., заслуженный работник культуры РФ – 12 чел. Председатель Союза - поэт, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан им.Г.Тукая Ибрагимов Илфак Мирзаевич.

Союз театральных деятелей Республики Татарстан был создан в 1938 году. В настоящее время Союз включает 471 члена, из них: заслуженный артист РТ – 88 чел., народный артист РТ – 102 чел., заслуженный работник культуры РТ – 33 чел., заслуженный деятель искусств РТ – 31 чел., заслуженный артист РФ – 22 чел., народный артист РФ – 11 чел., заслуженный работник культуры РФ – 8 чел., заслуженный деятель искусств РФ – 14 чел. Председатель Союза - заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан им.Г.Тукая, главный режиссер Татарского государственного академического театра им.Г.Камала Бикчантаев Фарид Рафкатович.

Союз кинематографистов Республики Татарстан был создан 1981 году. В настоящее время Союз включает 37 членов, из них: народный артист СССР – 1 чел., народный артист РФ и РТ – 3 чел., заслуженный деятель искусств РФ – 3 чел., заслуженный деятель искусств РТ – 11 чел., заслуженный работник культуры РТ – 4 чел., почетный кинематографист России - 13 чел. Председатель Союза – режиссер Матуров Ильдар Загирович.
Союз художников Республики Татарстан был создан 1936 году. В настоящее время Союз включает 314 членов. Из них: народный художники РФ – 2 чел., народный художник РТ – 20 чел., народный художник ТАССР – 3 чел., заслуженный художник РФ – 6 чел., заслуженный художник РСФСР – 1 чел., заслуженный деятель искусств РТ – 50, заслуженный деятель искусств ТАССР – 12 чел., заслуженный работник культуры ТАССР – 1 чел., заслуженный работник культуры РТ – 6 чел., лауреат государственной премии Республики Татарстан им.Г.Тукая – 16 чел., член-корреспондент Российской академии художеств – 2 чел., лауреат премии им.Б.Урманче – 20 чел., Председатель Союза - заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, и лауреат премии им.Б.Урманче, лауреат Государственной премии Республики Татарстан им.Г.Тукая Гимаев Зуфар Фаатович.
В настоящее время в Республике Татарстан функционируют 1550 библиотек, в том числе 4 республиканские: Национальная библиотека Республики Татарстан, Республиканская юношеская библиотека, Республиканская детская библиотека, Республиканская специальная библиотека для слепых и 1546 муниципальных библиотек.

В регионе существует 60 музеев, государственных – 13 (с 33 филиалами), муниципальных – 47 (с 35 филиалами), а также частных и корпоративных – 1065. Деятельность музеев-заповедников стимулирует развитие туризма и туристской инфраструктуры (дорожное, гостиничное хозяйство, предприятия общественного питания, бытового обслуживания и пр.), способствует привлечению дополнительных инвестиций.

Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие искусства, а также культурных и исторических ценностей.

Яркое самобытное искусство и культура татар наследует традиции государств Волжская Булгария, Золотая Орда и Казанское ханство. Значительным было и влияние ислама, принятого в 922 году. Существовавшая в народе руническая письменность была заменена на арабскую, что дало импульс к развитию науки, философии и литературы.

Исторические аспекты (1)

В 1236 году Булгария вошла в состав Золотой Орды, культура которой представляла собой симбиоз тюркских, монгольских и среднеазиатских культурных традиций с характерной для них пышностью орнамента и богатством декора, с использованием драгоценных металлов, камней и самоцветов. Особое значение приобретает создание предметов, связанных с убранством коня и экипировкой воина, производство оружия и других художественных изделий.

Город Булгар в 13-14 веках представлял огромный для того времени градостроительный комплекс, от которого даже в 1722 году (посещение его Петром I) сохранилось около 70 белокаменных зданий. Тогда же царь повелел своим указом охранять их в качестве историко-архитектурных памятников. Площадь второго по величине города БулгарииБиляра достигала 530 га (Киев в те времена занимал 150 га, Париж – 439 га).

В результате распада Золотой Орды возникло новое государство – Казанское ханство (1438 г.) со столицей в городе Казани. Столица продолжает развивать лучшие традиции зодчества и архитектуры. На территории Казанского кремля возводится много белокаменных и кирпичных сооружений.

Во второй половине 16 века Казанское ханство присоединяется к Русскому государству. Приехавшие в Казань переселенцы из Москвы, Новгорода, Пскова и других русских городов привносят некоторые элементы русской культуры.

К 19 веку с появлением мануфактурного производства переживает период расцвета декоративное искусство. Создаются классические образцы золотошвейной и тамбурной вышивки с богатым орнаментом, ювелирные украшения с изящной сканью, красочные женские головные уборы - калфаки, декоративные полотенца с тончайшими узорами.

Культура

В республике проживают народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. Сочетание по крайней мере трёх типов культурных взаимовлияний (тюркского, славяно-русского и финно-угорского) определяет уникальность этих мест, своеобразие культурных и исторических ценностей.

С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры: певца Фёдора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького, Василия Аксёнова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина. Классик татарской поэзии Габдулла Тукай, поэт-герой Муса Джалиль, композиторы Фарид Яруллин, Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, София Губайдулина и многие другие составили славу татарской культуры.

Развитие письменности, литература

Развитие письменности, литература

Музыка и танец

Все многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа - его печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Песенное творчество татар включает обрядовые (календарные, свадебные), исторические (баиты) и лирические песни. В народном музыкальном искусстве развивалось лишь сольное пение, традиционно одноголосное.

Музыка и танец

В старинных песнях и фольклорных танцах девушек с их пластичностью и грацией, застенчивыми движениями отсутствует всякий намек на размах, раздолье или разгул. Однообразные движения мелкими шажками почти на одном месте в народном татарском танце, как и протяжные грустные песни, красноречиво говорят о скромной затворнической жизни девушек-мусульманок.
Наиболее распространенными инструментами татарского музыкального фольклора были: гармонь-тальянка, курай (типа флейты), кубыз (скрипка), сурнай (восточный музыкальный инструмент).

Религия

Традиционными для республики конфессиями являются ислам и православие. Татары и башкиры (т.е. около половины населения республики) исповедуют ислам. Другая часть населения: русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва – христиане, исповедующие православие. В Татарстане также представлены католицизм, протестантство, иудаизм и другие конфессии.
Соблюдение баланса интересов двух крупных конфессий и равенства всех религий перед законом лежит в основе межконфессионального согласия в республике.

Религия

Сабантуй

Сабантуй (тат. сабантуй, сабан туе — праздник плуга) — это древний обряд тюркских народов. Традиционно его проводили перед началом посевных работ, а в настоящее время — это веселое празднование по их окончании, на котором не утихают национальные песни и пляски, шуточные конкурсы и спортивные состязания.
Праздник Сабантуй имеет более чем тысячелетнюю историю. Еще в 921 году его описывал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан — посол из Багдада, прибывший в Булгары. Татары издревле считали Сабантуй большим событием и готовились к нему заранее. Праздничные мероприятия вели старейшины, устанавливающие порядок проведения состязаний. По сей день не только в Казани, но и по всей России и даже за рубежом татары шумно и весело отмечают праздник плуга.

Сабантуй

Сегодня традиционный Сабантуй открывает приветственным словом один из руководителей района или города, а на главном сабантуе в Казани — Президент Татарстана. После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, участники художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства. Выступления сменяет череда шуточных конкурсов на ловкость и силу, например, различные состязания в беге: бег в мешках, бег с наполненными водой ведрами на коромысле, бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом. Гости соревнуются в бою мешками, набитыми сеном, который ведут на скользком бревне; состязаются в игре, во время которой нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, установленный на земле. Также пользуются популярностью перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб за призом, который закреплен наверху. В качестве приза используют живого петуха в клетке, сапоги и другое.

Сабантуй (1)

Сабантуй (2)

На майдане, так называется площадь для проведения праздника, проходят разные соревнования между певцами, чтецами и танцорами, организуются мастер-классы по национальным ремеслам. Обычно майдан продолжается с 10-11 утра до 2-3 часов дня. На нем продают сладости и другие угощения, в том числе и национальные, часто устраивают семейные чаепития за самоваром.

Сабантуй в Татарстане обладает статусом государственного праздника и проводится в каждом муниципальном районе и поселении республики. Ежегодно в Сабантуе по всему Татарстану в качестве организаторов, артистов, спортсменов и просто зрителей принимают участие сотни тысяч жителей и гостей республики.

Сабантуй внесен в список шедевров Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Татарская культура

Татары имеют более чем тысячелетнюю историю, и свое начало связывают с древним царством волжско-камских булгар. Именно в то далекое время зародилась татарская культура , на базе которой построен весь фундамент существования нации в современном мире.

Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие искусства, а также культурных и исторических ценностей.

В искусстве и культурном наследии народа как в зеркале отразились жизнь и быт наших предков, национальные особенности, идеалы красоты и религия, изменение социально-экономических условий и контакты с другими народами.

Говоря об историческом наследии и культуре, следует иметь в виду, что наряду с общими культурными традициями, существуют различные этнические группы татар с присущими им особенностями. Казань же являлась духовным центром основной этнической группы татарского народа - казанских татар, ставших основой в формировании татарской нации.

В 922 году был принят ислам, определивший духовное лицо народа, в то время были определены границы влияния и расселения татар, на основе того языка во многом сложился современный литературный татарский язык. Период Волжско-камской Болгарии заложил основы татарской архитектуры, татарского орнамента, татарской музыки, национального костюма, народной кухни, национальных праздников и даже национальной политики. В это время были построены, сохранившиеся до наших дней: Малый и Большой минарет в Великом Булгаре, Черная и Красные палаты, руины каменных бань, ханского дворца, Чертово городище в Елабуге, в это время были написаны знаменитые поэмы Кул Гали. Раскопки древних городов волжско-камской Болгарии и по сей день открывают все новые аспекты татарской культуры периода становления.

Конец истории Волжско-камской Болгарии связан с монгольским нашествием и включением территорий в состав нового государства Золотой Орды. Татары становятся титульным этносом нового государственного образования, и культура Волжских Булгар перерастает в татарскую культуру более мощного и крупного государства. Татарская культура поглощает монгольскую военную машину, она не становится данником как соседние культуры, она становится основой нового государства. Период Золотой Орды укрепляет позиции ислама во всем регионе, строятся новые города, закладываются основы военного искусства татар, укрепляются связи с восточными культурами, расширяются границы влияния. Культура торговли татар достигает своего рассвета. Великий шелковых путь на 2/3 проходил через татарские земли, что наложило сильный отпечаток и любовь татар к торговле. Военная доктрина, привнесенная в татарскую культуру монголами, не приживается в менталитет татар, и Золотая Орда, разбогатев, распадается на несколько татарских государств со смещением центра культурной жизни обратно на территорию современного Татарстана.

С этого момента начинается Казанский этап становления татарской культуры. Поэзия Мухамедьяра, знаменитая на весь мир татарская кожаная мозаика, рассвет ювелирного искусства татар - все это заслуги времен Казанского ханства. Особое место занимает искусство татарских шамаилей, получивших широкое распространение среди казанских татар. Военное искусство, доставшееся татарам от монгол, переходит как эстафетная палочка к русским князьям, чей менталитет оказывается более подходящим к силовым решениям. Казанское ханство просуществовало всего сто лет, и было уничтожено агрессивными соседями с севера.

Вплоть до 20 века татарская культура боролась за свое существования исключительно мирными способами, что и послужило возникновению той знаменитой толерантности, которая присуща современным татарам. Насильственное навязывание русской культуры (крещение татар, разрушение исторических памятников, гонения на культурных деятелей, жестокое подавление национального самосознания) не озлобило народ, наоборот татары выработали иммунитет ко злу и вобрали все лучшие от русской культуры и посредством русской культуры. В это время зарождается татарский театр, татарская художественная школа, татарская историческая школа, татарская философия, происходит либерализации ислама, татары знакомятся с европейским искусством.

Каюм Насыри, Габдулла Тукай, Шигабутдин Марджани, Исмаил Бекмухамедов, Габденнасыр Курсави - далеко не полный список видных деятелей татарской культуры этого периода.

По мнению современных исследователей, творчество Габдуллы Тукая можно рассматривать как некий итог тысячелетнего периода развития тюркской культуры и является духовным ориентиром, одним из объединяющих начал для татар всего мира. Его произведения переведены на многие языки мира, а поэтические сборники выдержали сотни изданий. В рамках празднования 125-летия со дня рождения классика татарской поэзии реализованы новые уникальные издательские, выставочные и театральные проекты, прошли международные научные форумы, творческие конкурсы художников, поэтов, чтецов и другие мероприятия. Состоялось открытие памятника Габдулле Тукаю в Москве и бюста поэта в Анкаре (Турецкая Республика).

Всемирную известность получили поэзия и судьба татарского поэта-антифашиста, Героя Советского Союза Мусы Джалиля, автора знаменитых "Моабитских тетрадей" - поэтического цикла, написанного в одиночной камере берлинской тюрьмы Моабит в ожидании казни.

Современная татарская литература - это целое созвездие ярких имен: Ренат Харис, Равиль Файзуллин, Роберт Миннуллин, Мусагит Хабибуллин, Рабит Батулла, Туфан Миннуллин, Мухаммат Мирза, Ркаиль Зайдулла и др.

Также с Татарстаном связаны судьбы писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова, Максима Горького и Василия Аксенова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина, композитора Софии Губайдуллиной, музыкантов Олега Лундстрема и Михаила Плетнева.

Татарский драматический театр, зародившийся в начале XX века на любительских подмостках, к середине прошлого столетия утвердился как самобытное художественное явление – со своей эстетикой, драматургией, актерской и режиссерской школами. В 1926 году первым из национальных театров страны он получил звание академического.

Особое место в татарской культуре занимает советский период, ставший эпохой возрождения татарского народа. Заново закладываются основы татарской государственности, формируется татарская интеллигенция, политическая элита, расцветают поэзия, изобразительное искусство, театр, литература, национальные ремесла. Появляются татарский балет, татарская опера, татарский спорт, татарская научная школа. Имена татарских знаменитостей советского периода можно выделить в целую энциклопедию - Муса Джалиль (поэт), Салих Сайдашев (композитор), Сафаргалиев Магомед (историк), Тинчурин Карим (драматург), Ахмедзянов Юнус (кулинар), Ахатов Габдулхай (лингвист), Булатова Мунира (опера), Габдулла Кариев (театр), Туфан Миннуллин (писатель), Урманче Баки (художник), Рудольф Нуриев (балет).

Сегодня татарская культура, ощущает себя частью мировой цивилизации, за два десятилетия о татарах вновь узнал весь мир, укрепились государственные институты татар, Татарстан уверено вышел на мировую арену и ему есть что показать и чем гордиться. Родились новые направления татарской культуры: интернет, кино, мультипликация, культура международных отношений. Возрождаются татарская архитектура, восстанавливаются разрушенные мечети, реконструируются древние города, набирает силу туризм и любовь к татарскому языку.

Читайте также: