Проблема межгруппового взаимодействия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Чтобы стало ясным содержание этого принципа в данном контексте, необходимо сделать несколько предварительных замечаний относительно общего понимания проблемы межгрупповых отношений в отечественной социальной психологии

Первое из таких замечаний касается определения предмета собственно социально-психологического исследования проблемы. Как видно из ее анализа, вопрос этот может решаться по-разному, в зависимости от общей теоретической ориентации: для интеракционизма – это область непосредственного взаимодействия, для когнитивизма – когнитивные процессы, сопровождающие взаимодействие. Однако при том и другом подходах два узла проблемы остались не вполне ясными: отношения каких именно групп должна исследовать социальная психология и что именно в отношениях этих групп должно быть подвергнуто изучению. Оба этих узла возникли в связи с промежуточным положением социальной психологии между психологией и социологией.

В самом деле, если вся область больших социальных групп должна быть включена в предмет социологии, то в области межгрупповых отношений объектом социально-психологического анализа должны остаться лишь малые группы. Такой

подход был долгое время достаточно типичным. Но критика переоценки малых групп в системе социально-психологическом знания привела к следующему: в ряде работ стал преобладать акцент на то, что в сфере социальной психологии необходимо рассматривать взаимоотношения именно больших групп, так как только в этом случае можно повысить социальную значимость самой дисциплины. Но подобное ограничение области межгрупповых отношений (только анализом отношений больших групп) представляется также неправомерным.

Подобно тому, как проблема группы в социальной психологии включает в себя анализ и малых, и больших групп, область межгрупповых отношений должна предполагать изучение отношений как между большими, так и между малыми группами. Специфика социальной психологии не в том, какие "единицы" анализа имеются в виду, а в том, каков тот угол зрения, который характеризует ее подход.

Отсюда – содержание второго узла: что же именно исследует социальная психология в области межгрупповых отношений? Принципиальное отличие социально-психологического угла зрения на проблему заключается в том, что здесь в центре внимания (в отличие от социологии) стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т.е. когнитивная сфера, связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия (Агеев, 1983). Социально-психологический анализ концентрирует внимание на проблеме отношений, возникающих в ходе взаимодействия между группами, как внутренней, психологической категории. Однако в отличие от когнитивистской ориентации такое понимание предполагает не только самую тесную связь субъективного отражения межгрупповых отношений с реальной деятельностью исследуемых групп, но и детерминацию ею всех когнитивных процессов, сопровождающих эти отношения. Так же, как и при интерпретации самой группы, здесь причинно-следственные зависимости, обусловленность когнитивной сферы параметрами совместной групповой деятельности выступают главным направлением изучения всей области. В данном случае уместно рассуждение по аналогии: группы существуют объективно, и для социальной психологии важно, при каких условиях группа превращается для индивида в психологическую реальность; точно так же межгрупповые отношения существуют объективно (их исследование с этой точки зрения – дело социологии), и для социальной психологии важно, как этот факт отражается в сознании членов групп и предопределяет их восприятие друг другом.

Второе замечание касается самого термина "перцептивные процессы межгрупповых отношений". Выше уже был обсужден вопрос о том, в каком смысле в социальной психологии употребляется термин "социальная перцепция": отмечались его известная метафоричность и значительно более богатое содержание по сравнению с термином "перцепция" в общей психологии. В предложенной нами схеме перцептивных процессов был отмечен и тот наиболее трудный случай, с которым приходится иметь дело в области межгрупповых отношений, а именно: та модель социально-перцептивного процесса, когда и субъектом, и объектом восприятия выступает группа. Понимание группы как целого в качестве субъекта социальной перцепции означает конституирование совершенно нового межгруппового уровня анализа социально-перцептивных процессов, и это заставляет проделать огромную работу по сопоставлению привычного для исследования межличностного восприятия и межгруппового восприятия.

Природа межгруппового восприятия заключается в том, что здесь мы имеем дело с упорядочением индивидуальных когнитивных структур, связыванием их в единое целое; это не простая сумма восприятия чужой группы индивидами, принадлежащими к субъекту восприятия, но именно совершенно новое качество, групповое образование. Оно обладает двумя характеристиками: для группы-субъекта восприятия это "целостность", которая определяется как степень совпадения представлений членов этой группы о другой группе ("все" и так-то или "не все" думают о другой группе так-то). Относительно группы-объекта восприятия это "унифицированность", которая показывает степень распространения представлений о другой группе на отдельных ее членов ("все" в другой группе такие или "не все") (Агеев, 1981). Целостность и унифицированность – специфические структурные характеристики межгруппового восприятия. Динамические его характеристики также отличаются от динамических характеристик межличностного восприятия: межгрупповые социально-перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативностью, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа, и формирование таких процессов не только более длительный, но и более сложный процесс, в который включается как индивидуальный жизненный опыт каждого члена группы, так и опыт "жизни" группы. Диапазон возможных сторон, с точки зрения которых воспринимается другая группа, значительно более узок по сравнению с тем, что имеет место в случае межличностного восприятия: образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности

Эта совместная межгрупповая деятельность не сводится только к непосредственному взаимодействию (как это было в экспериментах Шерифа). Межгрупповые отношения и, в частности, представления о "других группах", могут возникать и при отсутствии непосредственного взаимодействия между группами, как, например, в случае отношений между большими группами. Здесь в качестве опосредующего фактора выступает более широкая система социальных условий, общественно-историческая деятельность данных групп. Таким образом, межгрупповая деятельность может выступать как в форме непосредственного взаимодействия различных групп, так и в своих крайне опосредованных безличных формах, например, через обмен ценностями культуры, фольклора и т.п. Примеров такого рода отношений можно найти очень много в области международной жизни, когда образ "другого" (другой страны, другого народа) формируется вовсе не обязательно в ходе непосредственного взаимодействия, но на основе впечатлений, почерпнутых из художественной литературы, средств массовой информации и т.п. Как сама природа межгруппового восприятия, так и зависимость его от характера культуры обусловливает особо важную роль стереотипов в этом процессе. Восприятие чужой группы через стереотип – явление широко распространенное. В нем необходимо различать две стороны: стереотип помогает быстро и достаточно надежно категоризировать воспринимаемую группу, т.е. отнести ее к какому-то более широкому классу явлений. В этом качестве стереотип необходим и полезен, поскольку дает относительно быстрое и схематичное знание. Однако коль скоро стереотип другой группы наполняется негативными характеристиками ("все они такие-то и такие-то"), он начинает способствовать формированию межгрупповой враждебности, так как происходит поляризация оценочных суждений. Как уже отмечалось, особенно жестко эта закономерность проявляется в межэтнических отношениях.

Уместно поставить вопрос о том, какова роль непосредственного межгруппового взаимодействия в формировании и функционировании таких стереотипов? Еще в 50-х гг. Д.Кэмпбеллом была сформулирована "гипотеза контакта", суть которой заключается в следующем: чем больше благоприятных условий для контактов между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют и обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипа (Стефаненко, 1987. С. 244). Как видно, развитие исследований в области психологии межгрупповых отношений все в большей степени требует включения в анализ факторов совместной деятельности.

Предлагаемый подход к анализу межгрупповых отношений является дальнейшим развитием принципа деятельности: межгрупповое восприятие, которое было выделено как специфически социально-психологический предмет исследования в области межгрупповых отношений, само по себе интерпретируется с точки зрения конкретного содержания совместной деятельности различных групп. Разработка этой проблемы на экспериментальном уровне позволяет по-новому объяснить многие феномены, полученные в традиционных экспериментах.

Межгрупповые взаимодействия – это совокупность социально-психологических явлений, возникающих между различными группами.

В основе межгрупповых отношений лежит межгрупповое восприятие многообразных социально-психологических связей, возникающих между социальными группами.

Специфика межгруппового восприятия:

1) в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;

2) в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений, обладающих устойчивостью к внешним влияниям;

3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы.

Одним из феноменов межгруппового взаимодействия является межгрупповая дифференциация – социально-психологические процессы межгруппового восприятия, сравнения и оценки, связанные с установлением различий между своей и другими группами.

Межгрупповая дифференциация состоит из двух взаимосвязанных процессов:

2) межгрупповой дискриминации (от лат. discriminatio – различение) – это социально-психологическое явление, характеризующееся стремлением к недооценке или пониженной оценке успехов и переоценке неудач других групп, по сравнению с собственной группой.

Согласно теории социальной идентичности Г.Тэджфела и Д.Тернера причиной данных феноменов является серия когнитивных процессов:

1) социальная категоризация – упорядочивание социального окружения путем распределения социальных объектов по группам, имеющим сходство по значимым для индивида критериям;

2) социальная идентификация – отнесение самого себя к определенной социальной категории и переживание своей групповой социальной принадлежности;

3) социальное сравнение – установление различий социальных групп.

Другим феноменом межгруппового взаимодействия является межгрупповая интеграция, представляющая наличие между группами таких связей и зависимостей, которые способствуют их объединению, взаимосодействию. Интеграция способствует более успешной реализации функций, как своей группы, так и той более широкой общности, в которую включены обе взаимодействующие группы.

Феномены межгрупповой интеграции:

1) групповая аффилиация – это отношения между группами, которые предполагают, что одна из них является составной частью другой, т. е. взаимодействие групп разнопорядкового масштаба и объема. Малая группа, поглощенная большой функционирует по законам первой;

2) групповая открытость состоит в стремлении группы получить информацию и влияние извне, вследствие чего она подвергается различного рода воздействиям и оценкам со стороны других групп. Она способствует обновлению группы и соблюдению баланса процессов дифференциации и интеграции. Чем благополучнее группа, тем более она открыта;

3) межгрупповая толерантность – терпимость к другим группам;

4) межгрупповая референтность – стремление к достижению уровня значимой внешне группы, которая выступает в качестве носителя определенных ценностей и норм.

Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции сосуществуют в любой группе. Преобладание процесса дифференциации в результате излишней закрытости ведет группу к стагнации (застою), доминирование процесса интеграции в результате излишней открытости приводит к потере группой социальной устойчивости.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2.3. Переходные объекты и феномены

2.3. Переходные объекты и феномены Если поначалу ребенок воспринимает окружающий мир и, в частности, грудь матери как часть самого себя, то затем возникает необходимость в разграничении между Я и внешним миром. «Объект воплощает переход ребенка из состояния слияния с

Глава 6 Социально-психологические феномены

Глава 6 Социально-психологические феномены Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют

Феномены гипноза

Феномены гипноза Гипнотические феномены могут быть разделены на разные категории. Во-первых, происходят изменения в работе гладкой мускулатуры, отвечающей за непроизвольные сокращения: дыхание становится глубже, в животе урчит, глаза увлажняются, какие-то мышцы

Задание 1. Феномены Пиаже

Задание 1. Феномены Пиаже Испытуемый. Ребенок 3–8 лет. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка феномены могут быть выражены ярко, частично или отсутствовать.Процедура. С ребенком проводятся следующие задания:1) переливание воды из широкого сосуда

Звуковые феномены

Звуковые феномены Приведем один интересный случай, иллюстрирующи явление звукового феномена. На опушке леса, чуть в стороне от проселочной дороги, находилось небольшое строение. Это был старый заброшенный сарай. К нему и направился мужчина, вышедший из лесу. Он вошел в

Феномены подсознания

Феномены подсознания В предыдущей главе было рассказано, как устроены наше сознание и подсознание, какие функции они выполняют. Однако простой психологии и физиологии для объяснения работы подсознания недостаточно. Известно немало людей, которые обладали

Феномены гипносомнамбулизма

Феномены гипносомнамбулизма Сон — измена рассудку. В. Набоков Американский исследователь А. М. Вейценхоффер, один из авторов стэнфордских шкал гипнабельности, считает, что «к 1900 году, а по сути, и еще раньше все основные данные о гипнозе уже были получены. Ничего нового с

Социально-психологические феномены групп

Социально-психологические феномены групп Принадлежность индивида к группе оказывает на его поведение и мышление значительное влияние. Результаты этого влияния провоцируют межгрупповую конфликтность. Рассмотрим соответствующие феномены.Социальная фасилитация (от

3. Феномены внушения и гипнотического транса

Раздел 6 Межличностное и межгрупповое общение

Раздел 6 Межличностное и межгрупповое общение В данный раздел входят 2 подраздела: 6.1. Межличностное общение и 6.2. Межгрупповое и внутригрупповое общение. В первом подразделе представлены статьи, посвященные межличностному познанию и пониманию, их механизмам и

6.2. Межгрупповое и внутригрупповое общение

6.2. Межгрупповое и внутригрупповое общение Авторитет (лат. autoritas – влияние, власть) – 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.; 2) внутр. признание окружающими за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях

Групповые феномены

Групповые феномены Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих развитие малой группы и его этапы – образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К групповой динамике

Межгрупповые отношения – это не только взаимодействие различных больших социальных групп, но и, например, взаимоотношения различных структурных подразделений и профессиональных групп в организациях, взаимоотношения между коллективами различных организаций и т.д. Поэтому проблема межгрупповых отношений распространяется не только на большие, но и длямалые группы, в том числе на трудовые коллективы.

Актуальность изучения межгрупповых отношений в психологии управления обусловлена тем, что, во-первых, нередко отношения между коллективами различных организаций и отношения между различными профессиональными группами в рамках одной и той же организации характеризуются межгрупповой враждебностью и конфронтацией различной степени выраженности [14]. Враждебность и конфронтация, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на внутригрупповые процессы [2], и все эти явления в совокупности нередко препятствуют эффективному осуществлению профессиональной деятельности сотрудниками организаций.

Во-вторых, в современном обществе происходит усложнение самой общественной жизни и структуры социального пространства [2], увеличивается число критериев для социальной категоризации и, соответственно, общее число групп. Другими словами, у членов общества появляется все больше оснований для отнесения себя к различным группам, что приводит к количественному увеличению распространенности проблемы межгрупповых отношений.

Поскольку процесс управления всегда непосредственно связан с групповыми явлениями, в свете вышесказанного, для эффективной реализации управленческой деятельности необходимо владеть знаниями о психологических закономерностях межгрупповых отношений и способах их оптимизации. Проблеме межгрупповых отношений посвящена данная работа.

1. Понятие межгрупповых отношений в современной психологии

Человек рождается и живет в обществе других людей. Неотъемлемой частью жизни человека является его непосредственная включенность в общение с другими людьми и принадлежность к различным социальным группам – большим и малым.

К большим социальным группам относятся многочисленные группы людей, характеризующихся каким-либо общим признаком, например, гендерные группы (мужчины и женщины), возрастные группы (взрослые и дети), этнические группы (русские, французы, англичане и т.д.), профессиональные группы (врачи, учителя, инженеры и т.д.).К малым социальным группам относятся немногочисленные группы людей, объединенных каким-либо общим признаком, например, трудовой коллектив, школьный класс, семья и т.д. [12]. Принципиальное различие между большими и малыми группами заключается в том, что каждый член малой группы имеет возможность непосредственно встречаться и вступать в контакт со всеми остальными членами данной группы; члены больших групп, в свою очередь, подобной возможностью не обладают.

Каждый человек одновременно является членом нескольких больших и малых групп и не является членом других больших и малых групп. Группы, членом которых человек является, в социальной психологии называются ин-группами; группы, членами которых он не является – аут-группами [11].

Как правило, в процессе общения, выполнения какой-либо деятельности, реализации какого-либо акта поведения каждый человек выступает не только как уникальная личность, но и как представитель своей группы. В связи с этим в рамках изучения закономерностей общения и взаимодействия между людьми принято выделять два вида отношений – межличностные и общественные[2]. Межличностные отношения связаны с личностными особенностями общающихся и формируются на эмоциональной основе в зависимости от непосредственного взаимодействия конкретных людей. Общественные отношения носят безличный характер и строятся на основе принадлежности людей к той или иной социальной группе. Общественным отношениям соответствует межгрупповой, межличностным – межиндивидуальный уровень общения. На межгрупповом уровне, как правило, осуществляются отношения между незнакомыми друг другу людьми, на межиндивидуальном – отношения между людьми, уже имеющими опыт непосредственного общения друг с другом.

Это связано с тем, что психология межгрупповых отношения является одним из самых молодых направлений социальной психологии: регулярные эмпирические исследования в этой области начались лишь в середине ХХ века [12]. Однако определенные сведения о межгрупповых отношениях уже накоплены в науке, и это позволяет дать определение понятия.

Таким образом, исходя из определения, становится очевидным, что межгрупповые отношения имеют сложную структуру, выступая как на уровне сознания (межгрупповое восприятие), так и на уровне поведения и взаимодействия (межгрупповое взаимодействие). Рассмотрим далее структуру межгрупповых отношений более подробно.

2. Структура межгрупповых отношений

В структуре межгрупповых отношений можно выделить следующие составляющие:

  1. Межгрупповое восприятие – представления об ин-группе и аут-группе, о сходствах и различиях между ин-группой и аут-группой, отражение реальных межгрупповых отношений в сознании людей как членов групп.
  2. Межгрупповое взаимодействие – наблюдаемый компонент межгрупповых отношений, поведение и взаимодействие между людьми, обусловленные их принадлежностью к тем или иным социальным группам; другими словами, взаимодействие людей как представителей групп [9].

В соответствии со структурой межгрупповых отношений, в социальной психологии существуют два направления изучения межгрупповых отношений: интеракционизм, рассматривающие непосредственно взаимодействие групп, и когнитивизм, исследующий психологические процессы и явления, которые не доступны непосредственному наблюдению, но внутреннесопровождают межгрупповые отношения и определяют их характер[2].

Межгрупповое восприятие характеризуется динамическими и структурными особенностями. Рассмотрим основные динамические особенности формирования межгрупповых представлений [8; 13]:

  1. Межгрупповые представления формируются на основе объединения индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;
  2. Устойчивость (ригидность, консервативность) – формирование межгрупповых представлений осуществляется в течение длительного срока, межгрупповые представления являются недостаточно гибкими и устойчивы к внешним влияниям;
  3. Межгрупповые представления формируются путем схематизации и упрощения возможного диапазона сторон восприятия другой группы.

Формирование межгрупповых представлений в межгрупповом восприятии определяется совокупностью следующих процессов [7; 9; 12; 15]:

В результате социальной категоризации, социальной идентификации и социального сравнения формируются межгрупповые представления, обладающие следующими основными характеристиками (структурными особенностями) [2; 13]:

Ярким примером действия феноменов ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации является этноцентризм.

Установки врачей и медсестер по отношению друг к другу

ustanovki-vrachey-i-medsestyor-po-otnosheniyu-drug-k-drugu

Помимо феноменов внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации, реже в межгрупповом восприятии встречается и обратная тенденция – установление позитивно оцениваемых различий в пользу какой-либо другой группы, которой отдается предпочтение перед собственной. И если в крайнем выражении ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая дискриминация приводят к возникновению напряженности и враждебности в межгрупповых отношениях, то обратная тенденция – к ослаблению внутригрупповых связей, девальвации внутригрупповых ценностей, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой, вплоть до распада группы [8].

Таким образом, ингрупповой фаворитизм, являясь в той или иной мере препятствием для межгруппового взаимодействия, одновременно выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы. Этим обусловлена целесообразность его существования.

3. Основные факторы, влияющие на межгрупповые отношения

В социальной психологии проведено множество экспериментальных исследований факторов, влияющих на характер межгрупповых отношений.

Таким образом, одного только факта распределения испытуемых на группы, сходные по какому-либо малозначимому признаку, достаточно для того, чтобы возникли феномены ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации.

Таким образом, ситуация конкурентного взаимодействия (соперничества), в основе которого лежит объективный конфликт интересов, приводит к усилению проявлений межгрупповой агрессии и враждебности и усилению внутригрупповой сплоченности. Ситуация кооперативного взаимодействия (сотрудничества) приводит к обратному эффекту.

Таким образом, на степень выраженности внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации оказывают влияние не столько характер взаимодействия между группами (оно было соревновательным на обоих этапах эксперимента), сколько характер совместной деятельности групп (ограниченный узкогрупповыми целями на первом этапе и имеющий надгрупповую социальную ценностьна втором).

Таким образом, в перечисленных исследованиях показано, что феномены ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации усиливаются под воздействием низкой самооценки и недостаточного самоуважения личности как члена группы или группы в целом. В таких случаях у субъекта возникает потребность к повышению самооценки, и это достигается путем занижения оценки аут-группы и поднятия на этой основе самооценки ин-группы.

На содержание межгрупповых представлений оказывают влияние следующие основные факторы [2; 13]:

Вероятность влияния межгрупповых отношений на межличностные зависит от следующих основных факторов [5; 13; 15]:

  1. Степень осознания субъектом себя прежде всего как члена группы: степень включенностиличности в группу, идентификации человека со своей группой;
  2. Нахождение групп в состоянии конфликта;
  3. Особенности социальной ситуации, способствующие построению взаимодействия на межгрупповом или межиндивидуальном уровне;
  4. Степень осведомленности субъекта о личностных качествах данного члена аут-группы.

Таким образом, на межгрупповые отношения оказывают влияние множество факторов: сам факт осознания групповой принадлежности и степень очерченности границ группы; особенности межгруппового взаимодействия – соперничество или сотрудничество; цели совместной деятельности – узкогрупповые или надгрупповые; наличие либо отсутствие низкой самооценки и низкого уровня самоуважения личнолисти и группы и других внутриличностных или внутригрупповых проблем; а также многие другие факторы. Следовательно, межгрупповая враждебность не является строго неизбежной, и ее степень в разных случаях может быть различной.

Заключение

В процессе осуществления управленческой деятельности руководителю целесообразно учитывать психологические особенности межгрупповых отношений и факторы, влияющие на межгрупповые отношения. Воздействуя на факторы формирования межгрупповых отношений, можно оказывать влияние на сам характер отношений между различными организациями и различными структурными подразделениями одной организации.

Как было показано в данной работе, любые межгрупповые отношения являются потенциально враждебными, но интенсивность межгрупповой враждебности может быть существенно снижена вплоть до полного устранения. Оптимизации межгрупповых отношений можно достичь, например, следующими путями:

Все перечисленные пути оптимизации межгрупповых отношений могут быть одновременно применены в одном способе – организации совместной деятельности групп.

Таким образом, учитывая психологические закономерности межгрупповых отношений, исходя из принципов оптимизации межгрупповых отношений, руководитель может эффективно решать практические проблемы межгрупповых отношений.

Проблема межгрупповых отношений в отечественной социальной психологии была рассмотрена Агеевым.

Принципиальное отличие социально-психологического угла зрения на проблему заключается в том, что здесь в центре внимания (в отличие от социологии) стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т.е. когнитивная сфера, связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия (Агеев, 1983). Социально-психологический анализ концентрирует внимание на проблеме отношений, возникающих в ходе взаимодействия между группами, как внутренней, психологической категории. Однако в отличие от когнитивистской ориентации такое понимание предполагает не только самую тесную связь субъективного отражения межгрупповых отношений с реальной деятельностью исследуемых групп, но и детерминацию ею всех когнитивных процессов, сопровождающих эти отношения.




Предлагаемый подход к анализу межгрупповых отношений является дальнейшим развитием принципа деятельности: межгрупповое восприятие, которое было выделено как специфически социально-психологический предмет исследования в области межгрупповых отношений, само по себе интерпретируется с точки зрения конкретного содержания совместной деятельности различных групп. Разработка этой проблемы на экспериментальном уровне позволяет по- новому объяснить многие феномены, полученные в традиционных экспериментах.

Экспериментальные исследования психологии межгрупповых отношений.В серии экспериментов, выполненных в рамках изложенного подхода, проверялось предположение о зависимости межгруппового восприятия, в частности, его адекватности, от характера совместной групповой деятельности.

По всем трем параметрам межгруппового восприятия данные двух первых ситуаций значимо отличались от контрольной. Особенно показательно это было при объяснении причин победы или поражения своей и чужой групп: успех своей группы объясняли, как правило, внутригрупповыми факторами, а неудачи — факторами внешними (случайными), успех и неудачи чужой группы объясняли строго противоположным образом. В эксперименте было установлено, что присутствует феномен внутригруппового фаворитизма. Пока из этого можно было сделать вывод о том, что межгрупповое восприятие зависит от характера совместной групповой деятельности; в ситуациях соревнования обе экспериментальные группы выбрали стратегию внутригруппового фаворитизма, т.е. их восприятие другой группы оказалось неадекватным. В определенном смысле результаты подтвердили данные Шерифа.

Во второй серии экспериментов условия межгрупповой совместной деятельности были существенно изменены. В этот раз эксперимент проводился в пионерском лагере, где отрядам два раза задавались ситуации соревнования с различной его организацией: в первом случае в середине лагерной смены дети участвовали в спортивном соревновании, во втором случае в конце лагерной смены совместно трудились, оказывая помощь соседнему совхозу. Параллельно с осуществлением двух этапов эксперимента вожатые отрядов по просьбе экспериментатора проводили определенную повседневную работу с детьми: перед спортивным соревнованием всячески подчеркивали состязательные моменты, а перед работой в совхозе этот акцент был снят. В результате проведенных экспериментов было выявлено, что в условиях спортивного соревнования наблюдался резкий рост внутригруппового фаворитизма, а на этапе совместной деятельности в совхозе, напротив, его резкое уменьшение.

Основные категории:межгрупповые отношения, групповое взаимодействие, деятельностная концепция межгрупповых отношений.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные подходы к исследованию межгруппового взаимодействия.

2. Какие исследования группового взаимодействия провел М.Шериф?

3. В чем состоит когнитивистская концепция межгрупповых отношений А.Тэджфела?

4. Каково значение деятельностной концепции межгрупповых отношений?

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006.

2. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

- Дополнительная:

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.

2. Донцова А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.

3. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

Проблема межгрупповых отношений в отечественной социальной психологии была рассмотрена Агеевым.

Принципиальное отличие социально-психологического угла зрения на проблему заключается в том, что здесь в центре внимания (в отличие от социологии) стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т.е. когнитивная сфера, связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия (Агеев, 1983). Социально-психологический анализ концентрирует внимание на проблеме отношений, возникающих в ходе взаимодействия между группами, как внутренней, психологической категории. Однако в отличие от когнитивистской ориентации такое понимание предполагает не только самую тесную связь субъективного отражения межгрупповых отношений с реальной деятельностью исследуемых групп, но и детерминацию ею всех когнитивных процессов, сопровождающих эти отношения.

Предлагаемый подход к анализу межгрупповых отношений является дальнейшим развитием принципа деятельности: межгрупповое восприятие, которое было выделено как специфически социально-психологический предмет исследования в области межгрупповых отношений, само по себе интерпретируется с точки зрения конкретного содержания совместной деятельности различных групп. Разработка этой проблемы на экспериментальном уровне позволяет по- новому объяснить многие феномены, полученные в традиционных экспериментах.

Экспериментальные исследования психологии межгрупповых отношений.В серии экспериментов, выполненных в рамках изложенного подхода, проверялось предположение о зависимости межгруппового восприятия, в частности, его адекватности, от характера совместной групповой деятельности.

По всем трем параметрам межгруппового восприятия данные двух первых ситуаций значимо отличались от контрольной. Особенно показательно это было при объяснении причин победы или поражения своей и чужой групп: успех своей группы объясняли, как правило, внутригрупповыми факторами, а неудачи — факторами внешними (случайными), успех и неудачи чужой группы объясняли строго противоположным образом. В эксперименте было установлено, что присутствует феномен внутригруппового фаворитизма. Пока из этого можно было сделать вывод о том, что межгрупповое восприятие зависит от характера совместной групповой деятельности; в ситуациях соревнования обе экспериментальные группы выбрали стратегию внутригруппового фаворитизма, т.е. их восприятие другой группы оказалось неадекватным. В определенном смысле результаты подтвердили данные Шерифа.

Во второй серии экспериментов условия межгрупповой совместной деятельности были существенно изменены. В этот раз эксперимент проводился в пионерском лагере, где отрядам два раза задавались ситуации соревнования с различной его организацией: в первом случае в середине лагерной смены дети участвовали в спортивном соревновании, во втором случае в конце лагерной смены совместно трудились, оказывая помощь соседнему совхозу. Параллельно с осуществлением двух этапов эксперимента вожатые отрядов по просьбе экспериментатора проводили определенную повседневную работу с детьми: перед спортивным соревнованием всячески подчеркивали состязательные моменты, а перед работой в совхозе этот акцент был снят. В результате проведенных экспериментов было выявлено, что в условиях спортивного соревнования наблюдался резкий рост внутригруппового фаворитизма, а на этапе совместной деятельности в совхозе, напротив, его резкое уменьшение.

Основные категории:межгрупповые отношения, групповое взаимодействие, деятельностная концепция межгрупповых отношений.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные подходы к исследованию межгруппового взаимодействия.

2. Какие исследования группового взаимодействия провел М.Шериф?

3. В чем состоит когнитивистская концепция межгрупповых отношений А.Тэджфела?

4. Каково значение деятельностной концепции межгрупповых отношений?

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006.

2. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.


Из этой статьи вы узнаете о понятиях психологии межгрупповых отношений. Это очень важная и обширная тема. Психология межгрупповых отношений изучает взаимодействие между людьми в разных социальных коллективах. Изучаются также взаимодействия между самими коллективами. Это долгое время было предметом исследований.

Социальная психология межгрупповых отношений кратко

Этот вопрос был освещен в середине прошлого века. В 1966 году Музафер Шериф предложил общепризнанное определение психологии межгрупповых отношений. Всякий раз, когда лица, принадлежащие к одному коллективу, взаимодействуют коллективно или индивидуально с другой группой людей или ее членами с точки зрения идентификации их компании, мы имеем случай межколлективного поведения.

Изучение психологии межгрупповых отношений включает изучение многих явлений, связанных с коллективными процессами, включая социальную идентичность, предрассудки, коллективную динамику и соответствие. Исследования в этой области были проведены многими известными фигурами и продолжают давать эмпирическое понимание современных социальных проблем, таких как неравенство и дискриминация.

Тема видов этих коммуникаций чрезвычайно обширна. Часто к видам межгрупповых отношений относят:

  • сотрудничество (кооперацию);
  • общественный конфликт;
  • мирное сосуществование;
  • конкуренцию;
  • групповую вражду.

История

Курсы межгрупповых отношений

Ле Бон выдвинул три явления, объясняющих поведение толпы:

  • погружение (или анонимность), когда люди теряют чувство ответственности, присоединяясь к толпе;
  • зараза, то есть склонность отдельных людей следовать поведению толпы и внушению.

Последующие поколения исследований межгрупповых отношений и социального влияния строились на основе этих основополагающих идей и изучали их с помощью эмпирических данных. Так делают и в наши дни.

Исследование межгрупповых отношений в социальной психологии

Эмпирическое изучение этого явления значительно выросло в годы после Второй мировой войны. Холокост и широкое использование пропаганды побудили многих социологов к изучению межгруппового конфликта. Социологи были заинтересованы в понимании поведения немецкого населения при нацистском правлении, в частности, как пропаганда повлияла на его отношение и сколько людей могли выполнять приказы или поддерживать массовые убийства евреев и других меньшинств в рамках Холокоста.

Несколько видных социальных психологов были угнетены действиями нацистов из-за их еврейской веры, включая Курта Левина, Фрица Хайдера и Соломона Аша. Музафер Шериф был ненадолго задержан турецким правительством в 1944 году за прокоммунистические и антифашистские убеждения. Эти ученые извлекут уроки из опыта и продолжат вносить большой теоретический вклад в исследование межгрупповых отношений.

Когнитивная революция

Революция в психологии в 1950-х и 60-х годах заставила ученых изучить, как когнитивные искажения и эвристика влияют на убеждения и поведение. Получившийся в результате акцент на когнитивных процессах представлял собой значительный отход от основной бихевиористской философии, которая сформировала большую часть психологических проектов в первой половине XX века. Во время и после когнитивной революции исследователи межгрупповых отношений начали изучать искажение в поведении и мышлении, эвристику и стереотипы, их влияние на убеждение и поведение.

Изыскания Соломона Аша в 1950-х годах были одними из первых экспериментов, в которых изучалось, как когнитивный процесс (необходимость соответствовать поведению коллектива) может отвергать индивидуальные предпочтения, напрямую влиять на поведение. Леон Фестингер также сосредоточился на когнитивных процессах при разработке теории когнитивного диссонанса, которую Эллиот Аронсон и другие ученые впоследствии будут использовать для описания того, как люди чувствуют симпатию к общине, в которую они были инициированы, но со взглядами которой не могут согласиться. Об этом написано в книге Гулевича "Психология межгрупповых отношений".

Дискриминация и предрассудки

Движение за гражданские права 1950-х и 60-х годов привело социологов к изучению предрассудков, дискриминации и коллективных действий в Америке. В 1952 году NAACP обратилась с призывом провести исследование по общественным наукам для дальнейшего изучения этих вопросов в свете судебного процесса по делу Браун против Совета по образованию.

Выступление Кинга

В 1967 году Мартин Лютер Кинг выступил на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации, убеждая социологов продвигать причины социальной справедливости в своих исследованиях. В своем выступлении д-р Кинг призвал ученых изучить многие темы, связанные с движением за гражданские права, в том числе, барьеры для повышения социальной мобильности афроамериканцев, участие их в политической жизни.

Межгрупповые взаимодействия, психологии которых посвящена эта статья, очень интересны в контексте межрасовых отношений. Потому с этим вопросом стоит ознакомиться.

Дружная группа

Изучение видов межгрупповых отношений в последние десятилетия XX века усовершенствовало более ранние теории. Например, Ли Росс применил свои исследования по поводу систематических ошибок в своей работе над процессом урегулирования конфликтов в Северной Ирландии во время The Troubles.

Позитивные элементы

Другие ученые сосредоточились на позитивных элементах межгруппового поведения, включая помощь, сотрудничество и альтруизм между общностями индивидов. Одним из примеров этого является недавнее полевое исследование, проведенное Бетси Палак и ее коллегами, где они использовали радиопостановку, наполненную позитивными социальными нормами для повышения примирительного поведения в целой деревне в Руанде.

Ученые также применили межгрупповые теории к настройкам рабочего места. Одним из таких примеров является работа Ричарда Хэкмана по созданию и управлению коллективами или командами на рабочем месте. В частности, когда члены команды довольны работой, они могут расти профессионально, считая свою работу значимой.

Развитие технологий

Развитие технологий также сформировало изучение видов межгрупповых отношений сначала с принятием компьютерного программного обеспечения. А затем с использованием методов нейровизуализации, таких как МРТ, например. Одним из примеров того, как психологи используют новую технологию для исследований межгрупповых отношений, является тест неявной ассоциации (IAT), разработанный Энтони Гринвальдом и его коллегами в 1998 году в качестве средства измерения силы автоматической ассоциации между различными ментальными представлениями объектов. IAT обычно используется для измерения силы неявного смещения для различных конструкций, включая гендерные стереотипы на рабочем месте.

Управление группой

Гордон Олпорт разработал эту гипотезу, которая гласит, что контакт с членами другой социальной страты в соответствующих обстоятельствах может привести к снижению предубеждений между большинством и меньшинством. В основе контактной гипотезы лежат три психологических процесса: изучение внешней общины посредством прямого контакта, уменьшение страха и тревоги при взаимодействии с внешней общностью индивидов, а также повышение способности воспринимать перспективу, что приводит к снижению негативной оценки.

Некоторые исследователи подвергают критике контактную гипотезу, в частности, ее обобщаемость и тот факт, что межколлективный контакт может привести к увеличению, а не уменьшению предубеждений.

Реалистическая теория конфликтов

Сплоченная группа

Затем мальчики в этих командах соревновались друг с другом и выявляли враждебные убеждения внешней группы, пока не была навязана общая цель сотрудничества, которая требовала, чтобы коллективы работали вместе, что привело к уменьшению чувства враждебности. Шериф утверждал, что коллективное поведение не может быть результатом анализа индивидуального поведения и что межгрупповой конфликт, особенно тот, который вызван конкуренцией за ограниченные ресурсы, создает этноцентризм.

Теории социальной идентичности

В 1970-х и 80-х годах Анри Тайфель и Джон Тернер предложили две взаимосвязанные теории - самокатегоризации и социальной идентичности, которые вместе образуют метод для понимания психологических процессов, лежащих в основе понимания людьми своей идентичности и принадлежности к коллективу.

Теория №1 (самокатегоризация) объясняет контексты, в которых индивид воспринимает совокупность людей как группу, и психологические процессы этого восприятия.

Теория №2 описывает, как индивидуальная идентичность формируется членством в социальной страте. Она также предсказывает различия в межгрупповом поведении на основе воспринимаемых статусных различий между социальными общностями.

Влияние различий

Ранние исследования межгрупповых отношений и взаимодействий были сосредоточены на понимании процессов, стоящих за коллективными взаимодействиями и динамикой. Что специалисты заключили сегодня?

В настоящее время межгрупповые отношения характеризуются тем, что ученые применяют и совершенствуют эти теории в контексте современных социальных проблем - неравенство, дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации, расы/этнической принадлежности и религии.

Значение

Лекция по межгрупповым отношениям

Различные теории из психологии межгрупповых отношений дали много подходов к снижению предубеждений. Ученые сосредоточились на разработке теоретических основ для понимания того, как эффективно уменьшить коллективные конфликты и предрассудки. Например, недавнее вмешательство, разработанное Патрисией Девайн и ее коллегами, сфокусировано на преодолении когнитивных искажений и уменьшении неявных предубеждений.

Мета-анализы экспериментов по уменьшению неявного смещения показали, что многие из них дают ограниченный эффект, который не сохраняется вне лабораторных условий. Некоторые эксперты призвали к дополнительным полевым экспериментами и исследованиям, в которых используются продольные схемы для проверки внешней валидности и долговечности существующих методов уменьшения предубеждений, особенно программ по разнообразию рабочих мест, которые могут не учитываться эмпирическими исследованиями.

Другие открытия

Социологи изучали явления, связанные с неравенством, такие как бедность, бесправие и дискриминация, издавна. Тем не менее эксперты только недавно начали разрабатывать теории о психологических последствиях социального неравенства. Текущие исследования позволили определить склонность белых недооценивать чернокожих из-за ложных убеждений в биологических различиях.

Большинство исследований по социальному неравенству были в основном сосредоточены на отдельных категориях, таких как раса и пол. Все больше и больше ученых изучают влияние того, как пересечение идентичностей влияет на индивидуальные и групповые психологические процессы. Например, Джудит Харакевич и ее коллеги рассматривали расу и социальный класс как взаимосвязанные конструкции в интервенции полезности и ценности, предназначенной для устранения разрыва в расовых достижениях.

Открытия Левина

Курт Левин считается одним из отцов-основателей социальной психологии и внес большой вклад в психологические исследования. Левин основал центр групповой динамики в Массачусетском технологическом институте в 1945 году.

Левин был заинтересован в научном изучении процессов, которые влияют на людей в коллективно ориентированных ситуациях, и центр изначально был сосредоточен:

  • на коллективной производительности;
  • коммуникации;
  • социальном восприятии;
  • межличностных и межгрупповых отношениях;
  • членстве в общинах;
  • лидерстве и улучшении функционирования.

Межгрупповая поддержка

Гордон Оллпорт

Помимо теоретического вклада в эту область, Оллпорт обучал многих студентов, которые могли бы внести свой собственный вклад в исследование межгрупповых отношений. Среди этих студентов - Энтони Гринвальд, Стэнли Милгрэм и Томас Петтигрю.

Изыскания Шерифов

Музафер Шериф и Кэролин Вуд Шериф провели несколько заметных экспериментов на эту тему в середине XX века, включая эксперимент "Летний лагерь". Эти эксперименты легли в основу реалистической теории конфликта, предоставляя теоретическое объяснение происхождения межгрупповых предрассудков, а также изучая методы, направленные на снижение негативного отношения между общностями. Шерифы предположили, что коллективное поведение не может быть результатом анализа индивидуального поведения. И что конфликт, особенно тот, который вызван конкуренцией за ограниченные ресурсы, создает этноцентризм. Изыскания Музафера Шерифа по психологии коллективных конфликтов были основаны на его опыте наблюдения и изучения дискриминации и социального давления в Соединенных Штатах и ​​в Турции.

Кэролин Вуд Шериф вместе с Музафером Шерифом и Карлом Ховландом разработала теорию социального суждения, которая объясняет, как люди воспринимают и оценивают новые идеи, сравнивая их с нынешними установками. Теория обрисовывала в общих чертах, как люди умеют убеждать и как это может влиять на индивидуальные и коллективные установки.

Соломон Аш

Работа Соломона Аша в 1950-х годах также помогла в исследовании уровней межгрупповых отношений. Он изучал, как социальное давление коллектива влияет на людей, чтобы привязать их поведение, отношение и убеждения к общественным нормам. Результаты этих изысканий показали, что люди могут поддаваться общественному давлению, а последующие изучения сосредоточились на условиях, при которых они более или менее соответствуют поведению коллектива. Изыскания Аша, наряду с шоковыми экспериментами Стэнли Милгрэма, проливают свет на психологические процессы, лежащие в основе послушания, соответствия и авторитета.

Тайфель и Тернер

Британские психологи Анри Тайфель и Джон Тернер разработали теорию социальной идентичности, а затем и теорию самостоятельной категоризации в 1970-х и 80-х годах. Тайфель и Тернер были одними из первых специалистов, изучивших важность членства в группах и выяснили, как особенность членства в коллективе определяет поведение. Тайфель изобрел парадигму минимальных общностей, экспериментальный метод произвольного распределения отдельных лиц по коллективам (например, путем подбрасывания монеты), который показал, что даже когда люди были разделены на произвольные, бессмысленные общины, они имели тенденцию демонстрировать фаворитизм в отношении своей собственной группы. Это очень актуально для многих движений и конфессий в наши дни.

Ли Росс

Ли Росс провел изучение нескольких психологических явлений, тесно связанных с формами межгрупповых отношений, включая фундаментальную ошибку атрибуции, настойчивость убеждений и наивный реализм - идею о том, что люди верят, что они видят мир объективно, и что те, кто с ними не согласен, должны быть иррациональными или предвзятыми. В 1984 году Росс стал соучредителем Стэнфордского центра по международным конфликтам и переговорам (SCICN), специализирующегося на применении результатов психологии, права и социологии, чтобы помочь разрешить международные конфликты. Росс и его коллеги из SCICN изучили многие из этих концепций, поскольку они относятся к разрешению конфликтов.

Другие ученые

Сьюзан Фиске вместе со своими коллегами Эми Кадди, Питером Гликом и Джун Сюй разработали модель содержания стереотипов, в которой говорится, что стереотипы и межгрупповые впечатления формируются в двух измерениях: тепло и компетентность. Модель содержания стереотипа основывается на теории эволюционной психологии. Индивиды склонны сначала оценивать, представляют ли люди угрозу (тепло), а затем предугадывать, как люди будут действовать, основываясь на первоначальной оценке (компетентности). Из этого следует, что социальные страты, которые конкурируют за реальные или предполагаемые ресурсы, такие как деньги или политическая власть, считаются низкими по теплу, в то время как коллективы с высоким статусом (например, с точки зрения финансов или образования) имеют высокий рейтинг компетентности. Фиске также участвовала в разработке широко используемого перечня амбивалентного, враждебного и доброжелательного сексизма.

Клод Стил и его коллеги Стив Спенсер и Джошуа Аронсон известны тем, что изучают угрозу стереотипа - ситуационное давление ощущается, когда они рискуют подтвердить негативный стереотип о своей общине. В основе механизма угрозы лежат три фактора: стрессовое возбуждение, мониторинг производительности и когнитивные усилия по снижению негативных мыслей и чувств.

Городская группа

Энтони Гринвальд и его коллеги Дебби МакГи и Джордан Шварц разработали тест неявной ассоциации или IAT. Он используется для проверки силы неявных (автоматических) ассоциаций индивида между ментальными репрезентациями и обычно используется в межгрупповых исследованиях для проверки предвзятости. Недавно обоснованность IAT как меры неявного смещения была поставлена ​​под сомнение. Гринвальд, который был студентом Гордона Оллпорта, также изучал фаворитизм в коллективе, поскольку он связан с дискриминацией и скрытым социальным уклоном по различным темам, включая влияние на поступление в медицинскую школу и формирование стереотипов среди маленьких детей. Это формирует проблемы межгрупповых отношений.

Джим Сиданиус и Фелисия Пратто разработали теорию социального доминирования, которая утверждает, что большинство групп организованы иерархически в развитых обществах. Согласно теории, они основаны на возрасте: пожилые люди имеют большую власть, как и мужчины. Это произвольно установленные иерархии, которые определены культурно и могут включать расу/этническую принадлежность, религию и национальность. Теория также предсказывает паттерны отношений межгруппового конфликта на основе сильных гегемонических коллективов, различающих и угнетающих маломощные общины.

Сиданиус разработал шкалу ориентации социального доминирования, чтобы измерить желание членов одного коллектива доминировать и превосходить внешние общины.

Долго изучались также методики диагностики межличностных и межгрупповых отношений. Сейчас эти исследования очень сильно продвинулись. Об этом доступно написано в книге "Психология межгрупповых отношений" В. С. Агеева.

Дженнифер Ричесон изучает расовую идентичность, социальное неравенство и межрасовые отношения с акцентом на понимание психологических процессов, стоящих за реакциями на разнообразие.

В работе, посвященной социальному неравенству, Ричесон и ее коллеги Майкл Краус и Джулиан Ракер обнаружили, что американцы неверно оценивают степень, в которой экономическое равенство было достигнуто как среди "белых", так и среди чернокожих с высокими и низкими доходами, переоценивая экономическое равенство на основе расы. Это написано в любом учебнике психологии межгрупповых отношений и взаимодействий.

Читайте также: