Скоростно силовые способности это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность темы.Одним из эффективных средств физического развития взрослых, считаются спортивные игры и в частности футбол, который является одним из самых популярных и увлекательных видов спорта.

Занятия футболом способствуют повышению физической подготовленности взрослых, развитию силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей. Кроме того, в ряде исследований показано, что занятия футболом способствуют воспитанию у людей морально-волевых качеств [1,8].

Современный футбол характеризуется высокой двигательной активностью игроков, которая носит преимущественно динамический характер и отличается неравномерностью физических нагрузок и аритмичным чередованием работы и отдыха. Среди них основными являются действия с мячом и передвижения по полю (бег, ходьба). От того, насколько футболист хорошо владеет своим двигательным аппаратом и как высоко у него развиты двигательные способности, зависят быстрота, точность и своевременность выполнения конкретной тактической задачи. Быстрота футболиста выступает при этом фактором, определяющим результативность соревновательной деятельности.

Интенсификация соревновательной деятельности часто приводит к тому, что увеличение объёма перемещений и технико-тактических действий не сопровождается повышением их эффективности. Связано это с недостаточной устойчивостью двигательных навыков, и особенно тех, что выполняются в скоростно-силовом режиме.

Совершенствование методики скоростного и силового развития до сих пор является актуальной темой, что и обусловило выбор темы данного исследования.

Объектом исследования является процесс подготовки юных футболистов 12-14 лет.

Предмет исследования – развитие скоростно-силовых способностей у юных футболистов.

Гипотеза исследования: для повышения уровня развития и проявления скоростных и силовых способностей юношей 12-14 лет предполагается использование на занятиях футболом различных специфических физических упражнений.

В соответствии с гипотезой определены цель и задачи исследования.

Цель работы:обосновать педагогические возможности развития скоростно-силовых способностей у юношей 12-14 лет на занятиях футболом с использованием специфических физических упражнений.

Задачи исследования:

1. Провести анализ учебно-методической и научной литературы по развитию скоростно-силовых способностей у юношей в возрасте 12-14 лет.

2. Разработать методику развития скоростно-силовых способностей юношей 12-14 лет, занимающихся футболом.

3. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики по развитию скоростно-силовых способностей юношей на занятиях футболом.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных данных, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент спортивно-педагогическое тестирование.

Структура курсовой работы.Работа изложена на41 странице, включает введение, три главы, выводы, приложение, содержит 3 таблицыи4 рисунка, список литературы содержит 20 источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ

Характеристика скоростно-силовых способностей человека

Скоростно-силовые способности являются своеобразным соединением собственно-силовых и скоростных способностей. Скоростно-силовые качества определяют, как способности развивать максимальное мышечное напряжение в минимальный отрезок времени.

Степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности спортсмена к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма.

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Для оценки уровня развития взрывной силы пользуются скоростно-силовым индексом:

где Fmax - уровень максимальной силы, проявляемой в конкретном упражнении; tmax -максимальное время к моменту достижения Fmax[11].

По Ю.В. Верхошанскому взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – это способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения [10].

Как разновидность скоростно-силовых усилий выделяют еще амортизационную силу – способность как можно быстрее закончить движение при его осуществлении с максимальной скоростью (например, остановку после ускорения).

Скоростно-силовые способности – это не просто соединение быстроты и силы. Максимальные параметры напряжения мышц достижима при относительно медленном их сокращении, а максимальная скорость движения в условиях минимального отягощения. Между тем и другим максимумом находится область проявления скоростно-силовых способностей.

При выполнении упражнений скоростно-силовой направленности мощность состоит в том, чтобы совместить на высоком уровне проявление силовых и скоростных двигательных возможностей. При этом, чем больше доля силового компонента, тем больше внешнее сопротивление, чем меньше отягощение, тем больше действие приобретает скоростной характер. Скоростно-силовые способности во многом зависят от наследственных факторов, и в первую очередь от композиции мышц. Как известно мышечные волокна делятся на группы: медленные и быстрые. Их соотношение у разных людей различное и не изменяется в течение жизни. Преобладание быстрых мышечных волокон способствует наилучшему проявлению скоростных и скоростно-силовых качеств. Однако наследственные предпосылки сами по себе ещё не гарантируют достаточного развития скоростно-силовых качеств. Обязательным условием являются многолетняя, систематическая тренировка. Чем раньше будет начало развития скоростно-силовых способностей, тем лучше [5].

В результате систематического и целенаправленного использования скоростно-силовых упражнений значительные физиологические изменения происходят в быстрых мышечных волокнах. Их толщина увеличивается, повышается содержание сократительных белков актина и миозина, основного источника энергии миоглобина. Помимо этого, изменяется характер импульсациимотонейронов мышц: увеличивается частота и сила нервных импульсов, улучшается синхронизация импульсации. Это приводит к совершенствованию внутри и межмышечной координации.

По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых способностей, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов [12].

Благодаря современным исследователям, посвященных развитию физических способностей спортсменов, к тренировочному процессу стали подходить с научной точки зрения. Особый интерес вызывает исследования о взаимосвязи силы мышечного сокращения и развиваемой скоростью. Эти физические качества напрямую связаны со скоростно-силовыми качествами спортсмена.

Также скоростно-силовые качества зависят от абсолютной силы мышц, проявляемой при придельном их напряжении без ограничения времени. Для развития скоростно-силовых качеств требуется выполнение упражнений в максимальном темпе. Необходимо создать условия, которые требуют сочетания силового напряжения с проявлением силовых качеств. Таким образом, степень проявления скоростно-силовых качеств спринтера зависит не только от величины мышечной силы, но также от способности спортсмена к высокой мобилизации функциональных возможностей организма.

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота двигательных реакций, скорость выполнения одного движения, частота движений (темп).

Двигательная реакцией начинается с восприятия информации, которая побуждает к действию (например, стартовый сигнал) и заканчивается с началом ответных действий – стартовых, либо начинающихся в порядке переключения от одного действия к другому. Быстрота реакции определяется по так называемому латентному периоду реакции — временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения.

Принято подразделять двигательную реакцию на два типа: простую и сложную. Простая двигательная реакция - это ответ заранее обусловленным двигательным действием на заранее обусловленный, но внезапно появляющийся сигнал (зрительный, слуховой, тактильный). Время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 секунды, у спортсменов же данный показатель варьируется от 0,15 до 0,2 секунды. Сложные двигательные реакции более характерны для игровых видов спорта, где происходит постоянная и внезапная смена ситуации действий. Скорость отдельных движений – это временной интервал, затраченный на выполнение одного движения. Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Она измеряется скоростью отдельных движений и частотой их повторения. Скорость отдельных движений обусловлена подвижностью нервных процессов, а также сократительными свойствами мышечного аппарата.

Частота движений или темп – это число движений за единицу времени. Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, то есть она зависит от изменчивости нервных процессов.

Формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. Как уже отмечалось ранее, для улучшения стартовых показателей и самого бега, спортсмену необходимо обладать немалыми силовыми качествами.

Сила - это физическая способность человека преодолевать внешнее сопротивление. Благодаря мышечным усилиям, напряжению человек способен справится с сопротивлением.

Выделяют следующие виды проявления физической силы: собственно силовая сила (абсолютная и относительная), скоростно-силовые качества (взрывная и скоростная), силовая выносливость. Абсолютная сила человека нужна ему для определения наибольшего сопротивления, она развивается как в динамическом, так и статическом режиме. Относительная сила - это величина силы, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена. Данный показатель помогает сравнивать силовую подготовленность различных спортсменов. Взрывная сила – это способность человека прилагать наибольшее усилие за меньший отрезок времени. Скоростная сила - это способность спортсмена с возможно большей скоростью преодолевать умеренное сопротивление. Силовая выносливость - это способность как можно более эффективно преодолевать длительные мышечные напряжения.




Рассмотрев основные понятия скорости и силы, обратимся к упражнениям, которые помогают спортсмену развить данные качества для достижения наилучшего результата.

Существует три основных группы упражнений:

1. Упражнения, направленные на преодоление собственного веса тела. К таким упражнениям можно отнести легкоатлетические прыжковые упражнения, гимнастические силовые упражнения, упражнения с преодолением препятствий. Эти упражнения используются для развития максимальной силы на начальных этапах силовой подготовки. Конкретно прыжковые упражнения эффективны для развития взрывной и скоростной силы.

2. Упражнения с дополнительным отягощением. Отличием от предыдущих упражнений является то, что все эти же упражнения необходимо выполнять с отягощением. К отягощениям можно отнести набивные мячи, гантели, штанги, ремни и жилет и пр. В данных упражнениях можно точно дозировать величину отягощения в соответствии с индивидуальными возможностями человека.

3. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды. Данные упражнения дают возможность развивать силу в условиях максимально приближенных к специализированной двигательной деятельности. Например, выполнять беговые упражнения на нестандартном покрытие (песок, снег, в гору и т.д.).

Основной задачей, которая решается комплексом упражнений скоростно-силовой подготовки является развитие быстроты движений и силы определенной группы мышц. Решения данной задачи осуществляется по трем направлениям: скоростному, скоростно-силовому и силовому.

Для развития и совершенствования скоростных качеств в тренировочном процессе чаще всего прибегают к упражнениям первой группы, которые направлены на преодоление собственного веса, а также включают упражнения, выполняемые в облегченных условиях. К этому же направлению можно отнести методы, направленные на развитие быстроты двигательной реакции (простой и сложной).

Основой методике является повторное выполнение движений при увеличении частоты выполнения, при этом стоит избегать перенапряжение.

Скоростно-силовое направление предполагает развитие скорости движения вместе с развитием силы определенной группы мышц. Упражнения рекомендуется выполнять в максимальном темпе, то есть в таких условиях, которые требуют сочетания силовых напряжений с проявлением силовых качеств. Упражнения второй и третьей группы, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды хорошо справляются с данной задачей.

Благодаря изучению и проводимым исследованиям специалисты приходят к мнению, что в раннем школьном возрасте и далее в юношеском стоит уделять огромное внимание развитию скоростно-силовых качеств. Этому способствует особенности физико-анатомического развития детей. К 14-15 годам организм ребенка уже имеет схожую физиологию со взрослым спортсменом. Его двигательные качества успешно поддаются тренировке, что позволяет достичь определенных результатов в развитие скоростно-силовых качеств, выносливости. На этапах начальной специализации упражнения на развитие силы должны быть кратковременными, исключать длительное напряжение. Воспитание силовых качеств предусматривает комплекс общеразвивающих упражнений с небольшим отягощением, не превышающим треть от собственного веса. Силовая составляющая проявляется через двигательную деятельность.

Разные факторы (пол, возраст, индивидуальные особенности) влияют на проявление силы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий. Биохимические и физиологические факторы играют не последнюю роль в формирование силовых качеств.

Результативность выступления спортсмена в беге на короткие дистанции во многом предопределяется скоростно-силовым потенциалом мышечных групп, осуществляющих движение ног. Измерения проводятся на специальном полидинамическом стенде, позволяющем зарегистрировать максимальные значения силы для определения мышечной группы.

Силовую подготовленность спортсмена обычно представляют в относительных единицах, т.е. максимальное значение силы делят на массу спортсмена. Для практики более важно не абсолютное значение силы, а характер ее развития в короткие промежутки времени. В качестве информативного показателя оценки скоростно-силовых возможностей бегунов на короткие дистанции используется значение импульса силы за 0,1 сек., т. е. значение прироста силы в самый короткий период времени.

Анализируя все выше сказанное, можно сделать вывод, что для достижения значительных результатов в развитие скоростно-силовых качеств необходимо в подготовку спортсмена включать разнообразные средства и приемы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях.

Тренер при составлении набора упражнений должен опираться на способности и уровень физического развития атлета, чтобы достичь успеха в воспитание скоростно-силовых качеств в различных соотношениях проявления силы и быстроты. Для определения эффективности упражнений рекомендуется выполнение контрольных заданий, которые предусматривают многократное изменение показателей: время, расстояние, вес, число повторений и др.

Благодаря современным исследователям, посвященных развитию физических способностей спортсменов, к тренировочному процессу стали подходить с научной точки зрения. Особый интерес вызывает исследования о взаимосвязи силы мышечного сокращения и развиваемой скоростью. Эти физические качества напрямую связаны со скоростно-силовыми качествами спортсмена.

Также скоростно-силовые качества зависят от абсолютной силы мышц, проявляемой при придельном их напряжении без ограничения времени. Для развития скоростно-силовых качеств требуется выполнение упражнений в максимальном темпе. Необходимо создать условия, которые требуют сочетания силового напряжения с проявлением силовых качеств. Таким образом, степень проявления скоростно-силовых качеств спринтера зависит не только от величины мышечной силы, но также от способности спортсмена к высокой мобилизации функциональных возможностей организма.

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота двигательных реакций, скорость выполнения одного движения, частота движений (темп).

Двигательная реакцией начинается с восприятия информации, которая побуждает к действию (например, стартовый сигнал) и заканчивается с началом ответных действий – стартовых, либо начинающихся в порядке переключения от одного действия к другому. Быстрота реакции определяется по так называемому латентному периоду реакции — временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения.

Принято подразделять двигательную реакцию на два типа: простую и сложную. Простая двигательная реакция - это ответ заранее обусловленным двигательным действием на заранее обусловленный, но внезапно появляющийся сигнал (зрительный, слуховой, тактильный). Время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 секунды, у спортсменов же данный показатель варьируется от 0,15 до 0,2 секунды. Сложные двигательные реакции более характерны для игровых видов спорта, где происходит постоянная и внезапная смена ситуации действий. Скорость отдельных движений – это временной интервал, затраченный на выполнение одного движения. Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Она измеряется скоростью отдельных движений и частотой их повторения. Скорость отдельных движений обусловлена подвижностью нервных процессов, а также сократительными свойствами мышечного аппарата.

Частота движений или темп – это число движений за единицу времени. Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, то есть она зависит от изменчивости нервных процессов.

Формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. Как уже отмечалось ранее, для улучшения стартовых показателей и самого бега, спортсмену необходимо обладать немалыми силовыми качествами.

Сила - это физическая способность человека преодолевать внешнее сопротивление. Благодаря мышечным усилиям, напряжению человек способен справится с сопротивлением.

Выделяют следующие виды проявления физической силы: собственно силовая сила (абсолютная и относительная), скоростно-силовые качества (взрывная и скоростная), силовая выносливость. Абсолютная сила человека нужна ему для определения наибольшего сопротивления, она развивается как в динамическом, так и статическом режиме. Относительная сила - это величина силы, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена. Данный показатель помогает сравнивать силовую подготовленность различных спортсменов. Взрывная сила – это способность человека прилагать наибольшее усилие за меньший отрезок времени. Скоростная сила - это способность спортсмена с возможно большей скоростью преодолевать умеренное сопротивление. Силовая выносливость - это способность как можно более эффективно преодолевать длительные мышечные напряжения.

Рассмотрев основные понятия скорости и силы, обратимся к упражнениям, которые помогают спортсмену развить данные качества для достижения наилучшего результата.

Существует три основных группы упражнений:

1. Упражнения, направленные на преодоление собственного веса тела. К таким упражнениям можно отнести легкоатлетические прыжковые упражнения, гимнастические силовые упражнения, упражнения с преодолением препятствий. Эти упражнения используются для развития максимальной силы на начальных этапах силовой подготовки. Конкретно прыжковые упражнения эффективны для развития взрывной и скоростной силы.

2. Упражнения с дополнительным отягощением. Отличием от предыдущих упражнений является то, что все эти же упражнения необходимо выполнять с отягощением. К отягощениям можно отнести набивные мячи, гантели, штанги, ремни и жилет и пр. В данных упражнениях можно точно дозировать величину отягощения в соответствии с индивидуальными возможностями человека.

3. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды. Данные упражнения дают возможность развивать силу в условиях максимально приближенных к специализированной двигательной деятельности. Например, выполнять беговые упражнения на нестандартном покрытие (песок, снег, в гору и т.д.).

Основной задачей, которая решается комплексом упражнений скоростно-силовой подготовки является развитие быстроты движений и силы определенной группы мышц. Решения данной задачи осуществляется по трем направлениям: скоростному, скоростно-силовому и силовому.

Для развития и совершенствования скоростных качеств в тренировочном процессе чаще всего прибегают к упражнениям первой группы, которые направлены на преодоление собственного веса, а также включают упражнения, выполняемые в облегченных условиях. К этому же направлению можно отнести методы, направленные на развитие быстроты двигательной реакции (простой и сложной).

Основой методике является повторное выполнение движений при увеличении частоты выполнения, при этом стоит избегать перенапряжение.

Скоростно-силовое направление предполагает развитие скорости движения вместе с развитием силы определенной группы мышц. Упражнения рекомендуется выполнять в максимальном темпе, то есть в таких условиях, которые требуют сочетания силовых напряжений с проявлением силовых качеств. Упражнения второй и третьей группы, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды хорошо справляются с данной задачей.

Благодаря изучению и проводимым исследованиям специалисты приходят к мнению, что в раннем школьном возрасте и далее в юношеском стоит уделять огромное внимание развитию скоростно-силовых качеств. Этому способствует особенности физико-анатомического развития детей. К 14-15 годам организм ребенка уже имеет схожую физиологию со взрослым спортсменом. Его двигательные качества успешно поддаются тренировке, что позволяет достичь определенных результатов в развитие скоростно-силовых качеств, выносливости. На этапах начальной специализации упражнения на развитие силы должны быть кратковременными, исключать длительное напряжение. Воспитание силовых качеств предусматривает комплекс общеразвивающих упражнений с небольшим отягощением, не превышающим треть от собственного веса. Силовая составляющая проявляется через двигательную деятельность.

Разные факторы (пол, возраст, индивидуальные особенности) влияют на проявление силы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий. Биохимические и физиологические факторы играют не последнюю роль в формирование силовых качеств.

Результативность выступления спортсмена в беге на короткие дистанции во многом предопределяется скоростно-силовым потенциалом мышечных групп, осуществляющих движение ног. Измерения проводятся на специальном полидинамическом стенде, позволяющем зарегистрировать максимальные значения силы для определения мышечной группы.

Силовую подготовленность спортсмена обычно представляют в относительных единицах, т.е. максимальное значение силы делят на массу спортсмена. Для практики более важно не абсолютное значение силы, а характер ее развития в короткие промежутки времени. В качестве информативного показателя оценки скоростно-силовых возможностей бегунов на короткие дистанции используется значение импульса силы за 0,1 сек., т. е. значение прироста силы в самый короткий период времени.

Анализируя все выше сказанное, можно сделать вывод, что для достижения значительных результатов в развитие скоростно-силовых качеств необходимо в подготовку спортсмена включать разнообразные средства и приемы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях.

Тренер при составлении набора упражнений должен опираться на способности и уровень физического развития атлета, чтобы достичь успеха в воспитание скоростно-силовых качеств в различных соотношениях проявления силы и быстроты. Для определения эффективности упражнений рекомендуется выполнение контрольных заданий, которые предусматривают многократное изменение показателей: время, расстояние, вес, число повторений и др.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Фомин А.Н. – тренер-преподаватель по греко-римской борьбе

средства и методы их развития

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу, 2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.

Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время.

Для оценки уровня взрывной силы взрывной силы пользуются скоростно-силовым индексом I в движениях, где развиваемые усилия близки к максимуму:

I = F max

t max

где Fmax - максимальная сила, проявляемая в конкретном упражнении, tmax - максимальное время к моменту достижения Fmax .

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой (Ю.В.Верхошанский, 1977).

Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.

Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

Особую группу составляют специальные упражнения с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц.

Центральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых способностей — это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движений. Трудности ее решения вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально. Обусловленные этим противоречия между скоростными и силовыми характеристиками движений устраняются на основе сбалансирования их таким образом, чтобы достигалась возможно большая мощность внешне проявляемой силы с приоритетом быстроты действия.

Особенно строгое нормирование внешних отягощений необходимо тогда, когда они применяются для усиления требований к скоростно-силовым способностям в скоростных действиях, которые в естественных условиях выполняются с незначительными внешними отягощениями или вовсе без них (метание мяча, других легких предметов, прыжки и т.д.). Дополнительные отягощения здесь жестко лимитируются - так, чтобы они не искажали структуры и не ухудшали качества действий.

Другой методический подход основан на использовании тонизирующего следового эффекта, который создается преодолением повышенного отягощения непосредственно (за несколько минут) перед выполнением скоростно-силового упражнения. Например, короткая серия подъемов штанги большого веса перед прыжками или метаниями может способствовать проявлению повышенной мощности движений в прыжках или метаниях. Содействующим фактором здесь является, по всей вероятности, прежде всего остаточное нервно-мышечное возбуждение, созданное предшествующим интенсивным напряжением. Этот эффект не постоянен, он достигается лишь при адекватном регулировании тонизирующей нагрузки и следующего за ней интервала отдыха.

Действенность скоростно-силовых упражнений в какой-то мере пропорциональна частоте включения их в недельные и более протяженные циклы занятий при условии, однако, что в процессе воспроизведения их удается как минимум поддерживать, а лучше - увеличивать достигнутый уровень скорости движений (при заданном отягощении). Исходя из этого и нормируют суммарный объем скоростно - силовых упражнений, в частности число повторений их в отдельном занятии. Динамика скорости движений служит вместе с тем и одним из основных критериев в регулировании интервалов отдыха между повторениями: как только движения начинают замедляться, целесообразно увеличить интервал отдыха, если это поможет восстановить необходимую скорость, либо прекратить повторения.

Необходимая предпосылка плодотворного использования основных скоростно-силовых упражнений предельной интенсивности - освоение техники аналогичных скоростных упражнений в облегченных условиях (на Контролируемых скоростях, без внешних отягощений либо с небольшими добавочными отягощениями) и подготовка опорно-двигательного аппарата к интенсивным нагрузкам. На первых этапах физического воспитания такая подготовка обеспечивается преимущественно с помощью локальных и региональных силовых упражнений без предельных напряжений, а затем силовых упражнений общего воздействия. В рамках каждого отдельного занятия непременным условием качественного и не травмоопасного выполнения скоростно-силовых действий является основательная разминка, средствами которой служат вспомогательные гимнастические и специально-подготовительные упражнения, выполняемые с постепенным увеличением темпа и скорости движений.

Особенно тщательная подготовка и строгое нормирование нагрузки требуются при использовании скоростно-силовых упражнений ударно-реактивного воздействия. Концентрированное применение упражнений такого рода с предельно выраженным моментом мгновенного перехода от уступающих к максимально мощным преодолевающим усилиям оправдано после завершения основном возрастного созревания опорно-двигательного аппарата при условии систематической разносторонней физической подготовки. Даже в тренировке квалифицированных спортсменов граничные объемы таких нагрузок сравнительно невелики; согласно опытным данным, их рекомендуется нормировать примерно в следующих пределах: число повторений в одной серии (в процессе серийного воспроизведения отдельного упражнения) – 5 - 10; число |серий в рамках отдельного занятия - 2 - 4; интервалы активного отдыха между сериями – 10 - 15 мин.; число занятий, включающих такие нагрузки в недельном цикле, - 1 - 2.

Место скоростно-силовых упражнений в структуре недельных или близких к ним по продолжительности микроциклов во многом зависит от общего режима занятий на том или ином этапе физического воспитания. При жестко ограниченном числе занятий (2 - 3 в неделю) большинство из них либо все приходится строить как многопредметные комплексные занятия, включающие наряду с другими упражнениями и силовые, и скоростно-силовые. При увеличении числа занятий (например, до 6 в неделю) есть возможность и смысл не только включать в одни и те же занятия, но и поочередно концентрировать в различных занятиях эти упражнения, особенно когда они применяются в значительном объеме (например, в двух занятиях преимущественно силовые, в двух - преимущественно скоростно-силовые упражнения). В таком случае между занятием с преимущественно силовыми упражнениями и очередным занятием с преимущественно скоростно-силовыми упражнениями важно выдерживать суперкомпенсаторный интервал, при котором проявлялся бы положительный следовый эффект силовых упражнений. Для этого при большом объеме нагрузки в силовых упражнениях требуется значительное время - нередко в пределах 2 суток. Оно существенно колеблется в зависимости от суммарной величины нагрузок и уровня тренированности. Как уже говорилось, общий порядок концентрации и сочетания силовых и скоростно-силовых упражне­ний изменяется применительно к особенностям этапов занятий.

В структуре отдельного комплексного занятия, включающего как скоростно-силовые, так и силовые упражнения, первые проводятся, как правило, в начале основной части занятия (после соответствующей разминки), а силовые, если они применяются в значительном объеме, - во второй половине этой части (не считая отдельных стимулирующих упражнений силового характера, выполняемых непосредственно перед скоростно - силовыми для получения тонизирующего эффекта). В деталях место и порядок чередования любых упражнений в структуре отдельных занятий зависят прежде всего от ведущих компонентов содержания занятия, места занятия в микроцикле, общей логики построения целостного процесса физического воспитания, а частично и от ряда других обстоятельств. Это значит, что указанные сочетания далеко не всегда постоянны и вполне оправданны лишь при оговоренных условиях.

Мышцы сокращаются при внешней нагрузке или при напряжении называют – изотоническими. Изотоническое сокращение мышц от физической нагрузки, способствует не только увеличению, но и ее скорости: чем меньше нагрузка, тем больше скорость её укорочения.

При выполнении физических упражнений, спортсмены часто демонстрируют силу и без изменения длины мышц. Данный режим работы называют – изометрическим, или статическим, при котором мышцы испытывают максимальные усилия. Для организма изометрический режим работы оказывает самое неблагоприятное воздействие в связи с тем, что возбуждение нервных центров, испытывающих максимальную нагрузку, сменяется тормозным процессом, а напряженные мышцы, сдавливая сосуды, препятствуют нормальному кровообращению, при этом снижается общая работоспособность.

Меньшую силу, чем в статическом и уступающем режимах, мышцы генерируют, сокращаясь в преодолевающем режиме. Между силой и скоростью сокращения существует обратно пропорциональная зависимость. Важным является и то, что возможные значения силы и скорости при различных отягощениях, зависят от величины максимальной силы, проявляемой в изометрических условиях [29].

Силовые способности проявляются через какую-либо двигательную деятельность. При этом воздействие на проявление силовых способностей, оказывают многие факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных, реализуемых двигательных действий и условий их выполнения, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей спортсмена. Среди них выделяют:

  • собственно мышечные;
  • биомеханические;
  • личностно-психические;
  • центрально-нервные;
  • биохимические;
  • физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

К мышечным факторам относят:

  • свойства мышц сокращаться, которые зависят от соотношения красных (медленно сокращающиеся) мышечные волокна и белые (быстро сокращающиеся);
  • мощность анаэробного механизма энергообеспечения мышечной работы;
  • активность ферментов мышечного сокращения;
  • физиологический поперечник;
  • масса мышц.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя - мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных, интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции [5].

На проявление силовых способностей оказывают влияние физиологические (функционирование периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.), биомеханические (расположение тела в пространстве, величина перемещаемых масс, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, и др.) и биохимические (гормональные) факторы [12].

Различают силовые способности по совокупности с другими физическими способностями (скоростно-силовая выносливость, силовая ловкость).

Силовые способности проявляются: при медленных сокращениях мышц в физических упражнениях, выполняемые с предельными отягощениями и около придельными усилиями (например, приседание со штангой максимально допустимого веса); при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают статическую силу и медленную силу [21].

Силовые способности характеризуются различными мышечными напряжениями и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.

Проявление статической силы характеризуется двумя её особенностями: с напряжением мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила) и при воздействии внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила) [20].

Развитие силовых способностей может быть направлено на развитие общей силы – это общее укрепление опорно-двигательного аппарата спортсменов, данный вид силы потреблен для всех видов спорта и максимальной силы – применяется в основном в видах спорта с поднятием тяжестей, толканием снарядов и др.

Скоростно-силовые качества – это способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Они характеризуются умеренным напряжением мышц, проявляемых с необходимой, часто максимальной мощностью в физическом упражнении, выполняемых на высокой скорости, но, как правило, не достигающей максимальной скорости и мощности. Проявление при выполнении движений, наряду с большой силой мышц требуется и высокая скорость движений (например, прыжки на лыжах с трамплина, прыжки в высоту с места и с разбега, метание спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом, тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента [31].

К скоростно-силовым качествам относятся:

Быстрая сила – это непредельное напряжение мышц, проявляемое в физических упражнениях, которые выполняются на относительно высокой скорости, не достигающей максимальных приделов.

Взрывная сила – это способность человека выполнять двигательное действия и при этом достигать максимальных показателей силы в предельно короткое время. Взрывная сила состоит из двухосновных компонентов: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила - это способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила - способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения [33].

К видам силовых способностей относят: силовую ловкость и силовую выносливость.

Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют динамическую и статическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость – характеризуется активной циклической и ациклической двигательной деятельностью, а статическая силовая выносливость характеризуется деятельностью, связанной с удержанием напряжения в определенной форме. Например, при стрельбе из пистолета, при угле в упоре на брусьях, удержании руки в горизонтальном положении, проявляется статическая выносливость, а при многократном сгибании и разгибании рук в упоре лежа, приседании с отягощением, вес которого равен 30-60% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость.

В физической тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают: абсолютную и относительную силу.

Абсолютная сила - это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила –сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. Относительная сила, имеет большое значение в двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело. Абсолютная сила не имеет значения в движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, если сопротивление значительно, она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия.

Результаты исследований в это области позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы спортсмена в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.). В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят, как от наследственных, так и от средовых факторов. Статическая силовая выносливость определяется в большей мере генетическими условиями, адинамическая силовая выносливость, зависит от взаимных влияний генотипа и среды.

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет. Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп, наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Отмечено, что в указанные сроки силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы обязательно следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма [5].

Развитие силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, развития силы всех групп мышц человека, совершенствования форм телосложения) и специальной физической подготовки (развитие различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки. В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы и скоростно-силовых качеств [36].

Читайте также: