Авторское право в рекламе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каждый день в мире создаются тысячи вещей, которые юристы называют интеллектуальной собственностью. А у любой собственности есть владелец.

Что такое авторские права

Авторское право — это право интеллектуальной собственности. Его регулирует целый раздел в Гражданском кодексе.

В самом понятии различают три определения: автор, субъект и объект права. Автор — это всегда физическое лицо, которое создало произведение. К субъектам авторского права относятся:

  • предприятия, приобретающие исключительное право на использование произведения;
  • работодатели;
  • заказчики;
  • наследники автора или иного обладателя авторского права.
  • литературные произведения;
  • программы для ЭВМ;
  • драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения;
  • хореографические постановки и пантомимы;
  • музыка и песни;
  • аудиовизуальные работы: фильмы, диафильмы;
  • произведения изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, дизайнерские работы, графические рассказы, комиксы и т. д.;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографии и их аналоги;
  • географические, геологические и иные карты, планы, эскизы и пластические работы, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • операционные системы на любом языке и в любой форме;
  • производные произведения: переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки;
  • сборники: энциклопедии, антологии, базы данных и другие составные произведения.

Нарушение авторских прав

Иван рассказал своему другу Степану, что он хочет открыть кафе. В деталях описал интерьер и меню. Спустя три месяца Степан открывает кафе. Оно приносит большой доход. Иван возмущен и хочет потребовать компенсацию за кражу идеи. Нарушил ли Степан авторские права?

К сожалению, закон не защищает идею. Ее очень сложно обосновать юридически. Авторские права распространяются на эскизы и наброски, а на идеи и концепции — нет. Поэтому и возникает путаница. Поэтому, если вам в голову пришла интересная идея, то поспешите ее реализовать.

Анна хочет делает авторские украшения и хочет продавать их через интернет. Она просит своего друга Артема сделать сайт для магазина. Когда Артем скинул ей ссылку, то Анне он показался знакомым. Присмотрелась — он напоминал ей сайт другого известного магазина. Анна просит переделать сайт, потому что боится исков от бренда-прообраза. Нарушил ли ее друг Артем авторские права?

Нет, не нарушил. Заимствование — это когда человек берет чужую идею и делает что-то свое. Артем зашел на сайт известного бренда одежды и решил перенести несколько элементов в свою работу. Если бы он попиксельно скопировал стиль всего сайта — это было бы нарушение. Анне беспокоиться не стоит. Кстати, ее украшения тоже охраняет авторское право!

Дизайнер Олег разработал сайт для старого знакомого. Понадеявшись на хорошие отношения, он не заключил с ним договор. После сдачи, Олег опубликовал работу в своем портфолио. Клиент потребовал удалить работу и угрожал засудить дизайнера за нарушение авторских прав. Ведь он их передал! Должен ли Олег пойти навстречу клиенту?

Нет, не должен. Олег является единственным автором сайта. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких‑либо иных формальностей. Олег и любой другой дизайнер может опубликовать свои работы в портфолио без разрешения клиента, если не нарушает его коммерческую тайну. Для этого нужно подписывать специальный договор.

Эксперт Катя написала серию статей для сайта компании. Она подписала договор, где был пункт о передаче неимущественных прав на эти статьи компании-заказчику. В итоге статьи выходят с сотней непонятных вставок. Так как статьи подписаны, они наносят вред репутации Кати как эксперта. Она просит отозвать статьи, но компания отказывается — она же отказалась от прав. Что делать?

Права Катя. К сожалению, такие ситуации встречаются часто. Здесь нужно понимать, что относится к неимущественным и имущественным правам.

Статья 1255 ГК РФ закрепляет, что автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

  • право авторства;
  • право на имя;
  • право на обнародование, включая право на отзыв;
  • право на неприкосновенность произведения.

Имущественные права автора закреплены в статье 1270 ГК РФ:

  • право на воспроизведение;
  • право на распространение;
  • право на импорт;
  • право на публичный показ;
  • право на публичное исполнении;
  • право на переработку;
  • право на перевод и обработку.

Лена выступает на конференции о дизайне и рекламе. В презентации она использует логотипы разных компаний. Каждый из них подписан: есть автор и источник. Не нарушила ли Лена авторские права владельцев логотипов?

Нет, не нарушила. По закону каждый вправе цитировать что угодно, к примеру, макет, роман, фильм, лекции. Главное — соблюдать правила: указать автора, сослаться на источник, цитировать не слишком много и соблюдать цели цитирования. Цитировать можно в личных, информационных, научных, полемических, учебных и культурных целях. Но если указать автора и при этом использовать свою работу в коммерческих целях, цитатой это не назовешь.

Да. Компания нарушила исключительные права Александра. Исключительное право на любое произведение – единое и неделимое. Первоначально исключительное право возникает у автора, оно принадлежит ему в течение всей жизни. Потом еще 70 лет оно принадлежит его наследникам. Потом оно отчуждается — его продают или дарят другому человеку или организации по договору.

Авторское право в России охраняется государством — будь то книга, статья, картина или видеоролик, созданные в результате труда конкретного человека. Авторы могут создавать произведения и в целях рекламы и реализовывать их, честно продавая свой труд.

В рекламе видеоролики, тексты, статьи, музыкальные треки — это продукты интеллектуального творчества одного конкретного автора, который законно может делать с ними все, что захочет. Согласно российским законам, государство обязано защищать права авторов. Поэтому воспроизведение с чужой подписью любого продукта в рекламе у нас уголовно наказуемо.

Творческие люди отличаются рассеянностью, они не всегда документально оформляют сотрудничество. Их труд используют мошенники, а сами авторы вспоминают об этом, когда видят свое произведение с указанием имени другого человека.

Юристы рекомендуют всегда подписывать произведения своим именем и ставить знак копирайта. Это всемирно известный знак, указывающий на авторство конкретного человека. Если вы все же стали жертвой плагиата, заходите на наш сервис и заказывайте услуги юристов.

R.TIGER — это реальная возможность воспользоваться услугами специалистов, не теряя времени и денег. Мы сотрудничаем только с квалифицированными юридическими компаниями и опытными специалистами, имеющими официальное разрешение на деятельность. Кроме того, вы потратите столько денег, сколько можете выделить на это дело, и не больше!

Это происходит так. Вы открываете наш сайт и оставляете заявку, указывая желаемую стоимость услуги. Отзовутся несколько компаний. Вы читаете о каждой из них и выбираете того, кто больше всего понравился по описанию и отзывам на сайте.

Опытные специалисты подскажут, что делать, если ваше произведение украли, нарушив авторское право. Они знают досконально законы РФ, все изменения и дополнения, поэтому помогут отстоять авторство и репутацию.

Что такое авторское право

Автор вправе подписать свой труд или не подписывать, опубликовать или нет, изменять, продавать, редактировать, дарить и прочее. По закону, авторское право может быть:

  1. Имущественным. Это значит, что результаты интеллектуального труда могут существовать на бумаге, электронном носителе, интернет-портале. По сути, творения автора — это его имущество, которым он сам и распоряжается.
  2. Не имущественным. Здесь имеется в виду желание указать свое имя (или псевдоним), защищать свою репутацию.

В статье 42 данного документа не указано ничего нового: редакция должна соблюдать авторские права на используемые материалы, которые относятся к интеллектуальной собственности. Таким образом государство охраняет права авторов на труд — весь или часть его. Но редакция (равно как и любой гражданин или инстанция) может использовать фрагмент авторского труда в виде цитаты любого объема с указанием автора.

Однако авторское право не распространяется на то, что еще не приобрело материальную форму. Имеются в виду креативные идеи, системы, методы, еще не оформленные в труды (логотипы, рисунки, баннеры, тексты).

Реклама и авторское право

Произведения для рекламы — текст, ролики, рисунки, музыкальные клипы — также являются результатом интеллектуального труда. Он выполнен конкретным человеком. Создав свое творение, автор передает его компании, работающей с рекламой, или третьему лицу.

Например, художник придумывает мультфильм специально для исполнителя песен и продает его последнему. После этого мульфильм уже принадлежит исполнителю, так как тот его купил. Автор не вправе продавать дважды этот ролик — между ним и покупателем был заключен специальный договор.

Нарушения авторского права в рекламе чреваты для виновных значительным штрафом и даже возбуждением уголовного дела. Но в реальной жизни в рекламе есть очень много спорных моментов. Например, если дизайнер работает в рекламной компании, создает логотипы для клиентов, может ли он объявлять свои работы авторскими?

Специалисты рекомендуют составлять договор, в котором четко будут указаны права и обязанности работника. В российском законодательстве сказано, что автором труда может быть физическое лицо, но не компания. Стало быть, дизайнер может спокойно потребовать у руководителя деньги за авторскую работу, если в договоре не указано другого.

Бывают и другие ситуации. Например, дизайнер сотворил логотип, но клиент его не принял. Может ли дизайнер пользоваться авторским правом в рекламе, или оно перейдет к компании, в которой он работает? Тоже вопрос. И тот же ответ: перед тем как начинать сотрудничество в рекламе, нужно грамотно составить договор. Самому же автору можно оформить предпринимательство, и тогда ему будет сам черт не страшен.

Руководители фирм в договоре могут предусмотреть многие спорные моменты:

  • создание одной дизайнерской работы или серии подобных работ;
  • использование в серии рекламных роликов фрагментов, уже ранее созданных в компании;
  • возможность использования материалов компании заказчиком.

Клиент может не принять заказ, но использовать идею в другом изображении (ролике), и это не будет считаться нарушением закона и авторских прав дизайнера в рекламе. Таких моментов очень много, все их включить в договоры невозможно, но можно предусмотреть основное. Компания, работающая в рекламе, может получить исключительные авторские права своих работников.

Реклама не всегда оказывается действенной. Можно создать несколько вариантов рекламных слоганов, роликов, рисунков и не получить результата. А можно одним ярким логотипом проложить компании путь к известности. Что на самом деле важно — это грамотный договор, который позволит получить все, на что рассчитываете. И не забывайте — с помощью нашего сервиса вы можете быстро, легко и бюджетно получить юридическую поддержку. Это поможет вам не беспокоиться за свои авторские права.

Источники:

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Подборка наиболее важных документов по запросу Авторское право в рекламе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Авторское право в рекламе

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 1228 "Автор результата интеллектуальной деятельности" ГК РФ
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право") С учетом того, что основной интерес сторон, как следует из полученных от них в ходе судебного разбирательства пояснений, состоит в исключении возможности другой стороны использовать спорные фотографии для рекламы изготавливаемой и реализуемой ими в коммерческих целях продукции, суд пришел к выводу, что обращения сторон в суд содержат признаки злоупотреблением правом в силу п. 1 ст. 10 ГК РФ. Признание авторства на спорные фотографии фактически направлено на исключение их использования стороной для рекламы конкурирующего продукта, а не пресечение нарушения авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные творческим трудом.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Авторское право в рекламе

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Случаи свободного использования объектов авторских прав: сущность, общий обзор
(Ворожевич А.С., Козлова Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2019, N 5) Намного больше вопросов возникает относительно возможности использования мемов, созданных на основе чужого объекта авторских прав в рекламе. В этом аспекте весьма показательно дело Grumpy Cat Ltd. v. Grenade Beverage LLC . Истец является правообладателем изображений кошки, известной в сети Интернет как Grumpy Cat. Кофейная компания Grenade (ответчик) в 2013 г. заключила лицензионный договор на 150 тыс. долл. с Grumpy Cat Ltd. Договор предусматривал, что ответчик вправе использовать изображение кошки в оформлении холодного кофейного напитка Grumppuccino. Истцы утверждали, что ответчик превысил свои правомочия и продавал другие продукты (обжаренный кофе, футболки) с изображением кошки без разрешения правообладателя. Суд встал на сторону правообладателя, хотя изображение хмурой кошки давно стало популярным мемом и активно используется в сети Интернет.

В каких случаях реклама может быть объектом авторского права?

В соответствии с законом о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В свою очередь, такая информация может существовать в определенной объективной форме: в виде рисунка, фотографии, рекламного плаката, рекламного текста, аудио- или видеоролика и т.п. При этом в соответствии со ст. 6 закона об авторском праве авторское право распространяется на произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Поэтому для того, чтобы рекламное произведение было признано объектом авторского права, оно должно: 1) являться результатом творческой деятельности; 2) существовать в какой-либо объективной форме.

Определение созданных произведений как объектов авторского права влияет на дальнейшие отношения между создателем рекламного произведения и заказчиком его изготовления. В случае возникновения между сторонами спора по факту создания объекта авторского права они могут обратиться к независимому эксперту для дачи заключения.

Если реклама является объектом авторского права.

Авторские права разделяются на две группы: 1) личные неимущественные (право авторства, право на имя, право на защиту репутации) — принадлежат автору произведения и не могут отчуждаться; 2) имущественные (право на воспроизведение, право на распространение, право на переработку и др.) — могут свободно отчуждаться третьим лицам по авторским договорам.

Имущественные права могут быть переданы правообладателем третьему лицу на основании авторского договора, причем как в полном объеме (передача исключительных прав), так и в частичном (передача неисключительных прав: первоначальный правообладатель сохраняет за собой право осуществить передачу авторских прав третьим лицам).

Авторский договор — это единственное основание передачи имущественных авторских прав. Никакой иной вид договора его подменять не может. Так, по договорам подрядного типа передаются права на созданную вещь (результат работ), но не имущественные авторские права. Согласно закону об авторском праве передача собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. В результате недооценки надлежащего оформления отношений пострадать может не только автор, но и заказчик. Например, заказчик расплатился с автором или агентством за работу, но не приобрел авторских прав, и, как следствие, оказался в роли правонарушителя.

Исключением из этого правила является правопреемство имущественных авторских прав в силу закона на так называемые служебные произведения. В соответствии со ст. 14 закона об авторском праве, если автор работает в штате организации по трудовому договору и в его служебные обязанности входит создание произведений, авторские имущественные права на созданные им произведения будут принадлежать работодателю.
Особо следует выделить следующие нормы об авторском договоре, которые необходимо помнить заказчику, агентству и автору. Во-первых, права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Во-вторых, все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными. Поэтому к тексту авторского договора надо относиться очень внимательно и при возникших сомнениях проконсультироваться с юристом.

Документирование процесса создания и передачи произведения

Все стадии создания произведения необходимо документировать (письменно оформленное и подписанное автором-сотрудником задание либо подробное описание в авторском договоре заказа требований к произведению, акты сдачи-приемки произведения по авторскому договору).

Использование в рекламе чужих объектов авторского права и изображений людей

Если существует желание использовать в рекламе объекты чужого авторского права, нужно определить правообладателя и объем прав, которыми он может распоряжаться. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. В некоторых случаях срок охраны авторского права может быть продлен. После истечения срока действия авторского права произведение становится общественным достоянием. Тогда его можно использовать бесплатно. Однако не всегда автор или его наследники являются обладателями исключительных авторских прав. Авторские права на использование произведения могут быть уже переданы другому лицу по авторскому договору. Но следует учитывать, что личные неимущественные права автора охраняются бессрочно. Поэтому по общему правилу в рекламном произведении должно указываться имя автора (даже если использована только цитата, небольшой отрывок), произведение не должно искажаться, не должен наноситься ущерб чести и достоинству автора. В случае, если заказчик рекламного произведения не желает указывать имя автора при воспроизведении рекламы, это должно быть специально оговорено в авторском договоре.

Согласно ст. 6 закона об авторском праве изображение, в том числе рисунок, эскиз, картина, фотокадр, является формой, в которой может быть выражен объект авторского права. В свою очередь, в продаже находятся диски с различного рода изображениями, которые зачастую используются дизайнерами для создания собственных произведений. Данные произведения могут охраняться авторским правом, и их воспроизведение или переработка будут являться противоправным действием. Для того чтобы избежать возможных проблем в интересах заказчика, следует в авторском договоре заказа установить обязанность агентства создать произведение своими силами и средствами, установить прямой

запрет на использование фотобанков и клипартов, а также установить обязанность агентства передать заказчику произведение, необремененное правами третьих лиц. В целях обеспечения исполнения данной обязанности в договоре может быть установлен штраф за возможное правонарушение.

В рекламных материалах очень часто можно встретить использованные изображения людей. Чаще всего это фотография. В отношении регулирования использования изображений людей действует норма ст. 514 ГК РСФСР, согласно которой опубликование, воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти — с согласия его детей и супруга. Такого согласия не требуется, если это делается в государственных или общественных интересах либо изображенное лицо позировало автору за плату. Поэтому, если в рекламе планируется использование изображения физического лица, необходимо заключить с ним договор на проведение фотосъемки и оплатить его труд либо получить письменное согласие на использование полученных изображений в рекламе. Эти положения должно учитывать рекламное агентство при приобретении у автора (фотографа) прав на передаваемые изображения.

Ответственность за нарушение авторских прав

Присвоение авторства (плагиат) или незаконное использование авторских прав могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ либо по ст. 146 УК РФ. Из гражданско-правовых способов защиты авторского права следует выделить возможность заявить в суд требование о выплате компенсации (вместо возмещения убытков) в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей. Размер взысканной компенсации определяется в указанных пределах по усмотрению суда, исходя из характера нарушения. При этом компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия либо отсутствия убытков. Кроме того, авторы в случае нарушения их личных неимущественных или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.

* Разработка и технологии производства рекламного продукта / Под ред. Л.М. Дмитриевой. – М.: Экономистъ, 2006. С. 220, 221.

** Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.11.2004 г. по делу №А56-38988/03

Авторские права — интеллектуальные права на произведения (науки, литературы и искусства и т. д.).

К ним относятся:

    на произведение;
  • право считаться автором;
  • право на неприкосновенность произведения (никто не может вносить изменения без спроса);
  • право обнародовать произведения под своим именем, псевдонимом или анонимно.

Объектами авторских прав становятся произведения независимо от их достоинств и назначения, а также от способа выражения, например:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения (с текстом или без);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе проекты, чертежи, изображения и макеты;
  • фотографии;
  • географические и другие карты;
  • программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
  • Авторские права распространяются даже на часть произведения, на его название или отдельного персонажа.

Нюансы

Не защищаются авторскими правами:

Кроме того, авторские права не распространяются на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, решения технических, организационных или иных задач, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

С развитием цифровизации появляются новые сложности в вопросах правообладания. Например, аккаунты в социальных сетях формально не относятся к какому-либо виду имущества, но они могут содержать результаты интеллектуальной деятельности: фото, видео, литературные произведения.

Договоры коммерческой концессии или лицензионные договоры могут устанавливать условие о предоставлении доступа к аккаунту как к объекту авторских прав — к такому выводу пришёл Суд по интеллектуальным правам. Но это касается бизнес-аккаунтов. С аккаунтами блогеров дела обстоят сложнее: хотя они и используются для получения дохода, но по своему содержанию являются личными.

История

В России авторское право законодательно регулируется с 1828 года. Действующие нормы авторского права содержатся в Гражданском кодексе РФ. За нарушения предусмотрена также уголовная ответсвенность.

Практика

Распространённая ситуация: вы опубликовали у себя на страничке в соцсети фотографии, а через несколько дней обнаружили эти фото в рекламе какого-то бренда. Вашего разрешения на это никто не спрашивал — компания просто взяла снимки, использовала их по своему усмотрению и теперь с их помощью зарабатывает деньги.

Даже если на снимке изображены не вы, а пляж, пальмы и море, вы имеете право требовать удаления фотографии, сделанной вами. Если источник не идёт вам навстречу, то вы можете получить компенсацию через суд. Также мы рассказывали, как защитить от кражи свой сайт и бизнес-идею. Если владелец сайта обнаружил, что его сайт скопировали, он может обратиться в суд за защитой своей интеллектуальной собственности.

Проблемой остаётся так называемый пиратский бизнес — рынок тех, кто зарабатывает на ворованных фильмах, книгах и музыке. Отдельный антипиратский закон появился в России в 2013 году.

Правообладатели впервые получили возможность в судебном порядке блокировать пиратское видео в интернете. Годом позже механизм распространили на музыку, книги и софт. В мае 2015 года ввели вечную блокировку сайтов, где нелегальные копии размещались не менее двух раз.

Но все доступные сейчас меры по борьбе с пиратством эффективны лишь для защиты премьер и эксклюзивов. Глобально победить явление не удаётся — на каждую антипиратскую меру находится ответ.

Программный код — объект только авторского права, а дизайн сайта, как и весь проект, может быть объектом исключительного права, если его зарегистрировали соответствующим образом. А вот идея сама по себе законом не защищена — защищён только результат или способ её реализации.

Мнение

Читайте также: