Архиерейский собор 1961 года кратко

Обновлено: 06.07.2024

Архиерейский собор состоялся в Троице-Сергиевой лавре 18 июля 1961 г., в день памяти преподобного Сергия Радонежского. Для многих участников открытие его явилось совершенной неожиданностью. Епископы были приглашены телеграммами не на Собор, а на празднование памяти её основателя. Ни во время вечернего богослужения, ни на Божественной литургии, совершавшейся 18 июля, они ещё не знали о решении Священного Синода провести Собор. Об этом было объявлено лишь на праздничном обеде. Подобная секретность объяснялась тем, что власти требовали от Священного Синода так провести Собор, чтобы он единогласно утвердил решение о радикальном реформировании порядка приходского управления. Тех епископов, от кого можно было ожидать возражений и критических выступлений, вообще не пригласили.

Патриарх предложил увеличить число членов Священного Синода таким образом, что три его постоянных члена находились в Москве на случай спешного созыва. В качестве таковых были предложены кроме митрополита Крутицкого также управляющий делами Московской Патриархии и председатель ОВЦС. Эти должности впредь должны замещаться только лицами в епископском сане.

Особое внимание Патриарх Алексий I уделил вопросу о вступлении Русской Церкви во Всемирный Совет Церквей. Решение об этом объяснялось миссионерским значением явить западным христианам свет православия.

Собор принял решение о расширении состава Священного Синода. Архиереи также утвердили реформу приходского управления. Все выступающие выразили уверенность в том, что освобождение настоятеля от административно-хозяйственных обязанностей даст ему больше времени и возможностей для того, чтобы сосредоточиться на главном - на духовном окормлении паствы. Участники Собора также выслушали информацию архиепископа Ярославского Никодима о контактах между священноначалием Русской Церкви и руководством Всемирного Совета Церквей, а также об очередной сессии ЦК этой организации в августе 1960 г. в Сент-Эндрюсе (Шотландия).

Собор заседал всего один день и принял решения по всем обсуждавшимся вопросам. До созыва очередного Поместного Собора Русской Православной Церкви была установлена следующая схема управления приходами:

- Православная приходская община, объединяющая не менее 20 членов, состоящая в каноническом ведении епископа, создаётся по добровольному согласию верующих для удовлетворения религиозно-нравственных нужд под духовным руководством избранного общиной и получившего благословение епархиального архиерея священника.

- Община регистрируется местной гражданской властью, получает от неё в бесплатное пользование храм и церковную утварь по особому договору и ответственна за целость имущества перед советским законом.

- Для управления делами прихода организуются два органа: церковно- распорядительный: церковноприходское собрание членов-учредителей двадцатки и исполнительный: церковноприходской совет в составе трёх человек - старосты, помощника старосты и казначея (избираются общиной из прихожан правоспособных и доброй христианской нравственности).

- Для наблюдения за состоянием церковного имущества, за движением денежных сумм и правильностью произведённых расходов избирается ревизионная комиссия в составе трёх человек, которая подотчётна общему собранию прихожан.




- Настоятель храма осуществляет духовное руководство прихожанами, наблюдает, чтобы богослужения совершались истово, благолепно, в соответствии с требованиями церковного устава и чтобы все религиозные нужды прихожан удовлетворялись своевременно и тщательно.

- Исполнительный орган не вмешивается в распорядок богослужений и во взаимоотношения членов причта, в спорных случаях обращается к епископу, при приглашении на работу в храм (псаломщиков, пономарей, алтарников и участвующих в богослужении) согласует кандидатов с настоятелем.

Архиерейский собор состоялся в Троице-Сергиевой лавре 18 июля 1961 г., в день памяти преподобного Сергия Радонежского. Для многих участников открытие его явилось совершенной неожиданностью. Епископы были приглашены телеграммами не на Собор, а на празднование памяти её основателя. Ни во время вечернего богослужения, ни на Божественной литургии, совершавшейся 18 июля, они ещё не знали о решении Священного Синода провести Собор. Об этом было объявлено лишь на праздничном обеде. Подобная секретность объяснялась тем, что власти требовали от Священного Синода так провести Собор, чтобы он единогласно утвердил решение о радикальном реформировании порядка приходского управления. Тех епископов, от кого можно было ожидать возражений и критических выступлений, вообще не пригласили.

Патриарх предложил увеличить число членов Священного Синода таким образом, что три его постоянных члена находились в Москве на случай спешного созыва. В качестве таковых были предложены кроме митрополита Крутицкого также управляющий делами Московской Патриархии и председатель ОВЦС. Эти должности впредь должны замещаться только лицами в епископском сане.

Особое внимание Патриарх Алексий I уделил вопросу о вступлении Русской Церкви во Всемирный Совет Церквей. Решение об этом объяснялось миссионерским значением явить западным христианам свет православия.

Собор принял решение о расширении состава Священного Синода. Архиереи также утвердили реформу приходского управления. Все выступающие выразили уверенность в том, что освобождение настоятеля от административно-хозяйственных обязанностей даст ему больше времени и возможностей для того, чтобы сосредоточиться на главном - на духовном окормлении паствы. Участники Собора также выслушали информацию архиепископа Ярославского Никодима о контактах между священноначалием Русской Церкви и руководством Всемирного Совета Церквей, а также об очередной сессии ЦК этой организации в августе 1960 г. в Сент-Эндрюсе (Шотландия).

Собор заседал всего один день и принял решения по всем обсуждавшимся вопросам. До созыва очередного Поместного Собора Русской Православной Церкви была установлена следующая схема управления приходами:

- Православная приходская община, объединяющая не менее 20 членов, состоящая в каноническом ведении епископа, создаётся по добровольному согласию верующих для удовлетворения религиозно-нравственных нужд под духовным руководством избранного общиной и получившего благословение епархиального архиерея священника.

- Община регистрируется местной гражданской властью, получает от неё в бесплатное пользование храм и церковную утварь по особому договору и ответственна за целость имущества перед советским законом.

- Для управления делами прихода организуются два органа: церковно- распорядительный: церковноприходское собрание членов-учредителей двадцатки и исполнительный: церковноприходской совет в составе трёх человек - старосты, помощника старосты и казначея (избираются общиной из прихожан правоспособных и доброй христианской нравственности).

- Для наблюдения за состоянием церковного имущества, за движением денежных сумм и правильностью произведённых расходов избирается ревизионная комиссия в составе трёх человек, которая подотчётна общему собранию прихожан.

- Настоятель храма осуществляет духовное руководство прихожанами, наблюдает, чтобы богослужения совершались истово, благолепно, в соответствии с требованиями церковного устава и чтобы все религиозные нужды прихожан удовлетворялись своевременно и тщательно.

- Исполнительный орган не вмешивается в распорядок богослужений и во взаимоотношения членов причта, в спорных случаях обращается к епископу, при приглашении на работу в храм (псаломщиков, пономарей, алтарников и участвующих в богослужении) согласует кандидатов с настоятелем.

заседал в Троице-Сергиевой лавре, созван по инициативе гос. власти для утверждения решения о радикальном реформировании приходского управления в РПЦ, принятого Свящ. Синодом под давлением властей.

Заседание Архиерейского Собора в Троице-Сергиевой лавре 18 июля 1961 г.

18 апр. было подготовлено постановление Свящ. Синода (Синод заседал не в полном составе), в к-ром разграничивались обязанности клира и настоятеля прихода, с одной стороны, и исполнительных органов - с др. Настоятелю и клиру вменялось в обязанность сосредоточить свое внимание на духовном руководстве приходом и на богослужении, клирики освобождались от участия в хозяйственно-финансовой деятельности, она полностью возлагалась на исполнительный орган прихода, к-рый нес ответственность перед гражданской властью за сохранность здания и имущества храма. Постановление Свящ. Синода незамедлительно стало проводиться в жизнь под жестким контролем уполномоченных Совета по делам РПЦ, что вызвало тревогу епископов. Свое несогласие со столь радикальной реформой приходского управления высказали архиепископы Ташкентский Ермоген (Голубев), временно уволенный от управления епархией, Винницкий Симон (Ивановский), Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий), епископы Новосибирский Донат (Щёголев) и Черниговский Андрей (Сухенко). Несогласие с решением Синода РПЦ выражали не только рус. архиереи, но и зарубежные правосл. епископы, Болгарский Патриарх Кирилл в послании Патриарху Алексию I, в частности, писал, что Синод не имеет полномочий принимать такие решения.

Подготовка Архиерейского Собора, призванного, по замыслу гос. власти, утвердить решение Синода, велась под жестким контролем Совета по делам РПЦ, о чем свидетельствуют дневниковые записи Патриарха Алексия. Для мн. участников Собора его открытие явилось неожиданностью, т. к. архиереи были приглашены в лавру на празднование памяти прп. Сергия Радонежского. Тех епископов, от кого можно было ожидать возражений, на Собор не пригласили, архиеп. Ермоген (Голубев), явившийся без приглашения, не был допущен на заседание как не управляющий кафедрой.

На А. С. Патриарх сказал также о необходимости увеличить число постоянных членов Синода за счет включения в него по должности Управляющего делами Московской Патриархии и председателя ОВЦС для более оперативного решения вопросов высшего церковного управления. Решение об увеличении числа постоянных членов Синода было принято на заседании Синода от 16 марта 1961 г. и было вызвано, в числе проч., тем обстоятельством, что после освобождения от обязанностей председателя ОВЦС митр. Крутицкого Николая (Ярушевича), постоянного члена Свящ. Синода по занимаемой кафедре, и утверждения в этой должности архим. Никодима (Ротова), с возведением в сан епископа Подольского, викария Московской епархии, возникла необходимость закрепить за должностью председателя ОВЦС постоянное членство в Свящ. Синоде. Управляющий делами архиеп. Пимен (Извеков) на том же заседании Синода был переведен с Дмитровского вик-ства Московской епархии на самостоятельную Тульскую кафедру. Это решение было связано с исключительно широким кругом обязанностей Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя ОВЦС, предполагавших постоянную рабочую связь со Святейшим Патриархом и высокое служебное положение. Доклад по этому вопросу на А. С. делал Крутицкий митр. Питирим, в прениях выступил Ленинградский митр. Гурий (Егоров). А. С. утвердил решение Свящ. Синода, и такой состав Синода сохранился в последующие десятилетия.

А. С. был не самым удачным в истории Русской Церкви, его во многом вынужденные решения суть документ, запечатлевший трагическую эпоху гонений, но это был канонически законный Собор, решения к-рого ни в малейшей степени не затрагивали правосл. вероучения и потому подлежали исполнению независимо от их оценки.

Комментарии

Сети богословия

Мнение

К 30-летию обретения мощей патриарха Тихона
Святитель Тихон стал патриархом Московским и всея России в самую сложную для нашей Церкви эпоху. Христос обещал, что врата ада не одолеют Его Церковь. Но из истории мы знаем, что отдельные Поместные Церкви прекращали свое существование. Например, такая участь когда-то постигла древнюю Карфагенскую Церквь. Читать дальше

Тема недели: Патриаршество

Новые материалы


В статье кандидата богословия протоиерея Дмитрия Сазонова прослеживается путь системы приходского управления от состояния упадка, причиной которого стали изменения в церковном законодательстве о приходских общинах, принятые на Архиерейском соборе в 1961 году, к восстановлению канонической ее формы в новом Уставе об Управлении Русской Православной Церкви в 1988 году.

Исследуя приходское законодательство Русской Православной Церкви 1945 и 1988 гг. и различные базовые смыслы, заложенные в нем, отметим существенный акцент в их различии и обосновании. Положение об административном устройстве прихода 1945 года было разработано митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым) в духе постановления о приходах, выработано на Поместном соборе 1918 г., где было определено, что хозяйственно-финансовой деятельностью прихода должен заниматься церковный совет во главе с настоятелем, а приход, как православная община, мыслился как структура Церкви, в жизни которой миряне участвуют в управлении, но – sic! – руководство всей жизнью прихода, духовной и хозяйственной, остается за настоятелем [3] . Такой взгляд на приход как каноническую структуру епархии вполне отвечал ее древнему устройству и смыслу: приход есть общество, состоящее из клира и мирян. Общество, возглавляемое пастырями-клириками.

Уступки, предпринятые руководством Церкви под нажимом государственно-партийных органов и представляемые церковной общественности как принятые с благими намерениями, обернулись не только административной, но и богословской, экклезиологической катастрофой. Желание церковного руководства выйти из-под удара гражданских властей, развернувших в начале 60-х гг. антирелигиозную кампанию (на памяти у архиереев того поколения были свежи воспоминания о репрессиях 20–30-х годов), смягчить позицию партийной идеологической верхушки, привело к кардинальным изменениям и в самой церковной структуре, к искажению ее канонического строя.

В экклезиологическом понимании церковной традиции, связь между приходом и священником, между пастырем и паствой определяется уровнем духовной и сакраментальной жизни прихода. Священник является совершителем богослужений и таинств Церкви, духовным пастырем Богом вверенной ему паствы. Поэтому ответственность и положение священника, настоятеля прихода, пастыря душ человеческих иное, чем положение и ответственность директора, администратора, хозяина.

Возвращение общества к своим традиционным истокам и религиозным ценностям было делом времени. Один из самых авторитетных западных политологов Ральф Дарендорф в своем докладе, посвященном трансформации социалистической системы, высказал мысль о том, что демократические институты необходимо создавать не только руководствуясь экономическими и рыночными перспективами, но в первую очередь созданием моральных ценностей [23] .

Подводя итоги вышеизложенному можно сделать вывод, что искусственные изменения, внесенные в управление РПЦ под нажимом партийно-государственной номенклатуры, имели намерение уничтожить Церковь, разрушить ее основополагающую структуру – приход. В обстоятельствах того времени церковная власть не имела возможности сопротивляться и приняла концепцию государства в отношении изменения своего канонического строя, что послужило не только средством к отстранению духовенства от финансово-хозяйственной деятельности, но и от управления приходами. После краха идеологической системы, Церковь вернулась к своему прежнему многовековому устройству. С восстановлением канонической административной системы, Церковь получила возможность возрождения своих институтов и своей миссии в обществе. Стало возможным возвращение истинного содержания принятых государством законов об отделении его от Церкви, при котором два института, государство и Церковь, получили возможность встать на путь продвижения гражданских свобод, и в первую очередь свободы совести, что затем и отразилось в 4 статье Конституции Российской Федерации.

[1] Бессонов М. Н. Православие в наши дни. – М.: Политиздат, 1990. – 265(303).

[2] Устав об Управлении Русской Православной Церкви Принят Поместным собором Руссокй православной Церкви 8 июня 1988 г.//Религия в СССР. №9 сентябрь 1988 г. – С.45.


Содержание:

Подготовка к реформе. Архиерейский Собор 1961 г.

В самом начале антирелигиозной компании, организованной Н. С. Хрущёвым, власти обратили внимание на то, что духовенство Церкви занимает ведущую роль в организации и ведении финансово-хозяйственной деятельности.

Однако Карпову не дали возможность воплотить в жизнь план церковной ликвидации. В ЦК ему не доверяли и отправили на пенсию. Генерал-майор КГБ Г. Г. Карпов уступил своё место партийному функционеру, в прошлом идеологическому работнику В. А. Куроедову.


16 января 1960 г. все законодательные акты, принятые в годы Великой Отечественной войны и предусматривавшие некоторые уступки для Русской Православной Церкви, были отменены


31 марта 1961 года состоялась встреча иерархов Московской Патриархии с руководством Совета по делам Русской Православной Церкви. В ней приняли участие: со стороны Церкви — Патриарх Алексий (Симанский), митрополит Питирим (Свиридов), архиепископ Пимен (Извеков), епископ Никодим (Ротов); со стороны Совета ― В. А. Куроедов, его заместитель В. Г. Фуров, член Совета И. И. Сивенков.


Всякое вмешательство в финансово-хозяйственные дела приходов со стороны священников стало рассматриваться как нарушение церковной дисциплины


Согласно указаниям Священного Синода, принятым под давлением В. А. Куроедова, настоятели и клир все свои обязанности должны были сосредоточить на духовном руководстве приходом и богослужении. Всю финансово-хозяйственную деятельность общины, всё имущество, здания, денежные средства настоятелям предписывалось передать исполнительным органам религиозных обществ. После этого всякое вмешательство в финансово-хозяйственные дела приходов со стороны священников стало рассматриваться как нарушение церковной дисциплины.

Положение инструкции требовало от уполномоченных обязательной регистрации священнослужителей и отстранения их от финансово-­хозяйственной деятельности религиозных общин. Здесь подробно разъяснялось, каким образом надлежит подбирать и вводить в церковные советы подходящих людей, через которых можно было бы проводить свою церковную политику. [10]


Совет потребовал от Русской Православной Церкви закрепления постановления Священного Синода вышестоящим органом церковной власти ― Архиерейским Собором


Изучив состояние дел в епархиях, руководство Совета по делам Русской Православной Церкви серьёзно обеспокоилось перспективой сопротивления проводимой реформе со стороны епископата и духовенства. Было решено в скорейшем времени придать новым изменениям характер церковного закона, обязательного для всех членов Церкви. Совет потребовал от Русской Православной Церкви закрепления постановления Священного Синода вышестоящим органом церковной власти ― Архиерейским Собором.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви открылся 18 июля 1961 года в Троице-Сергиевой Лавре. Он был приурочен ко дню памяти великого русского святого преподобного Сергия Радонежского.



Затем началось формальное обсуждение вопроса архиереями. В нём приняли участие митрополиты Крутицкий и Коломенский Питирим (Свиридов), Одесский и Херсонский Борис (Вик), архиепископы Минский Варлаам (Борисевич), Саратовский Палладий (Шерстенников), Кишинёвский Нектарий (Григорьев).

Настоятелю предписывалось духовное руководство прихожанами, наблюдение, чтобы богослужение совершалось истово, благолепно, в соответствии с требованиями церковного устава и чтобы все религиозные нужды прихожан удовлетворялись своевременно и тщательно. Теперь он должен был заботиться исключительно о нравственном преуспеянии прихода и обязывался подавать добрый пример своим личным поведением. На него также возлагался и досмотр за принадлежностями, необходимыми для богослужения.

Исполнительному органу запрещалось вмешиваться в распорядок богослужений и во взаимоотношения членов причта. В спорных случаях документ предписывал обращаться за разъяснением к епископу. Настоятель сохранял возможность влиять на процесс формирования на приходе лиц, участвующих в совершении богослужений: алтарников, псаломщиков, пономарей, кандидатуры которых при найме на работу Церковный совет был обязан с ним согласовывать.

После отстранения священнослужителей от финансово-хозяйственной деятельности вся административная власть перешла в компетенцию верующих в лице избранных исполнительных органов и ревизионных комиссий религиозных общин.


С целью управления делами прихода предусматривалось два органа: распорядительный и исполнительный


В Москве и Московской области в 192 храмах на 1 января 1962 года насчитывалось 3990 членов религиозных объединений, из них: в Москве 940 человек, и в области 3050 человек. В том числе 1152 чел. (264 - в Москве и 888 - в области) состоят в исполнительных органах и ревизионных комиссиях.[32]


Антицерковные действия со стороны исполнительного органа Церкви вызвали сильное недовольство со стороны верующих и священнослужителей


Так, например, за 1961-1962 гг. в Москве и Московской области было снято с регистрации 20 церквей. Из них приходы в таких населённых пунктах как Мышенский, Ивашково, Подтеребово, Ярополец, Новая Шурма, Клин-Бильдин и Петровский были сняты с регистрации именно по причине малочисленности прихожан.[37]

Что касается местных партийных организаций и исполкомов, то они всячески старались оказывать активную помощь уполномоченным в закрытии приходов. Но были и исключения. О закрытии той же церкви в селе Возмище верующие узнали ещё до выхода решения в свет и повели деятельную подготовку, направленную на протест о её закрытии. Несмотря на это, районные партийно-советские органы ушли в сторону и дали возможность отдельным верующим беспрепятственно проводить работу по сбору подписей в свою защиту.

Подводя итог всему вышесказанному надо сказать, что приходская реформа, получившая санкцию высших органов церковной власти ― Священного Синода и Архиерейского Собора, осуществилась в течение с 1961-1962 гг. В этот период был полностью осуществлён переход власти священников-настоятелей к представителям религиозных общин, их исполнительным органам во главе со старостами.


За 1961-1962 гг. в Москве и Московской области было снято с регистрации 20 церквей


Приходская реформа привела к сугубо негативным результатам. Её следствием стало установление над приходами и епархиями диктатуры уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви и местных государственных органов власти ― исполкомов. Обострились внутрицерковные противоречия между мирянами и священниками, которые оказались в унизительном положении наёмников у церковных общин, оттеснённых на периферию приходской жизни.

Приходская реформа, хотя и вызвала недовольство епископата и духовенства, в целом протекала достаточно спокойно, благодаря санкции органов высшей церковной власти ― Синода и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Попытки вести борьбу за сохранение своего положения в общинах были единичными явлениями и существенно не влияли на общий ход проводимых мероприятий.

иерей Илья Матвеев

[3] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 248. Л. 42-46.

[4] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 309. Л. 2-3.

[5] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700-2005). ― М.: Сретенский монастырь, 2006. ― С. 391.

[6] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 309. Л. 4-5.

[7] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 309. Л. 65.

[8] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700-2005). ― М.: Сретенский монастырь, 2006. ― С. 392.

[9] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.) ― М.: Изд. Крутицкого Патриаршего подворья, 1999. ― С. 375.

[11] Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Я полюбил страдание: Автобиография. ― М.,1995.

[12] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1970. Л. 27.

[14] Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. Кн. 2. ― М.,1995. ― С. 26.

[15] Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XXвеке. ― М.:Республика, 1995. ― С. 290.

[16] Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. Кн. 2. ― М.,1995. ― С. 76.

[19] Собор Русской Православной Церкви // ЖМП. №8. ― М., 1961. ― С. 6.

[22] Собор Русской Православной Церкви // ЖМП. №8. ― М., 1961. ― С. 11.

[24] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.) ― М.: Изд. Крутицкого Патриаршего подворья, 1999. ― С. 379.

Читайте также: