Археология волжской булгарии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Историк Фаяз Хузин в интервью журналисту Ильнуру Ярхамову разоблачает псевдоэкспертов, утверждающих, что никакого государства в Среднем Поволжье не было.

Все инсинуации и манипуляции, основывающиеся на текстах Ибн Фадлана, можно условно разделить на три загадки. За ответами мы обратились к историку и археологу Фаязу Хузину.

В эту же загадку вписывается проблема по Именьковской культуре. Известна дискуссия, которая есть у археологов, к кому же относить представителей этой культуры к финно-угорским, тюркским или славянским народам. Ареал распространения Именьковской культуры в целом совпадает с границами Волжской Булгарии. Откуда в Волжской Булгарии эта культура?

- Ибн Фадлан для Х века для нас действительно основной исторический источник. Слава богу, что ему и нам так повезло с этими волжскими булгарами.

Три загадки Ибн Фадлана о Волжской Булгарии

- А что нам говорит археология Волжской Булгарии времён приезда Ибн Фадлана о проживании в Волжской Булгарии каких-нибудь славянских племён? Есть ли следы какой-нибудь славянской общины в городах Волжской Булгарии?

- Для Х века мы не знаем никаких археологических следов славян в Волжской Булгарии. Да, отдельные находки встречаются. Так и должно быть. Всё-таки славянские племена были соседями Волжской Булгарии, между ними было постоянно общение, торговали. В результате этого к нам попадали отдельные вещи на земли Волжской Булгарии. Но это не свидетельство того, что они здесь постоянно жили и большими группами.

- Именьковская культура хронологически в Поволжье существовала с III по VII век. У Именьковской культуры обнаружено около 600 различных могильников, городищ и других археологических памятников. То есть представители этой культуры нам оставили очень мощное археологическое наследие. Территория распространения этой культуры где-то совпадает с границами Татарстана, а где-то выходит за его пределы и простирается до соседних регионов.

- Да, славяне были под властью правителя Волжской Булгарии Алмуша. Но булгары под предводительством Алмуша были мощнее, многочисленнее, чем славяне.

Исследуя эти памятники в Именьково и в Рождествено, археологи поняли, что проявилась какая-то совсем иная, неместная культура. Эта культура не была похожа ни на финно-угорскую культуру, ни на тюркскую, ни на другие известные тогда археологические культуры. Это породило большие споры и дискуссии.

Самый первый исследователь Именьковской культуры Николай Калинин высказался, что именьковцы - это буртасы, то есть тюрки. Чуть позже эту точку зрения поддержал другой археолог, то есть Владимир Генинг. Он сказал, что именьковцы, скорее всего, пришли с Востока, они могут быть уграми, но всё-таки, скорее всего, это были тюрки.

Также была позиция, что именьковцы - это финно-угры. Просто мы очень плохо пока знаем финно-угорскую культуру.

Три загадки Ибн Фадлана о Волжской Булгарии

Но московский археолог Алексей Петрович Смирнов (годы жизни 1899-1974), который очень долго исследовал Сувар и Болгарское городище, имел интересную точку зрения, которая всплыла в 70-80-х годах прошлого века. Значит, культура именьковцев своеобразная - лепная керамика, очень похожая на славянскую. Она у них была без орнамента. У них был особенный обряд погребения - они сжигали тела умерших людей. Но по древним историческим источникам известно, что и древние тюрки тоже тела умерших сжигали.

Но сегодня всё равно уже известно, что обряд кремации у именьковцев отличался от обряда древних тюрков. Обряд кремации у именьковцев всё же больше похож на обряд древних славян. В дальнейшем эта точка зрения были либо забыта, либо просто больше не ссылались на авторитет Алексея Петровича. Стала преобладать позиция о тюркской принадлежности именьковцев.

О точке зрения Алексея Смирнова вспоминала археолог Галина Ивановна Матвеева (годы жизни 1933-2008). Она была очень известным археологом из Самары, добропорядочной. Она копала именьковские памятники в Самарской и Ульяновской областях, тщательно изучала славянские археологические культуры на Днепре (зарубинецкая культура, например).

Её точка зрения о славянской принадлежности именьковцев стала преобладать в среде археологов, она оказалась для них очень уж правдоподобной.

Именьковская культура - очень слабая культура. У них практически не было городов. Городища есть, но они малочисленные. То есть своеобразные небольшие крепости примерно на 15-20 дворов. А именьковские селища - это поселения, но уже без укреплений, на 5-6 дворов. Они с небольшим культурным слоем. Вещей находится очень мало. Городища по площади от 2 до 10 га, селища - до 1 га, а может, ещё меньше. Но это очень скромные размеры. Булгарские городища куда большего размера.

В последнее время появилась ещё одна точка зрения на Именьковскую культуру. Это мнение высказал наш казанский археолог Евгений Петрович Казаков. Ему сейчас 87 лет. Он считает, что, скорее всего, именьковцы - это сарматы. То есть это и не тюрки, и не славяне, и не финно-угры, и не венгры, а ираноязычные сарматы.

Но мне лично кажется, что славянская позиция сильнее, доказательнее. Но тут появилась позиция Казакова, которая выглядит очень интересной. Недавно было обнаружено, что именьковцы не только сжигали тела умерших. У них также была и ингумация, то есть они хоронили тела, не сжигая их. И довольно много таких погребений было изучено.

- Ибн Фадлан просто города не упоминал. Раз не упоминал города, то это не значит, что городов не было.

Но у нас кроме Ибн Фадлана есть ещё два письменных источника. Первый источник - это автор Ибн Русте. Он написал свой труд. Академик Крачковский определил время написания текста автором Ибн Русте — 903-912 годы, то есть начало X века, задолго до посещения Волжской Булгарии Ибн Фадланом.

Ибн Русте пишет, что у булгар есть сельские поселения. А в них есть мечети, а при мечетях есть медресе с имамами и муэдзинами. То есть к началу X века у булгар были уже постоянные поселения. Булгары уже не кочевали, а вели осёдлый образ жизни.

Другой источник - ал-Балхи, который умер в 934 году. Ибн Фадлан не видел городов, а спустя 10 лет автор ал-Балхи видел уже города. Считается, что его произведение написано раньше 930 года. Ал-Балхи пишет, что имя страны и название города Булгар совпадают, в котором есть соборная мечеть и количество жителей доходит до 10 тысяч человек.

Получается, что при Ибн Фадлане городов не было, а практически через десять лет перед нами предстаёт город Болгар, если верить ал-Балхи. Он же пишет, что недалеко от этого города есть город Сувар. Там тоже есть соборная мечеть и тоже 10 тысяч человек проживает.

Вот перед вами три источника - Ибн Русте, Ибн Фадлан и ал-Балхи. Но взгляды у Ибн Русте и ал-Балхи совпадают.

- По археологии сколько нам известно городов Волжской Булгарии?

- Я говорю о городищах - то есть об укрепленных поселениях. Обнаружено около 190 городищ. Их географический разброс шире границ Татарстана. Да, кто-то говорит, что Волжская Булгария - это маленькое государство. Но это не так. Территория Волжской Булгарии простиралась полностью на Татарстан, на часть Чувашии, Ульяновской области, Самарской области, Пензенской области. В современном Башкортостане пока не обнаружены археологические находки периода Волжской Булгарии.

Три загадки Ибн Фадлана о Волжской Булгарии

- Теперь о третьей загадке Ибн Фадлана - это вопрос о принятии ислама Волжской Булгарией. В следующем году в Татарстане собираются отпраздновать 1100-летие принятия ислама. Но ведь в Волжской Булгарии такой церемонии принятия религии, как, например, крещение в Древней Руси в 988 году, у нас не было. С другой стороны - ну кто такой Ибн Фадлан, чтобы с ним связывать принятие ислама Волжской Булгарией? Он же не мусульманский миссионер. Он был лишь секретарём в посольстве аббасидского халифа аль-Муктадира. При этом руководителем посольства был Сусан ар-Раси.

Также нам известно, что к приезду Ибн Фадлана правитель Волжской Булгарии Алмуш уже был мусульманином.

И да, Ибн Фадлан уже видел в Волжской Булгарии деревянную мечеть.

Когда волжские булгары впервые познакомились с исламом? Считается, что это знакомство произошло в 737 году. Тогда в VIII веке в Хазарском каганате жили булгары, ну или это были те племена, которые потом у нас оказались в составе Волжской Булгарии, - баранджары, берсула (барсилы), савиры и сами булгары. Арабо-хазарская война шла очень долго (всего было две войны. Первая война - около 642-652, вторая - 722-737 гг.). Арабы хотели подчинить хазар и превратить их в мусульман. В итоге арабы победили и выдвинули первое условие - хазары должны жить по исламу. Поэтому первое принятие ислама в Хазарском каганате, в том числе и булгарами, произошло в 737 году.

- Получается, мы можем юбилейный год принятия ислама булгарами отпраздновать ещё и в 2037 году?

- Вы мне задаёте проблемные вопросы, на которые пока ещё нет окончательного ответа. То есть часть населения Хазарского каганата ещё до Ибн Фадлана уже придерживалась ислама. А когда в VIII веке, в конце IX века хазарский царь Обадия принял иудаизм, булгары в его государстве восстали. И после подавления этого мятежа часть булгарского населения ушла на Среднюю Волгу, так сказать, к своим родственникам, которые тоже, скорее всего, уже мусульманами были.

Надо ещё иметь в виду, что в Хазарии было очень много среднеазиатских купцов, наёмных воинов из Средней Азии, а это в VIII уже мусульманские государства.

Таким образом, перед глазами Ибн Фадлана в 922 году была уже мусульманская страна. И археология подтверждает, что до приезда Ибн Фадлана Волжская Булгария была уже мусульманской страной. Хотя язычники продолжали проживать в Волжской Булгарии.

Известно, что между правителем Волжской Булгарии Алмушем и Ибн Фадланом постоянно возникали трения, ссоры. В Волжской Булгарии было принято начинать в мечетях намаз после икамы (второй призыв на молитву намаз, первый призыв на молитву - азан). В общем, в Волжской Булгарии было принято решение придерживаться икамы, то есть среднеазиатской традиции. А Ибн Фадлан хотел, чтобы намаз начинался по багдадской традиции. Но Алмуш выбрал именно среднеазиатскую, а не багдадскую традицию.

А Волжской Булгарии ещё во время хутбы не упоминали имя халифа. Но Алмуш дал слово Ибн Фадлану, что впредь имя халифа будут упоминать.

Потому что халифу стало любопытно. Какая это такая страна на севере есть мусульманская, которая именуется как Булгария? А сколько народов и племён между ними? И тем не менее вдруг Волжская Булгария - мусульманская страна. Правитель Алмуш просит халифа прислать знатоков ислама и строителей мечети и крепостей.

- Другими словами, исходя из дискуссии между Алмушем и Ибн Фадланом по поводу того, как нужно исповедовать ислам, и вот этот тонкий момент, что во время хутбы нужно упоминать и имя халифа, - это ведь своеобразное признание Арабским миром Волжской Булгарии своей частью.

- Да. В 922 году Булгарский исламский мир, Булгарская цивилизация в этот год стала известна в международном масштабе. Исламский мир принял в свои ряды мусульманских стран Волжскую Булгарию. Да, это чисто условная дата. Но мы должны отметить обязательно 1100-летие принятия ислама в следующем 2022 году.

Читайте также: