Архангельский собор архитектура кратко

Обновлено: 04.07.2024

Архангельский собор или собор Святого Архистратига Михаила – православный храм и одна из старейших церквей Соборной площади Московского Кремля. Пятиглавое, величественное сооружение известно в христианском мире как место последнего упокоения представителей княжеской династии Рюриковичей, в том числе и основателя собора – Ивана Калиты.

Сэкономь на путешествии!

История Архангельского собора

По утверждению летописных источников, Архангельский собор был заложен в 1333 году Иваном Калитой. Согласно одной из версий, скромная каменная постройка возводилась в благодарность высшим силам за избавление Руси от голода в неурожайный год, однако получившееся в итоге сооружение настолько понравилось великому князю, что он завещал себя похоронить в его стенах.

С легкой руки правителя Архангельский собор почти на 180 лет стал родовой усыпальницей, куда стали свозить почивших представителей правящей верхушки. За относительно короткий срок многочисленные гробницы княжеской родни настолько заполонили внутреннее пространство церкви, что уже при Иване III здание пришлось разобрать, чтобы возвести на его месте более массивное и вместительное сооружение.

Интересный факт: часть внутренней росписи первого Архангельского собора была выполнена легендарным иконописцем Феофаном Греком.

После взятия Москвы Наполеоном французы изрядно наследили в храме, устроив в его алтаре походную кухню. А при отступлении бравые гвардейцы прихватили с собой драгоценные оклады, снятые с икон. В результате из всех церквей Соборной площади, пострадавших от французского нашествия, Архангельский собор приводили в порядок первым.

В 1918 году храм объявили культурным памятником, закрыв его на реконструкцию, которая затянулась до 50-х годов прошлого столетия. Кстати, несмотря на то, что доступ в церковные помещения открылся сразу же после войны, первое богослужение в Архангельском соборе Московского Кремля было проведено лишь в 1991 году.

Архитектура

Стены здания разбиты на так называемые прясла (порталы). Разделяющие участки стены пилястры (декоративные колонны) увенчаны акротериями, декорированными затейливым растительным орнаментом. Если верить исследователям, каждая из пилястр имеет собственный оригинальный рисунок, который больше нигде не повторяется.

Первоначально Архангельский собор был выкрашен в красный цвет, с которым эффектно контрастировали белые барельефы. Сегодня стены храма имеют однородный белый оттенок.

Интерьеры

Внутренние помещения собора довольно тесные, так как большую площадь в них занимают водруженные на постаменты столпы, разграничивающие сооружение на нефы и гробницы. Оригинальные фрески, украшавшие церковь в эпоху Ивана III, не сохранились, поэтому сегодня прихожане могут наблюдать на стенах лишь их искусные копии, впрочем, тоже довольно древние. Всего над созданием единого настенного полотна трудились 92 художника, которых тщательно отбирал знаменитый иконописец XVII века, автор Спаса Нерукотворного, – Симон Ушаков.

Живописные сюжеты в храме располагаются в два яруса. Верхнюю, подкупольную часть Архангельского собора занимают изображения пророков и небесных сил, церковные своды украшают эпизоды из жизни Спасителя, чуть ниже расположились изображения апостолов, воинов-мучеников и святого покровителя храма – архангела Михаила.

Усыпальница Архангельского собора

У северной стены Архангельского собора находится рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного православной церковью к лику святых за отказ подчиниться воле золотоордынского хана Батыя и зверски за это убитого. Одно время в храме размещалась гробница Бориса Годунова, но в период Смуты останки бывшего самодержца перенесли в Варсонофьевский монастырь.

Как добраться


Вид Соборной площади с колокольни Ивана Великого -
Архангельский собор, Благовещенский собор и за ним БКД, справа - Грановитая палата.


Колоритная открытка XIX века …..

Для его сооружения в Москву был приглашен архитектор из Венеции Алевиз Новый (возможно, Алевизо Ламберти да Монтаньяно). Истоки венецианской и русской архитектуры уходят в византийские традиции, поэтому зодчий мог быть знаком с особенностями объемно-пространственного решения русских церквей.

IMG_0522-A.jpg


Вид на Архангельский собор с западной стороны

Фасад.jpg

План.jpg


План Архангельского собора

В своем конструктивном решении Архангельский собор действительно традиционен для древнерусской архитектуры. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами, с четырехэтажным притвором с западной стороны, куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры. Пять глав, венчающих собор, несколько смещены к востоку, барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично, что создает впечатление динамики и свободы архитектурного решения.

IMG_0547-S-A.jpg


Вид Соборной площади: Архангельский собор, справа – Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами и Грановитая палата.

Разрез-2.jpg


Продольный разрез
Этот храм имеет четырехэтажный притвор с западной стороны, куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры. Посмотрев на чертеж разреза здания, все становится понятным.

Особенностью внешнего облика собора является применение ренессансных декоративных форм в отделке фасадов. Карниз разделяет их на два яруса по горизонтали, пилястры с резными капителями по вертикали с запада — на три, а с юга и севера — на пять частей. Западный, главный вход в собор заглублен в арочную лоджию, над которой во втором ярусе располагается огромное двойное окно, а в третьем, в центральной западной закомаре, — группа небольших круглых окон. Остальные закомары, которыми завершаются все фасады, заполнены белокаменными резными раковинами. Резьба является подлинным украшением собора: белокаменным орнаментом насыщены порталы, декор розеток и капителей нигде не повторяется.

Раковины.jpg


Подражая архитектуре древнерусских храмов, Алевиз завершает фасады Архангельского собора декоративными закомарами-нишами, украшенными огромными белокаменными рельефными раковинами, как в Венеции.

В некотором контрасте с пышным, нарядным и торжественным декором фасадов находится интерьер собора. Цилиндрические своды, поднятые на разную высоту, опираются на крещатые в плане столбы, традиционные для русских церквей.

Интерьер.jpg


Интерьер собора, взгляд вверх….
Руку мастера-итальянца выдают мощные базы столпов с профилированными цоколями, которым отвечают пилястры на стенах. В уровне подпружных арок рукава креста обходит карниз. Эти горизонтальные членения разделяют пространство интерьера на три зоны, которым соответствует конструкция иконостаса и ярусное расположение сюжетов стенописи.

интерьер-2.jpg


Внутренняя планировка собора поражает количеством огромных саркофагов, которые занимают чуть не половину площади пола.

Разрез-3.jpg


Поперечный разрез, совмещенный с разрезом через малую главу собора

IMG_9935-S-A.jpg


Мощные контрфорсы поддерживают собор с южной стороны, где недалеко находится бровка Кремлевского холма.

IMG_9939-S-A.jpg


Помимо основных апсид, собор дополнился еще несколькими, пристроенными позднее

Архангельский_собор..jpg


Вид Архангельского собора с востока, со стороны апсид

После перенесения столицы Российского государства из Москвы в Петербург в Архангельском соборе больше никого не хоронили. Императорский некрополь расположился в Петропавловском соборе.
Сегодня Архангельский собор сохранил целостность своего интерьера во многом благодаря труду исследователей. Научное планомерное изучение памятника началось еще в ХIХ веке, а в конце 1970-х — начале 1980-х годов в соборе завершился очередной этап реставрационных работ. Объем их был весьма значителен: они коснулись и внешнего облика здания и его интерьеров.
Когда я фотографировал, вся восточная стена Архангельского собора была укрыта строительной сеткой, что означает новый виток реставрационных или ремонтных работ.

Литература и фото:
Литература по Кремлевским соборам настолько обширна, что даже список книг займет несколько страниц. В своей статье я привел только самые важные сведения.
Основные фотографии и сканирование исторических чертежей - выполнены автором.
Несколько фото привлечено из интернета.

Архангельский собор Московского Кремля

В центре Московского Кремля на Соборной площади – большой белоснежный собор, посвященный Архангелу Михаилу, единственный московский собор с не покрытыми позолотой куполами: здесь находится древнейшая родовая усыпальница русских князей и царей.

История основания

Деревянный храм во имя Архангела Михаила, своего небесного покровителя, возвел в Москве в XIII веке во время недолгого царствования брат Александра Невского, князь Михаил Хоробрит. В 1333 году московский князь Иван Калита на месте деревянной церкви выстроил собор из белого камня.

Величественный собор – благодарность Господу за спасение России от голода в неурожайный год. Князь завещал похоронить себя здесь, с тех пор Архангельский собор на 180 лет становится родовой царской усыпальницей, а Иван Калита – первый правитель, захороненный в храме.

Во время реконструкции Кремля князь Иван III перестроил и родовую усыпальницу. Для этого он пригласил миланского архитектора Алоиза Ламберти да Монтиньяна, получившего в Москве известность как Алевиз Флязин.

Схема Архангельского собора

Завершил строительство Архангельского собора сын князя, Василий III, продолживший дело отца по объединению Руси. Вновь построенный собор освящен 8 ноября 1508 года.

Храм посвящен Архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда на молитву перед сражениями, а на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после вступления на царство.

Архитектурные особенности Архангельского собора

Собор высотой 21 метр из белого камня итальянский архитектор построил в традиционном древнерусском стиле – пятиглавый крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами.

Венчает собор пять глав на барабанах различного диаметра, расставленных асимметрично, что создает впечатление воздушной легкости храма и устремленности вверх Главный вход – в широком углублении. В шестистолпном пятиаспидном сооружении с 8 приделами переплелись итальянские и византийские архитектурные традиции.

Внешний вид храма

Внешний облик собора особенный, это достигается декоративными формами отделки. Фасад собора архитектор разделил на два яруса горизонтальным карнизом. Каждый ярус смотрится как законченный, самостоятельный этаж – собор выглядим двухэтажным. Нижний ярус, высокий и мощный, с декоративными арками, – своеобразный постамент для более легкого верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками.

Вертикальные прямоугольные выступы стены также разделены по горизонтали. Их архитектор превратил в пилястры. По средней линии каждого яруса – высокие узкие окна. В архитектурную отделку храма включены и округлые окна-медальоны, и
большие арочные окна, сближающие русский собор с венецианским дворцом.

Архитектура собора

Ниши, расположенные по периметру верхней части фасада, – традиционно русское украшение, сделанное в виде морских раковин с жемчужинами, изящно и необычно для русской архитектуры.

По вертикали фасада – пилястры, увенчанные затейливым растительным орнаментом с резными капителями. Огромное двойное окно фасада с группой небольших круглых окон смотрится торжественно и строго. Удивительное украшение собора – резьба, насыщающая белокаменным узором порталы. Декор розеток и капителей нигде не повторяется.

Внутренее убранство

Интерьер храма

Пышному, нарядному и торжественному декору фасада противопоставлен интерьер собора. Цилиндрические своды храма опираются на традиционные для русских церквей крещатые столбы. Интерьер сводов светлый и свободный, при взгляде вверх ощущается восторг.

Внутри храма

Торжественно-сумеречное настроение возникает при взгляде на темно-синие настенные росписи и саркофаги внизу собора, где господствует полумрак.

Иконостас

Усыпальница

Здесь хоронили по примеру Византии правителей Рюриковичей, Романовых и их родственников до XVIII века. Собор служил местом погребения мужчин царского рода. Цариц и княгинь хоронили в соборе Вознесения Христова кремлевского Вознесенского монастыря, разрушенного в 1929 году.

Гробницы

Внутри Архангельского собора – 46 надгробий, под которыми покоятся 56 представителей княжеского рода. Бронзовые саркофаги белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей установлены во время правления Михаила Романова. Напротив надгробий – изображение в полный рост всех погребенных здесь великих князей.

Гробницы

Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам – великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья – вдоль северной.

Погребения

У северной стороны Архангельского собора – рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного к лику святых. Князь отказался подчиняться золотоордынскому хану Батыю, за что потерпел мученическую смерть. В Архангельском соборе служили панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ – князей и царей.

Росписи усыпальницы

В XVI веке собор покрыли художественной росписью. Во времена правления Алексея Михайловича выполнены настенные росписи, над которыми трудились 92 мастера. Военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом занимает главное место в живописи.

В куполах – лики пророков и праотцов, эпизоды из жизни Спасителя, на сводах – сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане – фигуры Адама и Евы. В западных куполах – образы Архангела Михаила и Гавриила, ниже – апостолов и святых угодников, воинов-мучеников и святого покровителя храма – Архангела Михаила. В роспись включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с захватчиками.

Архангельский собор Московского Кремля выглядит строгим исполином по сравнению со стоящим напротив него радостно сияющим золотом небольшим Благовещенским собором. Да и назначение у них было разное: в Благовещенском соборе издревле крестили членов семьи властителей и венчали государей, а в Архангельском их погребали.

Содержание статьи

Архангельский собор Московского Кремля

  • Архангельский собор Московского Кремля: описание, архитектура
  • Как строили Кремль
  • Ротонда в светской и сакральной архитектуре

Сакральное значение Архангельского собора Московского Кремля

В целом троица соборов: Архангельского, Благовещенского, Успенского, что обрамляют Соборную площадь Кремля, воплощают задумку великого князя Ивана Третьего (1440 –1505) и его преемников продемонстрировать силу и величие Москвы, показать исключительность монаршей власти. Но монументальное здание Архангельского собора Иван Васильевич увидеть не успел.

Расположение Архангельского собора

Архангельский кремлевский собор — русский собор, над возведением которого с 1505 года трудился зодчий из Венеции Алевиз Новый. Храм освятили в Михайлов день 8 ноября 1508 года в честь архангела Михаила. Полное название — собор Архистратига Михаила.

Предшественником нынешнего собора архангела Михаила была каменная церковь его же имени, построенная великим князем Иваном Калитой в 1333 году. Князь завещал похоронить его в ней. Так возникла традиция погребения государей в Архангельском храме. Через 172 года эта церковь была снесена, а на её месте вырос высокий белокаменный собор, который мы видим сегодня в сердце Кремля.

Архитектура

Сооружением Архангельского собора руководил итальянский архитектор Алевиз Новый, который сумел соединить в нём традиционное для русских храмов внутреннее построение и внешний вид венецианского палаццо, дополненный традиционными на Руси церковными куполами.

Собор кажется двухэтажным за счет того, что стены визуально поделены по горизонтали карнизом. Нижний ярус более мощный, верхний ниже и выглядит лёгким и воздушным за счёт окон, обрамленных филенками.

Итальянский окна

Закомары с раковинами

Барабаны пяти глав собора украшены резьбой и узкими окнами. Каждая капитель 35-ти пилястр, имитирующих колонны, покрыта собственным растительным орнаментом.

Изначальный облик впоследствии претерпел некоторые изменения. В середине XVI века к собору был пристроен придел Иоанна Предтечи с юга, а с севера придел мученику Уару. Каждый с собственным входом.

Детище итальянца оказалось нетипичным для древнерусского зодчества и нарушило прежние храмостроительные каноны, но с течением времени его красота покорила даже самых ярых его критиков.

Росписи и иконы

При Иване Васильевиче Грозном собор украсили уникальной стенописью. Государь преследовал цель представить монарха как богоизбранного правителя, данного свыше. На стенах создаются портреты московских князей с нимбами над головами, причём независимо от того, были они канонизированы или нет. Рядом с каждым его святой покровитель.

Ранее было принято на столбах помещать изображения воинов и мучеников как столпов веры. В Архангельском же соборе на столбах написаны образы князей.

В соборе находится древняя житийная икона архангела Михаила с деяниями, написанная около 1410-го года. По преданию её написание связано с княгиней Евдокией, вдовой Дмитрия Донского. Однажды во сне ей явился архангел, после чего она и заказала эту икону.

Архангел Михаил с деяниями

Некрополь

Со времён Ивана Калиты Архангельский собор стал княжеским некрополем. Каждое новое захоронение должно было подчеркивать незыблемость и непрерывность власти Рюриковичей и Москвы. Однако, в 1591 году погиб последний прямой потомок царствующего рода — царевич Дмитрий. В 1606 году его останки перенесены в усыпальницу его предков и ныне считаются главной реликвией Архангельского собора.

Рака царевича Димитрия

После воцарения Романовы стали свои гробницы устанавливать вокруг Дмитрия Углицкого, тем самым пытаясь показать преемственность. В соборе существовала традиция, при которой люди оставляли записки, адресованные царю. Кроме него никто не имел право их брать. При Петре I этот обычай прекратил своё существование. Но каждый новый император после венчания на царство в Успенском соборе шествовал в Архангельский, где кланялся отеческим гробам.

Последним здесь похоронили внука Петра Великого четырнадцатилетнего Петра II в 1730 году.

Захоронения расположены в особом порядке: великие московские князья отдельно от удельных, попавшие в опалу или умершие насильственно в стороне от других.

Некрополь Архангельского собора

Надгробия Ивана Грозного с сыновьями Иваном и Фёдором расположены обособленно в алтарной части собора.

Саркофаги Ивана Грозного и его сыновей

Русских великих княгинь, а после и цариц, хоронили в Вознесенском соборе, основанном благочестивой княгиней Евдокией. Она сама и была первой из русских княгинь погребена в нём в 1407 году. Вознесенский монастырь был снесён в 1929 году. Саркофаги с останками высокопоставленных женщин успели спасти и перенесли в подвал Архангельского собора.

Саркофаги выносят из Вознесенского монастыря

Вынос саркофага из усыпальницы цариц Вознесенского собора. 1929 год.

Саркофаги цариц в подвале Архангельского собора

Саркофаги русских цариц в подвале Архангельского собора

Читайте также: