Никон воробьев биография кратко самое важное

Обновлено: 05.07.2024

Не все священнослужители удостаиваются чести запомниться потомкам. Те, кто искренне верят в Господа, ищут ответы на многочисленные вопросы о вере, подвергают сомнению всякие нечестивые мысли, остаются в народной памяти. Так можно сказать об игумене Никоне Воробьеве, который оставил после себя письма, способные возродить веру, заставить задуматься о смысле жизни. Там он рассуждает о ценностях, делится собственными советами.

Краткое жизнеописание

Священнослужителем русской православной церкви, как правило, становятся в результате мучительных исканий. К вере приходят через преодоление трудностей, через внутренние споры – так было и с Николаем Воробьевым, сыном простого сельского жителя.

Происхождение

Семья, в которой родился Николай, была многодетной. В 1894 году, когда родился будущий игумен, крестьянские села тверской губернии переживали далеко не лучшие времена. Не хватало хлеба, другой провизии.

Детские годы

Воспоминания о детстве у Николая остались самыми светлыми: он любил играть с братьями, часто помогал отцу во дворе и по хозяйству. Несмотря ни на что, он рано проявил тягу к знаниям, ходил к местному священнику, который обучал его грамоте.

Вспоминают особый случай, который стал для Николая пророческим. Село часто посещал юродивый, известный на всю округу. Его любили местные жители, подкармливали, отдавали вещи. Увидев на церковном дворе юного Колю, юродивый подошел к нему и обратился, как к монаху. Это стало символом предопределения дальнейшей судьбы.

никон воробьев

Молодость

Позднее он решился на поступление в Духовную семинарию, но революционные события в стране помешали ему окончить первый курс.

Монашеский подвиг

В 1931 году в одном из монастырей города Минска он принял монашеское имя, стал называться Никоном. С этих пор начался его нелегкий монашеский путь. На территории Борисоглебского монастыря он вскоре был посвящен в иеродьяконы, проповедовал слово Божье, честно служил на своем месте.

Именно за это был арестован и сослан в Сибирь во второй половине 1933 года. Никон попал в сибирский лагерь Комсомольска-на-Амуре. Условия жизни там были суровыми, приходилось много трудиться физически, но монах не забывал молиться и писал записки, которые позднее стали основой духовных писем.

никон воробьев

За прилежное поведение он был отпущен раньше. Вышел на свободу через пять лет заключения вместо семи лет. После этого уехал в Вышний Волчек. Там Никон нашел себе место в семье местного врача, стал работать универсальной прислугой. Первые годы работы были осложнены тем, что женщины, которым он служил, придерживались атеистических взглядов. Они могли позволить себе нелестные высказывания по отношению к церкви, что батюшке Никону приходилось терпеть с великим смирением.

Постепенно он привел к вере в Господа атеистически настроенных хозяек, одна из них постриглась в монахини с именем Софья.

Дождавшись открытия церквей после Отечественной войны, батюшка приступил к службе. На этом пути его поджидали новые трудности. Он обратил к вере многих неверующих людей. Кроме того, батюшка столкнулся с завистью, непониманием. К 1956 году он был переведен на территорию Гжатска, где возглавил один из приходов. На этом месте он стал игуменом. Служба давалась нелегко. Гжатск был для игумена Никона периодом полного смирения и понимания истинной ценности веры. Деятельность игумена Никона всегда имела для окружающих особенные черты:

  • он никогда не торопился при совершении молебнов, треб и других служб;
  • батюшка принимал исповеди, не жалея собственного времени, особенно внимательно выслушивал тех людей, которые приходили редко или исповедовались впервые;
  • установил правило – не находиться за алтарем без крайней надобности, считал это место священным, говорил там очень мало, только то, что было необходимо;
  • после исповеди не сразу допускал к причащению, называя этот ритуал самым важным;
  • был внимателен к маленьким прихожанам, считая, что с самого незрелого возраста необходимо формировать православное мировоззрение.

фото никон воробьев

Главное, что отмечали современники Никона, игумен был строг по отношению к себе. Он рано вставал, много молился, обходился лишь необходимыми для поддерживания жизни вещами.

Смерть

Никон болел несколько месяцев, при этом он оставался на ногах, не жаловался и не выражал никакого недовольства. Окончательно слег Никон за 10 дней до кончины. До последних минут он сохранял твердость разума, разговаривал с близкими людьми, которые его окружали. Никон был готов к смерти до такой степени, что с улыбкой осматривал гроб и одеяния, которые выбрал для себя сам.

Наследие

После кончины игумен Никон оставил множество писем, которые раскрывают истинную суть покаяния, смирения. На протяжении всей жизни он наставлял молодых монахов и написал немало текстов, в которых излагал основные положения своих взглядов.

Стилевые особенности автора

Никон писал ученикам и близким людям с целью помочь, наставить, дать совет. Современники отмечают, что батюшка никогда не переходил границ личного пространства, его советы не были приказами. Он постоянно подчеркивал, что свои рекомендации он дает от души, но последнее слово остается за самим учеником. Письма всегда отличал стройный и деликатный слог. Собственные советы батюшка любил подкреплять историями из жизни, примерами и наблюдениями.

никон воробьев

Кроме того, Никон владел латинским и древнегреческим языком, мог позволить себе процитировать первоисточники и трактовал многочисленные высказывания философов о смысле жизни и бытии.

Письма о духовной жизни

Никон написал множество писем, наполненных размышлениями о вере, предназначении человека и роли Бога во Вселенной. Из этих писем был составлен сборник, где они расположены по датам написания. Игумен Никон много писал о покаянии, он считал эту добродетель одной из главных среди других черт верующего человека. Эти письма – не просто ответы на вопросы самого игумена – это научный труд священнослужителя, в котором собраны различные мысли преподобных отцов, живших до него, оставивших после себя культурное наследие. Ссылки на слова преподобных батюшек подкреплены собственными рассуждениями Никона о вере, о смирении, об основах, которые порождают грехи и духовное разложение.

Как жить сегодня

Это сборник наставлений, которые составляют основу мировоззрения игумена Никона:

  • он пишет о беспрекословном соблюдении заповедей Господа;
  • повествует о собственном смирении, которое открыло в нем новые стороны личности;
  • батюшка сообщает, что божественная благодать дается далеко не сразу, но нельзя отпускать руки, переставать ждать ее;
  • главными условиями жизненного бытия он считает покаяние и смирение – эти два явления способны возродить свет души, вернуть самого падшего человека на истинный путь;
  • батюшка призывает отбросить уныние, отчаяние, утверждает, что не существует безвыходных ситуаций.

старинная фотография

Книга Никона посвящена рассуждениям об оскудении современной духовной жизни и о том, что можно сделать, чтобы возродить истинные традиции почитания Бога. Никон считал, что вера православных людей пошатнулась из-за отсутствия постоянного примера аскетической жизни перед глазами, он обвинял современников в том, что они стали больше служить бренным вещам, чем источникам духовного насыщения.

Никон подчеркивал, что единственный путь, который может вернуть людей к Богу, – это постоянное покаяние, раскаяние, признание грехов, регулярное воспитание своего духа и тела.

Другие произведения

7 сентября мы вспоминаем игумена Никона (1894–1963). Отец Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился еще в царской России. Стал свидетелем всех трагических и великих событий XX века: революции, нескольких войн, репрессий, социальных потрясений и научных открытий.


Сын крестьянина, умный, талантливый, он выделялся среди шестерых братьев серьезностью, особой честностью, кротостью и добрым сердечным нравом. Ему всегда хотелось дойти до сути, узнать смысл жизни, он никогда не был поверхностным человеком, всегда искал глубину. Эти черты отец Никон сохранил на всю жизнь.

Получил предсказание о монашестве еще в детстве и, став монахом в годы закрытия монастырей и разрушения храмов, до конца своих дней подвизался в миру, на приходе. Пережил арест, заключение, ссылку в сибирских лагерях. Жил как аскет, относясь к себе со всей строгостью, а к окружающим — с любовью. Стяжал непрестанную Иисусову молитву и дар духовного рассуждения. Его советы о духовной жизни основаны на личном опыте и наполнены светом Божией благодати.

Мир в душе и с ближними



Вражда делает бесполезными все труды

Игумен Никон (Воробьев)

Игумен Никон (Воробьев)

Не осуждай никого



Оскорбители — наши лучшие учителя


Больше читай хороших книг


Не бойся ничего



Господь следит за нуждами тех, кто доверился Ему


Единственный путь — терпение скорбей


Не хочешь скорбей — не греши

Средства от тоски, от скорби

Игумен Никон (Воробьев)

Игумен Никон (Воробьев)

Лучший путь — средний

Не дела, а смирение склоняет Господа на милость


Быть духовным наставником — дар от Бога, данный не многим. Основным качеством душепопечителя является терпение, умение слушать, понять, принять и не осудить, а дать совет, в котором проявится сила любви Христа.

Детство

Николай Васильевич Воробьев родился 4 мая 1894 года, в селе Микшино Тверской губернии в многодетной семье крестьян. В верующем семействе, где кроме Коли было еще шестеро детей, много работали, но при этом не забывали об утренних и вечерних молитвах, соблюдении постов. Коля практически ничем не отличался от остальных детей в детстве, разве что всегда всех жалел, был не по годам порядочным и честным.



После освобождение в 1937 году возвращается в родные края, работает помощником в доме доктора, где вся семья была ярыми коммунистами и атеистами. Жена доктора и ее сестра не раз унижали и провоцировали на скандал смиренного и терпеливого батюшку, но взамен раздражения отец Никон показал пример истинной кротости, чем и завоевал их сердце.


В свободное время настоятель храма работает в теплице, саду, его урожаи вызывают изумление даже у опытных огородников, и много читает. В письмах отец Воробьев позже напишет, что именно в этот тяжелый период он понял, что такое истинное терпение и смирение.

Последние годы

В течение шести лет игумен отдавал все свои силу богослужениям и восстановлению церкви, но его здоровье все чаще давало сбои. В последний год он ел только белый хлеб, молоко и свежие ягоды, слабел на глазах, но всегда находился в ясном состоянии ума, наполняя всех вокруг себя удивительным спокойствием.

Накануне смерти батюшка Никон, уже лежа в постели, причастил духовных детей и дал им наставления:

  • исполнять заповеди;
  • хранить веру;
  • держаться святителя Игнатия (Брянчанинова);
  • оставить суету, опустошающую души.

Игумен Николай Воробьев почил 7 сентября 1963 года в возрасте 69 лет. Отпевание состоялось 9 сентября, после чего тело игумена предали земле в Гжатске.


Духовное наследие

Отец Никон является одним из самых ярких представителей русской православной церкви 20 столетия, который всю свою жизнь положил на дело исследования наследия Спасителя.

Прожив земную жизнь и оставив потомкам пример смирения и терпения, игумен Воробьев записал наблюдения, заключения, откровения и советы в своем наследии:

  • книгах;
  • проповедях;
  • наставлениях.

Профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов, ученик и духовный сын старца приложил огромные усилия для собрания и публикаций духовного наследия отца Никона. Особенная манера подачи собственного мнения у игумена Воробьева отличается тем, что он не навязывает своей мысли, а мягко подводит человека к решению того или иного вопроса, оставляя выбор за читателем.

Получателями духовных писем являются конкретные люди, но во время их чтения создается впечатления, что послания отправлены именно тебе. Отец Никон не просто излагал Библию или откровения Святых отцов, он делился откровениями и собственными переживаниями в познании и открытии для себя сущности Бога и Святой Троицы.

Прожил человек, всю жизнь посвятил поискам истины, посадил сад, оставил в наследие людям проторенную дорожку к познанию Бога и тихонько ушел в Небеса, как истинно святой сын Божий.


Игумена Никона Воробьева многие православные священники считают человеком, который, бесспорно, достоин быть прославленным в лике святых. Его наставления духовным ученикам собраны и опубликованы при участии профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова.

Поучения о христианской жизни

Сама манера, в которой игумен Никон Воробьев обращается в письмах к тем людям, которые считали его своим наставником, говорит о высокой степени духовности этого священнослужителя.

Никон Воробьев

В отличие от многих других современных старцев, он не дает воспитанникам приказов, которые следует безоговорочно выполнять. Батюшка Никон лишь советует, причем, в весьма деликатной, ненавязчивой форме. Так, в письме к одной из своих учениц, игумен Никон Воробьев просит ее не смущаться в том случае, если она сочтет нужным не воспользоваться его рекомендацией, а поступить иначе. Он всячески дает ей понять, что целью переписки является та духовная польза, которую могут принести его наставления. В случае же, если необходимый результат достигнут не будет, то можно и прервать общение. Данный фрагмент из наставлений игумена Никона Воробьева характеризует автора писем, как истинного христианина, ведущего борьбу со своими собственными пороками. В том числе и с гордыней.

Духовные письма игумена Никона Воробьева адресованы конкретным людям. Но вместе с тем в них затрагиваются проблемы, которые должны волновать каждого православного человека, стремящегося жить по слову божию.

О чем письма игумена Никона Воробьева?

В своих духовных наставлениях батюшка высказывает свое мнение по таким важнейшим вопросам, как правильная христианская молитва, борьба с грехами, наследие святых отцов.

Относительно последней из упомянутых тем, стоит сказать, что письма игумена Никона Воробьева содержат больше всего цитат из литературных творений святителя Игнатия Брянчанинова. Его батюшка называл светильником православной веры. Профессор Осипов говорит о том, что заслуга Воробьева во многом состоит в том, что он пересказал наставления святителя Игнатия языком, понятным современному русскому человеку. Кроме того, духовные письма игумена Никона Воробьева содержит множество ссылок и на других святых отцов, таких как, Макарий Великий, Иоанн Златоуст и других. Как и полагается настоящему священнику, он редко дает какие-либо рекомендации, основываясь лишь на собственном опыте, а подкрепляет свои высказывания цитатами из Евангелия или святоотеческого наследия.

Игумен Никон Воробьев в письмах о духовной жизни не раз упоминает о том, что первый признак того, что человек находится на правильном пути к христианству - его ведение своих пороков, а вслед за этим, и собственной греховности.

Пример смирения

Образец человека, живущего по заповедям Христа, можно также найти на страницах книг игумена Никона Воробьева, в лице самого автора. Например, в ответе одной из своих учениц после необходимых наставлений батюшка просит передать одному из знакомых священников просьбу, чтобы тот помолился о нем. Далее следуют сокрушенные слова о том, что игумен Никон осознает свою духовную немощь, а потому надеяться на помощь искренней молитвы о нем.

Особенности стиля

Игумена Никона Воробьева можно отнести к числу образованнейших людей своего времени. Он учился в нескольких заведениях разнообразных профилей, самостоятельно выучил французский и немецкий язык с целью в подлинниках изучить трактаты великих философов. Также он читал труды античных мыслителей в оригинале, поскольку прекрасно владел латынью и древнегреческим. Поскольку первым учебным заведением, которое окончил отец Никон, было реальное училище, то он был прекрасно осведомлен о достижениях науки. Современники Воробьева, знавшие его лично, говорят, что отец Никон прекрасно играл на скрипке и некоторое время руководил церковным хором. Также священник был отличным оратором. Его блистательные проповеди привлекали в храм множество народа.

Поэтому и письма игумена Никона Воробьева написаны ярким выразительным языком, который дает возможность донести понятия об основах христианской жизни широкому кругу читателей. Священник охотно давал письменные ответы на все интересующие вопросы верующих, признаваясь, что это занятие дается ему легко.

Поиск смысла жизни

Стоит сказать несколько слов об авторе писем - игумене Никоне Воробьеве.

Будущий священник родился в одном из поселков Тверской губернии в девяностых годах 19 века. Родители Никона Воробьева были крестьянами и имели множество детей. Мальчик рос любознательным и способным к наукам. Он с отличием окончил сельскую школу и поступил в реальное училище. Будущий священнослужитель принадлежал к числу людей, которым не безразличен вопрос о смысле их земного существования. Поэтому он не просто стремился получить диплом о высшем образовании, но и найти в книгах сведения о сути человеческой жизни.

Годы, проведенные в реальном училище, дали ему необходимые знания по специальности, но не способствовали его духовному развитию.

Поэтому юноша решает продолжить свое образование в психоневрологическом институте Санкт-Петербурга. Однако лекции по физиологии тоже не утолили духовную жажду игумена Никона Воробьева. По этой причине после второго курса будущий священник решает бросить учебу. Поиски смысла жизни зашли в тупик. Молодой человек находился в крайне подавленном состоянии, не зная как ему быть дальше.

Божья помощь

В этот нелегкий момент он обратился к Всевышнему за помощью. В своей молитве он просил творца явить ему доказательство, что тот существует.

Православный собор

В этот момент к Никону Воробьеву пришло ощущение глубокой веры в Творца, которое не покидало его всю оставшуюся жизнь.

Учеба в духовной академии

Через два года юноша поступает в Московскую духовную академию. Молодой человек с невероятным увлечением посвятил себя изучению основ богословия. Но, по стечению обстоятельств, закончить это заведение ему было не суждено. Через несколько лет академия, как и многие богословские учреждения, была закрыта.

Никон переехал в село Вышний Волочек, где стал преподавать математику в местной школе. Еще через некоторое время, Воробьев перебрался в Минск, где принял монашеский постриг, а затем и священнический чин.

В православной церкви

Однако посвятить себя церковной службе тогда ему не удалось. Отца Никона вместе с некоторыми другими церковными деятелями арестовали по обвинению в антисоветской деятельности.

Допросы и заключение

Отца Никона неоднократно допрашивали. Протоколы следствия, которые недавно были рассекречены, свидетельствуют о том, что этот человек не отрекался от своей веры даже под страхом тюремного заключения. Также из данных бумаг видно, что священник не оговорил своих собратьев по вере, не делал ложных показаний.

Батюшка Никон не признал своей вины в антисоветской агитации. Он сказал, что все его проповеди были посвящены только проблемам духовной жизни и не содержали в себе никаких политических призывов и манифестов.

Фото игумена Никона

Отвечая на вопросы, священник утверждал, что посвящал себя только служению Богу, в которого уверовал и в его существовании нисколько не сомневается.

Несмотря на то что не было найдено никаких серьезных доказательств вины отца Никона, ему все равно вынесли приговор в виде пяти лет лишения свободы. Отбывать срок наказания он отправился в Сибирь. Даже в эти тяжелые моменты жизни батюшка не забывал о Боге и упросил конвоиров позволить ему взять с собой в лагерь Священное Писание на греческом. Охранники, естественно, не знали этого иностранного языка, поэтому не смогли прочитать ни единого слова из предъявленной книги. В итоге им пришлось разрешить отцу Никону читать Евангелие.

Пробыл в заключении священник около 5 лет. Его освободили раньше срока из-за примерного поведения и перевыполнения рабочего плана. Это обстоятельство тоже можно считать чудом, потому что в скором времени правительство страны отменило закон, на основании которого это было сделано.

После освобождения игумен Никон Воробьев поселился в городе Козельске, который теперь называется Гагариным. Там ему доверили небольшой храм, находившийся на заброшенном кладбище.

По инициативе священника вокруг церкви был разбит огромный сад с фруктовыми деревьями. Батюшка сам работал над посадкой растений. Люди, лично знавшие его, вспоминают, что это был очень трудолюбивый человек. Священник ежедневно ложился спать не раньше полуночи, а вставал в пять часов утра.

Почитание памяти игумена Никона

В честь 50 годовщины со дня смерти священника была проведена конференция, где выступали как люди, которые были знакомы с ним, так и те, кому помогли его книги на пути к христианской жизни.

могила Игумена Никона

На этом мероприятие профессор Алексей Ильич Осипов также поделился воспоминаниями о своем духовном наставнике.

Алексей Осипов

По словам Алексея Ильича, батюшка Никон в ряду прочего огромное внимание уделял качеству проведения церковной службы. Он строго-настрого запрещал торговлю в лавке, подачу записок, а также всяческие благотворительные сборы во время большей части богослужения. Также игумен решительно боролся с излишне эмоциональным исполнением песнопений церковным хором. Никон Воробьев говорил, что священник обязан постоянно работать над своей дикцией, а темп его речи во время службы не должен быть слишком быстрым.

Заключение

Данная статья была посвящена биографии игумена Никона Воробьева и его литературному наследию Этот священник был мудрым наставником для множества людей, ищущих путь к правильной христианской жизни.

Книга игумена Никона

Его книги, составленные из писем к духовным детям, и сегодня служат путеводной звездой для огромного числа верующих.

Никон Воробьев

Не прославленный пока подвижник, исповедник веры, автор множества книг, писем о духовной жизни, которые просто, ясно говорят о вере современному человеку – духовно слабому, потерянному – таков игумен Никон (Воробьев). Может быть, он особенно близок многим, маловерным, колеблющимся – ибо сам прошел тот же путь.

Биография игумена

Звучало странно, в роду Воробьевых иноков не было, никаким монахом Николай становиться не собирался. Да и отец думал дать ему вполне светское образование. Коля стал студентом реального училища города Вышний Волочек.

От веры к неверию

Крестьянский мальчик оказался чрезвычайно талантливым. Учителя не уставали хвалить Николая: блестящие математические способности, явный литературный дар, даже – успехи творчества: Николай увлекался музыкой, пением, рисованием…

Никон Воробьев

Никон Воробьев

«Невозможно передать, то действие благодати, которое убеждает в существовании Бога с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека. Господь открывается так, как, скажем, после мрачной тучи вдруг просияет солнышко: ты уже не сомневаешься, солнце это или фонарь кто-нибудь зажёг. Так Господь открылся мне, что я припал к земле со словами:

А потом было чудо: Николай вдруг услышал размеренные удары колокола. Стояла глубокая ночь, то не был праздничный день, поблизости не было храма. Всю жизнь потом он помнил об этом Божием знаке.

Исповедник

Оставалось только два года до наступления времени неслыханных за историю Русской Церкви гонений. Будущий игумен встретил это время уже верующим, убежденным православным, сознательно живущим церковной жизнью. С 1917 г. он начал учиться в Московской Духовной академии, с особенным упоением слушал лекции о. Павла Флоренского, которые давали разумное обоснование веры. Но окончить курс не удалось: советские власти закрыли Академию.

Троицкая Лавра здание Академии

Некоторое время Николай работа школьным учителем, преподавал математику–но при этом одновременно начал жить практически монашеской, подвижнической жизнью – ел, лишь чтобы поддержать силы, много молился. Когда администрация школы приняла решение проводить занятия на Пасху, он решительно отказался – после чего моментально был уволен.

С тех пор он начал служение Церкви – сначала алтарником при храме свв. Бориса и Глеба Москвы, затем – уехал в Минск. Здесь 23 марта 1931 г. он принял постриг, став монахом Никоном. Через небольшое время он – иеродиакон, иеромонах. Служить батюшке довелось лишь два года: на годовщину пострижения, 23 марта 1933 г. его арестовали на долгие четыре года. Подробности случившегося остались неизвестны. Современники передавали лишь, что на допросах о. Никон смиренно, но твердо исповедовал свою веру.

Сам подвижник считал, что лагерь стал временем его духовного возрастания. Духовно тяжелая обстановка не сломила, а закалила его. Понимая, что не сегодня, так завтра может последовать смерть, заключенный с особым умилением совершал Иисусову молитву, облегчавшую окружающие скорби. Он говорил, что нигде молитва не была такой чистой, благодатной, как в лагере.


Служение духовника

Оно, промыслом Божиим, началось тотчас по возвращении: иеромонаху удалось устроиться чем-то вроде прислуги при семье известного врача. Кстати, репутация доктора не раз спасала о. Никона от ареста. Но, хоть не лагерная, жизнь здесь оказалась невероятно тяжелой духовно: сестры доктора, Александра и Елена, были убежденными безбожницами.


Особенно тяжела была болезнь одной из них, Александры, когда даже ввиду грядущей смерти женщина не каялась, но сердилась на ближних, богохульствовала. О. Никон проводил ночи у кровати больной,горячо молясь за нее – и вымолил. Больная несколько раз имела видение неких семи старцев, с любовью уговаривавших ее обратиться для Исповеди, Причастия к священнику, живущему в доме.

Женщина, не бывшая у Причастия 40 лет, впервые за эти годы исповедалась, причастилась у о. Никона. Она умерла, как христианка. Ее сестра Елена позже приняла тайный постриг, став монахиней Серафимой. Она продолжала работать доктором. Когда через много лет раба Божия преставилась, хоронили ее по советским традициям – лишь немногие друзья знали, что во гробе лежат четки и иноческие одежды.

В 1940-е, после начала Великой Отечественной войны, начали постепенно открываться церкви. О. Никон начал служить настоятелем храмов. Козельск, Белев, Смоленске, Гжатске – частая перемена мест служения объяснялась открытым исповедничеством веры, из-за которого священнику грозили аресты, к тому же отношения со священноначалием не всегда были простыми. Иеромонах много проповедовал, служил истово, требовал неопустительного соблюдения Устава, особенно внимательно относился к Таинству Исповеди. При этом, как говорят духовные чада, как духовник, никогда не оказывал давления на исповедников, но лишь советовал полезное, оставляя решение на волю человека.

Игумен Никон Воробьев

При этом строже всех настоятель относился к себе самому – несмотря на приобретенные за годы лагеря болезни, никогда не позволял помогать себе по хозяйству, вообще оказывать услуги, жил аскетически, молился. Последние месяцы пред кончиной он сильно болел, практически не мог есть, но никогда не жаловался. 7 сентября 1963г. исповедник отошел ко Господу.

Где похоронен

Могила находится на кладбище Гжатска (сейчас – Гагарин), этот город был последним местом служения о. Никона.


Батюшку не раз запечатлевали на фотографиях – от того времени сохранились только черно-белые снимки. На многих из них он – за хозяйственными трудами, с духовными детьми. А вот фото в белом подряснике – руки монаха сложена на груди, глава опущена. Молится ли, задумался о чем-то? Вокруг – шумит мир, а инок молится, уйдя в себя – или душой пребывая уже с Богом…

Никон Воробьев

Почитание

Духовные дети старца говорили, что на его погребении чувствовали вместе скорби некую духовную радость, сродни пасхальной – точно в Царстве Небесном появился новый святой. Вопрос о прославлении игумена Никона поднимается уже много лет: например, с 2005 г. документы для него начали готовить в Белоруссии, где служил батюшка. Однако, пока вопрос прославления не решен. Но многотысячными тиражами выходят его письма духовным детям, проповеди, дающие нашим современникам ответы на духовные вопросы.

Наставления в трудах

О. Никон, хотя имел литературный дар, и, по собственному признанию, писать ему всегда было легко, не создавал никаких специальных богословских трудов. Причина очевидна: издать их было бы невозможно. Ныне известные его книги – собрания писем, проповедей сделанные его духовными чадами.

Книга составлена из писем, собранных его учеником, ныне профессором Московской Духовной Академии, А.И.Осиповым. Высказывания собраны в несколько десятков разделов, расположенных по алфавиту, чтобы интересующимся проще было найти нужную тему. Это наставления о любви Божией, о терпении скорбей, об искушениях, встречающих на пути человека, о страстях, о Церкви.


Алексей Ильич Осипов со своим наставником игуменом Никоном (Воробьевым)

«Апостол Иоанн утверждает Духом Святым, что Бог есть Любовь , а не только имеет любовь, хотя и бесконечно великую.Любовь же все покрывает, по слову ап. Павла. Покрывает она и наши грехи, недостатки, немощи, нетерпение, ропотливость и прочее.

Это собрание писем, посвященное одной их любимых тем о. Никона – покаянию как изменению сердца, всей жизни. В двух частях книги – 307 его писем, посвященных этому деланию, упражняться в котором необходимо всю жизнь. Обращаясь к современному человеку, о. Никон ободряет вставших на путь духовной жизни несомненной надеждой на Божию помощь в покаянных трудах.

Никон Воробьев

Архим. Рафаил (Карелин) так говорит о книге:

Здесь речь идет об основах духовной жизни православного человека. Избранные изречения о. Никона сгруппированы по темам, расположенным в алфавитном порядке.


Подвижник был убежден, что нынешнее духовно сложное время, когда почти не стало опытных духовников, люди слабы для совершения подвигов молитвы, поста, часто – не имеют духовного рассуждения, человек спасается через то подвижничество, которое посылает ему Сам Господь. Это – телесные немощи, житейские скорби. Доверяющий Господу претерпит до конца, достигнет Царства. Книга содержит выдержки из писем, а также приложение с высказываниями святых отцов о терпении скорбей.

Это небольшая книга 2010 г. издания названа словами, которыми сам исповедник молился об обретении веры, будучи еще юношей. Брошюра содержит духовные советы на разные случаи жизни. Вот как говорит подвижник о постижении Бога:

Письма

Духовные чада Никона Воробьева до наших дней хранят письма батюшки, а издание их продолжается даже до настоящего времени.


Игумен Никон Воробьев

О духовной жизни

О пьянстве

В этом сборнике собраны письма о. Никоне к супругам – Елене и Сергию, которые касаются проблемы одержимости этой страстью. На этих страницах – драматичная история семьи, едва не распавшейся из-за пьянства супруга. Духовник пишет жене, мужу поодиночке, обличает, вразумляет, дает советы. Многие из столкнувшихся с этой проблемой найдут здесь утешение, духовный совет, поддержку.


Известно, что конец истории оказался благоприятным – муж начал духовную борьбу со страстью, постепенно восстановился мир. Через много лет, по кончине Сергия, Елена приняла постриг в возрожденном Шамординском монастыре, где скончалась в 1995 г.

Цитаты

Никон Воробьев

Слова утешения, ободрения , сказанные уже более полувека назад, до наших дней достигают сердец человеческих, преображая их. Книги о. Никона открывают ищущие совета, скорбящие, теряющие надежду. И тогда уже, как веруют многие, из Царства Небесного звучат как бы обращенные к тебе лично слова:

Читайте также: