Антропософия кратко и понятно

Обновлено: 07.07.2024

АНТРОПОСОФИЯ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

Если философское оформление антропософии стоит под знаком потенцированного до своих теоретико-познавательных возможностей Гёте, то за теософским облачением скрывалось потенцирование гетевского типа познания до исконно оккультной топики как восточного, так и западного типа. Нужно представить себе Гёте-естествоиспытателя в тематическом круге Упанишад, Беме или Сен Мартена, т.е. исследующего проблемы, скажем, ангелологии или сотериологии с такой же трезвостью и посюсторонностью, с какой он прослеживал метаморфозу листа или наблюдал атмосферическое свечение, чтобы стало ясно, что теософия Гёте ни при каких обстоятельствах не могла ужиться с буддистски ориентированной теософией. Конфликт, зревший с самого начала, с 1909 перешел в стадию разрыва отношений – отделения от Теософского общества и основания в 1913 Антропософского общества. К этому времени центр движения перемещается из Германии в Дорнах (Швейцария), где по архитектурному проекту Штайнера воздвигается Иоанново здание, позже названное Гетеанум и сожженное (предположительно иезуитами) в новогоднюю ночь с 1922 на 1923. После смерти Штайнера (1925) отстроенный по новой модели Гетеанум стал центром Всемирного Антропософского общества с Высшей школой духовной науки. В различных странах действуют многочисленные антропософские организации: больницы, поликлиники, фармацевтические предприятия, школы, детские сады, эвритмеумы, крестьянские фермы и т.п.

1. Штейнер Р. Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997;

2. Унгер Р. Что такое антропософия? М., 1991;

3. Белый А. Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности. М., 1917;

4. Stein W.J. Die moderne naturwissenschaftliche Vorstellungsart und die Wellanschauung Goethes, wie sie Rudolf Steiner vertritt, Stuttg., 1921;

5. Unger С. Aus der Sprache der Bewußtseinsseele. Dornach, 1930;

6. Idem. Die Grundlehren der Anthroposophie. Stuttg., 1964;

7. Ballmer K. Briefwechsel über die motorischen Nerven. Besazio, 1953;

8. Idem. Deutschtum und Christentum in der Theosophie des Goetheanismus. Besazio, 1995.

В конце XIX века наука стала развиваться усиленными темпами. Последствием научно-технической революции, в том числе, стала потребность образованных людей объединить науку и религию в единое целое.

При этом научная и творческая интеллигенция считала, что такое объединение может дать ответы на все извечные вопросы мироздания.

Решить эту проблему взялся Рудольф Штайнер, создавший учение антропософии. Он попытался в её рамках объединить эзотерику, мистику, античные учения и христианство.

Таким образом, он создал новую религию, которую христианство считает сектой. Святой апостол Павел так предсказывал появление подобных учений:

Антропософия — антихристианское учение

Антропософия — это ответвление теософии. Оно признано в христианском мире и философской науке антихристианским оккультно-мистическим учением о человеке.

Под теософией понимают теоретический раздел оккультизма, а также оккультное движение. Основная его идея — утверждение о том, что существует возможность мистического познания Бога. Такая возможность позволяет непосредственно общаться с божеством в состоянии экстаза.

Елена Петровна Блаватская 1878 год. Блаватская ― создатель теософии, от которой откололась антропософия Рудольфа Штейнера.

Елена Петровна Блаватская 1878 год. Блаватская — создатель теософии, от которой откололась антропософия Рудольфа Штейнера

Многие понимают под теософией учение Е.П. Блаватской. Создатели антропософии предприняли попытку с её помощью демократизировать теософию.

Для этого они её рационализировали и приспособили её к особенностям интеллектуально-психологических черт общества Западной Европы. Некоторые исследователи называют это учение германским вариантом теософии.

Учение Штайнера и его последователей потому антихристианское, что оно отрицает целый ряд догматов христианства.

Наглядно антихристианскую сущность антропософии и его противоречие в общих чертах с христианством, можно представить так:

Появление антропософии связано с кризисом западного христианства. Кроме того, причиной его появления стало бурное развитие науки и образование, открывшие для некоторых восточные оккультные учения и языческие культы.

Ранее они были под запретом и строго цензурировались как государственными, так и церковными цензорами.

Теория Штайнера — это компиляция из религий и философских учений

Антропософская теория, по мнению многих богословов и философов, — это смесь положений различных религий и философских учений. Так:

  1. Первым её источником называют гностицизм в виде воззрений таких видных гностиков, как Валентин и Василид, а так же учение Карпократа.
  2. Второй источник — индуистские системы и поздний брахманизм, из которых Штайнер взял представление о космологии и антропологии.
  3. Третий — это манихейство, считающееся в христианстве еретическим учением. Оно хорошо известно философам и богословам. При этом Штайнер берёт для своей теории те его идеи, которые возникли ещё в маздеизме.

По мнению штейнеристов, Иисус Христос Сыном Божиим может быть назван лишь иносказательно, в нравственном смысле. Уже одно это утверждение показывает антихристианскую сущность данного учения.

Основной отличительной чертой антропософии считается смешение религиозных постулатов, философских концепций и научных знаний.

С этой целью были использованы алхимические тексты, исторические гипотезы, научные теории, оккультизм и эзотерика.

В результате такого смешения возникла некая духовная наука. Её цель — раскрыть духовное в человеке посредством всех имеющихся доктрин, религиозных взглядов и теорий.

Так, используя положения гностицизма в своей теории, Штайнер допускает существования кармы, реинкарнации и многобожия, что характерно для индуизма.

Ормузд борется с Ахриманом (справа). Рельеф в Персеполе (XII—VI в. до н.э.). Штайнер предсказал воплощение в начале XX века тёмного бога Аримана.

Ормузд борется с Ахриманом (справа). Рельеф в Персеполе (XII — VI в. до н.э.). Штайнер предсказал воплощение в начале XX века тёмного бога Аримана

Последователи Штайнера считают Космос единой живой духовной сетью. Именно поэтому в России антропософию ещё называют наука о духе.

При этом необходимо отметить, что сам создатель учения весьма пессимистично смотрел на мир. Так им было предсказано воплощение в начале XX века тёмного бога Аримана.

Это характерно для псевдохристианских хилиастических сект.

Для того чтобы понять, что такое антропософия, необходимо изучить биографию её создателя — Рудольфа Штайнера. Родился он в 1861 году в Хорватии в местечке Каралевич.

В то время оно относилось к Австро-Венгрии. Его родители были австрийцами, католиками. Отец работал на почте.

Рудольф Штайнер австрийский оккультный философ, социальный реформатор и архитектор. Первое признание получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания. В начале XX века основал свою эзотерическую христианскую философию (антропософию).

Рудольф Штайнер австрийский оккультный философ, социальный реформатор и архитектор. Первое признание получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания

Здесь он изучал не только философию, но историю и литературу. Именно тогда он познакомился с философской концепцией Гёте.

Здесь активно изучались труды философа, а также работы Ницше. Будущий создатель антропософии принимал участие в 1882 году в комментировании и редактировании собраний сочинений Гёте.

Штайнер на протяжении всей жизни активно интересовался философией, естественными науками, литературой. Он издал примерно 300 своих сочинений.

Создатель антропософии редактировал несколько журналов. В 1902 году он возглавил немецкую секцию Теософического общества.

Произошло это потому, что он развивал идеи совершенствования в человеке сверхчувствительных способностей. Теософическое общество было основано Е.П. Блаватской.

В 1907 году теософическое общество возглавила А.Безант. Она объявила Кришнамири вторым Христом — новым спасителем человечества.

На учредительном собрании Рудольф заявил о том, что с того момента как человечество открыло антропософию, оно вошло в совершенно новую, четвёртую стадию развития Мирового Духа.

Гетенаум — храм антропософов

Строительства Гетанума происходило в сопровождении различных магических обрядов. Само здание должно было символизировать идею абсолютного слияния материи и духа.

Его строительство завершено в 1921 году.

Здание построили с двумя куполами. Купола имели разные размеры. Внутри каждый зал разделялся на две комнаты. Подобную архитектуру выбрали для того, чтобы достигнуть максимально чистый акустический эффект.

Он вмещал 900 человек. Второй зал предназначался для постановки спектаклей драматического театра и занятий эвритмических групп.

Архитектурный проект, декор, роспись стен и потолка храма антропософии — всё это плод творчества Штейнера.

Малый зал украшала выполненная из дерева скульптура. Она изображала фигуру Иисуса Христа, шествующего среди фигур Люцифера и Аримана.

Христос шёл с поднятой вверх рукой, стороны его лица были асиметричны. Этот символ должен был означать то, что на Него оказывают влияние обе стороны.

Также такое изображение трактовалось как феномен синтеза всечеловеческой любви, которая имеет, как светлую, так и тёмную стороны.

Первый Гётеанум (Goetheanum) - всемирный центр Антропософского движения. Здание сгорело в 1923 году несмотря на то, что Штайнер предсказал ему 300 лет сущестования.

Первый Гётеанум (Goetheanum) — всемирный центр Антропософского движения. Здание сгорело в 1923 году несмотря на то, что Штайнер предсказал ему 300 лет сущестования

Основатель антропософского сообщества Рудольф Штайнер скончался в 1925 году. При жизни он убедился о том, что его учение ложно.

По его предсказанию здание Гётенаума должно было простоять 300 лет. В ночь на 1923 год его сгубил пожар.

Последователи Штайнера — выдающиеся люди, но они заблуждались

Наука о духе или же штейрианство широко распространилась в Германии. Учение нашло своих последователей среди художественной интеллигенции.

Именно её представители впадали в соблазн расцерковлённости и извращённой утончённости своего сознания.

Штайнер о цели своего учения писал:

В переводе с греческого слово "антропософия" означает "человекомудрость" или "человекознание". Другими словами, можно сказать, что это духовная наука, которая открывает людям методы духовного познания и саморазвития с помощью мышления. Нередко её называют гётеанством ХХ века. Это объясняется тем, что антропософия опирается на учение Гёте. Что же это за мистическая наука? Узнаем из нашей статьи.

антропософия это

Антропософия и теософия

Несмотря на то, что гётеанство ХХ века выделилось именно из теософии, эти два учения разительно отличаются друг от друга.

Антропософия – это мудрость, которая приобретается человеком сознательно и направлена на познание себя.

Неудивительно, что эти две науки возникли в определённом порядке: сначала теософия, а затем антропософия. Всё дело в том, что для того чтобы познать себя, очень важно наладить контакт с Высшими Силами.

Зарождение антропософии

Учитывая прошлый опыт всех мистических знаний, можно смело заявить, что ни одно из них не возникло просто так. На то были определенные причины, которые подвигли общество к постижению того или иного учения. Антропософия – это мистическое знание, которое откололось от теософии в начале ХХ века в Германии. Рудольф Штайнер возглавлял одно из германских отделений теософии.

Следует отметить, что его деятельность всегда основывалась не столько на самом учении, сколько на личных ощущениях и исследованиях. В некоторой степени Штайнер не доверял основательнице теософии Елене Блаватской и на то были веские основания: в 1913 году руководство организации провозгласило, что Джидду Кришнамурти должен стать новым перевоплощением Христа.

Рудольф Штайнер был полностью не согласен с данной идеей и поэтому ушел из этой организации. С группой учеников он основал течение, которое получило название "антропософия". Течение существует по сей день.

Штайнер был очень амбициозной и волевой личностью. Сообщество теософии сковывало его, не давая свободы. Отделившись и создав собственное учение, он смог реализовать себя как архитектор, философ, мистик, оккультист и драматург.

наука о духе

Зарождение вальдорфской педагогики

Создав свое собственное сообщество, Штайнер стремился распространить знания по всему миру. Он читал лекции на различных предприятиях и фабриках, рассказывая о принципах антропософии и разбирая проблемы сотрудников.

Рабочие сигаретной фабрики во многом были согласны с Штайнером, ведь именно с детей начинается развитие нации. Сложно сломать стереотипы и внедрить новые знания, когда дети посещают обычную школу. Было решено открыть новое учебное заведение для детей рабочих, в котором бы малыши обучались по новой методике, основанной на антропософии. Так, первую школу открыл Эмиль Мольт – руководитель сигаретной фабрики, и именно в честь него она получила название Вальдорфская школа Штайнера.

Основные положения науки о духе в вальдорфской педагогике

Несложно догадаться, что антропософия изучает развитие человека в духовной сфере. Для детей такое воспитание особенно важно. Штайнер считал, что каждый ребенок – это личность, которая требует индивидуального подхода. В первую очередь, стоит обращать внимание на способности ребенка, данные ему природой. Такой способ обучения исключает принуждение детей к той или иной деятельности. Очень важно развивать в них веру в собственные силы и способы самопознания - это станет хорошим фундаментом для изучения обычных школьных предметов.

андрей белый

Наука о духе позволяет раскрыть себя как личность, поверить в собственные силы и значимость. Принципы обучения в вальдорфской школе достаточно просты: ребенка уважают, воспитывают в нем любовь к духовным ценностям. Родителей также включают в рабочий процесс. Они регулярно ходят на родительские собрания и активно участвуют в жизни школы и детей. Для того чтобы ребенок развивался как личность, ему необходимо уделять достаточное количество внимания. Ни одна школа не сможет дать ему должное образование и воспитание, если в процесс не будут включены родители.

Вальдорфская школа работает по двум направлениям: в первом упор делается на развитие творческих способностей: рисование, танцы, игра на музыкальных инструментах; во втором же воспитывают духовные ценности в ребенка. Наставники и учителя помогают деткам формировать их внутренний мир и мировоззрение согласно учению Штайнера.

Параллельно дети изучают традиции и культуру. Это дает понять ребенку, что он не один в большом мире, вокруг есть много интересного и необычного.

В целом, вальдорфская школа очень сильно отличается от обычных. Дети чувствуют себя, как в одной большой семье. Школьные постановки, которые проводятся в них регулярно, помогают детям раскрыться, стать более раскрепощенными и уверенными в себе, не бояться выступать перед публикой.

Гёте и антропософия

Архитектурный образ Вселенной

Штайнер был не только философом, мистиком, оккультистом, архитектором и драматургом, но и автором пьес-мистерий. Для их постановок он решил построить здание, которое впоследствии назвали Гётеанум. Спустя некоторое время, идея стала более масштабной. Гётеанум стал центром антропософского движения, он располагался в городе Дорнах в Швейцарии. Само здание и окружающие его строения символизировали модель Вселенной. Штайнер был уверен, что человек и вся система мироздания очень тесно связаны между собой. Для того чтобы познать себя, необходимо понимать всю сущность Вселенной и быть с ней одним целым.

К 1920 году постройка здания была закончена - это был уникальный проект органической архитектуры. В его возведении принимали участие ученики и последователи Штайнера. В 1923 году в результате поджога здание сгорело, но поскольку оно было застраховано, его отстроили заново. Новый Гётеанум в Дорнах был гораздо больше и вместительнее прежнего. Там часто собирались приверженцы науки, которые обсуждали антропософию, делились своими открытиями и впечатлениями. Кроме того, как и предполагалось с самого начала, в Гётеануме ставили пьесы-мистерии, в которых играли последователи Штайнера.

антропософское общество

В центре антропософского движения собиралось достаточно много народа. Они слушали лекции, смотрели пьесы и просто общались. На сегодняшний день Гётеанум считается памятником истории и культуры. Здесь проводятся различные фестивали, мероприятия и конференции. Как правило, туристы часто посещают это место, особенно их интересует великолепная органическая архитектура.

Первопричина бытия

Антропософия – это теория, которая основывается на том, что дух – это первопричина бытия. Из него состоят все материальные объекты, явления и процессы, воспринимаемые человеком при помощи органов чувств. Развивая их, можно улучшить свои экстрасенсорные способности, проникнуть в потусторонний мир и пообщаться с его "обитателями". Конечно же, совершенствование органов чувств – задача не из легких. Штайнер разработал целый комплекс специальных упражнений. Первостепенной задачей оставалось изучение и понимание гётеанства ХХ века.

В антропософии Рудольфа Штайнера есть определенные требования, которые должен выполнять каждый. Без них познать учение невозможно. В основном все правила направлены на самодисциплину.

Так, первым требованием является упорядочивание своих мыслей. Именно с этого начинается любое духовное развитие. Следует быть господином своих мыслей, очистить свой ум от бесконечного потока ненужной информации и прислушаться к тишине внутри себя. В течение месяца, каждый день, необходимо выполнять такое упражнение (около 10 минут): сесть в удобную позу, закрыть глаза и попытаться остановить поток мыслей. Кажется, что всё банально просто, но уже после первой минуты человек начинает понимать, какой бардак происходит в его голове. В современном мире это называется внутренним диалогом, который нужно останавливать.

Второе требование – придумать для себя задание и выполнять его каждый день в одно и то же время. Так, например, поливать определенное растение каждый день в течение месяца, но при этом не забывать о первом требовании.

Третье правило – научиться видеть положительные вещи в любой ситуации. Чтобы не происходило с человеком, он должен тщательно анализировать и выделять для себя плюсы и минусы. Причем научное исследование духовного мира следует начинать именно с поиска положительных вещей, стараясь не так остро реагировать на отрицательные.

Медитации

Среди упражнений для развития духовности выделяют два наиболее важных. Они основываются на проговаривании определенных слов. Первое необходимо выполнять утром, сразу после пробуждения, а второе – следом за ним. Очень важно, чтобы в период медитации не было посторонних мыслей, а человека никто не отвлекал.

Итак, проснувшись рано утром, не вставая с кровати, необходимо улыбнуться новому дню, отбросить все печали и тревоги. В течение пяти минут повторяйте про себя эти строки. Очень важно, чтобы они звучали не только в голове, но и в сердце. Проникнитесь ими:

В чистых лучах света
Блистает Божество мира.
В чистой любви ко всем существам
Излучается божественность моей души.
Я покоюсь в Божестве мира.
Я обрету себя самого
В Божестве мира.

центр антропософского движения

Известные последователи учения

Маргарита Сабашникова, Анна Алексеевна Тургенева (Бугаева), Андрей Белый, Максимилиан Волошин – известные последователи Штайнера, которые помогали ему со строительством Гётеанума. Так, например, Волошин вырезал причудливые узоры на деревянных арках и стенах, а его супруга Маргарита Сабашникова выполнила красивую роспись на малом куполе. Анна Алексеевна (Ася) Тургенева – первая жена Андрея Белого, была одной из самых способных учениц Штайнера. Вместе со своим супругом они ездили за своим духовным учителем. Ася решила, что антропософия – это её призвание и с радостью занималась медитациями и другими упражнениями этого учения.

Андрей Белый и его супруга были не только последователями Штайнера, но и его хорошими друзьями. Однако духовное самосовершенствование поставило под угрозу их семейную жизнь - их брак начал медленно разрушаться, а Андрей чуть не сошел с ума. Как же это произошло?

Безразличная Ася Тургенева

В 1914 году, 23 марта, был заключен брак между Анной Алексеевной Тургеневой и Борисом Николаевичем Бугаевым (настоящее имя Андрея Белого). Они много путешествовали, и вот, приехав в Кельн, познакомились с Рудольфом Штайнером. Многие считали, что Ася никогда не любила Белого и всегда вела себя с ним слегка высокомерно. Возможно, именно по этой причине Андрей так сильно любил её. Ася была немного необычной девушкой: она слышала разные звуки, которые никто не слышал, и видела вещи, скрытые от многих глаз. Познакомившись поближе со Штайнером, она прониклась идеей антропософии и навсегда осталась в Гётеануме. Она настолько посвятила себя этому учению, что очень сильно отдалилась от супруга.

дорнах швейцария

Всё изменилось, когда Ася приняла новый духовный путь аскезы - с Белым они стали жить как брат с сестрой. Влюбленный мужчина очень долго мучился и переживал, но в итоге покинул Дорнах и уехал в Москву. Там его жизнь не была сладкой. Он голодал, много трудился и бредил своей возлюбленной. Уже через много лет, когда они встретились, Ася сказала ему, что он предал её, их идеалы и отшатнулся от учителя. Вероятно, они были слишком разные, и даже один духовный путь так и не смог их объединить.

Основные тезисы антропософии

Штайнер утверждал, что антропософское общество – это единое знание, которое базируется на определенных тезисах и правилах. Выполняя их, можно развиваться дальше в свободном направлении.

Данное учение – это путь познания, который соединяет духовное в человеке и Вселенную в одно целое. Настоящим антропософом может стать только личность, которая стремится найти ответы на вопросы о сущности человека и мироустройства - это жизненно важная задача посвященного. Антропософия дает знания, полученные духовным путем. Такой переход можно назвать границей, но не потому, что на этом путь заканчивается, а потому, что открывается чувственное восприятие и перспектива познания духовного мира. Штайнер сравнивает подобную трансформацию с рыбой в воде. Когда рыба доплывает до берега, она вынуждена повернуть назад, так как не может существовать вне воды. Душевные силы, дающие возможность жить в стихии, которая не охватывается чувственным восприятием – это и есть существование за пределами физических возможностей.

Каждому человеку необходимы духовные познания, чтобы быть уверенным в своем чувствовании и успешно развивать волю. Многие ощущают величие, мудрость и красоту нашего мира, но при этом не получают ответа на вопрос о своем происхождении и существовании. Именно постоянная жажда знаний и отличает антропософа от других людей.

Интересно, что все основные тезисы не имеют под собой каких-либо научных доказательств и основаны лишь на фантазии Штайнера. До сих пор остается открытым вопрос: был ли это дар с небес или просто шарлатанство?

Критические публикации о деятельности Штайнера

Некоторые считают, что антропософия - это секта. Но есть ли для этого какие-либо основания? Так, например, русский религиозный философ Николай Александрович Бердяев считал, что это учение настолько поглощает людей, что не они владеют оккультными силами, а, наоборот, неведомые силы владеют людьми. Он не признавал Рудольфа Штайнера как посвященного человека, обладающего оккультными знаниями. Скорее, считал его безблагодатным, гипнотизёром и психологом, который при помощи своего учения разлагает целостность человеческой души.

Отдельно следует выделить совместимость антропософии и христианства, поскольку именно вокруг этого вопроса возникает наибольшее количество споров.

что такое антропософия определение

Многие русские философы считают, что Штайнер использовал идею христианства для того, чтобы привлечь как можно больше людей в своё сообщество, но на самом деле его философия далека от истинного религиозного учения. Кроме того, некоторые приверженцы теософии уверены, что антропософия – лжеучение, созданное темными силами. Они считали, что Штайнер был одержим Дьяволом, что им руководило злое существо, которое продвигало это в нужном направлении.

Противники антропософии также уверены, что пожар, в котором сгорел первый Гётеанум, был уничтожен Чистым Лучом. Иными словами, именно Господь Бог пожелал сжечь праведным огнем храм нечестивцев.

Подводя итог, можно сказать, что антропософия, теософия и агни-йога – это достаточно схожие религиозно-мистические учения. Каждое из них помогает не только прийти к Богу, но и открыть в себе определенные таланты и способности. Конечно же, вокруг антропософии и основателя этой теории существует много мистического и до сих пор непонятно, что делает это учение интересным. Важно помнить, что каждый человек вправе сам решать, во что ему верить и к чему стремиться.

Антропософия — это часть теософской науки. Еще ее называют антропософия Штайнера, так как именно Рудольф Штайнер заложил базовые понятия этого явления и развил его, организовав в 1913 году совместно со своей супругой и несколькими их соратниками Антропософское общество.

Антропософия Штайнера

антропософия - познание себя и бога

Чтобы понять, что представляет из себя антропософия, как таковая, — важно разобраться в ее корнях и истоках. А лежат они в теософии. Термин теософия, в переводе с греческого “божественная мудрость”, обозначает теоретическую часть оккультизма, и в широком смысле его можно трактовать как мистическое познание Бога и естественного порядка вещей на планете.

Над отметить, что в антропософии христианство и православие играют немаловажную роль, и сам смысл этого созданного теософского направления, как характеризует его основатель, заключает в себе нечто, что можно определить как наука о духе. Кстати, появление такой теории и такого рода науки — нечто совершенно новое для западной культуры.

В целом же учение антропософии предполагает раскрытие методов развития человека за счет расширения его кругозора и мышления.

Антропософское общество: высшая школа самопознания или секта?

Гетеанум, Швейцария. Антропософское общество

Это общество просуществовало вплоть до 1923 года, но на пороге грядущего 1925 г. на Рождественском Собрании оно было реорганизовано, и Штайнер объявил о создании его нового воплощения — Всеобщего Антропософского общества. Надо сказать, что эта организация существует и поныне. Ее штаб-квартира расположена в Швейцарии, а последователями трудов Рудольфа Штайнера и членами общества на данный момент являются около 45 000 человек.

В чем состояла цель организации? Основатель общества и самой этой науки антропософии Рудольф Штайнер в своем учении стремился исследовать мистическое и запредельное для человеческого восприятия мира научными методами. Впрочем, надо иметь в виду, что сам первый в мире антропософ считал при этом, что заниматься этой наукой могут далеко не все.

Прежде всего, антропософия Р. Штайнера ориентирована на людей, в чьих душах кроется стремление познать тайну существования Вселенной и природу человека в ней.

Рудольф Штайнер и его теософия

теософия штайнера

Философ свято верил в то, что людям пока удается постичь лишь ту часть информации, которую дарует им небо. Также исследователь отрицал всякую принадлежность своей науки к движениям сектантским или же партийным, делая акцент на том, что управления массами в его учениях нет и не может быть. Кроме того, он пояснял, что его методы позволяют постичь истину бытия, исходя из научных методов.

В педагогике Штайнером был также оставлен свой след. Им была образована впоследствии система образования, которая была основана на антропософских принципах. Этот метод в педагогике получил название Вальдорфской педагогической школы.

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?

Вальдорфская школа Штейнера

История развития этого движения берет свое начало еще в 1919 году. Некий хозяин фабрики по производству сигарет Вальдорф Астория Эмиль Мольт, вдохновленный лекциями Штайнера, обратился к нему с просьбой о помощи в открытии школы для детей его сотрудников. Так появилась Вальфдорская школа.

Ее принципы, как мы уже знаем, строились на основах антропософии, то есть, прежде всего, — на духовном воспитании детей. Формы и методы обучение малышей в значительной степени отличались здесь от нам известных, что приняты и по сей день в обычных общеобразовательных школах.

Так, например, в школе не было привычных всем учебников и тетрадей. Оценки учащимся младших классов и вовсе не выставлялись: уже тогда преподавание в классах велось без применения оценочной системы и даже без применения специальной учебной литературы. Предполагалось, что учитель должен быть абсолютно компетентен в своем предмете без помощи любого рода подсказок и шпаргалок.

Философия свободы

свобода, вальдорфская школа

Она закладывалась в души и умы учеников с самого детства. Хотя, тема свободы в еще не вполне сформировавшемся детском мировоззрении — вещь неоднозначная. Но манера донесения информации в школе была настолько деликатной, а критерии и рамки доступного — настолько широкими, что вальдорфские ученики не пренебрегали зачастую и нормами морали-нравственности, воспринимая, порой, свободу — как нечто неотъемлемое и разрушающее все существовавшие до сих пор запреты.

Антропософия и педагогика: о школе

Школы, работающие по принципу вальдорфских, идут по пути содействия и сотрудничества с личностью ребенка. Их основная идея состоит в том, что образование не должно подгонять идущего по своему пути развития маленького человека.

Но, в то же время, для этого развития предоставляются все возможные его направления.

антропософская школа для малышей

Школы оборудуются, по большей части, органическими натуральными материалами. Дети снабжаются пособиями, которые помогают им самостоятельно мастерить себе игрушки. По сути, игровой процесс, так увлекающий малышей, становится для них перым этапом развития и применения всех их способностей. Но главное в таком обучении — духовное развитие детей.

Обучающие материалы в этом случае подаются некими эпохами (блоками), а учебный день на всех этапах обучения поделен на несколько частей:

  • духовная часть – в этой части должно преобладать мышление в активной стадии;
  • душевная часть – здесь детям преподается эвритимия (понятие взаимного соответствия (греч.);
  • креативно-практическая часть – на этом этапе развиваются творческие навыки: дети в школе занимаются шитьем, лепкой, резьбой по дереву, уроками живописи).

Каждый учебный день в вальфдорской школе несет на себе некий символ определенной обучающей дисциплины, стоящей в этот день во главе обучения: скажем, если сегодня по программе день алгебры или геометрии, то эти предметы, например, детям предлагается рассмотреть и с позиции … танца.

Дальнейшее развитие вальдорфского движения

личность педагога в вальдорфской школе

Вальдорфское движение, хотя и было поначалу воспринято приверженцами традиционной системы образования довольно скептически, но все-таки одержало верх над принципами традиционного детского воспитания. При таком подходе были налицо: как явный прогресс в образовании, который был очевиден при общении с вальдорфскими детьми, так и то, что личность педагога отбиралась тщательно, приглашались лишь люди, подлинно заинтересованные в этой профессии, что позволяло учителю расти вместе со своими учениками.

И хотя Штайнер был занят и многими другими направлениями постижения мира, передачи своих знаний и духовных открытий людям, но, тем не менее, — он до конца жизни оставался верен принципам своей образовательной школы и справедливо считал, что

педагогика – это основа всех основ в деле воспитания правильного социума.

Не случайно вальдорфское педагогическое движение, зародившись почти два века назад, до сих пор имеет мировое признание.

Но вернемся к антропософии.

От антропософских научных исследований до духовных познаний

Наука о духе или мистика

Порой, эта же грань не давала развиваться и самой науке, а порой – мистике. Но, благодаря усилиям Штайнера, познание Вселенной с использованием научных методик было благоприятно встречено обществом. Мало того, антропософия не может считаться культом или чем-либо в этом роде. Ее активное распространение в сфере образования, например, подтверждает актуальность этого учения даже с точки зрения современных научных знаний.

Исходя из собственного понимания создателем антропософии Рудольфом Штайнером своего учения, его наука не просто способна расширить кругозора человека. Используя методы, предлагаемые антропософией, каждый посвященный в тему может постичь тайны бытия и получить желаемые ответы на многие и многие вопросы, остающиеся открытыми до сих пор.

Антропософская медицина

Надо сказать, что антропософия затрагивает не только теософию, религию и образование. Также мы находим ее отражение в медицине, в сельском хозяйстве и даже в промышленности: тема использования в быту натуральных материалов возникла, к слову говоря, совершенно не случайно.

медицина в антропософии

Известно, что медициной интересовался и сам Штайнер. С помощью антропософских приемов и способов он пытался расширить рамки восприятия не только человеческой души, но и человеческого естества. В конечном итоге, поскольку в этом вопросе все взаимосвязано, понимание этих взаимосвязей может реально помочь человеку добиться более эффективных результатов и в борьбе с болезнями. Этим, собственно, и занимается антропософская медицина Штайнера.

Методику разделения человека на физическое тело, душу и дух в своей практике используют многие врачи и сегодня. Подобного рода терапия, подкрепляемая учением антропософии, уже давно доказала свое право на жизнь, и результаты ее очевидны.

Задумывались ли вы, например, о том, что значит, скажем, обычное тепло в жизни человека с точки зрения антропософии. Эта наука считает тепло — седьмым чувством человека. Опять же, антропософское восприятие тепла отличается от обычного физического его ощущения.

В антропософском случае под этим элементарно понятным каждому словом подразумевается то тепло, которое может излучать сам человек, используя свою астральную частицу. Так, находясь, например, в теплой ванне, он будет отдавать и получать тепло в равной степени, в то время как на холоде его внутреннее тепло будет уходить наружу, в пространство, находящееся вне его телесной оболочки…

Влияние антропософии на работу Weleda

В качестве примера влияния антропософии теперь уже и на производство можно привести такую, скажем, известную компанию как Weleda. Это один из наиболее старых (основана в 1921 г.), но уверенно удерживающих позиции лидеров на рынке индустрии в сфере изготовления биокосметики даже сегодня.

Компания, что интересно, была основана, с учетом философии и научных трудов Штайнера, который, хоть и не был ее руководителем, но оказал огромнейшее влияние на развитие и продвижение этого бренда.

Но какое, казалось бы, отношение Штайнер имеет к биокосметике? На самом деле, как оказалось, вполне конкретное: ведь он изучал не только теологию, философию, но и химию, а также другие естественные науки, — и список их весьма объемен. Познания в сфере биологии и химии в сочетании с методиками, используемыми в антропософии, помогли Рудольфу Штейнеру и в этом случае создать нечто большее, чем просто обычный продукт…

Созидательные и разрушительные идеи

за и против

Об антропософии можно говорить много и долго. Можно приводить в связи с нею самые разные примеры. Среди них, впрочем, есть и “за”, и “против”. Разные издания в разные времена имели разные суждения об этом социальном феномене. Общее определение и толкование антропософии дает и некий журнал Ставрос. Здесь можно найти на эту тему вполне критические суждения и замечания. Так, по сведениям этого источника, согласно догмам православной церкви, утверждение приоритета духовного начала, излагаемое в антропософии, более чем не верное. Хотя…

Возможность прохождения жизненного пути и познания таинств Вселенной без помощи божественного характера — эта идея, быть может, в чем-то и противоречит канонам православного христианства… Но, думаю, и на это противоречие у нас нет однозначного ответа.

Читайте также: