Декларация о государственном суверенитете казахской сср кратко

Обновлено: 02.07.2024

В октябре 1990 г. общественные объединения республики проявили особую активность. Не прекращались митинги перед зданием Верховного Совета Они требовали независимости Казахстана, решения наболевших социальных проблем, реформирования армии. Обострение обстановки в республике было следствием столкновения общественных движений с казачьими объединениями в различных регионах Казахстана, некоторые действия которых были оценены как оскорбление чести, национальной гордости казахов.

25 октября 1990 г. Верховный Совет Казахской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики. Республика объявила о своем исключительном праве на владение территорией, ее недрами, водой и другими природными ресурсами. Были указаны гарантии прав и свобод граждан. Была отмечена самостоятельность республики в решении проблем в международных отношениях. Это был реальный шаг к полной независимости республики.

Верховный Совет принял Закон о местном самоуправлении. Появились новые возможности в области внешнеэкономических отношений, финансов. Начали реализовываться прямые контакты с бывшими советскими республиками. Стали налаживаться горизонтальные связи с иностранными государствами. Закрытие Семипалатинского ядерного полигона стало подтверждением нового курса страны на международной арене.

Президент Казахстана издал указы о создании Совета безопасности, о передаче государственных предприятий союзного подчинения в ведение правительства Казахстана, о создании золотого и алмазного фондов Казахской ССР. Эти меры стали основой для достижения независимости республики . В 1990-1991 гг. Казахстан заключил экономические контракты и подписал договоры о дружбе и сотрудничестве с Беларусью, Азербайджаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Россией и Украиной. Особенно тесные отношения сложились у Казахстана с Россией.

Декларация о суверенитете. Часть 1

Поэтому с юридической точки зрения постановка вопроса о праве выхода из состава федерации была вполне закономерной. Но с выходом возникала проблема собственности на все то, что на этой территории находится и собственность на саму территорию.

С политической стороны СССР показал свою полную несостоятельность. Основная вина здесь лежит на коммунистической партии с ее тоталитарным режимом. СССР трудно назвать государством, так как над государством, над государственным аппаратом была еще одна надгосударственная сила – Коммунистическая партия. Именно партия решала, какую политику государство должно проводить. Таким образом в управлении обществом сложился симбиоз. С одной стороны, обществом должно управлять государство, оно для этого и возникло на исторической арене, чтобы регулировать общественные противоречия с государством. Но в Советском Союзе руководящей и направляющей силой стала коммунистическая партия. Этот дуализм был решен не в пользу государства, а в пользу партии. Партия решала что и как делать. Как раз к 90-м годам ХХ века коммунистическая партия доказало свою полную несостоятельность управлять обществом. Нужно иметь в виду, что к тому времени общественное сознание населения, СССР в целом, и каждой из республик в отдельности, поднялось на совершенно другой уровень, чего коммунистическая партия как раз и не заметила. Для всех народов было главным национальное самосознание, национальное достоинство. Это фактор тоже имел немаловажною роль. Система экономических связей, созданных административно-командной системой, уже полностью доказала свою несостоятельность, страна жила в условиях тотального материального дефицита. Советский Союз – страна с огромными природными ресурсами, и вдруг у нее не хватает средств для обеспечения собственного народа элементарными продуктами питания, бытовой химией, не говоря уже о бытовых электроприборах и технике. Поэтому началось активное движение к суверенизации.

- Прибалтийские республики вошли в состав Советского Союза перед Великой Отечественной войной, летом 1940 года. Потом началась война. Во время войны они находились в оккупации, то есть опять вне Советского Союза. Поэтому здесь нужно отметить, идеология коммунистической партии, которая очень прочно вошла в общественное сознание населения других советских республик, не впиталась в общественное сознание Латвийской, Литовской, Эстонской республик. Уклад жизни, который они вели до вхождения в состав СССР, был другой, они тогда жили в условиях так называемых рыночных отношений, которые мы сейчас считаем своим величайшим достижением. Поэтому там к концу восьмидесятых годов, я думаю, еще были живы представители старшего поколения, которые все это на себе ощутили, которые вели другой образ жизни. Они сохранили тот дух. В общественном сознании могут произойти скачки как эволюционные, так и революционные, как крутой перелом. Некоторые элементы общественного сознания по инерции тяжело подвергаются изменениям. В данном случае идеология компартии оказала не столь такой заметное влияние на них и поэтому они в душе сохранили приверженность тому образу жизни, который они вели. Я это на себе ощутил, когда проходил срочную службу в Латвийской ССР. Там как раз я и заметил, во-первых, уровень жизни другой и, во-вторых, бытовое поведение латышей резко отличалось от бытового поведения, допустим, населения других советских республик. При этом чувствовалось их отчужденное отношение к людям в советской военной форме. Конечно, в лицо никак не угрожали, но не шли даже на речевой контакт. Причины этого поведения не столько экономического, сколько политического характера. Также причины кроются в общественном сознании, в неприятии того образа жизни, который был в Советском Союзе. Конечно, идеи либерализма, которых в Советском Союзе не было. Либерализм предполагает свободу человека, а этой свободы в СССР не было. А у них было по-другому, поэтому они пошли на путь суверенитета. У них в этом плане руководство не оказалось отчужденным от населения.

- До октября 1990 года практически все республики СССР, кроме Казахстана и Кыргызстана, приняли Декларации о суверенитете. В этом движении Казахстан оказался в конце колонны. Почему Верховный Совет Казахской ССР поднял этот вопрос только в конце октября 1990 года?

- Опять вернемся к уровню общественного сознания. В марте 1991 года был проведен референдум о сохранении СССР и, что интересно, на этом референдуме за сохранение СССР голоса по республикам распределились следующим образом: Украина – 70%, Белоруссия – 82%. В тюркоязычных республиках, начиная с Узбекистана, диапазон голосов за сохранение СССР был значительно выше и в диапазоне от 93% до 97%. Казахстан занял среднее положение - 94%. Это говорит о том, что общественное сознание тюркоязычных республик не было готово к выходу из состава СССР и даже, надо признать, не были готовы к самостоятельной суверенному развитию. В отношении Казахстана картина смазана еще тем фактом, что в то время доля казахов в населении республики составляла всего 44%, поэтому необходимо учитывать, что тут преобладали голоса представителей других этносов. Вообще у себя не проводили референдум Грузия, Латвия, Литва, Молдавия, Армения, Эстония. Ими уже был взят курс на выход из состава СССР и суверенное развитие.

Для руководства Казахстана, политических сил, творческой интеллигенции, деятелей науки встала другая явная проблема. Они осознавали, что, если Советский Союз развалится, то в Казахстане будет очень сложная ситуация, которая вытекала из особенностей экономики. В Казахстане преобладала добывающая промышленность, перерабатывающая промышленность была слабо представлена. Казахстан много давал в союзный бюджет в виде сырья. Весь цветной металл уходил в западные области Советского Союза, железная руда, уголь уходили в Россию. Пока были потребители, предприятия могли работать.

Экономисты предвидели, что если эти связи разорвутся, то предприятия будет сложно удержать на плаву. Если поддерживать угольную отрасль, то столько угля казахстанцам не нужно. Неслучайно из этих соображений Нурсултан Назарбаев до последнего отстаивал политику сохранении Союза. При этом каких-то серьезных политических сил, общественных организаций, которые не поддерживали бы этот курс, в Казахстане не было. Значит Президент сумел убедить всех, что Союз надо сохранить. Поэтому Декларация о государственном суверенитете была принята в таком виде.

Сама Декларация с первой же статьи устанавливает, что Казахская Советская Социалистическая Республика – есть суверенное государство в составе Союза Суверенных Республик. Исходя из этого выстраивалась вся дальнейшая идея документа.

проект союзного договора.JPG

Нужно иметь в виду, что к этому времени шла интенсивная работа по заключению Союзного договора. В декабре 1990 года проект Союзного договора даже был опубликован в СМИ для общественного обсуждения. Таким образом, шла работа по сохранению Советского Союза, много говорилось об обновленном Союзе, но исторический процесс неумолим.

Принятие Декларации о суверенитете – это была вынужденная мера, и как вынужденная мера декларация отразила всю половинчатость и нерешительность политики того времени, это надо признать. Хотя, как идеологический документ, Декларация оказала большое влияние на самосознание людей. Она провозглашала равноправие наций, равноправие людей независимо от их социального, религиозного положения, защиту прав человека. Были многообещающие декларации о своей казахстанской налоговой, финансовой системах, отмечалось, что Казахстан будет иметь долю в общесоюзной собственности, будут свои внутренние войска и т.д. Поэтому в этом плане, Декларации оказало свое политическое, идеологическое воздействие на сознание людей.

провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе.

Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Казахская ССР принимает меры по охране, защите и укреплению национальной государственности.

Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия.

Любые насильственные действия против конституционного строя Казахской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее территории, а также разжигающие национальную рознь со стороны политических партий, общественных организаций, массовых объединений, иных группировок или отдельных лиц преследуются по закону.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через представительные органы на основе Конституции Казахской ССР.

Право выступать от имени всего народа Республики принадлежит Верховному Совету Казахской ССР.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5. Казахская ССР имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР.

Гражданам, проживающим на территории Республики, гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР, безотносительно к их национальной и партийной принадлежности, происхождению, социальному и имущественному положению, полу и вероисповеданию, роду занятий, месту жительства. Посягательство на гражданское и национальное равноправие карается по закону.

Казахская ССР гарантирует общественным, политическим и религиозным организациям, массовым движениям, действующим в рамках Конституции Казахской ССР, равные правовые возможности участвовать в государственной и общественной жизни.

Декларация “О государственном суверенитете Казахской ССР” — первый шаг к становлению суверенного государства Казахстан

В ходе демократических преобразований, затронувших абсолютно все стороны общественной жизни республики, сознание большинства населения было уже подведено к идее государственного суверенитета, который требовал принятия соответствующего документа. И таким документом стала Декларация “О государственном суверенитете Казахской ССР” от 25 октября 1990 года, открывшая принципиально новую страницу в политической истории Казахстана. Необходимо отметить, что, несмотря на отрицательную реакцию союзного центра по поводу разработки данной Декларации, принятие этого важного политико-правового документа в истории Казахстана и его последующее восприятие прошло сравнительно легко, без каких-либо политических конфликтов и кровавых столкновений. Имперские силы восприняли Декларацию как неизбежный процесс, который уже нельзя было остановить. Но все же обсуждение текста Декларации “О государственном суверенитете Казахской ССР” вызвало много дискуссий и споров, особенно среди депутатов Верховного Совета Казахской ССР. Некоторые депутаты выступали с заявлениями, что проект Декларации готовился келейно, узким кругом лиц, предъявляли необоснованные претензии к процедуре обсуждения проекта Декларации на заседаниях Верховного Совета, заявляя, что проект Декларации не обсуждался в комитетах и комиссиях Верховного Совета. Много споров среди депутатов вызвали вопросы регулирования миграции и собственности, права республики на собственные внутренние войска, органы государственной безопасности и внутренних дел. Часто дискутировались вопросы вокруг языка — вносились предложения ввести в текст Декларации положения о придании статуса государственного двум языках — казахскому и русскому, несмотря на Конституцию Казахской ССР и принятый ранее Закон Казахской ССР “О языках”, где государственным языком признан казахский, а русскому языку придан статус языка межнационального общения.

Принятие Декларации стало поворотным моментом в жизни народов Казахстана, определив первостепенную задачу государства — создание достойных и равных условий жизни для всех граждан республики. Этот политико-правовой документ положил начало созданию правовой основы для перехода на качественно новый этап обеспечения реальных прав и свобод граждан. Декларация открыла перспективы для выхода Казахстана на прямые контакты с внешним миром. Как суверенное государство, Казахстан приобрел право выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций. Впервые в истории Казахстана Декларация “О государственном суверенитете Казахской ССР” провозглашала, что “территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия. Любые насильственные действия против конституционного строя Казахской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее территории, а также разжигающие национальную рознь со стороны политических партий, общественных организаций, массовых объединений, иных группировок или отдельных лиц преследуются по закону”. Декларация устанавливала верховенство Конституции и законов республики на своей территории. Важным аспектом в этом плане явилось провозглашение в Декларации положения о том, что республика имеет право приостанавливать на своей территории действия законов или других нормативных актов СССР, в случае если они нарушали суверенные права и Конституцию республики. Декларация стала важным источником правовой системы государства. Ее особенное место среди других политико-правовых документов определялось тем, что разработка и принятие нового Основного Закона государства — Конституции и других законодательных актов должны исходить из основополагающих принципов и положений Декларации. Декларация, таким образом, стала базой для создания национального законодательства и новой Конституции государства. В условиях времени, когда принималась Декларация, данное положение явилось значительным продвижением к становлению конституционализма в Казахстане. Одним из реальных воплощений Декларации стало принятие 28 января 1993 года первой Конституции Республики Казахстан.

Огромное значение Декларации “О государственном суверенитете Казахской ССР” можно определить тем, что впервые на самом высшем государственном уровне было провозглашено мировому сообществу, что государственная власть в стране обладает независимостью, верховенством и самостоятельностью, и что республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством страны. Большое значение Декларации для становления реальной государственной независимости Республики Казахстан обусловливается также тем, что Декларация закрепила одной из важнейших задач республики защиту и укрепление национальной государственности, возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане. Декларация установила также исключительную собственность республики на землю и ее недра, воду и воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, на все национальное богатство республики, составляющее основу ее суверенитета.

Читайте также: