Антропология григория паламы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Десять веков разделяют труды Григория Нисского и Григория Паламы, но если антропологическая сущность сочинения Григория Нисского явлена уже в наименовании, то антропология Святого Григория Паламы была открыта в ее неисчерпаемой глубине лишь в ХХ веке, как открыта была гениальность древних фресок на стенах храмов в Старой Ладоге, Новгороде, Пскове.

Антропология Григория Паламы – сосредоточие исихастской традиции, высшее проявление устремленности к духовно совершенному внутреннему человеку в отличие от внешнего человека, погруженного в тщету вещных забот, в суету сует. В антропологии Григория Паламы органически соединены мистический опыт, метафизическая рефлексия и психологическая напряженность поиска смысла жизни.

Становление двух выдающихся богословов ХХ столетия, Киприана Керна и Иоанна Мейедорфа, произошло в творческом освоении и осмыслении трудов Григория Паламы, тем самым была открыта антропология исихазма, а вместе с тем получила систематическое изложение христианская антропология вообще. "Они были и глубокими знатоками древнецерковной письменности, и разносторонними богословами, живо откликавшимися на многообразные духовные проблемы современности".12 Добавим к этому, что они были и проницательными мыслителями, тонко и глубоко постигавшими специфику духовной антропологии.13

Мы не сомневаемся , что поэт, композитор, писатель обладают особыми качествами проникновения в тайны человеческого духа, но Киприан Керн собственными трудами убеждает, что "мистик выходит из себя, из тесных рамок тварного мира, из законов логического мышления, из категорий времени и пространства, подымается на третье небо, слышит несказанные глаголы, погружается в добытийственные бездны, касается трансцендентных основ твари".14 Это сказано об опыте великих исихастов, об опыте аскетического священнобезмолвия, для которого "понятия человеческого языка слишком обыденны и маловыразительны".15

Мистик погружается, "вселяется", по выражению Киприана Керна, в духовный мир причащается божественного света. Чтобы аутентично прочесть туманные, наполненные аллегориями, метафорами, антиномиями, тексты мистиков необходимо читателю также обладать мистической интуицией, ибо рационализированному мышлению вовсе непонятны и излишни словосочетания: "неведение в знании", "сверхсущественное" и тому подобные.

Способность созерцать божественный свет, о которой говорили исихасты и прежде всего Григорий Палама, служила камнем преткновения "для всех рационалистов, не умеющих подняться в своем духовном зрении выше рассудочного понимания духовных ценностей".16 Если смысл поэзии неизъясним на уровне рассудочного схематизма, то как могут глубинные духовные озарения, прозрения объяснены лишь средствами научного знания?! Иррационалисты в философии, столкнувшись с непониманием научно ориентированных читателей, восклицали, что ничего нет научного, кроме науки, что есть искусство, музыка, поэзия, никак не подлежащие суду над собой науки. Мистика столкнулась с подобными проблемами гораздо раньше и восточные Отцы Церкви разъяснили ограниченность рационалистического постижения человека тоже в те далекие века, в которые об иррационалистической философии еще не помышляли. Мистику "открываются бездны вечного бытия", он "сам лично переживает аутентичное чудо восхождения на Фавор".17 Духовному взору мистика открывается и целостность всего бытия в его прошлом, настоящем, будущем, и в то же время не теряется в этом всеединстве персональное бытие каждого человека, то есть речь идет о подлинной конкретности познания как единства многообразия, об "обоженной полноте человеческого существа".18

Киприан Керн раскрыл истоки антропологии Григория Паламы в учениях Симеона Нового Богослова, Максима Исповедника, Псевдо-Дионисия. Его "излюбленное учение о человеческом теле, как "богопричастном", навеяно антропологией св. Григория Богослова, влияние этого великого каппадокийца, равно как и св. Григория Нисского, значительно".19

В замечательной вступительной речи при защите докторской диссертации 8 апреля 1945 года в Православном богословском институте Парижа, архимандрит Киприан Керн подчеркнул: "Внимательное и добросовестное изучение патристики заставляет заключить, что чем выше и строже аскетическое учение того или иного писателя, тем почтительнее и возвышеннее учил он о твари и о человеке. Лже-духовность и спиритуализм никогда не были признаками православного учения о человеке".20

Главный вектор православной антропологии направлен к совершенному в человеке, к красоте, к созидающим способностям человека, к творческому его дару. Православная антропология не строится на испорченности человека, на его грехопадении, в основе ее – вера в человека, в его творчество, в его назначение.

Существенным в антропологии Григория Паламы стало не только учение об образе и подобии Божием, но также учение об обожении человека. Идея обожения человека афористически была выражена в словах св. Иринея: "Сын Божий стал сыном человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божиим".

Обожение понималось отцами Церкви, в том числе и Григорием Паламой, не чисто теоретически или догматически, а как факт внутренней жизни человека. Христианская антропология отвергает пантеистическое толкование обожения как растворения личности в Божестве, слияния с ним. Напротив, Киприан Керн усматривает в православии "проповедь наиболее совершенного персонализма". 21

Ошибочно понимать обожение в чисто моралистическом ключе как нравственное совершенство до возможного предела, до богоуподобления. В святоотеческой литературе обожение рассматривалось как реальное приобщение к Богу всего человеческого существа в его духовно-телесном единстве, поэтому такое отношение к обожению свободно от односторонностей психологического, моралистического или интеллектуального толка. Обожение – это преображение, просветление личности, а для преображения требуются духовные усилия, подвижничество. Такое преображение доступно как монаху, так и мирянину, антропология таким образом из теоретической сферы превращается в действенную сферу жизненного поступка, жизнестроительства. Уместно в связи с этим перебросить мост от патристики к современным устремлениям образования, педагогики.

Список литературы

1. Флоровский Г.В. Восточные Отцы Церкви IV века. Париж, 1990. С. 124.

2. Святой Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995. С. 16.

4. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994. С. 268.

6. Святой Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995. С. 86

12. Сидоров А.И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996. С. 43.

13. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология Святого Григория Паламы. М., 1996; Протопресвитер Иоанн Мейедорф. Жизнь и труды Святителя Григория Паламы. СПб., 1997; Протопресвитер Иоанн Мейедорф. История церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000.

14. Архимандрит Киприан. Духовные предки Святого Григория Паламы (опыт мистической родословной) // Богословская Мысль. Париж, 1942. С. 108.

15. Там же. С. 109.

16. Там же. С. 124.

17. Там же С. 126.

18. Там же. С. 130.

19. Там же. С. 130.

20. Киприан Керн. Тема о человеке и современность // Православная мысль. Вып. IV. 1948. С. 134.

21. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология Св. Григория Паламы. М., 1996. С. 395.

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

Одним из родоначальников русской патрологической науки был архиепископ Филарет Гумилевский, чей трёхтомный труд Историческое учение об отцах Церкви (первое издание – 1859 г., второе – 1882, сокращенное – 1864) до сих пор является наиболее полным обзором древнецерковной письменности на русском языке, хотя он, естественно, во многом уже устарел. Данный труд послужил исходной точкой патрологических исследований в России: во второй половине XIX – начале XX вв. здесь появляется многочисленный сонм преподавателей и выпускников духовных школ, издавших большое количество работ, посвященных изучению святоотеческого наследия. Многие из этих работ до сих пор поражают глубиной проникновения в суть Богомыслия отцов Церкви, взвешенностью своих оценок и суждений и подлинно православным трезвением мысли. Некоторые из них, например, книга С. Л. Епифановича о богословии преп. Максима Исповедника и солидный труд Н. Н. Глубоковского о блаж. Феодорите Кирском, и поныне остаются непревзойдёнными. Поражает еще широта и масштабность исследований, которые хронологически простираются от послеапостольского времени (конец I – начало II вв.) до гибели Византии (середина XV в.): здесь и серьёзный труд профессора Казанской Духовной Академии Л. Писарева о богословии мужей апостольских, и книга ректора той же Академии епископа Алексия (Дородницына) о миросозерцании поздневизантийских исихастов (преп. Григория Синаита, Николая Кавасилы, св. Григория Паламы); известный церковный историк В. В. Болотов пишет фундаментальную диссертацию о триадологии Оригена, В. И. Барвинок исследует жизнь и творчество малоизвестного, но серьёзного византийского богослова XIII в. Никифора Влеммида.

А. И. Сидоров.

Архимандрит Киприан Керн и традиция православного изучения поздневизантийского исихазма
I. Отец Киприан: грани личности
II. Архимандрит Киприан и традиция православного изучения творчества святого Григория Паламы и поздневизантийского исихазма
1. Поздневизантийский исихазм в исследованиях русских ученых в период до 1917 г
2. Вклад русской православной диаспоры в изучение творчества св. Григория Паламы и исследования отца Киприана Керна
Архимандрит Киприан Керн как исследователь богословского наследия св. Григория Паламы

Работы архиепископа Василия Кривошеина, отличающиеся внутренним духовным пониманием личности и мировоззрения Паламы и высокой богословской культурой, вкупе с исследованием Г. А. Острогорского, открыли новые горизонты для православного изучения творчества великого святителя, не только расширив перспективу, но и придав ему несколько иное направление, по сравнению с предшествующей традицией русской православной науки. В рассмотренных исследованиях этих ученых более рельефно и четко намечается культурно-исторический контекст учения св. Григория Паламы, устанавливается его тесная связь с предшествующим святоотеческим Преданием и, в первую очередь, с аскетической традицией православного Востока, показывается нераздельное единство духовного опыта и тончайших богословских прозрений у святителя и вскрывается внутренняя подоплека его полемики с оппонентами исихазма. Подобное расширение и углубление перспектив в исследовании творческого наследия св. Григория Паламы во многом определило и подход к этому наследию архимандрита Киприана Керна.

3. Современное состояние изучения наследия свят. Григория Паламы

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Антропология Св.Григория Паламы"

Описание и краткое содержание "Антропология Св.Григория Паламы" читать бесплатно онлайн.

Сар. 31, – col. 1141 А.

Сар. 63, – col. 1165 С.

Op. cit. II, 3. – col. 868 А.

Сар. 64, – col. 1168 AB.

Cap. 39, – col. 1148 В. ср. cap. 43, – col. 1152 C.

Cap. 43, – col. 1152 В.

Cap. 44, – col. 1152 C.

Cap. 62, – col. 1165 AB.

Cap. 24, – col. 1137 AN, Homilia 16, – MPGr. t. 151. col 197 A. cf: Homil. 1, – col. 12 A.

Homilia 3, col. 33 C.

Homilia 36, col. 449 D.

Homilia 6, col. 81 BC. cf: Cap. 24, col. 1136 D – 1137 A.

"De opificio hominis" cap. 2, MPGr. 44. col. 132–133.

Cap. 63, col. 1165 C.

"Sermo de renunciation saeculi", – MPGr. t. 31, col. 644 D.

Homilia 21, t. 31, col. 549 A.

"Regul. fusius tract." resp. 2, – t. 31, col. 909 BS; 912 A.

"De opificio hominis", cap. 9. – MPGr. t. 44, col. 149 BC.

Ibid., cap. 10, col. 152 C.

Ibid., cap. 12, col. 161 C.

Ibid., cap. 16, col. 184 В.

"De natura hominis", – MPGr. t. 40, col. 524 B.

Ibid., col. 532 C – 533 B.

"Questiones in Genes." 20, MPGr. t. SO, col. 105 B.

Homilia 16, t. 151, col. 201 D – 204 A.

Homiliae 40, 28, 43.

"Lehrbuch der Dogmengeschichte", B. 11, S. 134.

H. Бердяев. "Философия творчества". Москва, 1916 г., стр. 90; 123; 125; 129 и др.

"Оправдание добра". Собр. сочин., т. VII, стр. 196.

Plato, "Convivium", 180 b. Edit. "Les Belles Lettres", P. 1938, p. 14.

Ibid. 199 d – 200 e. pp. 47–49.

Ibid. 202 de. p. 53.

Cap. 63, MPGr. t. 150, col. 1165 C.

"De autexusio". – MPGr. t. 18, col. 253 D; Patrologia orientalis, t. 22, p. 755.

"Reg. fus. traet. respons. 2. – MPGr. t. 31. col: 909 sq:

"De aedif." I, 1. edit. Bon. p. 179.

"Христианское мировоззрение". Серг. Пос., т. III, 1908, стр. 137.

"Философия творчества", стр. 120.

M. Скабаланович. "Таинственный храм прор. Иезекииля" в "Труд. Киев. Дух. Ак.", 1908, март, стр. 340–341.

Cremer. "Biblisch-theologisches Wörterbuch der Neutestamentl. Grâcitât", Gotha. 1895.

Статья Т. "Новозаветное понятие праведности и святости по сравнению с классическим, раввинским, филоновским и ветхозаветным". "Бог. Вестн.", 1912, сент., стр. 85–95.

Gross. "La divinisation du chrétien." Paris, 1938, pp. 18–30; E. Ronde. "Psyche". Freiburg i/B. 1894. Ss. 258–276.

Ronde, op. cit. 291 sq

"Новозаветное понятие праведности и святости… и т. д.". "Бог. Вестн.", 1912, октябрь, стр. 437.

Lagrange, "Le Judaisme avant Jésus-Christ". Paris, 1931, p. 353; 362.

"Discours sur l'histoire universelle", Π part., chap. 19.

Gross, op. cit., p. 77. Автор основывается на L. Dennefeld. "Le Judaisme". Paris. 1925, pp. 90–91. Эту же точку зрения в особенности выдвигает Moore. "Judaism in fhe first centuries of the Christian era". Cambridge. 1927, II vol.. pp. 311–319. Lagrange, сильно смягчает этот взгляд.

Cf: Gross. op. cit. pp. 93–94.

Проф. В. Несмелов. "Наука о человеке", т. II. Казань, 1906, стр. 37.

Theaet. 176 В. Cf: Respubl. X, 613; Leg. IV, 716.

Ennead. l, 2. 3, 15–20.

Ennead. VI, 9, 9, 56–60.

"De incarnat. Verbi", cap. 54. – MPGr. t. 25, col. 192.

"Adv haeres." III, X, 2. – MPGr. t. 7, col. 873.

Октоих, гл. 1, неделя, утро, канон крестовоскресный, песня 1-ая.

Октоих, гл. 7, четверток вечера на "Господи воззвах".

Октоих, гл. 6, вторник, утро, 1 канон, песнь 6-ая.

Октоих, гл. 1, среда, повечерье, канон, песнь 3-я.

Октоих, гл. 1, вторник, повечерье, канон, песнь 3-я.

Октоих, гл. 1, вторник, повечерье, канон, песнь 5-я.

Октоих, гл. 3, четверток, повечерье, канон, песнь 1-я.

П. Минин. "Главные направления древне-христианской мистики". – "Бог. Вестн.", 1911. декабрь, стр. 823–824.

Abbé Freppel. "Clem. d. Alexandrie" P. 1865, p. 485.

Gross, op. cit. pp. 173; 184.

Минин, op. cit. "Бог. Вестн.", 1911, декабрь, стр. 832–838; и 1914, июнь, стр. 307.

Gross. op. cit. p. 185.

Минин, op. cit. 1914, июнь, стр. 307–308.

Минин, op. cit. 1913, май, стр. 151; 156–157.

Минин, op. cit. 1914, июнь, стр. 315–324.

И. Попов. "Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского". "Бог. Вестник". 1905, июнь, стр. 243; 237.

MGPr. t. 37, col. 685.

"De opific. homin." cap. 16. – MPGr. t. 44, col. 180:

"Агнец Божий", стр. 161.

Св. Максим Исповедник, "De caritate", ΠΙ, 25; MPGr. t. 90, col. 1024; св. Иоанн Дамаскин, "De fid. orth.", IV, 13, MPGr. t. 94, col. 1137; преп. Симеон Новый Богослов, "Гимн 1-й". Гимны в русском переводе, стр. 21; гимн XLVI, стр. 216.

"De opif. homin." cap. 3, MPGr. t. 44, col. 133 C – 136 A.

Так, например: Св. Кирилл Иерусалимский, Catech. IV; Св. Василий Великий Homilia in psalm. XLVIII; св. Григорий Богослов Homilia 28; св. Григорий Нисский, "De op. hom.6, cap. 16; блаж. Диадох, "Подвижническое слово" § 89; св. Максим Исповедник, loc. cit., св. Иоанн Дамаскин, "De fir. orthod.", Π, cap. 12.

"Агнец Божий", стр. 169.

Второй степенный антифон 6-го гласа, Слава. (Октоих) поется также и на отпевании священников.

"Деят. и богосл. главы" 159. – "Добротолюбие", т. V, стр. 52; ср.: Гимн. XVII, (русск. перев.) стр. 85.

"Наставление о доброй нравственности" § 151, – "Добротолюбие", т. I, стр 89.

"Деятельн. и богосл. главы" 141 и 142. "Добротолюбие", т. V, стр. 46–47.

"Наставление о добр. нравств." § 159. "Добротолюбие", т. I, стр. 91.

"Изречение" § 58. "Добротолюбие", т. I, стр. 139.

Слово IV (русское издание), том I, стр. 40.

Слово XLII, т. I, стр. 316.

Слово XLVI, т. I, стр. 389.

Слово LVIII, т. II, стр. 66.

"Об оправдании делами" § 2, "Добротолюбие", т. I, пр. 559.

Ibid., § 22, стр. 561.

Ibid., § 23, стр. 561.

"Мысли о восьми помыслах" § 6. "Доброт.", т. I, стр. 634.

"О трезвении и молитве" § 79. "Доброт.", т. II, стр. 183.

"Наставл. о христиан, жизни", VI, 249. "Добротол.", т. I, стр. 259; ср.: VI. 257;258;259.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Антропология Св.Григория Паламы"

Книги похожие на "Антропология Св.Григория Паламы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


6 марта, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Митрополит Волоколамский Иларион посетил восстанавливаемые при российском участии храмы Антиохийской Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион посетил восстанавливаемые при российском участии храмы Антиохийской Церкви

5 марта председатель митрополит Волоколамский Иларион по благословению Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Иоанна X посетил восстанавливаемые при российском участии храмы Антиохийской Православной Церкви, пострадавшие и частично разрушенные в ходе боевых действий в Сирии.

Представитель Русской Церкви принял участие в торжествах в преддверии Дня освобождения Болгарии от османского ига

Представитель Русской Церкви принял участие в торжествах в преддверии Дня освобождения Болгарии от османского ига

2 марта, в преддверии Дня освобождения Болгарии от османского ига, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Вассиан (Змеев) по приглашению митрополита Старозагорского Киприана принял участие в праздничных торжествах в городе Казанлыке.

Добавить комментарий Отменить ответ

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Глас 4-й.

Прп. Тимофея в Симво́лех (795). Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского (337).

Свт. Георгия, еп. Амастридского (802–811).

Сщмчч. Александра Вислянского, Даниила Алферова и Григория Хлебунова пресвитеров (1930); сщмчч. Константина Пятикрестовского пресвитера, Павла Широкогорова диакона (1938); мц. Ольги Кошелевой (1939).

Козельщанской иконы Божией Матери (1881).

Утр. – Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1–12. Лит. – Рим., 112 зач., XIII, 11 – XIV, 4. Мф., 17 зач., VI, 14–21[25].

Заговенье на Великий пост.

Читайте также: