Государственный строй речи посполитой кратко

Обновлено: 02.07.2024

В официальных документах XVII – XVIII вв. также Rzeczpospolita Obojga Narodów (Республика двух народов) государство, возникшее в результате объединения Польского королевства (Короны Польской) и Великого княжества Литовского. Согласно соответствующему сегменту историографии, условия объединения можно считать федеративными. Хронологические рамки – Люблинская уния 1569 г. – третий раздел 1795 г.

Речь Посполитая возникла в результате заключения Люблинской унии, основным внешним фактором которой стала война между Великим княжеством Литовским и Русским государством, длившаяся с 1558 г. В результате поражений в войне угроза военной катастрофы для ВКЛ стала очевидной. Не смотря на личную унию объединявшую Польшу и Литву, и усилия короля Сигизмунда II Августа, польский сейм не торопился оказывать военную и финансовую помощь Великому княжеству Литовскому без более детального компромиссного соглашения, предусматривавшую взаимную ответственность польской и литовской шляхты и магнатерии. На переговорах польская сторона выставила жесткие условия, что вызвало негодование литовских магнатов, покинувших заседание. В результате этого польские представители, опираясь на часть литовской и русинской шляхты выдвинули предложение о присоединении к Короне Польской брацлавщины, киевщины и Левобережной Украины, на что литовские и русинские шляхтичи, настроенные против литовских крупных феодалов ответили согласием. 1 июля 1569 г. Люблинская уния была подписана вернувшимися литовскими представителями и затем, 4 июля ратифицирована Сигизмундом II. Условия унии предусматривали объединение двух стран, совместные выборы короля, введение единой монеты, проведение общей внутренней и внешней политики. Отдельно оговаривалась военная помощь Литве со стороны Короны Польской. Также была предпринята попытка ограничения влияния католической церкви: отменена церковная десятина, шляхта была освобождена от юрисдикции церковных судов, а также церковные владения были обложены налогами в пользу армии.

Важной особенностью польского привилегированного сословия было то, что внутри него не сложилось вассальной лестницы такой же, как и в Западной Европе. Это во много отражалось в т.н. идеологии шляхетского сарматизма. Центральным местом этой идеологии был этногенетический миф о происхождении польской шляхты от сармат, завоевавших местное славянское население. Идея равенства во многом подчеркивалась через представление о некоторой избранности Речи Посполитой в целом и шляхетского сословия в частности в борьбе католической Европы против Османской империи и православного Русского государства. Важное значение играл спрос на польский хлеб, что так же подтверждало в глазах польской шляхты их исключительную роль среди европейских народов.

В Речи Посполитой, несмотря на Магдебургское право так же не сложилось привилегированного городского сословия. Мещане Речи Почполитой не имели представительства в сейме, были ограничены в торговле. В малых городах и местечках мещане были зачастую подчинены шляхтичам и магнатам.

Правление Михаила Вмшневецкого (1669-1673 гг.) и Яна Собесского (1674 – 1696 гг.) не пресекли нарастающего ослабления власти: срывы сеймов превратились в обычное дело, королевские универсалы зачастую просто игнорировались. Избрание на королевский престол короля Августа Сильного из саксонской династии, в чем особую роль сыграла политическая воля Петра I положила начало трансформации Речи Посполитой из субъекта международного права, в объект. В годы Северной войны Речь Посполитую сокрушил еще один крупный внутренний конфликт между сторонниками Августа II, поддержанного российской армией и сторонниками Станислава Лещинского, креатуры Карла XII. Победа России в Северной войне предопределила укреплению у власти представителей саксонской династии.

Второй раздел стал причиной мощного освободительного движения под руководством Тадеуша Костюшко. Фактически, ему удалось держать под контролем всю неразделенную территорию Речи Посполитой в качестве диктатора. Однако энергичные действия российской армии под руководством А.В. Суворова подавили вооруженное сопротивление. В 1795 г. Речь Посполитая была разделена в третий раз, а король Станислав Понятовский перевезен в Санкт-Петербург. Таким образом, польское государство прекратило свое существование до 1918 г.

Речь Посполитая – государство народов Великого Княжества Литовского и Польской Короны. Во главе государства стоял корольу который избирался шляхтой и власть которого была ограничена сеймом. В Речи Посполитой количество сеймов было большим: конвокационные (выдвигали кандидатуры на пост короля и обсуждали их), элекционные (выбирали короля), коронационные (осуществляли коронацию короля), вальные (общепольские), генеральные (определенной территории государства), поветовые (местные) и реляционные (отчетные). Как видно, первые три созывались в период межкоролевья, а следующие три – по указу короля при необходимости решить те вопросы, которые не могли быть решены королевской властью: о войне, налогах, правах шляхты и т. д.

Генеральные сеймики не являлись общепольскими учреждениями. Они созывались королевскими универсалами за несколько недель до вального сейма в определенном месте для определенной территории государства: для Великой Польши – в Каме, для Мазовии – в Варшаве, для Малой Польши – в Карочине, для Великого Княжества Литовского – в Волковыске, а затем в Слониме, для Пруссии – в Мальборке или Груденде. На генеральных сеймиках выбирали послов на вальный сейм, составляли письменные инструкции послам, определяли требования шляхты, которые должны были отстаиваться на вальных сеймах. После окончания работы вального сейма на реляционных сеймах послы отчитывались перед шляхтой повета и воеводства. В XVII в. генеральные сеймики прекратили свое существование.

Генеральным сеймикам предшествовали поветовые сеймики, где обсуждались те вопросы, которые потом должны были решаться на генеральном сеймике. Они созывались обычно за шесть недель до генерального сеймика.

Законодательную власть осуществлял вальный сейм, состоявший из сената (рады) и посольской избы. Сенат был высшей палатой сейма. В его состав входили, как правило, магнаты (сенаторское сословие), архиепископы и епископы, воеводы и каштеляны. Количество сенаторов (паны-рада) доходило до 150 человек. Из своих рядов сейм выбирал 28 сенаторов для королевской рады, которая фактически осуществляла управление страной и личной жизнью короля (женитьба, развод, путешествия и т. д.).

Нижней палатой сейма была посольская изба, в состав которой входили депутаты от шляхетских сеймиков. Количество депутатов посольской избы доходило до 200 человек.

Если король действовал против права и своих обязательств, то шляхта имела право не подчиняться ему и выступить против короля. Это право осуществлялось путем созыва конфедераций – союзов вооруженной шляхты для проведения определенных реформ или принятия некоторых законов. В тех случаях, когда конфедерации принимали характер прямого выступления против короля, они назывались рокашами.

Стефан Баторий указывал в письме к виленскому поветовому сейму в 1577 г., что Речь Посполитая все больше склоняется к хаосу, своеволию, анархии, насилию и беззаконию, которые сокрушают державу. Феодальная анархия значительно усилилась со второй половины XVII и в XVIII в. В период с 1652 по 1762 г. из 80 сеймов 44 были сорваны: они не приняли никаких решений. Среди магнатов разгорелась борьба за власть. В Великом Княжестве Литовском основными соперниками были Радзивиллы, Пацы (Пацевичи), Сапеги, Огинские и Вишневецкие.

Каким же было положение Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой?

Необходимо отметить, что после подписания Люблинской унии Великое Княжество Литовское не прекратило своего существования. Оно сохранилось до третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г. в составе белорусских и литовских земель. Украинские земли (Волынь, Подолье, Киевщина), а также Подляшье в начале 1569 г. насильственным путем были присоединены к Польской Короне. На украинских землях рядом с местными феодалами нахально и грубо хозяйничали польские паны, издевавшиеся над украинцами. Это в конце концов привело к национально-освободительной войне украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого и объединению Украины с Россией в 1648–1654 гг. Белорусские земли входили в состав Великого Княжества Литовского, поляки тут не хозяйничали – приобретение земли, собственности и получение государственных должностей иностранцами, в том числе поляками, запрещалось Статутом ВКЛ 1588 г.

В 1565–1566 гг. в Великом Княжестве Литовском была проведена административно-территориальная реформа. Согласно этой реформе вся территория Беларуси делилась на воеводства, а те в свою очередь – на поветы. Среди белорусских воеводств и поветов были Брестское воеводство (Брестский, Пинский поветы), Витебское (Витебский, Оршанский поветы), Минское (Минский, Речицкий, Мозырский поветы), Мстиславское (Мстиславский повет, остальные поветы – небелорусские), Новогрудское (Новогрудский, Волковысский, Слонимский поветы), Виленское (Ошмянский, Лидский, Браславский поветы, остальные поветы – литовские), Трокское воеводство (Гродненский повет, остальные поветы – литовские).

Существовали также волости (небольшие сельские округи, в которых действовали органы местного сельского управления), войтовства (одна или несколько деревень, город с пригородными землями, небольшое королевское великокняжеское владение, на которые распространялась власть сельского войта), графства (наследственное феодальное владение во главе с графом), наместничества (территория, на которой осуществлялось местное управление во главе с наместником) и другие административно-территориальные единицы.

Главной административно-судебной властью и военачальником являлся воевода. Административные должности князь раздавал, как правило, княжеским семьям из своего окружения, чаще всего литовцам. Из 29 крупных феодальных родов в середине XVI в. 13 были литовскими (Олельковичи, Гольшанские, Радзивиллы, Чарторыйские, Сапеги и др.), 7 – белорусскими (Глебовичи, Валовичи, Тышкевичи, Друцкие, Масальские и др.), 5 – украинскими, 2 являлись потомками Рюриковичей в качестве местных князей и т. д.

Военная служба в Великом Княжестве Литовском была делом феодального сословия. Мелкая шляхта должна была лично присутствовать в войске, а те, кто имел поместья и подданных, поставляли также вооруженных воинов. Военная служба являлась почетной обязанностью шляхты, а занятия ремеслом и торговлей, как подчеркивалось в Статуте ВКЛ 1566 г., позорили ее. Шляхтич, занимавшийся ремеслом и торговлей, лишался шляхетских прав и достоинства.

В составе Речи Посполитой оба государства – Великое Княжество Литовское и Польская Корона – сохранили свои бывшие названия, свои правительства, законы (на территорию ВКЛ польское право не распространялось, там действовал Литовский Статут 1588 г.). Существовали самостоятельные судебные системы, органы местного самоуправления (администрации воеводств и поветов), финансовые системы, вооруженные силы, разные государственные языки (на территории ВКЛ до 1696 г. государственным языком был старобелорусский). Таким образом, ВКЛ и Польша сохранили свою относительную самостоятельность, автономию в составе Речи Посполитой.

При благоприятных обстоятельствах магнаты Великого Княжества Литовского добивались выхода из состава Речи Посполитой и достижения полной независимости. Статут ВКЛ 1588 г. фактически перечеркивал Люблинскую унию, ограничивал допуск в княжество польских панов, защищал суверенитет, самостоятельность государства. Януш Радзивилл возглавил заговор литовских магнатов, ставивших целью выход Великого Княжества Литовского из состава Речи Посполитой, в период борьбы украинского народа против польских панов под руководством Богдана Хмельницкого (1648–1654). Аналогичные попытки делались магнатами ВКЛ в период Северной войны 1700–1721 гг., а также во время трех разделов Речи Посполитой.

Вышеизложенное позволяет некоторым историкам сделать вывод о том, что Речь Посполитая – конфедеративное государство, в котором Великое Княжество Литовское и Польская Корона сохраняли свою самостоятельность. В то же время другие историки считают Речь Посполитую федеративным государством, союзом равноправных государственных образований – Великого Княжества Литовского и Польской Короны. Однако эту самостоятельность они рассматривают как относительную, поскольку существовал единый орган законодательной власти – сейм Речи Посполитой и единый правитель государства – польский король. И у тех, и у других историков есть основания для таких суждений. На наш взгляд, Речь Посполитая – сложное государственное образование с элементами федерализма и конфедеративности, где была сильна тенденция к полной независимости Великого Княжества Литовского.

Сенатбыл высшей палатой сейма, в него входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхушка католического духовенства. Количество сенаторов не превышало 150 человек.

Сейм из числа сенаторов выбирал 28 человек в Королевскую раду сроком на два года. Совет делился на четыре группы по семь человек, каждая из которых работала в Королевской раде по шесть месяцев.

Нижней палатой была Посольская изба. В нее входили представители шляхты, а также небольшое количество депутатов от наиболее крупных городов. Депутаты избирались шляхтой на поветовых сеймиках, которые созывались за шесть недель до Вального сейма. В Посольскую избу входило 200-236 депутатов.

Сеймы были обычные и чрезвычайные. Обычные сеймы созывались королем, чрезвычайные – главой католической церкви. Они созывались в случае смерти короля или его отстранения от трона.

Для избрания нового короля созывались три сейма: конвокационный, на котором определялось время и место выборов короля, вырабатывались условия договора с кандидатом на престол; элекционнный, на котором проводились выборы и заключалось соглашение с кандидатом на престол; коронационный, на котором проходила коронация и король приносил присягу.

Вальный сейм созывался королем через каждые два года в Варшаве, а с 1673 г. каждый третий сейм стал собираться в Гродно.

Сейм избирал маршалка(председателя). Если сейм проходил на территории Польши, маршалком избирался поляк, если в Литве – литвин. После этого сейм заслушивал отчет правительства о своей работе за два года.

Затем палаты заседали отдельно, за неделю до конца работы сейма снова проводилось совместное заседание. После утверждения королем законопроектов, принятых сеймом, они становились законом.

Чтобы избежать срыва сейма депутаты объявляли сейм конфедерациейи тогда решение принималось простым большинством голосов.

Решения сеймов Речи Посполитой можно разделить на три группы:

1) те решения, которые касались всей страны (избрание короля, высших органов власти, налоги и т.д.).

2) решения, которые касались Польши.

3) решения, которые касались Литвы.

Свои решения сейм оформлял постановлениями (конституциями).

До середины ХVII в. действовал учрежденный в Великом княжестве Литовском новый орган – Генеральный сеймик.Он обычно созывался перед Вальным сеймом Речи Посполитой. На Генеральном сеймике вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придерживаться на вальном сейме при решении вопросов.

С середины XVII в. Генеральный сеймик прекратил созываться, а вместо него был учрежден Генеральный литовский съезд, выполнявший те же функции, что и Генеральный сеймик.

Исполнительную власть в Речи Посполитой возглавлял король,который с конца XVI в. избирался.

Принимая польскую корону, Генрих Валуа обязался:

1) не решать вопросов войны и мира и не созывать народного ополчения без согласия сената;

2) объявить Речь Посполитую дворянской республикой во главе с выборным королем;

3) признать свободные выборы главы государства и не вмешиваться в них;

4) отменить любое наследования престола;

5) созывать каждые два года сейм, который длился две недели. При короле постоянно находился совет из 16 сенаторов.

В случае невыполнения правителем взятых на себя обязательств шляхта имела право отказаться повиноваться королю.

Правовое положение короля регулировалось также другими законодательными актами.

На территории Литвыположение короля регулировалось еще и Статутом 1588 г.

В этих документах подтверждались все права и привилегии шляхты, гарантировалось свободное избрание короля, сейм должен был созываться раз в два года сроком на шесть недель. Королю без согласия сейма запрещалось устанавливать новые налоги, пошлины, созывать ополчение. По закону король имел право созывать Вальный сейм и определять время его созыва; от его имени творилось правосудие; он назначал на государственные должности; вел международные переговоры и т.д. За свою деятельность король нес ответственность перед Вальным сеймом. Фактически вся его жизнь, в том числе: женитьба, развод, зарубежные поездки, была под контролем сейма.

Центральное управление совместно с королем осуществлял и ряд должностных лиц. Королевским двором руководил коронный маршалок, канцелярией – канцлер, казной – коронный казначей, армией – коронный гетман.

Однако ущемление суверенных прав осуществлялось медленно, но постоянно, на протяжении ХVII-ХVIII вв. Так, в 1696 г. по постановлению всеобщей конфедерации сословий Речи Посполитой вводилось делопроизводство только на польском языке, а в 1717 г. в результате проведения реформы в армии в Речи Посполитой войско Литвы было сокращено и не должно было превышать 6200 человек, не считая частных войск отдельных магнатов.

Большое распространение в XVIII в. в Речи Посполитой получили конфедерации (своеобразный съезд единомышленников шляхты). Они создавались либо в поддержку проводимой королем Речи Посполитой политики, либо против короля с целью заставить его положительно решить тот или иной вопрос.

Конфедерация создавалась, как правило, первоначально в одном воеводстве, а другие воеводства присоединялись к ней. Если большинство воеводств Великого княжества Литовского присоединялось к конфедерации, то она получала название Генеральной конфедерации. Члены конфедерации приносили присягу, а акт конфедерации, в котором излагались требования конфедератов, заносился в судебные книги.

В каждом из двух государств – Великом княжестве Литовском и Короне – создавалась своя Генеральная конфедерация, которая имела собственные органы, действующие параллельно с государственными (Вальная рада или Общий совет; маршалок конфедерации, военачальники войска конфедерации и др.). Создание конфедераций сопровождалось гражданской войной, что ослабляло Речь Посполитую, что и привело к трем разделам этого многонационального государства.

Система местных органов управления строилась в соответствии с административно-территориальным делением Речи Посполитой. Государство делилось на воеводства, волости и земли.

В каждом воеводстве были свои сеймики. Местное управление было в руках воевод, старост и других общественных и земских деятелей. К низшим органам местного управленияотносились волостные и сельские органы. Делами волости ведал королевский волостной староста, а в деревне все вопросы решал деревенский сход, которому был подчинен староста деревни.

На землях, которые находились в частном владении, систему местного управления определял сам собственник.

В городах также действовала система самоуправления на основе магдебургского права.

Довольно привилегированное положение продолжало занимать духовенство. Однако между статусами католического и православного духовенства имелись значительные отличия. В высшем органе власти, Сенате, было представлено только католическое духовенство.

И только социальная структура крестьянства оставалась такой же, как в XVI в. Общими тенденциями для всех групп феодально-зависимого населения был рост прямых и косвенных повинностей и уменьшение их земельных наделов. К концу ХVI в. в Великом княжестве Литовском окончательно оформилось крепостное право. Крепостной стал объектом залога, купли-продажи. Крестьяне очутились на самой низкой ступени феодального общества.

Определенные изменения произошли в статусе городов. Начало возникать мануфактурное производство. Развивалось дальше ремесленное производство, торговля. Центральной фигурой в торговле стал горожанин-купец. Мещане, жители городов, добились более решительных действий в отстаивании установленных ранее сословных прав и привилегий.

Социально-экономическая структура общества в этот период оставалась без кардинальных изменений, по-прежнему сохранялся феодально-крепостной строй.

После Люблинской унии государственно-политическое устройство Речи Посполитой оставалось таким же, как и при персональной унии до 1569 г.

Законодательная власть в стране принадлежала Вальному Сейму.

Вальный сейм был двухпалатный и состоял из Сената и Посольской избы (палаты депутатов). Высшей палатой сейма являлся Сенат. Сюда входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхи католического духовенства, воеводы и каштеляны. Количество сенаторов доходило до 150 человек.

Низшей палатой сейма была Посольская изба. В нее входили представители (послы – депутаты) от шляхты отдельных уездов или земель конфедеративного государства, а также в небольшом количестве депутаты от мещан наиболее важных городов. Со временем Посольская изба стала главной частью Сейма.

Вальный сейм созывался королем Речи Посполитой через 2 года в Варшаве, а с 1673 г. каждый третий сейм – в Городне. На совместных заседаниях Сената и Посольской избы заслушивался отчет правительства о своей двухлетней деятельности и рассматривались предложения о дальнейшей работе. Разработанные и утвержденные королем постановления сейма приобретали силу законов.

После Вального сейма депутаты созывали по уездам так называемые релятийные сеймики, на которых делали отчеты перед своими избирателями о работе сейма и своей деятельности на его сессиях. Каждый сеймик в отдельности оставлял за собой право принять свое решение по постановлениям сейма.

Во главе исполнительной власти Речи Посполитой стоял король, с конца ХVI в. – избираемый.




По закону король имел право созывать Вальный сейм; он назначал должностных лиц на правительственные должности, вел отношения с зарубежными странами, посылал и принимал послов; от имени короля вершилось правосудие и др. В своей деятельности король отвечал перед Вальным сеймом, шляхта могла отказаться от подчинения королю и выступить против него. Обеспечивалась полная свобода шляхты при избрании короля.

Вместе с тем Великое княжество Литовское после унии сохранило свою государственность. ВКЛ и Польша, хотя и имели совместный сейм и совместного короля, остались отдельными единицами с отдельными правами. В Великом княжестве Литовском сохранились свои порядки и особенности, свое законодательство и своя судебная организация, свой административный аппарат, титул князя ВКЛ и государя, а также армия.

Более того, в 1581 г. создается, а с 1582 г. начинает действовать Главный трибунал ВКЛ. Но наилучшим свидетельством государственной независимости ВКЛ стало принятие свода законов, который получил название Третьего литовского статута (Статут ВКЛ 1588 г.). В этом юридическом документе ни разу не упоминается про акт Люблинской унии. Согласно этому своду законов ВКЛ оставалось самостоятельным государством не только с новым законодательством, но и со своим государственным аппаратом, армией, финансами, территорией. В соответствии со статутом 1588 г. шляхта Польского королевства не имела юридического права приобретать в собственность земли в границах ВКЛ и занимать в нем государственные должности.

Таким образом, конкретно-исторический материал свидетельствует о том, что государственно-правовые связи между ВКЛ и Польшей после 1569 г. строились не на основе акта Люблинской унии, а на условиях, которые предусматривали обособленность обоих государств при одном государе и одном парламенте (сейме). Вместе с тем это объединение родило и новое государство – Речь Посполитую.

В середине ХVIII в. в Речи Посполитой развернулась острая политическая борьба сторонников реформ государственного строя с реакционными кругами католического духовенства и крупными феодалами. Особенно остро развернулась религиозная борьба против засилия католического духовенства и притеснения православных.

С 60-х годов ХVIII столетия в стране началось экономическое оживление. Усиливалась роль городской буржуазии. Требовались законы, которые бы расширяли ее права. В 1775 г. были изданы законы, которые позволяли белорусским мещанам приобретать феодальные поместья, а шляхте – заниматься предпринимательской деятельностью и торговлей. Значительной части богатых мещан присвоено звание шляхты.

Приняв законы, укрепившие положения прогрессивного блока шляхты и буржуазии, Четырехгодичный сейм сделал следующий, особенно важный шаг: 3 мая 1791 г. был принят закон о правительстве, который вошел в историю как Конституция Речи Посполитой. Конституция состояла из преамбулы и 11 разделов. Господствующей религией в государстве объявлялась католическая вера. Представителям других религий гарантировалась свобода выполнения религиозных обрядов. За шляхтой сохранились все политические и экономические права и ее верховенство в жизни страны. В раздел третий полностью вошел закон о городах, который наделял мещан политическими правами, уравнивая их по многим позициям со шляхтой. Тем самым конституционно закреплялись права буржуазии. Крестьяне оставались в крепостной зависимости. Был провозглашен демократический принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (раздел V).

По новой конституции, законодательная власть принадлежала постоянно действующему сейму, состоящему из двух палат: палаты депутатов (Посольская изба) и палаты сенаторов (Сенат).

Исполнительная власть принадлежала правительству Речи Посполитой, которое возглавлял король. В правительство входили также руководитель католической церкви – примас и 5 министров: полиции, внутренних дел, иностранных дел, военный министр, министр финансов.

Министров назначал король. Выборность короля отменялась, устанавливалась наследственность трона одной династии.

Король наделялся широкими полномочиями: он являлся высшим распорядителем вооруженных сил, назначал и освобождал должных лиц органов государственного управления. Фактически конфедерация была преобразована в федерацию. По Конституции 3 мая 1791 г. форма управления Речи Посполитой – конституционная монархия, форма государственного устройства – унитарное государство, политический режим – демократический.

Существенно изменялись структура и характер деятельности судебных органов. Устанавливался принцип осуществления правосудия только судом. Все суды по-прежнему оставались сословными.

Конституция 3 мая 1791 г. для своего времени имела прогрессивное значение, однако ее положения не были введены из-за их неприятия реакционной польской шляхтой, которая объявила 19 мая 1792 г. Торговитскую конфедерацию, признала деятельность Четырехгодичного сейма незаконной и восстановила старошляхетские права, одержав победу при помощи 100-тысячной русской армии, направленной по просьбе торговитчан царским правительством 18 мая 1792 г. Военный разгром Речи Посполитой привел к ее второму разделу. В январе 1793 г. Пруссия договорилась с Россией об отделении от Речи Посполитой части территории. К России отошла центральная часть Беларуси с городами Минск, Борисов, Слуцк, Пинск, Мозырь и отдельные районы Западной Украины.

В 1794 г. в Кракове вспыхнуло восстание, в котором приняли участие мещане, шляхта и некоторая часть крестьян. Возглавил восстание уроженец Беларуси Тадеуш Костюшко. Восстание потерпело поражение и дало возможность захватить всю территорию Речи Посполитой и поделить ее в 1795 г. К России отошла Западная Беларусь, Литва, Курляндия и часть Западной Украины. Речь Посполитая как государство перестала существовать.

Довольно привилегированное положение продолжало занимать духовенство. Однако между статусами католического и православного духовенства имелись значительные отличия. В высшем органе власти, Сенате, было представлено только католическое духовенство.

И только социальная структура крестьянства оставалась такой же, как в XVI в. Общими тенденциями для всех групп феодально-зависимого населения был рост прямых и косвенных повинностей и уменьшение их земельных наделов. К концу ХVI в. в Великом княжестве Литовском окончательно оформилось крепостное право. Крепостной стал объектом залога, купли-продажи. Крестьяне очутились на самой низкой ступени феодального общества.

Определенные изменения произошли в статусе городов. Начало возникать мануфактурное производство. Развивалось дальше ремесленное производство, торговля. Центральной фигурой в торговле стал горожанин-купец. Мещане, жители городов, добились более решительных действий в отстаивании установленных ранее сословных прав и привилегий.

Социально-экономическая структура общества в этот период оставалась без кардинальных изменений, по-прежнему сохранялся феодально-крепостной строй.

После Люблинской унии государственно-политическое устройство Речи Посполитой оставалось таким же, как и при персональной унии до 1569 г.

Законодательная власть в стране принадлежала Вальному Сейму.

Вальный сейм был двухпалатный и состоял из Сената и Посольской избы (палаты депутатов). Высшей палатой сейма являлся Сенат. Сюда входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхи католического духовенства, воеводы и каштеляны. Количество сенаторов доходило до 150 человек.

Низшей палатой сейма была Посольская изба. В нее входили представители (послы – депутаты) от шляхты отдельных уездов или земель конфедеративного государства, а также в небольшом количестве депутаты от мещан наиболее важных городов. Со временем Посольская изба стала главной частью Сейма.

Вальный сейм созывался королем Речи Посполитой через 2 года в Варшаве, а с 1673 г. каждый третий сейм – в Городне. На совместных заседаниях Сената и Посольской избы заслушивался отчет правительства о своей двухлетней деятельности и рассматривались предложения о дальнейшей работе. Разработанные и утвержденные королем постановления сейма приобретали силу законов.

После Вального сейма депутаты созывали по уездам так называемые релятийные сеймики, на которых делали отчеты перед своими избирателями о работе сейма и своей деятельности на его сессиях. Каждый сеймик в отдельности оставлял за собой право принять свое решение по постановлениям сейма.

Во главе исполнительной власти Речи Посполитой стоял король, с конца ХVI в. – избираемый.

По закону король имел право созывать Вальный сейм; он назначал должностных лиц на правительственные должности, вел отношения с зарубежными странами, посылал и принимал послов; от имени короля вершилось правосудие и др. В своей деятельности король отвечал перед Вальным сеймом, шляхта могла отказаться от подчинения королю и выступить против него. Обеспечивалась полная свобода шляхты при избрании короля.

Вместе с тем Великое княжество Литовское после унии сохранило свою государственность. ВКЛ и Польша, хотя и имели совместный сейм и совместного короля, остались отдельными единицами с отдельными правами. В Великом княжестве Литовском сохранились свои порядки и особенности, свое законодательство и своя судебная организация, свой административный аппарат, титул князя ВКЛ и государя, а также армия.

Более того, в 1581 г. создается, а с 1582 г. начинает действовать Главный трибунал ВКЛ. Но наилучшим свидетельством государственной независимости ВКЛ стало принятие свода законов, который получил название Третьего литовского статута (Статут ВКЛ 1588 г.). В этом юридическом документе ни разу не упоминается про акт Люблинской унии. Согласно этому своду законов ВКЛ оставалось самостоятельным государством не только с новым законодательством, но и со своим государственным аппаратом, армией, финансами, территорией. В соответствии со статутом 1588 г. шляхта Польского королевства не имела юридического права приобретать в собственность земли в границах ВКЛ и занимать в нем государственные должности.

Таким образом, конкретно-исторический материал свидетельствует о том, что государственно-правовые связи между ВКЛ и Польшей после 1569 г. строились не на основе акта Люблинской унии, а на условиях, которые предусматривали обособленность обоих государств при одном государе и одном парламенте (сейме). Вместе с тем это объединение родило и новое государство – Речь Посполитую.

В середине ХVIII в. в Речи Посполитой развернулась острая политическая борьба сторонников реформ государственного строя с реакционными кругами католического духовенства и крупными феодалами. Особенно остро развернулась религиозная борьба против засилия католического духовенства и притеснения православных.

С 60-х годов ХVIII столетия в стране началось экономическое оживление. Усиливалась роль городской буржуазии. Требовались законы, которые бы расширяли ее права. В 1775 г. были изданы законы, которые позволяли белорусским мещанам приобретать феодальные поместья, а шляхте – заниматься предпринимательской деятельностью и торговлей. Значительной части богатых мещан присвоено звание шляхты.

Приняв законы, укрепившие положения прогрессивного блока шляхты и буржуазии, Четырехгодичный сейм сделал следующий, особенно важный шаг: 3 мая 1791 г. был принят закон о правительстве, который вошел в историю как Конституция Речи Посполитой. Конституция состояла из преамбулы и 11 разделов. Господствующей религией в государстве объявлялась католическая вера. Представителям других религий гарантировалась свобода выполнения религиозных обрядов. За шляхтой сохранились все политические и экономические права и ее верховенство в жизни страны. В раздел третий полностью вошел закон о городах, который наделял мещан политическими правами, уравнивая их по многим позициям со шляхтой. Тем самым конституционно закреплялись права буржуазии. Крестьяне оставались в крепостной зависимости. Был провозглашен демократический принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (раздел V).

По новой конституции, законодательная власть принадлежала постоянно действующему сейму, состоящему из двух палат: палаты депутатов (Посольская изба) и палаты сенаторов (Сенат).

Исполнительная власть принадлежала правительству Речи Посполитой, которое возглавлял король. В правительство входили также руководитель католической церкви – примас и 5 министров: полиции, внутренних дел, иностранных дел, военный министр, министр финансов.

Министров назначал король. Выборность короля отменялась, устанавливалась наследственность трона одной династии.

Король наделялся широкими полномочиями: он являлся высшим распорядителем вооруженных сил, назначал и освобождал должных лиц органов государственного управления. Фактически конфедерация была преобразована в федерацию. По Конституции 3 мая 1791 г. форма управления Речи Посполитой – конституционная монархия, форма государственного устройства – унитарное государство, политический режим – демократический.

Существенно изменялись структура и характер деятельности судебных органов. Устанавливался принцип осуществления правосудия только судом. Все суды по-прежнему оставались сословными.

Конституция 3 мая 1791 г. для своего времени имела прогрессивное значение, однако ее положения не были введены из-за их неприятия реакционной польской шляхтой, которая объявила 19 мая 1792 г. Торговитскую конфедерацию, признала деятельность Четырехгодичного сейма незаконной и восстановила старошляхетские права, одержав победу при помощи 100-тысячной русской армии, направленной по просьбе торговитчан царским правительством 18 мая 1792 г. Военный разгром Речи Посполитой привел к ее второму разделу. В январе 1793 г. Пруссия договорилась с Россией об отделении от Речи Посполитой части территории. К России отошла центральная часть Беларуси с городами Минск, Борисов, Слуцк, Пинск, Мозырь и отдельные районы Западной Украины.

В 1794 г. в Кракове вспыхнуло восстание, в котором приняли участие мещане, шляхта и некоторая часть крестьян. Возглавил восстание уроженец Беларуси Тадеуш Костюшко. Восстание потерпело поражение и дало возможность захватить всю территорию Речи Посполитой и поделить ее в 1795 г. К России отошла Западная Беларусь, Литва, Курляндия и часть Западной Украины. Речь Посполитая как государство перестала существовать.

Речь Посполи́тая — федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Беларуси и Литвы, а также на части территории России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии. При наличии единого государственного устройства Королевство Польское и Великое княжество Литовское имели каждое свой собственный административный аппарат, казну, войско и законы. Главой государства являлся пожизненно избираемый сеймом монарх, носивший титул короля польского и великого князя литовского. Существовавший в Речи Посполитой специфический политический режим принято называть шляхетской демократией [1] .

Содержание

Название

С XVII века в дипломатической переписке использовалось название Светлейшая Речь Посполитая польская (польск. Najjaśniejsza Rzeczpospolita Polska ; лат. Serenissima Res Publica Poloniae ) [3] .

Ныне широко употребляется название Речь Посполитая Обоих Народов (польск. Rzeczpospolita Obojga Narodów ), не являющееся аутентичным, было придумано польским писателем Павлом Ясеницей и получило известность после выхода в свет в 1967 году одноимённой исторической трилогии.

Государственное устройство

Будучи парламентским институтом, сеймики также исполняли функцию органов местного самоуправления, представлявшими собой основную форму реализации политических интересов шляхты, постоянно добивавшейся расширения их полномочий. С формальной и идеологической точки зрения все представители шляхты были равны, хотя на практике решающую роль в управлении государством играла немногочисленная группа крупнейших землевладельцев — магнатов. Особенно сильно влияние магнатерии было в Великом княжестве Литовском, однако с течением времени подобная ситуация сложилась и в Королевстве Польском. Постепенно мелкая и даже средняя шляхта оказалась зависима от магнатов, так как без их поддержки не могла добиться назначения на должности и улучшения своего экономического положения. По мере расширения влияния магнатов сеймиковая политическая культура приходила в упадок, виной чему была слабость государственного аппарата и особенно отсутствие влияния центральной власти на регионы [5] .

История

Создание

Речь Посполитая явилась своего рода продолжением государства Ягеллонов — польско-литовской личной унии, существовавшей с 1385 года (с перерывами). В 1569 между Польшей и Литвой была заключена Люблинская уния, по которой оба государства объединялись в одно — с избираемым общим монархом (с двойным титулом короля польского и великого князя литовского), общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой. Однако обе части сохраняли свою администрацию, казну (включая денежную эмиссию), войско, суды, оставалась и граница между государствами с взиманием таможенных сборов. Великое княжество Литовское утратило при этом значительные территории на юге, Подолье, Киевщину, Волынь.

Читайте также: