Анна иоанновна с арапчонком скульптура кратко

Обновлено: 02.07.2024

Быть пророком в нашем отечестве дело очень опасное, однако во все времена находились смельчаки, рубившие правду-матку в глаза царям, и предсказатели, не боявшиеся озвучивать недобрые прогнозы. Если всех правдолюбов цари и царицы ненавидели одинаково, то о пользе пророков не было единого мнения. К примеру, императрица Анна Иоанновна жить не могла без астрологов и гадалок, но запретила их деятельность законодательно, что не помешало страшным предзнаменованиям сбыться.

МОНАХИНЯ ИЛИ ИМПЕРАТРИЦА?

Анна Иоанновна – четвертая дочь царя Иоанна Алексеевича, старшего сводного брата Петра Великого. Рожденная в царской семье Романовых девочка должна была с младенчества кататься как сыр в масле, но жизнь не баловала маленькую царевну. Отец Иоанн Алексеевич умер, когда Анне было всего три года. Мать, царица Прасковья Федоровна, по непонятным причинам невзлюбила дочь. Что может быть для ребенка страшнее? Сестры, родственники и придворные, видя отношение родной матери, стали смотреть на Анну свысока. Дядюшке Петру племянница была абсолютно неинтересна. Так и оказалась Анна одинокой среди дворцового многолюдья.

В монахини царевну не постригли. В октябре 1710 года по воле дядюшки Петра семнадцатилетняя Анна вышла замуж за герцога курляндского Фридриха Вильгельма. Этот брак, по мысли Петра I, должен был укрепить позиции России в Курляндии. Жених, не привычный к русскому гостеприимству, перепился на брачных торжествах и умер через два месяца после свадьбы.

Петр приказал молоденькой вдовушке поселиться во владениях покойного мужа, в городе Митава, – столице крошечного герцогства Курляндия (ныне город Елгава, расположенный в приморской части современной Латвии). Анна опять была одинокой, чужой среди курляндского дворянства, говорившего по-немецки и жившего по европейским обычаям. Страх поселился в ее душе, хотелось знать, что будет?

В 1711 году в Курляндии проживал немецкий математик и астролог Бухнер. Герцогиня Курляндская пригласила знаменитого ученого в заброшенный мещанский дом, где она жила, поскольку на строительство дворца не хватало средств. Немного смущаясь, попросила Бухнера предсказать ей будущее. Ученый согласился, но сказал, что ему нужно время для математических вычислений и наблюдения за звездами. Предсказания Бухнера прозвучали как гром среди ясного неба. Астролог с уверенностью утверждал, что Анна Иоанновна станет императрицей.

Герцогиня Курляндская даже в пылких мечтах не могла представить себя на российском троне, но прошло девятнадцать лет, и пророчество сбылось. В январе 1730 года внук Петра I император Петр II скоропостижно скончается от черной оспы в пятнадцатилетним возрасте. Род Романовых по мужской линии пресекся. Среди возможных кандидаток в царицы Анна Иоанновна показалась членам Верховного совета самой подходящей персоной.

28 апреля 1730 года под звон колоколов и радостные крики подданных императрица Анна Иоанновна короновалась в Успенском собор е.

БИТВА ИМПЕРАТРИЦЫ С ЭКСТРАСЕНСАМИ

ВНЕ ЗЕРКАЛА

Октябрьской ночью 1740 года ровно в полночь часовые увидели, что императрица Анна Иоанновна ходит по тронному залу взад и вперед, склоняя задумчиво голову, закинув назад руки. Часовые застыли как вкопанные, не зная, что делать. Офицер вышел из тронного зала, повстречал Бирона и доложил о странной прогулке.

– Не может быть, – сказал герцог, – я сейчас от императрицы, она ушла в спальню ложиться.

– Взгляните сами, она в тронном зале.

Бирон застыл, увидев женщину, как две капли воды похожую на императрицу. В это время в тронную залу вошла Анна Иоанновна. Она повернулась к Бирону и сказала:

– Я увидела себя вне зеркала. Это моя смерть!

Женщина, стоявшая на ступенях у самого трона, тихо растворились в ночных сумерках.

Б.-К. Растрелли. Портрет Анны Иоанновны с арапчонком

ФЕДОТ ИВАНОВИЧ ШУБИН (1740 - 1805)

Выходец с того же рыбацкого поселка, что и Ломоносов. Учился в Академии художеств, его главным учителем был скульптор Никола Жилле. Совершенствовал свое учение за рубежом, во Франции и Италии, изучал памятники античности. Шубин создал много замечательных скульптурных образов в стиле классицизма, стараясь раскрыть в человеке разные грани его личности, стараясь быть предельно объективным, деликатным и снисходительным. Однако иногда он мог смягчить и облагородить своеобразные черты модели.


В прошлый раз мы закончили разговор о творениях Бернини и стали беседовать о работах скульптора Бартоломео Карло Растрелли - представителя барочной школы пластики.

Все, что мы не успели сказать о его скульптуре Анна Иоанновна с арапчонком, мы скажем прямо сейчас. Самое непосредственное участие в нашей беседе принимает научная работа 100 великих скульпторов, автором которой является Сергей Анатольевич Мусский.

Итак, согласно вышеупомянутому источнику, работу над скульптурой Анна Иоанн овна с арапчонкомРастрелли начал сразу после возвращения из Москвы в Петербург в сентябре 1732 года. Всего за четыре месяца колоссальная по массе статуя императрицы была вылеплена и подготовлена к формовке. Но только в начале 1741 года Растрелли сообщил, что вылитый из меди портрет во окончание приходит и велел выгравировать на лицевой стороне плинта свой титул, фамилию и дату завершения работы.

С. А. Мусский приводит слова Н. И. Архипова и А. Г. Раскина - авторов книги о Растрелли, которые, в частности, говорят, что Анна Иоанновна с арапчонком - коронационный портрет императрицы. Она стоит на тронном помосте, покрытом бархатом, отороченным бахромой с кистями. Поза её заученно торжественна: надменная осанка, голова чуть повёрнута вправо. Величественным жестом правой руки она выставила вперёд и повелительно наклонила скипетр, а левой рукой указывает на державу, которую подаёт арапчонок. Лицо её непроницаемо, ничто не выдаёт мысли и чувства - это маска царственного спокойствия и уверенности.

Несмотря на общую импозантность облика, скульптор добился того, что за окаменевшими чертами лица чувствуется жестокая и властолюбивая натура. За сверкающим парадным убором видишь женщину недальнего ума с насторожёнными мыслями, замкнутую и подозрительную. Всматриваясь в фигуру Анны, в её тяжёлое лицо с грозно остановившимся взглядом, соглашаешься с описанием, которое дала Н. Б. Шереметева: Престрашного была взору; отвратное лицо имела, так была велика, что когда между кавалеров идёт, всех головою выше и чрезвычайно толста.

Если установить в доме копию этого произведения, то некое высокомерие, которое отражает скульптура, не только не испортит интерьер, но и приблизит его к атмосфере той эпохи. Наличие в помещении скульптуры, изображающей императрицу, будет акцентировать внимание домочадцев и их гостей на характере убранства, в целом. При умелой организации пространства создастся впечатление, что окружающая обстановка - это интерьер усадьбы ушедших веков, в котором пластическая форма - гвоздь программы.

Конная статуя Петра I, созданная Бартоломео Карло Растрелли и его сыном (отец не дожил до того дня, когда скульптуру отлили в металле), является памятником стилю барокко. Уменьшенная копия этого творения, равно как и скульптура императрицы, придаст завершенный вид дворцовому интерьеру загородного дома.

Интересна история создания произведения, которой мы поделимся с собравшимися на нашу встречу. Данный рассказ может стать поводом для беседы хозяев дома и их гостей, изучающих копию работы Растрелли.

Ещё в конце 1716 года, - пишет С. А. Мусский, - Растрелли получил указание Петра отлить его конную статую и бронзовый барельеф. В начале 1719 года он показал царю модель конного монумента, отлитую из свинца осенью 1717 года. Пётр одобрил модель. Затем Растрелли снимает маску с лица Петра для достижения абсолютного портретного сходства. По снятой маске Растрелли исполнил в том же 1719 году восковой раскрашенный бюст Петра в латах.

Хотя к 1724 году Растрелли так и не получил повеления приступить к работе, он был твёрдо уверен, что ему скоро предстоит осуществление грандиозного проекта. К сожалению, его ожиданиям не суждено было сбыться: модели надолго остались у скульптора.

История искусства знает немало историй, когда начатые работы оставались незавершенными. В данном случае труды Растрелли не были напрасными, хотя первоначальный замысел скульптора не был воплощен в произведении в полном объеме. Лишь 22 июля 1743 года мастер вернулся к этой работе. Он, согласно источнику, . нашёл в себе творческие силы, чтобы создать совершенно новый монумент. Он перерабатывает первоначальную модель, утверждённую Петром. Изменения направлялись в сторону большей композиционной лаконичности и обобщения пластической формы. В ноябре 1744 года Бартоломео Карло Растрелли скончался, и работу продолжил его сын - великий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. 14 декабря 1744 года, - сказано в том же источнике, - царским указом ему было поручено зачатое отцом его дело исправлять. Но конный монумент Петру I был установлен перед въездом в Михайловский замок только в конце лета 1800 года!

Если с расстановкой скульптур в загородном доме более-менее всё понятно, и хозяева могут сами определить место, где эти произведения будут находиться, то местонахождение изваяний, подобных тому, о котором мы только что говорили, требует участия дизайнера. Скульптура всадника далеко не в каждой точке пространства будет уместна. Поэтому, прежде чем делать заказ на изготовление копии данной работы Растрелли и других подобных скульптур, следует проконсультироваться со специалистом и найти с его помощью место, где пластическая форма будет гармонировать с интерьером.

Для того, чтобы у присутствующих на нашей встрече сложилась более полная картина творения Растрелли, в начале следующей беседы мы приведем слова Н. И. Архипова и А. Г. Раскина о данном произведении.

10 жемчужин скульптурной коллекции Русского музея

Ещё одна работа Козловского, расположенная в Михайловском дворце. Скульптура выполнена ко дню бракосочетания второго сына императора Павла I великого князя Константина Павловича Юлией-Генриеттой-Ульрикой принцессой Саксен-Кобургской, которая после стала великой княгиней Анной Фёдоровной.

Иван Витали обучался скульптуре в мастерской мраморщика Трискорни в Петербурге и одновременно был вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств. Он участвовал в создании скульптурного убранства сразу нескольких петербургских храмов: Исаакиевского собора, церкви Александра Невского и католического собора Святой Екатерины.

Скульптор исполнил множество вариантов статуи и, окончив в 1883 году, Антокольский мечтал показать её в Петербурге. После долгой переписки она в 1886 году была выставлена в Эрмитаже. Произведение везде имело шумный успех. Берлинская Академия художеств избрала Антокольского почётным членом, а в Вене скульптор был удостоен Большой золотой медали.

Эта скульптура — из фамильной коллекции графов Воронцовых-Дашковых. Автор оригинальной модели неизвестен, однако искусствоведы отмечают, что, скорее всего, он вдохновлялся памятником Людовику XIV работы Ф. Жирардона, который стоял по 1792 год на Вандомской площади в Париже.

Читайте также: