Пятая республика это в истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

Втора́я респу́блика — период французской истории с 1848 по 1852 годы. Республиканская форма правления провозглашена в феврале 1848 года после революции, отречения и бегства Луи-Филиппа I; затем у власти находилось временное правительство. В течение того же года президентом республики был избран принц Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I; его правление довольно быстро стало авторитарным, 2 декабря 1851 года он присвоил себе исключительные полномочия, а ровно через год, 2 декабря 1852 года, провозгласил себя императором под именем Наполеона III; на этом Вторая республика прекратила существование,и началась Вторая французская империя.

Третья французская республика (фр. Troisième République) — политический режим, существовавший во Франции с 4 сентября 1870 по 22 июня 1940 года. Началом 3 Республики считается сдача Наполеоном 3 в плен в ходе франко-прусской войны, а концом образование режима Виши и оккупации части территории немецкими войсками.

Четвёртая республика во Франции — период французской истории с 1946 по 1958. В сентябре Учредительное собрание, избранное 2 июня 1946, приняло проект Конституции, который был одобрен на референдуме 13 октября 1946. Конституция характеризовалась наличием парламентского строя, слабой властью президента республики. В 1958 на волне алжирского кризиса к власти пришёл Шарль де Голль, проведший на должности премьер-министра конституционную реформу, согласно которой устанавливалась президентская республика. В октябре 1958 новая конституция была принята на референдуме, и в ноябре действовавший президент Коти подписал её. Этим завершилась история Четвёртой республики и началась Пятая республика; в декабре того же года де Голль был избран президентом.

Пятая Республика (фр. Cinquième République ) — вид французского республиканского режима, установленного с принятием Конституции 1958 года и продолжающего служить Франции и сегодня. Пятая Республика имеет наибольшую продолжительность среди всех конституционных режимов, существовавших во Франции начиная с Великой французской революции, за исключением Третьей республики.

Содержание

Рождение республики

Основанная Конституцией 1946 года, государственная власть, несмотря на все недостатки Третьей Республики и её бесславный конец, практически сохранила в неприкосновенности систему властвования: бессильный глава государства и всесильный парламент, и целиком зависящее от его воли правительство. За 12 лет существования Четвертой Республики сменилось 22 правительства, управлявшие страной в среднем по 6 месяцев, а во дворец Матиньон, резиденцию главы французского правительства, 12 раз приходил новый хозяин.

Получая, в полном соответствии с Конституцией 1946 года, власть из рук Национального Собрания, генерал де Голль поставил три условия, на которых согласился бы взять бразды правления:

  • предоставление правительству неограниченных полномочий в урегулировании алжирского кризиса;
  • управление страной в течение 6 месяцев декретами правительства и роспуск парламента на каникулы на этот же срок;
  • делегирование правительству учредительной власти с тем, чтобы оно в срочном порядке разработало новую конституцию.

Все эти условия были приняты и выполнены.

Новая конституция

Основные идеи новой конституции

Подготовка и принятие Конституции 1958 года

Президент Республики

Президент Франции становится верховной инстанцией, стоящей над политическими битвами, объединяющий во имя Франции разнородные политические силы, он будет человеком, говорящим от имени всей Франции, а потому будет самостоятельно действовать, назначать, управлять, вести переговоры и, наконец, вытаскивать её, в случае необходимости, из национального кризиса.

Помимо Президента Республики, существенной перестройке подверглись такие институты Республики, как Правительство и Парламент.

Никто не будет отрицать, что главная функция, составляющая костяк полномочий Парламента, функция, которую делегирует Нация избранным ею народному представительству — это составление законов, другими словами, обязательных для всех и каждого правил, регулирующих важнейшие сферы жизни страны. Исполнительная власть проводит их в жизнь, издавая с этой целью регламентарные акты, чтобы в точности обеспечить их исполнение.

Несмотря на то, что Конституция требует обоюдного согласия Национального Собрания и Сената по тексту будущего закона, Правительство может ускорить ход законодательного механизма, чтобы урегулировать миром разногласия между палатами, созвав паритетную смешанную комиссию, коей поручается выработать компромиссный вариант, приемлемый как для депутатов, так и сенаторов. Однако, опять же, только Правительство решает, следует ли выносить результаты работы комиссии на суд палат Парламента, причём ни одна поправка к ним не может быть принята без его согласия. Наконец, Правительство вправе, после ещё одного чтения в каждой палате, обратиться к Национальному Собранию, чтобы оно приняло окончательное решение. Исключение составляют лишь органические законы, касающиеся Сената, которые не могут быть приняты без согласия верхней палаты.

Проект или предложение закона принимается Национальным Собранием без обсуждения и голосования, если Правительство свяжет с ним вопрос о доверии к проводимой им политике, а резолюция порицания не будет внесена в течение последующих 24 часов или принята Национальным Собранием. Таким образом, Конституция вооружает Правительство хорошим арсеналом средств для вмешательства в законодательный процесс, подразумевая, что оно прибегает к ним во основном тогда, когда законодатели пребывают в состоянии коллапса либо разделены трещиной разлада между палатами, либо когда народным представителям надо напомнить об ответственности, которую они несут перед страной.

Новый порядок смещения Правительства. Да, кабинет министров продолжает нести коллективную и солидарную ответственность перед Национальным Собранием, что обеспечивает соответствие состава исполнительного органа балансу сил в нижней палате — иначе оно его же и свергнет, выразив вотум недоверия. Однако Конституция ограждает Правительство кольцом преград на пути вынесения ему резолюции порицания, влекущей за собой его отставку:

  1. резолюция порицания может быть выдвинута как минимум 1/10 частью депутатов, и голосуется нижней палатой только через 48 часов по её внесении;
  2. при голосовании о выражении вотума недоверия подсчитываются лишь голоса, поданные за резолюцию порицания: кто голосовал против или воздержался, не выясняется; вотум недоверия может быть вынесен большинством депутатов, составляющих Национальное Собрание;
  3. депутат не может подписывать более трёх резолюций порицания в течение одной и той же очередной сессии и более одной резолюции в течение одной и той же внеочередной сессии;
  4. наконец, Премьер-министр, после обсуждения в Совете министров, может поставить перед Национальным Собранием вопрос о доверии к Правительству связи с голосованием по его программе, декларации об общей политики или парламентскому акту; и в этом случае, чтобы отказать Правительству в доверии, оппозиции необходимо добиться принятия Национальным Собранием резолюции порицания.

Если Правительству выражен вотум недоверия, то Премьер-министр обязывается статьей Конституцией вручить Президенту Республики заявление об отставке возглавляемого им кабинета.

Конституционный Совет

Конституционный Совет состоит из 9 членов, назначаемых по третям Президентом Республики, председателем Национального Собрания, председателем Сената. Председатель назначается декретом Президента Республики. Кроме того, все бывшие Президенты Франции становятся пожизненными членами Конституционного Совета.

Девятилетний мандат членов Конституционного Совета, обновляемых каждые три года на одну треть, невозможность повторного назначения на этот пост, несовместимость пребывания в Совете с функциями министра или члена Парламента или отзыва со стороны назначавших должностных лиц, обеспечивают независимость Конституционного Совета, и, как следствие этого, беспристрастность его решений. Конституционный Совет осуществляет только предварительный конституционный контроль за принятыми Парламентом законами, то есть до их промульгации Президентом Республики. Правом обращения в Конституционный Совет наделены Президент Республики, Премьер-министр, председатели палат Парламента и, с 1974 года, 60 депутатов или 60 сенаторов. Кроме того, органические законы и регламенты палат Парламента проверяются Советом на соответствие Конституции в обязательном порядке.

Сверх того, Конституционный Совет выполняет обязанности центральной избирательной комиссии: следит за правильностью избрания Президента Республики и объявляет результаты выборов, выносит вердикт о правильности избрания парламентария, если оно оспаривается, наконец, следит за правильностью проведения референдума, предусмотренного статьями 11 и 89 Конституции, и объявляет его результаты. Если Конституционный Совет признает в своём решении неконституционность тех или иных положений закона, то они не могут быть ни промульгирован Президентом Республики, ни применены. Решения Конституционного Совета не подлежат обжалованию и обязательны для всех публичных властей, административных и судебных органов.

Конституционная практика Пятой Республики

Конституция 1958 года учредила пост Президента как арбитра, воплощающего Государство. Референдум 1962 года, одобривший предложение Главы государства впредь избирать Президента страны непосредственно народом, окончательно утвердили Президента Республики в ранге национального вождя, ибо он, в противовес депутатам, избираемым по округам, и назначаемым министрам, является отныне единственным избранником всей Нации.

Так Пятая Республика эволюционировала из парламентского режима с усиленной президентской властью в режим полупрезидентский, вернее, изобрела последний. В чем своеобразие полупрезидентской республики? Она смешивает в котле лучшие элементы парламентского и президентского режимов: от первого она берет парламентскую ответственность Правительства, активное участие последнего на всех стадиях законодательной и бюджетной процедуры, от второго — Президента, избираемого прямым и всеобщим голосованием, обладающего соответствующей властью. Однако отличие от того и другого состоит в том, что Президент Республики отвечает за долгосрочное развитие Нации, смотря вдаль, за горизонт, тогда как Правительство, вдохновляясь общими направлениями, определёнными Президентом, решает проблемы дня сегодняшнего.

Франция – цивилизованная европейская держава, которая за свою долгую историю существования прошла несколько типов управления государством, включая абсолютную монархию. Сегодня – это Республика, принципом правления которой является триединство понятий Свобода, Равенство и Братство. То есть народом управляет сам народ, который выбирает себе президента, а основным законом государства является Конституция. Почему же тогда Франция – Пятая Республика, что это значит?

Когда возникла I-ая Республика

Национальный Конвент

В 1795 году Конвент принял Вторую Конституцию, по которой избирательные собрания проводилось только в департаментах, исполнительным органом была назначена Исполнительная Директория ФР, упразднились дикстрикты и дикстриктивы, как форма промежуточного управления. При этом появилась новая территориальная единица – кантоны.

В 1804 году к власти пришел Наполеон I, который объявил себя императором, а свое государство – Французской Империей. Ему покорилась большая часть Европы, но в 1814 году Наполеону пришлось отречься от трона. К власти ненадолго, но вернулись Бурбоны. Наполеону удалось вернуться на императорский трон в 1815 году (правда, на короткое время) и разработать проект новой Конституции. Однако политическая ситуация в стране развернулась таким образом, что Наполеону пришлось уехать из Франции. Он добровольно сел на английский корабль, так как рассчитывал получить политическое убежище у англичан. Но те отправили его на далекий остров Атлантического океана – фактически, в ссылку, откуда побег был невозможен.

II-ая, III-ая, IV-ая Республики

Император Французской Империи - Наполеон Бонапарт

В период с 1830 по 1848 годы в стране произошло несколько революций. Последняя – в 1848 году – закончилась провозглашением Республиканской формы правления, отречения от престола короля Луи-Филиппа I и избранием на пост президента Республики племянника Наполеона I – принца Шарля Луи Наполеона Бонапарта. В 1852 году он провозгласил себя императором Наполеоном III. На этом существование Второй Французской Республики и прекратилось, длясь всего несколько лет – с 1848 по 1852 гг. Началась эра Второй Французской Империи, которая продлилась до 1870 года.

Этот режим просуществовал до 1940 года. За семьдесят лет произошло много изменений и событий на политической арене страны:

В 1946 году во Франции был принят проект новой Конституции, одобренный на референдуме. Это означало новый этап в истории страны под названием Четвертая Республика, которая характеризовалась парламентским строем и слабой властью со стороны президента. Длительность этого политического режима во Франции составляла всего несколько лет, вплоть до 1958 года.

Приход к Пятой Республике

Шарль де Голль - Президент Пятой Республики

В тот год произошел так называемый алжирский кризис, когда верхушка французской армии вышла из-под беспрекословного подчинения государству. Однако Четвертая Республика за 12 лет существования поменяла более 20 составов Совета Министров, что означало слабую государственную власть, работающую в режиме нестабильности. Военное командование, опасаясь, что власть в Алжире перейдет к повстанцам, готовилось к военному перевороту в Париже. Единственным выходом из сложившейся ситуации было призвать к власти генерала Французского Сопротивления в годы Второй мировой войны – Шарля де Голля.

В октябре 1958 года референдумом страны была принята следующая Конституция, усиливающая полномочия президента, который теперь избирался всенародно сроком на 5 лет (с 1962 года по 2000 год – на 7 лет). В ноябре месяце президент Коти подписал Конституцию, что означало переход к Пятой Республике. Шарль де Голль был выбран ее первым президентом.

Сегодняшняя Франция – это Пятая Республика, которая живет по законам Конституции, принятой в 1958 году, лишь немного доработанной после. Конституционный совет, как государственный орган, стал на страже Прав и Свободы французского народа. Так, в 1971 году Декларация прав человека и гражданина 1789 года была подтверждена с юридической стороны. Конституционный совет также выполняет обязанности Избирательной комиссии, следит за правильностью принятия законов, которые должны всецело соответствовать Конституции страны, и является окончательной инстанцией в решении самых важных государственных вопросов, которые обжалованию не подлежат, но обязательны для административных, правовых и судебных органов.

В современных СМИ Францию часто именуют Пятой Республикой, и это несколько поэтическое название рождает множество вопросов: почему присвоен именно этот порядковый номер, почему именно Франции, и где же тогда предшествующие Республики – Первая, Вторая, Третья и Четвертая.

Почему Францию называют пятой республикой?

  • Почему Францию называют пятой республикой?
  • Что такое республика
  • Что такое президентско-парламентская республика

Франция до Республики

После того как в 10 веке во Франции был избран первый король из рода Капетингов, эта страна продолжала оставаться монархией до конца 18 века. В 1328 году на троне воцарилась династия Валуа, а в 1589 году ее сменила младшая ветвь Капетингов – Бурбоны.

На протяжении веков в стране формировались довольно сложные отношения между классами. Уже к середине 18 века стало понятно, что королевская власть дискредитировала себя во многих аспектах, дворянство разорилось или погрязло в праздной жизни, буржуазия требовала новых привилегий, а крестьяне влачили нищенское существование.

Усиливающаяся дифференциация между классами и постепенное отставание Франции от своих соседей привело к росту социальной напряженности и вылилось в Великую французскую революцию, началом которой принято считать взятие Бастилии 14 июля 1789 года.

Республики с Первой по Четвертую

Далее в истории Франции начался период Республик, каждая имеет порядковый номер, соответствующий редакции Конституции государства. Первая Республика была учреждена 21 сентября 1792 года в день свержения короля Людовика XVI. Просуществовала она до 1804 года, когда Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором.

Поскольку разные политические силы видели развитие Франции по-своему, наступил затяжной период смены власти, длившийся около полутора веков. С 1804 по 1815 годы Франция оставалась империей, после низложения Наполеона был возведен на трон наследник династии Бурбонов Людовик XVIII.

В июле 1830 года снова произошла революция, а король отрекся от престола. Вторая Республика просуществовала с 1848 по 1852 год, но конституция в этот период была несовершенной, поскольку не помогала решать разногласия между президентом и Национальным собранием. В 1852 году Франция вновь стала конституционной монархией во главе с Луи Наполеоном Бонапартом, этот период истории назван Второй Французской империей.

Далее на ход событий повлияло усиление Германии, новый император был низложен, и период с 1870 года по 1914 год во Франции называется Третьей Республикой. В этот промежуток времени произошло событие, повлиявшее на ход всей истории – был подписан союз с Великобританией, сложилась Антанта.

Существенное влияние на историю Франции оказала военная и политическая обстановка на ее территориях вне Европы, в частности в Алжире.

Уже после Второй мировой войны в связи с изменением расстановки сил в мире и новым кризисом власти в стране была изменена Конституция Франции, и начался период Четвертой Французской Республики.

Пятая Республика

Событиями, послужившими причинами для пересмотра действующей системы, стали непрекращающиеся политические кризисы и обострившаяся ситуация в Алжире, когда военные вышли из повиновения правительству. После того как в 1958 году была принята новая Конституция Франции, страну стали негласно называть Пятой Республикой по номеру редакции главного правового документа государства.

Читайте также: